Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-13471

ЛОК-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА[1]

 

И.М.Мирошник

 

Международное движение «Антистресс», г. Москва

 

 

Статья впервые опубликована: Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса // Таврический журнал психиатрии, Симферополь, Т.3, № 2(9), 1999.  -  С.180-183.

 

   Введение

 

   В последнее десятилетие страны СНГ переживают глобальный социально-экономический кризис - период ломки общественного уклада,  нестабильности, нарушения привычного порядка в области идеологии, мировоззрения, этических норм, а также  многочисленных конфликтов,  которые порождают и поддерживают социально-психологические условия,  ограничивающие продуктивное развитие  личности. В соответствии с  законом  продуктивного развития  блокировка самоосуществления личности   является   одной  из основных  причин  длительных стрессовых состояний у   взрослых и детей [1;2].

   Ситуация требует разработки и  внедрения  в  практику  общественной жизни новых методов и средств, обеспечивающих психологическую защиту и реабилитацию продуктивной личности. Сегодня можно говорить о том,  что сохранение личностного потенциала - проблема национальной  безопасности.   Эта  государственная  и  междисциплинарная  проблема   не  может быть решена без объединения усилий психологов, социологов, культурологов, медиков, педагогов, юристов и специалистов других профессий.

   Одним из путей ее решения является разработка  методов  и  средств, обеспечивающих комплексную медико-психолого-педагогическую (МПП)  реабилитацию,  направленную  на развитие и гармонизацию самосознания личности [3].

   Отметим, что предлагаемый нами МПП подход к решению задачи реабилитации  личности не является синонимом дефектологического. Так как, с нашей  точки зрения, многие острые или хронические дистрессовые состояния и  неврозы, возникающие у взрослых и детей в условиях  социально-экономического кризиса, являются  следствиями  блокировки  возможностей   развития личности (экзогенный фактор  патогенеза), но не следствиями эндогенной ограниченности этих возможностей.

   Суть предлагаемого нами реабилитационного подхода - комплексное использование передовых технологий  реабилитации  личности  в  медицине, психологии  и  педагогике с  целью  создания  оптимальных  условий для  ее самоосуществления.  Очевидно, что  мы не обладаем средствами оперативного  воздействия  на  глобальные социально-экономические  процессы.  Однако,  для  достижения  поставленной цели  мы можем   воздействовать  на социально-психологические   и  педагогические  исполнительные механизмы, определяющие  социальную       ситуацию  развития личности. Воздействовать  таким  образом,  чтобы сформировать  новую систему экспектаций  общества постиндустриальной персоналистической  культуры,  в  котором  ценности  самоосуществления личности доминируют над ценностями потребления [2].

   Метод ЛОК-терапии   

 

   Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия (ЛОК-терапия) - новый метод оперативной психотерапии - реализует  средствами современных информационных технологий концепцию медико-психолого-педагогической реабилитации личности.

   ЛОК-терапия  отвечает современным тенденциям  краткосрочности,  интегративности и системности психотерапевтических воздействий и является личностно-ориентированной (персоналистической) по сути,  а  компьютерной - по форме.

   Краткосрочность (оперативность) ЛОК-терапии достигается за счет использования новых компьютерных технологий телеономической психокоррекции, обеспечивающих информационную психометрическую обратную связь [5]. 

   Как известно, цель, задачи и техники  любого  психотерапевтического направления, ориентированного  на  личностные  изменения,  вытекают  из представлений о причинах и специфике личностных нарушений  (патогенеза личности), что, в свою очередь, во многом определяется принятой  философско-психологической концепцией личности.

   Философско-методологический базис ЛОК-терапии (неософия) построен на  принципе синергии  (взаимодополняющего  единства)  ее  различных  компонентов: науки, искусства и религии.

   ЛОК-терапия базируется  на социальной теории постиндустриального персонализма и концепции триединства личности [1;2;3], учитывающих единство, но не тождество трех факторов, влияющих на продуктивное развитие (или патогенез) личности: природного (биологического), социального и духовного.

    Мы полагаем, что концепция триединства личности имеет предпосылки в религии, науке и искусстве и отражает определенный этап эволюции мышления и самосознания Человека. Очевидно, что комплексный анализ становления концепции триединства выходит за рамки данной статьи. Ниже мы приведем лишь некоторые аргументы, подтверждающие наш тезис о том, что тринитарная парадигма может рассматриваться как транскультуральный феномен эволюции самосознания Человека.

    Мы уже отмечали, что идея трoичности божеств - один из самых устойчивых и распространенных мотивов мифологии и  религии [1]. Троичность выступает и как базис синкретического философского конструирования в пифагореизме, платонизме, неоплатонизме и средневековой мистике Иоахима Флорского, Экхарта, Беме,  Силезиуса и др. 

    Такая эволюционно-историческая устойчивость этого транскультурального феномена  позволила нам выдвинуть гипотезу о существовании в коллективном бессознательном абсолютного архетипа триединства, степень и форма осознания которого во многом определяет уровень  культуры цивилизаций.  Мы полагаем, что осознание абсолютного архетипа триединства в Христианстве (как внутри себя личностного отношения трех ипостасей) качественно изменило мировоззрение и способ мышления человека, создав предпосылки для скачкообразного развития западной цивилизации.

    Важно отметить, что христианский термин "троица", подчеркивающий единство трех, вместо греческого "триада", фиксировавшего их различие, появляется  и начинает употребляться лишь во втором веке, то есть только после скачкообразного перехода мировой культуры через "осевое время" (Axenzeit), которое, согласно К.Ясперсу, выявило универсальный смысл истории.  Однако, не трудно проследить, как в истории философской мысли синкретическая религиозная форма осознания абсолютного архетипа триединства   была постепенно вытеснена антагонистической концепцией троичности - асимметричного диалектического становления, проходящего через антагонизм двух борющихся противоположностей (Фихте, Шеллинг и др.), - получившей наиболее полное выражение в диалектике Гегеля, где гармоничная троица заместилась диалектической триадой (тезис-антитезис-синтез), постулирующей иной способ взаимоотношений элементов троичности. Очевидно, что Гегелевская модель синтезируемого третьего качественно отличается от троичности, осознанной в Христианстве. Три компоненты универсальной схемы Гегеля несимметричны в своей основе и конституируют этап дисгармонии становления  - исторический период социального самоотчуждения человека [1].   

    В концепции триединства личности,  в отличие от триадической модели  Гегеля,  ни одна из трех субстанций самосознания  не является синтезом двух  других.  В ЛОК-терапии самоорганизация сознания происходит не вследствие "эманации абсолютного духа", но вследствие творческой активности личности, ее самоопределения в природной, социальной и духовной формах бытия. В ЛОК-терапии  возникает качественно новое отношение синергии, при котором третья (духовная) субстанция, не утрачивая самостоятельности, выполняет функцию гармонического дополнения к двум другим (но не их синтеза как такового). В этом негэнтропийном процессе происходит снятие неопределенности самосознания - переход от бессознательного  архетипа к тринитарной парадигме, - что приводит к повышению уровня самоорганизации и расширению  свободы личности.

   Апробация и внедрение программно-методического комплекса ЛОК-терапии "Интерактивный психологический театр" (ИПТ) в медицинских, образовательных  и санаторно-курортных учреждениях Ставропольского края, Крыма и других регионов России и СНГ подтверждают его эффективность   в решении широкого  спектра  задач   оказания   оперативной    медико-психолого-педагогической помощи населению. Ранее мы опубликовали результаты клинико-психологической апробации программно-методического комплекса ИПТ в процессе лечения больных алкоголизмом и  наркоманией  [3, 127-128].  Ниже рассмотрим  некоторые аспекты   применения  ЛОК-терапии  в  реабилитационной педагогике и в условиях санаторно-курортного лечения, а также наметим перспективные области ее применения.

 

   ЛОК-терапия в реабилитационной педагогике  

 

   В отечественной школе педагогической и возрастной психологии и детской психиатрии  традиционно  подчеркивалась  необходимость  сочетания психотерапии, основывающейся на  глубоком  изучении индивидуально-личностных особенностей ребенка, с  лечебно-корригирующей педагогикой (В.С.Мухина, Г.Е.Сухарева и др.). Однако в  практической деятельности  коррекционно-реабилитационных и   образовательных      учреждений  преобладает изолированный подход к ребенку, направленный на решение конкретных образовательных задач или на  диагностику и коррекцию отдельных нарушенных психических процессов, но не  на личность и поведение ребенка в целом.

   Реабилитационная педагогика, направленная на  самоопределение  личности, в единстве с лечебно-оздоровительным и профилактическим методами необходима сегодня практически каждому ребенку  подросткового  возраста. Но она особенно актуальна для решения задачи комплексной реабилитации детей с проблемами развития и поведения, которые стали жертвами антропогенного загрязнения окружающей среды или пострадали при межнациональных военных конфликтах.

   Проводимые нами медико-психолого-педагогические исследования позволяют предположить, что  программно-методический комплекс ИПТ может стать  реальным  инструментом   педагога, школьного психолога, детского психиатра, психотерапевта или социального работника детства.  Конечно, ИПТ не может устранить глобальные экологические или  социально-экономические  причины  нервно-психических,  поведенческих и личностных нарушений у  детей,  но  может служить  образцом,  задающим стандарт, стратегию и тактику, то есть - систему гуманизации отношений к личности ребенка.   Этим утверждением  мы хотим подчеркнуть, что наибольшей эффективности можно достичь широким внедрением ИПТ и его  применением  не  только для работы с детьми подросткового возраста, но и для психотерапии среды, то  есть социального окружения ребенка  в  семье, школе  и  других общественных институтах.

 

     ЛОК-терапия в санаторно-курортных условиях

 

   Современная ситуация и уровень развития психологической науки повышают требования к работе психотерапевта и психолога  на  курорте.  Еще недавно психотерапевтическая служба носила  характер  симптоматической помощи больному средствами косвенной психотерапии, гипнотерапии и т.д. Однако, в современных условиях,  возвращаясь  из  санатория  в психотравмирующую, стрессогенную  обстановку, больной в считанные  недели, а иногда и дни, растрачивает приобретенные таким способом адаптационные резервы. Не здесь ли кроются истинные причины   парадоксального регресса психотерапевтической службы в санаторно-курортных учреждениях, еще недавно выполнявших роль всесоюзных учебно-методических центров по психотерапии (например, в базовом санатории "Березовские  минеральные воды")?

   По-видимому, сегодня психотерапевт должен не только симптоматически  помогать больному, но и, насколько это возможно, оздоравливать личность  в  целом, то есть осуществлять каузальную психокоррекцию. Однако  при  существующих методах  психотерапевт может обеспечить  лишь   небольшую группу  пациентов,  нуждающихся  в психокоррекции личности. Поэтому личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия, одним из системных принципов которой является "единство симптоматической и каузальной психокоррекции", может стать реальным инструментом, с помощью которого психотерапевт сократит временные затраты, значительно повысит эффективность своей работы и создаст максимальный  психологический  комфорт для пациентов в условиях санаторно-курортного лечения.

   Например, в  специальной  литературе  неоднократно отмечалось,  что  психотерапевт, работающий на курорте, в силу очевидных  причин не в состоянии в полной мере реализовать такие мощные средства  воздействия на личность как либротерапия или  арт-терапия.  Напротив,  используя  ИПТ, всего за 3-4 сеанса (10-12 часов) ЛОК-терапии с  применением  методики "Я и другие" можно  добиваться результатов, которые требуют многих недель работы при использовании нетелеономических техник арт-терапии.    Апробация ПМК ИПТ в центральной курортной поликлинике (ЦКП) г. Евпатории в период летнего курортного сезона 1998 года показала реальные возможности этого комплекса в области оказания платных медицинских услуг населению. ИПТ был установлен в специально оборудованном  кабинете компьютеризированной психотерапии. Соответствующая платная услуга предлагалась отдыхающим на курорте [4]. Услугу оказывала врач-педиатр, прошедшая обучение (краткий курс "Введение  в  ЛОК-терапию")  на  учебных курсах, организованных Крымской Республиканской  Ассоциацией  Психиатров, Психотерапевтов и Психологов, и получившая соответствующий сертификат и лицензию профессионального пользователя. ПМК ИПТ применялся  с целью  психологического  консультирования  для  отдыхающих   различных  возрастных групп.

   В заключении ЦКП по результатам апробации указывается, что клиенты, прошедшие сеансы ЛОК-терапии, отмечали положительную коррекцию эмоционального состояния (общее  улучшение самочувствия и настроения, снижение  напряженности  и  тревожности), повышение  уровней  самооценки и уверенности в своих силах. Апробация оценивается как  успешная и подчеркивается, что внедрение ПМК ИПТ позволяет повысить  качество  обслуживания отдыхающих  и  эффективность  санаторно-курортного лечения.

   Необходимо отметить, что  в  санаторно-курортных  условиях ПМК ИПТ может функционировать не только в кабинете психотерапии, но и в других отделениях (например, функциональной диагностики, физиотерапии и даже в регистратуре). В каждом конкретном случае можно использовать те или иные возможности ИПТ. Так представляется целесообразным использовать психодиагностические тесты, включенные в модуль "Природная субстанция", для динамической оценки эффективности лечебного процесса; модуль автоматического секретаря - для первичной регистрации отдыхающих и т.д. Важно подчеркнуть, что ИПТ обеспечивает автоматическое ведение базы данных коллективного пользования и работу  с архивами (см. [3]), что позволяет  накапливать  и  анализировать  информацию,  упорядоченную по пользователям, клиентам, методикам,  временным   периодам  и т.д.

   Задаваясь вопросом, почему приблизительно в одинаковых условиях эксплуатации ИПТ может давать различные по эффективности результаты, мы приходим к выводу, что этот программно-методический комплекс особенно эффективен там, где для специалиста актуальна задача создания  в своем кабинете психотерапевтической среды, обеспечивающей наиболее полное раскрытие личностного потенциала; где, решая конкретную медицинскую,  психологическую,  педагогическую задачу,  профессионал  не  теряет  системного видения проблемы Человека.

 

    Перспективы ЛОК-терапии

 

   Проводимые клинико-психологические исследования позволяют  выделить перспективные области  применения  программно-методического  комплекса личностно-ориентированной  компьютеризированной психотерапии "Интерактивный психологический театр". Такое расширение сферы применения  ИПТ  прежде всего  обусловлено  новыми   социальными  задачами, которые поставлены  перед психологами, работниками  медицины  и  образования  в   условиях системного кризиса.

  Полагаем,  что  программно-методический комплекс  ЛОК-терапии,   выполняя функцию нового опосредствующего звена между врачом и пациентом, (психологом и клиентом, педагогом и учеником) может  оказаться полезным инструментом:

  1. В лечении алкоголизма и наркомании.

  2. В комплексной реабилитации детей  подросткового  возраста с проблемами развития и поведения (в том числе, пострадавших при межнациональных (военных) конфликтах, а также детей из зон антропогенного загрязнения).

  3. В санаторно-курортном лечении.

  4. В профилактике и лечении пограничных психических  нарушений.

  5. В психиатрии.

  6. В косметической хирургии.

  7. В психологическом консультировании.                                                                           

  8. В педиатрии и гуманизации родов.

  9. В системе внедиспансерной  медико-психолого-педагогической помощи населению     (в том числе в бытовых условиях).

  10. В психологической службе учебных заведений.

  11. В пенитенциарных учреждениях.

  12. В хосписах.

     

       Список  остается  открытым.  Каждое  из  этих  направлений  требует большого объема экспериментальных исследований, которые должны  завершаться выработкой научно-обоснованных и конкретных методических  рекомендаций. Очевидно, что такие исследования имеют  комплексный,  интегративный характер и возможны только в кооперации специалистов.

     

   Заключение

 

   Сегодня есть все основания полагать, что в условиях социально-экономического кризиса  широкое внедрение систем ЛОК-терапии в комплексе средств оперативной  медико-психолого-педагогической помощи населению может иметь практическое значение для решения задач психогигиены, психопрофилактики,  психокоррекции и  позволит в сжатые сроки  добиться  значительного медико-социального и психолого-педагогического эффектов.

 

 

 Литература

 

  1. Е.В.Гаврилин, И.М.Мирошник. Задача будущего. Теоретическая концепция. - М.,1996.
  2. И.Мирошник, Е.Гаврилин. Индивид, личность, постиндустриальное  общество // Свободная мысль (теоретический и политический журнал), № 7, 1996, с.102-116.
  3. И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин. Медико-психолого-педагогическая реабилитация личности средствами компьютерной  психотерапии.//  Таврический журнал психиатрии, № 3, 1998, c.116-128.
  4. Ю.Теслев. Свет в конце тоннеля? (психологи протягивают руку помощи). Евпаторийская здравница (городская общественно-политическая газета), № 90, 3 июня 1998 г., с.2.
  5. Gavrilin E., Miroshnik I. Orientable regulation of an individual's psycho-emotional state.// "BRUSSELS EUREKA '98", 47th World Exibition of Innovation, Research and New Technology. Official catalogue, p.208.

 

 

 

 



[1] Мирошник И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса. // Таврический журнал психиатрии, Т.3, № 2(9), 1999.  -  С.180-183.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛОК-ТЕРАПИЯ-В-УСЛОВИЯХ-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-КРИЗИСА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Ирина Макаровна МирошникКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Coordinator

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ирина Макаровна Мирошник, ЛОК-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛОК-ТЕРАПИЯ-В-УСЛОВИЯХ-СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО-КРИЗИСА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ирина Макаровна Мирошник:

Ирина Макаровна Мирошник → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
Публикатор
1499 просмотров рейтинг
21.02.2017 (2592 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
36 голос(а,ов)
Похожие статьи
В докладе представлена предложенная И.М.Мирошник принципиально новая теоретическая модель амфотерной психометрии – модель коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики, принципиально отличная от классической диагностики и традиционной психометрии. В отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения психических процессов, состояний и свойств личности, выполняли одновременно диагностическую, коррекционно-терапевтическую и развивающую функции.
210 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Названия вещей и событий даётся намне просто так, не с потолка. Их не придумали. Они дадены Богом, Всеобщей Сущностью. Показываем оное на нескольких простых словах русского языка с учётом сакрального воздействия ударных гласных.
Каталог: Филология 
576 дней(я) назад · от Валерий Василёв
Что такое ЛИчность? Имеет ли она какое либо значение в этом мире? От чего зависит её формирование, кроме непосредственного воспитания?! Оттого, как она именуется!
Каталог: Лингвистика 
672 дней(я) назад · от Валерий Василёв
В данной статье рассматриваются структурные составляющие профессионального имиджа современного учителя, способствующие преодолению психологических барьеров. В статье, на основе проведенного автором исследования, выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя: стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии, которые обеспечивают успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.
Каталог: Психология 
1163 дней(я) назад · от Фируза Нарзикулова
В данной статье рассматриваются проблемы психологических барьеров в профессиональной деятельности личности учителя. В статье, на основе теоретико-методологического анализа, выявлено, что подобные барьеры могут наблюдаться в различных ситуациях, особенно повышенной психофизиологической нагрузки, ответственных ситуациях, общении. Как показывает анализ статьи, психологический барьер в большей степени связан с особенностями личностной сферой педагога, которые проявляются как определенная внутренняя трудность, препятствие эффективной реализации профессиональной деятельности учителя начального образования.
Каталог: Психология 
1179 дней(я) назад · от Фируза Нарзикулова
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
1688 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Владимир Федорович Моргун. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Моргун Владимир Федорович, профессор , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г. Короленко, член Ассоциации психологов Украины , специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
1691 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Илья (Ислам) Имранович Ильясов. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Илья (Ислам) Имранович Ильясов (род. 7 июня1937, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии образования, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных пособий по педагогической психологии. В 1995—2004 — заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
1701 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
А.К. Дусавицкий. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися, представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология. Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в НИИ ОПП АПН СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка.
1705 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Юрий Михайлович ЗАБРОДИН. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Юрий Михайлович Забродин — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, основоположник отечественной научной школы современной психофизики, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.
1705 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛОК-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android