Ложный взгляд на освободительную борьбу бразильского народа
"Revista Brasileira de Estudos Politicos". Belo Horizonte. 1971, N 30.
В 1972 г. бразильский народ отмечает 150-летие своей независимости. Статья известного бразильского историка, профессора Федерального университета Байи Нелсона де Соузы Сампайо содержит попытку подвести итог разработке бразильской буржуазной историографией проблемы освобождения Бразилии от португальского господства. Рассуждения автора в общем развиваются в русле, проложенном крупнейшим историком начала XX в., главой консервативно-эмпирического направления в бразильской историографии Оливейрой Лимой. Суть концепции последнего1 заключалась в том, что бразильский народ получил независимость по милости монарха; благодаря этому-де сохранилось единство страны, которая тем самым была избавлена от кровопролитных войн, охвативших всю Испанскую Америку. Вместе с тем в работе Соузы Сампайо отразились и выводы современных бразильских ученых, которые пытаются учесть некоторые факторы социально-экономического развития Бразилии. В известной мере интерес к этим аспектам связан с успехами марксистского направления в бразильской историографии. Стремясь противопоставить марксистам новую, более гибкую концепцию истории страны, буржуазные истерики переписывают ее заново, отказываясь при этом от некоторых особенно устаревших предрассудков, свойственных прежним историографическим школам2 .
Соуза Сампайо пишет, что политическое освобождение народов Латинской Америки в начале XIX в. стоит в одном ряду с антиколониальной борьбой новейшего времени. Однако автор не развивает этот тезис, он не показывает, в чем состояла преемственность в развитии национально-освободительного движения народов мира. Более того, по существу, Соуза Сампайо противопоставляет борьбу бразильцев за независимость борьбе других народов за свое освобождение. Отрицая общие закономерности этого процесса, он уходит от характеристики роли народных масс как главных субъектов истории.
Соуза Сампайо перечисляет ряд фактеров внутреннего и внешнего порядка, обусловивших, по его мнению, появление самостоятельного бразильского государства. К ним он относит: так называемый "нативизм" (в его понимании это любовь к родной земле, на основе которой в последующую эпоху складывается идеология национализма), пример борьбы за независимость, которую вели английские и испанские колонии в Америке; воздействие идей Французской буржуазной революции конца XVIII в. на просвещенную часть бразильцев; недовольство населения меркантилистскими мерами португальского двора; политика Англии, благоприятствовавшая делу освобождения, переезд португальской королевской фамилии в Бразилию; наконец, деятельность масонов. Решающим же фактором завоевания независимости Соуза Сампайо практически считает переезд изгнанного Наполеоном португальского двора в Бразилию. Уже из этого перечисления видно, что автор - типичный эклектик, в его схеме факторы первостепенные равнозначны второстепенным.
Соуза Сампайо отнюдь не случайно игнорирует реальную историческую связь между провозглашением независимости Бразилии и важнейшими массовыми социально- политическими движениями колониального пери-
1 Oliveira Lima. Dom Joao VI no Brasil (1808 - 1821). Vol. I - III. Rio de Janeiro- Sao Paulo. 1945.
2 Cm. J. Honorio Rodrigues, Teoria da Historia do Brasil. Introdugao metodologica. Vol. 1 - 2. Sao Paulo. 1957.
стр. 179
ода, расшатавшими устои португальского господства в стране. Ни единым словом не упомянул он ни негритянскую республику Палмарис (XVII в.), ни неоднократные восстания колонистов против португальского гнета в Мараньяне, Пернамбуку, Байе и других капитанствах Бразилии в XVIII веке. Даже революционное движение народных масс в Пернамбуку в 1817 г., явившееся непосредственным прологом к провозглашению независимости Бразилии, в интерпретации Соуза Сампайо выглядит (вопреки новейшим исследованиям) как выступление аристократического меньшинства. Автор извращает существо проблемы складывания национального самосознания бразильского народа, сводя ее к самовоспитанию "интеллектуальной элиты".
В своих рассуждениях Соуза Сампайо смыкается с наиболее консервативным, монархическим направлением бразильской историографии, прославлявшим империю и рабовладельческие порядки. То, что автор завершает изложение актом провозглашения независимости принцем-регентом Педру в 1822 г., - несомненный шаг назад даже по сравнению с концепциями историка начала XX в. Рошы Помбу, считавшего провозглашение независимости чисто символическим актом, который еще должен был получить "санкцию со стороны истории"3 . Статья Соузы Сампайо - одно из свидетельств того, что бразильская буржуазная историография за последние годы не только не продвинулась в решении кардинальных вопросов национальной истории, но в известном смысле даже обратилась вспять к выводам, уже давно отвергнутым наукой.
-----
3 Роша Помбу. История Бразилии. М. 1962, стр. 317.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |