Libmonster ID: RU-13246
Автор(ы) публикации: Д. А. АВДУСИН

Закономерным итогом разложения первобытнообщинного строя и появления классового общества у всех народов, в том числе и у восточных славян, является возникновение государства. Этот процесс причинно связан с развитием средств производства, составляющим главную линию развития материальной культуры. Его сопровождают сложнейшие процессы социального развития, этнические и иные. Очерчивая историю материальной культуры домонгольской Руси, нужно оговориться, что возникновения древнерусской государственности и предшествовавших ей этногонических процессов в рамках этого очерка мы не касаемся, а за исходный рубеж рассказа принимаем IX - X столетия. Образование Древнерусского государства тесно связано с деятельностью и культурой племен, живших на его территории. Этому политическому явлению содействовал ряд факторов, в том числе улучшение техники производства. Подъем материальной культуры сказался и на расширении торговых свя-

стр. 103


зей, на появлении денежного обращения. Новая ступень развития древнерусской культуры ярче всего выявилась в материальной жизни городов, возникновение которых шло вместе с зарождением государственности. Сельское население Древней Руси также было вовлечено в сложный и многосторонний процесс образования государства, подъема культуры и возникновения городов. Правда, материальная культура древнерусской деревни известна пока недостаточно. Летописцы почти не уделяли внимания столь заурядным, с их точки зрения, фактам, как сельское хозяйство и быт земледельца. К настоящему времени древнерусских селищ - остатков неукрепленных поселений - известно немного. В северной части Руси их учтено 425, что намного меньше их истинного количества1 . Конечно, многие современные деревни занимают свои места искони, и это значительно усложняет поиски их древних остатков, часто уничтоженных более поздними перекопами культурного слоя2 . Но остатки деревень, покинутых в древности, найти тоже трудно, так как они не имеют никаких внешних признаков, а их культурный слой тонок. Все это в какой-то степени объясняет недостаточную археологическую исследованность древнерусской деревни. Значительно лучше изучены древнерусские деревенские кладбища - курганные группы. Всего на территории Северной Руси обнаружено около 1500 таких кладбищ.

Известные ученым селища и курганы дают возможность установить некоторые закономерности расположения древнерусских деревень и выяснить основные черты материальной культуры сельского населения Древней Руси. Деревни располагались на невысоких берегах небольших рек, рядом с возделывавшимися пашнями. Близость к реке обусловлена тем, что под пашню начали разделывать в первую очередь речные долины, плодородие которых обеспечивала их аллювиальная почва. Лишь позднее стали обрабатываться прилегающие к берегам рек лесные участки. Немалое значение имели заливные луга. Наконец, учитывались удобства водного пути: сухопутные дороги были редки и обычно связывали деревни лишь с ближайшим городом. При размещении деревни у реки принималась во внимание и возможность рыбной ловли. Бассейны крупных рек были заселены наиболее плотно, однако сельское население предпочитало селиться на малых притоках, так как берега крупных рек были небезопасны: по этим рекам слишком часто плыли люди, которые одновременно занимались торговлей, войной и разбоем. Для крупных городов, расположенных на больших водных артериях, шайки грабителей большой опасности не представляли. Селились также и на водоразделах, где обрабатывались лесные участки. Вдалеке от естественных водоемов селились только в том случае, когда высокое стояние грунтовых вод давало возможность вырыть колодец.

Распространенное представление о том, что древнерусские деревни состояли из небольшого числа дворов, неправильно. Среди этих деревень было немало крупных. Но с X в. происходит постепенное уменьшение размеров поселений, что является следствием разложения семейной общины и индивидуализации хозяйства. Основой сельского хозяйства было хлебопашество и связанные с ним животноводство и огородничество. В конце I тыс. в северных районах Руси преобладала огневая система земледелия, при которой вспашка земли и тягловый скот были почти не нужны, для обработки почвы требовалось лишь боронование. При залежной системе, господствовавшей на юге, часто приходилось поднимать целину, а поэтому надо было пахать землю, для чего требовался тягловый скот3 . В Южной Руси почвообрабатывающие орудия с железным наконечником появились раньше, чем в Северной. Здесь ими стали пользоваться только в конце I тыс., когда подсечная система земледелия вытесняется пашенной. Это изменение в обработке земли обусловлено тем, что огневая система земледелия очень быстро истощала почву, и поэтому приходилось часто менять участки, все дальше уходя от поселения или перенося жилье на новое место, что не всегда было возможно. Переход к лесному перелогу сокращал срок "отдыха" земли


1 А. В. Успенская, М. В. Фехнер. Поселения Древней Руси. Очерки по истории русской деревни X - XIII вв. "Труды" Государственного Исторического музея. Вып. 32, 1956, стр. 9.

2 Подробнее о культурном слое см.: Д. А. Авдусин. Полевая археология СССР. М. 1972.

3 В. П. Левашова. Сельское хозяйство. Очерки по истории русской деревни X - XIII вв. "Труды" Государственного Исторического музея. Вып. 32, 1956, стр. 21.

стр. 104


с 30 до 10 - 15 лет, но требовал более тщательной ее обработки. Кроме того, с разрушением семейной общины и индивидуализацией хозяйства трудоемкое подсечное земледелие становилось невозможным. К началу II тыс. на территории Древней Руси повсеместно распространяется паровая система земледелия.

Основным орудием обработки земли в Древней Руси была соха, а восточноевропейский плуг появился лишь в послемонгольское время4 . Сеяли на Руси тогда рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, горох, бобы, чечевицу, лен, коноплю, сажали капусту, а также возделывали ряд других культур. Зерна и семена этих растений найдены во многих сельских и городских поселениях, причем их ассортимент, по археологическим данным, шире, чем упоминается в летописях. Примеси семян сорняков к зернам, находимым при раскопках культурных растений, позволяют судить и о системе земледелия: на старопахотных почвах набор сорняков иной, чем на целинных; яровым же хлебам свойственны не те сорняки, что озимым. Главными возделываемыми культурами были пшеница (в основном на юге) и рожь (как правило, на севере). По материалам раскопок в Новгороде, рожь появилась на русском Севере в XI в., что связано с переходом к паровой системе земледелия. Но преобладающее значение эта культура имела здесь в XII веке. Пшеница, судя по тем же материалам, в Северной Руси являлась яровой культурой. Пшеничный хлеб ценился там, видимо, дорого, ибо упоминается только на боярских дворах. Хлеба на Руси жали, а траву косили. Известно большое количество древнерусских серпов и коротких кос-горбуш, а также других сельскохозяйственных орудий5 .

Важной отраслью сельского хозяйства было животноводство. О составе стада дают представление письменные источники. О нем можно судить и по находкам костей животных при раскопках. На поселениях X-XII вв. обнаружены кости лошади, коровы, мелкого рогатого скота, свиньи, собаки, кошки, курицы, утки, гуся. В количественном отношении домашние животные распределялись в такой последовательности: свинья, корова, мелкий рогатый скот, лошадь6 . Несмотря на то, что лошадь названа последней, в хозяйстве она играла главную роль. Многие стороны жизни древнерусского крестьянина, выявленные по данным курганов, а именно - по истории народного костюма, исторической географии Древней Руси и другим, остаются за рамками данного очерка (читатель может обратиться к соответствующей литературе7 ).

Еще в условиях родоплеменной общины в Древней Руси наблюдался подъем металлургии железа и улучшение техники металлообработки8 , следствием чего было появление железных наральников. Обработка почвы сохой с железным наральником повысила урожайность. До X в. использовался наральник длиною не более 20 см, позже (особенно с XII в.) его длина увеличивается. Подъем сельского хозяйства обусловил увеличение концентрации сельского населения9 , он способствовал и возникновению городов, которые, как показал М. Н. Тихомиров, появились в первую очередь там, где существовало достаточно развитое сельское хозяйство10 . Развитие земледелия было не единственной причиной этого явления. Огромную роль играли процессы возникновения классового общества и отделения ремесла от земледелия. По увеличению числа и плотности сельских поселений, считает Е. А. Шмидт, можно определить время возникновения города. Так, в IX - X вв. число и плотность таких поселений резко возрастают, например, вокруг Смоленска, что хорошо связывается с первыми упоминаниями об этом городе и подтверждает гипотезу М. Н. Тихомирова11 .


4 А. В. Чернецов. К вопросу о происхождении восточноевропейского плуга и русской сохи. "Вестник" Московского университета. Серия "История", 1972, N 2.

5 В. П. Левашова. Указ. соч.

6 В. И. Цалкин. Материалы для истории скотоводства и охоты в Древней Руси. М. 1956, стр. 143.

7 "Труды" Государственного Исторического музея. Вып. 32, 1956; вып. 33, 1959; вып. 43, 1967.

8 Б. А. Колчин. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси. М. 1953, стр. 20 - 22.

9 А. В. Успенская, М. В. Фехнер. Указ. соч., стр. 15.

10 М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М. 1956, стр. 60 - 64.

11 Е. А. Шмидт. Археологические памятники периода возникновения города Смоленска. "Смоленск, к 1100-летию первого упоминания города в летописи". Смоленск. 1967, стр. 43 - 62.

стр. 105


Анонимный Баварский географ IX в. перечислял, сколько "городов" (civitates) было у разных славянских племен в то время. По его сведениям, например, у бужан был 231 город, у уличей - 318, у волынян - 70 городов12 . Впрочем, эти цифры нельзя признать достоверными, так как не слишком понятно, что подразумевал автор под "civitates". В русских летописях первые упоминания о городах на Руси также датированы IX веком. К числу древнейших, возникших в незапамятные времена, летописец отнес Киев, Новгород, Смоленск и Белоозеро. Изборск, Полоцк, Ростов Великий, Муром и Ладога впервые упоминаются в летописи под 862 годом, а Любеч - на 20 лет позже. Можно спорить, какой из городов древнее13 . Однако имеющиеся данные письменных источников для решения этого спора недостаточны. Казалось бы, тут все карты в руки археологам. Но в результате раскопок установлено, что ни в одном из этих городов нет слоев IX века14 .

Тем не менее в реальности существования русских городов этого столетия все же нет сомнений. Тогда, правда, город только возникал, был маленьким, и обнаружить раскопками этот "пятачок" на территории большого современного города очень трудно. Трудность усугубляется еще и тем, что город, конечно, располагался в наиболее удобном для жизни месте не только в древности, но и в более позднее время. На этом "пятачке" в течение многих столетий часто возводили и заменяли постройки, в результате чего культурный слой первых десятилетий, а может быть, и веков перерыт до основания. На территории некоторых городов найдены случайно попавшие туда вещи, не имеющие прямого отношения к истории города. Например, обнаруженные в Киеве римские монеты и иные вещи первых веков нашей эры свидетельствуют только о том, что на нынешней территории города, вероятно, было несколько поселений, жизнь в которых прекратилась задолго до возникновения Киева. Вряд ли возможно, чтобы какой-либо древнерусский город появился ранее IX - X вв., так как только к этому времени на Руси сложились условия для возникновения городов, одинаковые на севере и на юге.

М. К. Каргер предположил, что Киев появился путем слияния нескольких поселений, существовавших на его территории. Исследователь сопоставляет одновременное существование в Киеве городища на Андреевской горе, на Киселевке и в Щековице с легендой о трех братьях - основателях Киева - Кие, Щеке и Хориве15 . Слияние этих поселений произошло, должно быть, в X веке. Первоначальный Новгород, по- видимому, также состоял из нескольких поселений.

Важнейшим признаком древнерусского города является существование в нем ремесленного производства. Ремесленники появились еще в родовых поселках. Первыми были металлурги и кузнецы. Они снабжали общину оружием и орудиями труда из железа, и община за это их кормила и одевала. Появление гончаров, литейщиков, косторезов, плотников и других ремесленников означало уже крушение родового строя. Ремесленники тянулись к боярским и княжеским усадьбам, надеясь найти в них более надежную защиту и сбыт изготовленных изделий. Хотя на Руси усадьба феодала была окружена не каменными стенами, а земляными валами, тем не менее то был типичный феодальный замок. С течением времени около стен замка располагалось сначала небольшое, а затем все увеличивавшееся поселение ремесленников, возникли торжища. Товары, привозимые купцами, находили сбыт у князя и его окружения. Но не торговля, а ремесло стало главным, определяющим моментом в развитии городов, потому что во внутренней торговле значительное место занимали изделия ремесленников. Во внешней же торговле это были продукты, полученные путем сбора дани с окрестного населения: пушнина, воск, мед, а также рабы. Первоначально городки еще мало отличались от сельских поселений: концентрация населения и ремесла была в них незначительной.


12 "Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii". "Magnae Moraviae fontes histprici". Vol. III. Brno. 1969, pp. 285 - 291.

13 В литературе появились утверждения, будто некоторые древнерусские города упоминаются в ранних армянских источниках. Эти данные пока не подвергнуты источниковедческому анализу.

14 Слои IX в. и даже более древние известны в Старой Ладоге, возникшей на земле чуди. Однако судьба этого города не типична для Руси.

15 М. К. Каргер. Древний Киев. Т. I. М. - Л. 1958, стр. 115.

стр. 106


В Смоленской, Ярославской, Черниговской областях находятся языческие кладбища X - XI веков. Они-то и дают наиболее древние свидетельства по истории материальной культуры Древней Руси. Особенно примечательны гнездовские курганы, находящиеся в 10 - 15 км от Смоленска. В Гнездове сближаются Западная Двина и Днепр. Узкий перешеек между ними прорезан многочисленными малыми речками. Это место имел в виду летописец, когда, рассказывая о пути "из варяг в греки", заметил, что "верх Днепра волок до Ловоти"16 . Путь на Ловать как раз начинается у Гнездова.

Первым упомянутым в летописи путешествием по водной дороге "из варяг в греки" был поход Аскольда и Дира в 862 г. из Новгорода на Днепр-реку. Согласно летописи, эти "мужи" не решились подойти к Смоленску17 , а Киев привлек их внимание тем, что сей "градок мал" и остался без правителей, которые "изгибоша". Аскольд и Дир даже не завоевывали Киева, а "остались в городе этом". Эти данные свидетельствуют о том, что Аскольд и Дир шли по малоизвестной дороге. Вторым путешествием по Днепровскому пути, согласно летописи, был поход Олега в 882 году. Но и Олег остановился в Киеве18 . По-видимому, путь "из варяг в греки" не был тогда еще ни постоянно действующим, ни торговым. Нумизматический материал позволил В. Л. Янину предположить, что становление этого водного пути происходит не раньше X века19 . Днепровская дорога начала функционировать не ранее открытия пути по мелким речкам и волокам из Двины в Днепр. К середине X в. Днепровский путь, несомненно, уже действует. Об этом свидетельствует его описание Константином Багрянородным.

Там, где находился волок, нужны были люди для перетаскивания судов, плотники для их ремонта, ремесленники для изготовления сбруи, одежды, обуви и разного инвентаря, а также торговцы или земледельцы, снабжавшие путешественников хлебом и другими продуктами питания. Поселения ремесленников и торговцев возникали на концах волоков. Таким поселением было, в частности, Гнездово. Возле поселка располагалось кладбище, на котором хоронили и местных жителей и тех, кто погиб на пути с Двины на Днепр. Курганов начала X в. в Гнездове мало. Основная масса насыпей возведена во второй половине этого столетия. Преобладающим обрядом захоронения было здесь трупосожжение. Этот обряд обычен для языческого периода у славян и германцев. Описан он и в "Повести временных лет". Наиболее многочисленную группу погребений составляют захоронения ремесленников. Об этом говорят находки орудий труда: напильники, керны, молоточки, резцы, долота и ножи, служившие для обработки дерева. Найдены здесь также шлаки, тигли, литейные формы и незаконченные изделия. На основании находок в Гнездове можно судить о технологии древнерусского ремесла. Гнездовские ножи, например, оказались сделанными из трех слоев металла, причем внутренний слой - твердый, а наружные - мягкие. При работе наружные мягкие слои стирались, а внутренний, режущий слой всегда выступал. Такой нож был самозатачивающимся20 . Сваренные железные и стальные полосы служили основой для изготовления серпов и кос, мечей и копий. Были изобретены на Руси или переняты у других народов формы некоторых бытовых предметов. В X в. появляются заимствованные с арабского Востока шарнирные ножницы, стариннейший экземпляр которых найден в Гнездове. Древнейшая русская бритва также обнаружена здесь.

Важнейшим новым явлением городской жизни стало денежное обращение. В гнездовских курганах часто встречаются серебряные монеты - дирхемы арабской, преимущественно среднеазиатской чеканки, поступавшие на Русь в столь огромном количестве, что даже в наши дни встречаются клады этих монет, а в Средней Азии, наоборот, их давно нет. В проникновении дирхемов на Русь основную роль играл путь по Волге, также описанный летописцем. Этот путь начал функционировать, ви-


16 "Повесть временных лет". М. - Л. 1950, стр. 11.

17 "Устюжский летописный свод". М. - Л. 1950, стр. 20.

18 Видимо, население Киева было тогда немногочисленным и не могло оказать сопротивления дружинам Аскольда и Дира, а также Олега.

19 В. Л. Янин. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М. 1956, стр. 105.

20 Б. А. Колчин. Указ. соч., стр. 75.

стр. 107


димо, на рубеже VIII и IX вв., и открыли его славяне: древнейшие клады дирхемов встречаются лишь на славянских землях21 . В X и XI вв. в Киеве, Новгороде, Тмутаракани была предпринята попытка чеканки собственных монет. То были первые русские монеты. Большинство их чеканено при Владимире I Святославиче. В курганах обнаружены и разрезанные на части дирхемы: так удовлетворялась потребность в разменной монете. Находят здесь и маленькие складные весы с привесными чашечками и гирьки к ним. Посредством этих весов купец взвешивал серебро. Иранские бронзовая лампа в виде головы женщины и поливная тарелка, серебряные привески со скандинавским орнаментом попали в Гнездово, видимо, путем торговли. В курганах представителей быстро феодализировавшейся верхушки общества, купцов, воинских предводителей встречается особенно богатое оружие. В кургане "Черная могила" (Чернигов) под насыпью высотой около Ими окружностью 125 м обнаружены остатки мощного костра, на котором было сожжено несколько трупов. Двойной комплект вооружения, а также удвоенность значительной части остального инвентаря заставляют предполагать, что главными в "Черной могиле" являются погребения двух, воинов: взрослого (возможно, черниговского князя) и юноши. Женские украшения и орудия труда (серпы, скобели, долота, топоры), найденные здесь, свидетельствуют о погребении рабынь и рабов. В "Черной могиле" присутствуют мечи, кольчуги, шлемы-шишаки, стрелы, металлические сосуды, остатки деревянных ведер, глиняные горшки, замки, ключи, оселки, набор костей для игры в бабки, игральные кости, расчески, привозная сабля, золотые византийские монеты. Судя по монетам, погребение относится к концу X века. Когда насыпь кургана была доведена до высоты 7 м, на нее были положены снятые с кострища шлемы и кольчуги, а также два кубка из рогов тура, окованные серебром. Все эти вещи были возложены на курган в момент совершения тризны, после чего насыпь еще увеличили. Находки этого кургана говорят об обособлении феодальной верхушки общества и накоплении в ее руках значительных богатств. Серпы и косы, а также кости домашних животных, обнаруженные в гнездовских курганах и в "Черной могиле", убеждают нас в том, что для жителей Чернигова и Гнездова занятие сельским хозяйством было обычным, каждодневным.

В одном из гнездовских курганов были найдены черепки привозного сосуда, представляющего собой амфору. На Руси их называли корчагами. Существует предположение, что их изготовляли в Корчеве (то есть в Керчи). На гнездовской корчаге есть надпись, которую прочитали как "горушна" (горчица)22 . Это самая древняя русская надпись. Датируется она серединой X века. В некоторых гнездовских, черниговских и ярославских курганах встречается значительное число скандинавских вещей, что дало сторонникам так называемой норманнской теории объявить эти курганы скандинавскими. Норманисты, ссылаясь на известную легенду в летописи о "призвании варягов", утверждают, будто государство на Руси было создано скандинавами. Но русские ученые показали, что это место в летописи является позднейшей припиской. Тем не менее норманисты и поныне опираются на легенду, игнорируя ее критику. Они также объявили, что оружие из черниговских, гнездовских и ярославских курганов является варяжским. Но, как доказал А. В. Арциховский, там преобладает русское оружие23 . Выяснилось, что скандинавскими там были главным образом женские украшения, относившиеся к тому же ко второй половине X века. Таким образом, эти вещи появились на Руси спустя сто лет после пресловутого "призвания варягов"24 . Среди лиц, погребенных в черниговских, ярославских и гнездовских курганах, есть и скандинавы. Об этом говорят погребения в ладье. Име-


21 В. Л. Янин. Указ. соч., стр. 89.

22 Д. А. Авдусин. Гнездовская корчага. "Материалы и исследования по археологии СССР", N 176, 1970.

23 А. В. Арциховский. Русская дружина по археологическим данным. "Историк- марксист", 1939, N 1; его же. Русское оружие X - XIII вв. "Доклады и сообщения" исторического факультета МГУ. Вып. 4, 1946.

24 В. С. Дедюхина. Фибулы скандинавского типа. "Труды" Государственного Исторического музея. Вып. 43, 1967,

стр. 108


ются и иные черты скандинавских погребальных обычаев25 , но число достоверно варяжских погребений в рассматриваемых курганах невелико.

Русская государственность и русские города возникли в силу социального развития местных славянских племен, а не в результате вмешательства скандинавов. Историю ряда ранних древнерусских городов мы хорошо представляем благодаря анализу письменных источников и археологическим исследованиям. Одно из первых летописных сообщений о Киеве рисует его как "на горе градок". Расположение этого города на высоком берегу Днепра типично для большинства древнерусских городов. Каждому жителю и многим ремесленникам (кузнецам, кожевникам, гончарам) была нужна вода. Кроме того, водный путь был самым удобным и дешевым. Поэтому ремесленно-торговые пригороды возникали прежде всего у реки, а детинец (крепость), населенный знатью, располагался высоко над рекой, на удобном для обороны мысе. В письменных источниках обычно деление городов на "гору" и "подол". На Андреевской горе в Киеве обнаружены остатки оборонительных сооружений, срытых или засыпанных в X в., когда старые городские укрепления были уже недостаточны для разросшегося города. Новым валом и рвом город был обнесен при Владимире Святославиче, и его территория в тех пределах получила название Владимирова города. Размеры предшествовавшего ему поселения были ничтожны.

При раскопках городов частой находкой являются остатки ремесленных мастерских. Особенно много их отрыто в Новгороде в слоях XII - XIV веков. Известны они и в других древнерусских городах. Старая Рязань является самым большим из русских городищ. Она обезлюдела после монгольского погрома 1237 г., когда город был разрушен и больше не восстанавливался. (Имя Рязань дали в XVIII в. городу Переславлю-Рязанскому.) В Старой Рязани найдено два горна для производства железа. Железо изготовляли из болотной руды, загружая ее в горн - "домницу" - вперемешку с древесным углем. Уголь поджигали, снизу мехами нагнетали воздух, и в домнице происходил химический процесс восстановления железа без его плавления. Тяжелое восстановленное железо оседало вниз, образуя губчатый сгусток-крицу. Крицу вынимали и уплотняли проковыванием. Около домниц обнаружено много шлаков, криц, глиняных воздуходувных сопел. Крицы встречаются и во многих других местах. Сопла находили также в Смоленске, но в меньшем количестве, чем в Старой Рязани. С помощью археологических раскопок обнаружено много кузниц. Одна из них найдена, например, в Суздале. На территории Киева кузниц пока не удалось обнаружить, но они, несомненно, там были. В древней части Киева была раскопана полуземлянка, в которой найдено множество кузнечных изделий: две косы, серп, безмен, замки, конские путы, долото, скобель, ножи, сверло, стрелы, значительное количество криц и шлаков. Видимо, здесь или рядом была кузница.

Орудия древнерусских кузнецов известны в полном ассортименте: наковальни, молоты- ручники, кувалды, клещи, зубила, пробойники. В XI - XII вв. кузнец обычно был универсалом, он производил изделия всех типов. Но уже тогда намечалась специализация этого ремесла. Технологию обработки железа в те времена удалось изучить с помощью современных металлографических методов. Для изготовления орудий и оружия в Древней Руси широко употреблялась сталь. При производстве стальных изделий принимался во внимание режим их термической обработки, который был разным при изготовлении напильников, ножей, долот и ряда других инструментов. По своей форме древнерусские напильники похожи на современные, но насечка на них не перекрестная, а односторонняя. Русские кузнецы изготовляли сложнейшие по тому времени предметы. К ним относятся, например, замки. Эта вещь состояла из 40 деталей, каждая из которых требовала своей технологии изготовления: нужно было уметь сваривать железо со сталью, освоить горновую пайку медью и т. д. Русские замки славились и за границей. Их, например, охотно покупали в Чехии.

В обработке цветных и благородных металлов ремесленники Древней Руси также достигли больших успехов. Литейных мастерских, где производились недорогие украшения для народа, найдено много, особенно в Новгороде. Широко распространены изделия бронзолитейщиков, требовавшие сложных приемов изготовления. Таковы колокола, известные в Киеве и небольших городах Киевской земли. Долгое время находи-


25 Д. А. Авдусин. Археология СССР. М. 1967.

стр. 109


лось под сомнением русское производство колоколов. Этот вопрос был решен положительно после того, как на одном колоколе были обнаружены русские буквы. Литьем изготовляли распространенные в то время предметы вооружения - булавы и кистени, а также многие другие вещи. Пользовались заслуженной славой русские ювелирные изделия. Центром их производства был Киев. Русские мастера умели делать вещи, украшенные зернью, сканью, - эмалью и чернью. Зернь - древний ювелирный прием, когда на золотую или серебряную основу припаивались мельчайшие шарики того же металла, образующие красивую игру светотени. Другой ювелирный прием - скань, или филигрань, - заключается в том, что припаивались не шарики, а тонкие ленточки драгоценного металла. Техника скани использовалась и при украшении изделия эмалью. Тонкой золотой ленточкой, припаянной к золотому основанию, обводилась каждая деталь будущего рисунка. Например, для изображения глаза отдельные ячейки делались для зрачка, радужной оболочки, глазного белка, контура глаза и т. д. Каждая ячейка заполнялась составом особого, отличного от соседней ячейки цвета. В результате получалось многоцветное изображение с тончайшим сочетанием красок26 . Из золота с эмалью делались венчики, шейные цепи, составлявшиеся из медальонов, колты - фигурные коробочки (часть наряда женщин). Чернь применялась для серебряных изделий и состояла в покрытии рисунка особым составом черного матового цвета. Чернеными делали браслеты и колты.

Ювелирные изделия Древней Руси были высокохудожественными изделиями. Особенно много колтов, браслетов и иных украшений найдено в Киеве. Из них большая часть была зарыта при набегах половцев и приближении монголо-татарских орд, а владельцы их, видимо, погибли во время нашествий. На территории Киева учтено 47 кладов, зарытых между 1170 и 1240 годами. Один из таких кладов, причем не самый богатый, был найден у Десятинной церкви в 1911 году. Он состоял из б серебряных гривен киевского типа, 2 золотых колтов с перегородчатой эмалью, 2 золотых цепочек, 7 золотых сережек, витого серебряного браслета, 5 серебряных перстней27 . Известны клады и в других местах Киевской земли, Волынского, Черниговского, Новгород-Северского княжеств, Старой Рязани, Владимира и иных городов и земель. Но кладов не обнаружено в Новгороде Великом, Пскове, Полоцке, Смоленске, так как эти города не были разрушены ордами Батыя.

Производство эмали тесно связано со стеклоделием. История русского стеклоделия хорошо изучена благодаря применению метода спектрального анализа28 . Долгое время считалось, что стеклянные изделия, находимые в древнерусских городах и курганах, в большинстве своем привозные. Сейчас удалось выяснить, что с конца XI в. на Гуси стали широко распространяться стеклоделательные мастерские. В них изготовлялись бусы, стеклянные браслеты, оконное стекло, сосуды, поливы на изразцах и некоторых других глиняных изделиях. Наиболее распространенным украшением древнерусских горожанок в XII - XIII вв. были стеклянные браслеты: желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые, коричневые, черные. Встречаются и двухцветные: черный браслет перевит желтой стеклянной ниточкой. В Смоленске были освоены технологические приемы производства красного стекла и красной поливы. В Киеве раскопана мастерская па производству стеклянных браслетов. Там найдены горны и тигли для плавки стекла. Стекло изготовлялось и в ряде других русских городов, но монголо-татары разрушили эти города, а с ними вместе и ремесленные мастерские. На Руси были распространены и привозные стеклянные бусы. В Новгороде, Смоленске и других городах продолжалось изготовление стекла. Широкое производство стекла было важным техническим достижением домонгольской Руси, не получившим дальнейшего развития из-за глубокого упадка ремесла, вызванного монголо-татарским нашествием.

Видное место среди ремесел занимало гончарное производство. Гончары изготовляли разнообразные по форме глиняные изделия: горшки, миски, сковородки, светильники и многое другое. Все это делалось на гончарном круге с середины X века. Гончарные горны для обжига посуды найдены в Киеве, Старой Рязани, Белгороде. В древнерусском


26 Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М. 1948.

27 Г. Ф. Корзухина. Русские клады. М. - Л. 1954, стр. 109.

28 Ю. Л. Щапова. Стеклянные изделия древнего Новгорода. "Материалы и исследования по археологи?! СССР", N 117, 1963.

стр. 110


городе Вщиже (около Брянска) обнаружен горн ХШ в. длиной около 2 метров. Он имел как бы два этажа: нижний - для топки, верхний - для обжига посуды, в нем сохранились 26 обжигавшихся там горшков. В гончарном ремесле, как и в металлообрабатывающем, произошла дальнейшая специализация. С X в. на Руси появляется кирпич, производство которого возникло, (видимо, не без византийского влияния. Формы русского и византийского кирпича сходны. Кирпич в Древней Руси представлял собой почти квадрат со стороной около 30 см. Первоначальная толщина его 2,5 см, затем она постепенно увеличивалась, а стороны квадрата уменьшались. В Древней Руси кирпич назывался греческим словом "плинфа" (отсюда русское слово "плита"). Неподалеку от Софийского собора в Киеве найдена гончарная печь для обжига изделий, около которой находился глубокий котлован, заполненный обломками бракованного обожженного кирпича. Эта находка с точностью указывает, что в печи обжигалась плинфа. Гончары делали и яркие поливные плитки, которыми украшались полы некоторых зданий, и черепицу для крыш, и художественные изделия из глины. В Смоленске найдены в большом количестве глиняные, покрытые разноцветной поливой ручки столовых ножей - часть парадного прибора. В Новгороде отрыта мастерская игрушечника, изготовлявшего погремушки в виде птичек, покрытых желтой поливой. В Киеве производились глиняные яйца-писанки, украшенные поливным узором, напоминающим фигурные скобки. Эти изделия имели широкий сбыт. Они встречаются и на Руси и за ее пределами.

Древнерусские горожане носили преимущественно кожаную обувь: лапти во время раскопок не обнаружены. Кожаные ботинки и сапоги, а также другие кожаные изделия - ножны ножей, кошельки, седла - украшены узором из дырочек, тисненой плетенкой или аппликациями. В Новгороде отрыта изба кожевника, к которой пристроен ящик с остатками извести и шерсти. Известью удаляли шерсть со шкур. Кожевник одновременно был и сапожником: вокруг избы найдена масса обрезков кожи. В культурном слое древнерусских городов встречается огромное количество щепы - след работы плотников. Токари по дереву, несомненно, существовали с X века. С этого времени встречаются деревянные чаши, выточенные на токарном станке, который конструктивно родствен гончарному кругу и появляется вслед за ним. Найдены все детали древнерусского токарного станка. Точеные чаши нередко покрыты художественной резьбой. Резчики по дереву украшали не только посуду, но и мебель, лодки, дома. В Новгороде найдены две резные колонны XI в., которые могли подпирать, например, крышу крыльца дома. На них вырезан сложный узор в виде переплетений лент, обрамляющих медальоны, в центре которых изображены кентавры. Спустя полтора века похожим узором были украшены стены владимирских соборов. Резьбой украшались и наличники окон.

В древнерусских городах найдены тысячи великолепных образцов прикладного искусства: изделия "з дерева, кости, камня, цветного и черного металлов, из кожи, бересты. Особенно много таких изделий найдено при раскопках в Новгороде29 . В развалинах древних киевских построек обнаружены многочисленные резные каменные плиты. Особенно замечательны монументальные рельефы на плитах из красивого камня - шифера. На одном из них изображены две фигуры на конях (некоторые исследователи считают, что это портретные изображения князей Ярослава и Изяслава). Прикладное искусство Древней Руси в результате раскопок предстало перед нами как бы заново.

По данным летописей, в IX - X вв. на Руси насчитывалось лишь 25 городов. Это число только в какой-то степени отражает истинное количество городов: летописец не ставил своей целью создать полный список. В XI в. в источниках появляются упоминания еще о 64 городах (причем 52 из них упомянуты во второй половине столетия), а в XII в. летописец называет новые 134 города30 . Именно к XII в. относится термин "Гардарика" - "Страна городов", которым называют Русь скандинавские источники. Из этих 134 городов большинство не были крупными населенными пунктами. Своим возникновением они обязаны развитию и углублению феодальных отношений. В княжеских землях феодалы не любили жить вблизи князя: только в своих поместьях они оставались фактически независимыми, творили суд и расправу. Со временем многие из


29 Г. Н. Бочаров. Прикладное искусство Новгорода Великого. М. 1969.

30 М. Н. Тихомиров. Указ. соч., стр. 32.

стр. 111


феодальных усадеб превращались в мелкие городки, иной раз становившиеся столицами удельных княжеств. Эти городки далеко не всегда упоминались летописцами.

М. К. Каргером раскопан маленький городок в Шепетовском районе, Хмельницкой области31 . Остатки данного поселения укреплены тремя линиями мощных валов и глубокими рвами. Городок был застроен глинобитными жилищами, окруженными хозяйственными постройками. Среди вещей, найденных при раскопках, много различных орудий ремесленников. Обнаружены и привозные предметы, изготовленные, видимо, в Киеве и Вышгороде, с которыми население этого городка поддерживало постоянную связь. Вещи иноземного происхождения - романское бронзовое блюдо и серебряный сосуд с латинскими надписями - попали на поселение, возможно, через Киев. Повсеместно было найдено различное оружие: стрелы, боевые топоры, копья, булавы, а также мечи, сабли, кольчуги, шлемы. Раскопано много шпор, в том числе инкрустированных золотом и серебром. В большом количестве встречаются бытовые предметы - глиняные сосуды, ножи, кресала, деревянные ведра, замки и ключи, украшения - серебряные колты и браслеты, а также височные кольца, проволочные браслеты и перстни. Последними чаще всего пользовались крестьяне, которых, видимо, в городе собралось много из окрестных мест. Здесь они искали спасения от врага. Тесную связь жителей этого города с земледелием показывает множество найденных сельскохозяйственных орудий: лемехи, чересла, серпы, косы, лопаты, жернова и пр. В хозяйственных постройках обнаружены запасы ржи, пшеницы, ячменя, овса, проса, гороха и других сельскохозяйственных культур. Этот городок находился на пути монголо- татарских войск между Киевом и Владимиром-Волынским. Как предполагает М. К. Каргер, городок возник в XII в. и погиб в 1241 году. Исследователь считает это городище остатками г. Изяславля, впервые упоминаемого в летописи под 1127 годом. О военном разгроме городка, сопровождавшемся пожаром, говорит обугленность всех построек, большое количество человеческих скелетов, в том числе найденных в укромных местах: в подполе и даже в печах.

Археологами раскопаны также остатки маленькой крепости, название которой не сохранилось. По ближайшему селу Райки, Бердичевского района, Житомирской области, археологи называют это городище Райковецким32 . Оно укреплено высоким валом и глубоким рвом. Его площадь вместе с валами и рвами равна 1,25 га, а внутри укреплений - только 0,3 га. Основой вала служили деревянные клети, а на валу стояли деревянные башни. Жилищами в Райковецком городище служили полуземлянки. Жилые и хозяйственные постройки окаймляли городище кольцом, внутри которого были ремесленные мастерские: кузницы, ювелирные, железоделательные и другие. Железо варили в сыродутных горнах из местной болотной руды. Во всех помещениях были найдены многочисленные орудия труда, украшения, оружие, бытовые предметы, зерна злаков и кости животных. Под развалинами построек, на площади городища и в оборонительных рвах обнаружено много скелетов погибших защитников крепости, которая, как и Изяславль, была уничтожена монголо-татарами в 1241 году.

Бурный рост русских городов во второй половине XI - XII вв. совпадает с их экономическим развитием, о котором свидетельствует прежде всего явное увеличение ремесленного производства. Растет количество мастерских и производимых ими вещей. Наблюдается строительство большого числа таких дорогостоящих кирпичных и каменных зданий, как церкви. Многие города расширялись и застраивались. Киев расширил свои пределы, и здесь были построены Десятинная церковь и ряд дворцовых зданий. При Ярославе территория детинца была снова увеличена и заново укреплена. Это свидетельствует об экономическом подъеме Киева. В XII в. значительно выросла территория Смоленска, а укрепления, охватывавшие город, были усовершенствованы. Несомненно, в этом же веке расширились и пределы Новгорода.

О ранней планировке городов, их территориальных изменениях известно пока мало. Судя по примеру Новгорода, заселялись прежде всего приречные участки. Дома строились по улице, перпендикулярной к реке. Когда свободные места вблизи реки оказывались занятыми, основывалась следующая улица. Но делалось это неохотно:


31 М. К. Каргер. Древнерусский город Изяславль в свете археологических исследований 1957 - 1961 гг. "Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований 1961 г.". М. 1962, стр. 59 - 61.

32 В. К. Гончаров. Райковецкое городище. Киев. 1950.

стр. 112


население предыдущей улицы, видимо, противилось прокладке новой, так как она занимала их огороды, сады, выпасы. На поселенцев, строившихся на новом месте, ложились различные уличные повинности (например, мостовая), нести которые большим коллективом было легче, чем в одиночку33 . Улицы, по которым проходили дороги, ведшие к центру города, с течением времени получали преимущество: их местоположение оказывалось выгодным для размещения лавок, харчевен, мастерских, обслуживавших приезжих. Но приречные улицы долго сохраняли свое значение как расположенные у водной дороги и у рыболовецких урочищ.

Обычным жилищем в городах Руси до татаро-монгольского нашествия являлись землянки, стены которых обкладывались деревом. В землянках было теплее, чем в избах. На высоких холмах Киева землянка - обычное явление, но в приречных районах их не рыли, так как яму заливало грунтовой водой. В Суздале были и землянки и избы. В Новгороде, с его низинным расположением, землянок не строили. Итак, тип жилища зависел от уровня грунтовых вод. В местности Перынь (вблизи Новгорода) обнаружены землянки: почва там сухая. Бревенчатые дома, как правило, были небольших размеров. Печь обычно топилась по-черному, то есть дым выходил через двери и окна, которые затем закрывались, накаленная же печь излучала тепло. В окна домов была вставлена слюда, гораздо реже - стекло. В Новгороде печи часто имелись во втором этаже жилища: большинство домов стояло на подклетях (невысоких нижних этажах). До сих пор в Новгородской земле многие крестьянские дома имеют подклети, изолирующие жилое помещение от сырой почвы; нижний же этаж используется в качестве склада хозяйственного инвентаря.

Древнейшими остатками каменной постройки на Руси являются развалины Десятинной церкви в Киеве, возведенной в 989 - 996 годах. Она стояла в окружении нескольких дворцовых зданий, выстроенных из камня и кирпича. Воротная Софийская башня Владимирова города была построена также из кирпича. Киевские постройки X в. свидетельствуют о зрелости строительной техники, устойчивости традиций, которые станут затем характерными для грандиозного строительства времен Ярослава Мудрого. В ранних киевских постройках ряды дикого камня (преимущественно красного кварцита, добывавшегося у г. Овруча) чередовались с рядами плинфы. Строительный раствор имел высокое качество34 . В X в. каменные постройки известны только в Киеве, строить из камня в Новгороде стали не раньше первой половины XI века. В первой половине XI в. пределы киевского детинца были значительно расширены. Он был обнесен земляным валом и укреплен крепостными башнями, из которых до наших дней сохранились (в развалинах) лишь Золотые ворота, являющиеся выдающимся памятником древнего киевского зодчества. Десятинная церковь просуществовала 250 лет. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В ней скрывались последние защитники Киева, и раскопки раскрыли драматическую картину их гибели.

Древнейшее сохранившееся здание Киева - Софийский собор, заложенный в 1037 году. Внутри это монументальное здание расписано фресками. На одной из них изображены члены семьи Ярослава. Мозаикой были украшены стены и пол храма, а его шиферные парапеты - скульптурой. Драгоценная церковная утварь довершала пышный облик собора. Византийское наследие, усвоенное русскими зодчими, по мнению М. К. Каргера, уже в ту раннюю пору было ими коренным образом переработано. В детинце тогда же был выстроен ряд храмов и, вероятно, возведены постройки дворцового характера. В своем монументальном строительстве Ярослав открыто противопоставлял Киев столице Византии Царьграду. Ко второй половине XI в. Киев выглядел обширным и богатым городом, но рядом с каменными княжескими и боярскими хоромами в нем уживались землянки бедного люда. Почти в то же время в Новгороде строится другой великолепный храм, также называвшийся Софийским собором (1045 - 1050 гг.). Его неповторимый облик выделялся на фоне деревянных домов и главенствовал над ними. Исследователи считают, что прототипом новгородского Софийского собора был собор в Киеве, но они указывают и на существенные различия между ними в конструктивных особенностях и в художественном замысле. Церкви


33 П. И. Засурцев. Новгород, открытый археологами. М. 1967, стр. 67 - 59.

34 М. К. Каргер. Древний Киев. Т. II. М. -Л. 1961, стр. 9 - 97.

стр. 113


XI в. в Киеве и Новгороде выстроены из чередующихся слоев камня и плинфы. В Новгороде и Пскове эта традиция сохраняется и в следующем столетии. В Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани в указанное время церкви строились из плинфы.

Линии улиц упорядочивали городскую застройку. Но постоянная езда превращала их в редко просыхавшее болото. С грязью на улицах боролись путем сооружения деревянных мостовых. Вдоль улицы клали два или три продольных бревна, поперек плотно пригоняли настил из плах. Древнейшие деревянные мостовые открыты в Новгороде. Их самая ранняя датировка - 953 год. Настилались мостовые не только по главным, но и по боковым улицам. Мостовые на улицах и во дворах широко известны во многих древнерусских городах: Киеве, Смоленске, Пскове, Белоозере и др. Мостовые старались содержать в чистоте, с них сгребали грязь. Поэтому по обе стороны мостовых археологи находят иногда предметы, потерянные прохожими. По обочинам встречается много скорлупы орехов, иногда грецких. Но наступало время, когда уровень почвы, окружавшей мостовую, настолько повышался, что настил уже было невозможно очистить от грязи, и он тонул в ней. Тогда на этот настил клали новую мостовую и ездили по ней, пока не заплывала и она. На нее клали еще одну мостовую, потом следующую и т. д. В Новгороде насчитывается 28 слоев мостовых (с X по XVI в.), в Смоленске - 19 (с XII по XVIII в.).

Для борьбы с грязью и грунтовыми водами на территории городских усадеб применялась дренажная система. Под избами, амбарами и даже хлевами вкапывали бочки без дна, в которых накапливалась грунтовая вода. Достигнув уровня врезанной в бочку деревянной трубы, вода по ней стекала в смотровой колодец - отстойник. В отстойник вело несколько труб, а одна труба выводила воду из него в реку. Трубы были сделаны из бревен, расколотых вдоль, выдолбленных внутри, а затем снова прочно соединенных и обмотанных берестой для того, чтобы в них не набивалась грязь. Эта дренажная система настолько совершенна, что до сих пор по трубам, сооруженным в домонгольское время, течет вода. Такие древнейшие трубы (XII в.) обнаружены в Смоленске и в Новгороде. В культурном слое многих городов найдены и такие предметы, как сани, похожие на современные дровни, но передняя часть их загнута меньше. Длина саней иногда превышала 3 метра. Известны находки лыж. Их часто обнаруживают засунутыми под крыльцо или стены дома, где они всегда были под рукой. Найденные лыжи - преимущественно широкие, охотничьи. Лодки имели долбленое основание, к которому пришивались шпангоуты - ребра, а к ним - обшивка. На лодках были скамьи, уключины, весла. Весла имели длину до трех и более метров. По рекам ходили большие весельные и парусные лодки. Морские корабли, хотя они и могли заходить в устья таких рек, как Двина или Нева, вряд ли, несмотря на их малую осадку, могли пройти перекаты на Двине, пороги на Волхове, не говоря уже о чрезвычайных трудностях на волоках, которые морским судам едва ли удавалось преодолеть. Долбленые однодеревки, по свидетельству Константина Багрянородного, ходили и по морю 35 .

Самое слово "город" означает огороженное, то есть укрепленное место. В сочинении Константина Багрянородного для характеристики укреплений Смоленска употреблен термин "крепость", соответствующий высокой степени обороноспособности города. Крепостями византийский император называет также киевскую крепость, почему-то носившую особое название - Самвата, и Витичев36 . Хотя другие упомянутые им древнерусские города крепостями не названы, можно не сомневаться, что они тоже были достаточно хорошо укреплены. До X в. на территории Древней Руси были распространены поселения, имевшие простейший тип укреплений. Они расположены на мысу, который с напольной стороны перерезан рвом и валом, охватывавшими всю обороняемую территорию37 . Большие древнерусские города обычно имели сложную систему укреплений. Территория города делилась на части, имевшие собственные укрепления. Наименьшей площадью и часто наибольшими укреплениями обладал детинец, который занимали представители феодальной верхушки. В Киеве в детинце был княжеский дворец,


35 "Памятники истории Киевского государства IX - XII вв.". Л. 1936, стр. 62.

36 Там же, стр. 60 - 61.

37 П. А. Раппопорт. Очерки по истории русского военного зодчества. X - XIII вв. М. - Л. 1951, стр. 31.

стр. 114


в Новгороде - владычный (архиепископский) двор. Но богатый посад также укреплялся. Иногда в городе не было детинца, например, в Смоленске, что является следствием сохранности вечевого строя и независимости от центральной власти в раннюю пору его истории 38 . В других городах размеры детинца увеличивались вместе с упрочением княжеской власти (Киев).

Вал, окружавший детинец или посад, только выглядел земляным. При сооружении укреплений сначала ставили вплотную друг к другу бревенчатые срубы, а потом их внутри и снаружи засыпали землей. Срубы служили каркасом вала, чтобы он не сползал. Иногда вал включал несколько рядов срубов. В земляном валу Ярославова города в Киеве были дубовые срубы размерами около 19 м на 7 м, каждый из которых имел внутренние дубовые перегородки, делившие его на 12 камер. Высота срубов достигала 5,5 м, а первоначально была еще большей39 . Порой часть срубов выводилась на гребень вала, и более высокая их внешняя стена служила защитой воинам, располагавшимся на валу за ней. В больших городах валы были разделены каменными или кирпичными башнями, имевшими ворота. Воротные полотнища главного въезда иногда обшивались медными листами, блестевшими на солнце. Отсюда название Золотых ворот в Киеве и во Владимире. Владимирские Золотые ворота XII в. сохранились полностью, и по ним можно представить систему обороны. Дверные полотнища закрывали только часть высокого воротного проема. Над ними располагалась боевая площадка, где стояли воины, защищавшие ворота от штурма и от попыток установить против них стенобитные машины. Такая же боевая площадка находилась на верху ворот.

Оружие русских воинов40 во многом зависело от совершенствования доспеха. В XII - XIII вв. получил широкое распространение доспех, состоявший из отдельных железных пластинок, набранных чешуйками. Чтобы поразить воина, одетого в такой доспех, надо было попасть в уязвимое место на стыке пластинок. Поэтому на Руси применялись колющие мечи, более легкие, чем прежде. Кольчуги по-прежнему были широко распространены. Сабля, известная по русским источникам уже в X в., с XII - XIII вв. встречается чаще. В Смоленске в слоях XII в. найдена сабельная рукоять. В XII - XIII вв. появились арбалеты и тяжелые граненые стрелы для них.

Древнерусские города, будучи городами ремесленными, нуждались в рынке сбыта своей продукции. Торговля, хотя она и не была причиной возникновения русских городов, способствовала их развитию. Меньше всего сведений дошло до нашего времени о торговле внутренней. Несомненно, что такие связи, как торговля внутри города, между городом и деревней и между различными городами, существовали, но их трудно уловить вследствие единства древнерусской культуры. Нож, изготовленный в Киеве, был таким же, как нож из Минска. Лишь в последнее время в решении этого вопроса наметились сдвиги. Например, в ранних слоях Москвы найдены стеклянные браслеты. Оказалось, что эти браслеты смоленского производства. О торговле между удаленными друг от друга областями свидетельствуют, например, находки пряслиц из розового шифера. Их делали в г. Овруче на Волыни. Это грузики для веретен. Они были найдены компактной грудой (20 штук) в остатках новгородского дома, сгоревшего в XII веке. Рядом с домом обнаружена грамота от Семена к Кулотке, где говорится, что Кулотка ходил в Киевскую землю. С юга в русские города шли корчага - глиняные с толстыми ручками сосуды, служившие тарой.

Сведений о внешней торговле Древней Руси сохранилось несколько больше. С востока поступало на Русь главным образом серебро, а также некоторые товары. Медный кувшин среднеазиатского происхождения попал в Новгород по Волжскому пути. В Новгороде, Смоленске и других городах обнаружены гребни из привозного самшита, который также шел по Волге. В XI в. русская торговля по Волжекому пути через землю булгар достигла наивысшего подъема. Затем этот путь стал опасным из-за набегов половцев, а позже и совсем был перерезан монголо-татарами. Торговля с югом шла через Смоленск и Киев. Из предметов иностранного происхождения в Нов-


38 Д. А. Авдусин. К вопросу о происхождении Смоленска и его первоначальной топографии. "Смоленск, к 1100-летию первого упоминания города в летописи", стр. 68.

39 М. К. Каргер. Древний Киев. Т. I, стр. 256 - 257.

40 А. Н. Кирпичииков. Древнерусское оружие. М. - Л. 1966.

стр. 115


городе найдена средиземноморская губка, в Смоленске - остатки византийской костяной шкатулки. Видимо, византийского происхождения были иконки, каменные из Новгорода и кипарисовая из Смоленска. С юга поступало любимое лакомство местного населения - грецкие орехи. Наличие западных монет в Древней Руси свидетельствует о торговле и в этом направлении. Встречаются многочисленные куски янтаря и янтарные изделия, привезенные из Прибалтики. Попадали в наши города и другие западные вещи. Торговые связи со Скандинавией, главным образом через Готланд, хорошо известны по письменным торговым договорам. Однако вещей скандинавского происхождения на Руси немного. Интересную картину дало изучение ввоза в Новгород шиферных пряслиц, корчаг, грецких орехов и самшита. Число пряслиц, черепков корчаг и грецких орехов резко падает в слоях, датируемых 1076 - 1116 годами. Поскольку пряслица изготовлялись на Волыни, то в Новгороде они могли очутиться в основном благодаря Днепровскому пути. Общая закономерность колебаний числа находок, попавших в Новгород из разных мест, заставляет предположить, что путь проникновения для трех привозных категорий был одинаков. Если же рассмотреть это явление на фоне политической истории Новгорода, то станет ясно, что то было время острой борьбы Новгорода с Киевом в связи с намерением киевского князя вмешиваться в новгородские дела. Политический конфликт отразился и на торговле. Вместе с тем торговля самшитом не претерпела тогда изменений. Видимо, он поступал Волжским путем41 .

При раскопках в древнерусских городах найдено много деревянных вещей XII в. и более позднего времени, имеющих надпись или помеченных буквой. На днище одного новгородского бочонка написано "мень", то есть налим; на сапожной колодке - имя заказчицы ("Мнези"), на самшитовом гребне из Смоленска - инициал "А". Частые находки надписей на вещах свидетельствуют о распространенности грамотности в древнерусских городах. Это предположение было блестяще подтверждено находкой в Новгороде нового вида исторических источников - берестяных грамот42 . В разных городах в слоях X в. найдены острые железные палочки - писала, которыми и писались грамоты. Это дает возможность утверждать, что письменность на бересте существовала в Древней Руси еще в X веке. Она доходит затем вплоть до появления книгопечатания, и лишь плохая сохранность органических веществ в слоях XVI в. не позволяет нам прочитать берестяное письмо времен Ивана Федорова. Берестяные грамоты найдены теперь также в Смоленске, Пскове, Витебске и Старой Руссе.

Таковы основные черты материальной культуры Древней Руси. Она создана простыми людьми. Самозатачивающиеся ножи изобрели кузнецы. Ювелиры освоили высочайшее мастерство перегородчатой эмали. Каменщики создали шедевры архитектуры. Материальная культура - это форма проявления не только трудовой, но и духовной деятельности населения Древней Руси. Культуру создавал не один какой-либо город и не одно какое-либо княжество. Она возникла не только в Киеве или Новгороде, а на всей Русской земле. Весьма важно, что вещи, имевшие массовое распространение, и постройки одинаковы во всех древнерусских городах, и усмотреть различия иной раз можно только по химическому составу сырья. Материальная культура Древней Руси уходит своими корнями не в скандинавскую и не в византийскую почву. Ее породила Русская земля, и она поднялась вместе с Древнерусским государством. Древняя Русь шла в ногу с другими западноевропейскими странами, делилась с ними своими достижениями и сама воспринимала передовое у соседей. Но то, что на Западе получило дальнейшее развитие, на Руси было частично оборвано монголо-татарским нашествием. Новый подъем материальной культуры Руси начался лишь много десятилетий спустя.


41 Е. А. Рыбина. Из истории южного импорта в Новгород. "Советская археология", 1971, N 1.

42 А. В. Арциховский, М. Н. Тихомиров. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.) (далее - НГБ). М. 1953; А. В. Арциховский. НГБ (из раскопок 1952 г.). М. 1954; А. В. Арциховский, В. И. Борковский. НГБ (из раскопок 1953 - 1954 гг.). М. 1958; их же. НГБ (из раскопок 1955 г.). М. 1958; их же. НГБ (из раскопок 1956 - 1957 гг.). М. 1963; А. В. Арциховский НГБ (из раскопок 1958 - 1961 гг.). М. 1963; В. Л. Янин. Я послал тебе бересту... М. 1965; Л. В. Черепнин. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М.. 1969.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНАЯ-КУЛЬТУРА-ДРЕВНЕЙ-РУСИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. А. АВДУСИН, МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МАТЕРИАЛЬНАЯ-КУЛЬТУРА-ДРЕВНЕЙ-РУСИ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - Д. А. АВДУСИН:

Д. А. АВДУСИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
5327 просмотров рейтинг
17.01.2017 (2655 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android