Libmonster ID: RU-11755
Автор(ы) публикации: М. ВОЛИН

Первая Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая II съездом РСДРП в 1903 г., завершила многолетнюю борьбу русских марксистов за разработку своей теоретической и политической платформы. Решающая роль в создании этого исторического документа принадлежит В. И. Ленину. Ленин настойчиво добивался, чтобы марксистская партия рабочего класса России имела программу, достойную исторических задач пролетариата.

Программе РСДРП, роли Ленина в ее создании, его борьбе внутри редакции "Искры" по программным вопросам посвящено немало исследований. В них собран значительный фактический материал, сделаны интересные наблюдения, содержатся существенные выводы. Однако в литературе имеется и серьезный пробел: недостаточно освещено международное значение программы РСДРП, ее место в борьбе марксизма против ревизионизма. Следует особо отметить, что во многих из этих исследований нашли отражение вредные последствия культа Сталина, что неизбежно вело к умалению роли В. И. Ленина.

Программа партии, по мысли Ленина, должна была дать ответ на коренные проблемы эпохи. Ленин писал в разгар работы над программой в марте 1902 г., что "от съезда Российской социал-демократической рабочей партии все ждут теперь решений, стоящих на высоте всех революционных задач современности..."1 . Чтобы оказаться на такой всемирно-исторической высоте, нужно было прежде всего создать программу подлинно революционной марксистской партии. К этому обязывало международное положение рабочего класса России, выдвинутого всем ходом истории на передовые позиции в революционной борьбе. К этому обязывало и состояние международного рабочего движения, где в конце XIX - начале XX в. развернулась острая борьба между марксистами и оппортунистами.

Программа РСДРП разрабатывалась на основе обобщения международного исторического и теоретического опыта революционной борьбы. Основополагающие указания русские марксисты черпали в произведениях Маркса и Энгельса. В переписке редакции "Искры", в ленинских работах того времени, посвященных программе, имеются ссылки и на "Манифест Коммунистической партии", и на "Критику Готской программы", и на "Крестьянский вопрос во Франции и Германии", и на статью "К критике проекта социал-демократической программы 1891 г.", и на другие произведения великих учителей пролетариата. Внимательно изучались программные материалы западноевропейских социалистических партий2 .


1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений (ПСС). Т. 6, стр. 295.

2 В архиве "Искры" сохранились следы этого изучения. Не успел состояться в марте 1902 г. съезд Французской социалистической партии, как в руках редакции был уже перевод ее программы. Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма (ЦПА ИМЛ) при ЦК КПСС, ф. 283, оп. 1у. ед. хр. 29786; ф. 24, оп. 17н. ед. хр. 39830.

стр. 58

Особое место среди программных документов западноевропейского рабочего движения занимала Эрфуртская программа германской социал-демократии, самой влиятельной тогда партии во II Интернационале3 . В ней выразился весь дух II Интернационала. Ленин впоследствии вспоминал, как остро критически они относились к Эрфуртской программе, когда вырабатывали в начале XX в. свою программу партии4 .

С полным основанием можно утверждать, что "Искра" при составлении программы партии большевиков, партии нового типа, вобрала в себя весь международный революционный опыт, творчески его переработала, сопоставила с потребностями новой исторической полосы, которую Ленин тогда характеризовал как эпоху "крайнего напряжения всех сил накануне революции пролетарской"5 .

В новой, третьей, Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой на XXII съезде КПСС, дана исчерпывающая характеристика исторического места первой Программы большевиков: "Принимая первую Программу на II съезде в 1903 году, большевистская партия звала рабочий класс, всех трудящихся России на борьбу за свержение царского самодержавия, а затем - буржуазного строя и установление диктатуры пролетариата"6 .

Программа-максимум РСДРП последовательно развивала марксистское учение о всемирно-исторической освободительной миссии пролетариата как самого последовательного революционного класса в истории. Русские марксисты в чеканных формулировках своей программы глубоко научно обосновали революционную цель марксистской партии как сознательной выразительницы классового движения пролетариата, революционный путь борьбы за эту цель, революционную роль рабочего класса, как вождя всех трудящихся и угнетенных. Переход от капитализма к социализму исторически неизбежен, говорилось в программе, и именно пролетариат решит великую задачу создания общества, свободного от всех форм эксплуатации и угнетения. Путь к преобразованию общества лежит через революционное свержение капитализма, через социальную революцию пролетариата. "Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров"7 . Против старого, эксплуататорского мира рабочий класс подымает непролетарские трудящиеся массы, сплачивая их вокруг себя, выступая как гегемон всех сил, борющихся против капитализма.

Русские марксисты были тогда единственной в мире партией, которая в своей программе четко сформулировала идею социалистической революции и диктатуры пролетариата. Эта программа была направлена против оппортунизма, против тех, кто пытался затушевать противоречия капитализма и ратовал за сотрудничество классов, против реформистской теории постепенного врастания капитализма в социализм. "Вопрос о диктатуре пролетариата, - указывал позднее Ленин, - поставлен в этой программе ясно и определенно, притом поставлен именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма"8 .

Русская программа резко выделялась на общем фоне программ международной социал-демократии. Партии II Интернационала не вы-


3 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 219 - 220, 223 - 224.

4 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 31, стр. 221.

5 В. И. Ленин. ПСС. Т. 7, стр. 237.

6 "Программа Коммунистической партии Советского Союза". "Правда" 2 ноября 1961 г.

7 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1. Изд. 7-е. Госполитиздат. 1954, стр. 39.

8 В. И. Ленин. Сон. Т. 31, стр. 314.

стр. 59

двигали задачу установления диктатуры пролетариата. Программа германской социал-демократии заявляла о "достижении обладания политической властью"9 , австрийской социал-демократии - о "захвате политической власти"10 , английских социал-демократов - о борьбе "за обладание политическим механизмом"11 . Итальянские социалисты невразумительно разъясняли, что они имеют в виду завоевание власти в "государстве, коммунах, общественно-административных учреждениях"12 . Но даже эти неопределенные заявления звучали слишком революционно для откровенно оппортунистической бельгийской рабочей партии, и она туманно высказалась за "превращение государства в управление материальной жизнью"13 .

Одна уступка оппортунизму влечет за собой и другую. Умолчав о диктатуре пролетариата, программы западной социал-демократии обошли и вопрос о социалистической революции. Они ограничились лишь общими заявлениями об "общественном перевороте", о "радикальном преобразовании общества"14 . Ничего в программах не говорилось и о революционных способах борьбы. Бельгийские социалисты упомянули, что рабочим следует "пользоваться всеми средствами", к чему австрийские социал-демократы добавили: "соответствующими естественному чувству народной справедливости"15 .

Не нашла себе места в программах европейских социалистических партий и задача завоевания на сторону рабочего класса непролетарских трудящихся масс. Некоторые программы (германская, австрийская, английская) говорили о гибнущих в результате развития капитализма промежуточных слоях - мелкой буржуазии города, крестьянах. Другие (итальянская, бельгийская) о них вообще не упоминали. В лучшем случае речь шла о пролетаризации мелких самостоятельных производителей, а не о превращении их в союзников рабочего класса в борьбе против гнета капитала.

В обстановке замалчивания социалистической революции и превознесения парламентской деятельности формула "завоевание политической власти" трактовалась социал-демократами в оппортунистическом духе.

Социалистическая революция, участие в ней широких народных масс, диктатура пролетариата - это звенья единой цепи в марксистской теории революции. Все эти проблемы взаимосвязаны. Забвение одного положения марксизма неизбежно влечет за собой обход другого и недоговоренность в отношении третьего. Ленин на основе анализа произведений Каутского и Плеханова, написанных в конце XIX столетия, показал, как уклончивость в вопросах социалистической революции привела их обоих к полному переходу к оппортунизму16 . Симптоматичны в этом отношении и программные документы партий II Интернационала. Умолчание и недоговоренность в этих программах по коренным проблемам рабочего движения рождали оппортунизм.

Разными путями просачивался яд оппортунизма в социалистические партии, обволакивал сознание рабочих, приучал их к оппортуни-


9 "Handbuch der sozialdemokratischen Parteitage von 1863 bis 1909". Munchen. 1910, S. 471 (Русский перевод см. Р. Энзор. Современный социализм. 2-е изд. М. Б/г., стр. 387).

10 "Protokoll uber die Verhandlungen des Gesamtparteitages der Sozialdemokratischen Arbeiterpartei in Osterreich. Abgehalten zu Wien vom 2. bis 6. November 1901. Wien. 1901, S. 5. (Русский перевод см. Р. Энзор. Указ. соч., стр. 403).

11 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 422.

12 А. Анджиолини. История социализма в Италии. Ч. II СПб. 1907, стр. 16.

13 Ж. Дестрэ и Э. Вандервельде. Социализм в Бельгии. М. 1906, стр. 393.

14 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 386, 391, 422.

15 Там же, стр. 403.

16 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 25, стр. 446 - 453.

стр. 60

стическому мышлению. Особенно дезорганизовало рабочих искажение оппортунистами идеи гегемонии пролетариата в социалистической революции. Идея Маркса и Энгельса о рабочем классе как вожде всех трудящихся и угнетенных предавалась забвению, извращалась. В 1892 г. Каутский, посвятивший специальный раздел своих комментариев к Эрфуртской программе теме "социал-демократия и народ", говорил о тенденции рабочей партии "все более и более становиться национальной партией, т. е. народной партией в том смысле, что она становится представительницей не только промышленных наемных рабочих, но и всех трудящихся и эксплуатируемых слоев, т. е. огромного большинства всего населения, которое обыкновенно называют "народом"17 . Но уже в 1902 г. он писал совсем другое. Важнейшее отличие социалистической революции от буржуазных революций он видел в том, что "революционные слои не являются, как было при прежних революциях, представителям огромного большинства народа против горсти эксплуататоров, - они являются теперь, в сущности, представителями лишь одного класса, именно пролетариата, против которого стоят не только все эксплуатирующие классы, но и большинство мелких буржуа, и крестьян, и большая часть интеллигенции"18 . Как далеко это заявление Каутского от мысли Маркса о соединении пролетарской революции с мощным хором крестьянских восстаний!

Разделенные десятилетним промежутком, эти высказывания виднейшего теоретика II Интернационала отражали серьезные сдвиги в идеологии социалистических партий. Программное положение марксизма о пролетариате как единственном, до конца революционном классе постепенно стало искажаться, разъясняться в том смысле, что рабочему классу в социалистической революции придется рассчитывать лишь на собственные силы. Следовательно, ему для победы необходимо стать большинством нации. Эта идея широко распространялась в международном рабочем движении. Она внедрялась со страниц газет, с трибуны собраний. Тот же Каутский писал об условиях победы социалистической революции: "Если пролетариату предстоит одержать победу политической стачкой, то для этого прежде всего требуется, чтобы он составлял главную часть населения"19 . Вслед за ним один из лидеров венгерской социал-демократии, Ж. Кунфи, утверждал, что до тех пор, пока большинство населения не пролетаризовано, социал-демократическая партия должна довольствоваться ролью партии меньшинства20 . Оппортунистический взгляд на диктатуру пролетариата отстаивал на II съезде РСДРП Троцкий21 . Недаром такой ярый оппортунист, как лидер "экономистов" Акимов, поспешил присоединиться к Троцкому22 .

Эта идея стала одной из основных догм II Интернационала. Отсюда делался прямой вывод, что социалистическая революция невозможна до тех пор, пока развитие капитализма не пролетаризирует большинство населения. Так постепенно в недрах социалистических партий стала складываться глубоко чуждая марксизму идеология, означавшая капитуляцию перед оппортунизмом, ревизионизмом, реформизмом.

Против этой антимарксистской идеи Ленин неутомимо воевал. Он доказывал, что сила пролетариата в историческом движении неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения. "...Русский рабочий - единственный и естественный представитель всего трудящегося и экс-


17 К. Каутский. Эрфуртская программа. М. 1959, стр. 229.

18 К. Каутский. Социальная революция. Женева. 1903, стр. 78 - 79.

19 К. Каутский. По поводу социальной революции. См. "Очередные проблемы международного социализма". М. -П." 1918, стр. 125.

20 Привожу по книге Т. М. Исламова. Политическая борьба в Венгрии в начале XX в. М. 1959, стр. 93.

21 См. "Второй съезд РСДРП. Протоколы". М. 1959, стр. 136.

22 Акимов. К вопросу о работах II съезда РСДРП. Женева. 1904, стр. 68.

стр. 61

плуатируемого населения России", - писал он в своей первой программной работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?"23 . Гигантский фактический материал, собранный и проанализированный им в книге "Развитие капитализма в России", неопровержимо подтверждал, что пролетариат "является, в буквальном смысле слова, одним только передним рядом, авангардом всей массы трудящихся и эксплуатируемых"24 .

Различные аспекты проблемы сплочения вокруг пролетариата широких масс трудящихся рассмотрены Лениным в произведениях, направленных против ревизионизма. В них нарисована широкая перспектива подъема масс на борьбу против капитализма. По мере расширения рабочего движения, писал В. И. Ленин, к нему примкнут "и домашние рабочие, и кустари, и сельские рабочие, и миллионы разоренного и умирающего с голоду крестьянства"25 , Все они естественные союзники пролетариата в борьбе за социализм, против капиталистического гнета. Социалистический идеал рабочего класса отвечает жизненным интересам и глубочайшим стремлениям человечества создать общество, свободное от всякого гнета и насилия. В соответствии с объективной тенденцией общественного развития пролетариат должен стремиться "превратить рабочее дело в передовое и насущное дело всего человечества"26 , сделать свою борьбу за социализм кровным делом всех трудящихся, всех угнетенных и эксплуатируемых. Поэтому важнейшая задача рабочего класса - "развернуть перед всеми трудящимися массами знамя социальной революции и научить их бороться за нее"27 . Священный долг рабочих - всегда и всюду вести среди масс социалистическую пропаганду и агитацию, разъяснять им свою великую освободительную миссию, организовывать их на борьбу против гнета капитала. Ленин последовательно и систематически воспитывал рабочих в духе понимания своей исторической роли вождя всех угнетенных.

Эти мысли Ленин развивал в своих произведениях на рубеже XIX - XX столетий. В те годы идейная жизнь международной социал-демократии была насыщена острой борьбой. Марксисты разных стран дали бой ревизионизму. Одной из первых гневно осудила Бернштейна пламенная революционерка Р. Люксембург. Талантливо защищал философские основы марксизма Плеханов. Решительно критиковал оппортунизм вождь болгарских рабочих Благоев. С объявления войны фальсификаторам марксизма начал свой революционный путь К. Либкнехт. Вредоносную проповедь гармонии классов бичевал революционный социалист Де-Леон. В полемике этих лет были рассмотрены и освещены многие проблемы марксизма. Но никто не затронул вопрос о сплочении вокруг рабочего класса всех трудящихся и эксплуатируемых. Единственным, кто в этой первой международной схватке марксизма с ревизионизмом отстаивал и развивал коренное марксистское положение о гегемонии пролетариата в социалистической революции, был В. И. Ленин. Его произведения говорили об общенародном размахе социалистической революции, подымающей к историческому творчеству глубочайшие низы, о революции, в которой рабочий класс ведет на штурм капитализма всех угнетенных.

Эти ленинские идеи воплотила искровская Программа, принятая II съездом партии. Об этом говорил Ленин еще до съезда: "О том, что гибнущие мелкие производители (крестьяне в том числе) могут и должны участвовать в социалистическом движении пролетариата, "Искра"


23 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 310.

24 В. И. Ленин. ПСС. Т. 3, стр. 586.

25 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 175.

26 Там же, стр. 272.

27 Там же, стр. 253.

стр. 62

не только сказала в своей программе, но и точно определила условия этого участия"28 . Тогда это была единственная программа, которая с последовательно марксистских позиций выдвинула историческую задачу рабочего класса - завоевание всех трудящихся и эксплуатируемых, сплочение всех революционных сил против капитализма.

Проблема гегемонии пролетариата в движении за социализм стояла в центре программных споров в редакции "Искры". В ней заключалась суть разногласий по вопросу об отношении к мелким производителям. Плеханов растворял рабочий класс в общей массе трудящихся. Ленин считал необходимым прежде всего выделить рабочий класс, подчеркнуть его роль вождя в революционной борьбе. "Обязательно сначала отгородить себя от всех, - требовал Ленин, - выделить один только, единственно и исключительно, пролетариат, - а потом уже заявлять, что пролетариат всех освободит, всех зовет, всех приглашает"29 . Строгое и неукоснительное следование этому важнейшему программному требованию Ленина во всей практической работе партии обеспечило рабочему классу роль вождя в социалистической революции, привело нашу страну к победе социализма. Опираясь на эту всемирно-историческую победу, КПСС записала в своей новой Программе: "Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство; в орган выражения интересов и воли всего народа. Поскольку рабочий класс - самая передовая, организованная сила советского общества, - он осуществляет свою руководящую роль и в период развернутого коммунистического строительства. Выполнение своей роли руководителя общества рабочий класс завершит с построением коммунизма, когда исчезнут классы"30 .

Выраженная в Программе РСДРП идея гегемонии пролетариата, его диктатуры, тесно связана с ленинским пониманием социалистического переворота как революции всех угнетенных. Напомним в этой связи чрезвычайно интересное замечание Ленина, когда он, критикуя Плеханова за отсутствие во втором его проекте программы положения о диктатуре пролетариата, писал, что если бы рабочим было обеспечено "подавляющее большинство", то "и без диктатуры прекрасно обошлись бы"31 . Ленинская мысль ясно выражена: диктатура пролетариата потому и нужна, что в социалистической революции рабочие не составят большинства. Следовательно, задача диктатуры пролетариата не только подавление сопротивления эксплуататоров, но и руководство всей массой трудящихся.

Оппортунисты на II съезде РСДРП прекрасно поняли, что искровская Программа в корне отлична от программ западноевропейских социалистических партий. В этом они видели ее главный недостаток. Лидер "экономистов" Акимов, тщательно сличив искровский проект с программами готской и эрфуртской, хайнфельдской и венской, гедистской, бельгийской, итальянской, шведской, в ужасе заметил, что почти по всем пунктам проект отклоняется от всех других программ32 . Другой руководитель оппортунистов, Мартынов, защищая свой тезис о стихийном развитии сознательности пролетариата, ссылался на то, что его формулировка обычная в международной социал-демократии33 . Лидер бундовцев Либер критиковал аграрную программу за то, что в ней нет ни одного пункта, включаемого в западноевропейские програм-


28 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 392.

29 Там же, стр. 256.

30 "Программа Коммунистической партии Советского Союза". "Правда" 2 ноября 1961 г.

31 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 229.

32 См. "Второй съезд РСДРП. Протоколы", стр. 174.

33 Там же, стр. 117.

стр. 63

мы34 . О чем бы ни говорили оппортунисты, мысль их вращалась вокруг привычных схем и понятий, и всякая новая идея неизменно встречалась ими "в штыки". Программные прения ясно обнаружили затхлость мышления оппортунистов, рутинность их представлений, боязнь нового слова в теории. Именно поэтому оппортунисты ставили в вину искровской Программе то, что являлось ее несомненной исторической заслугой.

Борьба на II съезде за программу имела международное значение. Она подтачивала устои господствовавших во II Интернационале антимарксистских воззрений. Русские марксисты творчески развивали учение Маркса и Энгельса, в то время как оппортунисты выступили на съезде в качестве русских представителей международного ревизионизма.

Большинство социалистических партий приняли свои программы в доимпериалистический период. Провозгласив принцип классовой борьбы и международной солидарности рабочих, объявив целью партии социализм, эти программы сыграли свою положительную роль. Но с наступлением новой эпохи они нуждались в пересмотре. Однако этого не было сделано.

Более того. Новая программа австрийской социал-демократии, принятая на венском съезде в 1901 г., являлась значительным шагом назад по сравнению с прежней. В ней более туманно были изложены некоторые важные положения, высказана мысль о стихийном росте сознательности рабочего класса, исчезло указание об относительной ценности парламентаризма. Полицейские власти габсбургской монархии верно оценили эту программу: "Венский партийный съезд окончательно покончил с революционным радикализмом, содержавшимся в старой программе, и австрийские социал-демократы, сколько бы ни старались это скрыть их вожди, уже на пути к тому, чтобы примириться с системой капиталистического общества и выступать против него не более как с позиций социал-реформистской партии"35 .

Историки обычно рассматривают венскую программу только в аспекте рабочего движения в самой Австро-Венгрии. Однако значение ее выходит за национальные рамки. Впервые после бурной полемики с Бернштейном и "казуса Мильерана" одна из крупных европейских партий, считавшаяся марксистской, пересмотрела свою программу. И что же оказалось? Венская программа говорила о прямой сдаче позиций ревизионизму. Ее принятие свидетельствовало о начавшемся оппортунистическом перерождении II Интернационала. Это было серьезное предупреждение, которое тогда не было понято и оценено по-настоящему виднейшими деятелями международного рабочего движения.

В 1902 г. приняла свою программу Французская социалистическая партия. Жоресисты выразили в ней путаные и эклектические взгляды. В общей форме в программе говорилось о цели партии - "захвате правительственной власти и социализации средств производства и обмена"36 . Но напрасно мы стали бы искать в ней ясного заявления о непримиримой классовой борьбе и о революции как пути, ведущем к этой цели. Наоборот, программа культивировала ложное представление о решающем значении буржуазной демократии и ее достижений: "Всеобщее избирательное право есть коммунизм политической власти", "...было бы роковой ошибкой, полагаясь лишь на одно слово - революция, пренебрегать великой силой, какую сознательный организованный пролетариат имеет в виде демократии"37 . Таковы ведущие идеи этой оппортунистической программы. Ленинская "Искра" метко охарактеризовала


34 Там же, стр. 211.

35 См. Е. Пристлер. Краткая история Австрии. М. 1952, стр. 471.

36 См. Р. Энзор. Указ. соч., стр. 414.

37 Там же, стр. 407, 411.

стр. 64

ее как "велеречивую и расплывчатую программу, удовлетворяющую всех и каждого - революционеров тем, что в ней говорится часто о революции, а умеренных - тем, что она вся пропитана бернштейнианством"38 .

Решающую роль в деле революционного воспитания рабочих играет программа, обеспечивающая выдержанную, марксистскую классовую политику. Именно такой и была Программа, утвержденная вторым съездом РСДРП. Все вопросы марксистской политики разрешались в ней в революционном духе, под углом зрения борьбы за диктатуру пролетариата.

О выдающейся роли первой Программы партии большевиков в борьбе марксизма с ревизионизмом В. И. Ленин писал в 1911 году: "Наша программа дает точную формулировку наших социалистических задач, конечной цели социализма, и притом такую формулировку, которая заострена в особенности против оппортунизма и реформизма. В такую эпоху, когда реформизм во многих странах, и у нас в том числе, поднимает голову, - и когда, с другой стороны, множатся признаки, указывающие, что в самых передовых странах подходит к концу период так называемого "мирного парламентаризма", начинается период революционного брожения масс, - в такую эпоху наша старая программа приобретает еще большее (если возможна тут сравнительная степень) значение"39 .

Серьезно обогатила теорию и политику марксизма и программа-минимум РСДРП.

Первоначально, в середине XIX столетия, вопрос о программе-минимум не был еще актуальным для марксистов. "Маркс и Энгельс в 1850 году, - отмечал Ленин, - не различали демократической и социалистической диктатуры, или вернее вовсе не говорили о первой, ибо капитализм казался им дряхлым, а социализм близким. Они не различали поэтому в то время и программы-минимум от программы-максимум"40 . С того времени положение изменилось, и Маркс и Энгельс стали строго разграничивать программу-максимум и программу-минимум. Они приняли активное участие в выработке первой марксистской программы-минимум - программы Рабочей партии Франции, принятой в 1880 году. Социалистические партии, возникавшие в 1880 - 1890-х годах, принимали, как правило, и программы ближайших требований, вполне осуществимых на почве буржуазного общества.

Для марксистской партии рабочего класса России программа-минимум имела особое значение. Вплоть до февраля 1917 г. партия боролась за ближайшие политические задачи, за свержение царизма и установление демократической республики, то есть за буржуазно-демократическую революцию. Это была программа революционной борьбы за ближние рубежи на пути к социалистической революции. Между тем историки незаслуженно мало внимания уделили программе-минимум РСДРП, истории ее выработки, ее принципиальным основам, борьбе за нее с оппортунистами. Нет ни одной работы, специально посвященной программе-минимум. В общих исследованиях о первой Программе партии о программе-минимум говорится лишь вскользь. Посчастливилось только двум вопросам этой программы - аграрному и национальному.

Между программой-максимум и программой-минимум существует органическое единство. Они связаны единством цели, единством подхода к решению насущных потребностей общественного развития. В этом


38 "Искра", N 19, 1 апреля 1902 года.

39 В. И. Ленин. ПСС. Т. 20, стр. 362.

40 В. И. Ленин. ПСС. Т. 10, стр. 238.

стр. 65

свете особый интерес представляет "формула перехода" от программы-максимум к программе-минимум, то есть принципиальное обоснование ближайших задач партии. Сжато и точно сформулировал такое обоснование Маркс для программы-минимум Французской рабочей партии. Она является лишь средством "для организации и для борьбы" пролетариата за конечную цель, за социализм41 .

Но уже в программах других социалистических партий исчезает или замалчивается ясное указание на связь демократических реформ с конечной целью рабочего движения. Германская социал-демократия смысл своих ближайших требований видела в борьбе против всякой эксплуатации и угнетения42 . Австрийские социал-демократы одной из своих задач объявили "обеспечение за пролетариатом наибольшего влияния на все стороны общественной жизни"43 . Однако эти сами по себе правильные заявления немецких и австрийских социал-демократов не подкреплялись последовательно демократическими требованиями. В подходе Британской социал-демократической федерации к программе реформ сказался ее сектантский характер. Единственная цель этой программы - "предоставление рабочему классу материальной и нравственной возможности организоваться для классовой борьбы"44 . Французская социалистическая партия ограничилась заявлением, что она за реформы, так как "отвергает политику, основанную на принципе: все - или ничего"45 . Бельгийские социалисты вообще не сочли нужным обосновать свою программу-минимум46 .

Как видим, в программах-минимум нет прямых ссылок на конечную цель. Только итальянские социалисты в обстоятельной преамбуле охарактеризовали отношение своих ближайших требований к программе-максимум как отношение "средства к цели" и указали, что эти требования должны подготовить пролетариат к "ведению коллективистического общества"47 .

Оценивая введения к программам-минимум западноевропейских социалистических партий, следует учесть произошедшие в их жизни серьезные перемены. Все большую роль в их деятельности играли парламенты и муниципалитеты. Избирательные победы и парламентские успехи кружили голову многим социалистическим деятелям. Лозунг ревизионистов "Конечная цель - ничто, движение - все" падал на благодатную почву. Вопрос о соотношении конечной цели и повседневной деятельности стал в центре международной социал-демократии. В этой обстановке преамбулы программ-минимум оказались плохим теоретическим оружием в борьбе с ревизионизмом. Более того, умолчание об основе основ всякой программы ближайших требований - ее связи с борьбой за социализм - было чревато серьезными опасностями. Оно способствовало усилению оппортунистической тенденции.

Ближайшие задачи рабочей партии вытекали прежде всего из особенностей развития страны, в которой она действовала. Еще Цюрихский конгресс Интернационала в 1893 г. выразил пожелание, чтобы программа-минимум "была бы составлена в каждой стране отдельно, в соответствии с местными экономическими и политическими условиями"48 . Но в программах-минимум отсутствовала характеристика этих условий, и это на них отрицательно сказалось.


41 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 684.

42 См. Р. Энзор. Указ. соч., стр. 387.

43 Там же, стр. 404.

44 Там же, стр. 423.

45 Там же, стр. 414.

46 Там же, стр. 393.

47 См. А. Анджиолини. Указ. соч., стр. 374.

48 "Международные социалистические конгрессы". СПБ. 1906, стр. 16.

стр. 66

Только русские марксисты дали принципиально выдержанное и последовательно революционное обоснование программы-минимум как условия борьбы за, социализм. Конечная цель и конкретные условия борьбы за нее в России определили характер и содержание ближайших требований. Рабочие партии всего мира, говорилось в программе, борются за социализм, но в этой борьбе они ставят себе различные ближайшие задачи. Это объясняется тем, что и степень развития капитализма в разных странах неодинакова, и само это развитие происходит в различной социально-экономической обстановке.

Главная особенность России - остатки крепостничества, и самый основной из них - царское самодержавие. Сжато и предельно точно программа охарактеризовала социальное значение крепостнических пережитков. В ней было отмечено, что эти пережитки "не допускают всестороннего развития классовой борьбы пролетариата", ведут к сохранению и усилению "самых варварских форм эксплуатации многомиллионного крестьянства", держат весь народ в "темноте и бесправии", враждебны "всякому общественному движению" страны49 .

С научной точностью вскрыв особенности развития страны, русские марксисты во главе с В. И. Лениным верно определили главную политическую задачу своей программы-минимум - "низвержение царского самодержавия и замена его демократической республикой"50 .

В феврале 1902 г., во время работы редакции "Искры" над составлением проекта программы партии, появилась статья В. И. Ленина "Политическая агитация и "классовая точка зрения"", в которой он писал: "Когда какие-нибудь гг. Р. Н. С.51 (автор предисловия к записке Витте) будут торговаться с правительством о правах властного земства или о конституции, мы будем бороться за демократическую республику"52 . В то же время Ленин заявил в работе "Аграрная программа русской социал-демократии" о необходимости "создать и упрочить республиканскую традицию" в российском революционном движении 53 .

Лозунг демократической республики был революционным лозунгом; он призывал к свержению царской монархии, то есть к буржуазно-демократической революции. Это был вместе с тем призыв, к осуществлению полного и последовательного демократизма во всех областях общественной и государственной жизни страны. Все требования программы-минимум тесно и неразрывно связывались с лозунгом демократической республики, ибо только в ней они могли быть осуществлены полностью и без всяких урезок. На это неоднократно указывал Ленин. "Объект борьбы = республика (включая сюда все демократические свободы, программу minimum и социальные реформы серьезные)", - писал он в разгар революции 1905 года54 .

В историко-партийной литературе программный лозунг демократической республики не получил должного освещения. Как правило, подразумевается, что речь идет об обычной буржуазной парламентской республике. Это объясняется как недостаточной разработанностью вопроса о программе-минимум, так и слабой изученностью развития взглядов Ленина на государство до 1917 года. Здесь сказалось отрицательное влияние "Истории ВКП(б)" (Краткий курс), пропитанной духом культа личности Сталина, в которой неверно освещены взгляды В. И. Ленина на государство в дореволюционный период.

Чтобы лучше уяснить себе ленинские взгляды на демократическую республику, обратимся к неразрывно связанному с этим требованием


49 См. "КПСС в резолюциях...". Ч. 1, стр. 40.

50 Там же.

51 Р. Н. С. - П. Б. Струве, лидер либералов.

52 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 270.

53 См. там же, стр. 319.

54 В. И. Ленин. ПСС, Т. 10, стр. 361.

стр. 67

лозунгу "самодержавие народа", который стоял "во главе политических требований"55 программы-минимум партии. В формуле "самодержавие народа"56 или "полное народовластие" заложено более глубокое содержание, чем представление об обычной буржуазной республике. Эта формула может быть понята только в связи с позднейшими ленинскими высказываниями, со всем кругом его идей о буржуазно-демократической революции и ее перерастании в революцию социалистическую.

Если идея гегемонии пролетариата в социалистической революции лежала в основе теоретической части программы, то положение о руководящей роли рабочего класса в буржуазно-демократической революции пронизывало все ее практические требования.

Ленин неустанно разъяснял, что программа-минимум обращена ко всему народу, и поэтому в ней говорится о "самодержавии народа"57 . Идея "самодержавия народа" революционна по самому своему существу, она определяет все направление программы-минимум, все ее конкретные требования. В ней выражено сокровенное стремление широких масс к действительной свободе, понимание того, что только "полное народовластие" обеспечит удовлетворение назревших народных нужд. Не случайно, приводя выступление крестьянина депутата II Государственной думы, Ленин ставил это выступление в прямую связь с программным требованием "самодержавия народа": "Характерное выражение простым крестьянином революционной идеи самодержавия народа. Другой буржуазии, кроме крестьянства, нет в нашей революции для осуществления этого требования пролетарской программы"58 .

Как составная и неотъемлемая часть "самодержавия народа" выступает и программное требование учреждения крестьянских комитетов. Ленин рассматривал их в аспекте "революционного разрушения помещичьего государства"59 и создания новых органов государственной власти, как кирпичики будущего государственного здания новой, революционной России. Вспомним ленинские высказывания о том, что крестьянские комитеты нужны "для проведения всех демократических преобразований"60 . Вспомним, что Ленин характеризовал их наряду с Советами как "зачатки органов революционной власти"61 .

Конкретизацией и развитием лозунга "самодержавия народа" была идея революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Об этом красноречиво говорит полемика Ленина с меньшевиками по вопросу о демократической и социалистической диктатуре62 . Ленин воевал против меньшевистского понимания республики, связанного со взглядами меньшевиков на революцию. В представлении последних буржуазная революция в лучшем случае могла привести к буржуазной республике вроде тех, какие существовали в Западной Европе. В такой республике, понятно, нет места "самодержавию народа". Ленинская концепция революции предполагала учреждение невиданной еще в истории демократической республики. Чрезвычайный интерес в этом отношении представляет замечание Ленина о действительно демократическом государстве "не в мень-


55 В. И. Ленин. ПСС. Т. 13, стр. 68.

56 В. И. Ленин ставил знак равенства между "самодержавием народа" и "полным народовластием". См., например, ПСС. Т. 13, стр. 68, т. 14, стр. 133, 137.

57 В. И. Ленин. Соч. Т. 23, стр. 52.

58 В. И. Ленин. ПСС. Т. 16, стр. 379.

59 В. И. Ленин. ПСС. Т. И, стр. 288.

60 Там же, стр. 79, 171, 362.

61 В. И. Ленин, ПСС. Т. 12, стр. 366; см. также т. 11, стр. 119, 221; т. 12, стр. 260, 267; т. 17, стр. 375.

62 На связь лозунга "самодержавия народа" и идеи революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства обратил внимание Л. А. Спектор в работе "Борьба В. И. Ленина внутри редакции "Искры" за марксистскую программу партии нового типа (1901 - 1902)" ("Ученые записки" Московского городского педагогического института. Т. 46, кафедра марксизма-ленинизма. Вып. 1. 1955).

стр. 68

шевистском смысле"63 . Для Ленина речь шла о политическом устройстве " общества в обстановке полной победы буржуазно-демократической революция и ее перерастания в революцию социалистическую. Он говорил о создании "политически наиболее передовых форм демократизма"64 . Это было бы государство подлинного народовластия.

Таково ленинское понимание программных положений о государственном строе революционной России. Между большевиками и меньшевиками - пропасть в понимании задач, содержания и характера государства в революционную эпоху. Мысль Ленина обращена в будущее. Он верил в созидательные силы народа и твердо знал, что революционное творчество масс создаст новые формы государственной жизни, заполнит демократию новым содержанием. Ленинские мысли о демократии - неисчерпаемый источник политического творчества для всего международного коммунистического движения. С этими ленинскими идеями так живо перекликаются лозунги коммунистических партий капиталистических стран, ведущих борьбу за обновление демократии. От этих ленинских высказываний прямая дорога к лозунгу государства национальной демократии, открывающему перспективы для народов, скинувших колониальное ярмо.

Марксистская партия рабочего класса России сражалась под знаменем демократической республики. Иную картину представляли западноевропейские рабочие партии. Хотя тогда все европейские страны, кроме Франции и Швейцарии, были монархическими, но социалисты не объявили себя республиканцами. Имея в виду Германию, Маркс писал, что это военный деспотизм, "обшитый парламентскими формами"65 . Но германская социал-демократия в своей программе не выдвинула лозунг замены монархии республикой, даже не требовала уничтожения реакционной второй палаты66 . Примеру ведущей партии в Интернационале последовали и другие партии. Габсбургская монархия была не менее реакционным пережитком средневековья, но ни австрийская, ни венгерская социал-демократия не провозгласили лозунг республики67 . Итальянские социалисты не вняли совету Энгельса68 и не выступили с республиканским лозунгом. То же самое следует сказать о большинстве европейских социалистических партий. Только английские социал-демократы требовали уничтожения монархии и упразднения палаты лордов69 . Бельгийская рабочая партия, выдвинув на первый план избирательную реформу, лишь где-то в самом конце своей политической программы упомянула об "уничтожении наследственных привилегий и учреждении республики"70 . Шведская социал-демократия под напором революционных элементов лишь в 1911 г. включила в свою программу требование демократической республики и введения однопалатной системы71 . Но и эти партии не вели настоящей борьбы за республику.

Лозунг республики не вошел в плоть и кровь международной социал-демократии в начале XX века. И когда сейчас мы ретроспективно рассматриваем программные документы партий II Интернационала, то видим, сколь пагубно сказалось на них равнодушие к борьбе за республику. Социалисты не посчитались с предостережением Энгельса, справедливо критиковавшего Эрфуртскую программу прежде всего за отсутствие в ней требования республики. Ленин впоследствии отмечал, что "Энгельс


63 В. И. Ленин. ПСС. Т. 16, стр. 317.

64 В. И. Ленин. ПСС. Т. 12, стр. 259.

65 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 284.

66 См. Р. Энзор. Указ. соч., стр. 388.

67 Там же, стр. 404, а также "К 40-й годовщине образования Коммунистической партии Венгрии (тезисы)". "Новая и новейшая история", 1959, N 1.

68 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. II, стр. 377 - 382.

69 См. Р. Энзор. Указ соч., стр. 423.

70 Там же, стр. 395.

71 См. Кнут Бекстрем. К вопросу о возникновении Коммунистической партии Швеции. "Вопросы истории КПСС". 1959, N 5, стр. 91, 93.

стр. 69

критикует здесь оппортунизм всего второго Интернационала"72 . Социал-демократические партии оказались в плену буржуазной легальности. А легализм стал одним из основных источников оппортунистического перерождения партий II Интернационала. Это доказала история и очень хорошо показал В. И. Ленин73 .

Явственно сказался уклон к оппортунизму социалистических партий в их отношении к национальному вопросу. Первым конгрессам II Интернационала, стоявшим на почве марксизма, пришлось не раз заниматься национальным вопросом и особенно колониальным. Лондонский международный социалистический конгресс в 1896 г. высказался за полное право самоопределения всех наций и призвал рабочих к интернациональному единству их классовой борьбы74 . Однако это было предано забвению, хотя национальный вопрос все более властно стучался в дверь.

К XX в. закончился территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. Самой большой колониальной империей была Великобритания. На одного англичанина приходилось примерно девять колониальных рабов. Но Британская социал-демократическая федерация в своей программе ограничилась общим требованием законодательной независимости всех частей империи, не посягая на самое империю75 . Особенно велики были в последнюю четверть XIX в. колониальные захваты Франции. Она более чем в десять раз увеличила за это время свои колониальные владения. А французские социалисты в своей программе потребовали лишь отказа от колониальных военных экспедиций, освобождения колоний от "влияния миссионеров и милитаризма" и "развития учреждений для защиты и охраны туземцев"76 . По размерам своих африканских владений Германия уступала только Англии и Франции. Но Эрфуртская программа прошла мимо этого красноречивого свидетельства колониального господства77 . Ничего в ней не было сказано и в защиту поляков, подвергавшихся насильственному онемечиванию. Итальянские социалисты, к их чести, организовали кампанию против колониальной войны, развязанной в Абиссинии. Однако среди большого количества (21!) пунктов их программы не нашлось ни одного, направленного против колониальной политики78 . Бельгийский король Леопольд II, метко названный Лениным "типиком"79 , терзал Конго, но социалисты, приняв весьма обстоятельную программу политических, экономических и муниципальных реформ, не обмолвились ни словом протеста против колониальных захватов80 .

Характерна для II Интернационала национальная программа австрийской социал-демократии. Под игом Габсбургской монархии стонали многие народы. Но австрийские социалисты не осмелились затронуть целостность этой монархии и отвергли право наций на самоопределение. На Брюнском партейтаге в 1899 г. они в самой общей форме объявили о равноправии наций, весьма неясно высказались об охране прав национальных меньшинств. Более того, они выдвинули план объединения всех самоуправляющихся областей одной и той же нации в единый национальный союз по всей стране, оторвав тем самым нацию от ее территории. Это была фактически серьезная уступка буржуазно-националистическому лозунгу "национально-культурной автономии"81 . По стопам австрийских


72 В. И. Ленин. Соч. Т. 25, стр. 415.

73 См В. И. Ленин. Крах II Интернационала. Соч. Т. 21, стр. 224 - 229.

74 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 20, стр. 40!.

75 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 423.

76 Там же, стр. 420.

77 Там же, стр. 388 - 390.

78 См. А. Анджиолини. Указ. соч. стр. 374 - 378.

79 "Ленинский сборник" XXVIII, стр. 272.

80 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 393 - 401.

81 См. "Дебаты по национальному вопросу на Брюнской партейтаге", Киев - СПБ. 1906.

стр. 70

социалистов пошла венгерская социал-демократия. Она ограничилась в своей программе 1903 г. требованием национального равноправия, игнорируя борьбу за национальное самоопределение как венгров, так и угнетенных в самой Венгрии румын, сербов, словаков, украинцев, хорватов82 .

Социалистические партии стран, угнетавших многие народы, по существу, обошли молчанием в своих программах право каждой нации самой устраивать свою жизнь. В этой обстановке громко прозвучал голос русских марксистов. Уже I съезд РСДРП в 1898 г. признал "за каждой национальностью право самоопределения"83 . Крупным вкладом в марксизм была национальная программа, разработанная Лениным и принятая II съездом партии. Она включала в себя: признание права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства; требование полного равноправия всех граждан, независимо от национальности; областное самоуправление для национальных районов; введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях; объединение рабочих всех наций в единых классовых организациях84 . В целом это была самая демократическая платформа решения национального вопроса. Борьба за нее на II съезде против бундовцев и польских социал-демократов была вместе с тем направлена против распространенных в международном рабочем движении двух отклонений от марксизма в национальном вопросе - национализма и нигилизма.

Таким образом, партии II Интернационала проявили непростительное равнодушие к одной из самых жгучих проблем эпохи - национальной. Как же они отнеслись к другому не менее острому вопросу - к судьбам крестьянства?

В отличие от национального вопроса многие европейские социалистические партии выработали свои аграрные программы.

Успехи капитализма несли с собой усиление эксплуатации крестьянства, его разорение, его пролетаризацию. Аграрный кризис последней четверти XIX в. значительно обострил положение тружеников земли. В деревне росло глухое возмущение. Оно с большой силой прорывалось в тех странах, где особенно нестерпимой стала жизнь крестьянина. Последнее десятилетие XIX в. ознаменовалось рядом бурных крестьянских движений. Это были восстания крестьян в Румынии и Сицилии, волнения батраков Андалузии, стачки сельскохозяйственных рабочих Венгрии, выступления крестьян Галиции.

Рабочие партии, провозгласившие борьбу против всякого гнета, не могли пройти равнодушно мимо бедствий деревни. Однако они не сумели правильно решить крестьянскую проблему. Французская рабочая партия одной из первых приняла аграрную программу на съездах в Марселе (1892 г.) и в Нанте (1894 г.). Но в погоне за крестьянскими голосами гедисты договорились до поддержки арендаторов, которые "эксплуатируют наемных рабочих"85 . Еще дальше пошли немецкие оппортунисты, заявлявшие о необходимости удовлетворить интересы зажиточных крестьян86 . Марксистам, правда, удалось на Бреславском партейтаге в 1895 г. не допустить принятия оппортунистической аграрной программы, но германская социал-демократия так и не выработала революционную программу рабочей партии по крестьянскому вопросу.

Уже первые попытки выработки аграрной программы показали, что две влиятельные партии - французская и германская - стали на скользкую дорогу оппортунизма. И Ф. Энгельс забил тревогу. В работе "Кресть-


82 Т. М. Исламов. Указ. соч., стр. 98

83 "КПСС в резолюциях...". Ч. I, стр. 15.

84 Там же, стр. 40.

85 См. "Аграрные программы социалистических партий в Западной Европе и в России". Одесса. 1917, стр. 13.

86 См. В. Конштедт. Аграрный вопрос в германской социал-демократии, СПБ. 1907.

стр. 71

янский вопрос во Франции и Германии" он обвинил составителей Нантской программы в прямом нарушении "основного принципа социализма"87 . Опубликованная в 1894 г., эта работа была как бы завещанием основоположников марксизма по крестьянскому вопросу, но социалистические лидеры ее игнорировали.

Цюрихский конгресс II Интернационала (1893 г.), в котором в последний раз участвовал Энгельс, подтвердил "право общества на землю и на все, находящееся в ней" и решил поставить аграрный вопрос "во главе очередных вопросов" на следующем конгрессе88 . Эту задачу пришлось решать Лондонскому конгрессу. Это был первый конгресс после смерти Энгельса, на котором его руководители держали экзамен. Если говорить об аграрном вопросе, то следует признать, что этот экзамен они не выдержали. Они попросту воздержались от обсуждения данного вопроса, сославшись на разнообразие условий различных стран и невозможность ввиду этого выработать общую для всех партий аграрную программу89 . Отрицательные последствия такого решения не замедлили сказаться.

В конце XIX - начале XX в. аграрные программы приняли многие социалистические партии: Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Швейцарии. Имели свои аграрные программы и социал-демократы Баварии, Бадена, Вюртемберга и Гессена. Для всех этих программ характерно сползание с классовых позиций пролетариата и приспособление к собственническим инстинктам крестьянина. Они внушали крестьянину вредную иллюзию о возможности увековечить свою мелкую собственность и вместе с тем избавиться от гнета и эксплуатации в условиях капитализма.

Еще резче непонимание задач рабочего класса в деревне сказалось у социалистов тех стран, где сохранились сильные остатки феодализма. К ним относились Венгрия, балканские страны, Италия, Испания, для которых аграрно-крестьянский вопрос имел животрепещущее значение.

Венгрия, писал В. И. Ленин, "всего ближе к России не только географически, но и по всесилию помещиков-реакционеров, сохранивших от средневековья гигантские количества земли"90 . Однако социал-демократическая партия Венгрии ограничилась требованием облегчения податного бремени, дешевого кредита для мелких крестьян и законодательной охраны труда сельских рабочих. Социал-демократический конгресс сельскохозяйственных рабочих в разгар борьбы в венгерской деревне в 1897 г. выдвинул лишь требование повышения заработной платы и улучшения условий труда91 . В румынской деревне правил полукрепостник-помещик. Но социал-демократы не шли дальше постепенного выкупа государством крупных частных имений и передачи их земель в аренду крестьянам, преимущественно общинам. В партии господствовала оппортунистическая теория "неокрепостничества", согласно которой "на буржуазию ложится задача разрешения крестьянского вопроса"92 . Глубокий кризис потрясал итальянскую деревню. Социалисты не раз на своих съездах обсуждали вопрос о положении крестьян. Но мысль их вращалась преимущественно вокруг форм организации сельскохозяйственного пролетариата: лиг сопротивления, союзов для изменения сельскохозяйственных контрактов и арендных договоров, кооперативных товариществ93 . Эти решения в известной мере прокладывали путь социалистам к пролетарским элементам деревни. Но они были совершенно недостаточны для революционного руководства крестьянскими массами. Аграрная программа так и не была


87 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. II, стр. 450.

88 "Международные социалистические конгрессы", стр. 77.

89 Там же, стр. 77 - 78.

90 В. И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 277.

91 Т. М. Исламов. Указ. соч., стр. 55, 95.

92 Георге Георгиу-Деж. Статьи и речи. Т. I. М. 1956, стр. 326.

93 А. Анджиолини. Указ. соч., стр. 17. 174, 208.

стр. 72

выработана, крестьянская тяга к земле не нашла удовлетворения, жгучая проблема населения Южной Италии, являвшейся аграрным придатком промышленного Севера, игнорировалась94 .

Партии II Интернационала не открыли широких исторических перспектив крестьянству. На их аграрных программах особенно видно сильное влияние оппортунизма. Ревизионисты как раз облюбовали аграрный вопрос для нападок на марксизм. Теорией "устойчивости" мелкого крестьянского хозяйства они пытались опровергнуть всеобщий характер открытых Марксом законов развития капитализма. Призывая к завоеванию деревенских избирателей любой ценой, они толкали социал-демократию к отказу от принципов классовой борьбы. Эти оппортунистические идеи определили деятельность социалистов среди крестьян. Не справились с выработкой политики пролетариата в деревне и левые элементы в европейском рабочем движении. По их представлениям о социалистической революции в ней не было места мелким производителям, крестьянам. Они не поняли роли демократических движений в борьбе за социализм. А социалисты стран с сильными остатками феодализма не выдвинули программу революционной ломки этих пережитков в интересах крестьян. В сущности, они не увидели, что рабочему классу их стран еще предстояло завершить революцию буржуазную и бороться за ее перерастание в социалистическую.

Европейская социалистическая мысль оказалась не в состоянии решить крестьянскую проблему. Она не видела революционных возможностей крестьянства и поэтому не смогла правильно определить взаимоотношения рабочих и крестьян на всех этапах развития капиталистического общества.

Историческую задачу создания революционной аграрной программы рабочей партии решил В. И. Ленин. В программе неразрывно соединялись две идеи: "устранения остатков крепостного порядка", то есть поднятия крестьян на буржуазно-демократическую революцию, и "свободного развития классовой борьбы в деревне", то есть подготовки условий для борьбы за победу социалистической революции. В этой программе воплотилась ленинская идея союза рабочего класса и крестьянства в революционной борьбе.

Аграрная программа РСДРП предназначалась для России. Но ее основные идеи имели международное значение. Эта программа давала крестьянам революционные лозунги борьбы против остатков средневековья и против гнета капитала. Она наносила серьезный удар по вульгаризаторам марксизма, утверждавшим, что марксисты всегда и всюду должны поддерживать крупное производство против мелкого. Она расширяла политический кругозор крестьянства, приучала его видеть в рабочем классе стойкого и последовательного защитника. Ленинская аграрная программа воспитывала в пролетариате понимание своей исторической роли класса-гегемона.

Историческое место программ-минимум социалистических партий эпохи II Интернационала может быть правильно понято только в свете отношения пролетариата к буржуазному государству. В международном рабочем движении имелись три направления, по-разному решавшие эту коренную проблему95 .

Анархизм отрицал политическую, а следовательно, и парламентскую борьбу, и марксизм вырос и закалился в боях с ним. Эта борьба шла на международных социалистических конгрессах и завершилась на Лондонском конгрессе в 1896 г. изгнанием анархистов из Интернационала. Она велась и во многих социалистических партиях: в Австрии и Голландии, во


94 См. П. Тольятти. Итальянская коммунистическая партия. М. 1959 стр. 16 - 18.

95 См. "Марксизм о государстве". "Ленинский сборник" XIV, стр. 315 - 317.

стр. 73

Франции и Италии, в Англии и Соединенных Штатах Америки. Она положительно сказалась на развитии социалистического рабочего движения. Без преодоления анархистской тенденции рабочий класс не смог бы подготовиться к осуществлению своей всемирно-исторической освободительной миссии.

Борьба социал-демократий за всеобщее избирательное право, ее участие в избирательных кампаниях и в парламентах имели положительное значение. 90-е годы XIX столетия были временем серьезных парламентских успехов рабочих партий. Вспомним, что как раз в эти годы в большинстве европейских парламентов появились социалистические депутаты. Однако уже тогда наметилось и постепенно все сильнее стало проявляться оппортунистическое отношение к буржуазному государству, что отразилось на программах-минимум. Социалистические партии приспосабливались к буржуазному государству, а вместе с ними приспосабливались и их программы-минимум. В партиях сеялись иллюзии, что урезанные и половинчатые требования вполне обеспечат пролетариату мирное осуществление его конечных целей.

В борьбе с анархизмом и с оппортунистической деятельностью социалистических партий в международном рабочем движении наметилось и революционное использование буржуазного государства. Наиболее последовательно и решительно это направление выразили русские революционные марксисты, под руководством Ленина строившие партию нового типа. Его блестяще воплотила программа-минимум, принятая II съездом РСДРП.

На программах ближайших требований партий II Интернационала лежала печать оппортунизма. Социалисты не смогли связать воедино борьбу за демократию с борьбой за социализм, не перешли к решительным действиям за осуществление полной демократизации всей государственной и общественной жизни. Они не выступили как передовые представители народа, не выдвинули больших исторических задач развития своей страны.

Демократические требования в программе РСДРП подчинялись задачам революционной борьбы за социализм. Революционное осуществление широкой программы демократических преобразований должно было обеспечить наилучший плацдарм для борьбы за диктатуру пролетариата, воспитать рабочий класс как вождя всех трудящихся и эксплуатируемых. Рабочий класс России выступил перед всем народом как передовой борец за демократию, провозгласивший программу глубоких демократических преобразований во всей государственной и общественной жизни страны. Эту программу Ленин справедливо назвал единственно правильной общенациональной программой борьбы за свободную Россию96 .

Программа-минимум была серьезным оружием партии большевиков в борьбе за гегемонию пролетариата в революции. Она сыграла выдающуюся роль в свержении царизма и в подготовке победы Великой Октябрьской социалистической революции. Большевики дали в этой программе ответ на многие крупные проблемы марксистской теории и политики: о связи конечной цели и ближайших требований, о соотношении реформы и революции, демократии и социализма, о гегемонии пролетариата и его союзниках в освободительном движении.

Партия большевиков могла законно гордиться своей программой-минимум. Это была самая революционная и последовательно демократическая программа-минимум во всем международном рабочем движении, заостренная против оппортунизма.

Программа РСДРП дала четкий и ясный, научно обоснованный ответ на коренную проблему рабочего движения о роли марксистской партии в борьбе за революционное преобразование общества. В ней было


96 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, стр. 16.

стр. 74

сказано: "Ставя себе задачу сделать пролетариат способным выполнить свою великую историческую миссию, международная социал-демократия организует его в самостоятельную политическую партию, противостоящую всем буржуазным партиям, руководит всеми проявлениями его классовой борьбы, разоблачает перед ним непримиримую противоположность интересов эксплуататоров интересам эксплуатируемых и выясняет ему историческое значение и необходимые условия предстоящей социальной революции. Вместе с тем, она обнаруживает перед всей остальной трудящейся и эксплуатируемой массой безнадежность ее положения в капиталистическом обществе и необходимость социальной революции в интересах ее собственного освобождения от гнета капитала. Партия рабочего класса, социал-демократия, зовет в свои ряды все слои трудящегося и эксплуатируемого населения, поскольку они переходят на точку зрения пролетариата"97 .

Здесь схвачено основное в характеристике партии как сознательной и ведущей силы рабочего движения, как орудия гегемонии пролетариата. Программное положение о партии - вожде пролетариата - бессмертная заслуга В. И. Ленина. В нем суммирован итог напряженной работы теоретической мысли Ленина, его острой идейной борьбы с противниками марксизма.

Положение Маркса и Энгельса об историческом назначении пролетарской партии развивал Ленин. Вопрос о партии всегда стоял в центре его деятельности. Уже в середине 90-х годов, в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", выдвинув задачу создания революционной марксистской партии в России, В. И. Ленин критиковал ошибочный взгляд, "будто бы организация и обобществление рабочих происходят сами собой"98 . Со всей силой Ленин заявлял о необходимости "выработать наиболее подходящую для наших условий форму организации для распространения социал-демократизма и сплочения рабочих в политическую силу"99 . Эти положения направлены против первых проявлений "теории стихийности", они нацеливали русских марксистов на поиски новых путей строительства пролетарской партии. В них, по существу, впервые формулируется ленинская идея о партии нового типа.

Особенно много для понимания ленинских взглядов на партию дает практика петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", его работа среди масс. О деятельности "Союза борьбы" Ленин писал: "Разве эта организация не представляет из себя именно зачатка революционной партии, которая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата, борьбой против капитала и против абсолютного правительства, не устраивая никаких заговоров и почерпая свои силы именно из соединения социалистической и демократической борьбы в одну нераздельную классовую борьбу петербургского пролетариата?"100 . С совершенной ясностью здесь сказано главное и основное о партии - о руководстве борьбой рабочего класса.

Дальнейшее развитие взглядов Ленина на партию связано с борьбой против ревизионизма и его русской разновидности - "экономизма". Ревизионисты, по существу, ополчились против марксистского понимания исторической роли партии рабочего класса. Однако в полемике марксистов с ревизионистами эта проблема даже не была затронута. Стоит хотя бы прочитать произведения Р. Люксембург, Д. Благоева,


97 "КПСС в резолюциях...". Ч. I, стр. 39.

98 В. И. Ленин. ПСС. Т. 1, стр. 332.

99 Там же, стр. 333.

100 В. И. Ленин. ПСС. Т. 2, стр. 460.

стр. 75

Ю. Мархлевского и других революционных марксистов, направленные против ревизионизма, чтобы в этом убедиться.

Ленин был тогда единственным марксистом, теоретически разрабатывавшим вопрос о партии, о взаимоотношениях партии и масс, партии и рабочего класса. Уже в одной из первых своих работ против ревизионизма, в статье "Наша программа", он отметил, что "шатания мысли" в международной социал-демократии затронули и такую область марксистской теории, как выяснение "настоящей задачи революционной социалистической партии"101 . Эту задачу Ленин видел в организации "классовой борьбы пролетариата и руководстве этой борьбой, конечная цель которой завоевание политической власти пролетариатом и организация социалистического общества"102 . Партия - организатор и руководитель рабочего класса в борьбе за революционное преобразование капиталистического общества в социалистическое - такова, по Ленину, ее историческая роль.

Именно в эти годы, на рубеже XIX и XX веков, Ленин заложил основы учения о партии. Он опирался при этом на всемирно-исторический опыт освободительной борьбы человечества. "Ни один класс в истории, - писал Ленин в первом номере "Искры", - не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им"103 . В марксистской партии Ленин видел передового представителя, политического вождя рабочего класса. В строительстве этой партий он шел новыми путями. Критически перерабатывая исторический опыт западноевропейского и российского революционного движения, Ленин прямо указывал, что "готовых образцов нам искать негде"104 . В борьбе с оппортунизмом родились важнейшие теоретические положения ленинского учения о партии. Партия, указывал В. И. Ленин, - "высшая форма социалистического рабочего движения"105 , ее задача - руководство "всеми сторонами и всеми проявлениями великой освободительной борьбы пролетариата"106 . Вершиной разработки учения о партии была книга Ленина "Что делать?". Резко и остро в ней противопоставлены два непримиримо враждебных мировоззрения: оппортунистическая философия преклонения перед стихийностью и ленинское учение о партии как революционизирующей и организующей силе рабочего движения.

Ленин прекрасно понимал, сколь важно закрепить в программе партии точную и правильную формулировку ее роли в революционной борьбе. Поэтому он так строго отнесся к проекту программы Плеханова. Он сразу отметил ошибочную постановку вопроса о путях развития сознательности рабочего класса. "Распространение сознания (γ), - писал Ленин о первом плехановском проекте, - поставлено наряду с ростом возмущения (α) и обострения борьбы (β). Но α и β - стихийно, а γ - должны вносить мы"107 . Определение Плехановым задач партии было выше, чем в Эрфуртской программе. И. все же оно никак не могло удовлетворить Ленина, ибо в нем ничего не было сказано о главном - о руководстве партии. Наша задача, писал Ленин, "создать организацию революционеров для руководства борьбой пролетариата"108 . Угрозу авангардной роли партии Ленин видел и в стирании


101 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 183.

102 Там же.

103 Там же, стр. 375.

104 Там же, стр. 190.

105 Там же, стр. 244.

106 В. И. Ленин. ПСС. Т. 6, стр. 269.

107 Там же, стр. 198.

108 Там же, стр. 201.

стр. 76

в плехановском проекте ее классового характера. Только Коммунистическая партия Советского Союза, неуклонно отстаивавшая свой пролетарский характер, в результате исторической победы социализма "превратилась в авангард советского народа, стала партией всего народа..."109 .

Ленин настоял на том, чтобы в программе было точно указано, что партия руководит борьбой рабочего класса. Программы всех других социал-демократических партий в этом решающем пункте отошли от взглядов Маркса и Энгельса. "Превратить эту борьбу рабочего класса в сознательную, придать ей единство и указать ей естественно-необходимую цель" - так определила роль партии Эрфуртская программа - программа ведущей партии во II Интернационале110 . Австрийские социал-демократы видели задачу партии в том, чтобы "организовать пролетариат, вселить в него сознание своего положения и своей цели, подготовить его и умственно и физически к борьбе"111 . Основатели Рабочей партии Франции Гед и Лафарг, разъясняя ее программу, заявляли, что партия "есть и может быть только некоторого рода наставником и вербовщиком"112 . Французская социалистическая партия объявила своей задачей в борьбе за социализм "политическую и экономическую организацию пролетариата, как классовой партии"113 . Так же примерно характеризовали задачу партии итальянские социалисты114 . Бельгийские социалисты считали, что основное в борьбе партии против класса капиталистов - "политическая деятельность, развитие вольных ассоциаций и неустанная пропаганда социалистических принципов"115 . Британские социал-демократы, по существу, сливали партию и класс, заявляя, что всю борьбу за социализм ведет партия "от имени рабочего класса и в его интересах"116 . Американские социалисты полагали, что "социалистическая партия организует в первую голову экономическое и политическое движение"117 . Венгерские социалисты говорили о "просвещении всех слоев населения, непрерывном разъяснении и распространении социалистических целей, сильной политической и экономической организации"118 .

Все эти программы страдают одним - в них нет ясной мысли о ведущем месте партии в борьбе масс. В первом программном документе научного коммунизма - "Манифесте Коммунистической партии" - Маркс и Энгельс выразили идею о партии как передовом отряде рабочего класса, как его руководителе в борьбе. Партии II Интернационала в своих программах предали забвению эту коренную идею марксизма. История доказала, что это не являлось случайностью. Большевики, русские коммунисты, в своей Программе развили взгляды Маркса и Энгельса на партию. Данное в этой Программе определение роли марксистской партии как политического вождя пролетариата, руководящего всеми проявлениями его борьбы, завоевывающего на его сторону всю трудящуюся и эксплуатируемую массу, имело неоценимое значение для международного рабочего движения.

Первая Программа Коммунистической партии Советского Союза появилась в начале новой эпохи - эпохи империализма. Человечество стояло в преддверии новых грандиозных битв. На плечи рабочего клас-


109 "Программа Коммунистической партии Советского Союза", "Правда", 2 ноября 1961 г.

110 См. К. Каутский. Эрфуртская программа, стр. 166.

111 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 403.

112 Ж. Гед, П. Лафарг. Программа Рабочей партии. Птгр. 1917, стр. 26.

113 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 414.

114 См. А. Анджиолини. Указ. соч., стр. 16.

115 См. Ж. Дестре, Э. Вандервельде. Указ. соч., стр. 393, приложение.

116 Р. Энзор. Указ. соч., стр. 422.

117 См. Морис Хилкуит. История социализма в Соединенных Штагах Птгр. 1920, стр. 281.

118 Т. М. Исламов. Указ. соч., стр. 98.

стр. 77

са, как передовой силы общества и носителя социального прогресса, история возложила задачу освобождения всего человечества. Но для этой задачи не годились социал-демократические партии, мирившиеся с оппортунизмом и не готовившие пролетариат к революционным боям за власть. Программы этих партий обходили самые жгучие проблемы эпохи. Партии II Интернационала уже вступили на тот путь, который привел их в 1914 г. к позорной измене кровным интересам пролетариата. Рабочему классу нужна была партия нового типа, вооруженная новой, революционной программой.

Такая партия родилась в России, рабочий класс которой всем ходом истории был выдвинут на передний край борьбы за свободу всего человечества. Это была партия большевиков. Ее программа, принятая II съездом РСДРП, была пронизана пониманием того, что на смену полосе реакции, господствовавшей после поражения Парижской коммуны, идет эпоха политических бурь и потрясений. Это была Программа борьбы за передовые задачи человечества. Она объединяла все революционные силы на борьбу со старым миром насилия и угнетения, за новый мир подлинной свободы и счастливой жизни.

Вместе с тем это была Программа объявления беспощадной войны русскому царизму и русскому капитализму. В основе Программы лежал строго научный анализ экономического строя и классовых отношений в России, точное знание ее особенностей, глубокое понимание насущных нужд народа и потребностей всего общественного развития. Программа марксистской партии рабочего класса России служила примером исполнения пролетарскими интернационалистами своих обязанностей перед своим народом, перед своей страной и всем международным рабочим движением.

Обстановка в международном рабочем движении начала XX столетия требовала решительной борьбы против ревизионизма и догматизма, борьбы против измены основам марксистской теории. Эта борьба могла успешно вестись только с позиций творческого марксизма. Именно такой и была первая Программа партии большевиков, последовательно развившая бессмертные идеи Маркса и Энгельса. Потому она и стала острым оружием в руках рабочего класса. Она приучала мыслить и действовать революционно, воспитывала настоящих борцов за свободу и счастье народа. Первая Программа Коммунистической партии Советского Союза заняла почетное место в героической летописи освободительной борьбы человечества.

Каждая Программа нашей партии отражает определенный исторический этап развития советской страны. Образно сравнивая три Программы партии с трехступенчатой ракетой, Н. С. Хрущев говорил на XXII съезде КПСС: "Первая ступень вырвала нашу страну из капиталистического мира, вторая - подняла ее к социализму, а третья - призвана вывести на орбиту коммунизма"119 . Под знаменем своей первой Программы большевики победоносно решили всемирно-историческую задачу свержения эксплуататоров и установления диктатуры пролетариата. Впервые в истории родилась страна социализма. Великим итогом выполнения второй Программы явилась полная и окончательная победа социализма в СССР.

На гранитной основе этих Программ сложилась и возмужала ленинская партия революционных преобразователей общества, торжественно провозгласившая в своей третьей Программе: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!"120 .


119 Доклад Н. С. Хрущева на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза 18 октября 1961 г. "О программе Коммунистической партии Советского Союза". "Правда", 19 октября 1961 г.

120 "Программа Коммунистической партии Советского Союза". "Правда", 2 ноября 1961 г.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНОЕ-ЗНАЧЕНИЕ-ПЕРВОЙ-ПРОГРАММЫ-ПАРТИИ-БОЛЬШЕВИКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. ВОЛИН, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.04.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕЖДУНАРОДНОЕ-ЗНАЧЕНИЕ-ПЕРВОЙ-ПРОГРАММЫ-ПАРТИИ-БОЛЬШЕВИКОВ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. ВОЛИН:

М. ВОЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1630 просмотров рейтинг
21.04.2016 (2920 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
18 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
24 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android