Libmonster ID: RU-9162
Автор(ы) публикации: С. А. Демидова

Анализируя идейное наследие Леонида Андреева, нам важно понять, почему художественная проза этого писателя глубоко философична. Дело в том, что в случае Андреева обычная трактовка философии и художественной прозы как отношение некоторой общей (философичной) схемы ситуации и ее иллюстративного развертывания в художественном произведении не срабатывает. Такая трактовка уместна только в том случае, когда речь идет о прозе дидактической, морализаторской в своей основе. Андреев таких целей перед собой не ставил. Его цели, цели его прозы как раз противоположны. Он исследует человека и в этом исследовании апробирует, испытывает философские схемы своей художественной интуиции. Поэтому, чтобы зафиксировать специфику отношения философии и художественной прозы в творчестве Андреева, мы используем понятие философской модели1. В сфере современной


Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ. Проект: "Методологические стратегии культурно-исторического подхода в социально-гуманитарных науках: интерпретация, конвенция, перевод".

1 Термин "модель" имеет в русском языке много оттенков значений, употребляемых в разных контекстах: 1) образец, образцовый экземпляр какого-нибудь изделия; 2) воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения; 3) тип, марка, образец конструкции;

стр. 146

методологии гуманитарного знания модель рассматривается как конструкция, в которой исследователь располагает символы своего опыта или мышления таким образом, что в результате мы имеем систематизированную репрезентацию этого опыта или мышления2. Используя аналитические модели, ученый получает мозаику впечатлений о комплексном объекте исследования3. Модель - это аналог своих объектов исследования. В нашем случае философская модель является аналогом экзистенциальной прозы Андреева. Модель для нас важна и потому, что она, фактически задавая границы художественного пространства, позволяет поставить вопрос о границах гуманитарного познания и выявить те концептуальные образования, которые не укладываются в привычные схемы объяснения. В данном случае с помощью метода моделирования оказывается возможной фиксация пограничных ситуаций в экзистенциальной прозе. Чаще всего во время методологического анализа источник и предмет модели совпадают4. Но какими бы сложными, насколько творчески и оригинально сконструированными не были модели, они не могут претендовать на целостное выражение такой сложной реальности, как экзистенциальная проза. По этой причине понятие модели в нашем исследовании предполагает иное отношение философии и литературы - отношение переживания, экзистенциального вчувствования в философские идеи словно изнутри живой реальности художественного изображения.

Философское мировоззрение Андреева в его произведениях целесообразно рассматривать, как было отмечено выше, в качестве модели, ибо моделирование служит основой для формирования

4) предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения; 5) образец для изготовления формы, в которой должен отливаться какой-нибудь предмет (тех.); 6) геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (науч.). Я опиралась в данном случае на следующее: "объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой формах (график, схема, программа, теория)". Цит. по: Радионова С. А. Модель // Новейший философский словарь. Мн., 1998. С. 435.


2 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М., 1988. С. 10.

3 Харре Р. Конструкционизм и основания знания // Вопросы философии. 2006. N 11. С. 98.

4 Там же. С. 99.

стр. 147

экзистенциальной реальности его художественных текстов с целью выйти на уровень бытия героев-субъектов. Но моделирование даже при достаточном воспроизведении оригинала - это всего лишь одностороннее представление о художественно-философской прозе Андреева, неспособное полностью отразить богатство художественного мира этого философствующего писателя.

При схематичном истолковании предмета исследования и рефлексии над ним важно помнить о метафоричности и абстрактности философских моделей и о различии между моделью и оригиналом. Метафоричность языка часто затрудняет процесс исследования, но даже в строгом языке естественных наук бывает сложно обойтись без метафоры, не говоря уже о сфере гуманитарного знания. Метафора для современного ученого есть не только "одно из конститутивных условий существования языка"5, но и "инвариантное познавательное средство", которое "не списывается на эпистемологическую свалку в ходе прогресса знания"6. "Метафорический перенос исходных простых представлений на более сложные выступает как модель познания, обеспечивающая возможность его развития"7. Метафоричность философских моделей в текстах Андреева является "ключом к понимаю основ мышления"8 автора, к экспериментальному моделированию философской концепции этого сложного писателя-мыслителя.

Андреев работает с философской моделью художественными средствами. И здесь важна специфическая особенность такой творческой работы. В ходе погружения философских моделей в художественную реальность он исследует, изменяет их применительно к разным пограничным ситуациям. При конструировании моделей человека и мира у Андреева, мы находим в его художественно-философских текстах описание целостной картины мира, структуры общества, отношений с Богом. Внутренняя сущность андреевского человека раскрывается через его (субъекта) телесные, эмоциональные, духовные и социальные характеристики. Анализируя произведения Андреева, мы можем вычленить ряд элементов философской


5 Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 39.

6 Визгин В. П. Идея множественности миров: Очерки истории. М., 1988. С. 59.

7 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификатора // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. XXIII. М., 1988. С. 43.

8 Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С. 6.

стр. 148

модели, которые затем возможно обнаружить не только в философской системе этого писателя, но и в художественно-философском творчестве других, более поздних писателей-мыслителей.

Так, одним из центральных вопросов как для французского экзистенциализма, так и для русских философов и мыслителей является проблема одиночества. Именно ее Н. А. Бердяев называл одной из основных проблем философии человеческого существования как философии человеческой судьбы9. В XX в. эта проблема, решаемая объединенными силами философии и художественной литературы, приобретает особую актуальность, так как "личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира"10. Мыслители рассматриваемого периода ставят и своеобразно решают ряд существенных философских вопросов в рамках своей экзистенциальной прозы, демонстрируя при этом, что человеческое бытие может быть глубже прочувствовано, более точно и многогранно выражено именно при помощи средств образного и предметного мышления.

Обращение к экзистенциальному по своей сути идейному наследию Леонида Андреева позволяет обнаружить глубинные связи и точки соприкосновения с миросозерцанием Жан-Поля Сартра: от общности отдельных тем до сходного типа экзистенциального сознания у героев. Я хочу акцентировать внимание на парадоксальном созвучии идей у столь разных и столь близких мыслителей, обратившихся к темам свободы, смерти, зла, чуждости миру, бессмысленности и абсурдности бытия. Все эти понятия объединяет проблема одиночества - одна из существенных граней бытия человека. Именно на этой важнейшей для экзистенциальной философии проблеме и на поиске путей обретения человеком смысла своего существования видны особенности применения моделирования к текстам этих писателей-мыслителей.

Формы и типы переживаний состояния одиночества (модели одиночества), сконструированные Андреевым и Сартром в пространстве своей художественно-философской прозы, всегда противоречивы. Противоречивость заключается прежде всего в том, что герои испытывают две противоположные потребности: с одной стороны, это потребность в уединении, обособлении, добровольном


9 Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 283.

10 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 228.

стр. 149

стремлении к одиночеству, с другой стороны, потребность в общении и стремление избежать ситуации разобщенности в мире.

""Какой ужас, какая боль!.. Друзья мои, вы оставили меня одного! Друзья мои, вы понимаете, что вы сделали: вы оставили меня одного? Разве мыслимо оставлять человека одного? Даже у змеи есть товарищ, даже у паука есть подруга, - а человека вы оставили одного. Дали ему душу - и оставили одного; дали сердце, разум, дали руку для пожатия, уста для поцелуя - и оставили одного! Что же делать человеку, когда его оставили одного?" - так восклицал я в "Дневнике заключенного", терзаясь горестными недоумениями. В юношеском ослеплении своем, в боли молодого, неразумного сердца я все еще не хотел понять, что одиночество, на которое я так горько жалуюсь, подобно разуму, есть преимущество, данное человеку перед другими тварями, дабы оградить от чуждого взора святые тайны его души"11. Эти размышления Андреева близки к тем идеям, которые позже будет развивать в своих сочинениях Сартр. Его Антуан Рокантен в "Тошноте", как и тюремный мыслитель из "Моих записок" Андреева, будет желать отгородиться от внешнего мира, бежать от него, одновременно страдая в самоизоляции. Целый ряд героев Андреева и Сартра живет будто взаперти, мучаясь от одиночества и в то же время ревностно оберегая, желая его. Их стремление к уединению как нельзя лучше иллюстрируется ключевой фразой из сартровской пьесы "За закрытыми дверями": "Ад - это другие"12.

Проблемы экзистенциального одиночества и преодоления изначальной отчужденности человеческого существования, осмысливаемые Андреевым и Сартром на базе сходных моделей, дают достаточно близкие, так сказать, воспроизводимые результаты, что и позволяет представить их как знание, как достаточно объективный результат исследования. Андреев задолго до выхода в свет книги Бердяева "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934) пытался найти способы избавления от одиночества: в единении героев с природой, в отношениях с животными, в человеческом общении, в дружбе, любви, творчестве, в возможности обрести свое место в обществе. Сходные идеи будут развивать и французские экзистенциалисты, воплощая их, как и Андреев, в образах своих героев в пространстве художественно-философской


11 Андреев Л. Н. Мои записки // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. 1990 - 1996. Т. 3. М. С. 119 - 120.

12 Сартр Ж. -П. За закрытыми дверями, пер. Л. Каменской // Сартр Ж. -П. Грязными руками. Харьков. - М., 1999. С. 112.

стр. 150

прозы. Антуан Рокантен у Сартра ("Тошнота") и Илья Петрович Дементьев у Андреева ("Иго войны") переживают разного рода экзистенциальные состояния. В последовательном раскрытии писателями этих состояний определено особенное место для каждого героя в мире и сам этот мир.

Выстроенный ряд персонажей представляет собой типы, модусы, измерения одиночества всех порядков: космическое, социальное, культурное, межличностное13. Функционирующие в прозе типы одиночества выражают личное миропонимание авторов, но несмотря на это, читателю "не грозит" встреча с авторской оценкой того или иного образа14. Каждый герой - равноправный носитель своей и только своей правды, у него свой поиск путей преодоления ситуации отчуждения.

Главный герой андреевского рассказа "Проклятие зверя" ищет спасение в городе, в толпе одинаково одетых мужчин и женщин, рождающей мнимое единение. Он, одинокий, стремится поскорее стать одною из этих маленьких волн, умалиться их малостью, умножиться их множеством, растворить свое одинокое, сумасшедшее "я" в однородности всех этих таких же одиноких, сумасшедших "я", сделавшихся "мы"15. Сартровский Рокантен, желая помочь бедной женщине избавиться от грозной силы страдания, думает о том, что необходимо увести ее на свет, к людям, на уютные розовые улицы, потому как "там нельзя страдать с такой силой"16. Он и для себя ищет возможность слиться с празднично одетой толпой: "На мгновенье я подумал: уж не полюблю ли я людей. Но в конце концов, это их воскресенье, не мое"17. У Сартра, как и у Андреева для одинокого человека не существует праздников. Празднества, по мнению этих писателей, созданы лишь для счастливых людей. "Праздник... Как страшно это - праздник", - шептал Качерин,


13 Садлер У. С., Джонсон Т. Б. Измерения одиночества // Лабиринты одиночества. М., 1982. С. 31 - 33.

14 Вспомним, что впоследствии Ж. -П. Сартр настаивал на воздержании от оценочных суждений тогда, когда речь велась о человеке: "Но нельзя признать, чтобы о человеке мог судить человек. Экзистенциализм освобождает его от всех суждений подобного рода" (Сартр Ж. -П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 343).

15 Андреев Л. Н. Проклятие зверя // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 3. С. 18.

16 Сартр Ж. -П. Тошнота // Сартр Ж. -П. Стена: Избранные произведения. М., 1992. С. 40.

17 Там же. С. 63.

стр. 151

сторонясь от толкавших его веселых, довольных людей, которые так ласково глядели на него и так далеко были от него своими душами. И с ужасом, который так легко сообщался его уму, Качерин с поразительной ясностью представился самому себе в виде какого-то отверженца, Каина, на котором лежит печать проклятия. Весь мир живых людей и неживых предметов говорил на одном веселом, звучном языке. Качерин один не понимал этого языка и мучился от дикого сознания одиночества"18.

Андреев в самом начале своего творческого пути, мучаясь проблемой мирской разобщенности, пытался помочь людям избежать одиночества: "Пусть собираются вместе одинокие люди.., чтобы вызвать необходимый подъем духа и пробудить ту нежную струнку, что давно задавлена в душе пошлостью, быть может, порвана совсем"19. Отчуждение человека в раннем творчестве Андреева преодолевается благодаря процессу общения между личностями. В этой связи нелишним будет вспомнить слова Бердяева: "Истинное преодоление одиночества и достижения от "Я" к "Ты". Это - путь уничтожения одиночества"20.

В андреевском рассказе "Город" чиновник Петров всю жизнь стремился вырваться из оков одиночества. Даже возможность на ежегодном пасхальном приеме чокнуться рюмкой с другим чиновником, таким же одиноким, как и он, и при этом сказать "За ваше здоровье!" или просто побеседовать ни о чем делает Петрова счастливым. Таким образом люди "соединяются между собой, идут друг к другу из одиночества и познают это одиночество"21. "Взаимность и совпадение интересов"22 - вот ключ к временному избавлению от одиночества и отчуждения, заключенному в диалогическом общении между "Я" и "Ты" (Бердяев). В акте слияния с другим человеком человек познает этого другого, познает себя, познает всех, обретает возможность побороть состояние покинутости и отверженности.


18 Андреев Л. Н. Праздник // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М., С. 189.

19 Чуваков В. Н. О творчестве Леонида Андреева // Андреев Л. Повести и рассказы в 2 тт. Т. 1. М., 1971. С. 16.

20 Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. С. 278.

21 Jaspers K. Philosophie. 2. Aufl. Berlin Gottienfen-Heidelbegr, Springer, 1947. C. 345.

22 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 454 - 455.

стр. 152

В начале романа "Тошнота" Антуан Рокантен тоже ищет возможность поговорить с кем-нибудь, пока он, одинокий, не стал внушать отвращение и ужас людям, потеряв человеческий облик. Сартр, указывая на вероятность преодоления одиночества и изоляции при помощи общения между людьми, в конце концов, как и зрелый Андреев, приходит к выводу, что это невозможно, так как одиночество является неотъемлемой составляющей человеческого существования: "Вот он опять на меня смотрит. Сейчас он со мной заговорит, я весь ощенился. Никакой симпатии мы друг к другу не чувствуем - просто мы похожи, в этом все дело. Он одинок, как я, но глубже погряз в своем одиночестве. Вероятно, он ждет своей Тошноты или еще чего-нибудь в этом роде. Стало быть, теперь уже есть люди, которые меня узнают: поглядев на меня, они думают: "Этот из наших". Ну так в чем дело? Чего ему надо? Он должен понимать: помочь мы ничем друг другу не можем. Люди семейные сидят по домам посреди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, - здесь"23.

О любви как преодолении человеческого одиночества будут рассуждать и Андреев, и Сартр. Именно истинная любовь способна избавить от чувства замкнутости в себе посредством переживания единства с другим человеком. Любовь для героев Андреева, как и для самого писателя, является необходимым условием человеческого существования. Страдая от непреодолимого одиночества, герой андреевского "Города" совершает безнадежно-отчаянный поступок, сильно напугавший постороннюю даму. Несчастный Петров "вошел к ней вечером в номер, стал на колени и предложил быть его женой. Незнакомая дама была проститутка и сперва внимательно слушала его и даже смеялась, но, когда он заговорил о своем одиночестве и заплакал, приняла его за сумасшедшего и начала визжать от страха. Петрова вывели; он упирался, дергал Федота за волосы и кричал: "Все мы люди! Все мы братья!"24. Фраза "Все мы люди! Все мы братья!" рефреном проходит через все литературно-философское творчество Леонида Андреева.

У Андреева и Сартра любовь к женщине лишь открывает возможность спасения героя от отчуждения, царящего в мире абсурда; возможность, которая способна ненадолго победить "неведомого врага". В андреевском рассказе "Проклятие зверя" есть строки: "Возлюбленная моя! Одиноко ждущая меня, чтобы дать покой


23 Сартр Ж. -П. Тошнота. С. 74.

24 Андреев Л. Н. Город // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. С. 379.

стр. 153

моей исстрадавшейся мысли и открыть последнюю великую тайну. Ограждающая от зла! Творящая благо и жизнь!"25. В "Тошноте" Антуан Рокантен вспоминает, что в то время, пока он был с Анни, они вместе преодолевали случайность, абсурдность существования, а придуманные Анни "выигрышные ситуации" и "совершенные мгновения" противостояли состоянию "тошноты", заключали в себе "смысл духовного восхождения" человека. После встречи с любимой и любящей женщиной, закончившейся очередным расставанием, Рокантен признается: "Только теперь я понял, как надеялся в разгар моих страхов, приступов тошноты, что меня спасет Анни"26. Но она не в силах избавить Антуана от ощущения собственной никчемности и чувства бесконечного одиночества, хотя и любит его. Анни "стала совершенно другим человеком", "живым мертвецом", так как пришла к выводу, что "совершенных мгновений" не существует. Не видит окончательного обретения родственности и близости в любви и Альбер Камю: "Если бы можно было довольствоваться любовью, все было бы слишком просто. Чем больше любят, тем прочнее утверждается абсурд"27.

Герои Андреева и Сартра схожими путями пытаются избегнуть одиночества, но люди отказывают им в человеческом общении или же не могут помочь, так как сами одиноки. Отсутствие связей между людьми - вот проблема, терзающая Андреева-мыслителя. Человек чужд всем людям: он один в этом мире, ибо навеки заключен в свою голову, "в эту тюрьму": "Кто сильный даст мне руку помощи? Никто. Никто. Где найду я то вечное, к чему я мог бы прилепиться со своим жалким, бессильным, до ужаса одиноким "я"? Нигде. Нигде"28 В этом высказывании Леонида Андреева, раскрывающем онтологический статус человеческого одиночества, можно увидеть применение гуманитарной модели, обеспечивающей сходство идей писателя с идеями французских экзистенциалистов.


25 Андреев Л. Н. Проклятие зверя // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 3. С. 35.

26 Сартр Ж. -П. Тошнота. С. 157.

27 Камю А. Донжуанство // Камю А. Миф о Сизифе: Философский трактат. Падение: Повесть. М., 2007. С. 82.

28 Андреев Л. Н. Мысль // Андреев Л. Н. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. С. 418.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-СТАТУС-ФИЛОСОФСКОЙ-МОДЕЛИ-В-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ-АНАЛИЗЕ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ-ПРОЗЫ-ЛЕОНИДА-АНДРЕЕВА-И-Ж-П-САРТРА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SemashkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Semashko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. А. Демидова, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОЗЫ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И Ж. П. САРТРА) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-СТАТУС-ФИЛОСОФСКОЙ-МОДЕЛИ-В-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ-АНАЛИЗЕ-НА-МАТЕРИАЛЕ-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ-ПРОЗЫ-ЛЕОНИДА-АНДРЕЕВА-И-Ж-П-САРТРА (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. А. Демидова:

С. А. Демидова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Semashko
Казань, Россия
895 просмотров рейтинг
15.09.2015 (3138 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ФИЛОСОФСКОЙ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОЗЫ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И Ж. П. САРТРА)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android