Libmonster ID: RU-8714
Автор(ы) публикации: Е. А. СЕМЕНОВА

Научная картина мира не является неизменной, находясь в постоянном развитии. Кризис и революция в физике на рубеже XIX-XX в. повлекли за собой трансформацию основных параметров механистической научной картины. Механистический взгляд на мир сменился органическим. В рамках органической парадигмы Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей. Современная наука стремиться изучать взаимодействия, связи, а не отдельные замкнутые объекты. В рамках органической научной парадигмы мир представляет собой неделимую реальность всеобщих связей.

Наука должна давать достаточно простые объяснения экспериментальных фактов, что возможно лишь при умении применять стандартные методы исследования, а также при наличии смелости отойти от них. Выступая как форма общественного самосознания, философия, выполняя свою методологическую функцию, создает для науки логическую и гносеологическую базу, необходимую для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются новые стандарты научности. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие свою актуальность. Социокультурный прогресс возможен потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила, "подниматься над привычными горизонтами". Разрыв обыденного и философского познания в философии выразился в противопоставлении достоверного знания (эпистемы) и мнения (доксы). Парадоксальность эпистемологии предполагает наличие критичности как основы движения научно-философской мысли. Философия объединяет в единое целое основные идеи и ценности определенной исторической эпохи. Будучи теоретическим ядром научного мировоззрения общества, философия определяет предельные основания его культуры.

стр. 112


Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Любая специальная наука, особенно в кризисные моменты своего развития, не может полностью самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки. В этом случае функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.

Согласно концепции Платона, мир существует в идеальной форме вне нас. Мы познаем его шаг за шагом, приближаясь все ближе к конечной истине. Возможно, однако, что характер знания социума определяется скорее человеческой природой, чем миром, существующим вне нас. Наука рубежа XX-XXI в. выявила зависимость изучаемой реальности от методики исследования или применяемой теории. В естественно-научном знании, например, при изучении квантово-механических явлений имеет место значительное расхождение данных теории и эксперимента.

Так, например, при построении теории атомных оболочек используется метод вторичного квантования [1]. Характерная особенность, с которой мы сталкиваемся при исследовании в приближении центрального поля конфигураций эквивалентных электронов, заключается в том, что из эксперимента мы получаем больше численных данных, чем имеется различных интегралов для их теоретического описания. Например, конфигурация f 4 имеет 47 термов (каждый терм характеризуется определенными значениями S и L- квантовых чисел полного спина и полного орбитального момента), а энергии всех этих термов выражаются только через четыре слэтеровских интеграла F (к) . Необходимость сведения к минимуму этих расхождений решается путем исследования эффектов взаимодействия конфигураций. Область применения метода вторичного квантования в атомной спектроскопии связана с возможностью интерпретации операторов рождения и уничтожения, а также произведений этих операторов как инфинитезимальных операторов определенных групп Ли. Возможно применить теорию квазиспина для изучения смешанных конфигураций и для более подробного теоретического исследования конфигураций f N , где многие упрощения, открытые Рака (1949), все еще остаются до конца не понятыми. В социально-гуманитарном знании наблюдается зависимость

стр. 113


теорий от личностных качеств, политического и культурного уровня теоретика. Всесторонний анализ методологии научного познания необходим в такой же мере для изучения социума, как и Вселенной. Он касается членов социума не только потому, что техника является производной науки, но и потому, что раскрывает природу Вселенной, природу личности и межличностных взаимоотношений. Как указывал К. Маркс, "человек есть непосредственный предмет естествознания, ...а природа есть непосредственный предмет науки о человеке" [2]. Чтобы понять сложность самих себя, мы должны понять сложности организации окружающего мира, природы и общества. Сталкиваясь в процессе изучения Вселенной с системами, ее образующими, с бесконечным разнообразием размеров этих систем, с их многосторонними взаимодействиями, люди пытаются достичь определенного уровня понимания причин событий и явлений действительности.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности, в котором изучаются приемы получения знания, а не само знание. В современной эпистемологии акцент во многом делается именно на методологию. Методология имеет описательную и нормативную составляющие. В первой части происходит описание того, как достигается знание, во второй - устанавливаются правила, задаются образцы достижения адекватного (достоверного) знания, нормы его оформления и функционирования.

Научный метод - это совокупность мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих достичь желаемого результата исследования. Результатом может быть как знание о действительности, так и знание о способах ее изменения. В науке применяются как мыслительные приемы, так и практические приемы и правила. В науке от метода зависит результат исследования. Неадекватный метод может привести к ошибочным выводам. Удачно выбранный метод способствует успешному познанию новых связей и закономерностей действительности. При этом результат научного познания напрямую связан с характером исходных теоретических положений.

В XX в. сложились новые методы научно-философского исследования. Структурализм - научное направление, возникшее во Франции в первой половине XX в. Структура - (от лат. structura - строение, порядок, связь) есть совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих его целостность. Осно-

стр. 114


ву структуралистского метода исследования образует выявление структуры сложной системы как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В этом смысле понятие "структура" характеризует не просто устойчивый "скелет" какого- либо объекта, а совокупность правил, по которым возможно преобразование объектов путем перестановки его элементов и других преобразований. В широкой области важнейших природных явлений - ядерных сил, электромагнитных явлений, гравитационных взаимодействий, все законы оказываются симметричными. Однако природа почти симметрична, но не абсолютно симметрична [3]. Известно, что законы тяготения, электричества и магнетизма, законы ядерных сил подчиняются принципу симметрии при отражении. Однако исследования в области физики элементарных частиц показали, что фундаментальный закон физики - закон симметрии при отражении - оказался несправедливым на квантово-механическом уровне - микроуровне организации материи. Сложные природные и социальные системы не обладают абсолют ной симметрией. В симметричном мире случайность приводит к спонтанному разрушению симметрии. В конце XX в. исследования неустойчивости симметрии привели к возникновению так называемой "теории катастроф", изучающей взаимосвязь симметрии и случайности с точки зрения развития различных процессов и явлений. Примеры "катастроф" могут быть разнообразны: внезапная кристаллизация переохлажденной жидкости, горный обвал, генерация излучения в лазере, процессы трансформации социальных структур. Во всех подобных случаях сложная система - природная, либо социальная - характеризуется неустойчивой симметрией, которая может разрушаться под действием случайных факторов. Случайные факторы разрушают симметрию системы и дают начало бурнопротекающим процессам - своего рода "катастрофам".

Новая философская теория - синергетика - первоначально возникла как одна из концепций физики в последней трети XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергетики считают Г. Хакена и И. Пригожина. Термин "синергетика" происходит от греч. "sinergia" - сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации сложных систем и изучает закономерности этих явлений. Синергетический метод исследования позволяет ответить на вопрос, почему вопреки дей-

стр. 115


ствию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень организованности и порядка. Поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бытия, это позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни как процесс самоорганизации неорганических систем. И. Пригожий в книге "Порядок из хаоса" утверждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимости материальных процессов, трансформирует привычное представление о времени, позволяет иначе понять характер и сущность энтропийных процессов, т.е. радикально меняет стиль мышления.

Выявление структурных закономерностей сложной системы как совокупности множества объектов достигается путем выяснения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантах единого абстрактного инварианта. Структуралистский метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем успешно применен в естествознании ив науках о человеке: антропологии, этнологии, психологии, социологии, социальной философии. Основные представители структурализма- антрополог Клод Леви-Стросс, психоаналитик Жак Лакан, философы Мишель Поль Фуко, Луи Альтюсер. Современное видение структуры личности человека выдвигает каузальный метод построения различных поведенческих моделей членов социума [4].

В процессе исследования сложных систем необходимо изучить их основные компоненты и основные взаимодействия между ними. Ситуация упрощается, если удается построить модель, позволяющую объяснить целое как результат сложного взаимодействия между более простыми объектами, его составляющими. В XX в. получил распространение еще один метод теоретического уровня научного познания - моделирование. Моделирование ? это оперирование объектом, который является аналогом другого объекта, по объективным причинам недоступного для манипуляций. Благодаря манипулированию можно изучить недоступные свойства объекта, используя его аналог. На основе знания, полученного с помощью модели, делают вывод о свойствах оригинала. В основе моделирования лежит прием аналогии.

Так, например, возможно успешное применение метода моделирования в химии. Согласно данным элементного анализа и

стр. 116


ИК-спектроскопии, 11 полученных комплексов Mo(VI) с различными α- аминокислотами [5] изоструктурны. Если вопрос о способе координации аминокислоты (бидентантная островная координация), наличии мостикового и цис-кратносвязанных атомов кислорода, гидроксогрупп, связанных с атомами Мо, решается однозначно поданным ИК-спектроскопии, то сделать вывод о взаимном пространственном расположении этих групп только поданным ИК-спектроскопии довольно затруднительно. Следует отметить, что рентгено-структурный анализ полученных комплексов Mo(VI) с α-аминокислотами затруднен вследствие аморфного характера полимерных материалов - перспективных катализаторов различных природных и промышленных процессов окисления. Однако в качестве их структурных аналогов возможно использовать полимерные комплексы Mo(VI) с другими О-содержащими лигандами, подвергающимися кристаллизации. Согласно современным данным [6], таких аналогов два: биядерный комплекс Mo(VI) со щавелевой кислотой и полимерный комплекс Mo(VI) с пирокатехином.

В обоих случаях пять атомов кислорода обеспечивают тетрагонально-пирамидальное окружение каждого атома Мо в димере. Для заполнения шестого координационного места в характерном для комплексов ионов переходных металлов с электронной конфигурацией d o октаэдрическом окружении каждый ион Мо в молекуле оригинала может использовать пару электронов одного из атомов кислорода карбоксильной группы. В этом случае кислородный мостик должен быть существенно нелинеен (до 110°), что привело бы к расположению полосы, соответствующей валентным антисимметричным колебаниям связи молимбден-мостиковый кислород при ~ 860 см -1 , что противоречит полученным данным (750-760 см -1 ). Сопряжению двух октаэдров по общей грани, как в пирокатехинатоподобном аналоге, может препятствовать жесткое строение карбоксильной группы оригинала, расстояние между атомами кислорода в которой не может быть менее 2,2 А. Наиболее вероятной представляется оксалатоподобная структура биядерных комплексов Mo(VI) с α-аминокислотами [7]. В ней шестое координационное место у каждого из двух октаэдров, соединенных общей вершиной, занимают атомы кислорода гидроксогрупп соседних димерных молекул. В тех случаях, когда ИК-полоса, соответствующая деформационным колебаниям связи молибден-мостиковый гидроксил при - 1100 см -1 не маскируется маятниковыми

стр. 117


колебаниями связей N-H в протонированной аминогруппе лиганда, она проявляется в ИК- спектрах поликристаллических соединений (например, аланината и валината Мо(У1)). Положение полосы, соответствующей валентным антисимметричным колебаниям связи молибден - мостиковый кислород при 750- 760 см -1 позволяет предположить для кислородного мостика оригинала лишь незначительное отклонение от линейности.

Таким образом, сочетание естественно-научного метода ИК-спектроскопии и общетеоретического метода научного познания - моделирования с использованием приема аналогии позволило авторам [5,7] установить возможную структуру биядерных комплексов Mo(VI) с α-аминокислотами общей формулы [Мо 2 О 5 (COO(CH-R)NH 3 + (OH) 2 ] n . Удачный выбор совокупности методов исследования позволил получить знание о структуре определенной абиотической системы, на основе которого возможен синтез новых соединений - абиотических систем, его производных, обладающих полезными свойствами. Так, например, при R=- CH 3 возможно создание экспериментальных условий, при которых образуется изоструктурное водорастворимое соединение общей формулы

[Mo 2 O 5 (COO(CH- CH 3 )NH 3 + (OH) 2 ]*(CH 3 ) 2 SO*1/3C 3 H 6 O),

являющееся новым объектом для конформационных исследований методами атомной спектроскопии, а также эффективным гепатопротектором [8].

Методы, применяемые на метатеоретическом уровне научного познания, имеют вид общелогических приемов; анализ и синтез, абстрагирование, идеализация. Идеализация как универсальный прием познания представляет собой мысленную процедуру образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты (например, частица-волна в квантовой механике) опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа. Эти приемы являются общими и для философии, и для науки как формы общественного сознания.

Систематическая разработка аксиологического метода началась во второй половине XIX в. Его центральными категориями являются понятия ценности и оценки. Понятие ценности неразрывно связано с понятием оценки. Оценка - категория гносеологическая и эмоциональная" тогда как ценность может быть

стр. 118


как идеальной, так и вещественно-материальной. Оценка вторична по отношению к ценности, однако без оценивающего сознания индивидов многие ценности социума остаются невостребованными. Наряду с научным познанием аксиологический метод предполагает Наличие оценочного познания. Если результатом научного познания является достоверное знание, объективная информация об окружающем мире, то оценочные суждения выражают лишь субъективные мнения познающего субъекта. Суждение научного познания - это суждение о фактах, а оценивающее суждение - это суждение о должном. В начале XX в. в баденской (гейдельбергской, или юго-западной) школе неокантианства в рамках философии ценностей были развиты индивидуализирующий метод - понимание явлений социокультурной действительности с культурно-ценностной точки зрения, и генерализирующий метод - объяснение природных явлений на уровне обобщений и формулировки законов.

Отрыв естествознания от социально-гуманитарного знания, противопоставление научного и оценочного знания характерно для экзистенциализма, что особенно ярко проявляется в работах К. Ясперса (1883 - 1969), ученика неокантианца М. Вебера (1864 - 1920). Оценка всегда есть "понимание смысла бытия", но такое понимание может быть достигнуто не средствами научного познания, а при помощи иррациональной интуиции, "путем непосредственного видения смыслов" [9].

Противопоставление научного и оценочного познания характерно для неопозитивизма. Каждая оценка всегда субъективна и произвольна, определяется неопытными фактами, а эмоциями индивида. Понятие ценности лежит вне области науки [10].

В противоположность неокантианству, экзистенциализму, неопозитивизму, прагматизм (У. Джемс) устраняет антитезу оценки и истины на базе полного релятивизма, отождествляя истинность с полезностью и ценностью, обнаружившимися в субъективно понимаемом опыте. [11].

Современный материализм рассматривает нормы и ценности с позиции социального детерминизма. Нормы и ценности, а также их оценки складываются в ходе общественно- исторической практики на основе познания объективных законов развития природы, общества, мышления.

Как один из сложных и специфических элементов познания действительности, процесс оценки содержит в себе момен-

стр. 119


ты субъективности, условности, релятивизма, но полностью не сводиться к ним.

Применение философского метода в социально-гуманитарном познании предполагает исследование структуры общества как определенной целостности форм совокупной деятельности людей, направленных на поддержание и воспроизводство их жизни.

В социальной философии марксизма [12] общество рассматривается как система, в которой процесс производства является первоосновой всех вторичных процессов (политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных, научных).

Общество также может рассматриваться как система общих структур человеческой деятельности, как совокупность норм, технологий, принципов, правил. Попытку создать интегральную теорию общества как системы предпринял американский философ и социолог П. Сорокин (1889 - 1968). Для П. Сорокина понятие господствующей суперсистемы-системы ценностей - является определяющим как для понимания жизни общества, так и для понимания мотивов поведения отдельного индивида. Сложную социальную динамику взаимодействия социальных групп, процессов стратификации и социальной мобильности возможно изучить только в соотношении с господствующими системами ценностей-так называемыми "суперсистемами" [13].

Т. Парсонс (1902-1979), развивая структурный функционализм, рассматривает идею "социального порядка", стабильности сложной социальной системы, выполняющей следующие функции: 1) адаптационную (получение и распределение ресурсов); 2) целедостижения (установление иерархии социальных целей и мобилизация усилий для их достижения); 3) интеграции (координация отношения внутри системы); 4) удержания целостного образца (соответствие индивидуальной мотивации целям общественной системы). Выполнение этих функций связано с использованием "энергии действия", основанной на природных желаниях и потребностях индивида, и с нормативным регулированием всех человеческих действии [14].

Согласно иерархической теории потребности А. Маслоу (1954) (социально- психологический подход), эффективное социально - эмоциональное функционирование индивида является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации [15]. Самореализация является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего лич-

стр. 120


ного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка (биологических потребностей и потребностей в обеспечении безопасности). Согласно иерархической структуре потребностей, удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка.

Люди как социальные субъекты наделены волей, сознанием. Их деятельность подчинена целям научно-технического и социального прогресса. Цели эти не произвольны, а направляются миром культурных ценностей. Эти ценности не существуют в мире, доступном нашему опыту, они расположены "над нами", "значат для нас". С ними мы соотносим наши поступки, воплощаем ценности в объекты культуры [16].

Как указывал М. К. Мамардашвили [17], все человеческие изобретения, нравственные нормы, мысленные образования, все, что содержится в человеческой памяти и передается культурой, существует только в той мере, в какой постоянно воспроизводится внутреннее условие их существования, состоящее в том, чтобы в каждый момент большое количество людей ценой собственного труда, жизни, риска шло на то, чтобы этот институт или норма были. Тогда эти вещи (ценности) длятся.

Стремясь воплотить ценности в жизнь, человек не рассматривает их как идеальную цель. Ценности - это должное. Человеческие стремления и деятельность по их воплощению - сущее. Процедура отнесения к ценности, сопоставление сущего с должным составляет содержание аксиологического метода научного познания.

Любой человек, включенный в общественный прогресс, особым образом связан с идеальной реальностью. Как указывает Ю. И. Романов [18], "...идеальное есть философская категория для обозначения атрибутивно присущей материи относительной структурной упорядоченности (как предпосылки духовного), которая опосредованно и фрагментарно обнаруживает себя в формах человеческого отражения, существуя независимо от них. Идеальное есть категория изначально онтологическая". Рассматривая естественно-научные основы идеального, В. Т. Бахур [ 19 ] утверждает, что ".. .исходя из радикальных взглядов на первооснову мира - микрочастицы являются порождением волновых функций поля, в истоках всего сущего лежат такие "нематериальные", но обладающие огромными энергети-

стр. 121


ческими возможностями факторы, как сама геометрия пространства, то... допустимо говорить, что уже изначально "идеальное" (функция в самом широком понимании) предшествует "сугубо материальному" ...Позволительно утверждать, что "изначальное идеальное" в форме базисных законов развития Вселенной, геометрии мира, волновых функций материи, математических функций в самом широком понимании, логических категорий является истинно-объективным идеальным, независимым от человеческой психики. Человеческая психика отражает в своем субъективном идеальном изначальные объективные идеальные сущности".

Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, природные и социальные системы.

Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира. Бытие представляет собой сложно организованную иерархию систем, все элементы которой находятся в закономерной связи друг с другом. Системность, наряду с пространством, временем, движением, является атрибутивным (всеобщим и неотъемлемым) свойством материи. По определению основоположника теории систем Л. Берталанфи, система это комплекс взаимодействующих элементов [20]. Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращается в новую систему. Выделяют группу неживых, или абиотических систем (множество космических образований и множество различных систем микромира), и группу живых, или биологических систем, в которой выделяют группу информационных систем. Информационные системы, являясь частным случаем биологических систем, появляются только на определенной стадии развития живой материи.

Понятие "информационное общество" оформилось в результате развития концепции постиндустриального общества, возникшей в конце 60-х - начале 70-х годов XX в. (И. Масуда, О. Тоффлер, Д. Белл). Это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и информационные системы. Отличительные черты информационного общества - это: 1) увеличение роли информации в жизни общества; 2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутрен-

стр. 122


нем продукте; 3) создание глобального информационного пространства, обесценивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным ресурсам;

- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

С начала 80-хгодов XX в. в современном обществе придается большое значение "конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи" [21 ]. Идея справедливого, гуманного и свободного "информационного" общества способствует разработке многочисленных правительственных программ информатизации и дальнейшему развитию социально-экономических приложений Интернет-технологий.

Развитие новых социально-технологических институтов - телемедицины и дистанционного образования, электронной торговли и дистанционной занятости, СМИ и "электронного правительства" значительно влияет сегодня на изменение структуры важнейших секторов экономики.

Развитие индивидуальных возможностей человека можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала. Развитие сетевой формы организации общества способствует в экономической сфере росту эффективности внутрифирменного менеджмента, межфирменных взаимодействий, что создает в политической и социальной сфере предпосылки развития институтов и организаций гражданского общества, обеспечивающих наращивание социального капитала [22].

Создание нового информационного общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента (управления), включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент.

Одна из важнейших задач системы Public Relations (PR) -работа на репутацию клиента. В настоящее время "репутация" рассматривается как синоним категории "социальная ответственность". Формирование у членов социума социальной ответственности - одна из важнейших задач информационного общества. Важнейшая задача корпоративного PR- заставить "работать" в выбранном направлении весь комплекс позитивной информации и доводить ее до целевой аудитории путем системного и непрерывного живого диалога с потребительскими группами. Переход к информационному обществу в рамках конкретного государства возможен при условии создания единого информа-

стр. 123


ционного пространства на его территории с помощью совершенствования технологии открытых систем. Таким образом, проведенный нами анализ современного уровня развития методологии научно-философского познания убедительно доказывает, что материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное - все эти противопоставления, являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно выступают сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого, как субъективно-объективного единства.

На рубеже XX-XXI вв. сформировались структуралистский, аксиологический, синергетический методы исследования, а также получил развитие метод моделирования с использованием приема аналогии. Их использование в целях наиболее полного изучения такого атрибутивного свойства материи, как системность, необходимо составляют в рамках социальной философии, наряду с диалектическим, феноменологическим, антропологическим, герменевтическим методами основы методологии научной организации общества XXI в., как непрерывно развивающейся информационной системы во всестороннем взаимодействии с иными типами материальных систем природной и социальной действительности. Использование совокупности различных методов научно- философского познания позволяет на основе изучения структуры реально существующих сложных социальных систем современности создать предпосылки для развития метода научного прогнозирования, включающего моделирование с использованием приема аналогии "объективного идеального" - структуры общества будущего, которому предстоит воплотиться в определенном материальном носителе -системе научно- организованного общества XXI в.

Философию не следует отождествлять с наукой. Она использует все данные, предоставляемые естественными или общественными науками, для решения принципиальных мировоззренческих и методологических вопросов, не замыкаясь в узкой сфере эмпирической конкретики.

---------------

1. Джадд Б. Вторичное квантование и атомная спектроскопия. М., 1970. С. 70.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

стр. 124


3. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 1. М., 1977. С. 491.

4. Айзенк Т. Структура личности. М., С-Пб. 1999.

5. Семенова Е. А. Патент 2004547 РФ, МКИ 3 5 CO7F 11/00. Способ получения комплексов диоксомолибдена (VI) с аминокислотами. N 4935176/04, Приор. 9.04.91 заявл. 24.08.92, опубл.15.12.93. БИ N 45 - 46. С. 95.

6. Порай-Кошиц М. А. Кристаллохимия и стереохимия координационных соединений молибдена. М., 1974. С. 139.

7. Семенова Е. А. Синтез, строение и физико-химические свойства нового димерного сольватокомплекса Mo(VI) с L - α-аланином // Материалы поволжской региональной конференции "Физико-химические методы в координационной и аналитической химии". Казань, 1999. С. 72 - 73.

8. Elena A. Semenova. The 1 H NMR Study of Molecular Structure Solvation State and Dynamic Behavior in Solution of the New Binuclear Mo Complex With L - α- Alanine // 14 th International Meeting on NMR Spectroscopy. University of Edinburgh, 27 June-2 July, 1999- Book of Abstracts. P. 10.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.

10. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М., 1957.

11. Губин В. Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998.

12. Спиркин А. Г. Философия. М., 2003.

13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

14. Парсонс Т. Общесоциологические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.

15. M. Joseph Sirgy, Dennis Cole, Rust an Kostenko et al. Developing a life satisfaction measure based on need hierarchy teory //New dimentions in marketing. Quality - of - life research. Ed by M. Josef Sirgy and A. Coskun Samli. Quorum Books, Connectitut, London, 1995.

16. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М. 1995. С. 149.

17. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996.

18. Романов Ю. И. // Философские науки. 1992, N 3. С. 147.

19. Бахур В. Т. К вопросу о естественнонаучном базисе идеального // Философские науки. 1992, N 3. С. 148 - 149.

20. Bertalanffy L. Kritische Theorie der Formbildung. В., 1928.

21. Гринберг А. С., Лукьянец В. Г., Тимошек Л. Е. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. Ч. VII. Информационная экономика и информационные ресурсы управления. Минск, Академия управления при президенте республики. Беларусь. 2000.

22. Хаммодс К., Келли Л., Тарсон Л. Канун XXI века: новые формы труда // Business Week. 1995, N 7.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЯ-НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО-ПОЗНАНИЯ-В-РАМКАХ-ОРГАНИЧЕСКОЙ-НАУЧНОЙ-ПАРАДИГМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. А. СЕМЕНОВА, МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЕТОДОЛОГИЯ-НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО-ПОЗНАНИЯ-В-РАМКАХ-ОРГАНИЧЕСКОЙ-НАУЧНОЙ-ПАРАДИГМЫ (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - Е. А. СЕМЕНОВА:

Е. А. СЕМЕНОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
1001 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3143 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОРГАНИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android