Libmonster ID: RU-13507

На что опираться, проектируя изменения в системе профессионального образования в регионе (муниципалитете), какие подходы к финансированию использовать в отношении учреждений дополнительного образования? В этом выпуске рубрики предлагаем познакомиться с материалами исследований на эти темы, а также говорим о подходах к управлению инновациями в образовании на основе создания инновационных комплексов.

Лапушинская Галина Константиновна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного управления ФГБОУ ВПО "Тверской государственный университет"

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ОЖИДАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ НПО/СПО

В условиях произошедшей передачи полномочий в области начального и среднего профессионального образования на уровень субъекта Федерации остро обозначилась необходимость ориентации профессиональной подготовки кадров на экономические, социальные запросы и особенности территорий. [Указанная ориентация возможна через обоснованное формирование государственного задания образовательным учреждениям.]

Учреждения профессионального образования региона должны не только адаптироваться к изменяющейся внешней среде с учетом трансформации ожиданий от профессионального образования потребителей образовательных услуг, но и формировать базу для развития деловой активности на территории, на которой они функционируют.

Кроме того, результативность деятельности образовательных учреждений НПО и СПО связана не только с тем, что учреждение успешно реализует сформированный государственный заказ на подготовку кадров, но и с последующей востребованностью выпускника на рынке труда и работой по полученной рабочей профессии (специальности).

В этом случае можно считать государственные инвестиции в подготовку кадров окупаемыми.

Спрос на труд качественно неоднороден. Работодателей интересуют работники определенной профессии и квалификации, готовые трудиться за предлагаемую плату. Однако наем персонала связан не только с желанием работодателя, но и с трудовыми ожиданиями молодежи, оканчивающей учебные заведения профессионального образования и выходящей на рынок труда.

Дисбаланс в трудовых ожиданиях выпускников и информационно доступных для них

стр. 5
вакансиях рынка труда региона приводит не только к отсутствию у выпускников желания работать по получаемой профессии или специальности, но и к оттоку молодежи из региона.

Работодатели, а следовательно, и регион в этом случае испытывают нехватку кадров, способных обеспечить высокую эффективность производства и поддержать развитие бизнес-структур территории.

Процедуры выявления ожиданий выпускников позволяют увидеть происходящую динамику в процессах профессиональной ориентированности обучающихся в учреждениях НПО и СПО, а также осуществить оценку активности взаимодействия работодателей с образовательными учреждениями.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Мониторинг трудовых ожиданий выпускников Тверская область проводит с 2008 года. Учет трудовых ожиданий и решение на их основе проблемы трудоустройства молодежи важны не только выпускникам образовательных учреждений, но и самим образовательным учреждениям, а также и компаниям, и региону в целом.

Именно поэтому результаты мониторинга использует не только министерство образования Тверской области (выступающее координатором проекта), но и министерство экономического развития, и управление по труду и занятости населения Тверской области.

Цель исследования заключалась в выявлении ожиданий выпускников учреждений НПО и СПО Тверской области от будущего места работы и тех условий, которые предопределяют их выбор рабочего места.

По результатам исследования также формируется рейтинг наиболее привлекательных для трудоустройства тверских компаний.

Выявление ожиданий выпускников от будущего места трудоустройства осуществлялось по анонимной анкете-опроснику, состоящей из трех блоков. [С анкетой можно познакомиться на сайте журнала http://obr.direktor.ru]

Первый блок анкеты позволял формировать портрет выпускника учреждения профессионального образования и выявить:

- желание работать по выбранной специальности после окончания учебного заведения;

- готовность к продолжению обучения;

- профессиональную и территориальную мобильность;

- желание работать в бюджетной сфере;

- готовность осуществлять собственную предпринимательскую деятельность и причины, поддерживающие это желание.

Во втором блоке выпускниками оцениваются те условия, которые предопределяют выбор компании как будущего места трудоустройства. Для этого каждый из выпускников рассматривает представленные условия будущего места работы и выставляет в баллах оценку их значимости.

Всего к оценке предлагалось 42 условия, характеризующие будущее место работы, которые были объединены в шесть групп:

1. Характеристика компании (16 условий).

2. Статус и карьерный рост в компании (4 условия).

3. Развитие и профессиональный рост (4 условия).

4. Характеристика работы (4 условия).

5. Компенсации и гарантии (8 условий).

6. Условия работы в компании (6 условий).

Кроме того, выпускнику предоставлялась возможность расширить перечень условий, предложив собственные характеристики компании, значимые для него при выборе.

В третьем блоке анкеты выявляются финансовые ожидания от будущего места работы. Здесь выпускники указывают минимально приемлемый и желаемый уровни заработной платы, а также называют наиболее привлекательные для них места работы в Твери и Тверской области. Данные третьего блока являются базой форми-

стр. 6
рования рейтинга "Наиболее привлекательные для трудоустройства тверские компании".

Анкетирование выпускников носило сплошной характер, поскольку в силу социально-экономической дифференциации муниципальных образований, на территориях которых функционируют образовательные учреждения, и профессиональных различий в подготовке и будущей трудовой деятельности молодых работников формирование репрезентативной выборки не представляется возможным.

В результате обработки анкет формируется информация, позволяющая не только выявить ожидания выпускников, но и использовать ее анализ для:

- повышения информированности выпускников и работодателей, содействующей корректировке условий трудоустройства со стороны работодателей и адекватности их восприятия выпускниками;

- активизации взаимодействия работодателей и образовательных учреждений, способствующего повышению качества подготовки кадров и решению проблем трудоустройства выпускников и кадрового обеспечения предприятий;

- формирования регионального заказа на профессиональную подготовку по дефицитным профессиям и специальностям, способствующего ослаблению дисбаланса на рынке труда.

В анкетирование было вовлечено 44 образовательных учреждения начального профессионального образования (3953 выпускника, обучавшихся по 45 рабочим профессиям) и 46 образовательных учреждений СПО (3507 выпускников, обучавшихся по 58 специальностям).

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ

В результате исследования, например, были выявлены следующие тенденции в сфере НПО:

1. Наблюдается миграция молодежи к месту учебы с целью получения рабочей профессии (табл. 1).

ТАБЛИЦА 1. ПОКАЗАТЕЛИ МИГРАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В Г. ТВЕРИ, К МЕСТУ УЧЕБЫ

При этом можно отметить незначительное, в пределах 6 %, снижение внутрирегиональной миграционной образовательной активности для получения рабочей профессии.

Снижение межрегиональной миграции на 1,8 % к 2011 г. оказывается весьма существенным и составляет почти третью часть выпускников, приехавших из других регионов в 2008 г.

Миграция к месту получения начального профессионального образования не является традиционной для российской экономики.

стр. 7
Это связано с тем, что получение рабочей профессии происходит, как правило, на территории постоянного проживания и может осуществляться работодателями непосредственно на рабочем месте. Наличие внутрирегиональной миграции может быть связано с отсутствием учреждений НПО в ряде районов Тверской области. Процесс миграции учащихся должен учитываться при проведении профориентационной работы как работодателями, так и учреждениями НПО.

2. После окончания учреждения НПО предполагают работать по полученной рабочей профессии 74,1 % выпускников, а 23,2 % - работать по полученной профессии не предполагают. Кроме того, 60,3 % планируют продолжить обучение после завершения учреждения НПО (СПО), в том числе:

- 30,8 % - по специальности, тесно связанной с полученной профессией;

- 29,5 % - в сфере, не связанной с получаемой профессией.

3. Вне пределов Тверской области предполагает работать 16,6 % (в 2008 г. - 18,2 %) опрошенных, что в 3,5 раза больше, чем приехало в регион для обучения (в 2008 г. разрыв составлял 3,4 раза).

4. Работать на государственном предприятии или в государственном учреждении готовы 61,5 % опрошенных. Достаточно высокий процент готовности к работе в бюджетной сфере можно связать с ее стабильностью. Кроме того, привлекательность бюджетной сферы для последующего трудоустройства выпускника учреждения НПО связывается анкетируемыми с предоставлением государственными организациями более широкого социального пакета.

5. Заняться в будущем собственной предпринимательской деятельностью хотели бы 67,4 % опрошенных. При этом наибольшее значение для выпускников имеет желание работать только на себя, стремление к независимости и самостоятельности.

6. Необходимо отметить наличие устойчивой доли выпускников, считающих, что у них не будет хороших возможностей для трудоустройства по профессии: 4 % в 2008 г., 4,5 % в 2010 - 2011 гг.

7. Недостаточно большим в условиях стремления экономики страны к инновационному развитию остается процент выпускников, ориентированных на собственные будущие разработки, которые можно предложить рынку, - 10,2 %.

Прошедшее анкетирование позволило выявить критерии выбора компаний-работодателей выпускниками учреждений НПО. Выпускникам было предложено оценить значимость для трудоустройства 42 критериев, определяющих их выбор компании.

На первом по значимости месте для опрошенных группа факторов "Развитие и профессиональный рост".

Молодые рабочие идут в компанию с долгосрочными целями, и для них важно остаться в компании после испытательного срока, значимо дополнительное образование, оплачиваемое компанией.

Таким образом, для молодых рабочих важна возможность получить те навыки и знания, которых им не хватает, прямо на рабочем месте. В данном случае направления подготовки выпускник НПО оставляет за компанией (нет самостоятельного выбора направления дальнейшего обучения).

Второе место занимает группа факторов "Статус и карьерный рост в компании". Особое значение приобретает возможность быстро-

стр. 8
го продвижения в компании, так как молодые работники хотят, приходя в компанию, видеть, как они могут добиться этого роста.

На третьем по значимости месте находится группа факторов "Компенсации и гарантии", оценка которой ниже двух оценок предыдущих групп. Среди наиболее важных факторов внутри группы можно выделить: "Рост заработной платы" и "Высокая стартовая заработная плата".

Это отражает нежелание начинать трудовую карьеру на рабочем месте с низкой заработной платой, не соотносящейся с финансовыми ожиданиями выпускников, а также желание четкой определенности в финансовых перспективах.

Четвертое место занимает группа факторов "Характеристика компании". Молодые рабочие ориентированы на работу в компании с высокой эффективностью, которая известна не только в Тверской области, но и в России, является крупным предприятием.

При этом пугают как место трудоустройства новые, недавно созданные компании и предприятия малого бизнеса.

Максимальную оценку критерию "расположение компании недалеко от места жительства" поставили 52,8 % выпускников.

Пятое место занимает группа факторов "Условия работы в компании". Наиболее значимы здесь возможность совмещения работы с учебой и гибкость рабочего графика.

Последнее, шестое место занимает группа факторов "Характеристика работы". Если в 2008 г. важным представлялось наличие четкой документально оформленной должностной инструкции, то в 2010 - 2011 гг. особо смущает выпускника выполнение преимущественно рутинной работы, характерное для рабочих мест, не оснащенных современным оборудованием.

При этом 44,4 % молодых работников считают себя готовыми к руководству другими сотрудниками.

В анкету-опросник были включены вопросы, связанные с восприятием выпускниками ожидаемой и желаемой ими при трудоустройстве заработной платы. Выявление минимально приемлемой заработной платы, с одной стороны, позволяет реально оценить возможности работодателей Тверской области обеспечить собственные компании кадрами, а с другой - причины молодежной безработицы (когда запросы выпускников значительно превышают стоимость конкретных видов специалистов и рабочих кадров на рынке труда).

Потенциальные рабочие оценивают как минимально приемлемую для них заработную плату - 20 538 рублей (в 2008 г. - 17 106 рублей), но представление о минимально приемлемой заработной плате различается у выпускников НПО по районам Тверской области.

В районах с наибольшими ожиданиями по заработной плате более 25 % выпускников ориентированы на работу вне Тверской области.

Выделение рабочих профессий и их групп с наибольшими требованиями по заработной плате позволяет определить круг проблемных в будущем для экономики Тверской области вакансий: выпускники НПО с завышенными требованиями по оплате труда будут вынуждены при отсутствии удовлетворяющих их требованиям вакансий искать место трудоустройства вне пределов Тверской области.

Однако среди этих групп рабочих при должной поддержке со стороны региональных органов власти больше вероятность занятия предпринимательством как способом, позволяющим обеспечить себе достойный доход.

При заполнении анкеты выпускникам (в третьем блоке анкеты-опросника) было предложено указать три наиболее привлекательные для их работы компании, находящиеся в Тверской области. На основе полученных ответов был сформирован рейтинг привлекательности компаний Тверского региона.

стр. 9
Отдавая свой голос в пользу той или иной компании, выпускники оценивают ее активность на рынке труда молодых специалистов и рабочих кадров, в том числе активность во взаимодействии с образовательными учреждениями в процессе подготовки кадров, узнаваемость компании за счет постоянного проведения мероприятий для обучающихся, имидж и открытость компании и т. п.

Таким образом, система непрерывного информационного наблюдения, позволяющего выявлять, анализировать и оценивать ожидания выпускников учреждений НПО и СПО от будущего места трудоустройства, позволяет региональным органам власти повышать результативность функционирования учреждений НПО/ СПО для экономики региона.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МОНИТОРИНГ-ОЖИДАНИЙ-ВЫПУСКНИКОВ-УЧРЕЖДЕНИЙ-НПО-И-СПО-ОТ-БУДУЩЕГО-ТРУДОУСТРОЙСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Лапушинская Галина Константиновна, МОНИТОРИНГ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО И СПО ОТ БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МОНИТОРИНГ-ОЖИДАНИЙ-ВЫПУСКНИКОВ-УЧРЕЖДЕНИЙ-НПО-И-СПО-ОТ-БУДУЩЕГО-ТРУДОУСТРОЙСТВА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Лапушинская Галина Константиновна:

Лапушинская Галина Константиновна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
867 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2590 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
3 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МОНИТОРИНГ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НПО И СПО ОТ БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android