Libmonster ID: RU-10750

В этот раз мы поговорим о принципах макетирования и верстки издания.

1. Содержание превыше формы

Всякий макет будущего издания - компромисс между формой и содержанием. Дизайн газеты заранее определяет примерное количество статей на странице, их ориентировочный объем и прочее. Но во всем остальном содержание должно быть превыше формы. Иными словами, не надо заводить для страницы новостей несколько жестких макетов, в которые впихиваются статьи независимо от их объема и значимости. Главное, о чем следует думать, - это содержание и то, в каком виде вы его представите.

2. Полосы внутри раздела должны различаться

Это означает несколько вещей. Во-первых, полосы следует макетировать по-разному. Поразительно, как часто в разных газетах страницы новостей, например, построены все по одному образцу. Это либо основная статья, набранная в три колонки с паспортной фотографией, либо статья на четыре колонки с фотографией в рост. Непростительно повторять этот ход от полосы к полосе. Вы придадите свежесть и энергию страницам новостей, если будете варьировать макет - на одних страницах статьи будут набраны в три колонки, на других - в четыре.

Разнообразие достигается и варьированием объема и характера основного материала. Если статьи всегда примерно одного объема, это приедается. Следует учитывать и характер этих статей. Если все они на весьма серьезные темы, это приведет к монотонности. Одна из задач при редактировании - заставить читателей гадать, что будет дальше. И хорошо, если вы не оставляете им возможности точно предсказать, что вы сделаете дальше - и как это будет выглядеть. Произведение периодики - это всегда как представление публике нового спектакля. Значит, кроме всего прочего, надо уметь поддерживать момент интриги: а что там еще интересненького?

3. Иллюстрациям также надо быть разнообразными

Иллюстрации не только должны различаться по размеру и формату, быть одни горизонтально, другие - вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страницы новостей следует иллюстрировать только фотографиями; вы можете использовать карандашные рисунки, компьютерную графику, осветленные снимки (фотографии, обработанные таким образом, что выглядят похожими на ксерокопии с них же), таблицы, диаграммы и многое другое.

У иллюстраций много функций. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, притягивают глаз к материалу, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Они и сами по себе обладают художественной ценностью. Однако вряд ли художественная ценность - первое, что приходит на ум при взгляде на множество фотоснимков, заполняющих газеты. Им не хватает жизни, реализма и информативности. Вот типичный набор приевшихся, уже не задерживающих на себе внимания фотографий:

а) На паспорт. Это снимок, на котором помещаются голова и плечи фотографируемого. Он хорош на своем месте (в нижней части полосы малого формата) при умеренном использовании и при разнообразии типов внешности фотографируемых. Если пользоваться такими снимками чрезмерно, издание будет похоже на альбом с марками.

б) Рукопожатие. По непонятным причинам эти снимки почти всегда делаются в тот момент, когда фотографируемые стискивают друг другу руки, одновременно осклабившись в камеру. В реальной жизни люди при рукопожатии смотрят друг на друга, а не вправо или влево.

в) Строй. Такое бывает, когда группа людей что-то делает или сделала, но газета не успела запечатлеть действие. Фотограф прибывает как раз, чтобы успеть снять всех участников, выстроившихся в линию плечом к плечу, как на картине "Непокоренные". Такому снимку лучше вообще не увидеть свет. Если все же нужно снять группу людей, расставьте их "неформально", либо так, чтобы их расположение хоть как-то отражало само событие.

г) За своим столом. Этот шаблон обычно приберегают для боссов. Такие фотографии делаются в офисе, когда герой (или героиня) смотрит прямо в камеру либо, что еще хуже, делает вид, что разговаривает по телефону или просматривает документы, глядя при этом в объектив. Лучше использовать откровенно портретный снимок высокого художественного достоинства либо сфотографировать человека репортерски - во время реального разговора.

НЕСКОЛЬКО ПРИНЦИПОВ ВЕРСТКИ

Макетирование газет, как и все прочее, подвержено веяниям моды. Много лет назад были популярны вертикальные решения (материалы "стекают" сверху вниз), затем - горизонтальные (растекаются, как озеро), затем модульные (по "квадратам", мы об этом уже упоминали в одном из уроков) или рамочные. Рамочный макет и поныне самый распространенный. Он аккуратен, опрятен, порой даже чересчур. Лучшие полосы - это те, что не выглядят подобием шахматной доски, а сочетают горизонтали, вертикали и рамки. Такой макет - живой.

Как показывают исследования, люди воспринимают компоненты полосы в таком порядке: основная фотография, самый большой заголовок, правый верхний угол страницы, любая статья с иллюстрацией, затем все статьи в зависимости от размера их заголовков. Всех без исключения читателей раздражает, если страница не сфокусирована на чем-то, когда на полосе нет ни одной броской статьи или иллюстрации. Такие макеты скучны, сбивают с толку, затрудняют чтение.

1. Прежде, чем приступить к верстке полос раздела, прикиньте, какие статьи и фотографии вы собираетесь на них размещать. Сделайте базовую прикидку размещения фотографий и статей на всех полосах, чтобы добиться рекомендованного выше разнообразия.

2. Прежде чем приступить к разработке полосы, вам следует знать не только то, что вы хотите на ней разместить, но и какого эффекта хотите добиться. Этот навык при верстке приходит исключительно с опытом, поскольку он связан с умением видеть внутренним зрением смакетированную полосу еще до того, как вы займетесь макетом.

3. Первое, что надо определить для каждой полосы, - объем и формат основного текста и фотографии. Все прочее будет подчинено этому. В большинстве случаев фотография стоит на первом месте лишь потому, что слова более податливы. Не стоит поддаваться соображениям облегчения своей работы либо нежеланию возиться с сокращением текста и урезать фото либо, того хуже, пытаться втиснуть в квадратную форму снимок, изображение на котором требует более вытянутого прямоугольного формата.

4. Сделайте основную фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее.

Каждую полосу желательно сделать визуально сфокусированной, если же на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, это вряд ли получится. Читатель будет рыскать глазами по странице и, скорее всего, так и не заметит основной материал. Так что лучше выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.

Исключение из этого правила - когда вы используете несколько снимков как единое целое.

5. Фотографии выполняют много функций. При сочинении макета особенно важно учитывать две из них. Во-первых, фотографии "освещают" всю полосу, без них текст представляет собой монолитную серую массу. Во-вторых, они делят печатный текст на части. Эти функции фотографии смогут эффективно выполнять тогда, когда располагаются ближе к Центру полосы, а не оттеснены к полям. Снимки на полях нередко вносят визуальный дисбаланс.

6. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех прочих заголовков на полосе. Это правило - не догма, а руководство к достижению различий в размере, необходимых для того, чтобы четко определить, какая статья основная, а какая - нет.

7. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе. Коротенькие информационные заметки рационально давать воедино. Читателю это удобнее при знакомстве с изданием, а вам будет проще создать красивый макет страницы.

8. Не очень хорошо, когда в нижней части полоса распадается на множество мелких заметок. Так же, как в фокусе, полоса нуждается в "якоре", иначе ее содержание при восприятии начнет распадаться на мелочи. Это то, что дизайнеры называют "эффектом водопада". Они не любят этот эффект, и совершенно справедливо. Лучше поместить одну большую статью на всю ширину свободного пространства в нижней части полосы либо переместить туда рекламу.

9. Не забывайте о здоровом зрительном напряжении, возникающем между статьями, расположенными вертикально и горизонтально. Оно придает живость и энергию печатным страницам.

10. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом. Один из верных способов создать скучную страницу - дать значительной части находящихся на ней статей заголовки одинаковой ширины. Можно сделать страницу еще скучнее - поместить статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом. Этого несложно избежать. Например, если статья шириной в три колонки находится над другой статьей той же ширины, ее заголовок можно расположить на одной колонке - на средней.

11. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию. Это не просто вопрос утомительности восприятия. Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины - еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их легко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, разбив соседние публикации фотографиями.

12. Используйте графику. Это особенно благотворно на тех полосах, где много "слепого" текста вдали от основной фотографии. Ценность любого текста только возрастет, если к нему есть иллюстрация, пусть и маленькая.

13. Помните: выделить все - не выделить ничего. Следует решить, каким материалам будет уделено основное внимание, и пусть дизайн прочих будет более спокойным. В конце концов, алмазная брошь куда эффектнее смотрится на простом черном платье, чем на пестрой блузке.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/МЫ-РЕЖИССИРУЕМ-СПЕКТАКЛЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена ГерчиковаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gerchikova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Елена ЯКУБОВСКАЯ, МЫ РЕЖИССИРУЕМ СПЕКТАКЛЬ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.12.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/МЫ-РЕЖИССИРУЕМ-СПЕКТАКЛЬ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Елена ЯКУБОВСКАЯ:

Елена ЯКУБОВСКАЯ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Герчикова
Калининград, Россия
1509 просмотров рейтинг
01.12.2015 (3067 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
18 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
МЫ РЕЖИССИРУЕМ СПЕКТАКЛЬ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android