Знойный воздух Еревана в одном отдельном участке раскалился до невозможности. Это - конкретно - дом N 7 по проспекту Маштоца и его сопредельные территории вплоть до мэрии. На первом этаже этого дома с лета 1972 года разместился Музей современного искусства - дитя его создателя Генриха Игитяна, гордость национальной культуры.
Через год грядет его 30-летний юбилей, и сегодня решается долгожданная проблема нового помещения. Уже нашлись спонсор и строители, так что ликуй, армянский человек, новому рождению музея. Событие эпохальное, ибо появление самоценных объектов культуры в суверенной Армении явление редчайшее. Но, похоже, то, что для художественной и интеллектуальной публики источник радости, для жителей дома - печаль, уныние и полный крах. Конец мечты. А потому редакции СМИ, различные учреждения, мэрия завалены заявлениями ответственных квартиросъемщиков, негодующих по поводу будущего строительства. Проведена и соответствующая "акция" - вымазан краской щит, сообщающий о строительстве музея. Все просто: корпус будет построен на пустыре перед домом. Напомним: дом N 7 отстоит от красной линии проспекта на несколько десятков метров.
История музея вполне может быть изложена в жанре новеллы. В 72-м, после его абсолютно неожиданного в советских условиях появления, казалось, что это прямо-таки царские хоромы, но иного выбора не было. Уже лет через десять подвальный этаж пришлось аврально освобождать от экспозиции - прорванная канализация искусству большая помеха. Экспозиция сжалась как шагреневая кожа. В 85-м торжественно были открыты новые "бочки". Вначале думалось - с медом, но жизнь внесла коррективы. Меда не оказалось вовсе, зато было полно дегтя. Лилось сверху, освещение - из рук вон, подсобных и служебных помещений - никаких (сортиры автор проекта вообще не предусмотрел как, очевидно, дело грязное, с искусством не совместимое). В "бочках" было неуютно и страшно. Еще в советские годы там бесновался зной и лютовал холод. В 97-м очередной мэр Ваник Смбатович с легкостью Креза пообещал Г.Игитяну отстроить новое помещение, но предварительно почему-то "бочки" отобрал. Скоро он пустился в бега, унеся с собой, нет, не "бочки", а сокровенную мечту о музее. "Бочки" были переданы культурному центру мэрии "Ай-Арт". Как оказалось, молодым авангардистам бытовые и климатические курьезы не мешали.
Значительную часть фондов Игитяну пришлось перевезти в Картинную галерею. Кстати, в дальнейшем множество классных вещей украсили интерьеры высших присутственных мест страны, вплоть до Дома приемов. Теперь в телекартинках они смотрятся очень престижно, и даже постные физиономии чиновников не портят антуража. Таким образом, идея нового помещения для одного из самых интересных и важных очагов культуры страны не нова и назревала постепенно. Сделал проект даже сам А.Зарян, автор дома N 7.
Итак, уже есть готовый проект, есть спонсор, есть строитель. Есть Музей - национальное достояние - со множеством светлейших имен и высокохудожественных произведений. За чем же дело стало? А за тем, что "домномерсемовская" публика не хочет, чтобы построили новое помещение, которое они в пламенном возбуждении называют пристройкой. Аргументы жалобщиков жидкие, как лагерная баланда. Они считают, что нельзя уничтожить "зеленый сквер" (////////////////////), который "принадлежит только и только народу". Они озабочены, что построят "бинго" или казино. Как говорится, "глаз напуган". Заявление - чистейший продукт демагогического творчества группы людей, именующей себя ни много ни мало "народом". Этакое торжество демократии. То, что музей и его коллекция имеют общенациональное значение, их нисколько не волнует. Их печалит "здоровье народа", которое, очевидно, укрепляется именно и только в этом сквере. Сквер, по Ушакову, - небольшой общественный сад в городе. В данном случае это запущенный, лет пятнадцать назад бездарно благоустроенный прямоугольник. Замусоренный, без единого деревца и скамейки. Хоть скотину паси.
Жителей можно было бы понять, если бы там за тридцать с лишним лет взрастили действительно сад - благоухающий, цветущий, ухоженный. Этого нет. Прогуливаться под домом вообще опасно для здоровья - сплошной бытовой мусор и объедки. Пыль, грязь и вонюга. Борцы за здоровье народа, ни один из них скорее всего ничего под окнами не сажал и не подметал - точно. Дом совсем не шедевр, скажем так, обезображен жильцами максимально, как умеют в Ереване. Высаженные весной сотни розовых кустов исчезли за пару ночей. Куда, интересно? Короче говоря, отвратительный по всем параметрам садово-паркового искусства жалкий скверик, недостойный столицы.
А что предлагают Игитян и авторы проекта? Новое помещение будет иметь только один (1) этаж и протянется вдоль "дома N 7", по красной линии проспекта. Между ним и фасадом дома останется метров десять. Разумеется, эта полоса будет благоустроена и озеленена, как требует современная жизнь. Будет сохранен и проезд во двор дома, где живут не в меру возбужденные объектом культуры дамы и господа. Не исключено, что крыша нового музея будет озеленена. Заметим, что музей станет своеобразной преградой от уличного шума, пыли и бензиновых испарений.
Хочу разочаровать обитателей дома N 7: строительство совершенно законно и удовлетворяет всем существующим градостроительным нормам. Участок отведен решением мэра А.Базеяна N 944 от 2 августа 2000 г. Пункт 5.1 к тому же гласит, что участок может быть использован только для строительства Музея современного искусства.
Текст письма-заявления не раз сотрясают громовые риторические вопросы типа "кто разрешил Игитяну..." Тут и якобы выкопанный под "бинго" подвал, и прочая кухонная чушь. Кусок подвала, сданного под "бинго" на время, был вынужденной акцией - культура же пасынок армянского государства. Очень стыдно и ужасно неловко. Строить-то Игитян будет не личный особняк или "абект", а Музей. А музей, хочется напомнить, действительно народная собственность. (Сколько лет и сколько раз музей заливали нерадивые жильцы верхних этажей - и не счесть ведь. Сколько воды натекло и в подвал, и в залы... И не ключевой.) Так вот будут строить музей. Никакой угрозы здоровью жителей дома N 7. Не нефтеперегонный завод, не танкодром, не свиноферма. Музей! Одна тысяча - 1000 - новых квадратных метров. Они дадут возможность иметь два экспозиционных зала, фондохранилище, лаборатории - все, что необходимо современному музею. Причем ни мэрия, ни государство своих средств не тратят ни драма! Разве плохо, жильцы дома N 7, сограждане?
Иногда нет-нет - мелькает мысль: а не используют ли "эффект толпы" какие-то шустрые парни, глаз положившие на этот лакомый "сквер" - источник здоровья для народа? Такая тонкая-грубая игра на народных страстях - здоровых и нездоровых - вокруг газонов, деревьев, листьев, садов, травки, страстях, унавоженных манипуляторами общественным сознанием? Ведь если так дело пойдет, вообще ничего путного в городе впредь строиться не будет. Всегда найдется противник. Но стоит ли все вокруг обращать в борьбу?
Инстинкту толпы, к сожалению, потакают и некоторые чрезвычайно "эффектные" публикации и выступления отдельных архитекторов. Так происходит, например, с Северным лучом, крайне необходимым в градостроительном контексте. Опять вопли и сопли.
Городской власти ни в коем случае нельзя идти на поводу у публики, не обременяющей себя раздумьями о судьбе национальной культуры. Нельзя поддаваться на, иначе, простите, не назовешь, провокацию. Толпа, она и есть толпа. Плоды ее мыслительной деятельности армянское общество пожинает ежедневно. А толпа поверхностно эмоциональна, толпа, как правило, недоброжелательна, сиюминутна. Толпа, она ведь не созидает - она разрушает. По крайней мере не дает строить.
P.S. У будущего музея розовая мечта - обязательно должен стоять памятник Григору Асратяну, человеку и мэру, без желания, страсти и воли которого Музея современного искусства вполне могло не быть.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |