Libmonster ID: RU-12990
Автор(ы) публикации: В. В. ГОРБУНОВ

Процесс формирования и развития культуры не может быть понят без уяснения роли и места народных масс в общественном производстве, в социальном прогрессе, в смене цивилизаций. По самому существу своего содержания понятие культуры глубоко социально, ибо выражает результат и процесс общественной деятельности человека. Именно в этом суть термина "культура" при всем разнообразии и широте его употребления.

Основой общественного прогресса является все более активное приобщение народных масс к историческому творчеству. В 1905 г., определяя задачи первой русской революции и условия ее успешного развития, В. И. Ленин писал: "Чтобы стать великой, чтобы напомнить 1789 - 1793, а не 1848 - 1850-ые годы, и превзойти их, она должна поднять к активной жизни, к героическим усилиям, к "основательному историческому творчеству" гигантские массы, поднять из страшной темноты, из невиданной забитости..."1 . Здесь ясно обозначена взаимосвязь между размахом социальных революций и развитием политической активности народных масс, на основе которой, в свою очередь, происходят существенные сдвиги в общественном сознании, в культурном уровне этих масс.

В. И. Ленин назвал одним из самых глубоких и самых важных положений марксистской историко-философской теории тезис о том, что вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является. Процитировав на языке оригинала эту мысль из "Святого семейства" К. Маркса, он еще раз возвратился к ней, формулируя ее следующим образом: "По мере расширения и углубления исторического творчества людей должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем"2 . Позднее В. И. Ленин развил это положение я обогатил его важным теоретическим выводом об ускорении исторического развития в связи со все большим втягиванием народных масс в творческий революционный процесс3 . Эти положения в полной мере относятся к теории культуры, так как культурное развитие - неотъемлемая часть общеисторического процесса, неотъемлемая часть широких революционных преобразований.

Суммируя сказанное, можно для теории культуры выделить следующие общие положения: народные массы составляют социальную основу, на которой базируется любая культура; приобщение масс к историческому творчеству обусловливает поступательное развитие культуры, общественный прогресс; от широты охвата участвующих в историческом


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 10, стр. 19.

2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 2, стр. 539 - 540.

3 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 173 - 177.

стр. 17


творчестве масс зависят размах и глубина культурных преобразований в целом; этими же обстоятельствами определяется и темп культурного развития, прогрессивно возрастающий вместе с убыстрением общих социальных процессов, в которых все более активную роль начинают играть трудящиеся массы.

Итак, в ходе исторического развития непрерывно расширяется и углубляется сфера творческой деятельности трудящихся. Ее основой является производственная деятельность, которая со временем все усложняется и становится разнообразнее. На этой базе развиваются и другие формы деятельности человека - прежде всего все больше места начинает занимать его общественная и политическая деятельность, а вместе с тем растет и классовое самосознание. Постепенно создаются предпосылки и для более широкого интеллектуального творчества (научного, эстетического и т. д.). Однако в классово антагонистическом обществе оно является монополией узкого крута людей, и только упразднение частной собственности разрушает эту преграду4 .

Великий русский поэт Н. А. Некрасов мечтал о том времени, когда обездоленный русский народ вступит на этот путь приобщения к богатствам духовной культуры:

 
"...Придет ли времечко
(Приди, приди, желанное!),
Когда народ не Блюхера
И не милорда глупого,
Белинского и Гоголя
С базара понесет?"

Эти известные строки В. И. Ленин привел в статье "Еще один поход на демократию" как пример подлинного гуманизма в противоположность антинародной, предательской позиции "либеральных" "Вех"5 . Пророческие слова поэта Владимир Ильич вспомнил в связи с революционными событиями 1905 - 1907 гг., которые способствовали пробуждению тяги народа к свету, к знаниям. "Миллионы дешевых изданий на политические темы, - отмечал он, - читались народом, массой, толпой, "низами" так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России"6 .

Но в эксплуататорском обществе на пути приобщения к достояниям духовной культуры стоят неразрешимые противоречия. Как отмечал К. Маркс, "характерную черту капиталистического способа производства составляет как раз то, что он отрывает друг от друга различные виды труда, а стало быть разъединяет также умственный и физический труд"7 . Так создалась пропасть между физическим и умственным трудом, произошло отчуждение духовной культуры от народных масс.

Уровень развития культуры определяется не только содержанием духовных ценностей, но и характером отношений, складывающихся в процессе их производства, способом распределения и потребления этих ценностей, а это значит - отношением трудящихся к духовным ценностям, степенью проникновения культуры в массы. Как верно заметил один из советских исследователей, культура одной социально-экономической формации отличается от культуры другой формации не только направленностью господствующей идеологии, но и тем, что можно было бы назвать типом духовного производства; каждой общественно-экономической формации свойствен определенный тип духовного производства, то есть определенная конкретно-историческая система создания, распределения и потребления духовных ценностей, определяемая присущим данной формации способом материального производства8 .


4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М. 1956, стр. 592.

5 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 22, стр. 83.

6 Там же.

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 26, ч. I, стр. 422.

8 См. А. И. Арнольдов. Социализм и культурная революция. М. 1967, стр. 5.

стр. 18


Основоположники теории научного коммунизма раскрыли непримиримые противоречия духовного производства в капиталистическом мире, разрыв между научно-техническим прогрессом и освоением духовных ценностей трудящимися массами. К. Маркс превосходно охарактеризовал этот парадокс буржуазной культуры: "Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы"9 . Лишь упразднение частной собственности, указывал он, будет означать полную эмансипацию всех человеческих чувств и свойств10 . Эту же мысль неоднократно подчеркивал и развивал В. И. Ленин. Уже при выработке первой программы РСДРП он счел важным отметить, что при социализме производимые общим трудом продукты будут служить для удовлетворения потребностей самих рабочих, "для полного развития всех их способностей и равноправного пользования всеми приобретениями науки и искусства"11 .

Марксистско-ленинскому учению о решающей роли народных масс в культурно- историческом процессе противостоят различные элитарные концепции культуры сознательных или бессознательных защитников идеологии эксплуататорских классов. В. И. Ленин считал недопустимым терпимое отношение со стороны сознательных марксистов к этим вредным теориям. Он резко выступал против всех, кто отрицал демократическую основу культуры, рассматривал народ как разрушительную или, в лучшем случае, инертную массу. Он последовательно разоблачал подобные воззрения, которые в разных вариантах и разной связи преподносились П. Б. Струве, Н. А. Бердяевым и другими либералами антинародной закваски. Всех их отличало нескрываемое чувство страха перед народной стихией, борьбой масс, перед революцией, которая, по их представлению, сметает все плоды культуры. Например, в выходившем под редакцией Струве кадетском еженедельнике "Полярная звезда" некто П. Муратов высказывал сомнение в том, сможет ли "нежное и молодое растение свободного художественного творчества" пережить налетевший революционный ураган12 . В том же издании Бердяев призывал спасать отдельные светящиеся огоньки культуры "от бушующего океана, темного и нетворящего"13 .

Но, пожалуй, самым воинственным врагом народности был Д. С. Мережковский, который в декабре 1905 г. - в период наивысшего подъема революции - опубликовал циничную статью "Грядущий хам". Кого же имел в виду автор, назвав так статью? Ответ откровенен: это чернь, это "идущее снизу хулиганство, босячество", способное погубить цивилизацию. Обращаясь к "благородным", "милым" русским юношам, он взывал: "Не бойтесь глупого, старого чорта политической реакции, который все еще мерещится вам... Одного бойтесь... хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть чорт - уже не старый, фантастический, а новый, реальный чорт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, - грядущий князь мира сего - Грядущий хам"14 . Эти строки как будто списаны со страниц философских трак-


9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 12, стр. 4.

10 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 592.

11 В. И. Ленин. ПСС. Т. 2, стр. 97.

12 "Полярная звезда", 1906, N 7, стр. 509.

13 "Полярная звезда", 1905, N 2, стр. 148.

14 "Полярная звезда", 1905, N 3, стр. 190.

стр. 19


татов Ф. Ницше, который еще в прошлом столетии выступал "злым гением" рода человеческого, заявлявшим (и кричавшим заголовками своих работ), что он выше людской морали, он "по ту сторону добра и зла", что "человеческое слишком человеческое". Но подобные откровенно народофобские взгляды - лишь крайнее выражение довольно распространенного среди "интеллигентной публики" представления о духовной неполноценности простолюдина. Это посылка - исходная в различных антинародных концепциях культурного развития, которыми заполнена буржуазная эстетика.

Разумеется, никто не может оспаривать того очевидного факта, что народ - творец материальной культуры. Поэтому проповедники антидемократических теорий пытаются в первую очередь свести все культурное развитие (и само понятие "культура") к сфере лишь духовного производства, а затем доказать, что здесь рядовому труженику попросту делать нечего, ему не хватает общей культуры, специальных знаний, "тонкого чувства", что все это удел и привилегия избранных интеллектуалов. Вот, например, как аллегорически выражал эту мысль французский философ А. Бергсон: "Между природой и нами, больше того, между нами и нашим собственным сознанием протянут занавес, плотный для простых людей, легкий, почти прозрачный для художника и поэта"15 . А испанский теоретик искусства Х. Ортега-и-Гассет в своей программной статье "Дегуманизация искусства" говорил о необходимой исторической тенденции "к прогрессирующему исключению человеческого" из художественного творчества. "Это будет, - утверждал он, - искусство для художников, а не для масс людей. Это будет искусство касты, а не демократическое искусство"16 . Подобные высказывания то и дело встречаются на страницах буржуазных изданий, причем в подтверждение развиваемых положений нередко приводятся факты, свидетельствующие о вырождении современного буржуазного искусства.

На первый, обманчивый взгляд кажется, что в доводах сторонников дегуманизации культуры есть известный резон: ведь отчужденность духовной культуры от непосредственного производителя духовных ценностей - непреложный факт капиталистического общества. Однако, как показала марксистская теория, оценка этого явления требует более глубокого и полного анализа. Во-первых, чтобы судить о роли масс в духовном производстве, нельзя к этому вопросу подходить изолированно, вне временной связи, - нужен более широкий взгляд на процесс в целом, где тенденции развития прослеживаются до конца, словом, следует исходить из принципа историзма. Во- вторых, способ распределения духовных ценностей при капитализме (а в этом в первую очередь и проявляется культурная отчужденность) сам по себе еще не объясняет происхождения этих ценностей. Здесь нужно исходить из той основы, на которой они создаются. А такой основой является производственная деятельность масс, их коллективная мудрость, их миропонимание, мироощущение, соединенные с историческим опытом, национальными традициями и т. д.

Конечно, не все это проецируется на полотне художественного и научного творчества прямолинейно, адекватно, вне профессионального преломления и обобщения. Да и сами россыпи народных талантов скрыты от глаз поверхностных или предвзятых наблюдателей. Но все дело в том, чтобы уметь, как учил В. И. Ленин, "обнаружить таланты, которых в народе - непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами"17 .


15 "Современная книга по эстетике. Антология". М. 1957, стр. 177.

16 Там же, стр. 450.

17 В. И. Ленин. ПСС. Т. 35, стр. 195.

стр. 20


Наглядным примером является искусство, где связи с народным творчеством прослеживаются отчетливо и конкретно, обнаруживая истоки художественного мастерства. Хорошо об этом сказал выдающийся советский режиссер и артист Е. Б. Вахтангов: "У человечества нет ни одного истинно великого произведения искусства, которое не было бы олицетворенным завершением творческих сил самого народа, ибо истинно великое всегда подслушано художником в душе народной..."18 .

Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала новый этап в развитии марксистского учения о культуре и, в частности, о переходе общества к новому типу духовного производства, при котором ликвидируется былая отчужденность народа от плодов цивилизации. Многое из того, что ранее могло быть рассмотрено лишь теоретически, стало повседневной жизнью. Революция наполнила теорию конкретным содержанием, позволила сделать новые принципиальные обобщения, выводы, поставить в порядок дня конкретные жизненно важные проблемы культурного строительства и связать их со всеми другими задачами Советской власти. Концепции были подтверждены, проверены и скорректированы практикой. Так, революционная практика привела к созданию ленинской теории культурной революции, которая явилась вершиной в развитии марксистского учения о культуре.

"Живое творчество масс - вот основной фактор новой общественности"19 . Эти слова В. И. Ленина, произнесенные в первые дни рождения Советского государства, как нельзя лучше раскрывают главную особенность культурной революции, главную особенность формирования социалистической культуры. Широкая социальная база культурной революции - решающее условие ее успешного развития, отражающее общую историческую закономерность все более активного и массового вовлечения трудящихся в революционный процесс преобразования общества.

В пробуждении творческой энергии масс, в их стремлении к новой жизни, к культуре заключалась величайшая сила и жизненность Октябрьской революции. Приобщение народных масс к историческому творчеству - объективный процесс. Но на его темпы и сроки оказывают существенное воздействие субъективные факторы. Это обстоятельство всегда учитывала Коммунистическая партия, определяя свою стратегию, тактику, практические планы. Отсюда вытекала главная задача строительства нового общества, четко и сжато сформулированная В. И. Лениным: "Поднять наинизшие низы к историческому творчеству"20 .

В. И. Ленин показал особенность того "массового человеческого материала", из которого создается социализм, социалистическая культура. Он писал: "Мы хотим построить социализм из тех людей, которые воспитаны капитализмом, им испорчены, развращены, но зато им и закалены к борьбе"21 . Особая роль в "обработке", если можно так сказать, этого материала, в "очищении" его от вредных примесей, в "цементировании" его и в "формовке" принадлежит рабочему классу и его авангарду - Коммунистической партии. В. И. Ленин ставил как общую задачу всех коммунистических партий организацию "самых широких трудящихся и эксплуатируемых масс вокруг пролетариата, под его влиянием и руководством, избавление их от эгоизма, раздробленности, пороков, слабости, порождаемых частной собственностью"22 . Основная задача сознательного пролетариата по отношению к остальной трудящейся массе


18 Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М. 1959, стр. 166 - 167.

19 В. И. Ленин. ПСС. Т. 35, стр. 57.

20 Там же, стр. 189.

21 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 54.

22 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 186.

стр. 21


сжато выражена следующей ленинской формулой: "просвещение, воспитание, организация"23 .

Но претворение в жизнь этого принципа - дело далеко не простое; на пути его реализации - неимоверные трудности, связанные с подготовленностью масс к решению сложнейших творческих проблем. Недаром задача вовлечения масс в социалистическое строительство и задача повышения их культурного уровня рассматривались В. И. Лениным в тесной взаимосвязи и в едином ряду первоочередных мероприятий Советской власти. В этой связи интересные данные содержатся в одном из выступлений Н. К. Крупской. "Вера в творческую силу нашего поколения, - говорила она, - эта мысль красной нитью проходит через все речи, через все статьи Владимира Ильича. Вот этот призыв, так часто повторяющийся, что каждая кухарка должна уметь управлять государством, в этой фразе и кроются указания на то, что массы, широкие массы, должны принять участие в строительстве новой жизни. Сплоченными массами идти вперед - это одна основная мысль Владимира Ильича. Другая его мысль - это вопрос о культуре. Чем дальше отходила борьба чисто военная, чем больше на первый план выдвигались задачи строительства, тем со все большей энергией подчеркивал Владимир Ильич необходимость поднятия уровня культуры на более высокую ступень"24 .

Для выполнения этих исторических задач Советскому государству пришлось в невиданных еще масштабах организовывать политико-просветительную и культурно- воспитательную работу в массах, развертывать широчайшую просветительную деятельность во всех звеньях, используя все каналы. "Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры..."25 , - говорил Владимир Ильич. Он выделял как одну из основных функций диктатуры пролетариата "ее воспитательную задачу, особенно важную в России, где к пролетариату принадлежит меньшинство населения", указывал, что "эта задача должна выдвинуться на первый план, так как нам нужно подготовить массы к социалистическому строительству"26 . Культурно-воспитательная функция пролетарского государства - это стержень ленинской программы культурной революции, главный инструмент формирования культуры социализма.

Каковы же конкретные пути вовлечения масс в культурную революцию, в социалистическое строительство? Прежде всего это - политическое воспитание масс, выработка нового сознания. Это было первоочередным делом Советской власти, непосредственно связанным со всей практикой социалистического строительства. В. И. Ленин так формулировал воспитательную задачу: "Цель политической культуры, политического образования - воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков"27 .

Основой политического воспитания стало непосредственное вовлечение трудящихся масс в активную государственную, хозяйственную и культурную жизнь. Характерно, что как раз этой теме посвящены первые крупные произведения В. И. Ленина советского периода - статья "Как организовать соревнование?", брошюра "Очередные задачи Советской власти". Владимир Ильич горячо приветствовал тягу трудящихся к творческой, живой работе, их желание самим браться за строительство социалистического общества. "Одна из самых главных задач теперь, если не самая главная, - писал он, - развить как можно шире этот само-


23 Там же.

24 ЦГАЛИ, ф. 279, оп. I, ед. хр. 42, лл. 6 - 7.

25 См. "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". Т. 5, М. 1969, стр. 17.

26 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 399.

27 Там же, стр. 404.

стр. 22


стоятельный почин рабочих и всех вообще трудящихся и эксплуатируемых в деле творческой организационной работы"28 . Это ленинское положение определяло главное в работе советских организаций, учреждений, предприятий, указывало основную направленность их воспитательной деятельности. Эту мысль он не уставал разъяснять и подчеркивать, это лейтмотив многих и многих его произведений советского периода.

В. И. Ленин указывал и на те большие трудности, которые стояли на пути социалистической организации труда. Во-первых, трудящиеся еще не привыкли к своей новой роли хозяев производства, не освоились еще здесь и на первых порах "робели" и сомневались, смогут ли самостоятельно справиться со сложным делом. Во-вторых, в психологии масс оставалось немало пережитков, связанных с прежним подневольным трудом, когда каждый думал только о собственной выгоде - поменьше сделать, побольше получить. И эти пережитки, эти трудности преодолевались всей практикой нашего социалистического строительства на основе всемерного развития творческой инициативы масс. Новые взаимоотношения в коллективе, новое отношение к труду, постепенное утверждение новых нравственно-этических норм поведения человека - все эти необходимые стороны формирования социалистической культуры складывались в ходе общественной и производственной деятельности советских людей.

В. И. Ленин учил трудящихся трудному искусству видеть за грудой событий, фактов перспективу развития, определять тенденцию движения и на этой основе выделять самое существенное, важное, на что в данный момент надо обратить особое внимание. К таким определяющим историческим явлениям он относил ростки нового, коммунистического сознания, которые дали первые всходы на ниве советской действительности, на почве социалистических общественных отношений. Эти вопросы им были не только поставлены, но и рассмотрены в широком социологическом плане, получили глубокое философское обоснование. "Настоящий интерес эпохи больших скачков, - писал он, - состоит в том, что обилие обломков старого, накопляемых иногда быстрее, чем количество зародышей (не всегда сразу видных) нового, требует уменья выделить самое существенное в линии или в цепи развития"29 , В дальнейшем В. И. Ленин неоднократно возвращался к этой мысли. "Мы должны, - указывал он, - тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту и "ухаживать" за этими слабыми ростками"30 .

Особенно большое значение при этом В. И. Ленин придавал коммунистическим субботникам, зародившимся в голодную весну 1919 года. Этому историческому событию он посвятил брошюру "Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников")". "Коммунистические субботники именно потому имеют громадное историческое значение, что они показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни". "Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, - писал В. И. Ленин, - ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину"31 . Этот поворот в сознании людей - одно из самых глубоких, наиболее существенных проявлений культурной революции.


28 В. И. Ленин ПСС. Т. 35, стр. 198.

29 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 205.

30 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 20.

31 Там же, стр. 5.

стр. 23


Раскрывая главное направление деятельности работников политического просвещения, В. И. Ленин говорил, что при решении частных вопросов нельзя упускать из виду основной задачи всего социалистического переворота - помочь воспитанию и образованию трудящихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в наследие от прошлого, навыки и привычки собственнические, которые насквозь пропитывают толщу масс.

Важнейшей стороной культурно-воспитательной деятельности пролетарского государства является широкая просветительная работа в массах. "В партийной работе мы выработали свои навыки широкого воздействия на массы, - отмечал В. И. Ленин, - но их нужно соединить с методами культурно-просветительными, в частности, школьными и особенно внешкольными, что не всегда удавалось"32 . В этом была суть проблемы.

"Чтобы разумно, осмысленно, успешно участвовать в революции, надо учиться"33 . Этот лозунг вождя, выдвинутый с победой Октября, определил основное направление культурного строительства в Советской России. Культурная революция - многогранный общественный процесс. Но прежде всего она проявляется в том, что культурой, знаниями овладевают самые широкие массы трудящихся. Советская власть, открыв народу дорогу к образованию, науке, искусству, создала все условия для демократизации культуры, для использования ее вековых завоеваний самими трудящимися. Возникла широкая сеть учебных заведений, клубов, библиотек, читален и других культурно-просветительных учреждений. Повсюду, в городах и деревнях, с невиданной быстротой создавались народные школы, ремесленные и сельскохозяйственные училища, различного рода массовые самодеятельные организации - группы самообразования, оркестровые, хоровые, драматические кружки художественной самодеятельности, студии изобразительных искусств, спортивные секции и десятки других форм культурно-просветительных учреждений разного масштаба и разного назначения. Это был широкий порыв масс к культуре. "Пробуждение новых сил, работа их над тем, чтобы создать в Советской России новое искусство и культуру, - говорил Владимир Ильич в беседе с К. Цеткин, - это - хорошо, очень хорошо. Бурный темп их развития понятен и полезен. Мы должны нагнать то, что было упущено в течение столетий, и мы хотим этого"34 . Нагнать то, что было упущено в течение столетий, - вот что в первую очередь призвана была сделать культурная революция в России.

Чтобы понять специфику форм и основную направленность культурно-просветительной работы в Советском государстве, надо исходить из конкретных условий тогдашней действительности, из реального уровня развития народных масс. Каков же был этот исходный рубеж, с которого пришлось начинать строительство новой жизни? Об этом хорошо сказал К. Паустовский, вспоминая ту трудную, далекую пору в истории нашего государства: "Как слаба еще пленка культуры и какие лежат под ней глухие и бездонные воды дикости и темноты. Но свет человеческой мысли просветит эти воды до дна. В этом была великая задача нашего будущего, нашей работы, нашей пока еще не устроенной жизни"35 .

В. И. Ленин, разрабатывая теорию культурной революции, постоянно обращался к этой конкретной реальности и на ее основе определял первоочередность задач культурного строительства в нашей стране. Как задачу номер один он выделял борьбу с неграмотностью большинства


32 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 463 - 464.

33 В. И. Ленин. ПСС. Т. 35, стр. 132.

34 "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". Т. 5, стр. 13.

35 К. Паустовский. Повесть о жизни. Кн. 2. М. 1962, стр. 152.

стр. 24


населения России. Эта задача, подчеркивал он, "важнее других" 36 . В. И. Ленин призывал взяться за "насущное дело мобилизации грамотных и борьбы с неграмотностью"37 , 10 декабря 1918 г. был принят декрет "О мобилизации грамотных и организации пропаганды советского строя"38 . Правительство предлагало советским органам произвести учет грамотных граждан, с тем чтобы привлечь их для чтения населению декретов Советской власти и газет и для обучения неграмотных. Каждый грамотный должен был научить читать нескольких неграмотных. Вся работа проводилась под контролем местных партийных организаций. Спустя год, 26 декабря 1919 г., В. И. Лениным был подписан исторический декрет Совнаркома "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР"39 . Ликвидация безграмотности была подчинена задаче предоставления всему населению возможности сознательно участвовать в политической жизни страны. В декрете говорилось, что все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на русском или родном языке по желанию. Правительство предусматривало необходимость обеспечить учащихся помещениями для занятий, их рабочий день сокращался на два часа при сохранении заработной платы.

Главная тяжесть борьбы с неграмотностью населения первоначально легла на плечи Внешкольного отдела Наркомпроса (отдел возглавила Н. К. Крупская). К середине 1920 г. в стране насчитывалось около 350 тыс. работников просвещения, большинство из которых вели работу по ликвидации неграмотности. К концу года их число возросло до 400 тысяч. Фронт работы по внешкольному образованию быстро расширялся. К концу 1920/21 учебного года в стране действовало 40967 школ и ликпунктов для взрослых, где обучались 1157 тыс. человек40 (это в четыре раза больше, чем было учащихся и ликпунктов для взрослых к моменту создания Главполитпросвета осенью 1920 года).

Рассматривая ликвидацию неграмотности как необходимое условие победы нового общественного строя, В. И. Ленин считал ее чрезвычайной общеполитической задачей. 19 июля 1920 г. он подписал декрет СНК "Об учреждении Всероссийской Чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности" (ВЧК ликбеза), которая создавалась при Наркомпросе41 . Коммунистическая партия и общественные организации направляли на "бескровный фронт" борьбы с неграмотностью лучшие свои кадры. На основе переписи 1920 г. исследователи подсчитали, что за первые три года Советской власти было обучено грамоте приблизительно 7 млн. человек, из них более 4 млн. женщин42 . Эти цифры, конечно, очень внушительны, они характеризуют беспримерный размах нашего культурного строительства. И все же темпы роста грамотности по сравнению с грандиозностью стоящих перед страной задач были недостаточны, прогресс в этой области оказался слишком медленным. Указав на эти трудности культурного строительства, Владимир Ильич писал: "Это показывает, сколько еще настоятельной черновой работы предстоит нам сделать, чтобы достигнуть уровня обыкновенного цивилизованного государства Западной Европы"43 . Интересно, что вскоре после того, как были


36 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 655.

37 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 332.

38 "Декреты Советской власти". Т. 4. М. 1968, стр. 194 - 196.

39 "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", 1919, N 67, стр. 593 - 594.

40 См. "Культурное строительство СССР". Сборник диаграмм. Сост. А. Я. Подземский, М. - Л. 1929, стр. 85, 124.

41 См. "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", 1920, N 69, стр. 335.

42 Е. Н. Городецкий. Борьба народных масс за создание советской культуры (1917 - 1920 годы). "Вопросы истории", 1954, N 4, стр. 26.

43 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 364.

стр. 25


написаны эти строки, В. И. Ленин при чтении статьи Н. К. Крупской "База культуры" посоветовал ей дополнить статью обращением к массам, к рабочим и крестьянам, призвав их самим браться за дело ликвидации неграмотности44 .

Просветительные задачи пролетарского государства, разумеется, не ограничивались борьбой с неграмотностью. "Недостаточно безграмотность ликвидировать, но нужно еще строить советское хозяйство, - отмечал В. И. Ленин, - а при этом на одной грамотности далеко не уедешь"45 . И он подчеркивал необходимость громадного повышения культуры. Решающую роль в претворении в жизнь этой программы призвана была сыграть школа. В "Положении об единой трудовой школе РСФСР", принятом ВЦИК в октябре 1918 г., определялись основы школьного строительства в настоящем и пути дальнейшего развития народного образования46 . Несмотря на отдельные ошибки левацкого толка в ряде пунктов "Положения", оно сыграло в целом большую позитивную роль в культурном строительстве, в демократизации народного образования и превращении школы в орудие диктатуры пролетариата, в орудие подготовки масс к решению сложных творческих задач социалистического строительства. Вводились единая система народного образования, бесплатное и обязательное обучение для всех детей школьного возраста, разрушались сословные принципы и все реакционные наслоения старой школы. Важнейшие положения этого документа нашли свое отражение в программе партии.

В. И. Ленин так сформулировал главную цель народного образования в Советском государстве: "Чтобы те, кого капитализм отбрасывал в ряды наиболее придавленных, забитых, темных, - чтобы они сами управляли всей промышленностью, всем производством..."47 . Владимир Ильич подчеркивал, что нельзя скупиться, если речь идет о нуждах народного образования, что надо в первую очередь удовлетворять его потребности, сокращать расходы на второстепенные ведомства для увеличения ассигнований на школы и на ликвидацию безграмотности48 . "Надо других ограбить, а этим дать просимое ", - такова выразительная резолюция главы Советского правительства на одном из документов о снабжении училищ Главпрофобра49 .

Огромная работа Советского правительства по развитию народного образования и широкое участие масс в ней не замедлили сказаться на росте сети школ. В Советской России к 1 сентября 1918 г. было открыто 1640 новых школ первой ступени и 345 школ второй ступени50 . В течение 1918/19 учебного года вступили в строй 5700 новых школ51 . Особенно быстро возрастало число начальных школ и учащихся в них. По данным за 1918/19 учебный год, по 46 губерниям РСФСР школ первой ступени насчитывалось 79280, учащихся в них - 6081446, школьных работников - 18607152 .

Говоря о роли трудящихся масс в формировании социалистической культуры, нельзя упускать из виду и такую ключевую задачу культурной революции, как создание новой, рабоче-крестьянской интеллигенции. Как указывал К. Маркс, передовая часть пролетариев вполне сознает, "что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело


44 Там же, стр. 714.

45 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 170.

46 См. "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", 1918, N 74, стр. 915 - 920.

47 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 528.

48 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 365; т. 54, стр. 302.

49 В. И. Ленин. ПСС. Т. 52, стр. 185.

50 "Народное просвещение", 1919, N 42 - 44, стр. 5.

51 "Известия ВЦИК", 19.XII.1919.

52 "Народный комиссариат по просвещению. 1917 - октябрь 1920". (Краткий отчет). М. 1920, стр. 32.

стр. 26


зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения"53 . Эта задача всегда была в центре внимания нашей партии. Еще в конце XIX в., борясь за упрочение революционного пролетарского движения в России, В. И. Ленин горячо приветствовал тех рабочих, которые "находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, "рабочую интеллигенцию"54 .

Для Советской России проблема интеллигенции приобретала особую трудность в силу исторически сложившихся условий. Революция победила в стране, которая отставала от большинства государств Запада, в стране в основном аграрной, с рутинным сельским хозяйством и сравнительно низким уровнем развития промышленного производства, в стране, где подавляющее большинство населения оставалось безграмотным, а прослойка интеллигенции была ничтожно мала. Пролетарскому государству пришлось решать многие хозяйственно-технические и культурные задачи, которые были уже решены в ведущих капиталистических странах. Недаром В. И. Ленин с горечью замечал, что элементов знания, обучения, просвещения "у нас до смешного мало по сравнению со всеми другими государствами"55 . Необходимо было быстро овладеть передовым зарубежным опытом, а это невозможно сделать без определенного навыка, без определенной суммы научных знаний. Организационные задачи также требовали специальной квалификации.

Выступая в марте 1919 г. на VIII съезде РКП(б), В. И. Ленин говорил: "Если когда-нибудь будущий историк соберет данные о том, какие группы в России управляли эти 17 месяцев, какие сотни, тысячи лиц несли на себе всю эту работу, несли на себе всю неимоверную тяжесть управления страной, - никто не поверит тому, что можно было этого достигнуть при таком ничтожном количестве сил. Количество это ничтожно потому, что интеллигентные, образованные, способные политические руководители в России были в небольшом количестве"56 . Он поставил задачу быстро создать руководящие кадры из числа наиболее подготовленных и развитых рабочих и крестьян. Но на пути к этому стояло такое серьезнейшее препятствие, как вековая отчужденность трудящихся от сферы интеллектуального труда. Еще до революции В. И. Ленин отмечал: "Свою интеллигенцию архитрудно вырабатывают рабочие. Медленно и трудно"57 . В этом состоит одно из отличий вызревания пролетарских революций по сравнению с революциями буржуазными. Известно, что буржуазной революции предшествует целый исторический период постепенного формирования новых общественных отношений еще в недрах старого, феодального общества, а вместе с этим на основе складывающейся капиталистической экономики вырастают и кадры интеллигенции, тесно связанные с буржуазией. Пролетарскому же государству в этом отношении приходится начинать почти на пустом месте.

Создание новых, квалифицированных кадров и в государственном аппарате, и на производстве, и в культурном строительстве Советское правительство осуществляло, во- первых, путем выдвижения на руководящую работу наиболее способных людей, с тем чтобы уже непосредственно на практике они смогли бы быстро овладеть необходимым опытом, и, во-вторых, путем организации системы специального обучения как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства.

Массовое выдвиженчество - это тот новый, революционный метод формирования трудовой интеллигенции, который стало применять пролетарское государство с первых же дней Советской власти. "Мы, выдви-


53 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 16, стр. 198.

54 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 269.

55 В. И. Левин. ПСС. Т. 45, стр. 391.

56 В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, стр. 145.

57 В. И. Ленин. ПСС. Т. 48, стр. 172.

стр. 27


гая все новых и новых рабочих на новые посты, - указывал В. И. Ленин, - давали им возможность ознакомиться с поставленными перед нами задачами, с общим механизмом государственного управления"58 .

Советское правительство призвало трудящихся помочь укомплектовать государственный аппарат представителями рабочего класса и трудового крестьянства. Уже в конце октября 1917 г. была создана Комиссия труда, которая срочно занялась набором служащих для всех наркоматов. От имени правительства комиссия обратилась ко всем трудящимся и организациям с призывом направить лучших представителей для работы в комиссариатах59 . С аналогичным призывом выступил Петроградский Совет. В ноябре 1917 г. он призвал рабочее население Петрограда помочь налаживанию работы городского и районных Советов, выделить для этого "наиболее сознательных и способных в организационной работе товарищей с заводов и из полков, направить полученные таким образом силы на помощь каждому народному комиссару"60 .

Основатель Советского государства не раз говорил, обращаясь к рабочим и крестьянам, что им надо смелее браться за решение больших творческих задач, широко осваивать различные области применения интеллигентного труда. "Рабочий класс, - указывал он, - должен увеличивать число администраторов из своей среды, создавать школы, подготовлять в государственном масштабе кадры работников"61 . В письме президиуму конференции пролетарских культурно-просветительных организаций, развивая ту же мысль, В. И. Ленин подчеркивал всю важность творческого почина масс по выдвижению трудящихся на руководящую работу в пролетарском государстве. "Но рабочие, - писал он, - недостаточно еще поняли это и часто бывают чрезмерно робки в деле выдвигания рабочих для управления государством"62 . И Владимир Ильич призывал бороться за претворение в жизнь этих принципов.

В ноябре 1919 г. в связи с двухлетием Советской власти он говорил: "Каждую область, постепенно, одну за другой, невзирая ни на какие трудности, пролетариат завоевывает и привлекает представителей пролетарских масс для того, чтобы в каждой области управления, в каждой маленькой ячейке, снизу доверху, - чтобы везде представители пролетариата сами прошли школу строительства, сами выработали десятки и сотни тысяч людей, способных все дела государственного управления, государственного строительства вести самостоятельно"63 . В конце 1920 г. был издан отчет ВСНХ VIII Всероссийскому съезду Советов, по данным которого, в президиуме ВСНХ и губсовнархозов было 57,2% рабочих, в коллегиях главков - 51,4%, в заводоуправлениях - 63,5%64 . Проанализировав эти цифры, В. И. Ленин с гордостью констатировал: "Итак, уже теперь участие рабочих, в среднем, составляет 61,6%, т. е. ближе к 2/3, чем к половине!"65 . Исследователи установили, что только за годы гражданской войны на руководящие посты в Советском государстве (без центрального аппарата) было выдвинуто около 3,5 тыс. рабочих и около 2 тыс. крестьян66 . Так решалась задача, указанная вождем.

Проблема создания народной интеллигенции не ограничивалась и не могла ограничиться лишь методом выдвиженчества, как бы эффекти-


58 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 309 - 310.

59 См. "Известия ЦИК и Петроградского Совета", 31.X.1917.

60 "Известия ЦИК и Петроградского Совета", 18.XI.1917.

61 В. И. Ленин. ПСС. Т. 40, стр. 270.

62 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 87.

63 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 297.

64 "Отчет VIII-му Всероссийскому съезду Советов". М. 1920, стр. 71.

65 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 284.

66 А. Е. Бейлин. Кадры специалистов СССР. Их формирование и рост. М. 1935, стр. 9; см. также И. А. Лясников. Подготовка специалистов промышленности СССР. М. 1954, стр. 22; А. И. Лутченко. Основные этапы формирования советской интеллигенции. "Культурная революция в СССР. 1917 - 1965 гг.". М. 1967, стр. 144 - 152.

стр. 28


вен он ни был. Выдвиженчество должно было сочетаться с постоянной учебой, и не только в смысле усвоения практических навыков работы, но и в отношении повышения общего уровня образования и овладения нужными теоретическими знаниями. Об этом постоянно напоминал трудящимся их вождь. Для выполнения данной задачи необходимо было прежде всего создать людям из народа реальные условия для того, чтобы они могли стать квалифицированными специалистами. "Необходимо извлечь лучшие силы из народа, дать им знания..."67 , - говорил В. И. Ленин в 1919 году. Советская власть осуществила ряд конкретных мероприятий по демократизации высшей школы, чтобы приобщить трудящихся к вершинам науки, не просто открыть для них двери вузов, но и помочь им войти туда. Как вспоминал А. В. Луначарский, "надо было экстренно, как можно скорее - с этим ждать было нельзя - позаботиться о том, чтобы началась подготовка рабоче-крестьянской молодежи, хорошо обученной, могущей взять в свои крепкие руки все государственное дело. Только тогда, говорил Владимир Ильич, можно будет с уверенностью сказать, что то, что будет решаться на съездах Советов, на съездах партии, будет действительно осуществляться в жизни. И мы призвали молодежь, рабочую и крестьянскую, в университеты и высшие технические школы"68 .

2 августа 1918 г. В. И. Ленин подписал известный декрет СНК "О правилах приема в высшее учебное заведение", в котором говорилось, что каждый, кто достиг 16 лет, может вступить в число слушателей высшего учебного заведения69 . В тот же день он пишет проект постановления СНК, в котором предлагалось Наркомпросу подготовить немедленно ряд мер, обеспечивающих возможность учиться всем желающим. Указывалось, что никаких привилегий для имущих классов не может быть. "На первое место, - писал В. И. Ленин, - безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии"70 . Эти ленинские положения нашли отражение в Программе, принятой на VIII съезде РКП(б), где было записано: "Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой"71 .

Разрешение проблемы демократизации высшей школы было связано с огромными трудностями не только организационного и материального, но и культурного характера, так как для подготовки кадров высококвалифицированных специалистов из среды трудящихся в стране не было достаточной массовой базы, достаточного числа рабочих и крестьян с общеобразовательным уровнем, необходимым для обучения в высших учебных заведениях. "Мы знали, - отмечал А. В. Луначарский, - что если мы будем ждать, пока нормальным образом, через наши низшие школы будут проходить новые студенты вверх, то солнце взойдет тогда, когда роса выест нам очи"72 . Время не ждало и требовало решать эти задачи немедленно и в самые сжатые сроки. Выход из существующего положения был найден В. И. Лениным. Он поддержал и провел в жизнь


67 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 250.

68 А. В. Луначарский. Ленин о воспитании молодежи. "Великий друг молодежи". Воспоминания старых коммунистов и комсомольцев. М. 1960, стр. 96.

69 См. "Декреты Советской власти". Т. 3. М. 1964, стр. 141.

70 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 34.

71 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 2, стр. 49.

72 А. В. Луначарский. Указ. соч., стр. 96.

стр. 29


идею создания особого института - системы рабочих факультетов (рабфаков), которые организовывались при высших учебных заведениях. Их история подробно исследована73 . Здесь же следует еще раз подчеркнуть роль В. И. Ленина в создании этой новой, социалистической формы подготовки кадров государственного, хозяйственного и культурного строительства, формы, выдвинутой самой революционной практикой. 17 сентября 1920 г. В. И. Лениным был подписан декрет СНК "О рабочих факультетах", в котором указывалось, что основной задачей рабфаков является "вовлечение пролетарских и крестьянских масс в стены высшей школы"74 . В декабре 1920 - январе 1921 г. состоялось созванное ЦК РКП(б) партийное совещание по вопросам народного образования, которое уделило большое внимание рабфакам. Было принято специальное постановление о них, в котором Наркомпросу предлагалось обратить самое серьезное внимание на укрепление существующих рабфаков и на открытие новых75 . После принятия постановления сеть рабфаков еще больше расширяется. К 1 апреля 1921 г. в стране имелось 59 рабфаков с 25436 учащимися76 . Это значило, что только за три месяца число рабфаковцев увеличилось более чем на 8 тыс. человек, то есть возросло на одну треть по сравнению с концом 1920 года.

Рабфаки были действенным орудием Советской власти в осуществлении широкой программы подготовки кадров народной интеллигенции. В 1920 г. состоялся их первый выпуск, давший вузам 200 студентов; в 1921 г. было выпущено уже около 2 тыс. человек; в 1922 г. в высшую школу было принято еще 3567 рабфаковцев77 . Так последовательно претворялись в жизнь ленинские положения о демократизации высшей школы, так практика культурного строительства обогащалась новыми формами и методами решения поставленных задач.

Строительство социализма, указывал В. И. Ленин, невозможно без целой исторической полосы в культурном развитии масс. "Это будет особая историческая эпоха, и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого... нам своей цели не достигнуть"78 . В движении многомиллионных масс к знанию, к социализму основатель и руководитель Советского государства видел главную особенность культурной революции, главное условие формирования социалистической культуры.


73 См. В. И. Бессонова. Создание и развитие рабочих факультетов в 1919 - 1921 гг. "Из истории Великой Октябрьской социалистической революции". М. 1958; Н. М. Катунцева. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции в СССР. М. 1966; М. Гулямова. Роль рабочих факультетов в создании кадров советской интеллигенции Узбекистана. "Научные работы и сообщения" Отделения общественных наук АН УзССР. Кн. 3. Ташкент. 1961; "Первые рабфаки на Урале". Воспоминания преподавателей и учащихся первых уральских рабфаков. Свердловск. 1963, и др.

74 "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", 1920, N 80, стр. 399 - 400.

75 См. "Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения" М. - Л. 1930, стр. 321.

76 "Правда", 3.VI.1921.

77 См. "Советская интеллигенция (История формирования и роста 1917 - 1965)". М. 1968, стр. 102.

78 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 372.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НАРОДНЫЕ-МАССЫ-И-ФОРМИРОВАНИЕ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-КУЛЬТУРЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. В. ГОРБУНОВ, НАРОДНЫЕ МАССЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАРОДНЫЕ-МАССЫ-И-ФОРМИРОВАНИЕ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-КУЛЬТУРЫ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. В. ГОРБУНОВ:

В. В. ГОРБУНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
684 просмотров рейтинг
18.12.2016 (2657 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
12 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НАРОДНЫЕ МАССЫ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android