Libmonster ID: RU-13723
Автор(ы) публикации: А. П. КОРОЛЕВА

С недавних пор в США наблюдается небывалое прежде явление: американский обыватель озадачен "долгим жарким летом". Так именуются в стране волнения обитателей "черных гетто". Какова же природа подобной "фобии", периодически поражающей "среднего американца"? В чем суть "долгого жаркого лета"; есть ли прошлое и будущее у этого явления? Или оно не что иное, как социальный феномен лишь одного десятилетия в истории США - 1960-х годов, ярко отмеченных мощными выступлениями в плане "социального протеста"?1 .

1. "Вулканы" ожили

В 4 часа утра 23 июля 1967 г. отряд полицейских ворвался в ночной бар "Слепая свинья", что на 12-й улице "Западной стороны" - негритянского гетто Детройта, пятого по величине города США, столицы автомобильной империи Форда. Полицейские арестовали 73 негра и бармена. Весть об этом с быстротой молнии облетела гетто. Не успели "блюстители порядка" затолкать арестованных в машины, как к месту происшествия сбежались сотни возбужденных обитателей гетто. В полицейских полетели камни. Начались беспорядки. Мэр Детройта ввел в городе комендантский час: жителям запрещалось появляться на улицах с 9 вечера до 5 час. 30 мин. утра. Но негры игнорировали этот запрет. 600 детройтских полицейских, 700 национальных гвардейцев и 200 солдат тщетно пытались восстановить порядок в городе. Тогда губернатор Мичигана послал еще 7 тыс. национальных гвардейцев. Однако восстановить спокойствие не удалось. Местные власти официально заявили, что не в состоянии "контролировать обстановку". В Белый дом была направлена срочная телеграмма губернатора Мичигана, в которой он просил президента США незамедлительно послать в Детройт силы регулярной армии США. Через 6 мин. после ознакомления с телеграммой Л. Джонсон направил в Детройт 5 тыс. солдат2 . Были пущены в ход вездеходы, бронетранспортеры, танки, вертолеты и самолеты3 . В район волнений были прекращены подача воды и электроэнергии, доставка продовольствия. Но и эти меры не дали желаемого результата. Целую неделю продолжалась в Детройте "малая гражданская война". В результате 33 негра и 7 белых были убиты, 2 тыс. ранены, 5 тыс. арестованы, около 7 тыс. остались без крова из-за пожаров, бушевавших в городе4 . Материальный ущерб в итоге этих событий исчислялся в 1 млрд. долларов5 . События в Детройте явились высшей точкой выступлений негритянского населения США, охвативших во второй половине 1960-х годов всю страну.

Эти выступления (с июля 1964 г. по 1969 г. включительно) стоили жизни почти 250 чел., а ранено было почти 11 тыс. чел.6 , в подавляющем большинстве негров7 .


1 "Новая программа КП США". "США: экономика, политика, идеология", 1970, N 12, стр. 69, 70.

2 "Facts on File 1967. Weekly World News Digest". N. Y. 1967, pp. 294, 296.

3 Ibid., p. 295; "The Negro Almanac". N. Y. 1967, pp. 41 - 42, 49.

4 "Facts on File 1967", p. 293.

5 "U. S. News and World Report", August 14, 1967, p. 44.

6 Подсчитано по данным: "U. S. News and World Report", August 14, 1967, p. 44; September 25, 1967, p. 42; July 15, 1968, p. 1; "Statistical Abstract of the United States 1969". U. S. Department of Commerce. Washington. 1969, p. 138.

7 В американской научной и общественно-политической литературе по негритянскому вопросу употребляются различные термины для обозначения стихийных вооруженных выступлений негритянских масс в 60-е годы в "черных гетто" крупных городов США. Чаще всего используются термины "бунт", "беспорядки", "мятеж", "восстание", причем в официальных документах эти события, как правило, называются "гражданскими беспорядками" или "расовыми бунтами". Кроме того, употребляются в переносном значении слова "взрыв", "ураган" и др. В коммунистической печати США эти со-

стр. 123


Негритянские волнения охватили не только Юг и Север США - традиционные районы "черных бунтов", но и Запад. В них были вовлечены многие крупные города. В 1968 г., например, 131 город был охвачен негритянскими волнениями. Волнения 1960-х годов отличались небывалой прежде массовостью. Особого размаха они достигли в апреле - мае 1968 г. после убийства М. Л. Кинга. Федеральные власти в связи с этим арестовали 21 тыс. человек8 . 14 апреля 1968 г. по приказу президента Л. Джонсона "для защиты" американской столицы от негритянского выступления, начавшегося там в знак протеста против убийства М. Л. Кинга, было брошено 55 тыс. солдат, вооруженных автоматическими винтовками, пулеметами, бомбами со слезоточивым газом9 .

Точных данных об общем числе негритянских выступлений в США во второй половине 1960-х годов нет. В 1967 - 1969 гг. официальной статистикой их было зарегистрировано 852. По степени накала и по числу участников та же официальная статистика делит эти выступления на крупные, серьезные и мелкие. Крупное сопровождается множеством пожаров, стрельбой снайперов. Продолжительность такого выступления - более двух дней. В нем принимают участие массы обитателей гетто. Для его подавления используются национальная гвардия, федеральные войска и другие силы. С 1964 по 1969 г. в США произошло, по официальным данным, около 150 крупных негритянских выступлений. Между тем за полвека (с 1900 по 1949 г.) в стране было зарегистрировано лишь 33 крупных выступления10 . Во второй половине 1960-х годов в среднем приходилось по 25 негритянских выступлений на год.

2. Почему "взорвались" гетто?

8 последние десятилетия в США идет быстрый рост городского негритянского населения на Севере, Западе и Юге. Хронический избыток сельского населения и бегство его в город приняли в стране в 1950 - 1960-е годы массовый характер. В 60-е годы с Юга на Север и Запад переселилось в общей сложности более 2 млн. негров. Так, за десять лет (с 1960 г.) число негров Чикаго и Лос-Анджелеса увеличилось более чем на 100 тыс. в каждом городе. Наибольший приток черных мигрантов наблюдался в Нью-Йорке. За это время здесь обрели новое местожительство более полумиллиона человек. В 1960-е годы в гетто крупнейших городов США проживало более трети всех американских негров. В 1971 г. насчитывалось 25 таких городов, в каждом из которых жило свыше 100 тыс. негров11 . К 1970 г. в Нью-Йорке и Чикаго численность негритянских граждан превышала 1 млн. человек в каждом; в Детройте, Филадельфии, Вашингтоне и Лос- Анджелесе - более 0,5 млн. в каждом; в Балтиморе, Хьюстоне, Кливленде, Нью-Орлеане, Атланте, Сент-Луисе, Мэмфисе, Далласе и Ньюарке - свыше 200 тыс. в каждом. К 1971 г. в 16 крупных городах США большинство населения составляли негры; так, в американской столице более 70% населения - негры, в Ньюарке их более половины, в Детройте - без малого половина12 .


бытия также именуются по-разному: "взрыв", "подъем насильственной борьбы", "ураган", "восстание", "вооруженное восстание", "стихийный мятеж". Руководство КП США чаще всего употребляет термины "мятеж", "бунт" и "восстание" (см., например, "Political Affairs", October, 1965, pp. 1, 8, 12, 16; October, 1967, p. 1; September 1967, pp. 12 - 24; February, 1968, pp. 2 - 8, 29; G. Hall. Strategy and Tactics in New Stage of Struggle. "Political Affairs", February, 1968; H. Winston. Unity and Militancy for Freedom and Equality. "Political Affairs", February, 1968, pp. 2 - 8). В советской научной и общественно-политической литературе по негритянскому вопросу события 60-х годов в "черных гетто" чаще всего называются "восстаниями" и "мятежами" (см. Э. Л. Нитобург. Черные гетто Америки. М. 1971, стр. 98 - 99, 101 и др.). Эти выступления в США, обладая чертами, присущими всякой форме массового стихийного насильственного протеста, носят расовый по форме и антимонополистический по содержанию характер, а также содержат элементы гражданской войны.

8 "U. S. News and World Report", May 6, 1968, p. 12.

9 "The 1969 World Almanac and Book of Facts". N. Y. 1968, p. 74.

10 Подсчитано по данным: "Statistical Abstract of the United States 1968". Washington. 1968, p. 144; "Statistical Abstract of the United States 1969", p. 138; "Statistical Abstract of the United States 1970". Washington. 1970, p. 143; J. Boskin. The Revolt of the Urban Ghettos, 1964 - 1967. Protest in the Sixties. "The Annals of the Academy of Political and Social Science", March 1969, pp. 1, 2.

11 "U. S. News and World Report", July 19, 1971, p. 42.

12 Ibid.

стр. 124


Именно эти города стали в 1960-е годы ареной мощных негритянских выступлений. В обстановке "кризиса городов" США приток в крупнейшие из них новых масс черных переселенцев до предела обострил все городские проблемы, и, прежде всего приобретение жилища и трудоустройство. Одной из важных причин негритянских восстаний 1960-х годов явилось резкое сокращение традиционных сфер занятости негров, рост безработицы, абсолютного и относительного обнищания негритянского населения при одновременном усилении сверхэксплуатации негритянских рабочих и теневом влиянии факторов научно-технической революции в капиталистических условиях. Так, накануне выступления негров в 1965 г. в Уоттсе 35% черных обитателей его составляли безработные. Даже по официальным данным, число полностью или частично безработных во второй половине 1960-х годов достигало во многих гетто 33%13 . В американских городах с населением свыше 1 млн. человек "цветные" семьи, живущие ниже официальной "границы бедности", в период с 1960 по 1966 г. неизменно составляли не менее 34%14. Усиление сверхэксплуатации негров можно проследить на примере автомобильных заводов Форда, где "цветные" составляют более половины всех рабочих, причем если в 1947 г. 650 тыс. рабочих создавали 4,5 млн. автомобилей в год, то в 1966 г. такое же число рабочих выпустило уже 10 млн. автомобилей15 . Сейчас один негр-рабочий на заводах Форда выполняет такую работу, которую несколько лет тому назад делали два или три белых рабочих. "Лига революционных черных рабочих", созданная недавно в Детройте, назвала это усиление системы выжимания пота из негритянских рабочих "ниггермацией". Этот термин негры противопоставляют слову "автоматизация", подчеркивая тем самым, что научно-технический прогресс означает для негритянских трудящихся принудительную работу на износ. Сверхприбыль, получаемая монополистами, в частности Фордом, в результате резкой интенсификации труда негров перепадает частично в карманы профсоюзных боссов. В среднем лидеры "Объединенных рабочих автомобильной промышленности" получают около 30 тыс. долл. в год только за счет эксплуатации негров, занятых и получающих "зарплату за неполную рабочую неделю (всего 89 дней в году), но выполняющих объем работы полной рабочей недели16 .

Сосредоточение массы негров на сравнительно небольшой территории гетто служит одним из источников резко возросшей социальной и политической силы негритянского населения крупных американских городов, что содействует качественному росту его освободительной борьбы. Но, с другой стороны, такая концентрация негритянского населения вызывает и ряд отрицательных явлений. Одним из тягчайших социальных последствий массового скопления негров в трущобах гетто явился рост нервно- психических заболеваний. Непропорционально высокий уровень безработицы, бедность, скученность, распад семей, усиление расового гнета содействовали росту этих болезней17 . Вот как рисуют жизнь в "черном гетто" Бэдфорд-Стьювесант в районе нью-йоркского Бруклина два белых участника борьбы за гражданские права негров: "Большинство негров, среди которых мы жили, - это несчастные люди. У всех классов и социальных групп негров старше 14 лет широко распространены алкоголизм, наркомания, азартные игры, проституция, драки, шумные семейные скандалы, поножовщина, кражи... Здесь не подвергаются позору те тысячи негритянских девочек 14 - 16 лет, которые, не будучи замужем и не имея образования, профессии и работы, обзаводятся детьми. Мальчики в 13 - 14 лет бросают школу... беспризорничают"18 .

В 1960-е годы значительно увеличился процент распавшихся негритянских семей: хронически безработные и полубезработные негры не могут содержать семью. Зато увеличилось число работающих негритянок-матерей, дети же предоставляются улице. Немаловажной причиной негритянских выступлений явилось разочарование различных


13 "The Negro Almanac", p. 49.

14 R. L. Allen. Black Awakening in Capitalist America. An Analytic History. Garden City. 1970, p. 27.

15 "Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders". Washington. 1968, p. 257.

16 "Liberator", vol. 10, N 12, December 1970, p. 5.

17 R. Thomlinson. Urban Structure. The Social and Spacial Character of the Cities. N. Y. 1969, p. 11.

18 H. Etzkowitz, G. M. Schaflander. Ghetto Crisis. Riots or Reconciliation? Boston - Toronto. 1969, pp. 10 - 11.

стр. 125


классов и социальных групп негров, участвовавших в ненасильственном движении за гражданские права. Оно было вызвано неэффективностью федеральных законов, указов и решений: местные власти и частный капитал либо игнорировали это законодательство, либо противопоставляли ему меры расистского характера. Существенную роль сыграл также сдвиг в социальной психологии американских негров, наметившийся под влиянием изменений в их классовой структуре, подъема массовой борьбы за расовое равенство в США, поддержки ее со стороны социалистических стран и всех передовых сил мировой общественности, вдохновляющего примера успехов национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах.

Выдвижение лозунга "Власть черным!" диктовалось тем, что негры желают добиться большей доли экономической и политической власти в стране и сами решать свою судьбу. Этими настроениями негритянских масс удалось искусно воспользоваться в своих узкоклассовых либо узкогрупповых целях мелкобуржуазным негритянским националистам. Еще одной важнейшей причиной выступлений явилась эскалация войны во Вьетнаме. Ее последствия сказались в первую очередь и сильнее всего на экономическом положении негритянских рабочих. Не случайно в мае 1965 г. съезд Американского совета негров-рабочих принял резолюцию, требовавшую немедленно прекратить эту войну19 . Войны, в том числе и война во Вьетнаме, порождали резко возраставшую потребность американской армии и промышленности, особенно военной, в людских ресурсах. Армия в такие периоды остро нуждается в негритянском "пушечном мясе". Непропорционально высокий процент негров в вооруженных силах США на фронтах военных действий является одной из традиционных форм завуалированной политики геноцида, практикуемой в отношении негритянского населения, особенно молодежи.

Промышленность же, работающая на военные нужды, испытывает особую потребность в дешевых "черных руках" - одном из объектов сверхэксплуатации и источнике сверхприбылей крупного капитала США. На этот зов, прежде всего, откликаются массы "лишних" негров в сельской местности, получающие таким образом реальную возможность интенсивнее "включиться в систему" жизни страны. Очередная волна массовой миграции черных пауперов из сельских районов Юга и из захолустных поселков в крупнейшие промышленные города приводит к пролетаризации негров и к фактической интеграции черных и белых масс населения в промышленности и вооруженных силах США. Это служит основой для усиления интеграционистского движения и превращения его в главную силу освободительной борьбы негров. Массовая миграция и интеграция, в свою очередь, вызывают три побочных процесса. Во-первых, обострение внутриклассовой конкурентной борьбы на рынке труда между черными и белыми рабочими. Это становится одной из причин такого опасного явления среди части белых рабочих, как рост расистских предрассудков и превращение некоторых слоев белых трудящихся в орудие американских "ультра"20 . Во-вторых, растет конкурентная борьба между черной и белой буржуазией за рынки сбыта и дешевую рабочую силу в негритянских гетто. И, наконец, углубляются классовая дифференциация, поляризация и борьба внутри негритянского микромира США.

Обострение внутриклассовой конкурентной борьбы между черными и белыми служит питательной средой для расистских сил, порождая, с одной стороны, расистский террор и негритянские погромы, с другой, вызывая усиление негритянского национализма и "взрывов" в гетто, которые ускоряются еще и тем обстоятельством, что повышение спроса на рабочую силу "цветных" - явление непостоянное. На пути продолжающейся массовой миграции негров вновь воздвигаются "цветные барьеры", закрывающие переселенцам доступ в сферу занятости. В результате этого рост армии безработных и бездомных в "черных гетто" озлобляет и мигрантов и старожилов. Социальная атмосфера там накаляется до предела и завершается "взрывом". Негритянские выступления 1960-х годов являются, таким образом, своеобразным мостом, промежуточной фазой развития негритянского движения, периодом перестановки его сил, противо-


19 Ph. S. Foner. American Labor and the Indochina War. The Growth of Union Opposition. N. Y. 1971, p. 25.

20 R. T. Schaefer. The Ku Klux Klan: Continuity and Change. "Phylon", vol. XXXII, 1972, N 2, p. 154.

стр. 126


борства между двумя его основными течениями - интеграционистским и националистическим. Последнее имеет две формы: сепаратизм и сегрегационизм21 .

Главная особенность этих событий 1960-х годов состоит в том, что они соединили в традиционной форме стихийной антирасистской борьбы, по существу, два различных классовых подхода к решению негритянских проблем со стороны "черной Америки". Первый - это демократическая, антимонополистическая борьба обездоленных слоев негритянского народа против существующей системы расовых отношений, превратившей в условиях научно-технической революции значительную часть негров в "лишних" американцев, обреченных на голод или на "вечное иждивение" поневоле. Второй - это внутриклассовая конкурентная борьба новых групп негритянской городской националистической буржуазии, с одной стороны, со "старой", интеграционистской черной буржуазией за рынки "черных гетто", негритянскую рабочую силу и лидерство в негритянском освободительном движении; с другой - с белыми конкурентами, оперирующими в "черных гетто" страны; и, наконец, с монополистическим капиталом - за расширение подачек в рамках программ развития "черного капитализма" и пропорциональный допуск негритянских предпринимателей в сферу промышленного производства.

"В гетто беспрецедентные выступления вызваны гневом, порожденным предательством и отказом от выполнения обещаний, разочарованием тем безразличием к подлинному размаху экономических лишений, попранию человеческого достоинства и безжалостным полицейским репрессиям, жертвами которых стали чернокожие американцы. Они энергично борются за контроль над школами и другими организациями в своих районах. Начинается все более твердое противодействие жестокостям полиции и другим формам проявления насилия"22 . Чернокожие американцы требуют удовлетворения своих нужд: обеспечения их работой, жилищем, медицинским обслуживанием, образованием. Негры, участвовавшие в движении 1960-х годов, выступали за более широкое представительство черного населения в органах местного управления. Гнев негритянского населения вызывала расовая дискриминация в судебной системе, в области торговли, кредита и социального обеспечения] Негры больше не хотят, чтобы экономика страны, которую они помогали строить в течение трех с лишним веков, давала прибыль горстке монополий.

Крупные негритянские выступления 1960-х годов начинались, как правило, летом. Частично это объясняется тем, что летняя жара усугубляла и без того невыносимые условия жизни в переполненных трущобах гетто. К тому же летом здесь скапливаются массы негритянской молодежи, окончившей или бросившей среднюю школу и колледжи и не нашедшей работы; резко увеличиваются и ряды временно "праздного" люда: школьников, студентов, молодых учителей, не имеющих возможности отдохнуть за пределами гетто. Именно эти группы населения легко "воспламеняются".

Чаще всего "взрыв" нарастал исподволь. В 1967 г. в Ньюарке этому событию предшествовала длительная борьба негритянского населения с муниципальными властями по вопросу о замещении должности секретаря местного школьного совета. Мэр города поддерживал кандидатуру белого деятеля Дж. Т. Гэлахена, а черное население - негра У. Паркера. Кроме того, негритянские граждане выступали против строительства медицинского колледжа на территории, где проживало 1800 негров, так как это лишило бы их крова. В Уоттсе - "черном гетто" Лос-Анджелеса - период перед выступлением 1965 г. был отмечен резким напряжением социальной атмосферы в связи с финансовыми махинациями мэра города С. Йорти за счет негритянского населения. Чернокожий конгрессмен О. Хоукинс, представлявший южные районы города, в которые входит и Уотте, публично обвинил Йорти в том, что тот незаконно потратил на реконструкцию городской ратуши 17 млн. долл., предназначенных для


21 Например, "кровавое лето" 1919 г. в Чикаго привело к подъему сепаратистского движения "Назад, в Африку" во главе с М. Гарви; выступление негров в Гарлеме в 1935 г. повлекло за собой усиление движения "черных мусульман"; события 1960-х годов дали толчок подъему негритянского национализма в форме движения за "черную власть".

22 "Новая программа КП США". "США: экономика, политика, идеология", 1970, N 12, стр. 70.

стр. 127


улучшения положения семей негритянских бедняков в Уоттсе23 . К тому же муниципальные власти Лос-Анджелеса и губернатор Калифорнии длительно игнорировали попытки местных негритянских лидеров добиться переговоров с ними по поводу нужд и требований черного населения24 . Обстановка в Уоттсе была накалена до предела, и события завершились восстанием негров.

В момент наивысшего напряжения расовых отношений любой, даже незначительный инцидент становился в гетто "точкой прорыва". Обычно толчком к взрыву стихийного массового протеста в гетто являлись столкновения негров с местной полицией, причем инициатива чаще всего исходила от полицейских. Действия полиции варьировались от арестов, избиений и ранений до убийств отдельных негритянских граждан или групп чернокожего населения25 . "В подавляющем большинстве случаев восстания в негритянских гетто спровоцированы насильственными действиями полиции"26 , - писал известный деятель Компартии США негр К. Лайтфут. Запоздалые попытки местных властей выйти из "расового кризиса" с помощью создания межрасовых комитетов и переговоров не давали желаемого результата27 . В то же время изучение конкретной истории негритянских выступлений в Гарлеме, Уоттсе, Ньюарке, Детройте и других крупных городах США показывает, что ни в одном случае не было организованного, политически продуманного и подготовленного вооруженного выступления масс.

3. Черные массы и лидеры

В восстаниях 1960-х годов принимали участие негры и белые. Например, в 1967 г. 83% арестованных за участие в негритянских выступлениях составляли черные, 15% - белые, расовая принадлежность остальных неясна28 . Опрос жителей в негритянских районах Детройта показал, что лишь 11% местных негров участвовали в волнении 1967 г. (разумеется, эта цифра ниже действительной: многие по понятным причинам не признавались в своем участии); 20 - 25% считали себя попутчиками, а 16% - противниками выступления негров29 . Большинство участников выступлений - мужчины и подростки в возрасте от 15 до 35 лет. Многие из них проживали в гетто северных городов в течение длительного времени30 . Подавляющая масса участников описываемых событий ратовала за усиление экономических, политических и культурных позиций негров в США. Их классовый диапазон был довольно широк: от интеллигенции и низших категорий, служащих до чернорабочих, безработных и деклассированных элементов "черных гетто"31 .

Наиболее активной силой движения являлись молодые негры, занятые умственным, но низкооплачиваемым трудом, чернорабочие, а также безработные, особенно подростки, не нашедшие работы после окончания школы (безработица среди негров 16 - 19 лет во второй половине 1960-х годов была почти втрое выше, чем среди негров в целом)32 . Чаще же всего эти "лишние подростки" не оканчивают среднюю школу и не имеют ни специальности, ни работы. "Эти подростки, - пишут американские авторы Г. Эцковиц и Дж. Шэфлендер, - родились на Севере в период войны США в Корее и, никогда в жизни не сталкиваясь с нравами и обычаями Юга - царства ку-клукс-клана, общества Джона Бэрча, "советов белых граждан", не ведают страха перед белыми, но страстно ненавидят их. Эти подростки неграмотны и не имеют работы"33 .


23 "Facts on File 1967", p. 283; S. F. Yette. The Choice: the Issue of Black Survival in America. N. Y. 1971, p. 70.

24 J. A. Bayton. Tensions in the Cities. Three Programs for Survival. Philadelphia. 1969, p. 125; D. Sterling. Tear down the Walls! A History of the American Civil Rights Movement. Garden City. 1968, p. 236.

25 См., например, "Facts on File 1967", p. 294; "The Negro Almanac", pp. 41 - 42.

26 К. Лайтфут. Освободительная борьба американских негров. "Коммунист", 1969, N 14, стр. 98.

27 См., например, "Facts on File 1967", pp. 283 - 284, 295.

28 "Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders", p. 129.

29 Ibid., p. 128.

30 Ibid., pp. 128, 130.

31 Ibid., p. 132.

32 Ibid., p. 128.

33 H. Etzkowitz, G. M. Schaflander. Op. cit, p. 160.

стр. 128


Между представителями различных негритянских течений и организаций идет острая борьба за контроль над освободительным движением негров. Поэтому отношение негритянских лидеров к выступлениям 1960-х годов было неодинаковым. Да и сами эти выступления представляли собой необычайно сложное и противоречивое явление. Умеренно-реформистские организации негритянской буржуазии - Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН) и Национальная городская лига (НГЛ) - не только осудили негритянские выступления, но и открыто приветствовали методы их подавления, обнаружив страх перед собственным народом. Исполнительный директор НАСПЦН Р. Уилкинс, выступая 16 июля 1967 г. по телевидению, одобрил расправу над участниками негритянского восстания в Детройте34 . Желая оградить 65 тыс. молодых негров - членов НАСПЦН от "бунтовщического" духа, лидеры повесили в штаб-квартире ассоциации плакат с таким афоризмом: "Бросая камни в окна, не откроешь дверей"35 . Повторяя вслед за наиболее реакционными элементами бездоказательные обвинения в адрес коммунистов в "подстрекательстве" негров к выступлениям в гетто, Уилкинс обратился тогда к 1500 отделениям своей организации с провокационным посланием относительно "красной угрозы"36 . Такой же тактики придерживался бывший исполнительный директор НГЛ У. Янг.

Лидеры мелкобуржуазных реформистских организаций типа Южной конференции христианских руководителей (ЮКХР), Института А. Филипа Рэндольфа и им подобных, осуждая в принципе насильственную тактику, оправдывали действия негров тяжелыми условиями жизни черного населения и старались способствовать быстрейшей ликвидации социальных "пожаров" в "черных гетто"37 . М. Л. Кинг, например, заявил, что "бесполезность насилия в борьбе за расовое равенство проявилась абсолютно во всех бунтах негров"38 . Он был убежден, что ненасильственные массовые демонстрации являются реальной "альтернативой насилию", и организовал кампанию "Открытый город", направленную против расовой сегрегации в чикагских пригородах. Однако буржуазные и мелкобуржуазные черные лидеры обнаружили в те дни в подходе к негритянским выступлениям наряду с расхождениями много общего. Руководители НАСПЦН, НГЛ, ЮКХР и Института А. Филипа Рэндольфа выступили 26 июля 1967 г. с совместным заявлением: "Бунты доказали, что они не эффективны, а, напротив, лишь подрывают и разрушают черную общину, движение за гражданские права негров и страну в целом". Все эти организации объединяло также критическое отношение к конгрессу США накануне и в период событий 1960-х годов. "90-я сессия конгресса США, - отмечали их лидеры, - проявила вопиющее безразличие к нуждам обитателей гетто"39 . М. Л. Кинг требовал, чтобы правительство тратило не менее 10 млн. долл. в год с целью создания таких условий для негров, которые исключили бы беспорядки в гетто40 . А. Филип Рэндольф предлагал для предотвращения выступлений негров в будущем учредить "Бюджет свободы", предусматривающий расходование 185 млн. долл. на ликвидацию бедности в США; построить 17 млн. новых домов для искоренения трущоб; расширить систему профессионального обучения и медицинского обслуживания негритянского населения41 . Эти проекты носили явно утопический характер. Американские монополисты предпочитали тратить миллиарды долларов на военную авантюру в Индокитае, а не на повышение уровня жизни негров.

Такие националистические организации мелкобуржуазных радикалов, как Студенческий координационный комитет, некоторые отделения Конгресса расового равенства, "Нация ислама" ("Черные мусульмане") и партия "Черная пантера"42 , занимались


34 "Facts on File 1967", p. 315.

35 "U. S. News and World Report", September 25, 1967, p. 81.

36 "Facts on File 1967", p. 461.

37 "The Negro Almanac", p. 43.

38 M. L. King. Where Do We Go from Here: Chaos or Community? N. Y. 1967, pp. 57, 59.

39 "Facts on File 1967", p. 313.

40 Ibid., p. 224.

41 D. Sterling. Op. cit., p. 243.

42 Партия "Черная пантера" была создана негритянскими студентами в 1966 году. Ее штаб-квартира находилась в г. Окленде (Калифорния). В период негритянских волнений эта партия занимала националистические позиции, отстаивала тактику "вооруженной самообороны" негров и активно проповедовала необходимость вооруженной

стр. 129


в разгар выступлений негров активной деятельностью. Они любым путем, нелегально или открыто, устно или письменно, прямо или иносказательно, призывали черное население гетто к выступлениям и всячески поддерживали их. Более того, они пытались организовать и возглавить их, превратив эти выступления в партизанскую войну негров против белого населения в масштабе всей страны. Так, призывы "Черных мусульман" ненавидеть белых "голубоглазых дьяволов" возымели действие на молодое поколение негров. В 1969 г. во время выступлений в Гарлеме возбужденная толпа черных, отвергая уговоры умеренных негритянских лидеров "успокоиться", скандировала: "Хотим Малькольма!"43 .

Существуют некоторые доказательства непосредственной организации "Черными мусульманами" выступлений негров. Например, в Филадельфии (август 1964 г.) полицейские обнаружили в штаб-квартире "Черных мусульман", возглавлявшихся Ш. Мухаммедом, склад оружия и несколько зажигательных бомб44 . Накануне негритянского выступления 1967 г. в Плэйнфилде (штат Нью-Джерси) группа "Черных мусульман" прибыла туда из Ньюарка и развернула подготовку к выступлению негров в этом городе45 . С еще большей энергией действовали накануне событий 1967 г. лидеры Студенческого координационного комитета и партии "Черная пантера". В Цинциннати они призывали негритянское население выступить против полиции, что и было сделано. Негры пытались перевернуть полицейские машины, забрасывали их камнями, устроили несколько взрывов бомб46 . Чрезвычайную активность развил один из наиболее влиятельных деятелей негритянского национализма, Р. Уильямс. В 1961 г. он порвал с НАСПЦН и уехал на Кубу, а в 1965 г. - в Китай. Из Пекина он посылал написанные им пропагандистские брошюры и листовки. Множество экземпляров газеты "Защитник", издававшейся Р. Уильямсом в Пекине и являвшейся одним из каналов пропаганды идей маоизма среди американских негров, было обнаружено в районах негритянских выступлений, в частных домах и на складах негритянских магазинов и лавок47 .

Попытки возглавить негров предпринимали в тот период и другие "экстремисты". Они публично заявляли о своей поддержке выступлений негров, прославляли наиболее активных их участников и подчеркивали историческое значение этих "взрывов" в гетто. Р. Браун, например, призвал американских негров ежегодно отмечать 18 августа (в этот день в 1965 г. началось выступление негров в Уоттсе) как "День Декларации независимости негров"48 . Хотя в 1960-х годах не было заговора в масштабе всей страны, тем не менее, в отдельных гетто крупных городов США местное руководство некоторых организаций негритянских националистов стремилось подготовить и возглавить вооруженные выступления негритянского населения. В ряде случаев эти попытки осуществились. Активный участник движения за расовое равенство, известный негритянский ученый-психолог К. Кларк назвал выступления негров 1960-х годов "массовым самоубийством".

4. "Большой бизнес" бьет тревогу

Негритянские выступления 1960-х годов причинили наибольший ущерб страховым компаниям, оперирующим в гетто. В одном лишь Уоттсе потери страхового бизнеса составили 40 млн. долл.49 , а перерасход страховых компаний Детройта - 400%50 .


борьбы негров с полицией (см., например, "The Black Panther", 1969, May 4, p. 7; 1969, September 20, pp. 6, 16). С начала 70-х годов партия поражена кризисом. Две ее главные группировки по основным вопросам классовой борьбы и национально-освободительного движения придерживаются сходных антимарксистских позиций (см. Г. Уинстон. Кризис партии "Черные пантеры". "Проблемы мира и социализма", 1971, N 12).

43 Малькольм Икс в то время был одним из воинственно настроенных лидеров "Черных мусульман", идеологом негритянского национализма и сепаратизма.

44 "The Negro Handbook". Chicago. 1966, p. 88.

45 "U. S. News and World Report", August 21, 1967, p. 66.

46 Ibid., p. 64.

47 Ibid., September 4, 1967, pp. 11, 24.

48 D. Sterling. Op. cit., p. 237.

49 R. L. Allen. Op. cit., p. 210.

50 "U. S. News and World Report", August 14, 1967, p. 44.

стр. 130


В связи с этим была организована совещательная комиссия по проблемам страховых компаний в районах движения. Ее возглавил Р. Хьюз, губернатор штата Нью-Джерси. Комиссия обратилась к федеральному правительству с просьбой создать в качестве гаранта Национальную корпорацию по развитию страхового бизнеса. Развернувшиеся события показали лидерам монополистического капитала, что расовые отношения в стране почти не контролируются и поэтому выступления негров представляют собой реальную угрозу "законности и порядку". Это заставило крупный капитал изменить свою стратегию, направив ее на создание и укрепление в гетто "черной элиты" - новых групп негритянской городской буржуазии, а также менеджеров, тесно связанных с монополиями и играющих роль орудия корпораций по регулированию расовых отношений. Иначе говоря, монополистический капитал поставил задачу заменить существовавшую систему своего прямого контроля и господства над негритянскими гетто новой, по форме, но неизменной, по сути, системой угнетения и эксплуатации, замаскированной под; местное самоуправление негров. Вторая стратегическая цель крупного капитала состояла в том, чтобы с максимальной рентабельностью для себя использовать возросшую в условиях научно-технической революции резервную армию дешевой рабочей силы негров, упреждая ее перерождение в "социальный динамит".

Первая задача выполняется под лозунгом "черного капитализма". Крупнейшие монополии США, прикрываясь вывеской различных организаций, начали финансировать негритянское предпринимательство. Так, в 1968 г. фонды Форда, Филда, Карнеги и Рокфеллера предоставили 5 млн. долл. Национальной городской лиге для "помощи в течение двух лет негритянскому бизнесу в 87 городах США"51 . Кроме такой формы поощрения новых групп негритянской городской буржуазии и привязывания их к себе, монополистический капитал использовал и другие. Например, значительная часть средств, выделяемых монополиями для "развития городов", попадала в руки "новой черной элиты". Так, в августе 1967 г. была создана Национальная городская коалиция, в которую вошли 1200 лидеров монополий, профсоюзов, религиозных и негритянских организаций, а также представители федеральных властей. Членами этой коалиции стали: Г. Форд, глава компании "ФордМоторз"; Д. Рокфеллер, президент банка "Чейз Манхэттен Банк"; Ф. Клоуз, глава "Алюминиевой компании Америки"; Р. Эш, президент крупнейшей авиакосмической компании "Литтон Иидастриз"; Д. Линдсей, мэр Нью-Йорка; Д. Гарднер, бывший министр здравоохранения, образования и социального обеспечения. Последний предложил, в частности, выделить 2 млрд. долл. для того, "чтобы окончательно вывести города страны из кризиса и привлечь к решению этой проблемы как можно больше негров".

Наиболее действенное отделение Национальной городской коалиции было создано в Гарлеме. Главой отделения коалиции стал Кристиан А. Тертер, вице-президент "Мобил Ойл корпорейшн". В совет директоров коалиции в мае 1968 г. вошел черный националист Р. Иннис, руководитель Конгресса расового равенства. Нью-йоркский филиал коалиции провозгласил план выделения из частных источников 4 млн. долл. для борьбы с "кризисом городов и расовых отношений"52 . Активно участвуют в развитии "черного капитализма" и другие компании ("Аэроджет Дженерал", "Ксерокс корпорейшн", "Крайслер" и др.), а также ряд крупнейших банков и страховых компаний США. Примечательным является тот факт, что сейчас негритянская буржуазия при поддержке государственно-монополистического сектора США, раздвинув традиционные рамки негритянского предпринимательства, ограниченного до тех пор главным образом сферой торговли, общественных услуг и банковского дела, совершает небезуспешную попытку прорваться в сферу промышленного предпринимательства на территории гетто, в область жилищного строительства, машиностроения, сталелитейного производства и т. д. Крупнейшие корпорации стали создавать по всей стране специальные "школы бизнеса" для обучения выходцев из зажиточных негритянских семей менеджерским специальностям.

Изменилась роль крупного бизнеса в отношении ведущих негритянских организаций борьбы за расовое равенство. Если раньше монополии ограничивались главным образом финансовой помощью этим организациям в сфере трудоустройства, образования


51 R. L. Allen. Op. cit, p. 211.

52 Ibid., pp. 215, 217.

стр. 131


и приобретения жилищ для негров, то сейчас компании все чаще пользуются таким приемом, как введение лидеров негритянских организаций в свои советы директоров. В результате этой личной унии черных руководителей с лидерами монополистического капитала, в значительной степени заменяющей существовавшую ранее обратную практику введения представителей монополий в директорат негритянских организаций, создается видимость "освобождения" негритянских организаций от влияния "белого" капитала, а также возникает новый тип негритянского руководителя - личного представителя монополий. Таким образом, налицо новая попытка монополистического капитала контролировать и регулировать сферу расовых отношений в США. Поэтому монополии активно содействуют избранию "умеренных" черных лидеров на ответственные должности. Фонд Форда, к примеру, в период негритянских волнений финансировал избирательную борьбу негра К. Стоукса за пост мэра г. Кливленда. Предоставляя денежные средства таким негритянским организациям, как НАСПЦН, ЮКХР и другие, он требовал от них предотвращения негритянских выступлений и "охлаждения обстановки" в районах, охваченных волнениями. До событий 1960-х годов, как подчеркивает негритянский исследователь Р. Л. Аллен, фонд Форда ограничивался исключительно филантропической деятельностью в отношении негритянского населения53 .

Вторая вышеупомянутая задача монополистического капитала решается им путем расширения корпорациями найма "цветных" рабочих и создания на предприятиях особых школ для обучения профессиям и повышения квалификации негритянских безработных и рабочей молодежи. С 1961 г. "Локхид корпорейшн" расширяет сеть таких школ на своих предприятиях в штатах Джорджия и Калифорния. Примеру "Локхид корпорейшн" последовали и другие компании, в частности "Форд Моторз", "Дженерал Моторз", "Крайслер", "Проктер энд Гэмбл", "Краун Целлербах". Эти мероприятия преследуют цель подготовить не только качественно новые, соответствующие современным требованиям производства рабочие кадры, но и создать психологически новый тип рабочего, преданного и покорного корпорациям, "воспитавшим" его и давшим ему "путевку в жизнь". Затраты монополистического капитала в этом плане в значительной степени объясняются его расчетом сломить боевой дух негритянской молодежи, направив его в русло "классового сотрудничества".

5. Маневрируют...

Реакция американских властей на негритянские выступления развивалась по двум направлениям - расистскому и либеральному. Формы расистского ответа на негритянские выступления были разными. Они предусматривали "классический" метод подавления с помощью полиции, национальной гвардии и в отдельных случаях с помощью армии; образование возродившихся в новых исторических условиях "комитетов бдительности", созданных во второй половине 1960-х годов в таких, например, городах, как Чикаго, Ньюарк, Филадельфия, ряде городов штата Айова и др.; специальные курсы по обучению белых граждан стрельбе из различных видов оружия (подобные курсы были организованы в Канзас-Сити, Дирборне и Хайлёнд Парке - пригородах Детройта и др.); возрождение концентрационных лагерей в штатах Пенсильвания, Флорида, Аризона, Оклахома и Калифорния. Более того, разрабатывались даже "чрезвычайные планы мобилизации" сил карателей и координации действий властей отдельных городов, штатов и страны в целом; создавались контрольные центры Пентагона для определения районов возможных выступлений и выработки наиболее "подходящих" способов их недопущения или подавления. Примером либеральных форм борьбы и профилактики в отношении негритянских выступлений могут служить законы 1965 г. (об избирательных правах) и 1968 г. (о запрещении расовой дискриминации при продаже или сдаче внаем жилищ), поспешно принятые в период взрывов в "черных гетто".

Первые крупные выступления негров в Уоттсе (1965 г.) и Кливленде (1966 г.) вызвали беспокойство, и тогда немедленно прибегли к старому оружию - антикоммунизму, пытаясь как можно быстрее направить общественное мнение страны


53 Ibid., p. 76.

стр. 132


против "подрывных элементов" и демократического движения вообще. Во время событий в Детройте лидеры обеих партий в конгрессе США призвали правительство выяснить вопрос об участии Коммунистической партии "или какой-либо другой подрывной организации" в негритянских волнениях. Член палаты представителей, демократ от штата Луизиана Э. Е. Уиллис, являвшийся председателем Комитета по расследованию антиамериканской деятельности при палате представителей конгресса, поспешил заявить, что его комитету удалось обнаружить "влияние подрывных элементов в ряде бунтов". Одновременно в сенатском подкомитете внутренней безопасности, возглавлявшемся расистом Дж. Истлендом, давал свои показания агент сыскной полиции Кливленда Дж. Ангвери, голословно утверждавший, что "есть доказательства влияния коммунистов и использования ими бунтов 1966 г. в Кливленде в своих целях"54 . Однако впоследствии официальные власти вынуждены были подчеркнуть, что никаких данных об участии коммунистов в указанных событиях нет55 .

Правящие круги заботились о том, как предотвратить негритянские выступления. В конгрессе шли горячие дебаты по этому поводу. Выступая 31 июля 1967 г. в Комитете по образованию и труду при палате представителей американского конгресса, бывший в то время директором "Службы экономических возможностей" С. Шрайвер, зять Дж. Кеннеди, обвинил конгресс в том, что он содействовал взрывам в негритянских гетто, сократив и без того недостаточные фонды программы "войны с бедностью" с 1,75 млрд. долл. до 1,6 млрд. в 1966 году56 . Лидеры республиканцев в конгрессе США сенатор Дирксен (от штата Иллинойс) и член палаты представителей Дж. Р. Форд (от штата Мичиган) заявили, что "в эпидемии бунтов" виноват президент Л. Джонсон, наложивший вето на закон против преступности в 1966 году57 . 27 июля 1967 г. 41 член палаты представителей, возглавленные Джеймсом Г. О' Хара (демократ от штата Мичиган), выдвинули проект создания фонда в 300 млн. долл. для помощи полиции, чтобы силой подавлять выступления негров58 . Комитет по расследованию антиамериканской деятельности предложил в мае 1968 г. президенту Джонсону "план быстрой изоляции и подавления черных подстрекателей к партизанской войне в гетто". Этот план предусматривал введение комендантского часа, ночных вооруженных патрулей на улицах гетто, временную приостановку действия законов о гражданских свободах, обыски, арест за ношение оружия, привлечение широких масс населения гетто для облав и обысков с целью выявления и изоляции "черных партизан", всеобщую регистрацию жителей гетто, составление на каждого негра досье59 .

Эти меры военно-полицейского террора нашли поддержку у правых республиканцев. 10 августа 1967 г. в Нью-Йорке проходила конференция, в работе которой приняли участие 8 губернаторов-республиканцев. Правительству было предложено создать центры информации штатов о положении в городах и усилить действия полиции по пресечению беспорядков, образовать объединенный фонд "по поддержанию законности и порядка", новую систему контроля над ареной возможных волнений и своевременного оповещения об этом национальной гвардии. Республиканская фракция в конгрессе обратилась летом 1967 г. к президенту Джонсону с предложением принять "республиканский проект законодательства, направленного на предотвращение бунтов". В этот проект был включен билль против преступности и проект закона о признании государственным преступлением переезда из одного штата в другой с целью подстрекательства населения к возмущению60 . Эти рекомендации были разработаны координационным комитетом республиканской партии при участии председателя партии Р. Блисса и бывшего президента Д. Эйзенхауэра.


54 "Facts on File 1967", pp. 312, 313.

55 См. "Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders", passim.

56 "Facts on File 1967", p. 313; "U. S. News and World Report", December 5, 1966, p. 10.

57 "Facts on File 1967", p. 297.

58 Ibid., p. 313.

59 "Guerilla Warfare Advocates in the United States". A Report by the Committee on Un-American Activities. House of Representatives. 90th Congress, May 6, 1968, pp. 59 - 60.

60 "Facts on File 1967", pp. 297, 328.

стр. 133


25 июля 1967 г. лидеры обеих партийных групп конгресса США призвали федеральное правительство расследовать "гражданские беспорядки" в городах страны и, в частности, выяснить три вопроса: причины этих беспорядков; возможности полиции справиться с ними; имеются ли свидетельства о каком-либо "заговоре" и об участий "подрывных организаций" в данных событиях61 . Широкий размах негритянского движения заставил президента Джонсона учредить Национальную совещательную комиссию по расследованию гражданских беспорядков. В нее вошли 11 человек, в том числе два буржуазных негритянских деятеля (сенатор Э. Брук и исполнительный директор НАСПЦН Р. Уилкинс). Возглавил ее губернатор штата Иллинойс О. Кернер, вице- президентом был мэр Нью-Йорка Дж. В. Линдсей. Состав комиссии Кернера соответствовал ее назначению: дать сведения и советы относительно выступлений негров. Комиссия изучила положение дел в 23 городах, опросила 1200 человек, привлекла тысячи документов, собранных федеральными ведомствами и комиссиями конгресса. В своем отчете комиссия пришла к выводу, что США "движутся к расколу на два общества: черное и белое, изолированные друг от друга и не равноправные". Она рекомендовала федеральному правительству провести ряд мероприятий социально-экономического характера с целью предотвращения выступлений негров в будущем. Кроме того, комиссия советовала правительству разработать систему "улучшения отношений полиции с негритянскими общинами", широкого привлечения негритянской молодежи к службе в полиции, а также службы по учету жалоб негров на полицию62 .

В июне 1968 г. вслед за убийством М. Л. Кинга и Р. Кеннеди была создана по приказу президента Джонсона Национальная комиссия по изучению причин и предотвращению насилия. Она состояла из 13 человек. Возглавил ее М. С. Эйзенхауэр, старейший политический деятель, брат бывшего президента США. В нее входили два представителя негритянской буржуазной интеллигенции: судья А. Л. Хиггинботем из Филадельфии (штат Пенсильвания) и профессор права негритянского Говардского университета П. Харрис, ставшая в 1972 г. первой в истории негритянкой - председателем мандатной комиссии национального съезда демократической партии в Майами-Бич. По своему составу Национальная комиссия по изучению причин и предотвращению насилия носила узкоклассовый характер. В ней не было ни одного представителя от трудящихся масс негров и от тех классов и слоев, которые участвовали в "черных бунтах". Комиссия изучила дела 10 тыс. арестованных участников выступлений в 17 городах. Она работала 18 месяцев, истратила 1,6 млн. долл., использовала труд 100 добровольных активистов и опубликовала исследования о движении негров в Кливленде (июль 1968 г.) и в Вашингтоне (январь 1969 г.). Члены комиссии пришли к убеждению, что необходимо изучать нужды черных и белых бедняков и принять срочные меры по улучшению их положения. Однако более настойчиво рекомендовалось правительству усилить секретные службы информации и контроля в районах возможных волнений63 .

Вторая половина 1960-х годов и начало нашего десятилетия отмечены небывалой в истории страны кампанией по сбору информации о "черных бунтах" и разработке всевозможных рекомендаций и мер профилактики их в будущем. К этому делу, помимо специальных президентских комиссий, были привлечены министерство обороны, отдел криминалистики министерства юстиции, Федеральное бюро расследований, Бюро национальной гвардии, Национальная лига городов, Международная ассоциация начальников полиции, Служба общественного управления Чикаго, Лимбергский центр по изучению насилия при университете Брэндиса (штат Массачусетс) и многие другие официальные, общественные и научные организации64 .

При Пентагоне была создана специальная служба по составлению досье на фактических или потенциальных участников негритянских выступлений; заведены дела на черных жителей 150 городов, которые считаются ареной возможных беспорядков; организованы специальные "узлы информации" Пентагона. Предполагается, что специальное управление по вопросу о гражданских беспорядках сможет одновременно контролировать 25 негритянских волнений и распределять силы федеральных войск


61 Ibid., p. 312.

62 "U. S. News and World Report", March 11, 1968, pp. 32, 34.

63 "Facts on File 1969", pp. 378, 667, 713.

64 "Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders", pp. 579 - 580.

стр. 134


по районам "потенциальных взрывов"65 . Подавление и предупреждение массовых негритянских волнений, и контроль над жизнью и настроениями черного населения - такова цель государственно-монополистического регулирования расовых отношений в США. При этом монополистические круги поощряют вредную для рабочего класса идею, будто рабочие (и белые и черные) "заинтересованы в процветании системы" и, следовательно, выступать против нее у них нет нужды. Власть имущие стремятся расколоть негритянское движение, столкнуть одни организации с другими, не останавливаясь перед подкупом отдельных негритянских деятелей и используя в провокационных целях националистические элементы.

6. Противоречивые последствия

Негритянские выступления 1960-х годов привели к противоречивым последствиям. В экономической области они нанесли довольно ощутимый удар по частному предпринимательству белых на территории гетто. На восстановление разрушенных во время волнений кварталов только в 20 городах федеральные власти ежегодно тратили с 1969 г. по 9 млн. долл., а должны были бы тратить, по меньшей мере, 20 млрд. для создания более или менее сносного существования негритянского населения этих городов66 . Следствием этих событий явились также подъем широкого демократического движения в США, усиление внутриклассовых противоречий, борьба в американских правящих кругах, резкие затруднения в проведении внутренней и внешней политики из-за широкого международного резонанса на "расовый кризис" в США.

Серьезные последствия можно обнаружить и в самом негритянском движении. Лидерами "воинственных" негритянских националистов была разработана концепция "единого фронта черных". Первый подобного рода "единый фронт черных" был создан в Вашингтоне С. Кармайклом. Вскоре эта форма организации распространилась по всей стране. Широкой и пестрой социальной базой таких "фронтов" распоряжалось коллективное руководство, в которое входили, как правило, негритянские лидеры различной классовой ориентации: от умеренно-либеральных буржуазных интеграционистов до "воинственных" мелкобуржуазных националистов. Между ними шла ожесточенная борьба по программным и особенно тактическим вопросам. По сути, то была борьба между различными группами черной буржуазии за руководство негритянским освободительным движением, а оппортунизм лидеров черных либералов и склонность националистов к соглашению с властями быстро привели к нейтрализации их воинственного духа.

Их метаморфозу можно проиллюстрировать на примере "Объединенных братьев" (название "единого фронта черных" в Ньюарке). Возникнув в разгар событий 1967 г. и претендуя на роль руководителя повстанцев, "Объединенные братья" во главе с Л. Джонсом, известным негритянским поэтом и драматургом, идеологом негритянского национализма, уже в 1968 г. встали на путь энергичной помощи полиции в деле предотвращения и подавления негритянских выступлений. Они заявляли, что ответственность за них несут белые радикалы, подстрекавшие черных к таким выступлениям67 . Перерождение "единых фронтов черных" убедительно свидетельствует о том, что массовые объединения демократических сил без активного участия рабочего класса обречены в своей борьбе на поражение. Этот урок, однако, пока не усвоен многими негритянскими лидерами, претендующими на ведущую и даже "революционную" роль в современном негритянском освободительном движении и одновременно отрицающими революционные возможности рабочего класса США.

В ходе бунтов негритянская городская беднота приобрела в лице определенных групп негритянской трудовой интеллигенции и студенчества союзников и идеологов. Эти весьма широкие массы негров в тот период вышли из-под контроля либеральных интеграционистов. События 1960-х годов явились естественной формой стихийной радикализации современного негритянского движения в США, пробудившей к активной борьбе новые слои негритянского населения, новые организации и породившей


65 S. F. Yette. Op. cit.; pp. 223 - 225.

66 "Facts on File 1969", p. 821.

67 R. L. Allen. Op. cit., p. 136.

стр. 135


новые программы и способы борьбы. Они усилили противоборство между различными течениями и направлениями этого движения. Но вместе с тем нельзя забывать, что эти выступления принесли человеческие жертвы, разрушения материальных и культурных ценностей, длительное бездействие ряда предприятий на территории негритянских гетто, в результате чего множество рабочих и служащих остались без работы и средств к существованию, а значительная часть негритянских детей - без школ (в одном только Детройте после восстания 1967 г. насчитывалось более 3500 таких детей). В Ньюарке после волнений 1967 г. половина мелких предприятий и четверть крупных бездействовали несколько месяцев68 . А в Уоттсе за два года после волнений было восстановлено лишь 3 из 40 разрушенных предприятий69 . Все это резко снизило возможности трудоустройства негров в гетто. Если в период восстаний уровень безработицы составлял в среднем 7,6%, то в 1970 г. - 8,2%70 . Профсоюз работников отелей и ресторанов, а также бармены Детройта заявили, что потери в заработной плате их рабочих и служащих в результате волнений равны 3 млн. долларов71 .

Негритянские волнения 1960-х годов, особенно лозунг "черной власти", побудили к переходу значительной части белых центристов, занимавших промежуточные позиции между расистами и интеграционистами, в лагерь сегрегационистов (это явление получило название "белого бумеранга"). Согласно данным Института Харриса по изучению общественного мнения, в США продолжают расти ряды белых обывателей, охваченных страхом перед "расовыми беспорядками". Например, в 1967 г. признались в этом чувстве 43% опрошенных, в 1970 г. - 52%72 . Негритянские мятежи в определенной степени открыли также дорогу реакционной идеологии и движению "черного капитализма", в котором часть правящих кругов США и "умеренных" негритянских лидеров увидела рычаг для слома боевого духа негритянских масс и отводной канал для энергии "воинственных" лидеров негров.

Анализ негритянских выступлений 1960-х годов раскрывает, таким образом, двойственную природу этого явления, представляющего собой своеобразное слияние в единой насильственной форме борьбы двух различных по своей классовой сути движений: во-первых, стихийного протеста беднейших масс негритянского городского населения против катастрофического ухудшения условий их жизни и, во-вторых, внутриклассовой борьбы новых националистических групп негритянской городской буржуазии, с одной стороны, со "старой гвардией" черной буржуазии, с другой - с оперирующей в негритянских гетто американских городов белой немонополистической буржуазией за рынки сбыта, рабочую силу и сферы предпринимательства в "черных гетто", за руководство негритянским освободительным движением и за место "под крылом" монополистического капитала США. Эта двойственная природа движения определила и двойственный подход к нему со стороны правящих кругов США, сочетающих репрессии в отношении негритянских масс с подачками лидерам националистической черной буржуазии в плане развития "черного капитализма", а также противоречивый характер результатов и последствий этих "взрывов" в гетто. Выступления негров продемонстрировали новые тенденции и явления, сильные и слабые стороны негритянского освободительного движения: его значительно возросшие революционные потенции, а также объективные и субъективные факторы, которые не позволяют ему выйти из рамок пока что реформистского в целом движения.

Стихийно начавшиеся, но превратившиеся затем в орудие узкоклассовой борьбы некоторых групп негритянских буржуазных националистов и ставшие по их вине "игрой в восстание", волнения в гетто кое-где отбросили негритянское освободительное движение назад. Они содействовали распаду организованного массового интеграционистского движения, в определенной степени соответствовавшего закономерностям развития американской нации и классовой борьбы в США. Однако усиление в ходе выступлений 1960-х годов классового антагонизма среди негритянского населения в его освободительном движении подготавливает параллельно почву для качественных изменений


68 "U S. News and World Report", September 4, 1967, pp. 28, 29.

69 Ibid., p. 29.

70 "The Social and Economic Status of Negroes in the United States, 1970". "Current Population Reports", Ser. P/23, N 38. Washington. 1971, p. 48.

71 "U. S. News and World Report", August 14, 1967, p. 45.

72 "Facts on File 1970", p. 519.

стр. 136


в расстановке его сил, руководстве, программах, целях и характере, то есть, в конечном счете, для перехода этого движения на новую, более высокую ступень развития.

7. Позиция коммунистов США

Американские коммунисты уделяют большое внимание "расовой проблеме" в США, особенно вопросам, связанным с развитием негритянского освободительного движения. В резолюции XVI съезда партии (1957 г.), в частности, говорилось: "В задачу коммунистов... не входит навязывание негритянскому народу новых форм борьбы и тактики, чуждых его историческому развитию. Задачей... коммунистов скорее является оказание ему безоговорочной поддержки и активное участие в осуществлении всех тех программ и методов борьбы, которые ныне охватывают и вовлекают в движение подавляющее большинство негритянского народа"73 . По мере того, как антирасистская борьба негров принимала все более активные формы, американские коммунисты придавали все более важное значение вопросу об отношении компартии к негритянскому движению. При этом КП США проводила различие между идеологическими формами и реальным социально-политическим содержанием негритянского движения.

Особую значимость в 1960-е годы стал приобретать вопрос о формах и методах освободительной борьбы американских негров, о соотношении ненасильственных и насильственных действий. Один из секретарей Национального комитета партии, Х. Лумер, еще в 1960 г. подчеркивал, что "коммунисты не проповедуют насилие, хотя они и не избегают его"74 . В период негритянских выступлений в гетто коммунисты США продемонстрировали верность своей принципиальной позиции по негритянскому вопросу. Прежде всего, они оказывали действенную помощь населению "черных гетто", организуя кампании по обеспечению восставших продовольствием и предметами первой необходимости, широко освещая события в гетто на страницах коммунистической прессы, мобилизуя левые силы страны на поддержку борющихся обитателей трущоб, разоблачая провокационную ложь буржуазной прессы, радио и телевидения. Коммунисты, опираясь на факты, доказывали, что, как правило, эти стихийные восстания в гетто провоцировала полиция, что сообщения о "негритянских снайперах" умышленно преувеличивались буржуазными газетами, радио и телевидением75 . Фальшивыми были и сведения о том, что негритянские вооруженные выступления носили исключительно расовый характер.

На страницах прогрессивной американской печати коммунисты выступали в защиту прав угнетенного черного населения. Г. Аптекер, директор Американского института марксистских исследований, посвятил ряд статей восстанию 1965 г. в Уоттсе76 . В выступлениях видных деятелей КП США восстание негров в Детройте в 1967 г. характеризовалось как "восстание бедноты". Г. Холл писал: "Массовые действия не были битвой между неграми и белыми"77 . Коммунисты неоднократно подчеркивали, что "черные бунты" в гетто являлись "войной между богатыми и бедными, между угнетателями и угнетенными"78 . Г. Уинстон отмечал, что мировой революционный процесс, победоносные антиколониальные национально- освободительные движения в Африке, Азии и Латинской Америке воодушевили негров США на решительную битву за свободу, одной из форм которой явились стихийные восстания в "черных гетто"79 . Руководство КП США констатировало, что имели место "некоторые положительные результаты этих воинственных действий" негритянского населения; что они "показали всей стране и всему миру остроту кризиса в гетто". Важнейшим положительным результатом негритянских выступлений был резкий рост политической активности черного населения и его борьбы за пропорциональное представительство в органах местного управления80 .


73 "Proceedings, 16-th National Convention, Communist Party, USA". N. Y. 1957, pp. 302 - 303.

74 "Political Affairs", April 1960, pp. 3 - 4.

75 "Political Affairs", October 1965, pp. 8 - 14.

76 "Political Affairs", October, November 1965.

77 G. Hall. The Roots of Negro Oppression. "Political Affairs", October, 1967, p. 1.

78 "Political Affairs", October 1965, p. 21.

79 H. Winston. Unity and Militancy for Freedom and Equality, pp. 2, 4.

80 Ibid., pp. 5 - 6.

стр. 137


Таким образом, американские коммунисты не только проявляли сочувствие и оказывали поддержку восставшим массам негритянского населения, но и сообщали американскому народу правдивую информацию о событиях в гетто и причинах возмущения, отстаивали право угнетенных использовать различные формы и методы борьбы за свое освобождение. При этом коммунисты постоянно подчеркивали, что единственно верной стратегической линией борьбы негритянского населения является курс на его боевой союз с рабочим классом и всеми демократическими силами страны. Одновременно Коммунистическая партия категорически отвергла курс на организацию новых выступлений в гетто как авантюристический. "Вооруженные восстания будут обречены на провал, если черное население будет предпринимать их лишь собственными силами, как бы смело оно ни действовало. Поэтому мы отвергаем организацию вооруженных восстаний в черных гетто в настоящее время, - заявлял Г. Уинстон. - Мы считаем, что заговорщическая, террористическая деятельность, не опирающаяся на программу борьбы за улучшение условий жизни масс и не получающая поддержки со стороны народа, является авантюристической, провокационной и политически безответственной деятельностью, которая влечет за собой репрессии в отношении черного народа. Поэтому такая деятельность должна быть отвергнута"81 .

Коммунисты США подвергают критике действия тех негритянских националистов, которые механически копируют формы и методы борьбы колониальных народов против империалистов. К. Лайтфут осудил бывших лидеров Студенческого координационного комитета С. Кармайкла и Р. Брауна, которые свели свою деятельность к "оголтелым призывам взяться за оружие как единственное стоящее средство борьбы" и начали в США и за рубежом пропагандировать идею партизанской войны. Разъясняя позицию Компартии США, К. Лайтфут писал, что американские коммунисты признают необходимость вооруженной борьбы негров как одного из методов обороны, но отвергают на данной стадии развития негритянского движения вооруженную борьбу как метод наступательных действий82 .

Период насильственных выступлений населения "черных гетто" (1964 - 1969 гг.) подвергается анализу и в новой программе КП США. В ней подчеркивается, что "взрывы" в гетто явились одним из звеньев в общей цепи движений протеста 60-х годов, одним из проявлений "духа мятежа", охватившего страну и выразившегося в различных социальных сферах по-разному83 . Новая программа КП США четко формулирует отношение коммунистов к насильственным формам борьбы. Там говорится: "Мы, коммунисты, не относимся к числу пацифистов. Не являемся мы и террористами. Мы рассматриваем насилие с классовой точки зрения. Исходя из этой точки зрения, мы усматриваем в отказе от насильственных действий тактику борьбы, применяемую при определенных обстоятельствах. Но мы не придерживаемся этой тактики как принципа или философского учения. До тех пор, пока расисты, будь то в штатском или полицейской форме, сохраняют возможность безнаказанно избивать и убивать, борьба черного народа в собственную защиту будет не только его правом, но и обязанностью. Все белые, и белые коммунисты особенно, должны плечом к плечу встать рядом со своими чернокожими братьями, применяя те средства защиты для противодействия таким проявлениям насилия, которые будут необходимы. Самозащита должна сочетаться с проведением широких разъяснительных и организационных кампаний в белых кварталах для разоблачения подлинной сути полицейских насилий и репрессий, которым подвергается черное население, для убеждения белых в необходимости совместной борьбы"84 . При этом особое внимание уделяется борьбе за единство рабочего класса и угнетенных негров. "Без движущей силы союза рабочего класса и чернокожего народа действительно глубокий прогресс невозможен"85 . Исторический опыт свидетельствует, что мало отменить юридическое неравенство черных и белых. Надо еще покончить и с их фактическим неравенством.


81 Ibid., p. 5.

82 См. К. Лайтфут. Указ соч., стр. 101.

83 "Новая программа КП США", стр. 70, 78, 85.

84 Там же, стр. 82.

85 Там же, стр. 71.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕГРИТЯНСКИЕ-ВЫСТУПЛЕНИЯ-1960-х-ГОДОВ-В-США

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. П. КОРОЛЕВА, НЕГРИТЯНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 1960-х ГОДОВ В США // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 05.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕГРИТЯНСКИЕ-ВЫСТУПЛЕНИЯ-1960-х-ГОДОВ-В-США (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. П. КОРОЛЕВА:

А. П. КОРОЛЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
4148 просмотров рейтинг
05.04.2017 (2576 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НЕГРИТЯНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ 1960-х ГОДОВ В США
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android