История Норильска не уходит в глубину веков, однако написано о нем, пожалуй, больше, чем об иных древнейших поселениях, и не только популярных краеведческих очерков, но и научных работ1 . Каждая выходящая в свет книга об этом заполярном городе сообщает новые сведения, напоминает о забытых фактах, именах. То же можно сказать и о брошюре В. Лебединского и П. Мельникова2 . В ней приводится немало новых имен, рассказывается о событиях, значение которых для Норильска очень велико. Написанная главным образом на основе материалов последних десятилетий, когда масштабы индустриального освоения Таймыра небывало увеличились, работа В. Лебединского и П. Мельникова содержит в то же время сведения о предыстории Норильска, о первых планомерных исследованиях местных месторождений полезных ископаемых (1919 - 1935 гг.), о возникновении и становлении горно-металлургического комбината и города (1935 - 1953 гг.).
Однако в освещении событий первого периода освоения сибирского Севера брошюра не всегда точна. Вот несколько примеров.
"Неутомимая энергия и оптимизм Бегичева делали чудеса. Никифор Алексеевич спас от смерти экспедицию А. И. Вилькицкого: снял и вывез людей с судов "Таймыр" и "Вайгач", попавших в беду. Он же помог геологу Н. Н. Урванцеву добраться до Норильских гор. Бегичев, не страшась таймырских ураганов, пустился на поиски пропавших норвежских моряков со шхуны Амундсена "Мод", добрался до Диксона и в безмолвных льдах обнаружил останки Тессема и Кнудсена". Так излагают события авторы (стр. 4). Между тем известно, что два судна экспедиции под начальством Б. А. (а не А. И., как утверждается в брошюре) Вилькицкого зазимовали у северо-западных берегов Таймыра. Оттуда часть экипажа с помощью моряков поискового судна "Эклипс" (а не Бегичева) переправилась к концу апреля 1915 г. к месту зимовки "Эклипса" у мыса Вильда, проделав путь в 270 километров. Н. А. Бегичев же, прибыв к ним 22 июня, повел их дальше и в августе доставил моряков к устью Тареи, откуда они самостоятельно добрались до Гольчихи, а Никифор Алексеевич возвратился к "Таймыру" и "Вайгачу" на случай эвакуации остальных участников экспедиции3 . Неточно изложен и факт обнаружения останков Тессема и Кнудсена. Их поиском в 1921 г. занималась экспедиция в составе капитана шхуны "Хеймен" Якобсена, переводчика Карлсена (норвежцы) и Н. А. Бегичева. Они нашли останки
1 Н. Н. Урванцев. Работы 1919 г. в низовьях р. Енисея и Норильском районе. "Известия" Сибирского отделения Геологического комитета. Т. 1, вып. 6. Томск. 1921; его же. Предварительный отчет о работах Норильской экспедиции 1920 г. "Горноразведочное дело Сибири". Томск. 1921, N 1; его же. Норильский каменноугольный район. "Известия" Сибирского отделения Геологического комитета. Т. 2, вып. 1. Томск. 1921; его же. Разведка Норильского медно-никелевого месторождения. "Известия" Геологического комитета. Т. 44, N 2. Томск. 1925; его же. Норильское угольное месторождение. "Поверхность и недра", 1928, N 3 - 5; его же. Маршрутное исследование р. Хантайки летом 1927 г. "Известия" Геологического комитета. Т. 23, N 8. Томск. 1929; его же. Норильск (История открытия и освоения медно-никелевых руд Сибирского Севера). М. 1969; Е. Рябчиков. Северное сияние. М. 1946; его же. Пламя над Арктикой. М. 1959; С. Щеглов, А. Бондарев. Город Норильск. Красноярск. 1958, и др.
2 В. Лебединский, П. Мельников. Звезда Заполярья. М. Профиздат. 1971. 112 стр. Тираж 35000. Цена 20 коп.
3 "История открытия и освоения Северного морского пути". Т. 2. Л. 1962, стр. 604, 618 - 621.
стр. 199
Кнудсена. В августе следующего года геологическая экспедиция Н. Н. Урванцева обнаружила скелет Тессема (первым его увидел Н. А. Бегичев)4 . Что касается помощи, оказанной, по утверждению авторов, Бегичевым Н. Н. Урванцеву в его первой норильской экспедиции, то от самого Урванцева известно, что проводником был пастух-нганасанин И. М. Манто5 .
Авторы брошюры утверждают, что в 1931 г. экспедиция "Цветметзолота" открыла месторождение угля у подножия Караелаха (стр. 6). Между тем еще за десять лет до этого Н. Н. Урванцев дал описание двух угольных месторождений в той же точке (Еловый Камень, в бассейне реки Валек), исследовал их мощность, условия залегания и химический состав ископаемых6 .
"В 1936 году геологи А. Е. Воронцов и А. Н. Розанов, - уверяют авторы, - обнаруживают... рудное месторождение Медвежий ручей" (стр. 6). Но ведь это месторождение (одно из крупнейших в Норильске) значилось на геологической карте, составленной Н. Н. Урванцевым в 1927 г. и изданной Главным разведывательным объединением ВСНХ в 1931 году!
Далее в брошюре говорится: "Осенью 1930 года при бурении первой же скважины в верховьях ручья Угольный, между горами Шмидта и Рудной, он (геолог А. Е. Воронцов. - С. Щ.)обнаружил рудную залежь толщиной 15 метров" (стр. 8). Но еще в 1921 г. Н. Н. Урванцев сообщил, что его экспедиция нашла на горе Рудной выходы сплошных сульфидных руд с содержанием 1,05% никеля и 1,47% меди7 . А в отчете о деятельности Геологического комитета за 1924 г.8 содержатся сведения о том, что первая буровая скважина на медно-никелевые руды Норильска была заложена в ноябре 1923 г. Н. Н. Урванцевым. Одновременно на горе Рудной заложили первую (разведочную) штольню. Из нее в 1924 г. добыли 40400 пудов руды и тысячу пудов руды доставили в Ленинград. Половину для исследования на обогатимость взял институт "Механобр", другую испытала на плавкость горно- металлургическая лаборатория Ленинградского горного института9 . Экспедиция Геологического комитета под руководством П. С. Алилуева подтвердила промышленную ценность месторождения норильских руд, установленную еще в 1921 г., когда были подсчитаны и обнародованы первые их запасы. Тогда же были определены и запасы угля10 . Таким образом, вывод авторов, что собранный до 1930 г. материал "еще не давал оснований для постановки в правительстве вопроса о промышленном освоении Таймырского полуострова" (стр. 8), неверен.
Авторы ошибочно определяют и время (1931 г.) начальных изысканий на трассе будущей железной дороги Дудинка - Норильск (стр. 11). В действительности впервые они были предприняты Н. Н. Урванцевым в 1920 году11 .
Расхождения с источниками в популярной работе так же недопустимы, как и в научной. Если же у авторов в результате проведенных ими изысканий складывается собственное мнение по тому или иному вопросу, его следует аргументировать. К сожалению, В. Лебединский и П. Мельников не делают этого.
4 "История открытия и освоения Северного морского пути". Т. 3. Л. 1959, стр. 157 - 160.
5 Н. Н. Урванцев. Замечания к книге В. Лебединского и П. Мельникова "Звезда Заполярья". Машинопись. 1972. Архив автора.
6 Н. Н. Урванцев. Норильский каменноугольный район.
7 Там же.
8 Н. Н. Урванцев. Разведка Норильского медно-никелевого месторождения.
9 "История открытия и освоения Северного морского пути". Т. 3, стр. 149.
10 "Горноразведочное дело Сибири", 1921, N 1, стр. 63 - 65.
11 "История открытия и освоения Северного морского пути". Т. 3, стр. 147 - 148.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |