Libmonster ID: RU-10149
Автор(ы) публикации: И. БАШМАКОВ

И. БАШМАКОВ, кандидат экономических наук, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), лауреат Нобелевской премии мира 2007 г. в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)

Масштабные изменения климата на нашей планете уже очевидны. В Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) была поставлена задача стабилизировать концентрацию парниковых газов (ПГ) в атмосфере на уровне, позволяющем предотвратить опасное изменение климата (среднее повышение температуры более чем на 2°С). Для этого необходимо ограничить рост концентрации парниковых газов до 550 частей/млн. Несмотря на масштабные действия в сфере контроля за выбросами ПГ в последние годы, согласно данным Четвертого оценочного доклада МГЭИК, при сохранении существующей политики смягчения последствий изменения климата глобальные выбросы ПГ будут возрастать в течение нескольких десятилетий1. Для стабилизации концентрации ПГ на уровне около 550 частей/млн объемы выбросов должны достичь пика не позднее 2050 г., после чего начать сокращаться.

Все больше правительств и экспертов развитых стран серьезно рассматривают возможность существенно сократить выбросы к середине XXI в. и приходят к выводу, что это реально не только технически, но и экономически2. Европейский союз уже принял решение снизить выбросы к 2020 г. на 20% от уровня 1990 г. Руководители государств "большой восьмерки" на встрече в Японии в июле 2008 г. и в Италии в 2009 г. отметили, что они (совместно с другими странами, подписавшими РКИК) стремятся сократить выбросы ПГ не менее чем на 50% к 2050 г. Кроме того, все члены "восьмерки" должны сформулировать

1 Summary for Policymakers // Climate Change 2007: Mitigation. Contribution of Working Group III to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change / IPCC, B. Metz et al. (eds.). Cambridge, UK; N.Y.: Cambridge University Press, 2007.

2 Energy Technology Perspectives 2006. Scenarios and Strategies to 2050 / OECD/IEA, 2006.

стр. 107
и выполнить среднесрочные задачи, соответствующие масштабам их собственных экономик, чтобы остановить увеличение и обеспечить абсолютное сокращение выбросов ПГ.

Что эти договоренности означают для России? Может ли она сократить эмиссию на 50%? От какой отметки отсчитывать такое сокращение: от показателя выбросов 1990 г. или от уровня "базовой линии"? Что последняя означает для России до 2050 г.? Должна ли наша страна сократить выбросы на 50% от показателя 2007 г., имея в виду, что они составили только 66% от уровня 1990 г., тогда как в Европейском союзе - 104%, в США - 119, в Великобритании - 95, а в Японии - 112%? В России задача снижения выбросов на 20 и даже 30% уже решена, но еще не решена задача нейтрализации роста эмиссии. Как трактовать положение о масштабе экономики? Может ли наша страна в ближайшие годы добиться абсолютного сокращения выбросов ПГ или какое-то время они еще будут расти? Какой может быть "цена" такого сокращения? Как повлиял кризис на перспективы выбросов ПГ?

Ответы на эти и подобные вопросы не очевидны, но их надо знать, особенно накануне очередного раунда переговоров по посткиотским соглашениям в Копенгагене в декабре 2009 г. Из-за необходимости учитывать огромное число взаимодействующих факторов в очень больших и сложных системах "ресурсы-технологии-экономика-энергетика-экология-общество", распределенных как в пространстве, так и во времени, подобный анализ за рубежом, как правило, проводится на очень больших и сложных математических моделях. Часть из них имеет горизонт до конца XXI в. По мере накопления знаний эти модели постоянно совершенствуются и усложняются.

В сфере таких исследований Россия значительно отстала, что затрудняет формирование ее позиции на переговорах как по посткиотским соглашениям об ограничении выбросов ПГ, так и по вопросам о возможности существенно снизить их объем в период до 2050 г. и далее. Большинство российских специалистов больше заняты комментированием, обсуждением и популяризацией результатов работ зарубежных коллег, а не самостоятельным анализом возможных траекторий эмиссии ПГ в России. В нашей стране только три исследовательские группы детально анализируют перспективы развития отечественной энергетики и динамики энергопотребления до 2030 - 2050 гг. с помощью математических моделей: ЦЭНЭФ, располагающий специализированной моделью для оценки выбросов ПГ для многих секторов российской экономики, а также аналитические системы ИНП РАН и Института энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, которые, помимо прочего, дают обобщенные оценки динамики выбросов отдельных видов ПГ. Отметим, что в работах двух последних организаций прогнозы потребления приводятся в агрегированном виде без детальной разбивки по секторам экономики.

В 2008 г. по заказу Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) и Минэнерго России ЦЭНЭФ сформировал 21 сценарий и сделал прогнозные расчеты динамики выбросов

стр. 108
ПГ до 2050 г.3 По требованию заказчиков расчеты опирались преимущественно на параметры развития экономики России, определенные в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (КДР-2020). В ней принято, что цены на нефть до 2030 г. не опустятся ниже 75 долл./барр., а мировая экономика будет расти на 3,6 - 4,5% в год4. В нескольких работах мы предсказывали как снижение цен на нефть, так и спад мировой экономики5, а также рассматривали последствия этих событий для экономики России6. Прогнозные оценки МЭР на период до 2020 г. и далее экстраполировали сложившиеся в 2000 - 2007 гг. темпы роста. Два первых нефтяных шока середины 1970-х и начала 1980-х годов существенно скорректировали оценки развития глобальной экономики. Аналогичные последствия будет иметь и текущий кризис, что требует корректировки оценок выбросов ПГ в соответствии с пересмотренными параметрами развития экономики России в 2009 - 2011 гг. и характеристиками посткризисного периода.

Модель ENERGYBAL-GEM

В данной статье представлены результаты оценок, полученных на разработанной автором модели ENERGYBAL-GEM. Она основана на концепции единого топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ) страны и используется для имитации различных сценариев развития экономики и энергетики России. ЕТЭБ позволяет получать оценки сбалансированного спроса на электрическую и тепловую энергию и на топливо, учитывать технический прогресс в процессах производства и потребления энергии, а также оценить соответствующую им эмиссию трех ПГ (CO2, N2O и CH4) по каждому виду топлива, потребляемому в этих секторах.

Модель имитационная, имеет годовой шаг и охватывает горизонт в полвека: отчетные данные за 2000 - 2008 гг. и прогнозные за 2009 - 2050 гг. По мере поступления новых отчетных данных ее параметры уточняются. Последняя корректировка модели сделана в мае 2009 г. Модель является открытой, что позволяет связывать ее с другими моделями и при необходимости использовать как элемент более широкого модельного комплекса, включая: долгосрочные модели развития экономики, роста добычи топлива; модели развития, модернизации и повышения энергоэффективности в разных секторах экономики; развития отдельных отраслей ТЭК (АЭС, ГЭС, НВИЭ7 и др.).

Источники и коэффициенты эмиссии ПГ от энергетических отраслей определены согласно "Руководящим принципам национальных инвентаризаций парниковых газов" (МГЭИК, 2006 г.). Энергетические отрасли по методике МГЭИК включают: разведку и добычу первичных энергетических ресурсов; их преобразование, передачу, распределение и конечное потребление; стационарное и мобильное использование топлива. В версии модели ENERGYBAL-GEM 2009 г. выделен 41 сектор использования топлива, включая производство 25 видов энергоемкой промышленной продукции.

Все сценарные переменные модели можно разделить на две группы. Первая отражает рамочные условия изменения экономики: показатели экономического роста,

3 См. подробнее: Башмаков И. А. Низкоуглеродная Россия: 2050 год / ЦЭНЭФ. М., 2009.

4 О сценариях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу: Записка / МЭР. 2008, июль.

5 Башмаков И. Что будет с ценами на нефть? // Мировая энергетика. 2005. N 10; Башмаков И. Цены на нефть: пределы роста и глубины падения // Вопросы экономики. 2006. N 3; Bashmakov I. Three Laws of Energy Transitions // Energy Policy. 2007. July.

6 Башмаков И. Кризис нехватки мощностей // Ведомости. 2008. 30 окт.

7 Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

стр. 109
численности населения, объемов выпуска важнейшей продукции, жилищного строительства, инфляции и др. Вторая включает специальные параметры политики контроля выбросов ПГ: индикаторы технического прогресса по повышению эффективности использования энергии в процессах ее преобразования и конечного использования; цены на энергоносители и стоимость CO2; производство электроэнергии и тепла на АЭС, ГЭС, НВИЭ; производство биотоплива; снижение потерь природного газа, доли попутного газа, сжигаемого в факелах; рост доли утилизации шахтного метана; улавливание и захоронение углерода от электростанций.

Разработка сценариев прогноза

Выбросы ПГ, порождаемые сжиганием топлива, техническими утечками и выбросами метана, зависят от множества факторов. В данной работе для анализа воздействия кризиса на динамику выбросов было подготовлено шесть сценариев. Важно, чтобы они были внутренне непротиворечивыми. Анализ результатов расчетов по каждому сценарию позволяет понять степень их соответствия исходным допущениям и получить представление об их совместимости и противоречивости. Вероятность реализации того или иного сценария оценивалась по трем критериям: достаточность ресурсной базы добычи нефти, газа и угля; динамика цен на энергоносители и обеспечение экономической доступности энергии; возможное изменение положения России на глобальных рынках энергоресурсов. На основе анализа российских публикаций и прогнозов МЭР были сформированы диапазоны изменения важнейших сценарных переменных: динамика населения, рост ВВП, добыча нефти, газа и угля, производство электроэнергии и тепла на АЭС, ГЭС, темпы технологического повышения энергоэффективности и развития НВИЭ с оценкой вероятности их реализации.

Для оценки воздействия кризиса на уровень и динамику выбросов ПГ рассмотрены сценарии "инновационный МЭР", "инновационный МЭР + кризис1" (по оценке развития кризиса, данной МЭР в феврале 2009 г.) и "инновационный МЭР + кризис2" (по нашей оценке развития кризиса на начало июня 2009 г.). В последних двух сценариях параметры заданы с учетом их корректировки на кризис. Пессимизм в определении параметров как глубины кризиса, так и возможного выхода из него в первой половине 2009 г. усиливался по мере появления новых данных о развитии экономики8. В этот период ВВП снизился на 10,4%. Сохранение сложившихся тенденций привело бы к падению ВВП в целом за год на 7 - 8%. Оценки на 2010 г. варьируют от нулевого роста ВВП до прироста на 3%.

Возможны две модели выхода из кризиса: "отскок" - быстрое возвращение к параметрам докризисного развития (однако без перегрева и пузырей) в 2011 г. и выход на докризисный уровень

8 В апреле 2009 г. ОЭСР и МВФ, а в мае - Всемирный банк дали прогнозы снижения ВВП России на 5,6 - 6% в 2009 г. с последующим медленным выходом из кризиса (Новые известия. 2009. 24 аир.; Bloomberg.com. 2009. 18 мая). МЭР рассматривает возможность сокращения ВВП на 6 - 7,4% (RBC.ru. 2009. 18 мая). Goldman Sachs в апреле оценил падение ВВП России на 5,5% с возможностью быстрого "отскока" и увеличения на 2,8% в 2010 г. (Коммерсантъ. 2009. 13 аир.).

стр. 110
производства уже в 2012 г. и "всплытие" - медленный депрессионный переход от фазы кризиса к фазе подъема с выходом на докризисный уровень производства не раньше 2014 г. В обоих случаях до 2012 - 2014 гг. рост будет преимущественно "восстановительным" за счет большей загрузки производственных мощностей, а не нового строительства. Для последующих лет в этих сценариях использованы основные параметры сценариев КДР-2020 до 2020 - 2030 гг. с соответствующим сдвигом во времени.

КДР-2020 не содержит оценок после 2030 г. До 2050 г. прогнозы экономического роста продлены следующим образом: "Инновационный" - после 2030 г. прогноз "инновационный ЦЭНЭФ" (см. рис. 1); "Энергосырьевой" - после 2020 г. прогноз "инновационный ЦЭНЭФ"; "Инерционный" - после 2020 г. прогноз Goldman Sachs9.

Рис. 1

Прогнозы добычи нефти и газа, производства электроэнергии и тепла на АЭС, ГЭС и возобновляемых источниках рассматривались в четырех вариантах: нижняя граница менее вероятной зоны; нижняя граница более вероятной зоны; верхняя граница более вероятной зоны; верхняя граница менее вероятной зоны (см. рис. 2 и 3). Согласно последнему - "кризисному" - прогнозу МЭР, ожидается, что в 2009 - 2011 гг. добыча нефти будет снижаться, а добыча природного газа после падения в 2009 - 2010 гг. несколько вырастет в 2011 г. Однако по более поздним оценкам "Газпрома", добыча газа вплоть до 2013 - 2014 гг. может быть ниже 90% уровня 2008 г.10 В расчетах, проведенных на нашей модели, прогнозы добычи нефти и газа по "инновационному" сценарию КДР-2020 сдвигаются во времени на пять-семь лет.

9 Подробнее о прогнозах роста экономики России до 2050 г. см.: Башмаков И. Россия-2050 // Вопросы экономики. 2008. N 8.

10 Коммерсантъ. 2009. 10 аир.

стр. 111
Прогнозы добычи нефти (тыс. т)

Рис. 2

Прогнозы добычи природного газа (млн куб. м)

Рис. 3

Высокие уровни добычи использованы в сценариях "инновационный МЭР" и "инновационный МЭР + кризис1". Следует отметить, что для них добыча обеспечена вероятными запасами нефти только на 36%, а природного газа - на 73%. Предполагается, что добыча газа выйдет на уровень 815 млрд. куб. м к 2020 г. и затем стабилизируется. По этому сценарию она обеспечена вероятными запасами на 92%. Без открытия новых крупных месторождений к 2050 г. добыча

стр. 112
нефти на уже имеющихся месторождениях практически сойдет на нет, а газа - существенно сократится.

Показатели автономного (от динамики цен) технического прогресса в повышении энергоэффективности приняты в двух вариантах: базовый и высокий - для сценария "мягкий путь"11. Для прогноза этих индикаторов создана система вспомогательных моделей, определяющих динамику параметров энергоемкости в электро- и теплоэнергетике, промышленности, на транспорте, в секторе услуг и жилищной сфере.

В "инновационном" сценарии цены на энергоносители соответствуют прогнозу МЭР до 2030 г. и затем экстраполируются на основе допущения, что темпы роста цен на все энергоносители совпадают с темпом инфляции. В сценарии "углерод под землю" с 2012 г. введена цена за углерод, которая равномерно растет к 2030 г. до 50 евро/т CO2 с сохранением этого уровня, скорректированного на инфляцию, до 2050 г. В этом же сценарии используются все меры контроля за эмиссией метана: снижение потерь газа и объема его сжигания в факелах, активное извлечение и использование шахтного метана; высокий вариант производства жидкого биотоплива (преимущественно из древесины); улавливание ПГ на электростанциях и захоронение их под землей или под водой.

Анализ результатов имитации шести сценариев на модели ENEGRYBAL-GEM позволяет очертить наиболее вероятные зоны изменения эмиссии ПГ (см. рис. 4), а также оценить ее динамику:

- до 2012 г. и степень выполнения Россией обязательств по Киотскому протоколу в 2008 - 2012 гг.;

- в 2013 - 2020 гг. для определения позиции РФ на переговорах о заключении нового международного соглашения по ограничению выбросов ПГ после истечения срока действия Киотского протокола;

Траектории выбросов трех видов ПГ в 2000 - 2050 гг. для шести сценариев (млн т экв. CO2)

Рис. 4

11 См. подробнее: Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды // Вопросы экономики. 2009. N 2; Bashmakov I. Resource of Energy Efficiency in Russia: Scale, Costs and Benefits // Energy Efficiency. 2009. Special Issue.

стр. 113
- до 2050 г. и перспективы построения в России низкоуглеродного общества, эффективность мер государственной политики по ограничению эмиссии ПГ.

Выполнение обязательств по Киотскому протоколу

В 2007 г. ВВП России превысил уровень 1990 г., однако выбросы парниковых газов, порожденные энергетикой, составили только 66% от уровня 1990 г.12 За 17 лет Россия на 34% снизила как сами выбросы ПГ, так и удельные выбросы на единицу ВВП! Заметим, что за эти годы ни Европейскому союзу (без новых членов), ни США, Японии или Китаю не удалось снизить выбросы ПГ. (ЕС только поставил задачу их снижения на 20% к 2020 г.) Накопленное Россией снижение эмиссии (от энергетики) в 1991 - 2007 гг. (по данным российского кадастра ПГ) составило 15 млрд. т экв. CO2, или более половины годовой глобальной эмиссии в 2006 г. По масштабам снижения эмиссии Россия является мировым лидером.

В 1998 - 2008 гг. при росте ВВП на 94% выбросы ПГ, порожденные энергетикой, увеличились в России только на 12%13. Таким образом, даже без проведения специальной политики по контролю за выбросами ПГ практически разорвана связь между развитием российской экономики и ростом выбросов ПГ. При более пропорциональном и спокойном функционировании национального хозяйства в 2006 - 2008 гг., отсутствии перегрева и пузырей эмиссия могла бы вообще не вырасти. Это очень важные аргументы как в ходе переговоров по посткиотским обязательствам, так и в дискуссиях о возможностях нашей страны при проведении политики контроля за выбросами ПГ.

Развитие кризиса в России может привести к абсолютному снижению эмиссии ПГ на 8 - 13% в 2009 г. и еще на 0,5 - 1% в 2010 г. К началу переговоров по посткиотским соглашениям в Копенгагене эмиссия ПГ в России будет на 40% ниже уровня 1990 г.

Даже согласно докризисным прогнозам, при самых высоких темпах развития экономики годовая эмиссия ПГ не превысит уровня 1990 г. вплоть до 2019 г., а среднегодовая - до 2026 г.14 Из-за кризиса траектория динамики выбросов и выход на уровень 1990 г. отодвигаются во времени. Согласно первым оценкам глубины кризиса, этот сдвиг составлял 3 - 4 года. Исходя из более реалистичных оценок, сдвиг увеличивается до 10 - 11 лет по сравнению с докризисными оценками. Маловероятно, что в 2012 г. выбросы трех видов ПГ от сектора "энергетика"15 превысят 60 - 70% уровня 1990 г. (без учета кризиса - 76%),

12 Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, unfccc.int/national_reports/annex_i_ghg_inventories/national_inventories_submissions/items/ 4303.php.

13 До 2007 г. по данным кадастра. В 2008 г. при росте ВВП на 8%, по оценкам автора, выбросы ПГ увеличились примерно на 3%.

14 См.: Башмаков И. А. Низкоуглеродная Россия: 2050 год.

15 Согласно методике МГЭИК, он включает сжигание топлива и случайные или намеренные технологические выбросы и утечки парниковых газов в процессах добычи, переработки и доставки ископаемых видов топлива до места их конечного использования.

стр. 114
а эмиссия всех ПГ от всех секторов - 66%. Другими словами, Россия гарантированно и с огромным запасом выполняет свои обязательства по Киотскому протоколу.

Наша страна дорого заплатила за сокращение эмиссии в 1990-е годы. Оно сопровождалось потерями экономического роста в размере не менее 1000 долл. (в ценах середины 1990-х годов) на каждую тонну снижения выбросов CO216. Однако именно благодаря такому сокращению ближайшая задача для России формулируется не как снижение выбросов, а как ограничение их роста с последующей стабилизацией вплоть до 2050 г. Ожидаемое уменьшение эмиссии в 2008 - 2010 гг. обусловлено не только замедлением экономического роста в кризисный период. Залогом такой динамики выбросов станет реализация объявленных правительством "рамочных" мер: повышение реальных цен энергоносителей в соответствии со скорректированным графиком в "инновационном" сценарии МЭР; снижение объема сжигания природного газа в факелах; обеспечение минимальных вариантов прироста выработки электроэнергии на АЭС, ГЭС и НВИЭ; сохранение темпов модернизации энергопотребляющего оборудования на уровне 2000 - 2007 гг.

За 2008 - 2012 гг. сумма накопленных нереализованных квот России на выбросы трех видов ПГ (CO2, CH4 и N2O) только от сектора "энергетика" может составить 5000 - 5500 млн. т экв. CO2, что в 3 раза превысит годовой уровень эмиссии России в 2012 г. и равно 20% мировых выбросов CO2 в 2005 г. Теоретически продажа этих квот по 10 евро/т экв. CO2 могла бы принести 55 млрд. евро. Однако из-за замедления роста экономик стран ОЭСР в 2008 - 2010 гг. спрос и цены на квоты могут упасть. Другими словами, продать их по цене выше трансакционных издержек будет трудно. Можно не продавать квоты или продать только их часть. Нереализованные квоты на выбросы могут служить "подушкой безопасности" для России на период посткиотских обязательств: пункт 13 ст. 3 Киотского протокола разрешает использовать невыбранные квоты в счет обязательств на следующий период (banking).

Посткиотские обязательства

На переговорах по обязательствам на посткиотский период в Копенгагене в декабре 2009 г. Россия должна жестко добиваться сохранения уровня 1990 г. в качестве базового для оценки снижения выбросов и пролонгации действия п. 13 ст. 3 Киотского протокола. Такая линия поведения экономически оправдана, поскольку потери от стратегии контроля за эмиссией за счет ограничения экономического роста существенно выше нынешних цен на "углерод".

На период 2013 - 2017/2020 гг. Россия может гарантированно сохранить такие же обязательства, какие она взяла на себя в рамках Киотского протокола: не превышать средний уровень выбросов 1990 г. Формулировка более жестких обязательств должна звучать несколько

16 Bashmakov I. Costs and Benefits of CO2 Emission Reduction in Russia // Costs, Impacts, and Benefits of CO2 Mitigation / Y. Kaya, N. Nakichenovich, W. Nordhouse, F. Toth (eds.). IIASA, 1993. June

стр. 115
иначе, чем для других стран: "Не снижать выбросы на xx%, а удерживать их на уровне xx% ниже значения 1990 г.". При этом выбросы в нашей стране могут к 2017/2020 гг. даже несколько возрасти. Иными словами, если большинство стран идет к цели "сверху вниз", то Россия может двигаться к ней "снизу вверх". Еще точнее наши пост-киотские обязательства можно сформулировать следующим образом: "Удерживать среднегодовые выбросы в 2013 - 2017/2020 гг. на уровне xx% ниже значения 1990 г. с учетом накопленных в 2008 - 2012 гг. нереализованных квот на выбросы".

Согласно сценарию "инновационный МЭР + кризис2", годовые выбросы трех видов ПГ в России не превысят уровня 1990 г. вплоть до 2031 г., а среднегодовые (Киотский протокол устанавливает ограничения именно на среднегодовые выбросы) - даже за пределами 2050 г. (см. табл.). Средний уровень выбросов составит в 2013 - 2017/2020 гг. по трем видам ПГ 1776 млн. т экв. CO2 (1882 млн. т экв. CO2 в среднем в 2013 - 2020 гг.), что на 34% (30%) ниже уровня 1990 г.

Таблица

Временные рамки выполнения различных вариантов обязательств России по контролю за выбросами ПГ после 2012 г. (три вида ПГ)

Обязательства на посткиотский период

Без "подушки безопасности"

С "подушкой безопасности"

Ограничить среднегодовую эмиссию уровнем 1990 г.

2031 г.

>2050 г.

Удерживать среднегодовую эмиссию ниже уровня 1990 г.

на 5%

2028 г.

>2050 г.

на 10%

2025 г.

2047 г.

на 15%

2023 г.

2041 г.

на 20%

2020 г.

2037 г.

на 25%

2018 г.

2033 г.

на 30%

2016 г.

2030 г.

Источник: расчеты автора.

С использованием механизма "подушки безопасности" Россия может принять на период до 2020 г. одно из пяти обязательств: удерживать среднегодовой уровень эмиссии в 2013 - 2017/2020 гг. на 5% ниже уровня 1990 г., на 10, на 15, на 20 и даже на 25%. Три первых обязательства до 2020 г. можно выполнить и без "подушки безопасности". Это дает России большой запас гибкости на переговорах по посткиотским соглашениям.

Чтобы гарантированно выполнить обязательство удерживать среднегодовой уровень эмиссии в 2013 - 2017/2020 гг. на 25 - 30% ниже уровня 1990 г. только по выбросам в секторе "энергетика", потребуются дополнительные усилия по повышению энергоэффективности и наращиванию выработки электроэнергии на нетопливных станциях. Такое обязательство представляется несколько рискованным, поскольку тогда в возможном третьем периоде ограничений России придется довольно резко снижать выбросы ПГ. Кроме того, даже Европейский союз принимает обязательство снизить их только на 20% к 2020 г.

Таким образом, в переговорном процессе на посткиотский период Россия может взять на себя обязательство удерживать выбросы ПГ на

стр. 116
20% ниже уровня 1990 г., но при условии сохранения действия п. 13 ст. 3 Киотского протокола.

Низкоуглеродная Россия в 2050 году

В докризисных прогнозах зона неопределенности динамики выбросов ПГ до 2050 г. была разделена на четыре сегмента17. Зона для семейства прогнозов - "Дорога Сизифа" - с уровнем эмиссии более 4200 млн. т экв. CO2 на основе сравнительного анализа непротиворечивости допущений и результатов прогнозных расчетов была признана наименее вероятной. Кризис снял последние сомнения в адекватности такой оценки.

В итоге зона неопределенности динамики выбросов до 2050 г. оказалась разделенной на три сегмента (см. рис. 5). Первый сегмент - "зона неопределенности базовой линии" - ограничен траекториями выбросов для сценариев "инновационный МЭР + кризис1" и "инновационный МЭР + кризис2". Поскольку использованный модельный комплекс не содержит всех необходимых формализованных обратных связей, отражающих влияние развития энергетического комплекса на экономический рост, эта зона неопределенности расширяется по мере удаления в будущее. Этому же способствует и повышение неопределенности технологического прогресса, параметров развития мировой экономики и ряда других макроэкономических индикаторов.

Анализ данных прогноза на модели ENEGRYBAL-GEM до 2050 г. по сценариям "инновационный МЭР + кризис" показал, что даже при высоких уровнях добычи природного газа его потребление в России будет расти так быстро, что не позднее 2022 г. чистый экспорт газа из России начнет систематически сокращаться, а в 2048 г.

Три семейства сценариев динамики выбросов ПГ в 2000 - 2050 гг. (млн т экв. CO2)

Рис. 5

17 См.: Башмаков И. А. Низкоуглеродная Россия: 2050 год.

стр. 117
страна станет его чистым импортером (см. рис. 6). Однако в связи с существенным падением экспортных цен на газ капитальные вложения в наращивание его добычи могут быть меньше необходимых, а значит, превращение России в импортера природного газа может произойти еще раньше, несмотря на рост использования угля почти в два раза в 2008 - 2050 гг. В этом же сценарии даже при высоких уровнях добычи нефти ее экспорт "пикирует" вниз после 2020 г., а экспорт нефтепродуктов также сначала заметно падает, и только после 2043 г. немного стабилизируется.

Потребление и экспорт (потенциальный) природного газа в 2000 - 2050 гг. Сценарии "Инновационный МЭР + кризис" (млн куб. м)

Рис. 6

Существенное падение доходов от экспорта нефти и природного газа обусловливает сужение базы для инвестиций, формирование дефицита платежного баланса и госбюджета, что приведет к росту инфляции и ослаблению рубля. Как следствие, потенциальные темпы экономического роста снижаются по сравнению с принятыми в этом сценарии. Вопрос в том, успеет ли Россия до 2020 г. создать инновационную экономику таких масштабов, которые смогут компенсировать падение доходов от нефтегазового сектора. К сожалению, на это может потребоваться больше времени. Расчет на модели RUS-DVA-ECON-2050 показывает, что при заданных в рассматриваемом сценарии уровнях добычи нефти и газа, их потребления и экспорта темпы роста ВВП существенно замедляются. В результате динамика ВВП в 2008 - 2050 гг. характеризуется "инерционным" сценарием. В этом случае эмиссия ПГ вплоть до 2050 г. не превышает уровня 1990 г. даже без применения специальных мер по контролю за ней (см. рис. 4).

Реализацию параметров докризисного сценария "инновационный МЭР" с сохранением исторических (средних за 2000 - 2007 гг.) ограниченных темпов технологического повышения энергоэффективности и развития нетопливной энергетики после 2020 г. следует считать практически невероятной. При таких условиях темпы роста экономики неизбежно падают, а вслед за ними - и потребности в топливе.

Внутреннюю политику цен на газ можно проводить так, чтобы удерживать его чистый экспорт на уровне не менее 100 млрд. куб. м в год вплоть до 2050 г. Предполагается, что цены на электро- и тепловую

стр. 118
энергию растут вслед за ценами на газ с коэффициентом эластичности 0,7. Цены на уголь в этом сценарии растут так же, как цены на газ. Чтобы ограничить внутренний спрос на газ, цены на него придется повышать на 10 - 15% ежегодно до 2040 г. и на 15 - 20% ежегодно - до 2050 г. Однако тогда доля расходов на энергоносители в ВВП повысится с 12% в 2007 г. до 21% в 2050 г.

Существует экономический закон стабильности отношения расходов на энергию к доходу (ВВП). В соответствии с ним, если верхняя граница узкого диапазона устойчивости доли расходов на энергию относительно дохода будет превышена, то экономическая активность снизится, то есть экономический рост замедлится18. В 2007 - 2008 гг. данный закон наглядно проявился в торможении американской, европейской и мировой экономики в связи с резким подорожанием энергии. Применительно к России это означает, что на каждый процент роста отношения расходов на энергию к ВВП его потенциальный темп роста будет снижаться на 0,1%. С учетом сказанного темп роста ВВП России снизится до 1,5% в 2050 г., что ниже показателей "инерционного" сценария.

Зона "Углеродное плато" на рисунке 5 ограничена сверху сценарием "инновационный МЭР + кризис2", а снизу - сценарием "мягкий путь". Последний предполагает, что технический потенциал повышения эффективности использования энергии19 к 2030 г. реализуется полностью, а затем до 2050 г. продолжится модернизация энергопотребляющего оборудования и объектов на основе технических инноваций с прежней интенсивностью. Такой путь удовлетворения потребностей страны в энергии в три раза менее капиталоемкий, поэтому он в существенно меньшей мере, чем развитие капиталоемких отраслей ТЭК, сдерживает экономический рост.

Энергоемкость производства отдельных видов товаров и услуг снижается за счет ускоренного внедрения энергосберегающих инноваций, роста цен и структурных сдвигов (роль которых постепенно падает). Энергосберегающий эффект структурных сдвигов в экономике при переходе от восстановительного роста к инвестиционному заметно слабеет, что приводит к замедлению темпов снижения энергоемкости ВВП по сравнению с наблюдавшимися в последние семь лет. Поэтому в "инновационном" сценарии энергоемкость ВВП в 2007 - 2050 гг. снижается на 2,7% в год. В сценарии "мягкий путь" указанный процесс ускоряется до 3,5%, для чего необходима агрессивная и результативная политика повышения энергоэффективности.

В этом сценарии ослаблено допущение о росте цен на природный газ. Предполагалось, что с 2018 г. они в номинальном выражении будут расти на 7% в год. В итоге получился довольно щадящий, или "мягкий", график повышения цен на природный газ, причем его экспорт укладывается в установленные ограничения. За счет ускоренного повышения энергоэффективности даже при более низких ценах на энергоносители к 2050 г. практически удается нейтрализовать рост

18 Bashmakov I. Three Laws of Energy Transitions.

19 См.: Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды.

стр. 119
эмиссии, и график эмиссии ПГ может выйти на плато на уровне на 18% ниже показателя 1990 г. (см. рис. 5).

Последняя зона - "Низкоуглеродная Россия" - охватывает семейство сценариев, в которых реализуется специальный набор мер по снижению выбросов. В этой зоне они не достигают уровня 1990 г. и после выхода на плато начинают снижаться. Снижение высоты плато и последующее уменьшение выбросов достигаются за счет мер специальной политики по контролю эмиссии ПГ: введение цены на углерод либо в системе торговли выбросами, либо в качестве специального налога; развитие производства жидкого биотоплива; наращивание производства электрической и тепловой энергии на АЭС, ГЭС и НВИЭ; контроль за эмиссией шахтного метана и уменьшение сжигания попутного газа; внедрение технологии улавливания и захоронения углерода на электростанциях. Анализ показывает, что роль электроэнергетики в структуре выбросов и политике их контроля существенно возрастет, особенно после 2025 г.

Перейти к политике сценариев "Низкоуглеродная Россия", или "экологическому варианту" развития, необходимо не позднее 2020 - 2030 гг., иначе экономический рост будет тормозиться из-за нехватки и высокой стоимости энергии. Ошибочно мнение, что реализация "экологического варианта" может замедлить рост ВВП. Напротив, отказ от него будет тормозить экономический рост.

Из сценарного анализа следует ряд важных выводов.

1. Россия с большим запасом выполнит свои обязательства по Киотскому протоколу.

2. С использованием механизма "подушки безопасности" можно принять на себя обязательства удерживать среднегодовой уровень эмиссии в 2013 - 2017/2020 гг. на 5 - 25% ниже показателя 1990 г.

3. Возможная траектория создания низкоуглеродной России - максимальное торможение роста выбросов до 2030 г. и удержание их на уровне ниже 1990 г. вплоть до 2040 г. с последующим постепенным снижением объема выбросов.

4. При цене углерода на уровне 30 - 50 евро/т экв. CO2 выбросы ПГ в 2050 г. можно удерживать на уровне 75% от показателя 1990 г., а при использовании технологии улавливания и захоронения углерода - на уровне 70%.

5. Обязательство России удерживать выбросы ПГ в 2050 г. на 20% ниже уровня 1990 г. равнозначно обязательству ЕС снизить их на 23% от уровня 2006 г., США - на 33, Великобритании - на 15, Японии - на 29%.

6. В рамках этой стратегии российская "парниковая подушка безопасности" составит к 2050 г. 30 - 37 млрд. т экв. CO2, что равнозначно 111 - 140% глобальной эмиссии CO2 в 2005 г.

7. Реализация потенциала энергосбережения, ускоренное развитие возобновляемых источников энергии, действующие механизмы повышения цен на топливо и либо введение налога на углерод в топливе, либо формирование рынка торговли квотами позволят стабилизировать эмиссию и обеспечить ее последующее снижение.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ-РОССИЯ-ПЕРСПЕКТИВЫ-ПОСЛЕ-КРИЗИСА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. БАШМАКОВ, НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ КРИЗИСА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ-РОССИЯ-ПЕРСПЕКТИВЫ-ПОСЛЕ-КРИЗИСА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - И. БАШМАКОВ:

И. БАШМАКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
1370 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3095 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
час назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ РОССИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ КРИЗИСА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android