Libmonster ID: RU-9903
Автор(ы) публикации: П. РЫНДЗЮНСКИЙ

В сентябре 1945 г. в Государственном Историческом музее в Москве открылись два новых обширных зала, посвященных истории России XIX века.

Первая часть экспозиции (зал 28-й) освещает события внешней и внутренней истории государства за первую четверть XIX в., а также явления социально-экономической истории первой половины века. Вторая часть (зал 28-а) посвящена в основном история Отечественной войны 1812 г. и движению декабристов.

В разделе внешней и внутренней политики начала XIX в. представлены портреты четырёх членов Негласного комитета и малоизвестный ранний портрет императора Александра I (художник Монье). Руководитель внешней политики А. Р. Воронцов, разносторонним государственный деятель Н. П. Румянцев, выдающийся русский экономист Н. С. Мордвинов, реформатор М, М. Сперанский, герой Шенграбена П. И. Багратион, отличившиеся участники русско-шведской войны Я. П. Кульнев и М. Б. Барклай де Толли, командующий русскими войсками в турецкой войне М. И. Кутузов представлены в подлинных портретах того времени (млело, акварель, гравюра).

Здесь же представлены копии основных документов по дипломатической истории, в том числе Тильзитский мирный договор, договор со Швецией 1809 г., Гюллистанский договор и др.

Привлекают к себе внимание список письма Кутузова Александру I с описанием событий под Кремсом и разоблачением предательских действий австрийцев и вновь открытые подлинные письма турецких государственных деятелей, датированные маем 1812 г., адресованные Кутузову в связи с завершением им переговоров о мире.

Центральное место экспозиции данного раздела занимает литография, иллюстрирующая знаменитое свидание Александра I с Наполеоном на реке Неман. В последнем разделе пометено изображение Эрфуртского свидания 1808 года.

Отечественной войне отведено наиболее значительное место: эта тема занимает две трети огромного зала. Исторический музей обладает богатейшей коллекцией вещей и документов эпохи Отечественной войны 1812 г., что помогло достойно отразить эту величественную тему.

В разделе, охватывающем время от вторжения Наполеона в Россию до изгнания его из Москвы и сражения при Малоярославце, вещевой материал исключительно русский. Уникальные мундиры русской армии: от генеральского генерала Преображенского полка (принадлежал лично Александру I) - до солдатских. Русские полковые знамёна, образцы всех видов строевого оружия, с марками заводов, изготовлявших его. В витринах расположены вещи, принадлежавшие отдельным поенным деятелям. Кутузовских вещей немного: маленький плетёный бумажник и походный самоварчик. К этим вещам музею удалось присоединить ещё одну, непосредственно связанную с боевой деятельностью полководца, - приобретённую у его потомков подзорную трубу. Уцелела и выставлена орденская лента Багратиона. Экспонирована также сохранившаяся как семенная реликвия его хрустальная печать-клише. К этой же категории вещей относится георгиевский крест, принадлежавший Я. П. Кульневу, его же сабля, сабля И. С. Дорохова, полученная им, как говорит зафиксированное предание, в память сражения при городе Верее, пара пистолетов, полученных М. И. Платовым от города Лондона во время его поездки в Англию вскоре после окончания войны, и др.

Наиболее интересная категория экспонатов архивные документы. Здесь находятся и не опубликованные ещё или изданные в редких и забытьи книгах и журналах письма и донесения героев войны 1812 года.

В специальной витрине собраны подлинные письма М. И. Кутузова. Здесь находится подлинник письма, адресованного исполняющему обязанности военного министра А. И. Горчакову с запросом о состоянии ар-

стр. 155

мейских резервов; оно датировано 11 августа, т. е. днём отъезда Кутузова из Петербурга в армию.

Драгоценнейшими экспонатами являются две записки-распоряжения главнокомандующего Д. С. Дохтурову, написанные карандашом на четвертушках бумага во время самого Бородинского сражения. Среди автографов Кутузова имеются его письма, адресованные командирам ополчений и местным властям времени Тарутинского лагеря. Они говорят о напряжённой деятельности фельдмаршала по укреплению своей армии, которую он получил от своих предшественников в сильно расстроенном состоянии. Письма гражданским властям свидетельствуют о желании Кутузова поднять моральный дух народа; в них запечатлена твёрдая уверенность в благоприятном исходе войны несмотря на то, что они писались, когда армия Наполеона находилась в Москве. Из числа неопубликованных документов назовём распоряжения конца 1812 г., отмечающие первые замыслы плана военных действий за границами России, два письма Дохтурову, написанные в один и тот же день по вопросу о его награждении. Эти письма говорят об исключительно тёплом отношении Кутузова к своему испытанному боевому товарищу. Во втором, сугубо частном письме, написанном полностью рукой Кутузова, он осуждает формальное отношение царя к заслугам Дохтурова.

Богатый документальный материал имеется о П. И. Багратионе. Особенно выделяются в нём два объёмистых дела из походной канцелярии командующего второй армией, содержащие его переписку с Тормасовым и Платовым. На экспозиции представлены также многочисленные документы о Барклае де Толли, о руководителях партизанских отрядов и т. д. Значительны также и французские документы: экспонирован подлинный паспорт посланца Наполеона Нарбонна, датированный маем 1812 года. Любопытен современный французский документ, говорящий о численности наполеоновской армии на разных этапам дайны, в нём останавливает (Внимание цифра личного состава армии противника на день Бородинского сражения, совпадающая с данными Кутузова, - 180 тыс. человек.

Для последовательного изложения событий войны 1812 г. большую помощь оказывают альбомы литографий двух офицеров наполеоновской армии - А. Адама и Фабер дю Фора. Первый состоял в корпусе Евгения Богарне, второй был артиллерийским офицером в корпусе Нея. Сделанные ими с натуры рисунки взаимно дополняют друг друга. Эти иллюстрации по своей достоверности могут рассматриваться как своеобразные документы войны, отражающие иногда те её стороны, которые слабо отражены в письменных источниках.

Воспроизведение подвигов русских солдат, сделанное рукой противника, приобретает особую значимость. На рисунке Фабер дю Фора изображён сражённый русский егерь. Когда армия Наполеона заняла Смоленск и прошв русского стрелка был направлен огонь многочисленных солдат, егерь, оставшись один, посылал из-за реки патрон за патроном, пока они у него не иссякли. Он погиб, не оставив своего боевого поста.

Бородинскому сражению отведено значительное место. Литография русского художника Мартынова даёт обзор Бородинского поля с того места, откуда наблюдал за ходом сражения Кутузов, - с Горкинской батареи. Рисунки Фабер дю Фора отображают действия на нашем левом фланге; Адама - на правом и в центре.

Экспозиция даёт богатый материал о партизанской войне. Здесь выставлен подбор интереснейших портретов руководителей отрядов, в том числе первых наших партизан: Дорохова и Давыдова. Из портретов последнего особенно любопытны портрет работы Лангера и английская гравюра с оригинала Орловского, дающая знаменитого партизана на коне во главе своего отряда.

Экспозиция снабжена большим количеством карт и планов. По-новому составлен план Тарутинского сражения, на котором нанесены действия не только на реке Черкишне, но и под Фоминском, что позволяет более глубоко охарактеризовать замысел и исход сражения.

Второй раздел посвящён окончательному разгрому армии Наполеона. Здесь в обилии дан первоклассный вещевой материал, отбитый русскими или брошенный в поспешном бегстве наполеоновской армией. Брошенная постель Наполеона, отбитая под Вязьмой его личная кухня, взятый в бою под Красным жезл маршала Даву, маршальские мундиры и многие другие предметы говорят о степени разгрома противника.

Заграничные походы 1813 - 1815 гг. показаны не так детально и последовательно, как война 1812 г., что обусловлено ограниченностью места и тем обстоятельством, что эти походы сравнительно слабо освещены в современной нашей научной литературе.

Из военных действий 1813 - 1815 гг. музей выделил лишь наиболее значительные эпизоды. Кульмская операция раскрыта на целом комплексе экспонатов, помещённом в центре соответствующего раздела. Здесь можно видеть подлинный мундир Остерман-Толстого, в котором он был тяжело ранен, современную картину, изображающую пленение маршала Вандамма русскими войсками, большое изображение сражения при деревне Гисгюбель и другие экспонаты. Богатый комплекс материалов дан о действиях русских войск под Парижем и их пребывании в столице Франции. Ряд экспонатов говорит о ведущем значении России в антинаполеоновской коалиции. Об успехах русской армии свидетельствует длинный ряд ключей немецких, бельгийских и французских городов, занятых в 1813 - 1814 гг. русскими войсками.

На экспозиции представлен красочный материал по всем основным явлениям, объединяемым в понятие "аракчеевщина". Редкие и уникальные иллюстрации и документы показывают военную муштру, реакционные извращения в области просвещения.

стр. 156

военные поселения, здесь же даны и портреты "героев" этого мрачного направления правительственной политики во главе с Аракчеевым и патриархом Фотием.

Особенно примечательны щиты, посвященные состоянию исторических и экономических наук в первой четверти XIX века. Они построены на оригинальном и редком портретном, книжном и рукописном материале. Историки представлены Карамзиным, Калайдовичем, Каченовским, Востоковым, Олениным и другими деятелями. Демонстрируются издания ценнейших исторических материалов, осуществлённые при содействии Н. П. Румянцева. Экономисты представлены редкими или уникальными портретами Мордвинова, Н. И. Муравьёва, М. Г. Павлова, Н. И. Тургенева, К. Арсеньева и др.

Движение декабристов в большей своей части представлено портретами, из которых особенно ценны те, которые сделаны художникам-декабристам Н. А. Бестужевым. В известном издании Зензинова "86 портретов" они появились в искажённом позднейшими перерисовками виде. Группировка портретов произведена по различным декабристским обществам.

Большой раздел новой экспозиции составляет тема экономики России первой половины XIX века. Эта тема в музее получила несколько расширительное толкование. В неё включается также культурно-бытовая характеристика основных социальных групп населения, так как в бытовых формах часто хорошо проявляются экономические процессы. Вместе с тем такое расширение материала позволило значительно обогатить экспозицию, которая в прежнее время в музее строилась на малодоходчивом, преимущественно научно-вспомогательном материале.

Первый экспозиционный комплекс относится к помещичьему хозяйству. Здесь прежде всего отмечаются попытки его рационализации. Широко известные в историко-экономической литературе хозяйства братьев Полторацких предстают в красочных конкретных образах из альбомов этих поместий. Дальше подробно характеризуются типичные поместья с их неподвижным, рутинным укладом хозяйства.

Убедительность экспозиции возрастает в силу её монографичности. Типичные дворянские хозяйства освещены комплексно, как например поместье "Отрада", принадлежавшее Орловым. Оно представлено видами поместья и большими портретами его владельцев. Особенно ценна серия картин по куракинскому поместью Степановское, подробно раскрытая в специальном исследовании научного сотрудника музея А. Г. Введенской.

В показе крестьянского материала подчёркиваются те элементы в жизни крепостной деревни, которые способствовали разложению её патриархального уклада: развитие промыслов, отходничества, ростовщического капитала и т. д. Большая коллекция предметов резьбы по дереву даёт не только образцы высокохудожественного творчества крестьян Среднего Поволжья, но и иллюстрирует развитие крестьянских промыслов. Крепостной буржуазии посвящена подлинная обстановка крестьянина-скупщика промышленной полосы России в середине XIX века.

От темы торговли и промышленности экспозиция переходит к характеристике города как социально-экономического комплекса и сословно-административной организации. Собранный материал заставляет усомниться в распространённом мнении о полном упадке городской жизни в дореформенной России. Виды городов, таких, как Воронеж, Орёл, Москва и др., свидетельствуют о том, что города являлись центрами русской культуры.

Последняя тема экспозиции - крепостная металлургическая и металлообрабатывающая промышленность на Урале - обеспечивается материалом; который собирался музеем в советское время путём экспедиций. В орудиях труда хорошо воссоздаются основные звенья производственного процесса.

В центре зала помещены витрины с обильным количеством продукции отдельных отраслей производства.

Открывшиеся залы означают новый этап в экспозиционной работе музея.

Научные сотрудники музея стремились в своей последней экспозиции сочетать данные современной советской исторической науки с подлинно музейной формой показа.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-ПО-XIX-ВЕКУ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KerzКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kerz

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. РЫНДЗЮНСКИЙ, НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПО XIX ВЕКУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВАЯ-ЭКСПОЗИЦИЯ-ПО-XIX-ВЕКУ-В-ГОСУДАРСТВЕННОМ-ИСТОРИЧЕСКОМ-МУЗЕЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - П. РЫНДЗЮНСКИЙ:

П. РЫНДЗЮНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Kerz
Moscow, Россия
1013 просмотров рейтинг
26.09.2015 (3128 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПО XIX ВЕКУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android