Libmonster ID: RU-13818
Автор(ы) публикации: В. Ф. Ли

М. 1972. Изд-во "Наука". 408 стр. Тираж 2400. Цена 1 руб. 45 коп.

Советские ученые накопили значительный опыт в комплексном исследовании идеологии современного национально-освободительного движения1 . Монография кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника Института государства и права АН СССР О. В. Мартышина, посвященная малоисследованным философско- правовым аспектам социально-политической мысли современной Африки, критическому анализу


1 См. "Ленин и национально-освободительное движение народов Востока". М. 1970; "Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - начало XX в.)". М. 1973; "Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки". М. 1971; "Средние городские слои в развивающихся странах Азии и Африки". Ч. I-II. М. 1972, и др.

стр. 166


позиций виднейших современных африканских идеологов по таким проблемам, как классы и классовая борьба, политическая организация общества, государство, власть, партии, социальное управление, научный социализм и т. п., продолжает эту традицию.

Автор использовал многочисленные труды виднейших африканских и западных буржуазных идеологов, политических деятелей, историков и социологов, прессу африканских стран. Автора можно упрекнуть лишь в недостаточно полном использовании документальных публикаций революционно- демократических партий и организаций Египта, Алжира, Сомали, Гвинеи, Танзании и некоторых других стран, позволяющих более глубоко и систематически исследовать идейную эволюцию авангардных отрядов национально- демократического движения на континенте и в особенности выявить то влияние, которое оказывают на них идеи и практика научного социализма.

О. В. Мартышин прослеживает важнейшие этапы зарождения, становления и эволюции идейной базы африканского национально-освободительного движения. Прежде всего он обращается к истории зарождения на рубеже XIX-XX вв. панафриканизма как своеобразного выражения политического протеста, направленного против империалистической колониальной экспансии. Один из основателей этого движения адвокат из Тринидада Г.-С. Уильямс добился созыва в 1900 г. в Лондоне Первой панафриканской конференции, которая привлекла внимание прогрессивной международной общественности к трагической судьбе колониальных народов. В числе участников этой конференции был молодой У. Дюбуа, с именем которого справедливо "ассоциируется возрождение и значительные успехи панафриканизма в новых условиях революционного подъема после первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции в России" (стр. 66). В 1919 г. по инициативе У. Дюбуа, который к тому времени все глубже сознает органическую взаимосвязь между расовой проблемой в США и колониальной политикой империалистических держав, созывается в Париже I Панафриканский конгресс. Участники его обратились к государствам-победителям, участникам Версальской мирной конференции, с петицией о передаче бывших германских колоний в Африке под международную опеку с последующим предоставлением им самоуправления. К сожалению, О. В. Мартышин ограничился лишь весьма лаконичным изложением этого важного и ценного документа, в котором в противоречивой форме воплотились и классовые цели нарождающейся африканской элиты, и общенациональные, и общедемократические устремления непролетарских масс. Документы конгресса раскрывают и те глубокие популистские заблуждения, которые питали идейные лидеры панафриканского движения по поводу возможности реформистского решения проблем ликвидации колониальных режимов на континенте.

С интересом читаются страницы о последующем развитии панафриканского движения. II Панафриканский конгресс (Лондон, август 1921 г.) принял "Обращение к миру", в котором провозглашались принципы социалистического и политического равенства всех рас и народов. На последующих конгрессах было зафиксировано требование о развитии местного самоуправления в колониях с целью предоставления независимости угнетенным народам. "При всей политической наивности некоторых из этих идей на том уровне национально-освободительного движения, - пишет автор, - они привлекли внимание международной общественности к судьбам Африки, делали достоянием гласности бесчинства колониальных властей, служили школой для молодой африканской интеллигенции и ставили перспективные задачи перед освободительным движением" (стр. 69).

В истории африканского освободительного движения наряду с панафриканизмом значительное место занимает гарвеизм (по имени его основателя М. А. Гарвея, уроженца Ямайки, сторонника некоторых философско-правовых и политических концепций лидеров египетской националистической партии Вафд). Апеллируя к угнетенному негритянскому населению США, Гарвей организовал массовое движение под девизом "Назад в Африку!". Исследуя социальные истоки и эволюцию гарвеизма, автор приходит к выводу: "Демократическое содержание многих требований гарвеизма не вызывает сомнений, именно оно и обеспечило движению массовую поддержку. Однако идейная подоплека гарвеистского осуждения расовой дискриминации и его программы борьбы за свободу и социальное благополучие негритянского населения носит крайне противоречивый, а подчас и явно реакционный характер" (стр. 71).

Рубеж XIX-XX вв. был отмечен каче-

стр. 167


ственно новыми антиколониальными, просветительско- освободительными тенденциями в общественно-политической мысли арабских народов Северной Африки. В силу более высокого уровня общественного развития, необычайно богатого социально-литературного наследия, опирающегося на древние и средневековые (в особенности периода мусульманского ренессанса) источники, складывались более сложные школы и направления общественно-политической мысли. О. В. Мартышин кратко исследует социально- политические концепции таких видных мыслителей, как эль- Афгани, Мухаммед Абдо, Абд эль-Рахман эль-Кавакиби, Салам Муса и др. (стр. 84 - 87). Однако столь лапидарное изложение истории зарождения идеологии национально- освободительного движения в североафриканском регионе вряд ли отвечает основному замыслу рецензируемого труда. Это становится ясно при сопоставлении данного раздела с монографическим исследованием 3. И. Левина по истории развития арабской общественно-политической мысли, а также с широко известной работой египетского ученого аш-Шафии по истории национально-освободительного движения в Египте с конца XIX до середины 50-х годов XX века2 . Ряд выдающихся деятелей египетской общественной мысли и просветительства того периода - А. Исхак, Абдаллах, Ан- Надим, Лютфи ас-Сейд, Ораби Абдаллах Ан-Надим. Мустафа Камиль и др. - оказался за пределами авторского анализа.

О. В. Мартышин справедливо подчеркивает, что исключительно сложная картина идейной эволюции и политической организации даже в африканских странах социалистической ориентации "отражает противоречия процессов национального становления, в известной степени еще не определившихся до конца" (стр. 395). Несомненный интерес представляют в этой связи те главы монографии, в которых критически рассматриваются основные черты и эволюция концепций африканских идеологов. Панафриканским концепциям государства, отмечает автор, свойственны определенные прогрессивные черты, но "вместе с тем и та же ограниченность, что и их пониманию классовых отношений: известный эмпиризм, отягощенный грузом "надклассовых" представлений, затрудненность перехода от конкретных наблюдений к широким теоретическим обобщениям" (стр. 283). О. В. Мартышин выделяет три наиболее характерные противоречивые черты в мелкобуржуазных социально-политических представлениях новейшей африканской политической мысли о сущности государства и власти. Это, во-первых, реалистическая оценка классовой природы современного буржуазного государства, понимание его органической неспособности осуществить действительно радикальные социальные преобразования в интересах трудовой массы; во-вторых, искренний протест против социально-политического угнетения, несправедливости, неравенства, осуждение трайбализма, религиозного фанатизма, протест, который противоречиво сочетается с идиллическо-утопическими мечтаниями о патриархальной "большой семье", способной якобы выполнять некие "надклассовые" функции "всеобщего блага" и т. п. (здесь налицо определенное идейное родство между популистскими настроениями в современной африканской общественной мысли и, например, в русском народничестве3 ), и, в-третьих, эклектическое "соединение" стихийного социального протеста против эксплуатации и подавления личности в государстве с анархистско-нигилистическим отрицанием всякой созидательной функции национального государства. Очевидно, в основе подобных представлений лежит субъективистское понимание функций национального государства, которое якобы полностью отчуждено от индивида (стр. 283 - 287).

Среди немарксистских концепций политической организации общества, государства, политического режима и т. п. заметно выделяется революционно-демократическое направление, в ряде случаев почти "вплотную" подошедшее к научному социализму. Взгляды представителей его принципиально отличаются от буржуазно-реформаторских и мелкобуржуазных. Буржуазно-либеральные реформисты игнорируют, например, классовую сущность государства, смешивают революционное и контрреволюционное насилие. По-иному ставят данную проблему в своих программных документах представители революционной демократии, рассматривающие диктатуру блока революци-


2 З. И. Левин. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М. 1972; Ш. А. аш-Шафии. Развитие национально- освободительного движения в Египте (1882 - 1956). М. 1961.

3 См. В. Г. Хорос. Проблема "народничества" как интернациональной модели идеологий развивающихся стран. "Народы Азии и Африки", 1973, N 2 - 3.

стр. 168


онных классов и сил, в первую очередь крестьян, рабочих, прогрессивных кругов армии, как важнейшее социально- политическое оружие углубления и расширения национально- демократической революции. "Если представители буржуазных тенденций в африканской политической мысли, - пишет О. В. Мартышин, - исходят из надклассового понимания демократии и полностью противопоставляют демократию диктатуре, то национальные демократы приближаются к диалектическому пониманию связи диктатуры и демократии, неотделимому от представлений о классовом характере государства" (стр. 297).

В книге есть ряд спорных, недостаточно аргументированных положений; Так, автор верно подметил крайнюю "противоречивость социальной базы новейшей политической мысли африканских стран, выражающей интересы блока антиимпериалистических национальных сил", а также тот факт, что "классовая ориентация этой идеологии не всегда четко определена", а "мелкобуржуазная стихия в разных своих проявлениях является доминирующей в развивающихся странах, служит одним из источников демократического движения и идейных поисков" (стр. 29). В этих и других обобщающих определениях, по существу, не проводится качественное различие между довольно широкой социальной базой и отчетливо выраженной социальной природой революционно-демократического движения. По своей социальной природе радикальные течения современной революционной демократии, стремящиеся продвигаться по пути социалистической ориентации, воплощают в себе устремления относительно обособившейся от мелкобуржуазной среды неэксплуататорской социальной прослойки, значительная часть которой способна эволюционировать в направлении научного социализма. Критически оценивая позиции различных сторонников "африканского социализма" по проблемам политической организации общества, государства, власти, политического режима и т. п., автор, к сожалению, не проводит достаточно четких различий между бюрократической буржуазией и правящей элитой, занимающими отнюдь не тождественные позиции в системе политической и правовой надстройки стран Африки.

Однако в целом перед нами ценный монографический труд, который впервые осветил ряд важнейших теоретических проблем современного национально-демократического движения на африканском континенте.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-В-МАРТЫШИН-СОЦИАЛИЗМ-И-НАЦИОНАЛИЗМ-В-АФРИКЕ-ОЧЕРКИ-РАЗВИТИЯ-НОВЕЙШЕЙ-ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СТРАНАХ-АФРИКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ф. Ли, О. В. МАРТЫШИН. СОЦИАЛИЗМ И НАЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ (ОЧЕРКИ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 02.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-В-МАРТЫШИН-СОЦИАЛИЗМ-И-НАЦИОНАЛИЗМ-В-АФРИКЕ-ОЧЕРКИ-РАЗВИТИЯ-НОВЕЙШЕЙ-ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СТРАНАХ-АФРИКИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. Ф. Ли:

В. Ф. Ли → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
680 просмотров рейтинг
02.05.2017 (2523 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
19 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О. В. МАРТЫШИН. СОЦИАЛИЗМ И НАЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ (ОЧЕРКИ РАЗВИТИЯ НОВЕЙШЕЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ АФРИКИ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android