Libmonster ID: RU-10410
Автор(ы) публикации: Н. Воронин

Академик Б. Д. Греков своевременно поднял вопрос о принципах реконструкции наших городов и об участии в решении возникающих вопросов историков, археологов и историков искусства. Действительно, сейчас города, пострадавшие от временной фашистской оккупации, как бы рождаются заново, определяете их будущий архитектурный, облик, меняется планировка и пр. Среди восстанавливаемых городов есть две категории: города, возникшие сравнительно недавно; промышленные центры, созданные русским капитализмом, в которых отсутствовала забота об архитектурной целостности городской планировки и ансамбля, где господствовало беспринципное предпринимательское строительство. Ко второй категории относятся древнерусские города с многовековым прошлым, памятниками искусства и остатками древних оборонительных сооружений, историческими урочищами и пр. Если в первом случае зодчий более или менее свободен в выборе своих решений, определяющих сетку улиц, характер застройки и т. п., то во втором он обязан подчинить своё решение ряду обстоятельств, о которых речь пойдёт ниже.

Правительство поручило руководство этим ответственейшим и грандиозным делом лучшим и опытнейшим мастерам архитектуры. Это должно послужить залогом успешного решения поставленных задач и гарантией от возможных ошибок. Но в то же время в истории русских городов были примеры, когда крупный мастер, решая большую строительную задачу, увлекался своими творческими замыслами и не только нарушал исторический облик города, но и калечил или губил его памятники. Наряду с блестящей и заслуживающей изучения работой. М. Ф. Казакова по перепланировке Твери, который создал из этого города как бы тонкое и гармоничное эхо Петербурга, мы знаем проект Большого кремлёвского дворца другого гениального зодчего - В. И. Баженова. Могучий талант, вдохновлённый мыслью о возрождении архитектурного величия Кремля, оказался в противоречии со святыней, русского народа - самим Московским Кремлём. Если бы проект Баженова был осуществлён, мы видели бы теперь над Москвой-рекой не единственную в своём роде величавую панораму стен и башен с соборами и древними зданиями, а гигантский довольно однообразный фасад с колоннадами, за которым скрыты древние храмы и над которым

стр. 56

подобно печной трубе, поднималась бы лишь глава Ивана Великого. Грандиозный проект, будучи воплощён в жизнь, фактически уничтожил бы Московский Кремль, а имя великого зодчего вызывало бы горькое порицание русских людей.

Современная нам реконструкция. Москвы, к сожалению, знает примеры совершенно ненужных сломок памятников русской истории и искусства. Таковы, например, слом церкви Успения на Покровке - создания гениального русского мастера Петра Потапова; оное одной из старейших построек Москвы- церкви Гребневской Богоматери на углу улицы Кирова; уничтожение знаменитой Сухаревой башни - прекрасного архитектурного памятника, в котором помещалась "навигацкая школа" Петра I, колыбель славы русского, флота, и уничтожение других памятников. Такие грубые ошибки более недопустимы, а их наличие в прошлом нашем градостроительстве должно привлечь внимание общества, исторической науки и органов охраны памятников к восстановлению наших городов. Это тем более необходимо, что фашистские орды нанесли зияющие раны золотому фонду памятников русской национальной культуры, и поэтому то, что осталось, особенно драгоценно.

Само собой разумеется, необходимо сохранить все историко-художественные памятники старой русской архитектуры уцелевшие от разрушений немецких погромщиков. В работе по восстановлению старых городов мы наблюдаем чуткое отношение строителей к своим ответственным объектам. Назовём работы академика архитектуры Л. В. Руднева по реконструкции Воронежа. Достаточно взглянуть на эскизный проект Петровского сквера, в котором любовно сохранены и старые здания и общий характерный колорит города, чтобы понять, с какой вдумчивостью я чутьём решает большой художник свою задачу. Академик архитектуры Н. Я. Колли в своей работе над восстановлением города Калинина (Тверь) руководствуется прекрасным образцом планировки Казакова. Он сохраняет его идеи и стремится усвоить благородный стиль старого мастера в новых частях города. Академик архитектура Г. Н. Гольц руководит восстановлением Смоленска. Он также бережно решает судьбы застройки древней части города, заботится о ремонте и восстановлении стен годуновского кремля, архитектурно выделяет древние памятники переносит развитие нового города в сторону от старой территории. Это, вообще говоря, самый разумный прием, обеспечивающий целостность наиболее интересных в научном отношении и художественно ценных участков города.

Так в своё время была решена судьба Ленинграда, новый центр которого был вынесен на Московское шоссе. Тем самым предотвращены были неизбежная ломка и искажение классического ансамбля старого Петербурга. Древние власти Новгорода (в черте внешнего земляного вала) или Пскова (в черте его стен) настолько малы, что планировать дальнейший рост этих городов целесообразнее вне их древней территории. Стремление же во что бы то ни стало реконструировать именно древние части городов, несмотря на самые лучшие намерения, приведёт к их искажению и порче. Это соображение тем более понятно, если вспомним, что, например, Новгород становится теперь областным центром, который потребует и больших зданий административно-хозяйственного назначения и более крупных жилых домов и пр.

Свои пожелания хочется обосновать ссылкой на малоизвестный опыт древнерусских градостроителей. Драгоценным качеством их архитектурного мастерства было артистическое чувство природы и ландшафта, с особенностями которых органически и всякий раз своеобразно связывался городской ансамбль. Мастер, как всякий русский человек, любил красоту родной земли, и его творческий замысел никогда не нарушал этой естественной красоты чем-либо не гармонирующим с ней. Он никогда не искажал восприятия рельефа чрезмерными масштабами зданий; городские стены, башни и храмы никогда не подавляли естественны рельеф, но подчёркивали: и прекрасно выявляли его: ансамбль Новгорода нарочито широк и "равнинен". Во Владимире на Клязьме мастера строили силуэт города на живописной игре холмов и оврагов высокого речного берега; при всей широте Москвы её кремлёвский холм доминировал над городом вплоть до конца XVII века. Напротив, бездарный колосс К. Тона - храм Христа Спасителя - не следовал благородной традиции русского искусства - его масса подавила и кремлёвский холм и кремлевский ансамбль, ничего не прибавив к красоте города ибо "величина не есть величие". Мастерское уменье русских градостроителей достигалось тем, что они не были кабинетными проектировщиками, а вынашивали свой замысел на месте. Перед глазами зодчего был не план города с сухими горизонталями рельефа, но его живой рельеф с его характерным растительным покровом, виденные мастером в условиях различного времени дня и года. Всё это отражалось, в после даем счете, а неповторимости и индивидуальности ансамбля города, который создавался мастером.

Мы не хотим сказать, что зодчий должен вернуться к "допроектной" и "дочертёжной" системе работы мастеров древней Руси, но мы всё же хотим, чтобы он не был кабинетным "сочинителем", а жил непосредственными впечатлениями того живого древнего города, который он должен воссоздать. Отсюда основное требование к реконструкции древних городов: масштабные показатели новой застройки ни по своим массам, ни в особенности по вышине не должны превышать существовавшей застройки, но скорее, наоборот, сократить её там, где она вырвалась за пределы гармоничного масштабного соотношения с древними памятниками и рельефом городской территории. Например в Новгороде надо строить так, чтобы святая София, и Евфимьевская Часозвоня по-прежнему доминировали над городом, первая - как максимальный объём, а вторая - как

стр. 57

наиболее высокая вертикаль чтобы по-прежнему город был легко обозрим как во всей своей могучей широте так и в отдельных "интерьёрных" частях своего ансамбля.

Отсюда следует, что в черте древних городов недопустимо строительство современных многоэтажных зданий, малоэтажное же строительство не удовлетворит "и современных, ни будущих потребностей, особенно учитывал застроенность старых городских районов. Развитие в них капитального строительства повлечёт за собой более сложное коммунальное благоустройство, а в конечном счёте выравнивание рельефа, засыпку оврагов и лощин и пр., с чем органически связан облик старого города.

Нуждаются ли наши древние города, органически сложившиеся в неповторимые и своеобразные комплексы, в изменении планировки, согласно стандартным требованиям современного градостроительства? Окажем, нужно ли в Новгороде обязательно создавать центральную площадь, распрямить и архитектурно выделить "центральную магистраль" и т. п.? Думаем, что нет, так как Новгород уже имеет свой исторический и композиционный центр, а его улицы ещё носят следы древней радиальной планировки. Уместно напомнить екатерининские проекты перепланировки старых городов: на этих проектах неизменно выделены и сохранены старые кремли и валы, однако "разбивка" регулярных улиц идёт вразрез со старым обликом города. Поэтому на практике строители часто с большим тактом отступали от "высочайше утверждённых" проектов в интересах сохранения важнейших аспектов древнего ансамбля. Так, например, во Владимире на Клязьме гостиный двор и здания присутственных мест, намеченные к постройке перед Успенским собором и закрывавшие вид на последний, не были осуществлены, а сухая "геометрия" кварталов была смягчена согласованием их с рельефом и сложившимися жилыми участками.

Возникает также вопрос об общем характере застройки города. Обычно архитекторы ищут какого- то "единого" стиля, в духе которого должны решаться важнейшие объекты. В старых городах выбор бывает труден: века оставили в них образцы зданий различных эпох. В их числе обычны памятники русского классицизма, сохранившиеся почти везде ввиде домов административных учреждений, общественных мест, дворянских и купеческих особняков. К этому стилю часто и склоняется выбор архитектора. Везде ли это законно? Является ли характерным этот дух холодноватых классических форм для русской культуры вообще и каждого данного города в частности? Следует ли узаконивать эти формы в новом строительстве, как бы повторяя казённый штамп конца XVIII- начала XIX в., столь ярко выделявший в каждом городе Российской империи его чиновничье-дворянское или купеческое средоточие? Думаем, что не следует, и высказываемся за большую широту новых замыслов и глубину в понимании духа русской архитектуры. Академик архитектуры А. В. Щусев в своем проекту реконструкции Истры черпает мотивы главнейших зданий города из русского зодчества XVII в., создавая ряд очень интересных по свежести мысли и цельности стиля построек. Этот опыт следует приветствовать, и рекомендовать молодым зодчим поучиться у старого мастера его большому искусству. Принятые А. В. Щусевым принципы гармонируют с духом знаменитого Ново-Иерусалимского монастыря - памятника, создавшего мировую славу маленькой Истре. Но данные формы безусловно неуместны, например, в Твери. В Новгороде или Пскове, богатых подлинными древними памятниками, нам кажется, была бы совсем неуместна какая-либо "новгородско-псковская" стилизация. Равно как и классицизм, очень органичный для Твери-Калинина, в Новгороде напомнил бы, пожалуй, лишь об Аракчееве. В таких исключительных случаях, нам думается, перед зодчим стоит другая задача - сделать новую застройку очень скромной, чтобы она образовала как бы фон, на котором ярче выступят творения мастеров древности. В самом деле, если вспомнить впечатления о старом Новгороде, то в них ни единой чертой не отразятся его жилая застройка, его скромные домики и простые общественные здания. И в этом есть своё положительное качество: город был лишён надуманного, претенциозного лица, его черты формировала жизнь, склонявшая голову перед величавыми образами прошлого. Это наши строители могли бы учесть и сделать для себя соответствующие выводы.

Вопрос о путях сохранения я реконструкции разрушенных немцами памятников зодчества является наиболее сложным и спорным. Конечно, в тех случаях, когда речь идёт лишь о более или менее капитальном ремонте уцелевшего памятника, особых сомнений не возникает. Но вопрос о консервации, например, Нередицкой церкви в Новгороде или церкви Пятницы в Чернигове и других зданий, от которых уцелели лишь обломки стен, неизмеримо сложнее. Предлагают, например, "достраивать" подобные памятники с соблюдением всех "подлинных" подробностей и особенностей, включая древние останки в кладку нового "макета". Это вызывает законное сомнение: выиграет ли, например, Новгород от подобных, может быть очень точных, но всё же чисто "театральных" сооружений, среди которых потеряются пошлинные шедевры старых мастеров? Не лучше ли сохранить эти руины, примять меры по консервации и защите их от осадков, создав в специальном помещения около них музей фрагментов и материалов о внешнем облике памятника до его разрушения? Это предохранит город от поддельных "памятников" и сохранит для будущего подлинные документы о разрушениях фашистских орд. В тех случаях, когда от здания остались лишь нижние части стел, их следует очистить, укрепить и огородить, превратив в своего рода заповедник, и создать ма-

стр. 58

ленький домик-музей, в котором собрать образцы фрагментов росписи, кладки, чертежи и фотографии.

При реконструкции древнерусских городов следует учитывать и их археологическое значение. Такие города, как Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск и др., таят в своих недрах драгоценнейшие источники истории русского народа - остатки жилищ и хозяйственных построек, многообразный мир материальной культуры прошлого. Археологи часто сетовали, что они не могут исследовать те или иные застроенные участки древних городов. При планировке необходимо учесть научные запросы не только сегодняшнего дня, но и будущего. Необходимо определить и сохранить незастроенными территория археологических заповедников, использовав их под озеленённые скверы с кустарниковой посадкой, и всячески оберегать целость их культурных напластований. Такими участками." Новгороде должно стать, например. Ярославово дворище, свободные площади внутри детинца, Славенский холм и другие урочища. Строительство в древнерусских городах должно вестись под постоянным надзором археологов. Как показал опыт работы археологов на многих строительствах, наблюдение за земляными работами не только приносит интереснейшие находки, но и уточняет наши представления о древней стратиграфии города в различных его участках. И в этом вопросе строительство не должно идти вразрез с наукой, разрабатывающей и оберегающей памятники прошлого великого народа. Руководители строительства сами обязаны стать участниками этой научной работы, держать в курсе своих планов я намерений соответствующие археологические институты и музеи, помогать организации надзора и в отдельных случаях согласовывать темпы строительных работ с его задачами.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ВОССТАНОВЛЕНИИ-ДРЕВНЕРУССКИХ-ГОРОДОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana GarikКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Garik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Воронин, О ВОССТАНОВЛЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ВОССТАНОВЛЕНИИ-ДРЕВНЕРУССКИХ-ГОРОДОВ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. Воронин:

Н. Воронин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Garik
Москва, Россия
767 просмотров рейтинг
08.11.2015 (3064 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
15 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О ВОССТАНОВЛЕНИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ГОРОДОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android