Libmonster ID: RU-7701
Автор(ы) публикации: В. ВЕРНАДСКИЙ

"Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат".

(Из постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г.)

I

Отсутствие прочной "исторической сетки" было одним из существенных недочетов исторического образования советской молодежи. Даже в тех немногих случаях, когда учащиеся располагали сравнительно достаточным запасом знаний о прошлом, факты прошлого не размещались ими в хронологической последовательности и легко "переползали" из одного столетия в другое. Историческая перспектива часто оказывалась уродливо извращенной.

Этим пороком грешили все наши программы вплоть до последней (1933 г.), согласно которой учащиеся должны были сначала узнать о восстании Уота Тайлера (в теме "Борьба крепостного крестьянства против помещиков-феодалов"), а затем уже в следующей теме ("Образование сословных монархий") перейти к "великой хартии вольностей" и возникновению парламентов.

Этим пороком грешили наши учебники и популярные исторические работы, даже "Сжатый очерк" М. Н. Покровского, в котором о Николае I рассказано раньше, чем о "петровской табели о рангах", а о "пугачевщине" после земской реформы 60-х годов XIX в. Высоко расценивая эту работу М. Н. Покровского, В. И. Ленин предлагал в то же время дополнить ее хронологическим указателем и подчеркивал, что "учащиеся должны знать и... книгу и указатель, чтобы не было верхоглядства, чтобы знали факты..."1

Там, где не проводилось тщательной работы над хронологией событий, не могли пройти безнаказанными эти постоянные прыжки из одного века в другой.

Основным средством в деле выработки у учащихся правильной исторической перспективы является изложение исторического курса в хронологической последовательности. Тогда изучение прошлого будет облегчено тем, что самый порядок изложения будет отражать действительный ход исторического процесса.

Изложение материала в хронологической последовательности является необходимым условием для выработки у учащихся исторической перспекти-


1 М. Н. Покровский, Русская история в самом сжатом очерке. Партиздат, 1933, с. XII.

стр. 101

вы. Но эта хронологическая последовательность еще не гарантирует сама по себе прочности "исторической сетки", если не будет сопровождаться систематической работой по закреплению в памяти важнейших хронологических дат. Нужно не только изложить материал в хронологической последовательности, но и суметь выделить даты важнейших исторических событий и добиться прочного их усвоения учащимися.

Последняя задача не всегда достаточно умело разрешается советскими преподавателями истории. Большинство из них вылечилось от пренебрежительного отношения к хронологии. Но преподаватель допускает часто большие ошибки методического порядка. Наиболее распространенными из них являются три:

1. Преподаватель недоучитывает ограниченной емкости памяти учащихся и перегружает свой курс хронологическими датами.

2. Преподаватель неправильно выделяет основной круг хронологических дат, упуская ряд существеннейших вех гражданской истории и выдвигая на первый план малозначительные.

3. Преподаватель не ведет достаточно упорной борьбы за закрепление в памяти школьников основных хронологических дат.

В настоящей статье ставится задача помочь преподавателю справиться с названными недочетами.

II

В БСЭ по истории Великобритании до XVI в. указаны в сводной таблице 98 "важнейших дат"2 .

Значит ли, что все эти важнейшие даты должны знать школьники средней школы? Конечно, нет. Значительная часть из них будет указана преподавателями в изложении его курса. Но вряд ли он будет настаивать на том, чтобы ученик запомнил все даты.

Сколько же примерно дат должны школьники заучить и запомнить? Что говорит об этом школьный опыт? Возьмем для примера древнюю и среднюю историю (т. е. курс неполной средней школы).

Учтем прежде всего опыт русской дореволюционной школы. Как известно, хронология в преподавании истории в ней занимала почетное место. Оценка знаний ученика определялась главным образом количеством заученных хронологических дат. И все же школьная практика приходила к выводу о необходимости ограничиться некоторым минимумом основных хронологических дат.

Размер этого минимума для средних классов средней школы намечался примерно такой: 40 - 60 дат на годичный курс в 60 - 80 часов. Так, если взять старые учебники по истории средних веков (до XV в.), то у Иванова мы находим выделенными для запоминания 44 даты, у Кареева - 51, у Васильева - 58. Близкое к этому число намечают современные французские учебники для учащихся возраста 12 - 15 лет.

Против "ненужного переобременения памяти учащихся собственными именами и хронологическими датами" выступал в своем руководстве по методике истории и кадет Кареев (хотя Кареев весьма далек от пренебрежительного отношения к хронологии)3 .

Аналогичные мысли развивают и современные буржуазные методисты, в особенности французские, которые, пожалуй, в большей степени, чем методисты других стран, обнаруживают заботу о прочности знаний учащихся.


2 БСЭ, т. IX, с. 585 - 586.

3 Кареев, О школьном преподавании истории. П. 1917, с. 143 и 203.

стр. 102

Показательно, что во французских исторических учебниках чуть ли не половина страниц заполнена таблицами и вопросами для повторения4 .

Автор одной из последних буржуазных работ по методике истории - бельгиец Вернье - выдвигает по этому вопросу следующее положение: "Нужно свести число исторических дат к некоторым "ориентировочным пунктам", по отношению к которым расположатся в порядке события политической, экономической и социальной истории"5 . Вернье решительно отстаивает при этом мысль о необходимости ограничиться в школьном курсе весьма небольшим количеством дат.

Грубая педагогическая и психологическая ошибка, по мнению Вернье, думать, что "нужно учить многое, чтобы сохранить в памяти немногое". Нет, - "чтобы сохранить в памяти немногое, нужно учить немногое, но нужно учить хорошо", - цитирует Вернье одного из французских педагогов6 . В применении к вопросу о хронологии это совершенно правильное педагогическое положение означает: "нужно выделить немногие существеннейшие даты и их хорошо усвоить".

Сколько же примерно нужно взять дат, учитывая силы учеников? Вернье дает определенный ответ на этот вопрос только по отношению к начальной школе. Для исторического курса в начальной школе (от 10 до 14 лет) он считает возможным ограничиться 40 датами. Такое количество основных дат и выделено в учебнике, составленном при участии Вернье7 .

Еще дальше идет один из авторитетнейших американских методистов Клеппер, который считает, что в этом возрасте в полугодие нужно давать не более, чем 6 или 8 дат8 . Может быть, Клеппер несколько перегибает палку в противоположную сторону, но к соображениям его и Вернье нужно прислушаться.

Увеличивая число дат до 100 или 150 в год, как это делают некоторые чересчур ретивые борцы за конкретность исторического курса, мы возлагаем на плечи учеников непосильное бремя. В погоне за большим количеством дат мы не сумеем добиться прочности знаний. Вместо редкой, но основательной "исторической сетки", мы получим частую, но непрочную. Если же по каждому году обучения у ученика неполной средней школы останется 30 - 50 крепко усвоенных исторических дат, то при правильном выборе эти даты действительно смогут стать вехами, опорными пунктами для размещения во времени всего исторического материала9 .

Все дело в том, чтобы правильно выбрать основные даты и суметь добиться их прочного усвоения школьниками.

III

Выбор основных хронологических дат - ответственнейшее и весьма сложное дело. Хронологическая таблица только на первый взгляд может показаться документом аполитичным. На деле же она классова и партийна. Выделение существеннейших событий прошлого связано с той или иной философско-исторической концепцией, с периодизацией исторического процесса, с политическими установками.


4 Конечно, в каждом учебнике тщательно выделены основные хронологические даты. Так, в очень распространенном учебнике Gauthier et Deschamps, Cours moyen et superieur (1931), мы находим собранными в одной таблице 60 главных цат.

5 Verniers, L'enseignement de l'histoire a l'ecole primaire et a l'ecole normale. Bruxelles 1933, p. 86.

6 Там же, p. 86.

7 Verniers et Bonenfaut, Manuel de l'histoire de Belgique, v. I et II, Bruxelles 1933 - 1934.

8 Klapper, The Teaching of History, p. 244.

9 Для старших классов средней школы число дат может быть значительно увеличено.

стр. 103

Поясним эту мысль несколькими примерами. Вот перед нами "Краткая хронология или показание лет от начала мира по 1778 г. по Р. Х., разделенная на седмь веков по церковному штилю", напечатанная в 1777 г. в Москве. Сочинитель книги, "Палладий, епископ рязанский и московской синодальной конторы член", завершает свой ученый труд кратким "екстрактом", в котором названы основные даты мировой истории. Составлен этот "екстракт" для того, как поясняет "сочинитель", чтобы юные читатели могли себя "екзерцировать, и тем затвердя нужная, всегда на ответ готовы быть"10 , Первые даты "екстракта" таковы;

 

От начала мира лет

От Р. Х. восходительно лет

Начало мира

-

5508

Всемирный потоп

2262

3246

Авраамово рождение

3334

2174

Из событий после начала нашей эры отмечены следующие11 :

 

От начала мира

От Р. Х. нисходительно лет

Рождество Христово

5508

-

Окончание седмин Даниловых

5541

33

Разорение Иерусалима и вышеуказанного храма от Тита Веспасиана

5581

73

Константин Великий, христианских монархов первоначальник, воцарился

5815

307

Владимир Великий князь Российский крестился

6496

988

Падение Греческой империи от турок

6961

1453

Московские великие князья царский титул приняли

7070

1532

Московские государи императорский титул приняли

7229

1721

Подробных пояснений к этой таблице не требуется. Это - классическая, во всей ее неприкрытой откровенности поповская философия истории, философия византийско-православно-самодержавного мракобесия.

Дворянская и буржуазная история XIX и XX вв., конечно, далеко отошла от наивных построений учеников пророка Даниила и блаженного Августина, но объективность, которой она кичится, громкие фразы об "истине", которой она служит, плохо прикрывают классовое направление всех приемов фальсификаторов истории. Эта классовая направленность выступает со всей ясностью и яркостью и в сухих столбцах хронологических таблиц старых пособий. В качестве существенных исторических вех в них часто выдвигаются события второстепенного и третьестепенного порядка и в то же время оказываются упущенными крупнейшие факты, имеющие решающее значение.

Приведем для примера хронологические даты по истории России XVIII в. (до 1775 г.) из учебников Иванова и Платонова12 .


10 "Краткая хронология. -.", с. 118.

11 Там же, с. 120.

12 Приводим только те даты, которые указаны в хронологической таблице, т. е. подлежат запоминанию учащихся. Учебники Иванова и Платонова - самые распространенные из учебников по русской истории до революции. Оба они имели хождение в первые годы после Октябрьской революции.

стр. 104

Учебник Платонова

Учебник Иванова

1700 - 1721 - Великая северная война

1700 - 1721 - Великая северная война

 

1700 - Поражение под Нарвой

 

1702 - Взятие Орешка

1703 - Основание Петербурга

1703 - Основание Петербурга

 

1704 - Взятие Дерпта и Нарвы

1709 - Полтавская битва

1709 - Полтавская битва

 

1710 - Взятие русскими Выборга, Ревеля и Риги

1711 - Прутский поход. Учреждение Сената

1711 - Прутский поход. Учреждение Сената

1714 - Победа при Гангуде

1714 - Победа при Гангуде. Приказ об единонаследии

 

1718 - Введение подушной подати. Смерть царевича Алексея

 

1719 - Разделение на губернии

1721 - Ништадский мир. Принятие императорского титула. Учреждение Синода

1721 - Ништадский мир. Принятие императорского титула. Учреждение Синода

1722 - Закон о престолонаследии

1722 - Табель о рангах. Указ о преемнике престола

1725 - Кончина Петра

1725 - 1727 - Екатерина I

1725 - 1727 - Екатерина I

1725 - Открытие Академии Наук

1727 - 1730 - Петр II

1727 - Петр II

1730 - 1740 - Анна

1730 - 1740 - Анна

1740 - 1741 - Иван VI

1740 - 1741 - Иван VI

1741 - 1761 - Елизавета

1741 - 1761 - Елизавета

 

1743 - Мир со Швецией

 

1755 - Учреждение Московского университета

 

1756 - Общественный театр в Петербурге

1757 - 1761 - Участие России в семилетней войне

1757 - Учреждение Академии Художеств

1761 - 1762 - Петр III

1761 - 1762 - Петр III

1762 - 1796 - Екатерина II

1762-1796 - Екатерина II

1767 - 1768 - Комиссия для составления нового уложения

1767 - Комиссия для составления Нового уложения

1768 - 1774 - Первая турецкая война

1768 - 1774 - Первая турецкая война

1773 - 1775 - Пугачевщина

1775 - Учреждение для управления губерний. Казнь Пугачева

В этом очень подробном перечне дат, где заботливо названы годы взятия Орешка и Дерпта, отсутствует упоминание о ряде важных фактов, характеризующих экономическое развитие и экономическую политику крепостнического правительства (не назван ни закон 1721 г. о праве покупки крепостных владельцами фабрик, ни отмена внутренних таможен в 1753 г.). Но еще показательнее то, как заботливо обойдены крупнейшие классовые бои XVIII в. В таблице нет ни булавинщины, ни башкирских восстаний, ни колиивщины. А Иванов даже по крупнейшей из крестьянских войн в России ограничился указанием только даты казни Пугачева.

И это не случайно. Нив одном из старых учебников по древней истории не выделена как одна из важнейших дат в истории Рима - восстание Спартака. Хронологические таблицы в учебниках по средней истории проходят мимо Жакерии, Уота Тайлера, восстания Чомпи. Немецкие стенные хронологические таблицы (Kleen, Zeittafeln) выделяют по XVI в. 10 дат. Здесь есть и диспут Лютера с Экком, и Шпейерский сейм, и год смерти Лютера. Одно "ухитрились" пропустить составители таблицы: великую крестьянскую войну 1524/25 г.!

Тут необходимо сделать два практических вывода: 1. Ни в коем случае недопустимо некритическое использование старых хронологических таблиц. Тот преподаватель, который становится на этот путь (а такие преподаватели встречаются нередко), превращается в вольного или не-

стр. 105

вольного агента классового врага. 2. Необходимо разработать для советской школы "хронологический минимум" (для начала хотя бы примерный).

Что должно войти в этот минимум? Он должен включать в себя прежде всего даты наиболее крупных классовых боев предшествующих эпох. Важнейшие классовые бои лежат в основе марксистской периодизации истории человечества. В своих замечаниях на конспект учебника по новой истории товарищ Сталин в качестве основных вех, которые разбивают новую историю на три больших периода, намечает три революции: французскую буржуазную революцию конца XVIII в., Парижскую коммуну, великую Октябрьскую социалистическую революцию. Если перейти к более дробной периодизации новой истории Западной Европы, то в качестве, переломных дат выдвинутся революции 1848 и 1905 гг.

Конечно история революций не покрывает всего содержания школьного исторического курса. Школьники советской школы должны знать не только о восстаниях, крестьянских войнах, буржуазных революциях и героических боях пролетариата, но большие революционные выступления эксплоатируемых масс являются важнейшими вехами мировой истории, и к ним прежде всего должно быть привлечено внимание учащихся.

Пусть поэтому из событий XIV в. они прежде всего назовут крестьянские войны во Франции и Англии и восстание Чомпи; по XVI в. - великую крестьянскую войну в Германии и нидерландскую революцию. С XVII в. на Западе пусть прежде всего свяжется в памяти английская революция, а на Востоке Европы - крестьянские войны начала XVII в. (так называемая "смута"), восстание на Украине, восстание Степана Разина. Закрепив в памяти учащихся эти даты, мы заложим фундамент для марксистской периодизации исторического процесса.

Кроме дат важнейших классовых боев, в хронологический минимум нужна внести основные события экономической истории, важнейшие государственные мероприятия и крупнейшие факты внешней политики. Экономическое развитие общества только частично может быть охарактеризовано событиями, отнесенными к определенному году. Обычно речь идет о процессах, развивающихся медленно и датируемых если не столетиями, то десятилетиями. Но некоторые точные даты, характеризующие развитие экономики, должны быть включены в минимум - например годы географических открытий, технических изобретений, крупных экономических мероприятий правительств и т. д.

Значительно больше дат должно быть введено по истории политического-строя: даты наиболее крупных реформ, возникновения новых государственных учреждений, образования партий, важнейшие вехи в жизни крупнейших политических деятелей и т. д.

Наконец факты внешней политики, как-то: возникновение новых государств, крупнейшие войны, изменение территорий государств (Вестфальский, Венский, Версальский договоры), захваты колоний - все это должно войти в хронологический минимум.

Так составленный хронологический минимум явится своеобразным (кратчайшим) конспектом курса гражданской истории. В нем будут названы и приурочены к определенному времени важнейшие события истории человечества.

Выработка этого хронологического минимум? - одна из очередных задач составителей новых учебников и программ.

Заранее хотелось бы предостеречь против одной, уже кое-где наметившейся, тенденции - отводить главное место в хронологическом минимуме датам, устанавливающим время правления тех или иных царей. Так, у некоторых преподавателей хронологическая таблица по истории Римской

стр. 106

империи представляет собой более или менее полный каталог императоров, Как справочный материал такая таблица не бесполезна. Но основными фактами истории Римской империи нужно считать не годы смерти того или иного императора, а важнейшие события внутренней и внешнеполитической истории. По этим соображениям в хронологическую таблицу вместо мало говорящих о существе происходящих процессов дат 1285 - 1314 гг. (Филипп IV) или 1199 - 1216 гг. (Джон Безземельный) мы предпочли бы внести годы 1302 (созыв генеральных штатов) и 1215 (великая хартия вольностей).

Тем самым мы добились бы насыщения каждой даты социально-политическим содержанием (отметим к тому же, что по наблюдениям преподавателей-практиков "двойные" даты вообще хуже усваиваются, чем даты отдельных событий)13 .

IV

Выделив таким образом небольшой круг важнейших хронологических: дат, преподаватель должен добиться прочного усвоения их учениками. Как это сделать?

Этот вопрос стоял и перед старой школой, и стоял даже с большей остротой, чем перед советской школой. Усвоению хронологии старая школа придавала, как мы уже отмечали, огромное значение14 . Между тем прочное запоминание исторического материала затруднялось тем, что исторические курсы представляли собой груды фактов, внутренне между собой не связанных. Поэтому хронология просто зазубривалась. Методисты же силились придумывать разнообразные мнемонические приемы, облегчающие запоминание дат. Вот два примера из старой методической литературы.

Некий Язвинский в книжечке, вышедшей в 1837 г., сообщает об открытой им "методе преподавания хронологии истории". На особой разграфленной таблице учащиеся закрывают марками годы, подлежащие усвоению, и открывают их, повторяя это до тех пор, пока не будут знать безошибочно все даты. Вот поучительный пример из Язвинского:

"Сняв марки, ставя их опять на те же места, произносят последовательно имена князей: Рюрик, Олег - правитель Руси, Игорь Рюрикович, Ольга - правительница Руси, Святослав I Игоревич, Ярополк I Святославович, Владимир I Святославович Святой.

Вновь сняв марки и ставя их на прежние места в обратном порядке, произносят соответственные имена князей: Владимир I Святославович Святой, Ярополк и т. д. до Рюрика (в обратном порядке). Закрывая марками те же места, произносят годы восшествия на престол каждого княжившего: 862, 879, 912, 945, 955. 972, 980, потом наоборот: 980, 972, 955, 945, 912, 879, 862.

Закрывая марками по порядку те же места, произносят год, имя князя


13 В последнее время в периодической прессе были опубликованы примерные перечни хронологических дат по отдельным разделам исторического курса. См. журнал "История в средней школе" N 1 за 1935 г. (ст. Вернадского) и N 2 (ст. Фельдмана).

14 До каких чудовищных нелепостей договаривались не по разуму усердные поклонники хронологии можно судить по следующему замечанию одного из русских методистов начала XX в.: "Вообще невольно появляется мысль о глубоком значении хронологических данных, подобно тому как числа, выражавшие пространственные и весовые отношения, имеют глубокий смысл в круговом движении небесных светил" (Тарановский, Сравнительный метод преподавания русской истории. Витебск 1915 г., с. 48). Развивая эту мысль, глубокомысленный автор находит определенную закономерность в известной периодичности... войн между Московским государством и Польшей.

стр. 107

и сколько лет он княжил; таким образом: 862 - Рюрик - 17 лет, 879 - Олег - 33 года, 945 - Ольга - 10 лет и т. д."15 .

Если от времен Николая Палкина перейти к временам его внука и правнука, то и здесь мы встретимся с той же ставкой на зубрежку и мнемонические правила.

Известный методист конца XIX в. Кролюницкий сочувственно включает в свою книгу работу Язвинского, а сам рекомендует как прием закрепления исторических дат "сопоставление хронологических данных по числовым аналогиям (480 г. до Р. Х., 1380 г. и 1480 г. по Р. Х.; 1453 г. и 1653 г. и т. д.). В качестве образцов вопросов по хронологии он рекомендует между прочим следующие: "С каким годом сходен по некоторым числовым данным 1789 г. - год Рымникской битвы?" (Ответ - 1389 г.) Или: "С каким годом из истории Турции имеет числовую аналогию 1853 г. - начало Крымской войны?" (Ответ - 1453 г.)16 .

Однако наряду с такими мертвыми приемами схоластической школы зубрежки мы встретимся как в русской дореволюционной школе, так и в современной буржуазной с некоторыми практическими предложениями, которые должны быть учтены и нами.

На основе опыта работы советской школы и практики буржуазной школы можно рекомендовать следующие важнейшие средства для закрепления в памяти учащихся хронологических дат.

1. Составление хронологических таблиц. Всякая новая дата, которую ученики должны запомнить, непременно фиксируется письменно, чтобы глаз и рука пришли на помощь слуху. Новую дату прежде всего записывает на доске преподаватель. Затем учащиеся должны записать ее в тетрадях. Лучше всего завести для этого или отдельную тетрадку или выделить особые страницы в тетради по истории (это пока делается далеко не во всех школах)17 . В пятом классе полезно кроме записи года события тут же отмечать века, для того чтобы приучить школьников к счету на века.

В начале исторического курса, для того чтобы педагоги наглядно представляли себе расстояние между событиями, хронологические даты полезно наносить на заранее составленную шкалу времени. Страницы тетради разбиваются на тысячелетия, века или десятилетия, и каждая новая дата вписывается в соответственное место. Ряд строчек в этой тетради останется конечно незаполненным, но белые места на страницах будут сами по себе напоминать о течении времени. Зато в бурные периоды социальных сдвигов события будут тесниться на строках тетради.

Наряду с составлением таблиц в ученических тетрадях имеет значение и создание стенных хронологических таблиц. Внешние формы их, наметившиеся в практике, весьма разнообразны. Таблицы очень выигрывают, если хронологические даты иллюстрируются рисунками или фото. Такая иллюстративная хронологическая таблица приобретает особую ценность на повторительных занятиях.

Иногда хронологическую таблицу пытаются сочетать с графическим изображением исторического процесса (рост и упадок какого-либо движения). В советской школе в период увлечения графическими работами можно


15 Язвинский, Метода преподавания хронологии истории, изъясненная самим же преподавателем, 1837, с. 5 - 6.

16 Кролюницкий, Опыт методики элементарного курса истории, изд. 2-е, 1899, с. 257.

17 Составление такого рода хронологической таблицы, где записаны только даты, которые ученики должны запомнить, не исключает конечно того, что в других записях (в конспектах, в календарях событий и т. д.) будет назван ряд вспомогательных дат для справок, а не для запоминания.

стр. 108

было встретить "кривые" хода английской революции или чартистского движения и т. п. В буржуазной школе демонстрируется известная таблица по истории Франции, представляющая рост мощи Франции (M. Leon Vaquez, Tableau graphique d'histoire de France). Не лишенная некоторой наглядности, эта таблица вызывает большие возражения своей произвольностью. В самом деле, какими единицами может быть измерено политическое могущество Франции? Обработке математическими методами допустимо подвергать только точные, поддающиеся числовому выражению величины. Поэтому такой способ иллюстрирования хронологических таблиц мы отвергаем.

В тех разделах исторического курса, где приходится следить за историческим процессом, развивающимся одновременно в ряде стран, хронологические таблицы должны быть дополнены синхронистическими. Как правило, в синхронистические таблицы вносятся не только самые важные факты, но нетрудно и в синхронистической таблице выделить особо крупным шрифтом важнейшие даты и использовать ее таким образом для закрепления основных дат (так это сделано например в синхронистических таблицах в учебниках Виноградова).

Синхронистические таблицы ведутся и в ученических тетрадях и могут быть сверх того оформлены в виде стенных пособий. Особую разновидность синхронистических таблиц представляют так называемые "реки времени" - одно из распространенных в буржуазной школе методических пособий. Недочет пособий этого типа - перегрузка деталями - конечно может быть устранен путем тщательной методической обработки материала18 . Технические трудности создания "рек времени" однако настолько велики, что как тип самодельного учебного пособия они не могут приобрести распространения. Они должны быть подготовлены издательством как один из видов наглядных пособий для преподавания истории.

Мы не ставим себе задачу перечислять все возможные типы хронологических таблиц и дать критический анализ всех наглядных пособий для закрепления хронологических дат. Нам хотелось наметить лишь некоторые виды таблиц, которые должны занять место в советской школе как одна из существенных предпосылок в борьбе за прочное овладение датами важнейших исторических событий.

2. Повторение хронологических дат. Старая школьная мудрость гласила: "повторение - мать учения". Конечно весьма важным средством закрепления в памяти учащихся дат является возможно более частое их повторение. Некоторые, и старые, и современные, буржуазные методисты предлагают выделять на каждом уроке по истории несколько минут для беглого повторения хронологии19 . Тренировочным хронологическим упражнениям пытались иногда придать более живой характер, разнообразя их, применяя исторические тесты, вводя элемент соревнования, игры. Разрабатывались и даже издавались игры в хронологию20 .

Не отрицая целиком значения простого повторения и тренировочных упражнений, нужно стремиться заменять механическое зазубривание дат, перечисляемых без всякой внутренней связи, осмысленным повторением дат, связыванием дат в ряды.


18 См., например довольно простую немецкую историческую карту "В потоке времени" (журн. "История в средней школе" N 1 за 1935 г., с. 71).

19 Американский методист Клеппер говорит о регулярном трехминутном повторении на каждом уроке.

20 Например "Игра в хронологию", составленная магистром русской истории Сениговым, 1900 г.

стр. 109

В основном правильную позицию по этому вопросу занимает уже упомянутый буржуазный методист Вернье. Он не отрицает некоторого значения за простым механическим повторением, которое он называет "разыгрыванием хронологических гамм". Но он считает нужным свести эту работу к минимуму и придает ей характер только подготовительный. "Так, гаммы пианиста являются только предварительным упражнением: эта хронологическая тренировка должна стать только подготовительным средством для "логической организации" во времени исторических фактов"21 .

3. Связывание и сопоставление дат. Всякое методически продуманное повторение является в то же время работой по установлению новых связей между уже известными ученикам фактами. Установление новых связей - важнейшее средство для закрепления материала в сознании. Чем больше нитей связывает тот или иной факт с другими, тем он прочнее будет удержан в сознании.

Это общее правило методики повторения в полной мере применимо к повторению хронологии. Каждая из основных дат должна быть связана с большим числом других дат. Учащиеся должны вспомнить о ней в различной связи. Так например дата Парижской коммуны должна быть связана и с датой франко-прусской войны, и с французской революцией 1848 г., и с концом Первого интернационала, и с Октябрьской революцией.

Могут быть использованы самые разнообразные пути "организации дат в ряды". Назовем несколько наиболее часто встречающихся:

а) Перечисление дат по истории какой-либо страны. Так, приступая к истории Германии XIX в., важно вспомнить важнейшие даты предшествующей истории Германии, например с XVI в. Особенно ценны такого рода вопросы на повторительных занятиях в конце года, когда получается возможность связать воедино разбитые по разным частям курса разделы истории отдельных стран. ^

б) Сопоставление одновременных событий из истории отдельных стран. Нужно приучать учащихся читать синхронистическую таблицу не только по вертикали, но и по горизонтали. Вопрос: "а что было в это время в других странах?" должен часто ставиться перед учениками. Особенно он ценен при проработке истории последних столетий, когда в истории разных стран мы часто имеем дело с событиями не просто одновременными, но внутренне связанными друг с другом. Спросить при прохождении вопроса о декабристах или петрашевцах, о событиях 20-х годов в Западной Европе или о 48-м годе - это значит подчеркнуть связь между классовой борьбой на Востоке и Западе Европы.

в) Группировка дат, относящихся к одному какому-либо вопросу в истории страны. Так, на заключительных уроках по истории Рима весьма полезно предложить ученикам перечислить все известные им восстания рабов в Риме и назвать их даты. Или другой пример: приступая к истории крестьянской войны 1773 - 1775 гг., очень полезно заставить учащихся вспомнить все крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. Повторяя историю территориального образования Российской империи, важно вспомнить даты крупнейших захватов и договоров. Пусть расположатся в новый ряд даты 1552, 1556, 1667, 1721 и т. д.

г) Сопоставление во времени аналогичных явлений в истории разных стран. Например сопоставить время возникновения генеральных штатов во Франции и английского


21 Verniers, L'enseignement de l'histoire a l'ecole primaire et a l'ecole normale, p. 93.

стр. 110

парламента или время организации рабочих социалистических партий в крупнейших европейских странах.

д) Определение длительности того или иного исторического процесса, т. е. своеобразные задачи на время. Они не только способствуют закреплению исторических дат, но помогают уяснению длительности того или иного исторического процесса и тем самым уточняют историческую перспективу. С этой точки зрения вполне правомерны вопросы: "сколько времени продолжались крестовые походы?", "сколько времени существовали генеральные штаты во Франции (или земские соборы в России)?", "сколько времени прошло от открытия Америки до возникновения США?", "сколько времени прошло от конца I Интернационала до основания II?".

Таковы различные образцы повторительных вопросов для хронологии, устанавливающих новые связи. Для такого рода сознательного повторения дат преподаватель найдет широкое место на любом уроке и в каждой контрольной работе.

Так борьба за прочное овладение основными хронологическими датами тесно связывается с борьбой за систему знаний, за марксистско-ленинское понимание исторического процесса.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ЗАКРЕПЛЕНИИ-В-ПАМЯТИ-УЧАЩИХСЯ-ОСНОВНЫХ-ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ-ДАТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. ВЕРНАДСКИЙ, О ЗАКРЕПЛЕНИИ В ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫХ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ЗАКРЕПЛЕНИИ-В-ПАМЯТИ-УЧАЩИХСЯ-ОСНОВНЫХ-ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ-ДАТ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. ВЕРНАДСКИЙ:

В. ВЕРНАДСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1385 просмотров рейтинг
24.08.2015 (3160 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
3 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
9 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О ЗАКРЕПЛЕНИИ В ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫХ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android