Libmonster ID: RU-7817
Автор(ы) публикации: М. ЗИНОВЬЕВ

Под редакцией профессора А. В. Шестакова

Каждый учебник требует индивидуального подхода к школьной работе с ним. Свойства языка учебника, расположение материала, наличие иллюстраций и пр. - весь этот материал своеобразен для каждого учебника. Поэтому общие методические приемы недостаточны при определении методов работы с определенным учебником " классе и требуют некоторой индивидуализации применительно к своеобразным особенностям данного учебника. Постараемся определить главнейшие методические свойства учебника "Краткий курс истории СССР" под редакцией профессора Шестакова.

Язык учебника под редакцией профессора Шестакова в общем чрезвычайно простой, особенно по структуре предложений. Сложные предложения встречаются редко. Преобладают простые предложения. Из предложений сложных чаще встречаются предложения сложносочиненные. Но все же местами попадаются трудные для усвоения учеников предложения. Например на стр. 101 мы читаем такое предложение:

"Во время восстания царь Александр II поспешил издать закон об отмене в Польше и Литве крепостного права на менее тяжелых для крестьян условиях, чем в других губерниях России; повинности крестьян отменялись, и в Литве крестьяне получили свои прежние земельные наделы за более низкую цену, чем в остальных губерниях, а в Польше бесплатно".

Но язык учебника под редакцией профессора Шестакова имеет гораздо больше достоинств чем недостатков. Недостатки нужно искать, достоинства же встречаются на каждой странице. В этом отношении первое место занимает образность и конкретность языка, например слова: "вооруженные луками и стрелами" (стр. 42). При чтении этого выражения ученик ярко представляет себе войско татар в Сибири. Или: "Ермак погиб во время ночного нападения" (там же). Слово "ночного" заставляет усиленно работать воображение ученика. Или: "Расфранченные дворяне в напудренных париках сами работать не умели и не хотели" (стр. 67). В этом предложении ярко противопоставлены два положения: роскошная одежда паразита общества и труд, которого не желал и не умел делать паразит. Это также заставляет воображение ученика усиленно работать. Учебник отличается, в общем, простотой и образностью изложения.

Учебник дает фактический материал для начальной школы, пожалуй, даже слишком большой по об'ему. На конкретных, исторических фактах он выясняет большое число марксистских обобщений (понятий), имеющих для коммунистического развития учащихся большое значение. Так например при подведении итога княжению Ивана III говорится о Московском государстве как о едином крепком национальном государстве, т. е. дается понятие о национальном государстве. Далее, даются обобщенные понятия о многонациональном государстве, понятие о царизме как о жандарме Европы и т. д. Эти понятия раскрываются путем конкретного описания. Каждое понятие обосновано конкретными фактами и воспринимается учащимися как обобщение, а не как социологическая, отвлеченная формула. Помимо приведенных обобщений, выясняющих характер государства и его международную роль, в учебнике имеется много обобщений, вскрывающих классовые отношения, например: барщина, оброк, поместье, вотчина и т. д. Учебник под редакцией профессора Шестакова своим изложением ряда марксистско-ленинских понятий дает ценный материал, формирующий коммунисти-

стр. 114

ческое мировоззрение учащихся. Но некоторые из этих понятий, например национальное и многонациональное государство, сложны и недоступны для учеников 3 - 4-го классов, как показал опыт преподавания в 1937 - 1938 учебном году.

Изложение исторического материала в учебнике под редакцией профессора Шестакова выдержано в строго хронологическом порядке. Вследствие этого учебник дает учащимся историческую перспективу.

Оформлен учебник хорошо: хорошие рисунки, прекрасно отпечатанные карты. Мы давно уже не видели учебников, так хорошо изданных, как учебник под редакцией профессора Шестакова. Картины и карты учебника требуют специального внимания к вопросу об использовании этих иллюстраций в работе нашей школы.

Как должен учитель использовать учебник под редакцией профессора Шестакова в своей работе?

На основании постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года учитель должен систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину. Поэтому учитель при прохождении нового материала должен всякий раз рассказывать содержание соответствующего параграфа учебника. Учащиеся на основе рассказанного учителем и содержания прочитанных ими параграфов учебника готовят урок, т. е. закрепляют и повторяют материал. Вся эта работа проводится учеником дома, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы дать такой рассказ, который соответствовал бы по своему содержанию учебника. Если между рассказом и учебником будет несоответствие, ученик не сможет дома закрепить по учебнику услышанное на уроке. Необходимо в то же время помнить следующее. Если рассказ учителя будет только излагать содержание учебника и не будет вносить новых элементов сверх учебника, то ученики, особенно способные, скоро потеряют интерес к рассказу преподавателя, а сам преподаватель потеряет в глазах учащихся авторитет. Поэтому преподаватель должен лазать дополнительный материал. Этот дополнительный материал должен быть небольшим по своему об'ему и несложным но своему содержанию, чтобы не усложнять усвоения учащимися учебника. Многие преподаватели превращают изучение истории СССР в 5 - 7-х классах на основе "Краткого курса истории СССР" под редакцией профессора Шестакова в подробный курс, аналогичный курсу истории СССР 8 - 9-х классов. Часто дополнения недоступны для учеников 5 - 7-х классов. Дополнения к учебнику должны быть невелики и сообщать материал, несколько детализирующий учебник. Рассказ учителя строится применительно к плану соответствующего параграфа учебника.

Выслушав рассказ учителя, ученик закрепляет его дома. Для этого ученик должен уметь работать с учебником. Поэтому учитель проводит ряд упражнений в классе, чтобы научить учащихся работать с учебником.

Первым упражнением в этом отношении является чтение вслух учебника в классе. Преподаватель предлагает учащимся раскрыть соответствующий параграф учебника, затем он вызывает одного из учеников, который читает учебник вслух. После этого содержание прочитанного отрывка усваивается и закрепляется путем пересказывания учениками прочитанного. Этот вид занятий требует много времени, поэтому, по-моему, применять его следует в крайней необходимости, а именно:

1) в 5-м классе в начале года, когда ученики еще не умеют самостоятельно заниматься с учебниками, и 2) когда встречается в учебнике трудный материал, требующий от учащихся большого напряжения (например § 3 учебника Шестакова) или содержащий обильный и трудно запоминаемый фактический материал (например § 4, где встречаются трудные географические названия и много незнакомых понятий).

Для того чтобы научить учеников сознательно воспринимать текст учебника, а не заучивать его (т. е. не зубрить его), очень полезно проделать упражнение, состоящее в том, чтобы

стр. 115

ученик разбил параграф учебника на ряд основных мыслей и дал каждой части параграфа определенное название. Составляя план параграфа учебника, ученик учится одновременно усваивать содержание учебника в последовательности развития главных мыслей. Эту работу надо первый раз проделать в классе и показать учащимся на примерах, как это надо делать. После такого упражнения в классе следует предложить учащимся составить такие планы самостоятельно дома.

После того как ученики научились составлять планы и усваивать содержание учебника сознательно по главным мыслям, можно прекратить упражнения и перейти к другим видам занятий. Составлять планы в дальнейшем следует лишь в случае сложного текста учебника (например § 19 учебника Шестакова "Первая крестьянская война в русском государстве").

Картины, помещенные в учебнике, - очень важный вид наглядных пособий, который должен быть использован полностью. Картины следует прорабатывать так: ученик по вызову преподавателя читает надпись под картиной и рассказывает содержание картины. Преподаватель предлагает дополнительные вопросы и с помощью желающих учеников раз'ясняет картину полностью. Картины в учебнике носят следующий, различный характер: описательно-бытовой (стр. 23), сюжетно-бытовой (стр. 35) и портрет (стр. 37).

Учитель должен наряду с историческими картами в учебнике использовать стенную историческую или физическую карту. Находя какую-либо границу или пункт на карте, необходимо тут же давать ориентировочные пункты.

Примеры ориентировочных пунктов: 1) город Москва на Москве-реке - там, где река меняет свое восточное направление на юговосточное. В этом месте река Москва подходит ближе всего к реке Клязьме, 2) Рязань - на среднем течении Оки, в самом южном изгибе этой реки, и т. д.

Иногда ориентировочные пункты трудно и даже невозможно указать, тогда преподаватель называет ориентировочный пункт приблизительно: к востоку или к югу от такого-то города и реки, и т. д.

Работа с учебником надому. Ученик дома должен приготовить урок, т. е. прочитать предложенные ему страницы учебника, связно, последовательно рассказать их содержание, ответить на вопросы, ему данные, составить план, выписать хронологические даты, имена, составить письменный план, выписать исторические термины в особый словарик.

Регулярное спрашивание учащихся по материалу учебника может производиться двояко.

I. Вопросы, предлагаемые учителем, требуют от ученика связного изложения материала учебника. Например при изучении § 12 "Монголы-завоеватели и татаро-монгольское иго" полезно предложить такие вопросы:

1) Расскажи о походах и завоеваниях Чингис-хана.

2) Расскажи о завоевании ханом Батыем русских княжеств.

3) Расскажи о татаро-монгольском иге, установившемся в русских княжествах после походов Батыя.

II. Другой тип вопросов - детальные вопросы. Примеры такого типа вопросов по тому же содержанию:

1) Где жили монголы до их об'единения Чингис-ханом?

2) Какие страны завоевал Чингисхан?

3) Когда, где и с каким исходом произошло сражение между войсками Чингис-хана и русскими князьями в союзе с половцами?

Первый тип вопросов развивает связную устную речь, поэтому такого рода вопросы должны чаще практиковаться; второй тип вопросов применяется в качестве дополнительного вопроса после ответа учеников на основной вопрос.

Применяя последовательно указанные приемы в занятиях учеников с учебником под редакцией профессора Шестакова, учитель добьется не только прочного усвоения материала учащимися, но и научит учащихся систематически, научно работать с книгой, что так важно для их подготовки в высшее учебное заведение.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДАХ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. ЗИНОВЬЕВ, О МЕТОДАХ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДАХ-РАБОТЫ-С-УЧЕБНИКОМ-КРАТКИЙ-КУРС-ИСТОРИИ-СССР (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. ЗИНОВЬЕВ:

М. ЗИНОВЬЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1145 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3159 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О МЕТОДАХ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ "КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СССР"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android