Libmonster ID: RU-7681

Постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. о преподавании истории вплотную поставило перед нами задачу перестройки работы в этой области. Историю нужно преподавать "с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей", без "абстрактных определений общественно-экономических формаций" и "подмены связного изложения гражданской истории отвлеченными социологическими схемами"1 . Это указание поднимает преподавание истории на значительно более высокий уровень, связанный с гигантскими задачами второй пятилетки, с ростом и воспитанием кадров, которые по указанию товарища Сталина "решают все". Оно с особой остротой выдвигает вопрос не только об учебниках и о перестройке их содержания, но и о методике преподавания. "Само преподавание носит отвлеченный, схематический характер", указывает постановление СНК и ЦК ВКП(б). История должна преподаваться "в живой занимательной форме", "с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащегося доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящее учащегося к марксистскому пониманию истории".

Указания товарища Сталина и решение Совнаркома и ЦК от 16 мая являются настоящей программой большевистского преподавания истории. Не касаясь всех важнейших проблем, выдвинутых этим постановлением, и той огромной работы, которая проделана за последний год для его реализации, остановимся на одной стороне вопроса, касающейся методики преподавания истории в коммунистической сельскохозяйственной школе, на основе опыта кафедры Всеобщей истории Всесоюзного коммунистического сельскохозяйственного университета имени Я. М. Свердлова (ВКСХУ).

Необходимость дать учащимся широкие исторические перспективы, уяснить весь ход исторического процесса и в особенности понять историческую закономерность Октябрьской революции и ее решающего места в процессе всей миро-


1 "Правда" от 16 мая 1934 г.

стр. 209

вой истории с наибольшей силой требует отказа от схематизма и абстрактности, требует наглядности и конкретности преподавания. Вместе с тем при изучении конкретных исторических событий не должно быть забыто и усвоение их историко-хронологической последовательности и основного смысла, их взаимосвязи, причинной обусловленности.

Кафедра Всеобщей истории ВКСХУ имени Я. М. Свердлова в целях осуществления указаний СНК и ЦК ВКП(б) поставила перед собой задачу разработать в 1934/35 учебном году конкретную методику преподавания истории.

На кафедре было заслушано два доклада: "Методика классных занятий по истории" и "О наглядных пособиях". Ввиду того, что студенты не умели еще работать над материалами по истории и особенно вести запись, был организован доклад для студентов "Как работать над книгой и вести записи по истории".

На кафедре заслушивались отчеты преподавателей в порядке проверки соцсоревнования было организовано взаимное посещение занятий преподавателями.

Прошедший 1934/35 учебный год дает уже некоторый опыт, особенно в постановке преподавания истории.

Одним из важнейших вопросов методики преподавания истории является наглядность. Необходимое для правильного понимания истории конкретное усвоение исторической эпохи и исторических событий, своеобразия условий каждого исторического периода может быть достигнуто только при наиболее полном, разностороннем и глубоком применении наглядного метода.

"Искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора, - говорил Ленин, - в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой"2 . Это указание Ленина полностью относится к преподаванию всех наук и в частности исторических. Преподавание истории по-новому требует постоянного совершенствования каждого преподавателя как в знании и понимании существа вопросов, так и в усвоении целого ряда новых конкретных материалов и в умении его передать.

Методическая работа в области наглядности преподавания истории в Университете имени Я. М. Свердлова до последнего времени находилась в загоне. Единственно, что применялось более широко, это исторические карты, но достаточного их выбора и умения пользоваться ими не было. Кроме того наглядные пособия при изучении истории, конечно, далеко не ограничиваются историческими картами. Поэтому сейчас необходимо внимательно подойти к вопросу, о применении разнообразных форм и методов наглядности при изучении истории.

Основа нашего преподавания - большевистское содержание, правильное, ясное, марксистско-ленинское понимание исторических событий, исторической эпохи. Но без правильного методического подхода передача содержания сплошь и рядом бывает бледной, нетвердо запечатлеваемой.

Однако необходимо отметить, что в процессе нашей работы мы встретились с рядом препятствий. Во-первых, со стороны некоторых


2 Ленин, Соч., т. XV, с. 288 (разрядка наша).

стр. 210

студентов имело иногда место непонимание новых задач. Часть студентов возражала главным образом против необходимости запоминания фактов, событий, личностей. Мотивами были "трудность" и "ненужность" запоминания. Этим нездоровым явлениям был дан отпор как массой самого студенчества, так и кафедрой. Во-вторых, перестройка преподавания истории встретила некоторую косность, привычку к старым методам преподавания и у некоторых преподавателей, которые очень медленно перестраивались и больше внимания уделяли "социологическим схемам".

Были отдельные случаи, когда факты, даты, личности и т. д. занимали почти все время преподавания, а исторические обобщения почти отсутствовали. В частности эти случаи особенно проявлялись на лекциях по истории средних веков. С этим перегибом кафедре приходилось бороться так же, как с абстрактностью и схематизмом.

Какие же пособия и материалы по истории мы имеем для того, чтобы сделать ее "возможно... нагляднее и тверже запечатлеваемой"?

Формы и методы наглядности и конкретности преподавания истории можно разделить на зрительные (карты, диаграммы, схемы и т. д.), образно-эмоциональные (например, художественная литература, экскурсии, выставки, кино), смешанные (музеи, исторические спектакли и т. д.). Особо нужно выделить вопрос о наглядных пособиях готовых и вновь создаваемых. Обычные жалобы на недостаток наглядных пособий и на их отсутствие исходят из того, что наглядные пособия должны быть заготовлены заранее, а на местах ими только пользуются. Между тем целый ряд наглядных пособий мог быть составлен и использован на месте. Более того, некоторые наглядные материалы только тогда и бывают полезны, когда они изготовляются на месте или воспроизводятся непосредственно перед аудиторией (например, работа у классной доски).

Приведем некоторые формы наглядности, которыми пользуются в классе и на лекциях при преподавании всеобщей истории в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова.

Одной из важнейших задач является наглядное представление о пространственном расположении тех или иных исторических событий, стран и эпох. Это дается правильным использованием исторических карт. Исторические карты отличаются от географических тем, что на них наносится динамика исторических изменений. Отсюда задача прежде всего приучить студентов к правильному пониманию особенностей исторических карт, их экспликации.

Для этого в Свердловском университете на 3-годичном отделении был применен следующий метод. Были отпечатаны на стеклографе и розданы студентам на руки небольшие контуры исторических карт. Такие же карты в большом масштабе вывешивались в классах при проработке отдельных вопросов (например Франция и Европа в эпоху буржуазной французской революции XVIII в.). Каждый студент обязан был сам нанести на своей карте все необходимые исторические данные (районы контрреволюционных восстаний, размещение промышленности, отношение европейских государств к Франции).

Обработка контурных исторических карт резко повысила умение разбираться в большой карте и общую историческую грамотность, дала возможность лучше понимать взаимосвязь исторических событий отдельной страны, конкретных мест борьбы, развертывающейся в истории в тот или иной момент (например, вопрос о задачах и целях похода Наполеона в Египет или о связи контрреволюцион-

стр. 211

ного восстания в Вандее с английской помощью с моря был наглядно и четко усвоен при помощи карты). Кроме того учащиеся приобрели навык непосредственной работы над картой по истории. Недостатком в нашей работе было то, что заполнение студентом контурной карты не всегда детально проверялось преподавателем. Но все же в этой области достигнуты значительные результаты.

Наряду с картами были использованы планы городов, например, план Парижа для понимания событий 9 Термидора или Парижской коммуны, а также наглядные планы отдельных сражений (эпизоды франко-прусской войны, например, сражение при Седане).

Внимание к исторической карте привело к тому, что студенты твердо знали расположение на карте каждого исторического места. Так например, изучая конгрессы I Интернационала, даты жизни и деятельности Маркса, основные противоречия эпохи империализма и все другие исторические вопросы, студенты конкретно указывали на их территориальные особенности.

Несомненно, что предварительное использование наглядных пособий облегчает задачу сделать изучение истории "возможно нагляднее и тверже запечатлеваемым". Классные занятия, так же как и лекции, должны быть снабжены не только картой, но и диаграммами, таблицами съездов, конгрессов или просто хронологическими таблицами.

В целях усвоения историко-хронологической последовательности, после каждой темы в программе, раздаваемой на руки студентам перед лекцией, были напечатаны основные исторические даты с характеристикой событий или лиц, к которым эти даты относятся. В таком систематизированном виде и при частом повторении основные исторические даты лучше и тверже запечатлеваются, а это облегчает студенту работу над темой.

Преподавателю необходимо наметить также последовательность показа отдельных пособий. Основная карта висит в классе все время, но отдельные, вспомогательные карты, если таковые требуются, а также таблицы и диаграммы показываются по мере надобности. Это же относится и к портретам исторических деятелей, которые необходимо показывать в классе тогда, когда об этих деятелях идет речь.

На занятиях можно пользоваться историческими документами, которые зачитываются или показываются в классе, и историческими картинами (в фотокопиях, в книжной иллюстрации или в воспроизведении через эпидиоскоп или диапозитив). Правда, нужно сказать, что опыта использования на классных занятиях эпидиоскопа и диапозитива мы еще не имели, но применение их при обзорных лекциях давало блестящие результаты.

Полезность исторических таблиц, диаграмм и схем ярко подчеркнута Лениным в его статистических тетрадях: "Чтобы рельефно (и в то же время кратко) выразить уроки этих цифр, - говорит Ленин, - можно попытать такой способ: взять четверть года и за каждую приводить месячный максимум"3 .

Наряду с показом готовых наглядных пособий в классе следует обратить внимание на очень мало используемую в преподавании истории классную доску. Работа с классной доской имеет большое значение для конкретизации и оживления занятий в классе и


3 Сборн. "Статистика в работе Ленина", с. 741.

стр. 212

должна быть всемерно использована преподавателем. Уменье работать с классной доской, уменье использовать ее для наглядного и конкретного усвоения предмета имеет большое значение. Необходимо прежде всего усвоить, что классная доска это - орудие совместной работы преподавателя и слушателей. Пользуясь доской можно: а) зафиксировать то, что необходимо довести до сознания каждого слушателя, и дать возможность вести запись; б) иллюстрировать те или иные исторические события или хронологические даты путем начертания на доске схемы, диаграммы, а иногда, при соответственном умении, и подлинного рисунка; в) активизировать и оживлять аудиторию, записывая на доске только то, что уже явилось результатом обсуждения мнения, то, что напоминается всей аудитории (например, год того или иного события не записывается прямо преподавателем, а спрашивается, когда это было; также и название лица или формулировка темы вопроса).

Опыт работы преподавателей Свердловского университета показывает, что запись на доске темы занятий и хронологических рамок ее при соответственной концентрации внимания слушателей на данной теме является хорошим вступлением для изучения и обсуждения вопроса.

Такое же значение имеет запись основных вопросов, выдвигаемых перед студентами. При записи на данном вопросе концентрируется внимание всех студентов независимо от того, кто выступает. Довольно распространенное возражение, что запись на доске отнимает "драгоценное время" выступлений, решительно опровергается повышенным качеством выступлений благодаря сосредоточению внимания при помощи записи на доске. Еще большую роль играет это на лекциях, улучшая качество записи лекций, помогая устранить те прямые извращения имен и хронологических дат, которые порой встречаются в записях студентов. Нам приходилось видеть записи студентов, которые писали "Луибланки" и "Луи-Бланк". Писали хронологические даты с разницей не только в 100, но и в 1000 лет. Проверка записей показала, что безграмотные записи в тетрадях слушателей умножались вследствие того, что преподаватели и лекторы не уделяли внимания записям на классной доске.

Наконец, значение использования классной доски заключается также в том, что можно при занятиях в классе вызывать к доске самих слушателей и поручать им в процессе выступления вести записи на доске. Следует предупредить, что записи на доске готовых выводов и формулировок вряд ли методически целесообразны. Это приучает студентов ожидать записей, понижает их активность, не дает им никакого навыка и уменья самостоятельно формулировать тот или иной исторический вывод. Вот почему преподаватель и лектор должны найти такой метод использования доски, при котором была бы устранена опасность превращения отдельных частей занятия в диктант при помощи классной доски. Каждый преподаватель и лектор обязан заранее продумать и наметить у себя в плане лекции или в конкретном плане классных занятий, что будет записано на классной доске, как будет записано (схемы, диаграммы, историческая дата и т. п. материалы) и какие пособия будут использованы.

Нужно отметить, что исторические схемы - чрезвычайно сложная и ответственная задача. Борьба со схематизмом и абстракцией, с отвлеченными социологическими схемами вовсе не означает, что нужно совершенно отказаться от той исторической конкретности, которая может быть получена при помощи умело применяемых и уме-

стр. 213

ло составленных наглядных схем. Это относится прежде всего к схемам политического строя, классов и их взаимоотношений, "восходящей" и "нисходящей" линии революции и целому ряду других вопросов. Но необходимо предупредить отдельные попытки все изображать в виде отдельных схем. Это очень вредное прожектерство. Один из преподавателей пытался, например, изобразить наглядно (?!) схему перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую или схему "перманентной революции". С такими извращениями нужно бороться самым решительным образом. Наглядная схема по истории не должна вести к искажениям и упрощениям, а должна помогать вскрыть действительную диалектику событий, разоблачая схематизм и схоластику.

Вот почему преподаватели должны заранее продумать и тщательно отобрать те наглядные схемы, которыми целесообразно пользоваться при проработке отдельных исторических тем. Нужно помнить, что лучше воспринимается не готовая схема, а та, которая создается вместе с аудиторией (например, схема политического строя Франции в эпоху империализма, структура рабочей партии). Наиболее наглядной и ясной она будет тогда, когда воспроизводится на доске в классе совместно со слушателями. Этот способ помогает оживлять занятия и рельефно запечатлевать главную мысль и выводы.

Кроме этих форм наглядности, в интересах большего оживления преподавания и прочного усвоения учащимися курса истории, используется художественная литература и кино, исторические спектакли и экскурсии. Конечно, использование этих форм наглядности возможно не непосредственно на классных занятиях, а в порядке напоминания, приведения примеров на лекции или классном занятии, организации киносеансов или рекомендации чтения исторической художественной литературы. Все это поможет живо и образно представить особенности той или иной исторической эпохи, исторического события, деятеля. К той же группе материалов следует отнести и мемуарную литературу. Необходимо отметить, что использование художественной литературы для преподавания истории задача настолько важная, что ей нужно было бы посвятить особую статью.

Следует обратить внимание на то, что наглядность в методике преподавания будет недостаточно действенна, если не добиться ее внедрения в работу самих слушателей. Необходимо, чтобы слушатели применяли элементы наглядности в своих тетрадях, записях, используя нужные материалы не только на лекциях, но и во время самостоятельной работы. Проверка преподавателями письменных работ студентов и использования ими наглядного метода поможет скорее осуществить задачу конкретного усвоения истории. Наглядность - только одно из звеньев в общей системе перестройки исторического образования вообще и в сельскохозяйственных школах в частности. Наглядность в преподавании является только частью всей той грандиозной работы, которая проводится на основании указания Совнаркома и ЦК ВКП(б). Нельзя изолировать вопрос о применении наглядных пособий от решающего значения перестройки исторического, преподавания по существу.

Требование большевистской бдительности, политической заостренности в преподавании истории является основным и ведущим, и на осуществление этих задач должно быть направлено все умение преподавателей, использующих конкретную методику своей работы для повышения качества большевистской учебы. В целях усовершенствования работы преподавателей было бы чрезвычайно целесообразно

стр. 214

систематизировать конкретные опыты использования наглядного метода в преподавании истории и организовать обсуждение их в порядке обмена опытом. Без такого обмена опытом в деле получения конкретного, наглядного материала нельзя по-настоящему ставить вопрос о повышении качества нашей исторической учебы на основе новых требований. Осуществление этих требований выдвигает и ряд других вопросов: о конкретной подготовке преподавателей к занятиям по истории, о воспитании у слушателей навыков и уменья работать над исторической книгой и историческими источниками, о формах и методах записи по истории. Все эти вопросы должны быть методически продуманы и критически усвоены каждым преподавателем. Но в общей сумме вопросов методики преподавания истории вопрос о наглядности преподавания является одним из важнейших. Наглядность помогает улучшить качество большевистской учебы, значительно повышает усвоение слушателями материала и является одним из звеньев, поднимающих преподавание истории на более высокую ступень.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДИКЕ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-ВО-ВСЕСОЮЗНОМ-КОММУНИСТИЧЕСКОМ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ-ИМЕНИ-Я-М-СВЕРДЛОВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ЗОРИН, Б. МАРТОВ, О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ. ИСТОРИИ ВО ВСЕСОЮЗНОМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Я. М. СВЕРДЛОВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-МЕТОДИКЕ-ПРЕПОДАВАНИЯ-ИСТОРИИ-ВО-ВСЕСОЮЗНОМ-КОММУНИСТИЧЕСКОМ-СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ-УНИВЕРСИТЕТЕ-ИМЕНИ-Я-М-СВЕРДЛОВА (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ЗОРИН, Б. МАРТОВ:

А. ЗОРИН, Б. МАРТОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
476 просмотров рейтинг
24.08.2015 (3161 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ. ИСТОРИИ ВО ВСЕСОЮЗНОМ КОММУНИСТИЧЕСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Я. М. СВЕРДЛОВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android