Libmonster ID: RU-8252
Автор(ы) публикации: Б. ВОЛИН

Когда Энгельс умер (1895 год), двадцатипятилетний Владимир Ильич написал в связи со смертью гениального учителя пролетариата свою статью-некролог "Фридрих Энгельс", не превзойденную до сих пор работу о великом соратнике и друге Карла Маркса.

Ко времени смерти Энгельса Ленин был уже общепризнанным руководителем петербургских марксистов, организатором "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", необыкновенно глубоко знающим Маркса, и Энгельса, умеющим применять марксизм к экономической и политической обстановке России.

До своей работы об Энгельсе молодой Ленин уже был известен рядом крупнейших марксистских работ. Еще в самарский период, в 1893 году, Ленин написал работу "Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни (По поводу книги В. Е. Постникова - "Южно-русское крестьянское хозяйство")". По приезде в Петербург в конце 1893 года он выступил со своим письменным рефератом "По поводу так называемого вопроса о рынках". В течение одного только 1894 года, предшествовавшего смерти Энгельса, Ленин написал "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" - работу, которая до конца идейно разгромила народничество, - а также и "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)" - работу, которая наряду с дальнейшим разоблачением народничества впервые в марксистской литературе вскрыла буржуазный "об'ективизм" "легального марксизма", показала его настоящее классовое лицо.

Когда в мае. 1895 года, незадолго до смерти Энгельса, Ленин приехал заграницу, чтобы, связавшись с плехановской группой "Освобождение труда", активизировать ее деятельность, по инициативе Ленина было предпринято группой "Освобождение труда" издание сборника "Работник". В N 1 - 2 этого сборника и была в 1896 году опубликована работа Владимира Ильича "Фридрих Энгельс".

Работа Ленина "Фридрих Энгельс" имеет еще и другую историю. По возвращении своем из-за границы Ленин задумал издание русской нелегальной марксистской газеты, которая пропагандировала бы широко идеи "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", идеи революционного марксизма. Подготовленная Лениным газета "Рабочее дело" являлась прообразом, предшественницей "Искры", идея которой была осуществлена Лениным позже, после его возвращения из сибирской (шушенской) ссылки и выезда его заграницу. В намеченном N 1 "Рабочего дела", целиком составленном из статей Ленина, и должна была пойти его статья-некролог "Фридрих Энгельс". Но в ночь с 8 на 9 декабря 1895 года, когда был арестован Ленин, были также произведены обыски и аресты среди других членов "Союза борьбы", и у соратника Ленина Ванеева жандармы забрали все подготовленные для N 1 газеты "Рабочее дело" ленинские рукописи, в том числе и рукопись об Энгельсе. Таким образом, русские марксисты, передовые русские рабочие познакомились с ленинской статьей-некрологом об Энгельсе только в 1896 году через доставленный в Россию нелегальный сборник "Работник".

стр. 1

* * *

"...имена Маркса и Энгельса справедливо ставят рядом, как имена основоположников современного социализма" (Ленин. Т. XVII, стр. 34), - писал позже, в 1913 году, Ленин в связи с письмом. Энгельса, к Марксу о первом наброске "Манифеста Коммунистической партии".

И. Ленин в своей работе "Фридрих Энгельс" исчерпывающе и вместе с тем кратко, сжато и популярно излагает основы великих идей марксизма, и дает оценку той исторической роли, которую в их разработке сыграл Энгельс.

Социализм до Маркса и Энгельса был утопическим социализмом. Этот социализм критиковал буржуазный строй, осуждал и проклинал капиталистическое общество, фантазировал о лучшем строе, мечтал об уничтожении капитализма без классовой борьбы, убеждал эксплоататоров в безнравственности эксплоатации.

Великая историческая заслуга и гениальность основоположников марксизма заключаются в том, что в противоположность социалистам-утопистам, не бывшим историческими материалистами, не знавшим законы развития капитализма, не умевшим раз'яснить сущность современного рабства, не видевшим подлинной общественной силы, способной создать новое, коммунистическое общество, Маркс и Энгельс "научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму...", "...указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, об'единить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых" (т. XXIII, стр. 276).

Эту великую историческую задачу выполнен в 1917 году под руководством Ленина и Сталина пролетариат Россия. "Мы переживаем счастливое время, - говорил Владимир Ильич при открытии памятника Марксу и Энгельсу 7 ноября 1918 года на площади, где ныне высится Музей В. И. Ленина, - когда это предвидение великих социалистов стало сбываться". Оно сбылось в СССР, на одной шестой части земного шара, где происходит исторический постепенный переход от социализма к коммунизму. "Марксизм добился того, что он одержал полную победу в одной шестой части света", - говорил товарищ Сталин в своем отчетном докладе XVII с'езду партий. Своими успехами партия большевиков, народы Советской страны обязаны тому, что они работают и борются под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина.

Во всемирно-исторической заслуге основоположников марксизма громадна роль Фридриха Энгельса, корифея науки, философа, экономиста, историка, авторитета в естествознании и военном деле, знатока литературы, владевшего более чем двадцатью языками Европы и Азии, в том числе и русским.

О том, как переживал двадцатипятилетний Ленин смерть Энгельса, свидетельствуют слова, которыми начинается его работа "Фридрих Энгельс". Замечательные горестные слова Некрасова, из стихотворения, посвященного памяти Добролюбова:

"Какой светильник, разума погас, 
 Какое сердце биться перестало!" -

поставил Владимир Ильин эпиграфом к своей статье-некрологу "Фридрих Энгельс". Именно как, о великом светильнике разума, как о замечательном ученом и учителе пролетариата во всем цивилизованном мире, как о суровом бойце и строгом мыслителе, имевшем глубоко любящее сердце и душу, говорит Ленин об Энгельсе.

Ленин отметает великое идейное сотрудничество, беспримерную дружбу гениальных основоположников научного коммунизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Еще до их первой встречи и личного знакомства в конце ноября 1842 года., когда Марксу исполнилось двадцать четыре года, а Энгельсу - всего только двадцать два года, молодой Энгельс под псевдонимом "Ф. Оствальд" сотрудничал в течение полугода в "Рейнской газете" Маркса. "С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд своих друзей сделался их общим делом", - указывает Ленин (т. I, стр. 409). "Старинные предания, - писал Ленин, - рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (стр. 414).

Владимир Ильич предупреждает в начале своей работы, что для понимания значения заслуг Энгельса перед международным пролетариатом надо усвоить значение в развитии рабочего движения учения и деятельности Маркса.

Ленин, поставив задачей своей статьи "будить классовое сознание в русских рабочих", излагает в крайне сжатой, но доступной форме основы учения основоположников марксизма. Он говорит о происхождении и всемирно-исторической миссии рабочего класса. Маркс и Энгельс первые показали, что "не благожелатель-

стр. 2

ные попытки отдельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавят человечество от гнетущих его теперь бедствий" (стр. 409). Ленин, излагая учение Маркса, отмечает, что "Маркс и Энгельс в своих научных трудах первые, раз'яснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе" (там же). Ленин указывает при этом на историческую смену общественно-экономических формаций, на смену господства и побед общественных классов, как результат того, что вся писанная история человечества является историей классовой борьбы.

Чтобы уничтожить основы классового господства и классовой борьбы - частную собственность и анархию производства ("беспорядочное общественное производство", - раз'ясняет Ленин), - необходима сознательная классовая борьба организованного пролетариата. Заканчивает Ленин это краткое изложение основ учения Маркса и Энгельса выводам: "...всякая классовая борьба есть борьба политическая".

Ленин не отрывает изложение учения Маркса - Энгельса от вопросов тогдашней российской современности. А эта современность была такова, что главным врагом марксизма являлось народничество.

Товарищ Сталин в своих замечательных статьях "Анархизм или социализм", написанных в период 1906 - 1907 годов, вспоминает о спорах между народниками и марксистами. "Народники говорили, - рассказывает товарищ Сталин, - что главная сила, которая может взять на себя "освобождение России", - это бедное крестьянство. Почему? - спрашивали их марксисты. Потому, - говорили они, - что крестьянство многочисленнее всех и в то же время беднее всех в русском обществе. Марксисты отвечала: правильно, что крестьянство сегодня составляет большинство и очень бедно, но разве дело в этом? Крестьянство уже давно составляет большинство, но до сих пор оно без помощи пролетариата никакой инициативы не проявляло в борьбе за "свободу". А почему? Потому, что крестьянство, как сословие, изо дня в день разрушается, распадается на пролетариат и буржуазию, тогда как пролетариат, как класс, изо дня в день растет и крепнет... И так как пролетариат - единственный класс, который непрерывно растет и устремляется к жизни, поэтому наш долг встать рядом с ним и признать его главной силой русской революции, - так отвечали марксисты" (Л. Берия "К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье", стр. 87 - 88. Партиздат. 1938).

Такая диаметрально противоположная оценка движущих сил предстоявшей революции зависела от того, что марксисты смотрели на общественные явления с точки зрения материалистической диалектики, а народники были идеалистами, рассуждали метафизически, смотрели на явления ненаучно, как сторонники суб'ективной социологии. Отсюда, как отмечает "Краткий курс истории ВКП(б)", и падение народников.

И Ленин, продолжая дальнейший идейный разгром народничества, в своей работе "Фридрих Энгельс" напоминает о социализме домарксовой поры, у которого многое было заимствовано русским народничеством.

Ленин подчеркивает, что идеи, развитые Маркс и Энгельсом, были тогда, в сороковых годах, совершенной новостью. "Тогда, - рассказывает Ленин, - было много талантливых и бездарных, честных и бесчестных людей, которые, увлекаясь борьбою за политическую свободу, борьбой с самодержавием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуазии и пролетариата. Эти

Обложка сборника "Работник" NN 1 и 2 за 1896 год.

стр. 3

люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали, как самостоятельная общественная сила". Они мечтали о социализме без борьбы, в пролетариате они с ужасом видели одну только "язву" и мечтали только о том, чтобы не допустить дальше развития этой "язвы" - роста пролетариата; они стремились остановить "колесо истории".

В противоположность этим утопистам, реакционным мечтателям, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на все растущий и развивающийся пролетариат. В кратких, ярко выраженных словах формулирует Ленин всемирно-исторические заслуги Маркса и Энгельса перед международным пролетариатом: "...они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию, и на место мечтаний поставили науку" (Ленин. Т. I, стр. 410).

Все эти грандиозные заслуги перед трудящимся человечеством делают необходимым, чтобы каждый рабочий знал жизнь и деятельность Фридриха Энгельса, "одного из двух великих учителей современного пролетариата". Это ленинское указание, сделанное им сорок пять лет тому назад, когда революционный марксизм: с боями пробивал себе дорогу в России, полно глубочайшего значения и сегодня, через сорок пять лет, когда великие, бессмертные идеи марксизма-ленинизма торжествуют решающую победу в нашей стране среди 193-миллионного народа строителей коммунистического общества.

* * *

Вслед за изложением и обоснованием основ революционного марксова учения (а в такой краткой и общедоступной форме это было сделано впервые) Ленин говорит о научном и политическом образовании Энгельса. Он излагает основы мировоззрения Энгельса - диалектического и исторического материализма - так, как его впервые сформулировали основоположники его Маркс и Энгельс.

Как формировалось революционное и научное мировоззрение Энгельса? Ленин, последовательно передавая основные вехи великой жизни Энгельса, рассказывает, как он уже с юношеских лет ненавидел произвол и насилия абсолютизма, как первые занятия философией укрепили в нем эти чувства и настроения.

Энгельс в юношеский период своей жизни был горячим последователем великого немецкого философа - идеалиста и диалектика - Гегеля, философия которого господствовала тогда, не только в Пруссии, но и во всей Европе, до России включительно. Чем привлекала юного революционного демократа Энгельса, гегелевская философия? Хотя Гегель преклонялся перед прусским феодально-монархическим государством и состоял у него на службе как профессор философии Берлинского университета, "учение Гегеля было революционным". Революционное значение его философии, проистекало из веры Гегеля в человеческий разум и его права, из основного положения его философии, что "в мире происходит постоянный процесс изменения и развития". Последователи Гегеля, не желавшие мириться с тогдашней действительностью, из основного положения гегелевской философии, о том, что в мире происходит постоянный процесс развития, приходили к выводу, что и борьба со злом абсолютизма коренится также в мировом законе вечного развития.

Ленин, говоря об этих революционных выводах из гегелевской диалектики, хотя и идеалистической, связывает их в своей статье с современностью, с русским Царским самодержавием, с существующим капиталистическим строем. "Если все развивается, - писал Ленин, - если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно будут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ничтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над народом!?" (стр. 411). Так эта работа Владимира Ильича учит, как надо сочетать вопросы (революционной борьбы с глубочайшими вопросами теории.

Но гегелевская философия была философией идеалистической. По Гегелю, развитие природы, развитие человека, развитие общественных (Ленин рядом употребляет об'ясняющее слово "людских") отношений следует выводить из развития духа. Великие основоположники материалистической диалектики, тесно связанные с конкретной действительностью, "обратившись к жизни", как выражается Ленин, видели, что только материя, природа единственно могут об'яснить развитие духа, а не наоборот, как учил идеалист Гегель. Поэтому Маркс и Энгельс взяли гениальную догадку Гегеля о вечном процессе развития, отбросив его предвзятое идеалистическое воззрение. Ленин при этом в сноске ссылается на Маркса, Энгельса, указывавших, что их умственное развитие во многом обязано немецкой философии вообще и Гегелю в частности. Ленин цитирует слова Энгельса о том, что "без немецкой философии не было бы и научного социализма". В своей работе "О диалектическом и историческом материализме" товарищ Сталин, разрабатывая дальше марксистско-ленинское учение о диалектике, по этому поводу указывает, что "Маркс и Энгельс

стр. 4

взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид".

Ленин раз'ясняет значение того, что Маркс и Энгельс были в противоположность Гегелю и "гегельянцам" материалистами, кратко формулируя в доходчивом для читателя "Работника" изложении основы исторического материализма. Что произошло с наукой об обществе, с наукой о людских, общественных отношениях, которая до того была идеалистической, после того, как Маркс и Энгельс взглянули на мир и человечество материалистически?

"...они увидели, - говорит Ленин, - что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных производительных сил. От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих отношениях - об'яснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов" (стр. 411).

Ленин ведет читателя дальше и показывает, как развитие производительных сил создает общественные отношения, опирающиеся на частную собственность. Он останавливается при этом на самой диалектике ее развития, при которой сама собственность отнимается у большинства трудящегося населения и сосредоточивается в руках ничтожного эксплоататорского меньшинства. Развитие производительных сил, писал Ленин, "уничтожает собственность, основу современного общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе социалисты" (стр. 411). Все дело заключается в том (и в этом заключается задача социализма), чтобы найти правильно ту общественную силу, которая по самому положению своему в современном обществе заинтересована в окончательной ликвидации основы эксплоататорского строя - частной собственности, - в разрушении буржуазного общества, в осуществлении социализма. Эта общественная сила должна сознавать свои классовые интересы, понять свою историческую задачу. Так Ленин подводит читателя к решающему выводу: "...такая сила - пролетариат".

И. Энгельс, рассказывает Ленин, стал изучать пролетариат, ходить по грязным рабочим кварталам Манчестера, где он собственными глазами видел нищету и бедствия английского пролетариата. В итоге своих непосредственных наблюдений и изучения документов и материалов о положении английского пролетариата двадцатипятилетний Энгельс написал свою гениальную книгу "Положение" рабочего класса в Англии". Мысли, увлекательно изложенные в этой книге, были совершенно новы для социалистической литературы того времени, а факты невероятной обездоленности и потрясающие картины бедствия английского пролетариата явились "ужасным обвинением, капитализма и буржуазии". Ленин, суммируя основные мысли этой исторической книги, появившейся за три года до "Манифеста Коммунистической партии", подчеркивает, что "Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение", что в этой борьбе он сам себе поможет, что его политическая борьба не может не привести его к сознанию того, что только в социализме выход из его положения, что "социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса" (стр. 412).

Но "Положение рабочего класса в Англии" - не первая серьезная работа молодого Энгельса. За год до нее оба друга - Маркс и Энгельс - сообща написали книгу "Святое семейство или критика "критической критики", направленную против историков-философов братьев Бруно и Эдгара Бауэров и их последователей, проповедывавших тогда, в конце тридцатых и начале сороковых годов, некоторые из тех вредных и вздорных идей, которые впоследствии, через сорок лет, исповедывали либеральные народники в России.

Ленин напоминает, что гениальные основоположники научного коммунизма решительно восставали против созерцательного, бездейственного отношения к действительности, против таких идей, будто пролетариат является некритической массой, и требовали не созерцания, а борьбы за новое общество во имя подлинной человеческой личности, во имя пролетариата, который является силой, заинтересованной в построении социализма и способной до конца бороться за него. А до "Святого семейства" Энгельс написал и в марксовом "Немецко-французском ежегоднике" ("Deutsch - franzosische Jahrbucher") напечатал "Очерки критики политической экономии". Ленин при этом делает крайне важное замечание о том, что "об-

стр. 5

щению с Энгельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот" (стр. 413).

Книга Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" произвела громадное впечатление. Известно, что в России царская цензура не допустила ее к печатанию, что такой журнал, как "Современник", без указания автора все же довел до своих читателей основное содержание книги. Ленин в своей статье дает такую высокую оценку этой энгельсовой работе: "...ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса". Много лет позже, в 1913 ходу, Ленин, снова говоря об этом замечательном произведении Энгельса, в своей статье "Переписка Маркса с Энгельсом" называет эту книгу "одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе" (т. XVII, стр. 31).

Ленин, говоря об этом периоде жизни Энгельса, когда он, возвращаясь в 1844 году из Англии в Германию, остановился по пути в Париже и вновь встретился с Марксом, делает два чрезвычайно важных и глубоких замечания, а именно: что Энгельс социалистом сделался только в Англии и что Маркс стал тоже под влиянием французской жизни и французских социалистов социалистом в Париже.

Ленин останавливается на дальнейших этапах жизни, революционной деятельности и литературной работы великого соратника Маркса - бессмертного Энгельса.

Ленин, говоря о "Манифесте Коммунистической партии", дает в своей статье знаменитую оценку этого программного документа научного коммунизма. "Эта небольшая книжечка, - писал Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира" (т. I, стр. 413).

Когда разразившаяся революция 1848 года привела Маркса и Энгельса на родину, "оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии", и "до последней возможности отстаивали они интересы народа и свободы от реакционных сил".

А когда Маркс и Энгельс после поражения революции 1848 года, в связи с наступившей в Пруссии реакцией, направились в Англию: Энгельс - в Манчестер и Маркс - в Лондон, - то несмотря на более чем двадцатилетнюю жизнь врозь, в разных городах, они находились в самом живом духовном общении, ведя почти ежедневную переписку, в которой "обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм". И длительный период жизни в разных городах, и тринадцатилетняя совместная жизнь до смерти Маркса в 1883 году в Лондоне - это "совместная духовная жизнь, полная напряженной работы".

В этот период вынужденной эмиграции после движения 1848 - 1849 годов Маркс и Энгельс, указывает Ленин, в изгнании занимались не одной только наукой, И во время существования организованного Марксом "Международного товарищества рабочих" - I Интернационала - и после его закрытия все более и более выдающейся являлась совместная объединяющая роль Маркса и Энгельса. "Можно сказать, - говорит Ленин, - что значение их, как духовных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывна росло и само движение". А когда Маркс умер, его осиротевший друг "один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов... Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса" (стр. 415).

За этот всемирно-исторический период времени Энгельс написал ряд крупнейших и важнейших работ, таких, как "Анти-Дюринг", в котором "разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук" (стр. 414), как. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах" и ряд статей о России. Энгельс в этих, "весьма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего - в духе материалистического понимания истории и экономической теории Маркса" (стр. 414).

* * *

Известно заявление Энгельса в предисловии к немецкому изданию "Манифеста Коммунистической партии" в 1883 году о том, что основная мысль "Манифеста" об условиях развития человеческого общества и всемирно-исторической миссии рабочего класса принадлежит единственно и исключительно Марксу. Вместе с тем известна также выдающаяся роль Энгельса в деле создания вместе с Марксом научного коммунизма и руководства международным рабочим движением.

Неоценима перед мировым коммунизмом историческая заслуга Энгельса в деле помощи Марксу, работавшему в неслыханно трудных условиях материальной нужды и мучительной болезни над разбором сложнейших явлений капиталистического хозяйства, создавшему свой гениальный труд "Капитал" - "величайшее

стр. 6

политико-экономическое произведение нашего века".

По справедливости Маркс, закончив корректуру I тома "Капитала", писал Энгельсу: "Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным! без твоего самопожертвования для меня я ни за что не мог бы проделать всю огромную работу для трех томов. Обнимаю тебя, полный благодарности" (Маркс и Энгельс. Т. XXIII. стр. 429). Ленин в своей работе "Карл Маркс", написанной в 1914 году, замечает по этому поводу: "Не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить "Капитала", но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты" (т. XVIII, стр. 7).

Особенно велика заслуга. Энгельса в ответственнейшем деле обработки оставшихся после смерти Маркса незаконченными II и III томов "Капитала". Это был труд титана мысли и науки. Ленин приводит высказывание австрийского социал-демократа Виктора Адлера, что изданием II и III томов "Капитала" Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. "Действительно, - замечает Владимир Ильич, - эти два тома. "Капитала" - труд двоих: Маркса и Энгельса". Недаром Энгельс, закончив редактирование III тома, в 1894 году, за год до своей смерти, заявил, что теперь он может умереть со спокойной совестью. С глубоким чувством говорит Ленин об Энгельсе, что "его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны" (т. I, стр. 414).

Особое место в конце своей работы об Энгельсе Ленин отводит той роли, которую Энгельс сыграл для революционного движения в России. Ленин рассказывает, как Маркс и Энгельс, которые оба владели русским языком и читали русские книги, "живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами" (стр. 415), как они сочувственно относились к героической борьбе русских революционеров против царизма и подозрительно относились ко всем тем, кто отворачивается от важнейшей задачи русских социалистов - завоевания политической свободы, - считая это прямой изменой великому делу социальной революции. Ленин подчеркивает то огромное значение, какое придавали Маркс и Энгельс подвигавшейся русской политической революции для судеб западноевропейского рабочего движения, как пророчески предвидели они, что "только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в постоянном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздохнуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит силу европейского рабочего класса" (стр. 416). Исходя из этих перспектив, Энгельс, был горячим сторонником водворения политической свободы в России.

"Русские революционеры, - заканчивает Ленин свою статью, - потеряли в нем своего лучшего друга".

* * *

Со времени смерти Фридриха Энгельса, великого борца, и учителя пролетариата, друга и сподвижника Карла Марека, прошло сорок пять лет. Сорок пять лет прошло со времени написания молодым Лениным страстного некролога, посвященного Энгельсу, чей прах, согласно его завещанию, поглотили морские волны. Великие революционные идеи Маркса и Энгельса, сформулированные гениально Лениным в его работе об Энгельсе, осуществлены в жизни на шестой части земного шара, в нашей стране социализма, великими продолжателями основоположников научного коммунизма - Лениным и Сталиным.

"Можно сказать без преувеличения, - говорится в "Кратком курсе, истории ВКП(б)", - что после смерти Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина - были единственными марксистами, которые двигало вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата".

Великое учение Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина - научный коммунизм - является могучим, непобедимым оружием всего международного пролетариата в его борьбе за коммунизм во всем мире.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-В-И-ЛЕНИНА-ФРИДРИХ-ЭНГЕЛЬС

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Julia GaponКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gapon

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ВОЛИН, О РАБОТЕ В. И. ЛЕНИНА "ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-В-И-ЛЕНИНА-ФРИДРИХ-ЭНГЕЛЬС (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ВОЛИН:

Б. ВОЛИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Julia Gapon
Pskov, Россия
2094 просмотров рейтинг
31.08.2015 (3132 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
24 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О РАБОТЕ В. И. ЛЕНИНА "ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android