Libmonster ID: RU-8087
Автор(ы) публикации: Г. ГАК

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" принадлежит к числу самых выдающихся творений основоположников марксизма-ленинизма.

Одной из замечательнейших книг, играющей по сей дань виднейшую роль в формировании мировоззрения марксистов, является знаменитая книга Энгельса "Анти-Дюринг". Спустя четверть века после появления этого произведения Энгельса родилась гениальная книга Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Она явилась продолжением произведения Энгельса и столь важным его дополнением, что, не зная ее, уже нельзя быть на уровне современного материализма. Но развитие диалектического материализма должно было пойти дальше. Спустя тридцать лет после великой книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" появилась гениальная работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Теперь уже нельзя быть вполне сознательным марксистом-ленинцем, не усвоив и этого научного труда товарища Сталина.

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" дает философское обобщение всего богатейшего опыта борьбы большевистской партии, поднимает на новую высшую ступень диалектический и исторический материализм, "является подлинной вершиной марксистско-ленинской философской мысли" ("Правда" от 20/XII 1939 г.).

* * *

Когда Ленин создавал свой гениальный философский труд, большевизм еще только подходил к оформлению своего существования как самостоятельной партии. Теперь партия насчитывает уже больше трех десятков лет богатейшей истории своей жизни. Тогда большевики еще только выступали в качестве самостоятельной организации в поход против своих многочисленных врагов, за завоевание на свою сторону рабочего класса и крестьянства. Теперь вое враги, против которых большевики боролись на протяжении многих лет, повержены во прах, и единственной партией, безраздельно пользующейся доверием народа, является партия Ленина - Сталина. Тогда партия еще только собирала свои силы для борьбы за завоевание диктатуры пролетариата, за завоевание условий для социали-

стр. 85

стического переустройства общества. Теперь диктатура рабочего класса укрепила свою мощь и прочность как, никогда, а социализм: в СССР уже в основном построен. Теперь дело идет уже о завершении строительства бесклассового социалистического общества и о постепенном переходе к коммунизму. Решены колоссальные, всемирноисторические задачи, пройден огромный путь в направлении к конечной цели - к коммунизму. Но, чтобы покрыть остающуюся часть пути, потребуется еще не мало усилий, отваги, самоотверженности в борьбе. Предстоит еще гигантская работа по коммунистическому воспитанию масс. Наше движение вперед совершается при наличии осе нарастающей угрозы со стороны капиталистического окружения. Партия Ленина - Сталина - партия, которая сумела потрясти основы капиталистического мира, - должна неустанно умножать свои силы, развивать свою боевую энергию, чтобы довести до конца начатое дело, водрузить знамя окончательной и бесповоротной победы коммунизма. Это означает прежде всего, что ее кадры должны быть достаточно вооружены знанием учения Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. Поэтому и приобрел к настоящему времени такую остроту вопрос о теоретическом вооружении кадров.

"Задача овладения большевизмом, - говорил товарищ Жданов в своем доклада на XVIII с'езде ВКП(б), - прямо вытекает из задач современного этапа социалистического строительства". Как шита Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" явилась теоретической подготовкой партии для борьбы за свержение царизма и за завоевание диктатуры пролетариата, так работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" является теоретической подготовкой партии в период борьбы за окончательную победу коммунизма.

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" имеет громадное международное значение, вооружая революционные отряды во всех странах в борьбе за завоевание диктатуры пролетариата и за победу коммунизма.

Философский труд товарища Сталина является продолжением, дальнейшим развитием философских трудов Ленина. Этот труд товарища Сталина является обобщением данных современной науки, обогащает ленинизм новыми философскими обобщениями опыта рабочего движения всех стран, опыта революционной борьбы нашей партии и всей истории борьбы большевиков с международным оппортунизмом.

* * *

Маркс, создавая диалектический материализм - мировоззрение марксистской партии, - выставил знаменитое положение о том, что пролетариат - сердце эмансипации, а философия - ее мозг. Столь же высоко ставят Ленин и Сталин значение мировоззрения для партии социальной революции, какой является партия коммунистов. Поэтому Ленин и Сталин, борясь против политических врагов большевизма, в защиту его программных принципов, его стратегии и тактики, одновременно боролись и в защиту теоретических основ большевизма, его мировоззрения. В борьбе против народников, легальных марксистов, "экономистов", меньшевиков, эсеров, против троцкистов и бухаринцев Ленин неустанно и с разных сторон отстаивал диалектический и исторический материализм. То же делал товарищ Сталин, борясь со всеми врагами большевизма. Подвергнув в ряде статей шейному разгрому и такого врага большевизма, как анархизм, товарищ Сталин уделил в этой борьбе с анархистами специальное внимание вопросам марксистской диалектики и марксистского философского материализма, провел блестящую защиту диалектического и исторического материализма. Анализ основ диалектического метода и материалистической теорий, данный товарищем Сталиным в статьях "Анархизм или социализм", писанных еще в 1906 - 1907 годах, представляет исключительный образец сочетания самых глубоких теоретических, философских вопросов с самыми животрепещущими вопросами классовой борьбы пролетариата.

Товарищ Сталин всегда придавал огромное значение пропаганде среди рабочих мировоззрения диалектического материализма и сделал очень много для того, чтобы довести до сознания рабочих самые сложные вопросы диалектического и исторического материализма. Придавая огромное значение марксистско-ленинскому мировоззрению как важнейшему роду оружия, которым должен овладеть большевик, товарищ Сталин показывает, как именно связана практическая революционная деятельность партии с основами марксистско-ленинского мировоззрения, с основными посылками диалектического метода, философского и исторического материализма.

С особой глубиной и яркостью это показано в работе товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Человек, изучивший эту работу, проникается глубочайшим пониманием неразрывной связи философии марксизма-ленинизма со всей революционной деятельностью партии большевиков. Можно прямо

стр. 86

сказать, что с появлением этой работы философия марксизма-ленинизма стада еще более жизненной, теснее сплелась с самыми боевыми вопросами революционной борьбы.

Появление этой работы сыграло огромную роль в ликвидации разрыва между марксизмом и ленинизмом, образовавшегося за последние годы в практике преподавания и пропаганды, в ликвидации оторванности мировоззрения марксизма-ленинизма от революционной практики.

Работа товарища Сталина, мастерски и систематически излагая марксистско-ленинское мировоззрение в его теснейшей связи с революционной практикой, имеет колоссальное пропагандистское значение.

Но значение этой работы товарища Сталина не только пропагандистское, а в первую голову теоретическое. Она двигает вперед разработку мировоззрения марксизма-ленинизма, обогащая его новыми идеями, проливая новый яркий свет на взаимосвязь его составных частей: диалектического материализма и исторического материализма, - глубоко анализируя связь всего мировоззрения с учением о революций, связь мировоззрения с политикой, со стратегией и тактикой большевистских партий, научно уточняя ряд основных понятий, терминов, определений в диалектическом и историческом материализме.

* * *

Начинается эта работа товарища Отжима с определения того, что такое мировоззрение марксистско-ленинский партии. Мировоззрение марксистско-ленинской партии есть единство метода и теории, единство марксистской диалектики и марксистского философского материализма. Еще в своей работе. "Об основах ленинизма" товарищ Сталин обосновал ленинизм как единство метода и теории. Товарищ Сталин показал, что метод ленинизма есть дальнейшее развитие метода марксизма, что теория ленинизма есть дальнейшее развитие теории марксизма, что марксистское мировоззрение, двигаясь вперед, развивает обе свои стороны: и метод и теорию, - ибо они неразрывны. Признание мировоззрения марксизма-ленинизма как единства теории и метода имеет весьма важное значение и направлено своим острием против врагов марксизма, которые, именуя себя марксистами, ревизовали марксизм, стремились приспособить его к своим оппортунистическим целям. Хорошо известно, что Берн-штейн, не желая пугать буржуазию революцией, прежде всего ополчился против диалектического метода, являющегося, по словам Маркса, "в существе своем критическим и революционным".

Товарищ Сталин, обосновывая мировоззрение марксизма как неразрывное единство диалектического метода и материалистической теории, доказывает это на самом происхождении марксизма. Марксизм критически преодолел идеалистическую систему Гегеля. Товарищ Сталин указывает, что "Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее "рациональное зерно", отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид".

Марксизм критически преодолел метафизический характер материализма Фейербаха. Товарищ Сталин указывает, что "Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения".

Этот генезис мировоззрения марксизма ясно показывает, что оно есть единство метода материалистической диалектики и теории диалектического материализма, что оно невозможно без одной из этих сторон.

Характеризуя марксистский диалектический метод, товарищ Сталин обосновывает всеобщность связи и всеобщность движения, раскрывая затем те законы, по которым совершается движение. Природа, учит товарищ Сталин, есть "связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга". Указание на эту черту диалектического метода, обычно игнорировавшуюся в практике пропаганды диалектического материализма, имеет в высшей степени важное значение, так как нельзя правильно пользоваться диалектическим методом и правильно применять его в жизни при забвении этой стороны дела. Достаточно указать, например, на следующее: известно, что одним из важнейших требований ленинско-сталинской тактики является требование находить основное звено в цели и ухватиться за него, чтобы вытащить всю цепь. Из чего исходит это тактическое правило ленинизма? Оно исходит из того, что явления надо рассматривать в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Указание на всеобщность связи имеет в высшей степени важное значение и для науки, для естествознания, в частности для науки об истории, ибо признание взаимосвязи явлений учит историческому подходу к общественным явлениям, дает возможность научно овладевать историческим прошлым, освобождает историческую науку от вульгаризации и всякого рода суб'ективистского опошления.

стр. 87

Яркий образец исторического подхода дает Маркс, например, в следующей оценке утопического социализма: "Естественно, что утопизм, предшествовавший материалистическо-критическому социализму, госта в себе последний в зародыше (in nuce); всплывая же на поверхность post festum (слишком поздно), он может быть только нелепым, скучным и в самом основании своем реакционным"1 .

Не менее важное значение и для познания и для действия имеет указание товарища Сталина на всеобщность движения как на другую характерную черту диалектического метода, также обычно игнорировавшуюся в практике пропаганды диалектического материализма. Признание всеобщности движения и изменения означает, что для "диалектического метода важно прежде, всего не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается".

Этот вывод из признания всеобщности движения, который товарищ Сталин сформулировал еще в своих ранних статьях "Анархизм или социализм", имеет огромное значение для научного предвидения и для стратегии и тактики революционной борьбы. Конкретизируя это положение применительно к области классовой борьбы, товарищ Сталин формулирует следующее правило, подтверждаемое опытом борьбы большевистской партия: "Значит, надо ориентироваться не на те слои общества, которые не развиваются больше, хотя и представляют в настоящий момент преобладающую силу, а на те слои, которые развиваются, имеют будущность, хотя и не представляют в настоящий момент преобладающей силы".

Товарищ Сталин раскрывает законы, да которым совершается движение, показывает механизм движения, его общее направление и его источник. Анализируя известное положение диалектики о том, что количественные изменения, достигая известного предела, определяемого природой данной вещи, приводят к изменению ее качества, к совершающемуся путем скачка превращению одного качественного состояния в другое качественное состояние, товарищ Сталин обосновывает положение о том, что движение не есть простое повторение пройденного, а поступательное движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Товарищ Сталин обосновывает теорию прогресса, учение о развития по восходящей линии, вдохновляя передовые, революционные силы общества на борьбу с дряхлеющим, отживающим и уходящим в прошлое, за новое, нарождающееся, имеющее будущность, которая богаче содержанием и переводит человечество на высшую ступень.

Замечательно по своей ясности и универсальности применения то определение закона единства и борьбы противоположностей, который указывает на источник совершающихся изменений, на внутреннее содержание процесса развития. Товарищ Сталин, характеризуя борьбу противоположностей, говорит, что это есть "борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся". Эта формулировка закона борьбы противоположностей помогает более, отчетливому применению его к тем или иным конкретным явлениям и процессам.

Блестящий анализ марксистской диалектики-проблемы взаимосвязи, развития, - даваемый в работе товарища Сталина, ставит ряд важнейших вопросов перед современным естествознанием и имеет для его развития огромное значение.

Во всем анализе основных черт марксистского диалектического метода приковывает к себе внимание то, как товарищ Сталин с исключительной глубиной и ясностью показывает распространение положении диалектического метода на познание общественных явлений, на вопросы революционной практики. Этим вносится новый вклад в теорию марксизма-ленинизма, в анализ той связи, которая существует между методом марксизма-ленинизма и его теорией и тактикой революции.

С исчерпывающей глубиной раскрывается в работе товарища Сталина связь и марксистского философского материализма с марксистским учением о законах общественного развития, о законах политической борьбы, о движущих силах революции.

Товарищ Сталин указывает на три основные черты, которыми характеризуется марксистский философский материализм: это признание, во-первых, того, что мир по природе своей материален; во-вторых, что сознание является отображением материи, отображением бытия; в-третьих, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что "нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики".

Товарищ Сталин последовательно показывает распространение каждого из этих положений философского материализма на изучение общественной жизни и их применение к практической деятельности партии, пролетариата. Ввиду этого извест-


1 К. Маркс и Ф. Энгельс "Письма", стр. 302. Партиздат. 1931.

стр. 88

ное положение, характеризующее исторический материализм как распространение диалектического материализма на познание общественных явлений, наполняется новым богатым содержанием. Обычно эта формула в практике педагогической и пропагандистской трактовалась однобоко: подчеркивалось лишь распространение на познание общественных явлений идеи материальности; обычно говорили так: бытие определяет сознание; таково основное положение философского материализма; распространение диалектического материализма на познание общественных явлений состоит в признания того, что общественное бытие определяет общественное сознание.

В свете же работы товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" очевидна недостаточность и ограниченность этой характеристики распространения диалектического материализма на познание общественных явлений. Анализ товарища Сталина показывает, что распространение диалектического материализма на познание общественных явлений состоит не только в распространении на изучение общественных явлений идеи материальности, но и идеи закономерности, идеи познаваемости, что все без исключения основные положения диалектического метода и философского материализма распространяются на познание общественных явлений. Это обстоятельство имеет в высшей степени важное значение, так как этим дается самое глубокое и самое всестороннее обоснование единства и неразрывности диалектического материализма и исторического материализма. Чтобы понять, какое это имеет важное значение, достаточно вспомнить, что враги марксизма, именовавшие себя марксистами и стремившиеся приспособить марксизм для своих оппортунистических целей, между прочим, пытались противопоставить исторический материализм диалектическому материализму.

Данный товарищем Сталиным всесторонний анализ той неразрывной связи, которая существует между диалектическим материализмом и: историческим материализмом, уничтожает до основания всякую попытку их противопоставления.

Товарищ Сталин подчеркивает то громадное значение, которое имеет распространение положений философского материализма на изучение общественной жизни, ее истории. В свете этих положений история представляется не скоплением "случайностей", но закономерным развитием, а изучение истории - наукой. Наука, изучающая историю общественных явлений, историческая наука, стала "такой же точной наукой, как, скажем, биология", стала наукой, "способной использовать законы развития общества для практического применения".

* * *

Огромным идейным богатством насыщены те страницы работы товарища Сталина, где излагаются основы исторического материализма.

Товарищ Сталин подчеркивает со всей силой, что исторический материализм, как и диалектический материализм, строго монистичен, что исторический материализм признает только одну-единственную основу всей многогранной общественной жизни. С несокрушимой логикой доказывается, что ни географическая среда, ни плотность населения, конечно, входящие в понятие условий материальной жизни общества, не играют, однако, определяющей роли в развитии общества. Главной силой в системе условий материальной жизни общества является, как это со всей четкостью формулирует товарищ Сталин, "способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ - пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудий производства и т. п., необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться".

Товарищ Сталин вносит полную ясность и в самое определение понятия "способ производства", характеризуя его как единство производительных сил и производственных отношений и устраняя ту разноголосицу, которая существовала в употреблении этого понятия. Точно устанавливается также содержание таких понятий, как "орудия производства", "средства производства": средства производства включают орудия производства как один из своих элементов.

Важнейшее значение имеет исключительный по своей отчетливости анализ диалектики производительных "сил и производственных отношений, который товарищ Сталин дает в своей работе "О диалектическом и историческом материализме".

Товарищ Сталин указывает на три особенности производства, которые необходимо иметь в виду, чтобы правильно понимать, почему и как один способ производства сменяется другим. "Одна из особенностей производства, - учит товарищ Сталин, - состоит в том, что оно никогда не застревает на долгий период на одной точке и находятся всегда в состоянии изменения и развития, причем изменения в способе производства неизбежно вызывают изменение всего общественного строя, общественных идей, политических взглядов, политических учреждений, - вызывают перестройку всего общественного и политического уклада".

стр. 89

Этой особенностью производства определяется одна из первейших задач исторической науки. Если в основе изменений всей общественной и политической жизни, в основе изменений общественных идей лежит изменение производительных сил, то история общественного развития есть прежде всего история производства материальных благ, а историческая наука должна в первую очередь заниматься историей народных масс, а не историей королей, полководцев, "завоевателей" и т. п. Ключ к изучению законов истории общества нужно искать в экономике, а отсюда "первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества"1 . "Вторая особенность производства состоит в том, что его изменения и развитие начинаются всегда с изменений и развития производительных сил, прежде всего - с изменений и развития орудий производства"2 . В зависимости от изменений производительных сил и соответственно с этими изменениями изменяются и производственные, экономические отношения между людьми. На гигантском историческом материале, на анализе известных в истории пяти основных типов производственных отношений: первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического - товарищ Сталин показывает, как с изменением и развитием производительных сил общества на протяжении истории изменялись и развивались производственные отношения людей, их экономические отношения. Товарищ Сталин указывает, далее, на третью особенность производства, состоящую в том, что "возникновение новых производительных сил и соответствующих им производственных отношений происходят не отдельно от старого строя, не после исчезновения старого строя, а в недрах старого строя, происходит не в результате преднамеренной, сознательной деятельности людей, а стихийно, бессознательно, независимо от воли людей". Но, как указывает товарищ Сталин, этот стихийный характер развития производительных сил и производственных отношений имеет место только до известного предела - "до момента, пока возникшие и развивающиеся производительные силы успеют, как следует, созреть. После того, как новые производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители - господствующие классы, превращаются в ту "непреодолимую" преграду, которую можно снять с дороги лишь путем сознательной деятельности новых классов, путем насильственных действий этих классов, путем революции... Стихийный процесс развитая уступает место сознательной деятельности людей, мирное развитие - насильственному перевороту, эволюция - революции". Так в капиталистическом обществе, где производство основано на частной собственности на средства производства, производительные силы, стихийно развиваясь, приходят на определенной ступени развития в конфликт с производственными отношениями, порождающий необходимость революционного свержения эксплоататорских классов в целях замены устаревших производственных отношений, ставших оковами для развития производительных сил, новыми производственными отношениями. В социалистическом обществе, где ликвидирована частная собственность на средства производства и заменена общественной собственностью, где производство подчинено сознательной, планирующей деятельности общества в лице его государственных органов и где нет антагонистических классов, - нет места для противоречий и конфликтов между производительными силами и производственными Отношениями, нет места для общественных революций. Здесь имеется полное соответствие производственных отношений характеру производительных сил. Поэтому, как учит Маркс, при социализме "социальные эволюции перестают быть политическими революциями". Как указывает товарищ Сталин, "примером полного соответствия производственных отношений характеру производительных сил является социалистическое народное хозяйство в СССР, где общественная собственность на средства производства находится в полном соответствии с общественным характером процесса производства и где ввиду этого нет ни экономических кризисов, ни разрушения производительных сил".

С исключительной ясностью и отчетливостью вскрывает товарищ Сталин диалектику общественного бытия и общественного сознания, давая острейшее оружие в борьбе на два фронта: как против суб'ективизма, так в против об'ективизма. Товарищ Сталин указывает на необходимость строго различать вопрос о происхождении сознания, идей и вопрос о роли и значении идей в общественном развитии. Исторический материализм учит, что общественное бытие определяет общественное сознание. Это значит, что новые общественные идеи и теории возникают как выражение новых исторических потребностей, порождаемых


1 "Краткий курс истории ВКП(б)", стр. 116.

2 Там же, стр. 117.

стр. 90

теми изменениями, которые произошли в материальных условиях жизни общества; они обязаны своим происхождением изменениям в общественном бытии. "Но после того, как они возникли, - учит товарищ Сталин, - они становятся серьезнейшей сплои, облегчающей разрешение новых задач, поставленных развитием материальной жизни общества, облегчающей продвижение общества вперед. Здесь именно и сказывается величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений".

Это учение товарища Сталина о великой творческой роли передовых идей отражает присущий ленинско-сталинскому учению боевой и революционный характер, присущую этому учению глубокую веру в "илу революционного разума, веру в неограниченные возможности познания, веру в то, что народ, решающий судьбы истории, раньше или позже, но необходимо становится под знамена подлинно революционных идей. История ВКП(б) дает самое яркое подтверждение того, как передовые, революционные идеи, провозглашенные творцами ленинизма - Лениным и Сталиным, - служили и служат орудием преобразования мира, как эти идеи проживали себе дорогу, несмотря на всякие препятствия, становились достоянием масс и переделывали действительность "по образу и подобию своему".

Как при анализе основных положений диалектического материализма, так и при анализе основ исторического материализма товарищ Сталин формулирует выводы, вытекающие для политической деятельности парши большевиков.

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" связывает воедино все коренные вопросы ленинско-сталинской теории социалистической революции с коренными положениями диалектического и исторического материализма.

С такой же полнотой и последовательностью связываются воедино в работе товарища Сталина основы мировоззрения марксистско-ленинской партии с ее тактикой и политикой. Товарищ Сталин, гениально обобщив под углом зрения диалектического и исторического материализма богатейший опыт большевистской партии, формулирует такие, например, положения, имеющие силу закона и являющиеся заповедями для каждого большевика:

"Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо смотреть вперед, а не назад...

Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а не реформистом...

Значит, чтобы не ошибиться в политике, надо проводить непримиримую классовую пролетарскую политику, а не реформистскую политику гармонии интересов пролетариата и буржуазии, а не соглашательскую политику "врастания" капитализма в социализм".

"Значит, в своей практической деятельности партия пролетариата должна руководствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества,практическими выводами из этих законов...

Значит, связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство должно стать путеводной звездой партии пролетариата".

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" осветила новым ярким светом единство и неразрывность марксизма и ленинизма, единство диалектического и исторического материализма с теорией и тактикой пролетарской революции, единство и неразрывность мировоззрения марксистско-ленинской партии с ее политикой и практикой. Этим товарищ Сталин вдохнул в философию марксизма новую жизнь, показал ее живейшую актуальность для каждого активного деятеля партии. Этим же товарищ Сталин ярко показал и тот грандиозный научный фундамент, на котором зиждутся теория и тактика пролетарской революции и большевистская политика.

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" - яркая демонстрация того, что марксистско-ленинское учение есть живое, развивающееся учение, набирающее новые вилы, открывающее новые связи и отношения, открывающее новые горизонты, все более обогащающееся в своем развитии.

Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" - новое мощное теоретическое оружие, дающее большевикам, партийным и непартийным, знание законов общественного развития, знание законов политической борьбы движущих сил революции, знание законов социалистического строительства, движения к коммунизму. Работа товарища Сталина "О диалектическом и историческом материализме" - теоретическая подготовка партии, несущей знамя борьбы за окончательную победу коммунизма в нашей стране, за победу коммунизма во всем мире, теоретическая подготовка всей международной армии борцов за коммунизм. В этом всемирноисторическое значение этой гениальной работы великого Сталина.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-ТОВАРИЩА-СТАЛИНА-О-ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ-И-ИСТОРИЧЕСКОМ-МАТЕРИАЛИЗМЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. ГАК, О РАБОТЕ ТОВАРИЩА СТАЛИНА "О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-ТОВАРИЩА-СТАЛИНА-О-ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ-И-ИСТОРИЧЕСКОМ-МАТЕРИАЛИЗМЕ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. ГАК:

Г. ГАК → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
3318 просмотров рейтинг
29.08.2015 (3157 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О РАБОТЕ ТОВАРИЩА СТАЛИНА "О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android