Libmonster ID: RU-10239
Автор(ы) публикации: В. МАНЕВИЧ

В. МАНЕВИЧ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН

Мировой кризис и динамика российской экономики

Мировой финансовый кризис был спровоцирован крахом перегретых фондовых рынков, на которых образовался "финансовый пузырь": биржевая оценка акций кратно превысила стоимость представляемого ими реального капитала. Рано или поздно финансовый пузырь должен был лопнуть. Вслед за финансовым кризисом начался спад производства, снизился мировой спрос на сырье и энергоносители, началось падение цен на нефть. Кризис носил глобальный характер, однако ряд крупных развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия) избежали его последствий. Могла ли избежать их Россия?

Кризис, разразившийся в России в конце 2008 г., стал результатом ряда внешних шоков. Падение мировых цен на энергоресурсы и сокращение спроса на российский экспорт вызвали уменьшение доходов, снижение рентабельности выпуска товаров и услуг, сокращение агрегированного спроса, спровоцировали бегство отечественного капитала. Отток иностранного и отечественного капитала создал угрозу масштабного банковского кризиса.

Тем не менее нельзя причины кризиса в российской экономике свести к внешним факторам. Восприятие внешних шоков экономической системой страны в решающей степени зависит от институциональной структуры этой системы, проводимой экономической политики, используемых в экономической политике инструментов1. Эффект, вызываемый внешними шоками, может быть поглощен и уравновешен или, по крайней мере, ослаблен с помощью своевременно введенных в действие инструментов денежной и финансовой политики, и тогда не будут разрушительными последствия в реальном секторе. Как механизм кризиса в России, так и его результаты (смещение траектории роста, структурные сдвиги в экономике и т. д.) в решающей степени определяются спецификой институционального строения российского общества и проводимой экономической политикой, в частности политикой финансовой и денежной.

Внешние шоки, воздействовавшие на российскую экономику, были относительно краткосрочными. Начиная со II квартала 2009 г.,


1 Аналогичной позиции придерживаются авторы экспертного заключения Института современного развития (ИНСОР). См.: Вопросы экономики. 2009. N 4. С. 5. Внутренние факторы, обусловившие назревание кризисных процессов в российской экономике, подробно проанализированы в: Навой А. Российские кризисы образца 1998 и 2008 годов: найди 10 отличий // Вопросы экономики. 2009. N 2.

стр. 17

объем экспорта быстро рос, и уже в III квартале 2009 г. достиг нормального уровня, предшествовавшего ценовому буму на мировом рынке нефти в I-III кварталах 2008 г. Восстанавливался нормальный объем импорта. Объемы экспорта и импорта оставались высокими и в последнем квартале 2009, и в течение трех кварталов 2010 г. Кризис внешних заимствований, вывоз отечественного капитала и резкое сжатие активного сальдо счета текущих операций в последнем квартале 2008 г. действительно вызвали экстраординарное превышение спроса на иностранную валюту (133,7 млрд. долл.) над ее предложением (8,7 млрд. долл.), что привело к сокращению валютных резервов на 125 млрд. долл. Однако уже в I квартале 2009 г. вывоз капитала не только не превышал средние квартальные величины в докризисный период, но был в полтора раза меньше, чем в среднем в 2007 г., и вдвое меньше, чем в среднем за первые три квартала 2008 г. Во II квартале 2009 г. возобновился прирост внешних обязательств. При восстановлении валютного контроля, по крайней мере на время кризиса, отток капитала в последнем квартале 2008 г. мог оказаться лишь эпизодом, последствия которого можно было преодолеть без значительных потерь для реального сектора2.

Тем не менее в российской экономике разразился полномасштабный кризис, произошло падение занятости, выпуска товаров и услуг, валового внутреннего продукта. Спад в мировой экономике (без Китая, Индии и Бразилии) составил 2% ВВП. Спад в развитых странах был более глубоким: в США он составил 2,4% ВВП, в странах ЕС - 4,1, в Японии - 5,2%. В СНГ спад составил 6,6% ВВП, в России - не менее 12 - 15%. К числу внутренних факторов, обусловивших глубину кризиса в России, можно отнести монопольное ценообразование и диспропорции в динамике цен, рассогласованное изменение рентабельности различных видов деятельности, резкие сдвиги в распределении добавленной стоимости и инвестиционных ресурсов в пользу монополизированных отраслей.

Для кризисных периодов характерна, за немногими исключениями, дефляция цен. Элементы дефляции наблюдались в российской экономике на острой стадии кризиса 2008 - 2009 гг.3 Но в целом рост цен продолжался, хотя темп его существенно снизился. Темп роста цен на продукцию обрабатывающей промышленности был в 2009 г, как минимум вдвое ниже, чем в предшествующие годы. В то же время рост цен на топливо и электроэнергию, производство которых высоко-монополизировано, не только не замедлился, но, напротив, ускорился. Соответствующие данные приведены в таблице 1.

Диспропорция в динамике цен монополизированных и немонополизированных отраслей экономики в кризисные периоды - явление


2 О возможности восстановления валютного контроля и регулирования на время кризиса подробнее см.: Головнин М. Теоретические подходы к проведению денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Вопросы экономики. 2009. N 4. С. 58. О мировом опыте контроля над ввозом капитала подробнее см.: Ершов М. Мировой финансовый кризис: год спустя // Вопросы экономики. 2009. N 12. С. 10.

3 Об очагах дефляции в российской экономике во время кризиса см.: Экономический кризис в России: экспертный взгляд / Институт современного развития (ИНСОР) // Вопросы экономики. 2009. N 4. С. 7.

стр. 18

Таблица 1

Динамика цен в период кризиса (в %)

 

Декабрь 2009 к декабрю 2008

Май 2010 к декабрю 2008

Цены приобретения:

 

 

нефть

252,15

255,60

газ

121,94

138,17

электроэнергия

120,22

132,21

Цены производителей:

 

 

производство пищевых продуктов*

105,66

106,73

текстильное и швейное производство

105,46

107,93

производство машин и оборудования

103,72

107,68

* Без производства табака.

Источник: данные Росстата, расчеты автора.

хорошо известное со времен Великой депрессии. В мировой практике были выработаны различные методы борьбы с диспропорцией цен: государственные интервенции на товарных рынках, создание государственных запасов, льготное кредитование производителей в немонополизированных отраслях, морально-принудительный контроль над ценами, наконец, временное замораживание цен и заработной платы. Значительная диспропорция в динамике цен была характерна и для российской экономики во время последнего кризиса, однако при этом не проводилась сколько-нибудь последовательная, целенаправленная ценовая политика.

Как видно из таблицы 1, за период с января 2009 по май 2010 г. цены на нефть на внутреннем рынке выросли более чем в 2,5 раза, цены на газ - почти на 40%, цены на электроэнергию - более чем на 30%. Нефтегазовые монополии в значительной мере за счет внутренних потребителей компенсировали свои потери, вызванные падением цен на мировом рынке. В то же время цены производителей пищевых продуктов, текстильных и швейных товаров, машин и оборудования выросли всего на 7 - 8 %. Такая рассогласованность в динамике цен не могла не сказаться на рентабельности различных отраслей, инвестициях, темпах восстановления объема производства.

Снижение объема полученной прибыли в добыче топлива в конце 2008 - начале 2009 г. было далеко не столь сильным, как по экономике в целом, и особенно в обрабатывающих производствах. Объем прибыли, полученной за январь-май 2010 г. организациями, добывающими топливно-энергетические полезные ископаемые, значительно превзошел уровень соответствующего (докризисного) периода 2008 г. А в машиностроении объем сальдированной прибыли оставался в январе-мае 2010 г. вдвое ниже, чем за соответствующий период 2008 г.

На фоне быстрого восстановления высокого уровня рентабельности возобновился приток иностранного капитала в добывающие отрасли. Иностранные инвестиции в российскую экономику в целом, поступившие в I квартале 2010 г., составляли 76,2% от уровня соответствующего периода 2008 г., а иностранные инвестиции в добычу

стр. 19

топливно-энергетических полезных ископаемых составили 146% от уровня I квартала 2008 г., то есть выросли почти в полтора раза. Данные об иностранных инвестициях в машиностроение за I квартал 2010 г. на сайте Росстата отсутствуют, возможно, потому, что величина этих инвестиций пренебрежимо мала.

Объем производства в добывающих отраслях восстанавливался после кризисного спада значительно быстрее, чем объем производства в обрабатывающей промышленности. Уже в первом квартале 2010 г. продукция добывающих отраслей превысила уровень соответствующего периода 2008 г., тогда как в обрабатывающих производствах объем продукции был почти на 15% ниже, чем в I квартале 2008 г.

Таким образом, в результате кризиса изменилась структура производства, произошло новое масштабное перераспределение добавленной стоимости, кредитных и инвестиционных ресурсов в пользу сырьевых отраслей, ориентированных на внешние рынки. В этих условиях трудно говорить о модернизации российской экономики в обозримые сроки.

В программных документах, с которыми в последнее время выступили экономические ведомства4, сложившаяся в российской экономике ситуация оценивается вполне оптимистично. "Восстановительный рост происходил в секторах, наиболее пострадавших от кризиса, - обрабатывающей промышленности, ориентированной на инвестиционный спрос - машиностроительных отраслях" - говорится в документе Минэкономразвития5. Если авторы цитируемого документа хотят сказать, что производство в машиностроении восстанавливалось опережающими темпами (как, судя по контексту, их может понять читатель), то это прямо противоречит данным официальной статистики. Рост производства в обрабатывающих отраслях был значительно более медленным, чем в отраслях добывающих, а инвестиционный спрос оставался на крайне низком уровне.

Несмотря на оптимистическую оценку восстановительного процесса, в прогнозных и программных документах на среднесрочную перспективу намечается замедление роста и низкий уровень инвестиций в реальный капитал.

Таблица 2

Динамика инвестиций в основной капитал

 

2009

2010

2011

2012

2013

Прирост (+), уменьшение (-), в % к предыдущему году

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

В % к 2008 году

83,8

86,2

93,8

99,7

106,0

Источник: Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и период 2012 и 2013 гг.; расчеты автора.


4 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. (Минэкономразвития); Основные направления бюджетной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. (Минфин); Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 г. и период 2012 и 2013 гг. (Банк России).

5 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации... С. 4.

стр. 20

Как видно из таблицы 2, прогнозируемый на 2011 и 2012 гг. уровень инвестиций останется ниже уровня 2008 г., который, согласно официальным прогнозам, будет превышен лишь в 2013 г. Такие темпы восстановления инвестиционной активности не вписываются в обычное представление о деловом цикле, все стадии которого в целом охватывают 7 - 8 лет. Речь идет, скорее, опрогнозируемой стагнации.

Выйдет экономика на траекторию устойчивого и динамичного роста или ее ожидает затяжная стагнация, перемежающаяся спорадическими спадами и слабыми оживлениями, - напрямую зависит от проводимой и намечаемой денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежная политика Центрального банка в период кризиса

Политика ЦБ до кризиса отнюдь не была направлена на поддержание экономического роста, обусловленного в тот период благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Центральный банк, покупая иностранную валюту, обеспечивал экономику достаточным количеством денег высокой эффективности, хотя руководствовался он не спросом экономики на деньги, а задачейподдержания выгодного для экспортеров валютного курса. Денежное предложение ЦБ пассивно следовало за ситуацией на валютном рынке, и если предложение иностранной валюты снижалось, а спрос на нее усиливался, ЦБ без колебаний допускал сокращение количества денег в обращении. Процентные ставки после 2005 г. практически перестали снижаться и поддерживались на высоком уровне, не допускавшем широкого кредитования низкодоходных видов деятельности, включая обрабатывающую промышленность. Поддерживая высокие ставки процента, ЦБ руководствовался задачей привлечь иностранный капитал, который лишь в малой степени использовался для реальных инвестиций.

До кризиса ресурсы ЦБ состояли из прироста пассивов - количества денег высокой эффективности и средств расширенного правительства, включавших прирост стабилизационных фондов. Использовались ресурсы ЦБ почти исключительно для наращивания валютных резервов.

В IV квартале 2008 г. на острой стадии кризиса баланс ЦБ качественно изменился. Теперь ресурсы ЦБ более чем наполовину формировались за счет "перетасовки активов", главным образом, за счет сокращения валютных резервов. Лишь около половины ресурсов ЦБ составлял прирост пассивов - денег высокой эффективности и средств расширенного правительства. Значительный прирост количества денег в обращении в последнем квартале 2008 г., несмотря на кризисный спад, был безболезненно воспринят экономикой.

Прирост количества денег высокой эффективности, прирост капитала ЦБ (который мог быть осуществлен только за счет централизованных источников) и приток рублевых средств за счет сокращения валютных резервов в IV квартале 2008 г. в сумме формировали беспрецедентно крупные ресурсы Банка России, составившие около

стр. 21

3,6 трлн руб., или 8,7% годового ВВП. Более 98% этих ресурсов было использовано для поддержки банковской системы - предоставления банкам кредитов и размещения в них депозитов. События последнего квартала 2008 г. продемонстрировали огромные возможности Центрального банка по регулированию экономики. Ни в предыдущие, ни в последующие периоды ЦБ эти возможности не использовал.

В последующие периоды происходило постепенное погашение огромной задолженности коммерческих банков перед ЦБ и правительством, причем сокращение кредитов, предоставленных ЦБ коммерческим банкам, было одним из источников финансирования прироста золотовалютных резервов. Уже в I квартале 2009 г. прирост золотовалютных резервов поглотил 82% ресурсов ЦБ, а в последующие кварталы 2009 и 2010 гг. для прироста золотовалютных резервов было использовано от 95 до 100% ресурсов ЦБ. Другими словами, восстанавливается традиционная для Центрального банка политика пассивного следования за внешнеэкономическими факторами: торговым балансом и трансграничным движением капитала.

Данные, представленные в таблицах 3 и 4, показывают, как изменение денежно-кредитной политики ЦБ на протяжении рассматриваемого периода, влияло на кредитную активность банков6.

В IV квартале 2008 г. 3/4 ресурсов коммерческих банков составляли обязательства перед расширенным правительством, главным образом, кредиты ЦБ. В I квартале 2009 г. прирост обязательств коммерческих банков перед расширенным правительством составил менее 6% их ресурсов, причем кредиты ЦБ даже сократились. В последующие кварталы ресурсы банков складываются, во-первых, из прироста обязательств перед частным сектором (включая прирост капитала банков), составляющего от 53 до 80% ресурсов банков, и перетасовки активов: сокращения иностранных активов, сокращения резервов ликвидности и даже сокращения кредитов частному сектору.

Как видно из таблицы 3, резервы ликвидности сокращались в течение I, II и III кварталов 2009 г., а также в I квартале 2010 г. Кредиты частному сектору практически сокращались в течение четырех кварталов: со II квартала 2009 по I квартал 2010 г. включительно.


6 Ресурсы коммерческих банков (как и ресурсы ЦБ) складываются из прироста пассивов и "перетасовки" активов. Прирост пассивов коммерческих банков можно свести к трем группам: прирост иностранных обязательств; прирост обязательств перед частным сектором (все виды депозитов физических и юридических лиц и облигации, выпущенные банками, прирост капитала банков); прирост обязательств перед расширенным правительством (кредиты и депозиты ЦБ, депозиты органов государственного управления). Тот или иной вид обязательств коммерческих банков может как увеличиваться, так и сокращаться. (Сокращение обязательств означает, что погашение задолженности превышает новые заимствования.) В последнем случае мы относим данный вид обязательств банков не к ресурсам, а к направлениям их использования, потому что для сокращения данного вида обязательств банки должны использовать прирост каких-либо других ресурсов. Использование ресурсов коммерческих банков складывается из прироста активов и сокращения обязательств. Прирост активов коммерческих банков можно свести к пяти категориям: прирост резервов ликвидности; прирост иностранных активов; прирост кредита правительству; прирост кредитов частному сектору; прирост "других активов". Любой из видов активов может как увеличиваться, так и уменьшаться. Уменьшение того или иного вида активов ("перетасовку активов") мы относим к ресурсам банков, потому что за счет уменьшения данного вида активов происходит либо прирост других активов, либо сокращение того или иного вида обязательств.

стр. 22

Таблица 3

Ресурсы кредитных организаций (млрд руб.)

 

2008

2009

2010

IV

I

II

III

IV

I

II

Прирост обязательств

 

 

 

 

 

 

 

иностранных обязательств

-

83,1

-

-

-

-

71,2

обязательств перед расширенным правительством

2970,0

67,8

-

-

-

-

 

обязательств перед частным сектором (включая капитал банков)

1008,4

625,7

861,3

1195,9

1797,8

424,4

863,4

других пассивов

-

-

-

-

-

-

185,7

Сокращение активов

 

 

 

 

 

 

 

резервов ликвидности

-

490,5

126,0

584,2

-

206,1

-

иностранных активов

-

-

265,5

 

411,0

119,1

210,1

кредита правительству

-

-

30,1

-

-

-

-

кредита частному сектору

-

-

325,9

-

40,0

20,1

-

Всего

3955,1

1114,0

1571,1

1753,5

2251,4

767,8

1628,7

Таблица 4

Использование ресурсов кредитных организаций (млрд руб.)

 

2008

2009

2010

IV

I

II

III

IV

I

II

Уменьшение обязательств

 

 

 

 

 

 

 

иностранных обязательств

97,9

-

545,4

358,1

253,2

98,0

-

обязательств перед расширенным правительством

-

-

991,4

393,2

527,4

600,4

82,0

Прирост активов

 

 

 

 

 

 

 

иностранных активов

1340,6

244,7

-

570,8

-

-

-

резервов ликвидности

1178,4

-

-

-

1125,8

-

483,3

кредита правительству

68,9

124,1

-

192,5

204,3

69,4

49,5

кредитов частному сектору

1023,5

553,2

-

106,2

-

-

1013,9

прочих активов

245,8

192,0

34,3

132,7

140,7

-

-

Всего

3955,1

1114,0

1571,1

1753,5

2251,4

767,8

1628,7

Источник: официальный сайт Банка России, расчеты автора.

Столь длительное сокращение банковского кредитования, причем не только в реальном, но и в номинальном выражении - явление исключительное в российской и, возможно, мировой практике. Чтобы объяснить это явление, нужно проанализировать структуру использования ресурсов кредитных организаций. Соответствующие данные представлены в таблице 4.

Огромные ресурсы, предоставленные коммерческим банкам ЦБ и правительством в IV квартале 2008 г., и прирост обязательств банков перед частным сектором использовались в основном по трем направлениям: прирост иностранных активов (вывоз капитала), прирост резервов ликвидности, прирост кредитов частному сектору. Прирост иностранных активов поглотил 34% ресурсов коммерческих банков, прирост резервов ликвидности - 30%, прирост кредитов частному сектору - 26%. Прирост резервов ликвидности был явно избыточным относительно прироста кредитов.

стр. 23

В I квартале 2009 г. дальнейшее расширение кредитования коммерческих банков ЦБ остановилось, но массированное сокращение кредитов и депозитов ЦБ еще не началось, поэтому кредиты частному сектору могли расширяться за счет сокращения избыточных резервов ликвидности. Действительно, в I квартале 2009 г. резервы ликвидности сократились на 490 млрд. руб., а кредиты выросли на 553 млрд. руб.

Во II квартале 2009 г. началось массированное сокращение задолженности банков перед расширенным правительством (главным образом - перед ЦБ), поглощающее львиную долю их ресурсов. Во II квартале 2009 г. на сокращение обязательств перед расширенным правительством использовано 64% ресурсов банков, сокращение иностранных обязательств банков - 34% (то есть в сумме 98%), причем ресурсы коммерческих банков на 20% формировались за счет сокращения банковских кредитов. Очевидно, что именно необходимость погашения задолженности сковывала кредитную активность банков7.

Эта тенденция сохранялась до I квартала 2010 г. включительно. На погашение задолженности перед ЦБ в I квартале 2010 г. использовано 78% ресурсов коммерческих банков. Еще 6% ресурсов было использовано коммерческими банками для погашения задолженности перед иностранными кредиторами. Кредиты частному сектору вновь сократились. Можно сказать, что проводимая Центральным банком политика стагнации и ее воздействие на кредитную систему проявились наиболее четко в I квартале 2010 г. Именно этой политикой можно объяснить последовавшее тогда новое падение производства ВВП, превысившее его обычное сезонное сокращение.

В документах ЦБ и Минфина констатируется низкая кредитная активность банков в 2009 - начале 2010 г., но причины ее не анализируются. О низкой кредитной активности банков говорится так, будто это явление находится вне сферы влияния денежных властей и причины его либо психологические, либо связаны исключительно с состоянием внешней для банковской системы среды. Однако, как показывает проведенный анализ, стагнация и даже спад кредитной активности, по крайней мере отчасти, обусловлены вполне конкретными, эндогенными для банковской системы факторами и прежде всего - проводимой Центральным банком денежно-кредитной политикой. ЦБ мог поддержать кредитную активность коммерческих банков в посткризисный период, предоставив им кредиты для рефинансирования иностранных обязательств и обязательств перед расширенным правительством. В качестве ресурса кредитования можно было использовать расширение денежного предложения, которое в тот период пассивно следовало за ситуацией на валютном рынке и неоправданно сжималось. Однако ЦБ, проявивший решительность и оперативность перед лицом возможного банковского кризиса в конце


7 На возможные негативные последствия свертывания кредитных операций ЦБ указывал С. Алексашенко: "Ситуация в банковском секторе в ближайшие два года осложнится сжатием пассивной части баланса из-за крупных платежей банков и их клиентов в погашение внешнего долга и снижения объемов кредитов, предоставленных Банком России. В такой ситуации российская экономика столкнется с сильнейшим кредитным сжатием, что заведомо будет тормозить экономический подъем" (Алексашенко С. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается // Вопросы экономики. 2009. N 5. С. 20).

стр. 24

2008 г., обнаружил полное безразличие к поддержанию кредитной активности банков в последующие периоды. Уже в I квартале 2009 г. ЦБ вернулся к традиционному для него пассивному следованию за ситуацией на валютном рынке. В условиях кризиса это привело к сокращению количества денег высокой эффективности и банковских резервов ликвидности в I-III кварталах 2009 г.

Во II квартале 2010 г. расширение денежного предложения ЦБ, диктуемое избыточным предложением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, способствовало росту банковских резервов и предоставленных банками кредитов частному сектору. Однако поскольку кредиты, предоставленные ЦБ коммерческим банкам, продолжали сокращаться, импульсы этого роста лежали всецело в реальном секторе, в начавшемся сезонном оживлении экономики; политика ЦБ в силу благоприятного стечения обстоятельств во II квартале 2010 г. не способствовала, но и не слишком сильно препятствовала экономическому росту. К числу таких благоприятных обстоятельств относится превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, а также тот факт, что задолженность банков перед ЦБ, образовавшаяся в последнем квартале 2008 г., была к этому времени в основном погашена. Насколько устойчивым будет оживление кредитной активности банков, начавшееся во II квартале 2010 г., судить преждевременно.

Денежная и финансовая политика в среднесрочной перспективе

Внешнеэкономические факторы денежной и финансовой политики

Анализ прогноза Минэкономразвития на 2011 - 2013 гг., "Основных направлений бюджетной политики", представленных Минфином, и "Основных направлений денежно-кредитной политики", разработанных Банком России на тот же период, убеждает в том, что ведущие экономические ведомства отнюдь не исключают затяжную стагнацию. Более того, намечаемая ими политика при определенных внешнеэкономических условиях ориентирована на сохранение длительной стагнации.

Логика всех трех документов в общих чертах такова: динамика текущего потребления, инвестиций, агрегированного спроса и ВВП определяется внешнеэкономическими условиями, отображаемыми в платежном балансе. Финансовая политика (дефицит бюджета, государственный долг) также зависит от внешнеэкономических условий, прежде всего - от поступления нефтегазовых доходов. Денежная политика ориентируется на состояние платежного баланса и детерминируемые внешними условиями изменения ВВП. При этом основная задача финансовой политики - снижение дефицита, основная задача денежной политики - контроль над инфляцией.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2011 - 2013 годы представлены три прогнозных сценария платежного

стр. 25

баланса и в зависимости от его состояния - три сценария экономического роста и три варианта денежной программы. При мировой цене на нефть 60 долл. за баррель на 2011 г. прогнозируется рост ВВП на 3,6%, при цене 75 долл. ВВП растет на 4,2%, а при цене 90 долл. - на 4,8%. Еще разительнее перепады в прогнозируемых темпах инвестиций в основной капитал: при цене 60 долл. за баррель инвестиции растут на 2,9%, при цене 75 долл. - на 10%, при цене 90 долл. - на 11%.

Как нам представляется, логика построения государственной экономической политики должна быть принципиально иной. Темп роста экономики должен определяться задачами достижения полной занятости (сведения безработицы к ее фрикционной составляющей), освоения результатов научно-технического прогресса, качественного и достаточно быстрого обновления технологий и оборудования. Такой темп роста в экономической науке принято называть оптимальным, или естественным. Денежная и финансовая политика должны быть направлены на достижение и поддержание оптимального темпа роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах, например сокращения дефицита или ограничения количества денег8.

Стихийно складывающийся платежный баланс, зависящий от мировых финансовых рынков и всплесков вывоза отечественного капитала, не должен определять темпы роста. Напротив, внешняя торговля и трансграничное движение капитала (тем самым платежный баланс) должны прямо или косвенно регулироваться в зависимости от принимаемого оптимального темпа роста. Для небогатой страны совершенно нормальным, принятым в мировой практике инструментом экономической политики является контроль над ввозом/вывозом капитала. Вполне допустимо также регулирование внешней торговли.

Прогнозные сценарии Минэкономразвития, Минфина и Центрального банка исходят из того, что увеличение активного сальдо счета товаров и услуг (которое определяется, в основном, активным сальдо торгового баланса и ценами на энергоносители) ведет к ускорению роста экономики. Это распространенное мнение глубоко ошибочно. Действительно, активное сальдо баланса товаров и услуг означает, что определенную часть произведенного ВВП страна отдает остальному миру в виде доходов иностранных инвесторов и кредиторов, вывоза капитала частным сектором и правительством, накопления официальных валютных резервов. Но экономический рост на основе высоких доходов от экспорта оказывается крайне ограниченным и быстро упирается в предел, диктуемый пропорциями использования ВВП и структурой экономики.

В зависимости от сценариев ожидаемой ценовой конъюнктуры мировых рынков и структуры платежного баланса должны изменяться не целевые макроэкономические показатели и параметры денежного предложения, а используемые денежными властями инструменты и, возможно, варианты сочетания денежной и финансовой политики. Целевые


8 Эту мысль четко выразил И. Варьяш: "Создание в России искусственно замкнутой на себя финансово-кредитной системы целей усиливает торможение экономического роста, и так с трудом пробивающего себе дорогу" (Варьяш И. Ю. ЦБ озаботился "финансовым таргетированием" // Бизнес и банки. 2010. N 38).

стр. 26

показатели экономического роста, совокупного спроса, расходов на текущее потребление, инвестиций, а также объема денежного предложения и ставок процента должны оставаться относительно стабильными.

Денежная политика

Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период, говорится в докладе ЦБ, будет удержание инфляции в границах 5 - 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне, как утверждают авторы доклада, будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий и оживлению деловой активности. Ряд аналитиков полагают, что ЦБ слишком оптимистично оценивает ожидаемый темп инфляции, но важнее другое: ЦБ исходит из утверждения, будто ограничительная денежная политика, направленная на подавление инфляции, сама по себе способствует экономическому росту. Это утверждение в принципе неверно.

Кредитно-денежная политика должна преследовать две фундаментальные цели, которые могут находиться в определенном конфликте между собой: поддержание агрегированного спроса (как непосредственно, так и с помощью регулирования ставок процента) и контроль над инфляцией (в той мере, в какой инфляция зависит от денежного предложения и кредитной активности банковской системы)9. Гиперинфляция, измеряемая двузначными цифрами, действительно может сковывать экономическую активность, однако умеренная инфляция нередко способствует или сопутствует росту, а нулевая инфляция или дефляция являются спутниками депрессии и последующей стагнации10. Поэтому нельзя свести задачи денежно-кредитной политики исключительно к контролю над инфляцией: при таком одностороннем подходе денежная политика превращается в тормоз экономического роста.

Главным инструментом денежно-кредитной политики, направленным на поддержание экономической активности, выступает денежное предложение по каналам кредитования банков и правительства. Однако в докладе ЦБ прирост или сокращение чистого кредита банкам и правительству всецело ставится в зависимость от условий наращивания или сокращения чистых международных резервов. В случае снижения цен на нефть чистые международные резервы как основа выпуска денег сокращаются, а чистые внутренние активы увеличиваются. И наоборот: при высоких ценах на нефть растут


9 О конфликте целей подавления инфляции и стимулирования роста говорится в экспертном заключении ИНСОРа. В нем сказано, что в результате денежной политики, направленной на подавление инфляции, выход из кризиса может затянуться. Денежные власти должны взвесить, какую "цену" они готовы заплатить за сдерживание инфляции (Экономический кризис в России: экспертный взгляд / Институт современного развития (ИНСОР) // Вопросы экономики. 2009. N 4. С. 19).

10 В Основных направлениях бюджетной политики, представленных Минфином, в отличие от доклада ЦБ вполне справедливо говорится, что снижение инфляции "связано с падением потребительского спроса на товары и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками".

стр. 27

чистые международные резервы и сокращаются чистые внутренние активы. "В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанном на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 г. прогнозируется увеличение чистых международных резервов на 3 трлн руб... При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение чистых внутренних активов должно составить 1,9 трлн руб.", - говорится в докладе Банка России11.

Чтобы денежная политика была направлена на поддержание экономического роста, зависимость должна быть обратной: прирост или уменьшение чистых международных резервов должны определяться изменением чистых внутренних активов, которое соответствует намечаемому темпу роста и приемлемому уровню инфляции.

По-видимому, авторы доклада ЦБ исходят из того, что увеличение валютных резервов оказывает на экономику такое же воздействие, как кредитование правительства и банков. В действительности наращивание валютных резервов означает использование эмиссионного ресурса для вывоза капитала, тогда как кредитование внутренней экономики (правительства и банков) равнозначно использованию эмиссионного ресурса для поддержания внутреннего агрегированного спроса, расширения кредитования, снижения ставки процента, увеличения инвестиций. Прирост чистых внутренних активов центрального банка должен определяться именно этими целями, а не служить компенсацией избытка или недостатка предложения иностранной валюты12.

Финансовая политика

Бюджетный дефицит, как и государственный долг, в России по мировым меркам невелик. В 2009 г. дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП, в 2010 г. ожидается его снижение до 5,5% ВВП. Накопленный внутренний и внешний федеральный долг должен составить к концу 2010 г. 12,4% ВВП, к концу 2013 г. - 16,5%. Для сравнения: в США в 2010 г. ожидается бюджетный дефицит около 11% ВВП, а накопленный государственный долг будет превышать 92% ВВП.

Намечаемая на предстоящий трехлетний период бюджетная политика предполагает сокращение бюджетного дефицита (до 2,9% ВВП в 2013 г.), жесткое ограничение и даже сокращение реальных расходов бюджета, финансирование дефицита не за счет стабилизационных фондов, а в основном за счет внутренних и внешних заимствований. Сокращение дефицита, согласно докладу Минфина, будет достигаться на 4/5 за счет сокращения бюджетных расходов и на 1/5 за счет повышения налогов. Данные о прогнозируемом изменении номинальных и реальных расходов бюджета в 2010 - 2013 гг. представлены в таблице 5.


11 Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики... С. 24.

12 О качественно различных эффектах денежного предложения на основе прироста чистых международных резервов и чистых внутренних активов подробнее см.: Ершов М. Мировой финансовый кризис: год спустя // Вопросы экономики. 2009. N 12. С. 19 - 20.

стр. 28

Таблица 5

Динамика расходов федерального бюджета

 

План

Прогноз

2010

2011

2012

2013

Изменение расходов федерального бюджета в номинальном выражении, в процентах к предыдущему году

5,7

1,7

4,4

8,3

Изменение расходов федерального бюджета в реальном выражении, в процентах к предыдущему году

-3,9

-4,5

-1,5

2,7

Изменение расходов федерального бюджета в реальном выражении, в процентах к 2009 г.

-3,9

-8,2

-9,6

-7,2

Как видно из этой таблицы, реальные расходы федерального бюджета сокращаются по сравнению с предыдущим годом в течение 2010 - 2012 гг. Лишь на 2013 г. прогнозируется некоторый рост расходов бюджета по сравнению с 2012 г., но и в 2013 г. расходы бюджета будут на 7,2% ниже уровня 2009 г.

Как сокращение реальных расходов бюджета, так и повышение налогов окажут депрессивное воздействие на экономику. "Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозируемом периоде стагнацию государственного спроса... В совокупности эти факторы повлияют на замедление темпов экономического развития"13, - говорится в докладе Минфина. С этим вполне согласны и авторы прогноза Минэкономразвития, которые пишут: "Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. в силу сложившихся объективных условий будет оказывать сдерживающий эффект на экономическое развитие"14. Таким образом, ни денежная, ни финансовая политика не будут подчинены задаче поддержания экономической активности и устойчивого роста.

Авторы доклада Минфина оправдывают сокращение реальных расходов бюджета тем, что раздувание государственных заимствований приведет к росту процентных ставок и вытеснению инвестиций частного сектора15. Мировой опыт подтверждает, что такая опасность в принципе существует, но ее нельзя рассматривать вне конкретной экономической ситуации: необходим содержательный анализ, чтобы оценить степень этой опасности, в частности, необходимо сопоставить предполагаемый объем сбережений в экономике, предполагаемый объем частных инвестиций, государственных заимствований, спроса частного сектора на другие активы. Далее, нельзя рассматривать эту опасность как неустранимую в любых обстоятельствах и при любой экономической политике. Государство может и должно регулировать как общий объем сбережений, осуществляемых в экономике, так и спрос на те или иные активы, ограничивая, скажем, спрос на иностранные активы (вывоз капитала) и поощряя спрос на обязательства правительства. Наконец, министерство финансов и центральный банк, согласуя и координируя финансовую и денежную политику, используя монетизацию государственного долга в качестве основного


13 Основные направления финансовой политики на 2011 г. и период 2012 - 2013 гг. С. 35 - 36.

14 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и плановый период 2012 - 2013 гг. С. 32.

15 Основные направления финансовой политики на 2011 г. и период 2012 - 2013 гг. С. 7.

стр. 29

канала денежного предложения, могут существенно облегчить бремя расходов по обслуживанию и погашению долга и не допустить общего повышения процентных ставок в экономике. Одна лишь констатация возможной опасности чрезмерных заимствований правительства без соответствующего анализа, без обращения к опробованным в мировой практике инструментам преодоления этой опасности не может служить основанием для сокращения государственных расходов. К тому же нет никаких доказательств, что бюджетная рестрикция окажет негативное воздействие на экономическую динамику лишь в краткосрочном периоде, как это утверждают авторы доклада Минфина.

Далее мы постараемся определить границы возможных заимствований правительства на внутреннем финансовом рынке и тем самым - допустимый и желательный уровень бюджетного дефицита. Пролонгируя тенденции предшествующих лет с учетом их специфических особенностей, мы принимаем следующие ориентировочные допущения. Сбережения составляют 30% использованного ВВП; доля частного сектора в сбережениях - 70%; валовое накопление капитала - 20% ВВП16; доля частного сектора в накоплении капитала - 80%; прирост внутреннего федерального долга, в соответствии с прогнозом Минфина, составляет 80% от совокупного прироста федерального долга.

Чистое кредитование, которое частный сектор может предоставить правительству и остальному миру, равно разнице между сбережением частного сектора и его валовым накоплением капитала. Разница между объемом чистого кредитования, предоставляемого частным сектором, и приростом государственного долга с необходимостью означает чистое кредитование частным сектором остального мира, то есть чистый вывоз капитала. Если в прогнозах и финансовых планах намеченный прирост государственного долга меньше, чем чистое кредитование, предоставляемое частным сектором, то это фактически означает определенный уровень чистого кредитования остального мира (превышение вывоза капитала над его ввозом). Соответствующие расчеты представлены в таблице 6.

Как видно из данной таблицы, предельный (максимальный) прирост федерального долга (то есть чистое кредитование, предоставляемое частным сектором) в прогнозируемом периоде, при принятых допущениях, может составить 5% ВВП. С учетом других источников финансирования (доходов от приватизации, внешних заимствований, использования накопленных фондов и т.д.) дефицит бюджета может формироваться в пределах 6 - 7% ВВП, что позволит умеренно увеличивать или, по крайней мере, не снижать реальные расходы федерального бюджета в среднесрочной перспективе. Если принять, что прирост иностранных обязательств частного сектора превышает прирост его иностранных активов и что весь прирост иностранных


16 Прогноз Минэкономразвития предусматривает повышение нормы накопления до 25% ВВП в 2012 и 26% в 2013 г., однако неясно, произойдет ли это повышение: возможности бюджета жестко ограничены, частные инвестиции находятся в состоянии стагнации. Мы принимаем норму накопления, которая реально сложилась к настоящему времени в российской экономике, а именно 20% ВВП.

стр. 30

Таблица 6

Расчет предельного прироста внутреннего федерального долга (трлн руб.)

 

2011

2012

2013

1. ВВП*

49,7

55,2

61,9

2. Валовое сбережение (30% ВВП)

14,9

16,6

18,6

3. Валовое сбережение частного сектора (70% сбережений)

10,4

11,6

13,0

4. Валовое накопление капитала (20% ВВП)

9,9

11,0

12,4

5. Валовое накопление капитала частным сектором (80% валового накопления)

7,9

8,8

9,9

6. Чистое кредитование, предоставляемое частным сектором (строка 3 минус строка 5)

2,5

2,8

3,1

7. Чистое кредитование, предоставляемое частным сектором, в процентах от ВВП

5,0

5,1

5,0

8. Намечаемый прирост федерального долга

1,4

1,6

1,6

9. В том числе намечаемый прирост внутреннего федерального долга (80% от прироста федерального долга)

1,1

1,3

1,3

10. Фактически намечаемое кредитование частным сектором остального мира (строка 6 минус строка 9)

1,4

1,5

1,8

* Данные о прогнозируемом объеме ВВП содержатся в докладе Минфина "Об основных направлениях финансовой политики на 2011 г. и период 2012 и 2013 гг.".

обязательств используется для накопления капитала (следовательно, часть накопления капитала осуществляется за счет внешних заимствований), тогда на соответствующую величину увеличивается объем возможного кредитования правительства частным сектором.

Возможно, принятые нами допущения относительно структуры использования ВВП и доли институциональных секторов неточны, хотя вряд ли эти неточности могут принципиально изменить представленную картину. Мы не сомневаемся, что ФСГС, Минэкономразвития, Минфин, Банк России могли бы представить более точные оценки и расчеты, характеризующие соотношение прогнозируемого прироста федерального долга и ресурсов частного сектора, его возможностей (при существующих структуре использования ВВП и практике вывоза капитала) предоставить правительству кредит в прогнозируемых или больших размерах. Однако такие расчеты и оценки в официальных документах отсутствуют.

Финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних заимствований в размере ориентировочно 5% ВВП не вызовет эффекта вытеснения инвестиций частного сектора, но лишь при условии, что будет осуществляться контроль над вывозом капитала. Напротив, в условиях бесконтрольного вывоза капитала значительное увеличение заимствований правительства (даже в размерах, намеченных в докладе Минфина) возможно лишь в результате резкого повышения доходности государственных обязательств, что неизбежно повлечет за собой общий рост процентных ставок и торможение инвестиций. На финансовых рынках появится, по сути дела, новый, высокодоходный актив, который в условиях низкой доходности реального сектора будет вытеснять не вывоз капитала, а реальные инвестиции. Повторится ситуация 1994 - 1998 гг. Чтобы расширение заимствований правительства не привело к очередному коллапсу экономики,

стр. 31

необходимо на финансовом рынке заранее "расчистить место" для государственных обязательств.

Если возможности вывоза капитала будут ограничены, спрос частного сектора на альтернативные активы - реальные инвестиции и обязательства правительства - возрастет, соответственно снизится и ставка процента по облигациям, и приемлемая для инвесторов предельная доходность реального капитала. Кроме того, высокий уровень спроса на государственные облигации и, следовательно, их низкую доходность может поддерживать Центральный банк, если основным каналом денежного предложения станут операции ЦБ на открытом рынке государственных ценных бумаг. Поддерживая темпы роста денежной базы, равные или несколько больше темпов роста номинального ВВП, Центральный банк мог бы обеспечить монетизацию примерно половины прироста федерального долга, равного 5% ВВП.

Далее, за обязательствами федерального долга можно законодательно закрепить определенную долю портфеля институциональных инвесторов (страховых компаний, пенсионных фондов и т. д.), ввести дополнительные резервные требования к кредитным организациям в форме хранения и депонирования в ЦБ облигаций правительства. Все это обеспечило бы достаточный уровень спроса на федеральные облигации, соответствующий их предложению. Резкого скачка процентных ставок и вытеснения реальных инвестиций в результате роста государственных заимствований вполне можно избежать, если заранее предусмотреть систему соответствующих мер.

Наиболее благоприятным вариантом сочетания финансовой и денежной политики будет активная финансовая политика, поддерживаемая и дополняемая активной денежной политикой. Менее благоприятные, но иногда приемлемые варианты сочетания денежной и финансовой политики: либо активная денежная политика должна компенсировать жесткую финансовую политику, направленную на ограничение или недопущение дефицита, либо активная финансовая политика должна компенсировать жесткую денежную политику, направленную на подавление инфляции17. Наихудший из возможных вариантов сочетания финансовой и денежной политики: жесткая финансовая политика, пассивная или деструктивная по отношению к агрегированному спросу, дополняемая столь же жесткой и пассивной денежной политикой. Такую денежно-финансовую политику можно назвать политикой стагнации.


17 Эти положения, широко принятые в мировой экономической литературе и практике макроэкономического регулирования, развивал, в частности, Дж. Тобин. См.: Tobin J. The Monetary-Fiscal Mix in the United States // Tobin J. Policies for Prosperity. Brighton: Harvester Wheatsheaf, 1987. P. 142 - 147.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РОЛИ-МОНЕТАРНОЙ-И-ФИНАНСОВОЙ-ПОЛИТИКИ-В-РОССИИ-В-ПЕРИОД-КРИЗИСА-И-ПОСЛЕ-НЕГО

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. МАНЕВИЧ, О РОЛИ МОНЕТАРНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА И ПОСЛЕ НЕГО // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РОЛИ-МОНЕТАРНОЙ-И-ФИНАНСОВОЙ-ПОЛИТИКИ-В-РОССИИ-В-ПЕРИОД-КРИЗИСА-И-ПОСЛЕ-НЕГО (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. МАНЕВИЧ:

В. МАНЕВИЧ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
1425 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3095 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
11 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О РОЛИ МОНЕТАРНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА И ПОСЛЕ НЕГО
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android