Libmonster ID: RU-9021
Автор(ы) публикации: В. М. ПУЧИНСКИЙ

Хотя мир представляется как объективный, существующий вне человека, познание открывает его как предмет действий субъекта, открывает такие особенности действительности, которые позволяют практически действовать людям. Познание не отражает действительность саму по себе, а преобразует ее эмпирически и воспроизводит теоретически. Мы воспринимаем действительность, как обособленные предметы, физические (не сплошные) поверхности которых заменяем сплошными поверхностями ощущений. Ощущаемые поверхности и предметы выступают реальными и объективными, поскольку мы можем действовать с ними. Реальность и объективность и состоит в чувствовании присущих субъекту возможностей непосредственных действий с предметами. Непосредственно воспринимаемый мир есть ограниченный аспект полного мира - это мир восприятия макропредметов. Микроявления и мегапроцессы не доступны эмпирическому познанию, они доступны воспроизводящему теоретическому познанию, которое возможно, поскольку предметы и явления существуют в устойчивых, повторяющихся связях. Физики с помощью теории воздействуют на микрочастицы через воспринимаемые предметы (приборы, специальные установки).

Кантовский вопрос "как возможно познание?" не может потерять свою актуальность, особенно в отношении теоретического познания, которое выступает как исходящее из человеческой головы и является антиподом эмпирического познания. Ниже обсуждаются некоторые особенности теоретического познания.

Можно сказать, что познание включает две стороны или направления: направление, исходящее из воспринимаемой и наблюдаемой действительности, и направление, исходящее непосредственно из субъекта познания, из его теоретической деятельности. Тео-

стр. 84


ретическое познание связано с действительностью как источником информации опосредовано, через создавание действительностью способностей субъекта к теоретическому познанию. Эти направления входят в содержание различных естественных наук в разной степени. Так, содержание географии и зоологии в основном строится из содержательности воспринимаемых объективных предметов и отношений, оно напрямую подтверждается восприятием определенных аспектов действительности. В то же время содержание значительной части наук удалено от восприятия первичной действительности. Таково содержание определенных теорий физики, космологии (а также химии, биологии, генетики и др.). Содержание подобных наук не поступает, в основном, из первичной действительности, имеет теоретический характер. Связи теорий физики микромира с первичной действительностью опосредованы и ограничены и состоят в восприятии показаний различных приборов, наблюдений с помощью камеры Вильсона и т. п.

Существенно, что сами микрообъекты принципиально не могут быть восприняты непосредственно. Теории физики микромира открывают такие объекты и сущности, которые вообще не могут быть отражены представлением. Электрон является и волновой и частицей, он не имеет определенной траектории движения и может находиться в разных точках с теми или другими вероятностями. Кварки, наделенные "поэтическими" характеристиками, являются составляющими элементарных частиц, но не существуют вне этих частиц. Подавляющую часть мира составляет "темная" материя и энергия и др. Проверка реальности таких сущностей не может быть осуществлена непосредственным восприятием, которое исторически полагается единственным способом проверки реальности существования. Неслучайно Э. Мах в свое время говорил, что ненаблюдаемые атомы реально не существуют, а просто являются нашим способом описания микрореальности.

Важно, что при всем том подобные теории физики приводят к познанию внутренних свойств используемых материалов и к созданию практически значимых предметов (электроники, лазеров и др.).

Крайним случаем теоретической науки является математика, не получающая, как кажется, информации из действительности. Математика в наше время является замкнутой системой, имеющей собственную реальность и собственные предметы (математические структуры). Развитие математики происходит в основном как собственное внутреннее развитие, исходящее из ее предыдущего состо-

стр. 85


яния (поэтому говорят о чистой математике). Творчество нового в математике часто происходит в виде взаимоотношения уже известных ее отраслей. Развитие математики одновременно является развитием ее аппарата, увеличением его возможностей. Аппарат математики, выраженный на языке символов и формул, включает логику преобразований и обладает возможностями развития содержания. Оторванность развития математики от внешнего мира, как источника информации, производит впечатление. Н. Бурбаки определяет проблему "мира математического и мира экспериментального" как одну из наиболее сложных проблем философии науки и констатирует необъяснимость причин приложения математики к миру [1. С. 70, 98].

Спрашивается, если в определенных науках для возникновения их содержания не используется непосредственно содержание воспринимаемой действительности, то откуда и как поступает из действительности информация для их создания? Здесь надо говорить об особом пути или канале поступления информации. Надо полагать, что развитие мозга человека происходит не только в сфере знаний, но и в системе таких внешних отношений жизни людей, которые не имеют форму знаний. Это развитие формирует материальные структуры субъекта, обуславливающие способности к созданию теории. Благодаря участию в познании материальных смысловых общественных структур, не имеющих форму знаний, общественное познание объективно выступает не только выражением реальности, но и тем, что оно происходит как общественный процесс, не зависимый от воли людей, подчас непредсказуемый.

В развитии субъекта важна образовательная сторона. Он должен освоить основные существующие теории, уже открытые законы, что дает возможность обнаружить проблему. Однако главные моменты развития соответствующего субъекта - его способности, интересы, определенные взгляды на мир - "предшествуют" образованию. В какой то степени или роде общности они развиваются с детства субъекта в "поле" отношений обыденной жизни. Поэтому надо признать, что совокупность отношений жизни, в которую включен субъект, входит в субстрат познания.

В общественных отношениях формируется род общих способностей, "предшествующих" способностям к определенной теории. Преобразование материальной системы смыслов на определенную теорию происходит под воздействием объективной проблемной ситуации в сфере знаний, которая представляет некий дефицит знаний, возможностей объяснения. Под воздействием объективной

стр. 86


проблемной ситуации, осваиваемой субъектом, формируется такая целостность ученого, которой свойственен "дефект", состоящий в том, что система смыслов не имеет законченных структур, обеспечивающих решение задач, тогда как личностно-мотивационная система требует его. Проблемность внутри субъекта есть некая разомкнутость в его структуре, связанная с нарушением в низовых процессах жизни, что проявляется в мотивационной напряженности. Мотивационная напряженность приводит к изменению системы смыслов, толкает к изменению ее структурности в сторону решения проблемы.

Из всех психических процессов научное творчество наиболее тесно связано с объективным процессом общественного познания. Творчество происходит как неосознаваемое преобразование материальной системы смыслов субъекта, которое неожиданно оканчивается осознанием замысла решения, включающим чувство правильности замысла. При этом часто оказывается, что возникшее решения (замысел) не совпадает с тем подходом, который субъект мыслил при сознательной работе над проблемой.

Можно предположить, что существует специфическая общественная познающая структура, осуществляющая перевод объективной действительности в знания о ней. Развитие наук есть процесс общественный, он имеет своим "субстратом" определенные структуры общества. Познающая структура широко связана с природой и преобразуется ею по объективным законам; новые знания возникают в порядке развития и обмена различными формами информации. В познающую структуру входит специфическая общественная среда с "вставленными" в нее материальными системами смыслов субъектов. Информация из действительности поступает не только через восприятия, эксперименты, знания, но и через "поле" отношений жизни субъекта в обществе. Развитие и деятельность творческих субъектов являются "точками роста" познающей общественной системы, которая, по-видимому, имеет свои внутренние смысловые механизмы, выходящие за сферу знаний, идей [2. С. 212].

О наличии общественной познающей системы свидетельствуют особенности развития познаний: наличие теоретического познания и выделенность фундаментальных наук, обособленных от практики; координация и согласование различных наук. "История физики постоянно дает нам новые примеры того, как две совершенно независимые, развиваемые различными школами теории... неожиданно сходятся и объединяются друг с другом" [3. С. 13]; приход

стр. 87


теоретически, развивающихся наук к практике. Результаты длительного развития чистой математики неожиданно находят применение в практических науках; многочисленные факты одновременных и независимых друг от друга открытий различными учеными одного и того же объекта или создания одной и той же теории; общий уровень различных знаний в данный период. Б. М. Кедров писал: "Во всех областях научного познания человеческий разум... проходит общие ступени независимо от того, познает ли он тайны неба ... или тайны мира атомов" [4].

Развитием общественной познающей структуры, продвигающей единый фронт науки, можно объяснить возникновение новых революционных широких идей, периодически рвущих линию гладкого логического развития науки. Это широкие идеи о строении мира, связанные с отрицанием общепринятых, традиционных представлений людей, вошедших в их "способ мышления". Таковы: гелиоцентризм, идея необязательности Евклидова пространства, идея квантов, отрицающая непрерывность воздействий, отрицание абсолютности пространства и времени и др.

* * *

Познание в основе своей является теоретическим, т. е. воспроизводящим. Теоретичность вторгается в самые простые эмпирические данные. "Без понятий и без примеси рассуждения он (человек) не способен выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать даже самые очевидные факты". [5. С. 46]. Теоретическое научное познание выглядит как порождаемое человеческим разумом. Уже древние атомисты "использовали" особенности разума понимать деление предметов на какие угодно малые части.

Теоретичность выступает основой познания, поскольку свойственная ей обобщенность является исходной (простой) формой познания (каждое слово обобщает). Действия рассудка, отрешенные от временных зависимостей реальной действительности, всегда обобщены. Только в условиях конкретной реальной обстановки высказывания рассудка обретают определенную конкретность. Подчиненность частностей общему, включенность их в общее заложена в структуре материальной системы смыслов и проявляется в субъективной сфере логики силлогизмов. Обобщенность связана с тем, что в материальной системе смыслов смыслы, ответственные за общее, строятся из материальных смыслов, более низких по сте-

стр. 88


пени общности. Соответственно, аксиома силлогизмов гласит: "все то, что утверждается (отрицается) относительно целого класса, утверждается (отрицается) относительно каждой вещи этого класса" [6. С. 66].

Слово обобщает, поскольку соответствующая ему внутренняя смысловая структура связана с множеством материальных смыслов, ответственных за частности, обобщаемые словом, и включает их. Так, материальные смысловые структуры, соответствующие слову "жидкость", обозначающему тело не имеющее собственной формы, строятся из смысловых структур, соответствующих словам "пресная вода", "бензин", "водка" и др. каждое из которых "обобщает" множество действий и свойств. Так "пресная вода" не имеет формы, мочит, не имеет вкуса, утоляет жажду, подается водопроводом, проливается дождем, создает наводнения и т. д.

Основу осознанности и осмысленности составляет отношение непосредственно воспринимаемого к множеству внутренних материальных смысловых структур, в пределе ко всему материальному смысловому наполнению субъекта. На уровне осознанности это отношение проявляется в чувствовании возможности различных действий с воспринимаемым. Воспринимая простой факт, мы не обязательно рассуждаем о нем, но мы осознаем его, т. е. чувствуем возможность множества различных действий с предметом (действий натурных, действий представления, мышления) без указания на то, каковы эти действия. Сама субъективная осмысленность основывается на обобщенности. Объективную осмысленность предмета можно представить как существование его в общежитии мира, среди других предметов. Соответственно субъективная осмысленность создается не просто восприятием действий и свойств предмета, а чувствованием его существования в вышележащих структурах, в пределе во множестве отношений системы смыслов, представляющих действительность.

Выведение частностей из общего происходит в субъективной сфере (дедукция), но обобщение частностей (индукция) не происходит в субъективной сфере, оно выходит за ее пределы в сферу общественного познания. Открытие нового закона или теории, обобщающих частные случаи, происходит в виде создания в материальной системе смысло субъекта новой смысловой материальной "картины" в историческом ходе познания. Об этом свидетельствуют особенности творчества [7. С. 309].

После усиленной сознательной работы над проблемой происходит неосознаваемое изменение и возникновение новых матери-

стр. 89


альных смысловых связей. Это изменение происходит под воздействием проблемной ситуации и обуславливается ранее возникшими способностями субъекта. Можно предположить, что новые материальные смысловые связи возникают под воздействием наводящих, ориентирующих образов нового общего, свойственных живой системе смыслов, с которыми связано чувство красоты. Неосознаваемые материальные смысловые изменения оканчиваются неожиданным ("опрокидывающим") актом осознания замысла решения, включающим сильную уверенность в истинности замысла. Факт осознанности и уверенности в замысле объясняется, по-видимому, тем, что за материальными смыслами общего замысла создалась система множества частных материальных смыслов, соответствующих общему и связанных с материальным смысловым наполнением субъекта. Отношение материальных смыслов общего замысла с возникшей системой и создает осознанность (идею) замысла и чувства уверенности в его верности, хотя замысел еще не проверен путем изложения (формулирования) теории.

Обобщенность научных положений связана с их схематизмом. Так, закон Архимеда обобщен, он верен для любых жидкостей и любых тел. В то же время он схематичен, выделяет узкую "линию" действительности, касается только силового взаимодействия тел с жидкостью, в которую они погружены.

Особенностью теоретического познания является использования идеальностей, в которых схематизм доведен до крайней степени отрешенности от "материи" реальной действительности и необходимость следования (выведения) субъективных смыслов создается логикой мысли, обусловленной строением внутреннего материального смыслового наполнения. Идеальности есть условные схематические, не существующие в объективной действительности предметы, порождаемые теоретической стороной, которые вводятся субъектом для познания этой действительности.

Следует отметить, что идеальности в науке типа математики, теоретической физики и др. играют действительную роль теоретического изображения действительности, в отличие от представлений мыслей и чувств как идеальных реалий. Такое представление выделяет их как особые существования, что выводит их за пределы определенного научного объяснения как явлений, инородных материальному.

Содержания идеальностей порождаются человеческим умом в виде неких пределов и имеют характеристики, не существующие в действительности, но в определенных условиях они являются до-

стр. 90


статочными схемами, отражающими стороны действительности. Так, в геометрии точки не имеют размеров, прямые имеют нулевое сечение и абсолютную прямизну, плоскости имеют нулевую толщину и абсолютную плоскостность. Такие характеристики обеспечивают минимум простых отношений между идеальностями (через две точки можно провести только одну прямую; прямая пересекает плоскость в одной точке, а лежит в ней всеми точками). Эти элементарные идеальности позволяют строить идеальности более сложные (треугольники, пирамиды) и доказывать теоремы, в частности, определяющие нужные для практики размеры, площади. Кстати, понятия стабильных размеров и идеального равенства (отрезков, углов), строго говоря, не соответствуют реальным телам, но они позволяют использовать логические рассуждения при доказательствах.

Математические "стандартные" зависимости (степенные, тригонометрические, экспоненциальные и др.), входящие в решение различных дифференциальных уравнений, "гладки" и, строго говоря, не соответствуют "корявым" зависимостям действительности, но с большой степенью приближенности могут количественно отражать ее. Наработанные математикой идеальности находят свое место в ходе исторического развития познания. Так, кривые второго порядка, открытые в древности как конические сечения, в новое время использовались для описания орбит небесных тел. Но М. Борн отмечал, что Кеплер не смог бы открыть свои законы, если бы знал движение небесных тел также подробно, как в наши дни [9. С. 73].

Понятие абсолютно твердого тела не соответствует действительности, но оно верно в пределах науки статики. Подобно этому понятия идеального газа, несжимаемой жидкости и др. верны в определенных приделах. Важной идеальностью является движение в отсутствие сил (по инерции), оно лежит в основе механики Ньютона.

Идеальности являются умственными конструкциями, но они представляются в виде определенных образов, идеальных предметов. В частности, идеальности, изображающие микрообъекты, не воспринимаемые непосредственно, представляются в виде неких частиц или конструкций, которые имеют специфические характеристики (массу, заряд, спин и др.).

В отличие от наук, в которых научное содержание и его связи исходят из непосредственно воспринимаемого, в науках типа математики и теоретической физики мыслительная "материя" и ее со-

стр. 91


держание представляет собой в основном идеальные предметы, которые скрепляются логикой мысли.

В обыденной жизни процесс опосредованного выяснения неизвестного через известное с помощью логики мысли состоит в изъятии искомого из содержательных непрерывных связей, находящихся в материальной системе смыслов субъекта. Так, видя грунт мокрым, крыши сухими, мы догадываемся, что была поливка улицы, а не дождь, ибо поливка входит в сеть содержательных связей материальной системы смыслов. Когда субъект решает в жизни сложную задачу, то это происходит путем преобразований в его смысловой системе, приводящих к "изъятию" решения из ситуации внутреннего смыслового наполнения. Логика мысли сама по себе не создает нового содержания, а выделяет в речевом процессе происходящее в системе смыслов.

Однако логика может выступать как самостоятельная сила, производящая неизбежное, вынужденное следование одних положений из других. Особенно сильно это может проявляться в теоретической науке, например, в геометрии. Здесь, как кажется, при построении аксиоматизированной системы возможно чисто логическое построение системы доказательств, лишенное содержательности. Если брать школьную геометрию, то ее содержательная сторона представляется в виде элементарных идеальных предметов (точек, прямых, плоскостей) и их простых отношений, из которых строятся схематические фигуры и тела и относительно которых производятся доказательства. Доказательства исходят из системы принятых аксиом, которые представляют собой простые и однозначные отношения элементарных идеальностей, легко связываемые логическими отношениями. Здесь доказываемые положения содержательны. Иное дело - строгая аксиоматизированная система. При построении такой системы геометрии также невозможно обходиться без содержательных объектов и отношений, воображаемых в виде представлений и чертежей. Говорят, что их используют в качестве "строительных лесов" [10. С. 50]. Но когда строгая аксиоматическая система построена в виде системы доказательств, она оказывается отделеной от содержательной стороны и существует в виде логических связей между словами "точка", "прямая", "плоскость", "инцидентность", "между", "движение". Логические связи не придают каких-либо содержаний этим словам, они безразличны им.

Целью построения аксиоматизированной системы и является представление ее в виде чистой логики. Система выступает как

стр. 92


констатирующая система, в которой не известно, о каких предметах идет речь, но известно, что эти предметы существуют в логических связях.

Как возможно существование такого рода построений, отделенных от содержательности, если существуют внутренние материальные смысловые структуры субъекта, задающие содержание? Подобная автономность логики говорит, как кажется, о том, что логика есть нечто отличное от содержания и приложимое к нему. Считают даже, что логика сама по себе представляет особую силу, порождающую содержательность даже независимо от субъекта. Такая логика может быть представлена в виде особого исчисления.

В действительности в механизмах познания субъекта логика как следование содержания не отделена от содержания несмотря на то, что она может проявляться как нечто особое. Это подобно тому, как субъективное психическое, "исходящее" из внутренних материальных смысловых структур, может проявляться в виде идеального психического, независимого от материального мозга и тела субъекта. Логика геометрии не отделима от внутренних материальных смыслов, ответственных за идеальное содержание геометрических объектов. Об этом свидетельствует самопроизвольность (легкость) возникновения представления чертежей геометрических фигур в ходе строгих логических доказательств теорем.

Надо полагать, что логика мысли есть процесс речевого мышления, которое составляет лишь "часть" порождения содержания, она неотвратимо действует при связывании "элементарных" идеальностей в систему, но она не создает эту систему. А. Пуанкаре различал в доказательстве две стороны: силлогизмы и более важное - их порядок, который может быть представлен в целом [7. С. 311]. За всякой сложившейся теорией стоит внутренняя материальная смысловая "картина" в системе смыслов субъекта, которая проявляется в виде последовательного логического речевого мышления. Эта "картина" создается в историческом ходе познания. Недаром бывает, что доказательство теоремы появляется много лет спустя после ее формулирования.

Понимание включает две стороны: содержательную и констатирующую. Субъективное содержание есть чувствование движений и изменений в теле субъекта, вызванные внутренней материальной смысловой структурой. Это чувствование выражает определенную смысловую линию. "Понимающая" структура соотносится с массивом внутреннего смыслового наполнения субъекта и потому осознаваема. Констатирующая сторона есть чувствование наличия

стр. 93


материальных смысловых образований и их взаимоотношений [8]. Чистая логика относится к констатирующей стороне.

Логика мысли - явление речевое; это есть вынужденное следование значениям слов и их групп. Выделение чистой, бессодержательной логики обуславливается двойственностью речи. С одной стороны, речь входит в процессы внутренних материальных смысловых структур, благодаря чему она содержательна, с другой стороны, она выступает как вынужденное изменение внешних материальных образований (слов) и их систем, которые отражаются называниями слов ("точка", "прямая" и др.). Во внутренней части речевого процесса слова погружены во множество материальных смыслов, благодаря чему они осознаются и понимаются содержательно (как идеальные точки, прямые.., как "лежит на", "проходит через"...). Содержательная речь управляется внутренними материальными смысловыми "картинами", процессами материальных смысловых структур. За словами стоит содержательность материальных смыслов, которые не проявляются в виде субъективной содержательности, когда мы имеем дело с внешней материей вынужденно следующих слов. Чистая бессодержательная логика - это констатирующее следование внутренних материальных смысловых структур соответствующих следованию называемых слов. Действительно, построенная аксиоматическая система выглядит как система логических связей бессодержательных слов "точка", "прямая" и др. Неизбежность логических следований в такой системе есть неизбежность следования внутренним материальным фрагментам и отношениям. Это следование управляется внутренней материальной смысловой "картиной".

Эта ситуация свойственна, по-видимому, всей математике. Б. Рассел, осуществивший совместно с Уайтхедом выведение чистой математики из логики, констатирует, что математическое знание не эмпирическое и не априорное, оно просто знание словесное. ""3" означает "2+1", а "4" означает "3+1". Откуда следует (хотя доказательство и длинное), что "4" означает то же, что "2+2"" [11. С. 346]. Все это верно само по себе, но за словесными называниями, выводимыми логикой, стоит содержание внутреннего смыслового механизма субъекта. В качестве такого содержания, отделяемого от логики, можно считать то, что числа есть идеальные объекты (отрешенные от качества), которые существуют как инварианты множеств различных арифметических операций (4 = 2+2 = · 7 - 3 = 12 : 3 и т. д.). Если геометрические идеальности отражаются представлениями, то числа как идеальности отражаются множе-

стр. 94


ством операций счета. Такие множества обеспечиваются внутренними материальными смысловыми механизмами субъекта и не имеют отношения к логике. Тем более, что существуют феноменальные счетчики, мгновенно производящие операции с большими числами и не знающие того, как они это делают.

Таким образом, внутренние механизмы познания математика не могут не быть содержательными, ибо за словами стоит множество внутренних материальных смыслов. Выведение чистой математики из чистой логики есть внешнее речевое явление познания. В действительности правильнее считать, что математические знания априорны, подразумевая под априорностью внутренний аппарат познания субъекта, создаваемый историей и удерживающий математику при реальности. Содержательность математики выходит за пределы логики, не исчерпывается ею, хотя во внешнем (речевом) выражении, отвлеченном от внутреннего содержания, математика может исходить из логики. О "недостаточности" логики, по-видимому, свидетельствуют разработанные Гёделем положения о невозможности создания полной, исчерпывающей аксиоматической системы [2. С. 188].

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев Е. А., Киселева Н. А., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. М., 1975.

2. Пучинский В. М. К общей схеме механизмов субъективного психического. М., 2004.

3. Лауэ М. История физики. М., 1956.

4. Вопросы философии. 1957. N 6.

5. Ивин А. А. Теория аргументации. М., 2000.

6. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946.

7. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

8. Пучинский В. М. Материальные смысловые отношения в психическом познании // Философские исследования. 2006. N 2.

9. Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М., 1964.

10. Костин В. И. Основания геометрии. М., 1948.

11. Рассел Б. История западной философии. Т. II. М., 1993.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ-ПОЗНАНИИ-И-ЛОГИКЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. ПУЧИНСКИЙ, О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ И ЛОГИКЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ-ПОЗНАНИИ-И-ЛОГИКЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. М. ПУЧИНСКИЙ:

В. М. ПУЧИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1681 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3118 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
5 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ И ЛОГИКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android