О происхождении концепции "консензуса"
"Social Science Quarterly". Ostin. 1972, N 2.
Статья американского буржуазного историка, придерживающегося психологического уклона, Ф. Беркхофера "Клио и концепция культуры: некоторые заметки об изменяющихся отношениях в американской историографии" представляет собой попытку анализа причин возникновения некоторых новых направлений в современной американской буржуазной историографии. По мнению автора, пересмотр основных идей представителей прогрессистской школы после второй мировой войны и появление концепций "консензуса" (согласованных интересов) были результатом того, что в историографии начала применяться теория "культурного анализа", которая получила тогда весьма широкое распространение и в других общественных науках (стр. 299). Беркхофер утверждает, что интеграции и взаимопроникновению истории и социальных наук в этот период способствовало новое определение культуры, под которой в современной буржуазной социологии понимается совокупность "научных" и обыденных идей, разделяемых той или иной группой людей (стр. 301). Именно это, по мнению автора, и обусловило характер исторических концепций 50-х - 60-х годов, в соответствии с которыми американское общество изображается как единая, монолитная система, объединенная общностью культуры, идеалов, интересов и т. д. Элементы такого подхода Беркхофер находит уже в 1939 г., когда на годичном собрании Американской исторической ассоциации была рассмотрена специальная проблема под названием "Подход к истории как к культуре". Переход к исследованию истории в терминах "культурного анализа", по мнению автора, завершился в 1954 г. с появлением книги Д. Поттера "Богатый народ: экономическое изобилие и американский характер" и сборника "Социальные науки в историческом исследовании" (доклад Комитета по историографии Комиссии по исследованиям в области общественных наук) 1 (стр. 303).
Не менее важную роль в развитии "консензусной" историографии, согласно Беркхоферу, сыграло утверждение в США после второй мировой войны школы "интеллектуальной" истории (возникновение ее автор относит к 1940 г., когда был основан "Journal of History of Ideas"), Беркхофер считает, что ведущую роль в формулировании основных принципов этой школы сыграл А. Ловджой, выступивший против "социологии знания" и "социально-экономического детерминизма" и заявивший о необходимости "внутреннего анализа" идей, предполагающего прослеживание их "внутренней логики и имманентного развития". После второй мировой войны американская историография, согласно Беркхоферу, приняла на свое вооружение подход Ловджоя, рекомендовавшего проводить изучение отдельных идей и их комплексов вне зависимости от внешних условий (стр. 304 - 305). В качестве характерного примера в статье названа книга Г. Смита "Девственная земля: американский запад как символ и миф"2 . За ней последовало большое количество работ, в которых основные проблемы американской истории рассматриваются как символы, мифы, образы, "идеалы" и идеологии, в духе "новой концепции культуры и новой концепции человека" (стр. 306). В соответствии с этими концепциями, согласно Беркхоферу, изучается не реальная действительность, как она есть, а "миф о человеке, поднявшемся собственными силами, идеология бизнесменов, популистские и прогрессистские идеи, неясные идеалы джексоновской демократии, антиинституционалистские склонности многих довоенных реформаторов, попытки отцов- основателей применить на практике просвещенные идеалы своего времени в области внешней политики" и т. д. (стр. 307).
Эта переориентация, констатирует Беркхофер, нанесла удар по идеям прогрессистских историков, до некоторой степени признававших связь идей с социальной и экономической средой. Конфликты и различия полностью исчезли из области экономики и политики, уступив место "символическим столкновениям и культурным антиномиям" (стр. 309). В американской историографии возобладала такая трактовка, которая изображала историю США, как "медленную" и постепенную эволюцию "основных ценностей и ориентации, приписываемых всему народу в целом" (стр. 309). Нетрудно за-
1 D. Potter. People of Plenty: Economic Abundance and the American Character. Chicago. 1954; "The Social Sciences in Historical Study". Bulletin N 64 of SSRC. Chicago. 1954.
2 H. Smith. Virgin Land. The American West as Symbol and Myth. Cambridge (Mass.). 1950.
стр. 199
метить, что автор пытается представить послевоенную переориентацию в американской буржуазной историографии и появление школы "консензуса" как результат исключительно саморазвития исторической науки, воспринявшей некоторые методы других общественных наук. Однако это всего лишь часть проблемы. Автор умалчивает о самом главном - об объективных причинах, лежащих в основе этой эволюции, и обусловливающих упадок или возникновение тех или иных направлений в историографии.
Между тем основные процессы в современной американской историографии могут быть осмыслены только с учетом факторов социально-экономического, политического и идеологического развития послевоенной Америки, отмеченного дальнейшим углублением общего кризиса капитализма, усилением консерватизма и реакции в общественной жизни. Отказ от прогрессистских идей и переход на позиции "консензусных" концепций, по сути дела, были лишь проявлением этого поворота в американской буржуазной историографии. Беркхофер верно подмечает тот факт, что в последнее десятилетие "консензусная" историография претерпевает заметный кризис. Основной признак этого кризиса он усматривает в появлении в американской исторической науке ряда "новых" школ: "новых левых", "новой" научной, "новой" экономической и других. Однако основную и единственную причину всех этих явлений Беркхофер опять-таки видит в кризисе концепции "культурного анализа" (стр. 318 - 319), не желая учитывать влияние того бурного кризиса, который в 60-е годы охватил американское общество и на фоне которого концепции о "мирном" бесконфликтном характере общественного процесса в США выглядят особенно неубедительно.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |