Libmonster ID: RU-11900
Автор(ы) публикации: С. Л. СЕНЯВСКИЙ

За последние годы в нашей стране произошел гигантский количественный и качественный рост рабочего класса. Частично особенности и некоторые закономерности этого роста уже были охарактеризованы в одной из статей настоящего журнала1 . В ней были высказаны некоторые положения о развитии источников и форм пополнения рабочего класса в СССР на современном этапе. Поскольку этот вопрос имеет важное значение в изучении истории советского рабочего класса, нам представляется целесообразным сделать попытку более детального его освещения2 .

В послевоенные годы резко упал по сравнению с довоенным временем удельный вес такого массового источника пополнения рабочего класса, как колхозное крестьянство. Если за девять лет социалистической реконструкции народного хозяйства, с 1928 по 1937 г., население, занятое в сельском хозяйстве, сократилось на 24%, то за последующие двадцать лет, с 1939 по 1959 г., оно уменьшилось лишь на 11,3%3 . Значит, после 1939 г. кадры, которые поступали из деревни в промышленность и другие отрасли народного хозяйства, составляли в среднем за год лишь 0,56% по отношению ко всему занятому в народном хозяйстве населению вместо 2,66% в период социалистической реконструкции. Еще меньше рабочей силы для города стала давать деревня в 1953 - 1960 годах. Об этом можно судить по тому, что в 1937 - 1955 гг. население, занятое в сельском хозяйстве, сокращалось в среднем за год на 0,7%, а в 1956 - 1958 гг. - лишь на 0,3%4 . Число колхозников уменьшилось с 25457,8 в 1953 г. до 21733,3 тыс. в 1960 г.5 , то есть на 3724,5 тыс., или 532 тыс. в среднем за год, что к общей численности всего занятого в 1959 г. в народном хозяйстве населения составило 0,58%. Если при этом учесть, что большая часть колхозников, выбывших из колхозов, фактически осталась в сельскохозяйственном производстве, пополнив собой ряды сельскохозяйственных рабочих и служащих, численность которых выросла в то же время с 2552 тыс. до 6324 тыс., или на 3772 тыс.6 , то удельный вес колхозного крестьянства как источника пополнения рядов индустриальных рабочих в рассматриваемый нами период будет еще меньше7 .

Следует отметить и новую особенность: переход колхозников в ряды рабочего класса стал осуществляться не стихийно и в одиночку, как прежде, а организованно, целыми артелями. За время с 1953 по 1961 г. количество колхозов в стране сократилось с 93 тыс. до 41,3 тыс.8 , большинство из них по решению общих колхозных


1 М. П. Ким, С. Л. Сенявский. Рост рабочего класса СССР в 1953 - 1961 гг. "Вопросы истории", 1963, N3.

2 Начало новой методики рассмотрения проблемы источников и форм пополнения рабочего класса СССР положено монографией М. Я. Сонина "Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда" (М. 1959). Особенно ценным является впервые предпринятая М. Я. Сониным в научной литературе дифференциация источников и форм пополнения рабочего класса.

3 "Народное хозяйство СССР в 1958 году". М. 1959, стр. 654; "Народное хозяйство СССР в 1960 году". М. 1961, стр. 27.

4 Подсчитано по данным статистического ежегодника "Народное хозяйство СССР в 1958 году", стр. 654.

5 "Народное хозяйство СССР в 1960 году", стр. 522.

6 Там же, стр. 526.

7 Подчеркнем, что мы имеем в виду самих колхозников, а не членов их семей.

8 "Народное хозяйство СССР в 1961 году". М. 1962, стр. 418.

стр. 202

собраний было реорганизовано в совхозы, количество которых за тот же срок выросло с 4857 до 82819 .

В эти годы нашла широкое проявление и тенденция ко взаимному обмену кадрами между городом и деревней. Этот процесс был вызван тем, что на практике стал осуществляться коммунистический принцип стирания существенных различий между городам и деревней, между рабочим классам и крестьянством. Колхозное крестьянство пополняло ряды индустриальных рабочих, а городские жители, в том числе рабочая молодежь, в ответ на призывы Коммунистической партии переходили на работу в сельское хозяйство. Реорганизация МТС в 1958 г. и продажа колхозам сельскохозяйственной техники привели к массовому переходу в колхозы квалифицированных механизаторских кадров и рабочих. Это еще более способствовало сближению двух дружественных классов - колхозного крестьянства и рабочих и, как следствие, вело к социальной унификации источников их пополнения.

Обратимся к промкооперации - наследнице городских кустарей, одному из классических наряду с крестьянством источников пополнения рабочего класса. Процесс перехода рабочих из промкооперации в государственную промышленность до 1956 г. носил преимущественно индивидуальный и стихийный характер. Все возрастающая степень обобществления кооперативной собственности и производства в период завершения строительства социализма и развернутого строительства коммунизма сделала возможным безболезненный перевод целых предприятий промкооперации в государственную промышленность. В 1956 г. государству был передан ряд предприятий промысловой кооперации вместе с 0,5 млн. членов артелей10 . В 1960 г. еще 1,4 млн. работников промкооперации перешло в государственную промышленность, на транспорт, в строительство и жилищно-коммунальное хозяйство11 .

В рассматриваемый период, особенно после реорганизации системы народного образования в 1958 г., еще более массовым и важным, чем прежде, источником пополнения рабочего класса квалифицированными кадрами становится средняя школа. В период ликвидации экономической и культурной отсталости нашей страны, индустриализации и технической реконструкции ее народного хозяйства, когда остро ощущался недостаток в специалистах с высшим и средним образованием, главным назначением средней общеобразовательной школы являлась подготовка кадров для высшей и средней специальной школы. Однако в дальнейшем (особенно после 1953 г.) бурный технический прогресс, задачи завершения строительства социализма и перехода к развернутому коммунистическому строительству потребовали насыщения народного хозяйства и прежде всего промышленности кадрами рабочих с высоким уровнем общеобразовательной подготовки. Средняя школа должна была превратиться в основной инструмент повышения культурно-технического уровня рабочего класса. Начиная с 1954 г. она постепенно становится одним из главных источников организованного и целенаправленного пополнения рабочего класса.

Приводимая ниже таблица показывает, что количество учащихся, - поступивших и вузы непосредственно после школы, с каждым годом снижается12 :

Учебный год выпуска

Выпущено из средней школы (в тыс. чел.)

Учебный год приема

Принято в вуз на дневные отделения (в тыс. чел.)

1950/51

около 340

1951/52

255,5*

1951/52

" 420

1952/53

249,0

1952/53

более 570

1953/54

265,1

1957/58

" 1570

1958/59

215,5

1958/59

" 1370

1959/60

227,1

1959/60

" 1050

1960/61

257,9

-----

* Вместе с вечерним отделением.


9 Там же, стр. 448.

10 "Народное хозяйство СССР в 1956 году". М. 1957, стр. 50.

11 "Народное хозяйство СССР в 1960 году", стр. 637.

12 Таблица составлена по данным статистических сборников "Народное хозяйство СССР в 1958 году", стр. 808 - 809; "Народное хозяйство СССР в 1960 году", стр. 754; "Высшее образование в СССР". М. 1961, стр. 90.

стр. 203

В 1957/58 учебному году процент выпускников средней школы, принятых в вузы, составил 13,6 против 75% в 1950/51 учебном году. Учитывая, что часть молодежи поступала в вузы с производства, надо полагать, что с 1958 г. более 85 - 90% ежегодного выпуска средней школы направлялось непосредственно на производство.

Отсутствие на протяжении двух десятилетий политехнической и трудовой подготовки учащихся в средней школе сыграло свою отрицательную роль. Школа выпускала из своих стен Молодежь, совершенно не подготовленную к процессу производства. Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. "Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве"13 в нашей стране были учреждены технические училища, которые сыграли немаловажную роль в создании квалифицированных кадров для производства. С 1954 по 1961 г. ими было подготовлено 615 тыс. квалифицированных рабочих14 .

Министерствам и ведомствам было вменено в обязанность планирование обучения молодежи в профессионально-технических школах, школах ФЗУ и типа ФЗУ и в других постоянно действующих школах, на курсах, а также индивидуально-бригадным способом. Согласно плану подготовки кадров, в 1954 г. предстояло принять в учебно-производственную сеть 200 тыс. юношей и девушек, окончивших среднюю школу.

В 1954/55 учебном году технические училища выполнили план подготовки молодых рабочих лишь на 81,7%15 . Сказалось нежелание части выпускников средней школы идти работать непосредственно на производство, с одной стороны, и неподготовленность ряда управлений трудовых резервов к приему молодежи - с другой. Широкая разъяснительная работа среди выпускников средних школ позволила выполнить этот план уже в 1956/57 учебном году на 103,5%16 . В дальнейшем большинство технических училищ смогло перейти к отбору учащихся, так как количество заявлений превышало количество мест.

Большую роль в превращении средней общеобразовательной школы в массовый и организованный источник пополнения рабочего класса сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1957 г. "О вовлечении в промышленное и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние общеобразовательные школы", которое обязывало местные органы власти, руководителей предприятий, а также партийные и общественные организации обеспечить вовлечение в промышленность и сельскохозяйственное производство молодежи, окончившей средние школы, и подростков, не получивших среднего образования. С этой целью на предприятиях устанавливалась бронь для приема юношей и девушек на работу17 .

С каждым годом все большая часть выпускников средней школы продолжала учебу без отрыва от производства в вечерних техникумах и институтах. В 1958/59 г., например, московская общеобразовательная одиннадцатилетняя школа с производственным обучением N16 выпустила 35 человек. 22 из них остались на заводе "Красный пролетарий", где школьники в период учебы проходили производственную практику, 6 человек поступили на другие заводы, 3 ушли в Советскую Армию и 4, или 11,4%, были приняты в Московский университет. Характерно, что из 22 оставшихся на "Красном пролетарии" 14 поступили учиться на вечерний факультет Станкоинструментальното института и, следовательно, прочно связали свою жизнь с заводом18 .

В 1961 г. число поступивших на вечерние и заочные отделения институтов составляло 58% всех принятых в вузы страны19 . Значительный рост сети вечернего


13 "Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам" Ч. IV. М. 1958, стр. 247 - 250.

14 "Народное хозяйство СССР в 1960 году", стр. 665.

15 Архив Государственного Комитета Госплана (АГКГП) СССР по профессионально-техническому образованию. Структурная часть (стр. ч.) 14, арх. 26, оп. 72, св. 6, л. 25.

16 Там же, арх. 34, оп. 77, св. 7, л. 1.

17 См. "Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам". Ч. IV, стр. 778 - 780.

18 Текущий архив Мосгороно. Отчеты за 1958/59 учебный год.

19 Подсчитано по данным сборника "Народное хозяйство СССР в 1960 году", стр. 695.

стр. 204

и заочного обучения позволял молодежи учиться без отрыва от производства и способствовал превращению не только средней, но и неполной средней общеобразовательной школы в источник пополнения рабочего класса.

Резервом рабочего класса является и трудоспособное, но не занятое на протяжении определенного времени в народном хозяйстве население. В 1959 г. эта категория населения составляла не менее 20 млн., или почти 20% от общего количества, занятого в народном хозяйстве страны20 .

Эти люди обладают нередко большим производственным опытом и профессией высокой квалификации. Например, в городах Южного Сахалина в 1954 г. 19,3% лиц, занятых в домашнем и подсобном хозяйстве, имели профессии квалифицированных рабочих, 1,8 - инженерно-технические профессии. В Хабаровске 15,3% занятых в домашнем и подсобном хозяйстве имели профессии квалифицированных рабочих и 0,9% - профессии инженерно-технических работников21 . В городах и рабочих поселках Сибири, наиболее остро ощущающей недостаток в рабочих кадрах, 21 - 33% общего числа трудоспособного населения были заняты в 1961 г. в домашнем и подсобном хозяйстве, причем 80% имели опыт работы на производстве, в учреждениях22 .

В последние годы, когда пополнение населения трудоспособного возраста сократилось вследствие низкой рождаемости во время войны, эффективное использование этой возможности приобрело особенно важное значение. Однако необходимо учитывать, что 90% занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве лиц составляют женщины в возрасте (как, например, показали выборочные обследования 1961 г. в Сибири) 20 - 40 лет23 . В 1954 г. в Хабаровске женщины составляли 96,1% населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве, в городах Южного Сахалина - 94,9%. Подавляющее число их имело детей (в Хабаровске - 85%, в городах Южного Сахалина - 86%)24 , за которыми требовался уход. Следовательно, эффективно использовать этот источник пополнения рабочего класса можно лишь при создании условий, освобождающих женщину от соответствующих забот в доме и семье. Эту проблему далеко еще нельзя считать решенной. По данным выборочных обследований в Сибири, в 1961 г. более 50% женщин не работали на производстве из-за отсутствия необходимого количества яслей, детских садов, школ-интернатов25 . Надо назвать и такую причину, как отсутствие в ряде экономических районов предприятий, где можно было бы в полной мере использовать женский труд. Характерно, что наибольший удельный вес трудоспособных женщин, оторванных от производства, наблюдается там, где существуют главным образом предприятия угольной и металлургической промышленности. Выборочным обследованием в Кемеровской области установлено, что вовлечение женщин в общественное производство тормозится вследствие недостаточного развития тех отраслей промышленности, в которых женский труд мог бы найти широкое применение. Такое положение наблюдалось, например, в, Барабинске, Искитиме, а также в окрестных сельских районах, где в 1960 г. более 25% трудоспособного населения не принимало участия в общественном производстве26 . Именно по этой причине в последние годы в Сибири число занятых в домашнем и личном хозяйстве трудоспособных женщин доходило до 33%. В городах и рабочих поселках Восточного Казахстана в 1961 г. оно колебалось от 33 до 38%, местами повышаясь до 45%, в то время как в целом по СССР оно составляло 17,7 %27 .

Пенсионная система в СССР щедро обеспечивает старость рабочих и служащих. Вместе с тем она предусматривает использование в народном хозяйстве людей пенсионного возраста, сохранивших трудоспособность. В 1959 г. в СССР 2,8 млн. мужчин и 3,1 млн. женщин пенсионного возраста были заняты в народном хозяйстве (при общей численности рабочих и служащих около 100 млн.)28 . Это свидетельствует о


20 Подсчитано там же, стр. 11, 12, 25, 754.

21 М. Я. Сонин. Указ. соч., стр. 112.

22 "Социалистический труд", 1961, N2, стр. 25.

23 Там же.

24 М. Я. Сонин. Указ. соч., стр. 112.

25 "Социалистический труд", 1961, N2, стр. 25.

26 "Вопросы экономики", 1960, N2, стр. 107 - 108.

27 "Социалистический труд", 1962, N7, стр. 19.

28 "Социалистический труд", 1961, N2, стр. 14.

стр. 205

больших возможностях использования в известных условиях людей пенсионного возраста, особенно наиболее квалифицированных кадров, в народном хозяйстве.

Новый источник пополнения рабочего класса возник в 1953 - 1961 гг. в связи с сокращением (наиболее массовым за всю историю советского общества) государственного и административно-управленческого аппарата, что позволило переместить значительные кадры в производство29 .

Думается, что Советскую Армию (за исключением периодов массовой демобилизации после войны) нельзя считать источником пополнения рабочего класса. Источником же трудовых ресурсов она служит лишь в тех случаях, когда отдает рабочему классу свой кадровый, то есть офицерский состав или сержантов сверхсрочной службы. В 1953 - 1961 гг., как известно, Советское правительство осуществило большое сокращение армии. В ряды рабочего класса влились сотни тысяч уволенных в запас и вышедших в отставку военнослужащих. Только с 1955 по 1958 г. из ее рядов перешло в народное хозяйство 2,14 млн. человек30 .

Бурный рост механизации и автоматизации производства в СССР привел к отмиранию старых и появлению новых профессий, к перераспределению за счет внутренних резервов рабочей силы в производстве. Вместе с тем невиданное раньше повышение производительности труда за счет механизации и автоматизации освобождает народное хозяйство от необходимости изыскивать многомиллионные источники дополнительной рабочей силы.

Таким образом, можно назвать ныне семь основных источников пополнения рабочего класса СССР: колхозное крестьянство; промкооперация; средняя общеобразовательная политехническая школа; трудоспособное, но не занятое на протяжении определенного времени в народном хозяйстве население; сокращение государственного и хозяйственного административно-управленческого аппарата; Советская Армия, в тех случаях, когда происходит массовая демобилизация кадрового состава; отмирание старых и рождение новых профессий в результате технического прогресса и реорганизации труда.

*

Формы пополнения рабочего класса в отличие от источников не являются социальной категорией. Тем не менее они, как и источники, изменяются с развитием производства и общества.

В годы "военного коммунизма" одной из распространеннейших форм являлась трудовая мобилизация. Как вынужденная и временная мера она получила распространение и в годы Великой Отечественной войны. Временной была рожденная в первые годы новой экономической политики форма пополнения рабочего класса через биржу труда. В период коллективизации сельского хозяйства и в первые годы после нее, когда с устранением классовой дифференциации крестьянства исчезла почва для аграрного перенаселения и массового стихийного передвижения крестьян в город, распространенной стала форма договоров с колхозами и колхозниками. Позднее эта форма видоизменилась, превратилась в оргнабор, который охватывал также городское население, но служил уже главным образом для пополнения рабочего класса в строительстве и на отдельных объектах. Накануне Великой Отечественной войны родилась такая форма, как мобилизация городской и сельской молодежи в государственные трудовые резервы, она была вызвана нехваткой квалифицированной рабочей силы в промышленности и строительстве. На всех этапах развития советского общества широко практиковалось пополнение рабочего класса путем набора кадров самими предприятиями.

После долгого перерыва со времени первых пятилеток возобновился общественный призыв. В 1954 г. сотни тысяч советских людей, и прежде всего молодежь, по призыву ЦК КПСС поехали на освоение целины, пополнив собой ряды сельскохозяйственных рабочих.

В решениях XX съезда КПСС огромное внимание уделялось вопросу об освоении природных богатств восточных районов нашей страны. В связи с этим 11 апреля


29 См. "Вопросы истории", 1963, N3, стр. 8.

30 "Правда", 11 июля 1962 года.

стр. 206

1956 г. прозвучали с трибуны Всесоюзного совещания молодых строителей в Кремле вдохновенные слова Н. С. Хрущева: "Это вы, молодежь, должны обуздать, должны покорить бурные сибирские реки, полнее использовать богатства сибирских недр, поставить их на службу нашему советскому народу"31 . Обращения партии и правительства к юношам и девушкам нашей странны с призывом ехать туда, где всего трудней, где рабочие руки всего нужней, стали традицией. Уже в апреле 1958 г. в отчетном докладе ЦК ВЛКСМ XIII съезду ленинского комсомола указывалось, что около 300 тыс. посланцев комсомола отправились на стройки Сибири, Севера и Донбасса. Более 40 тыс. юношей и девушек из различных республик по комсомольским путевкам прибыли на подземные работы в шахты Донецкого бассейна, Кузбасса, Караганды, Подмосковья и около 250 тыс. - на местные стройки32 . Еще более грандиозный размах общественный призыв принял в последующие годы. В апреле 1962 г. ЦК ВЛКСМ рапортовал XIV съезду комсомола, что 800 тыс. молодых патриотов по комсомольским путевкам пошли на стройки семилетки33 .

Таким образом, общественный призыв в 1954 - 1961 гг. стал одной из массовых форм пополнения рабочего класса. С помощью этой системы формировались рабочие кадры наиболее важных для государства промышленных, сельскохозяйственных и строительных объектов, причем это были наиболее молодые, сильные и сознательные кадры. Общественный призыв оказался более подходящей к запросам и требованиям народного хозяйства, самой динамичной формой пополнения народного хозяйства на новостройках страны молодежь, прибывшая по общественному призыву, составляла в 1956 г. 60 - 70% численности рабочих34 .

С 1954 г. пополнение рабочего класса стало осуществляться и через комиссии по делам несовершеннолетних, созданные при местных Советах депутатов трудящихся и занимавшиеся делами трудоустройства подростков и молодежи. Комиссии вели учет не только юношей и девушек, окончивших среднюю или неполную среднюю школу, но и тех, кто покинул учебное заведение нетрудоустроенным, внося плановое, организующее начало в распределение рабочей силы молодежи, которое позволило превратить общеобразовательную школу в надежный массовый источник пополнения рабочего класса СССР. Особенно важную роль комиссии стали играть после издания указов Президиумов Верховных Советов союзных республик, утвердивших новые положения о них. Так, 29 августа 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР комиссиям Российской Федерации были предоставлены широкие права в трудоустройстве подростков. С этого дня ни одно предприятие не имело права принимать или увольнять молодежь без санкции районной комиссии по делам несовершеннолетних. Без ведома комиссии не разрешалось также исключать учащихся из средних общеобразовательных и специальных школ (это касалось и студентов вузов, не достигших восемнадцатилетнего возраста).

Важной формой пополнения рабочего класса является оргнабор. Если до войны оргнабор служил главным образом для планового пополнения промышленности рабочей силой из крестьян, то теперь он все более охватывает городское население, причем преимущественно уже не в плане пополнения, а в плане отраслевого и территориального перераспределения рабочего класса. Вместе с тем значительно уменьшилось и абсолютное количество рабочих, привлекаемых в индустрию через систему оргнабора. Сравним цифры: за 10 предвоенных лет (1931 - 1940) в среднем за год через систему оргнабора в промышленность влилось 2,87 млн. человек, в 1946 - 1954 гг. - 700 - 800 тыс., а в 1958 г. - 501 тысяча35 . В 1952 г. городское население среди привлеченных на производство по оргнабору составляло 34,2%, в 1956 г. - почти вдвое больше - 66,7%36 .

Изменилась отраслевая и территориальная структура оргнабора. В довоенные годы через него направлялись рабочие в одинаковой мере в промышленность, в строи-


31 Н. С. Хрущев. На новые подвиги, молодежь! М. 1956, стр. 71.

32 "Правда", 16 апреля 1958 года.

33 "Правда", 17 апреля 1962 год л.

34 М. Я. Сонин. Указ. соч., стр. 236.

35 См. там же, стр. 182, 186.

36 Там же, стр. 207.

стр. 207

тельство и на транспорт во все районы страны, а в последние годы - главным образом на стройки и некоторые промышленные объекты Востока и Севера. Так, в 1959 - 1960 гг. из различных районов РСФСР было направлено (в %)37 :

 

Всего

По оргнабору

Через переселения

Квалифицированных рабочих по договорам с совнархозами

Военнослужащих, уволенных в запас

На Урал

10,8

5,5

1,5

0,1

3,7

В Сибирь

60,4

35,2

10,1

2,4

12,7

На Дальний Восток

26,7

16,0

7,1

0,4

3,2

В Казахстан

2,1

-

-

2,1

-

Однако оргнабор не отвечает требованиям создания постоянных кадров в северных и восточных районах страны в силу того, что он направляет туда рабочих сроком не более, как на 1 - 3 года. Кроме того, он не насыщает предприятия квалифицированной рабочей силой. Поэтому наряду с повышением роли планового набора рабочей силы самими предприятиями, особенно в центральных и южных районах страны, с 1953 г. приобретает все большее значение такая форма пополнения и перераспределения рабочей силы, как направление квалифицированных кадров по договорам с совнархозами. Эта форма учитывает конкретную потребность предприятий в рабочих, и поэтому она наиболее целесообразна для тех районов страны, где плановый набор не может быть обеспечен вследствие дефицита в местной рабочей силе. Однако она еще не получила достаточного развития. В 1959 г. заявки совнархозов на квалифицированных рабочих в целом по СССР были удовлетворены всего на 46%. Незначительным оставалось и абсолютное число направленных по этим заявкам рабочих - 468538 . Даже на Севере и Востоке страны, где форма договоров имеет первостепенное значение, заявки в 1959 г. были удовлетворены лишь на 47%39 .

Возникшая в 1940 г. система трудовых резервов, преобразованная в 1959 г. в систему профессионально-технического обучения, как форма пополнения рабочего класса, имеет ряд особенностей. За последние годы значительно уменьшилось число молодых рабочих, вступающих в ряды индустриального рабочего класса через трудовые резервы. Если в годы четвертой пятилетки в промышленность, строительство и на транспорт трудовые резервы направляли в среднем за год 677489 молодых рабочих,, то в 1954 - 1958 гг. - 38077840 , а в 1959 - 1961 гг. - еще меньше, о чем свидетельствует снижение подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования, - в среднем за год 377,6 тысячи41 . Объясняется это, в частности, тем, что начиная с 1954 г. почти половина учащихся трудовых резервов готовилась для пополнения механизаторских кадров сельского хозяйства. (В 1954 - 1961 гг. через трудовые резервы в сельское хозяйство направлялось в среднем за год 232,6 тыс. механизаторов)42 . Из всех поступивших в промышленность рабочих направленные через систему трудрезервов составляли: в 1950 г. - 7%, в 1955 г. - 5%, в 1958 г. - 4%, в 1959 г. - 4%.

Важной особенностью этих лет являлся высокий общеобразовательный уровень молодых рабочих, подготовленных в системе трудовых резервов. Среди направляемой на предприятия молодежи вырос удельный вес выпускников технических училищ


37 "Социалистический труд", 1961, N6, стр. 22.

38 Там же, стр. 23.

39 Там же.

40 Подсчитано по данным АГКГП СССР по профессионально-техническому образованию, стр. ч. 14, арх. 174, оп. 49, св. 20, лл. 1, 67; арх. 81, оп. 55, св. 16, л. 1; арх. 112, оп. 56, св. 23, л. 8; арх. 64, оп. 59, св. 21, л. 1; арх. 24. оп. 70, св. 51, лл. 67, 71; арх. 26, оп. 72, св. 6, л. 25; арх. 32, оп. 74, св. 6, л. 1; арх. 34, оп. 77, св. 7, лл. 1, 18; арх. 35, оп. 79, св. 7, лл. 1, 22.

41 Подсчитано по данным статистического справочника "СССР в цифрах в 1961 году". М. 1962, стр. 316.

42 Подсчитано по тем же данным.

стр. 208

(4,1% в 1955 г., 15% в 1958 г.43 и 27,7% в 1961 г.)44 . Большинство выпускников ремесленных училищ имело семилетнее образование45 .

Наконец, отметим еще одну особенность: превращение трудовых резервов из формы, основанной на призыве (мобилизации), в форму, с помощью которой осуществляется подготовка людей, выражающих добровольное желание идти работать на производство. Учитывая большое стремление молодежи получить профессионально-техническое образование в ремесленных и железнодорожных училищах, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 марта 1955 г. постановил принимать в училища молодежь 14 - 17 лет из числа лишь подавших заявления46 .

Таким образом, в 1954 - 1961 гг. существовало шесть основных форм пополнения рабочего класса: общественный призыв; набор с помощью комиссий по делам несовершеннолетних; оргнабор; направление рабочих по заявкам и договорам с совнархозами; трудовые резервы и плановый набор предприятиями47 . При этом значение оргнабора и трудрезервов как системы пополнения народного хозяйства индустриальными кадрами постоянно снижалось, плановый же набор рабочей силы предприятиями, наоборот, возрастал48 .

 

1950 г.

1955 г.

1958 г.

1959 г.

Всего было направлено рабочих (без переведенных)

100%

100%

100%

100%

в том числе:

 

 

 

 

по оргнабору

14%

11°/о

6%

4%

из училищ и школ трудовых резервов

7%

5%

4%

4%

Принято в индивидуальном порядке самими предприятиями

79%

84%

90%

92%

Следует учесть также, что, кроме комиссий по делам несовершеннолетних и трудовых резервов, все остальные совмещали в себе как формы пополнения рабочего класса СССР новыми кадрами, так и формы его отраслевого и территориального перераспределения.

Изучение источников и форм пополнения рабочего класса позволит полнее показать особенности развития рабочего класса в СССР, а также осветить ряд актуальных проблем новейшей истории советского общества.


43 Подсчитано по данным АГКГП СССР по профессионально-техническому образованию, стр. ч. 14, арх. 26, оп. 72, св. 6, л. 25; арх. 35, оп. 79, св. 7, л. 1, 22.

44 Подсчитано по данным статистического справочника "СССР в цифрах в 1961 году", стр. 316.

45 См. "Профтехобразование", 1956, N2, стр. 31.

46 "Директивы КПСС и Советского правительства". Ч. IV, стр. 371.

47 В известной степени самостоятельной формой можно было бы считать организованное поступление демобилизуемых из Советской Армии, но так как оно носило характер общественного призыва, то мы и считаем его частью последнего.

48 Текущий архив Центрального статистического управления СССР. Данные отдела труда и зарплаты за 1950 - 1959 годы.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ИСТОЧНИКАХ-И-ФОРМАХ-ПОПОЛНЕНИЯ-РАБОЧЕГО-КЛАССА-СССР-В-1953-1961-ГГ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. Л. СЕНЯВСКИЙ, ОБ ИСТОЧНИКАХ И ФОРМАХ ПОПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА СССР В 1953 - 1961 ГГ. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 20.05.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОБ-ИСТОЧНИКАХ-И-ФОРМАХ-ПОПОЛНЕНИЯ-РАБОЧЕГО-КЛАССА-СССР-В-1953-1961-ГГ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. Л. СЕНЯВСКИЙ:

С. Л. СЕНЯВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1474 просмотров рейтинг
20.05.2016 (2892 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
2 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОБ ИСТОЧНИКАХ И ФОРМАХ ПОПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА СССР В 1953 - 1961 ГГ.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android