Libmonster ID: RU-8632
Автор(ы) публикации: В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ

Онтологические (мировоззренческие) основания включают в себя совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих весьма общие универсальные свойства и законы бытия, важнейшие стороны действительности. В физических теориях такими основаниями являются: принцип материального единства мира, сохранения материи и ее общих свойств (движения, энергии, массы, электрического заряда, импульса, момента импульса и др.); принцип единства материи, движения, пространства и времени, зависимости пространственно-временных свойств от структурных отношений в материальных системах; принцип развития, системной организации материи, детерминации и причинности, а также другие положения об атрибутах материи и законах ее развития. Онтология применительно к данному исследованию понимается как учение о сущем (бытии) в развитии - основная проблема заключается в поиске первоначала, первопричины и конечной цели материи, которую следует понимать с позиции философского гилодинамизма в синтетической субстанционально- субстратно-атрибутивной интепретации 1 .

Как особо выделяемый из онтологических оснований детерминизм выступает как выражение идеала или предела, к которому стремится теоретическая физика и научное познание в целом 2 . Он выражает частную конкретизацию принципа неуничтожимости и несотворимости движущейся материи, данную на языке, например, физики, тем самым обозначает ее собственный идеал и норму научности.

Любое научное объяснение должно удовлетворять принципу причинности. Так, анализ понятия "взаимодействие" показывает, что его следует рассматривать как взаимосвязь внешних и внутренних причинно-следственных связей, цепей (каузаляторов). Из такого понятия взаимодействия следует, что необходимость и случайность представляют собой результат воздействия каузаляторов друг на друга. Необходимые явления в общем случае обусловлены взаимосвязью зависимых каузаляторов (отдельным каузалятором), а случайные - независимых каузаляторов. Диалектическое единство необходимости и случайности является


1 См.: Основы онтологии. СПб. 1997. С. 74.

2 См.: Гершанский В.Ф. // Философские исследования. 2001. N 1. С. 15.

стр. 133


взаимодействием элементов, обладающих собственной активностью. Именно сложностью характера взаимодействия (на уровне современных представлений) объясняются кажущиеся отклонения от принципа причинности. Взаимодействие, причинность и детерминация материальных явлений и процессов обусловлены глубоким диалектическим единством и взаимным проникновением друг в друга. Так, если в системе нет места объективно случайным явлениям, то начальное состояние этой системы однозначно определяет любое из ее последующих состояний. Это определяет соответственно либо "жесткий" лапласовский детерминизм, либо "мягкий" динамический детерминизм. В этом смысле углубление представлений о причинности приводит к сверхпричинности и как сказал Эйнштейн: "То, что происходит в природе, по-видимому, настолько детерминировано, что глубокие закономерности связывают не только протекание процесса во времени, но и его начальное состояние... Я глубоко убежден в том, что мы не остановимся на уровне субпричинности, а придем в конце концов к сверхпричинности в том смысле, о котором говорилось выше..." 3 . Он хотел, чтобы единая теория поля была строго причинной и соответствовала следующей схеме: причинность - субпричинность - сверхпричинность на разных уровнях организации материи. Такой взгляд еще острее ставит проблему взаимоотношения онтологии и теоретической физики.

В современной теоретической физике имеются фундаментальные физические теории, в рамках которых устанавливаются законы, действующие в широкой сфере явлений и процессов объективной действительности. Поэтому порой считается, что она решает те же задачи, что и онтология. Взгляд, согласно которому современная онтология есть теоретическая физика и нет никакой другой онтологии, довольно часто встречается среди физиков. Действительно, фундаментальные физические теории описывают общие закономерности простейших, элементарных явлений, имеющих место во всех известных более сложных и высокоорганизованных формах материи (механика, гравитация, электромагнетизм, квантовая механика, живые организмы и т. д.), поэтому они могут служить основой для объяснения самых различных процессов и явлений природы. Однако полное сведение всех свойств более высокоорганизованных форм материи и ее движения к физическим свойствам (физикализм) неадекватно, но многие из свойств, присущих сложнейшим химическим, биологическим явлениям и процессам, все же могут быть в известном смысле сведены к физической основе и объяснены на этом уровне. Следует упомянуть исследования по физике высокомолекулярных соединений, физике жизненных процессов, по раскрытию физико-химических основ наследственности. Использование аппарата теоре-


3 См : Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М., 1989. С. 446.

стр. 134


тической физики для объяснения разнообразных явлений и процессов природы ведет к интеграции естествознания, в противовес процессу его дифференциации на множество обособленных отраслей. Благодаря этому физика, будучи частью естествознания, в то же время сохраняет за собою роль его фундамента.

Следует отметить, что существует сходство между современной теоретической физикой и онтологией. Целый ряд проблем, которые носят двуединый характер, должны решаться совместными усилиями физиков и философов. Это проблемы, касающиеся универсальности свойств пространства - времени, бесконечности Вселенной, содержания принципа причинности и др. Важно и то, что основным орудием исследования подобных вопросов и в философии, и в физике является теоретическое мышление, опирающееся на систему понятий, в которых сконцентрирована определенная сумма знаний, добытых теоретическим познанием. И так как аппарат всеобщих философских категорий является необходимым средством познания действительности, без которого не может развиваться наука о природе, то соответственно это справедливо и по отношению к понятийному аппарату современной теоретической физики.

Несомненная близость современной теоретической физики к онтологии, однако, не устраняет различий между ними. Естественно, что подмена здесь недопустима. Так, чтобы установить всеобщие свойства и законы окружающего мира, необходимо обобщить все аспекты взаимодействия субъекта с объектом, все данные, накопленные в многообразном практическом и теоретическом процессе познания. Традиционная физика опирается на результаты наблюдений и экспериментов, связанных лишь с определенными сторонами проявления объективной реальности. Поэтому обобщаемый ею эмпирический и теоретический материал не охватывает всех данных науки и практики. И даже самые общие положения физической науки не являются всеобщими: они утрачивают силу там, где речь идет об объяснении явлений, свойства которых не могут быть выражены на языке лишь физических понятий 4 .

В рамках теоретической физики раскрываются специфические черты простейшего, низшего, лежащего в основе других уровня реальности. Поскольку другие более высокие уровни опираются на него и включают в себя, постольку основные физические законы применимы и к ним. Но сущности явлений более высоких уровней, например биологических или социальных, не объясняются ортодоксальной физикой и поэтому не могут быть описаны в ее терминах, как и не могут быть установлены свойства и законы, общие не только для физических явлений. Традиционно теоретическая физика остается специальной (хотя и представляющей собой фундамент естествознания) наукой, изучающей определенную


4 См : Диалектика материального мира. Л., 1985. С. 23.

стр. 135


конкретную область действительности. Устанавливая сущность, законы, причины и т.д. физических явлений, она, в отличие от онтологии, не поднимается до уровня предельного обобщения знаний.

Задачей же онтологии, напротив, является именно выделение общих свойств, моментов, черт, присущих не только явлениям, образующим физическую основу всех известных из опыта объектов и процессов, но и всем, в том числе и более сложным, не охватываемым физической теорией явлениям, с которыми приходится сталкиваться в познании объективной реальности. При этом онтология опирается на обобщение всех сторон и форм взаимодействия в окружающем мире и в результате достигает предельного уровня обобщения знаний об атрибутах действительности. Итоги такого обобщения выражаются в онтологическом содержании всеобщих философских категорий. Последние должны не только соответствовать данным науки, но и предвосхищать новые результаты, обеспечивать широкие возможности для дальнейшего ее развитая 5 .

В развитии представлений об онтологическом статусе теоретической физики необходимо отметить, что разработка научных теорий всегда предполагает создание идеализированных теоретических моделей изучаемых ими объектов. Эти модели опосредуют отношение теории к реальности. Например, в физической теории атомного ядра вводятся и описываются теоретические модели идеализированного атомного ядра. Поскольку эти модели более или менее адекватно выражают основные свойства реальных атомных ядер, постольку теоретическое описание идеализированного атомного ядра с определенным приближением характеризует процессы, происходящие в реальных атомных ядрах. В тех случаях, когда модели идеализированного атомного ядра оказываются неспособными уловить какие-то особенности реальных атомных ядер, их можно и нужно усовершенствовать, вводя соответствующие поправки. В результате создаются более точные, более детализированные идеализированные модели, позволяющие с большей точностью отразить реальность. Но всякая научная теория непременно должна вводить те или иные идеализации. И поэтому уточненные теоретические модели, а следовательно, и их описания тоже не будут полностью соответствовать реальности. Рано или поздно это обнаружится, что потребует дальнейшей реконструкции теоретических моделей. Таким образом, отношение теории к реальности всегда опосредуется моделью. Без введения идеализированных теоретических моделей нельзя раскрыть сущность явлений. составляющих предметную область теории. Без них возможно лишь феноменологическое описание реальности, не способное служить базой для объяснений и предсказания фактов. Научная фило-


5 Там же. С. 24.

стр. 136


софия не может отступать от принципов научного познания объективной действительности. Чтобы не оставаться на уровне феноменологического описания реальности, онтология также нуждается в создании определенных теоретических моделей как исходных теоретических моделей материального объекта.

В различных философских учениях прошлого предлагались те или иные модели материального объекта. При этом они выступали в качестве универсальных базисных схем, в предварительной форме определяющих общий характер научного описания и объяснения отдельных вещей и процессов. В натурфилософии модели материального объекта строились на основе глобальных онтологических представлений о том, что представляет собой мир в целом, материя вообще. Так, в рамках атомистических представлений возникла атомная модель материального объекта, изображавшая его как систему атомов (Демокрит), а эфирная концепция материи привела к модели объекта, представленного в виде системы эфирных вихрей (Декарт). Общей чертой всех подобных моделей является их "субстратно-субстанциальный" характер. Объект рассматривается здесь как отдельный фрагмент, часть некоей субстанции, состоящий из некоего абсолютного, неизменного субстрата. Такого рода модели лежат в основе так называемого метафизического понимания материи. С развитием науки постепенно выяснялась ограниченность субстратно-субстанциальных моделей материального объекта. Их неспособность служить универсальным средством описания всех объектов и методологическая неэффективность особенно остро стали ощущаться с появлением квантовой механики и теории относительности. Философское обобщение тенденций развития теоретической физики привело к мысли о неисчерпаемости материи. Эта идея предполагает, что не существует никакой неизменной, исходной, абсолютно простой субстанции, из которой состояли бы все материальные объекты. Следовательно, никакая субстратно- субстанциальная модель не может претендовать на роль универсальной базисной схемы описания и объяснения явлений объективной действительности.

Атрибутивная модель, представляющая объект в виде системы взаимосвязанных атрибутов, может быть принята в качестве исходной теоретической модели материального объекта в онтологической концепции объективной реальности, развиваемой с позиций философского гилодинамизма. Согласно этой модели пространственная-временная определенность, движение, качество, количество, причинность, необходимость, случайность и другие атрибуты вместе взятые и есть материальный объект. Единство всех таких универсальных объективных характеристик объективной реальности и представляет собой ту субстанцию, из которой он состоит. Атрибутивная модель материального объекта не только соответствует принципам философского гилодина-

стр. 137


мизма, но и отвечает подходу к познанию объектов реальной действительности, используемому современной наукой.

Теория философского гилоданамизма опирается на положение о том, что материя (гиле) является субстанциальной основой по отношению ко всем свойствам, процессам, формам движения и законам в мире, другими словами, признание материи в качестве субстанции представляет исходный принцип последовательного философского гилоданамизма 6 . Главная цель этой всеобщей теории заключается в создании атрибутивной модели материи. Субстанция, с одной стороны, понимается как материя, а с другой стороны , эта материя трактуется одновременно как субъект всех своих изменений, как субстанция - субъект, т. е. активная причина всех своих формообразований, не нуждающаяся поэтому в формировании извне 7 . Объект является фрагментом (частью) материи. как субстанции, поэтому возникает проблема взаимосвязи материи (субстанции) и ее атрибутов, соответственно объекта и его атрибутов. Однако следует отметить, что понятия "материя" и "субстанция" не тождественны, а эквивалентны, ибо материя есть единство субстанций и всех ее акциденций, т. е. атрибутов и модусов. При абсолютизации конкретного вида материи понятие "субстанция" иногда понимается как субстрат, т.е. "праматерия" или "первоматерия", который либо обладает определенными физическими свойствами и все в мире состоит из него, либо это кантовская "вещь в себе", которая неопределенна и только существует.

Итак, основной позицией философского гилоданамизма является утверждение о том, что материя как субстанция представляет собой самосогласованную систему взаимосвязанных атрибутов и такая система не может быть тождественна ни одному из своих атрибутов. Философский гилодинамизм предлагает создание определенной системы онтологических понятий, в которых отражаются атрибуты объективной реальности, их взаимоотношения и целостное единство. Раскрытие онтологического аспекта связано с разработкой диалектической "модели" материального объекта как самосогласованной системы атрибутов, характеризующих содержание этих объектов и существование в разнообразных конкретных формах. Без системы своих атрибутов он - суть абстракция и реализуется через эту систему. В то же время объект не сводится ни к одному из атрибутов, ни, к группе атрибутов, ни к совокупности всех атрибутов.

Как правило, философское и физическое исследование начинается с материального объекта как конкретного и далее переходит к материи как абстрактному (существует и обратный переход), поэтому они тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Понятие материи вообще и


6 См. подробнее: Гершанский В. Ф. Философские основания теории субатомных и субъядерных взаимодействий. СПб. 2001. пар.. 1.2.

7 См.: Ильенков Э. В. Субстанция // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 153.

стр. 138


той формы, в которой эта материя проявляется в реальности, образуется в результате обобщения представлений различных материальных объектов. В физике понятие материи тоже является центральным, поскольку она изучает основные свойства вещества и поля, законы движения различных неорганических систем и их фундаментальных взаимодействий. В раннем гилодинамизме (Аристотель, Демокрит и др.) исследование начиналось с рассуждений о некой "гиле" (имеющей определенные свойства), а затем из нее формировались реальные объекты. Исходя из принципа единства теории и практики, который следует рассматривать во взаимозависимости и равнозначности его элементов, проблему взаимоотношений объекта и субъекта необходимо решать без выделения первичности и вторичности, ибо они имеют одинаковый статус.

Одной из форм выражения единства атрибутивности материи является объединение двух свойств материи в новый, более фундаментальный атрибут. Известные примеры такого слияния - пространство-время, масса-энергия, гравитация- геометрия (гилометрия). Диалектическая относительность представлений об атрибутах предполагает возможность изменения, дополнения, появления новых атрибутов. Действует принцип соответствия - старая атрибутивная модель материи в определенном виде включается в содержание новой.

Неисчерпаемость материи "вглубь" и "вширь" (онтологический и гносеологический аспекты) определяется через категорию "мера", основой которой является метризация основных характеристик атрибутов материального объекта. Это дает возможность изменять универсальное содержание атрибутов, оно становится относительным, диалектическим. Это ведет к тому, что положение о неисчерпаемости материи распространяется не только на конкретные проявления атрибутов, но и на их универсальное содержание. Мера рассматривается и как средство измерения, и как имманентная граница объекта, граница количественных изменений данного качества. Мера - это единство количества и качества, заключающееся в существовании некоторых границ изменения количества, за которыми изменяется качество. Содержание категории меры является синтезом содержания категорий количества и качества. Каждый качественный момент объекта обладает специфической величиной, которая может изменяться в определенных пределах. Именно это обстоятельство прежде всего и имеется в виду, когда характеризуется понятие меры.

Синтез количества и качества означает, что признакам качества приписывается количественный момент. Тогда получается именованное число как единство определенности (момент качества) и числа (момент количества). Понятие именованного числа используется в процессе измерения, где наименование единицы измерения отражает качественный момент, а число, характеризующее результата измерения - количест-

стр. 139


венный момент. Мера связана с измерением, есть дробь, знаменатель которой - единица измерения. Каждую категорию, отражающую атрибут материи, можно расчленить собственно на "категорию", "принцип" и "закон". Применительно к мере это выглядит следующим образом:

категория меры - "мера есть единство количества и качества"; принцип меры - "всякий материальный объект имеет меру"; закон меры - "зависимость качества и количества имеет функциональный характер" 8 .

Философский гилодинамизм - это метанаучный уровень представлений, а применительно к теоретической физике наиболее приемлемым вариантом проявления этого учения является гилометродинамизм, имеющий онтологический (по сути) и гносеологический (по форме) аспекты, т.е. это гилодинамизм с введением понятия меры, которая является атрибутом материи и собственно наиболее характерна для физической теории. Мера как атрибут материи (материального объекта) отражает качественно-количественную систему взаимосвязей внутри явлений, включающая в себя функциональные зависимости на разных уровнях представления объекта, а также функциональные зависимости целого и частей. По сути дела, гилометродинамизм основывается на эйнштейновской классической геометродинамике (теория относительности), уилеровской геометродинамике и квантовой геометродинамике, является их обобщением и метауровнем в представлениях (уход от геометрии к гилометрии). Ибо на уровне представлений как мега- так и микромира понятие "геометрия" (землемерие), т.е. геоцентризм уже неприемлем (в развитии принципа негеоцентризма), и, по существу, имеет место в объективной реальности (в силу принципа неисчерпаемости материи "в глубь" и "в ширь") мерометризация материальных объектов с различной метрикой и топологией, т.е. гилометродинамика. Гилометродинамика основывается на не отождествлении материи и геометрии, гилометрии, а также онтологических и гносеологических аспектов такой интерпретации. Гилометрия предполагает многочисленные проявления метрических и топологических свойств пространства-времени, в том числе и различные виды геометрии как евклидову так и неевклидовы. Метрика может служить в качестве основной единицы процессов измерения любых характеристик материальных объектов. Так, в уилеровской геометродинамике такой единицей служит один сантиметр, а в гилометродинамике субатомных и субъядерных взаимодействий предлагается ввести один ферми с тем, чтобы можно было количественно описывать соответствующие процессы.

Последовательное проведение вдеи неисчерпаемости материи позволяет преодолеть естественно-научный, онтологический геоцентризм, т.е. положение о том, что при всем многообразии конкретных явлений, законов приро-


8 См : Материалистическая диалектика. М., 1981. Т. 1. С. 203.

стр. 140


ды атрибуты материальных объектов являются всегда точно такими же, как и в окружающем "геоцентрическом" макромире. На каждом этапе научного познания в универсальное содержание атрибутов вкладываются как абсолютные, так и относительно универсальные моменты, которые за пределами изучаемой области утрачивают свою всеобщность. Это означает, что не только конкретные проявления (модусы), но и само универсальное содержание атрибутов материи может изменяться. Так, относительно пространства-времени можно сказать, что макроскопические характеристики его: трехмерность, непрерывность, гомогенность, изотропность, однонаправленность не являются абсолютными. Существуют и другие типы пространства-времени, с другими характеристиками и прежде всего в мега" и микромире. В наиболее общем ввде положение о неисчерпаемости должно быть распространено не только на конкретные проявления атрибутов материи, но и на их универсальное содержание. Это ведет к онтологическому негеоценгризму (В. Бранский), который по своему содержанию шире понятия о естественнонаучном негеоценгризме (Н. Коперник) и органически входит в содержание философского гилодинамизма через гилометрию (метризуемость материальных объектов) 9 . Принцип онтологического негеоцентризма означает, что должна существовать взаимооднозначная зависимость между различными типами разных атрибутов, т.е. если существование объекта рассматривать в евклидовом пространстве в сочетании с "равномерно текущим" временем, то существование объекта в неевклидовом пространстве должно быть также связано, например, с "неравномерно текущим" временем.

В современном научном познании и практике формируются новые категории, новые представления об атрибутах материи. Значимость таких общенаучных понятий как симметрия, упорядоченность, неопределенность, отражение, информация становится более весомой, что приводит к существенной модификации, к выработке новых объективных моделей реальности. Примеры объективной модели материи, отражающие ее различные уровни: вещественно-субстратная, событийная, системно-кибернетическая, нелинейная (синергетическая), эволюциоино-синергетическая, энерго- информационная и т.д. Серьезные трудности теоретической физики связаны с недостаточностью традиционной атрибутивной модели, с необходимостью ее существенного пересмотра на основе устоявшихся и введения новых философских идей и категорий, принципов и новых математических понятий и структур 10 .

Следует сказать и о важных моментах пространственно- временных представлений. Теоретическое исследование пространства-времени в теоретической физике приводит к интересным выводам. Существуют


9 См.: Бранский В. П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973. Гл. III.

10 См.: Мостепаненко А. М. Методологические и философские проблемы современной физики. Л., 1977. С. 136.

стр. 141


реальное пространство-время вне и независимо от какой бы то ни было теории и абстрактное пространство-время. При переходе к умозрительным построениям теорфизики ставится в соответствие не структура реального пространства-времени, а структура некоего абстрактного пространства-времени. Описание материальных взаимодействий в этом случае носит номиналистический характер, который состоит в том, что все взаимодействия рассматриваются не как следствия неевклидова характера реального пространства-времени, а как следствия неевклидовой природы концептуального расслоенного "пространства", являющегося своеобразной надстройкой над реальным пространством-временем.

В теории относительности остается открытым вопрос о зависимости существования пространства-времени от существования движущейся материи, так как допускается существование "пустого" пространства-времени. "Пустота" пространства-времени относительна, и носителем "пустого" пространства-времени являются новые (еще недостаточно изученные) виды материи (например, физический вакуум). Онтологическое содержание категории пространства-времени включает в себя ряд моментов. Для реального пространства - это место и положение, которые не тождественны, для реального времени - это длительность и мгновение (квант длительности). Можно классифицировать реальные пространственно-временные формы в связи с соответствующим классом материальных объектов, которой в каждой из них существует - это макропространство-время, микропространство-время и мегапространство-время. Своеобразие мега- и особенно микроявлений и их закономерностей приводит к убеждению, что существуют особые пространства-времени в микро- и мегамире 11 . При решении парадокса последовательности прошлое, настоящее и будущее - настоящее понимается не как какая-то стремящаяся к нулю величина (мгновение) в материальных объектах, а как относительно устойчивая длительность их существования. Актуальной остается проблема о реальном статусе единого пространственно-временного многообразия фундаментальных представлений современной теоретической физики. Признание реальности целого вовсе не означает отрицания реальности его частей или сторон.

Итак, следует сделать вывод о том, что онтологические основания следует рассматривать и понимать с позиции философского гилоданамизма в синтетической субстанционалъно-субстратно-атрибутивной интепретации.


11 См подробнее: Гершанский В. Ф. Философские основания теории субатомных и субъядерных взаимодействий. СПб.. 2001. Гл. 2.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ-ОСНОВАНИЯ-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ-ФИЗИКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Iosif LesogradskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lesogradski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ-ОСНОВАНИЯ-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ-ФИЗИКИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ:

В. Ф. ГЕРШАНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Iosif Lesogradski
Москва, Россия
2507 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3124 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
22 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android