Их истории военной ветеринарии
Начальник Ветеринарно-санитарной службы
Вооруженных Сил Российской Федерации (1989-1998),
академик МАИ, генерал-майор ветеринарной службы запаса
1990-1991 годы характеризовались бурными организационными мероприятиями военно-ветеринарной службы во всех ее звеньях.
Основными предпосылками данной работы являлись: разрыв экономических связей, потеря планирования в народно-хозяйственном комплексе, отсутствие централизованного снабжения, зарождение рыночных отношений во всех сферах, в том числе и в сфере оказания услуг.
Изучив состояние дел, особенно в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Приморья, Забайкалья и Средней Азии, командование Тыла Вооруженных Сил и Военно-ветеринарного отдела МО СССР сделало вывод о том, что большая доля воинских частей, особенно закрытых, режимных гарнизонов, научно-испытательных, государственных полигонов, частей Военно-космических сил и других стратегических объектов остается без должного ветеринарного обслуживания и обеспечения. Поэтому активно продолжалась работа по созданию новых ветеринарных контрольных пунктов на военных аэродромах и военно-морских базах. В штаты дорожно-строительных войск вводятся 22 должности ветеринарных врачей корпусов, бригад, отдельных полков. Повышаются штатно-должностные категории ветеринарного состава в железнодорожных войсках. Наряду с имеющейся лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы 7-й отдельной мотострелковой бригады в Республике Куба, формируются лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы омсбр, 201-й мсд в Таджикистане, на Государственных испытательных полигонах п. Эмба, Сары-Шаган, Уральск. На отдельных объектах ПРО (контрольно-измерительных комплексах) вводятся должности ветеринарных врачей. Создается военно-ветеринарная служба в Воздушно-десантных войсках и Гражданской обороне СССР (в дальнейшем МЧС). Были проработаны и утверждены штаты ветеринарно-санитарных отрядов специального назначения (ВСО СН) для дальнейшего их использования в системе ГО СССР. Они предназначались в основном для выполнения специальных ветеринарных мероприятий при чрезвычайных ситуациях, т.е. при возникновении эпизоотий. Планировалось содержать по одному ВСО СН в постоянной готовности в центре - на базе Центрального ВЭО (МВО), по Дальнему Востоку – на базе 44-й ветеринарной лаборатории (ДВО) и по Южному направлению – на базе 433-й ветеринарной лаборатории (ТуркВО).
В апреле 1991 г. было принято решение о создании лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы продовольствия (военного округа, флота) – принципиально нового по нормативно-правовому статусу и возможностям специализированного учреждения ветеринарной службы. Положением о данной лаборатории, наряду с выполнением функций головного учреждения, предусмотрено также организационно-методическое руководство учреждениями ветеринарной службы в военных округах (на флотах), контроль и инспектирование их работы.
Принимая во внимание значение лаборатории в составе ветеринарных учреждений округа (флота), важность задач и значительный объем возлагаемых на нее работ, должности начальников лаборатории планировалось комплектовать офицерами, имеющими большой опыт экспертной работы и руководства существующими учреждениями службы. При этом устанавливались штатно-должностные категории по должности начальника лаборатории – подполковник м/с, а начальника отделения – майор м/с.
Активно в этом направлении трудились офицеры ВВО МО СССР А.Н. Туник, В.Н. Лысаков, В.И. Бурков, В.Ф. Белоусов, П. П. Самойлов. Было отлажено правильное взаимодействие с начальником направления ГОУ ГШ ВС СССР генерал-майором В.А. Найденовым и офицерами ГОМУ ГШ ВС.
В связи с убылью личного состава службы по возрастному фактору и небольшим выпуском офицеров Военно-ветеринарным факультетом (20 человек) к концу 1991 г. возник значительный некомплект офицерского состава военно-ветеринарной службы Министерства обороны СССР. Так, например, некомплект военных ветеринарных врачей по заявкам видов Вооруженных Сил и принятыми решениями высшего руководства составлял:
Наименование видов, родов, служб войск |
Некомплект |
Основание |
1 |
2 |
3 |
Ракетные войска стратегического назначения |
3 |
Заявка УК РВСН |
Военно-Морской Флот |
7 |
Заявка УК ВМФ |
Военно-воздушные Силы |
2 |
Решение генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева от 16.01.91 г. |
Воздушно-десантные войска |
8 |
Заявка ОК ВДВ |
Управление начальника космических средств |
13 |
Решение начальника ГШ ВС СССР генерала армии М.А. Моисеева от 5.02.91 г. |
Войсковая часть 31600 |
5 |
Планируется по ОМ-91 |
Главное ракетно-артиллерийское управление МО |
2 |
Решение начальника ГРАУ МО от 18.02.91 г. |
Центральное дорожно-строительное управление МО |
18 |
Заявка УК ЦДСУ МО |
Железнодорожные войска |
7 |
Заявка УК ЖДВ |
Усиление военно-ветеринарной службы для обслуживания служебного собаководства |
105 |
Решение начальника ГШ ВС СССР генерала армии М.А. Моисеева от 1.02.91 г. |
1 |
2 |
3 |
Усиление ветеринарных учреждений в зонах радиоактивного заражения на территории БВО, ПрикВО, КВО, МВО, МО ПВО |
28 |
Решение Министра обороны СССР от 20.09.90 г.
|
Доукомплектование научно-исследовательского подразделения Военно-ветеринарного отдела МО СССР |
27 |
Приказ Министра обороны СССР 1991 г. № 7 |
Доукомплектование войск военных округов и групп войск |
26 |
Заявки на доукомплектование |
Всего |
251 |
|
Для пополнения некомплекта ветеринарного состава 6 мая 1991 г. заместителем Министра обороны СССР – начальником Тыла ВС СССР и начальником управления кадров и вузов Тыла МО СССР было принято решение и отдано соответствующее распоряжение начальникам управлений кадров военных округов и флотов и начальникам ветеринарных служб округов и флотов об организации отбора через военные комиссариаты офицеров запаса – специалистов ветеринарной службы с последующим определением их в кадры Вооруженных Сил.
Заметные организационные мероприятия происходят и в центральном органе военно-ветеринарной службы - Военно-ветеринарном отделе МО СССР. За десятилетний период (1988-1998 гг.) центральный орган управления военно-ветеринарной службы неоднократно подвергался реорганизации и совершенствованию. При этом вся реорганизация, в основном, сводилась к количественному сокращению личного состава, без учета возрастающих функций и направлений деятельности управленческого аппарата.
Естественно, приходилось готовить множество материалов, справок, доказывать свою правоту на всех уровнях военного управления. И, как правило, орган управления увеличивался в лучшем случае на одного-двух сотрудников, или оставался без изменений, в прежнем составе.
Директивой Генерального штаба ВС РФ от 29 августа 1992 г. Военно-ветеринарная служба Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил, по штату 1/093, была преобразована в Военно-ветеринарный отдел МО РФ, по штату 1/870, численностью 14 человек (в т.ч. 8 офицеров). Усиливается орган управления и в качественном отношении, вводятся 4 должности главных специалистов: эпизоотолога, радиолога-токсиколога, ветсанэксперта, терапевта, штатно-должностные категории – полковник.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» принимается ряд общегосударственных мер по совершенствованию и улучшению ветеринарного дела в России. Указанным законом военно-ветеринарной службе придан статус ведомственной ветеринарно-санитарной службы, на которую возложено обеспечение надзора за выполнением в Вооруженных Силах требований норм и правил, установленных ветеринарным законодательством Российской Федерации и направленных на защиту здоровья личного состава от антропозоонозов и пищевых отравлений.
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № 418 военно-ветеринарная служба реорганизуется в ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил Российской Федерации. Обязательным условием реорганизации являлось улучшение руководства службой, усиление высшего органа управления, что позволило бы при переходе на территориальный принцип обеспечения повысить возможности по компетентному и оперативному руководству службой в целом.
Усиление предлагалось осуществить в порядке реализации прилагаемого к вышеупомянутому приказу Министра обороны Российской Федерации Плана мероприятий и в соответствии с утвержденным 9 августа 1993 г. Перечнем первоочередных организационных мероприятий по укреплению Ветеринарно-санитарной службы за счет численности органов управления службы видов Вооруженных Сил и 12-го Главного управления (4 военнослужащих и 3 должности гражданского персонала), без дополнительного финансирования.
В связи с этим были подготовлены обращения на имя главнокомандующих РВСН, ВВС, ВМФ и начальника 12-го Главного управления о рассмотрении ими возможности передачи численности подчиненных им органов управления ветеринарной службы в состав центрального аппарата Тыла Вооруженных Сил. Предложения начальника Тыла ВС РФ генерал-полковника В.М. Чуранова от 14 февраля 1994 г. поддержали Главнокомандующий РВСН генерал-полковник И.Д. Сергеев и начальник Федерального управления железнодорожных войск Российской Федерации генерал-полковник Г.И. Когатько. Была выделена необходимая численность личного состава и использована по назначению.
Главнокомандующий ВМФ адмирал Ф.Н. Громов в выделении численности отказал. В этом явно чувствовалось отстаивание ведомственных интересов. Несостоятельность такого решения подтвердилась в дальнейшем, ветеринарно-санитарная служба ВМФ оказалась недееспособной, начальники служб не смогли добиться должных результатов в бурном круговороте перемен.
Во исполнение приказа МО РФ 1994 г. № 434 Военно-ветеринарный отдел МО РФ был переименован в Ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил Российской Федерации. Директивой ГШ ВС РФ от 17 мая 1995 г. № 314/6/965 в штат № 1/878 внесены изменения и введена должность начальника Ветеринарно-санитарной службы ВС РФ – главного ветеринарно-санитарного инспектора ВС РФ, штатно-должностная категория генерал-майор ветеринарной службы. Общая численность службы была установлена: 10 военнослужащих и 5 служащих РА. Переход службы на новую организационную структуру и введение должности высшего офицера дали мощный импульс и органам управления Государственной ветеринарной службы для приведения ее структуры во всех звеньях в соответствие с законодательными актами.
Несмотря на положительные стороны решения ряда вопросов, были и удручающие моменты. Так, в результате бесконечных реорганизаций неоднократно предпринимались попытки организационно ввести Военно-ветеринарную службу в состав других управлений Тыла: Главного военно-медицинского управления МО РФ, Центрального продовольственного управления МО РФ, Управления сельского хозяйства МО РФ.
Например, начальник Главного военно-медицинского управления МО СССР, генерал-полковник Э.А. Нечаев, в ноябре 1991 г. без согласования с должностными лицами утвердил у Министра обороны СССР маршала Е.И. Шапошникова соответствующий документ о введении ВВО МО СССР в состав ГВМУ МО СССР. Такое решение вызвало критическую оценку Главного управления ветеринарии Минсельхозпрода СССР. Президент ВАСХНИЛ, народный депутат СССР, академик А. А. Никонов в своем обращении к председателю научно-технического совета, заместителю Министра обороны СССР – начальнику Тыла Вооруженных Сил СССР генералу армии В.М. Архипову обратил внимание на следующее:
«Охрана здоровья населения в современных условиях, характеризующихся известным ухудшением среды обитания, задача весьма сложная. В ее решении задействована не только медицина, но и смежные с ней отрасли знаний. Среди последних важное значение по направленности и объему осуществляемых охранных мероприятий придается ветеринарии.
Однако, несмотря на очевидные и все более отчетливо проявляющиеся здравоохранительные функции, ветеринария является организационно самостоятельной отраслью знаний и практики.
Этот принцип, принцип организационной самостоятельности ветеринарии, будет главенствующим и в условиях сформирования органов управления новой формы государственности – единого экономического пространства.
В структуре государственных органов ветеринарии должное место со статусом ведомственной службы законодательно отводится военно-ветеринарной службе. Это обусловлено необходимостью обеспечения методического руководства ею со стороны высшего органа управления страны в области ветеринарии, координации усилий по охране территории государства от заноса инфекционных болезней животных, ликвидации эпизоотий и проведения других ветеринарных мероприятий общегосударственного масштаба.
Учитывая Ваше должностное положение в Министерстве обороны СССР, считаю необходимым обратиться с настоящей информацией и просьбой принять ее во внимание при определении места и статуса упомянутой службы в реформируемых Вооруженных Силах».
К сожалению, уроки прошлого быстро забываются. В 1997-1998 гг., невзирая на реальные достижения ветеринарно-санитарной службы на местах, в военных округах и флотах, где службой был поставлен жесткий заслон проникновению на обеспечение войск неликвидного продовольствия, предпринимается вторая попытка включения ВСС ВС РФ в состав ГВМУ МО РФ. Так, генерал-полковник И.М. Чиж в своем докладе на имя начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ от 29.04.1998 г. указывает, что изучение деятельности специалистов ветеринарно-санитарной службы ВС РФ непосредственно в подсобных хозяйствах воинских частей и соединений, сельскохозяйственных организациях, знакомство с работой ВЭО и органов управления службой убеждают его в достижении положительного эффекта от введения ветеринарно-санитарной службы ВС РФ в состав ГВМУ МО РФ. То есть товарищ И.М. Чиж заведомо сводил основные задачи ВСС ВС РФ к незначительным второстепенным вопросам, которые в общем объеме выполняемых работ по ветеринарно-санитарному обеспечению войск составляют всего около 20 %. Кроме того, проработка специальных и экономических выкладок по этому вопросу поручалась некомпетентным в области ветеринарии лицам во главе с главным санитарным врачом МО РФ.
Приведенные специалистами медицинской службы финансово-экономические выкладки об экономическом эффекте в размере 7 млн. руб. от введения службы в состав ГВМУ МО РФ, не учитывали затраты, которые могут возникнуть в связи с отзывом Государственной ветеринарной службой делегированных ведомственной ветеринарно-санитарной службе Вооруженных Сил функций, а это около 18 млн. рублей.
За 90-летнюю историю самостоятельного функционирования военно-ветеринарного ведомства дважды убиралась военно-учетная специальность офицера ветеринарной службы. В 1984 г. кадровые органы без соответствующего на то юридического обоснования унифицировали медицинскую и ветеринарную службы. В 1998 г. Государственной Думой РФ в третьем чтении проекта федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» из пункта 3 статьи 46 была исключена военно-учетная специальность ветеринарного профиля.
Органом управления ветеринарно-санитарной службы ВС РФ были подготовлены доклады соответствующим должностным лицам с юридическим и законодательным обоснованием деятельности службы. Доклад-обоснование, представленный в высшие инстанции военного руководства, принес положительный результат. Текст его приводится ниже: «В Российской Федерации задачи по защите населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений осуществляют, в пределах своей компетенции, два федеральных органа исполнительной власти – Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Нормативно-правовой базой для выполнения этих задач служат «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законы Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственных надзорных органах», «О ветеринарии», а также соответствующие подзаконные акты Правительства Российской Федерации.
Упомянутые нормативно-правовые акты предусматривают разграничение полномочий при выполнении задач в пределах своей компетенции.
Аналогичное разделение функций предусмотрено основополагающими документами для соответствующих ведомственных служб – «Положением о санитарно-эпидемиологическом надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации» и «Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации», введенными в действие приказами Министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 139 и 1994 г. № 434.
Имея общие объекты надзора, медицинская и ветеринарно-санитарная службы Вооруженных Сил выполняют при этом различные функции, которые разграничены законодательными актами.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1263 определено, что «…санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в отношении продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; ветеринарный надзор – в отношении продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также реализуемой на рынках продукции растениеводства, не отвечающих требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм».
Эти функции предусматривалось подвергнуть дальнейшему разграничению. Так, согласно протоколу заседания Правительства Российской Федерации от 26 марта 1998 г. № 13, федеральным органам исполнительной власти предписано предусмотреть дальнейшее разграничение полномочий и форм взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью потребительских товаров (работ, услуг).
Вопрос о более четком разграничении функций медицинской и ветеринарно-санитарной служб в области контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья был поставлен ранее на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 20.03.1997 г. «О мерах, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по предотвращению оборота на потребительском рынке страны недоброкачественных товаров». В частности, четкое разграничение функций предложено письмом Государственного антимонопольного комитета России от 21.02.1997 г. № ЗБ/736, а также Концепцией государственного регулирования в области обеспечения безопасности и качества товаров, разработанной Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, в которой, в частности сказано:
«Функции государственного надзора за состоянием безопасности и качества товаров и услуг …осуществляют Госстандарт, Госветнадзор и Госсанэпиднадзор. Анализ …показывает, что работа Минсельхозпрода (Госветнадзора) дублируется работой Госсанэпиднадзора, Госстандарта и МВЭС… Как показывает мировая практика, работа государственных контролирующих служб опирается, прежде всего, на четкое закрепление конкретных видов продукции за отдельными контролирующими органами. В Англии, Франции, Германии, США, Канаде, Дании, Японии, Голландии, Китае и большинстве других стран мира оценку качества и обеспечение безопасности, например, всех продуктов, получаемых от животных, птиц, пчел, рыб и других гидробионтов, включая переработанные и консервированные, проводят специалисты государственной ветеринарной службы.
Это делается не случайно, а с учетом того, что именно данные органы:
проводят профилактические и лечебные мероприятия, прижизненную диагностику и анализ клинического состояния животных, предубойный и послеубойный их осмотр, эпизоотологический анализ местности производства или сбора этой продукции, анализ качества и безопасности кормов, контроль за использованием различных ветеринарных препаратов в течение жизни животных;
контролируют заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продукции животного происхождения;
проводят ветеринарно-санитарную экспертизу указанных продуктов, определяя возможность их использования на пищевые цели;
осуществляют контроль, в том числе и лабораторный, на перерабатывающих предприятиях за обезвреживанием условно-годной продукции.
Концепция исходила из того, что критериям целесообразности могло бы удовлетворить следующее распределение сфер надзора…:
Госсанэпиднадзор: табачные, кондитерские, макаронные изделия, крупы, пищевые концентраты, плодово-ягодные и крахмально-паточные продукты, кофе, какао, чай, соки, напитки, пищевые добавки, парфюмерия и косметика…;
Госветнадзор: продукты животного происхождения (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты), рыба и рыбопродукты, продукты птицеводства и пчеловодства, продукты растениеводства».
Исходя из изложенного, утверждение начальника ГВМУ МО РФ в письме на имя начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. о том, что медицинская и ветеринарно-санитарная службы используют в своей работе по контролю качества продовольствия одни и те же методы и методики является предвзятым и необоснованным.
Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации – главный ветеринарно-санитарный инспектор Вооруженных Сил Российской Федерации несет ответственность за выполнение в Вооруженных Силах Российской Федерации задач по обеспечению надзора за выполнением в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, норм и правил, установленных ветеринарным законодательством Российской Федерации. Для выполнения задач по предназначению начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил взаимодействует с органами федеральной исполнительной власти, Департаментом ветеринарии Минсельхоза России, ветеринарно-санитарными службами МВД России и ФПС России, органами управления других войск.
Ветеринарно-санитарная служба является одной из старейших служб в Российской Армии. В 1997 г. исполнилось 290 лет со дня ее основания. Первоначально, в течение некоторого времени, она входила в состав военно-медицинской службы, однако исторический опыт показал, что при такой подчиненности эффективность работы военно-ветеринарных специалистов существенно снижается. В соответствии с Высочайше утвержденным 28 апреля 1897 г. мнением Государственного Совета, что «…специализация ветеринарного дела оправдывается государственной важностью», были осуществлены мероприятия по выделению военно-ветеринарной службы из состава военно-медицинского ведомства. В итоге военно-ветеринарное ведомство приобрело самостоятельность с подчинением непосредственно военному министру России.
В современных условиях с учетом планируемого перехода к территориальной системе ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных Сил и других войск, ввиду отсутствия специализированных и многопрофильных учреждений в службах других войск, объем работ, выполняемых специалистами службы Вооруженных Сил, увеличится в три-четыре раза.
В соответствии с положениями ст. 7 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил осуществляет свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. При этом служба в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии» занимает место ведомственной службы в структуре государственной ветеринарии и органично дополняет систему государственного ветеринарного надзора в стране.
Нецелесообразность вхождения ветеринарно-санитарной службы в состав военно-медицинского ведомства, кроме исторического опыта и противоречия современному законодательству, обусловливается и тем, что выполнение мероприятий ветеринарно-санитарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации требует специальных ветеринарных знаний, специальных ветеринарных ресурсов и технических средств, то есть организационно самостоятельной службы, с присущей ей системой подготовки кадров, снабжения и организации ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных Сил.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты с ветеринарным образованием, подконтрольные соответствующим органам управления, что предусматривает осуществление функций руководства также, только специалистами в области ветеринарии.
Включение Ветеринарно-санитарной службы в состав Главного военно-медицинского управления коренным образом изменит статус органа управления службы, ограничит возможности методического руководства со стороны главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации и усложнит взаимоотношения с органами государственной ветеринарии, а также Российской академией сельскохозяйственных наук.
При этом возникнет необходимость пересмотра всех существующих организационно-тактических принципов деятельности службы, с последующей переработкой соответствующих руководящих документов и изменением стройной, в настоящее время, организационно-штатной структуры службы в войсковом, оперативном и стратегическом звеньях, что потребует расхода значительных финансовых средств.
Служба потеряет организационную самостоятельность из-за «растворения» учреждений и специалистов в системе органов военной медицины. Планирование, контроль, учет и отчетность «утонут» в общем объеме медицинской документации, потеряется управление и руководство со стороны начальников ветеринарно-санитарной службы оперативного и стратегического звена. Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, начальники ветеринарно-санитарной службы видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) утратят силы, средства и реальную возможность осуществлять функции главных ветеринарно-санитарных инспекторов Вооруженных Сил, видов Вооруженных Сил и ветеринарно-санитарных инспекторов военных округов (флотов).
В целом, произойдет полнейшее нарушение отлаженной системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, на восстановление которой в условиях ограниченного финансирования потребуются годы и значительные затраты денежных средств, несопоставимые с затратами на содержание службы в современных условиях.
В целях создания оптимальных условий для выполнения ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил задач, определенных Законом Российской Федерации «О ветеринарии», постановлениями Правительства Российской Федерации, целесообразно в дальнейшем сохранить за ветеринарно-санитарной службой статус самостоятельной ведомственной службы, при этом привести законодательную базу по подчиненности в должное соответствие. Центральный орган управления не может быть подчинен должностному лицу, в ведении которого находятся поднадзорные управления, службы и объекты.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |