Libmonster ID: RU-13604

Ушаков Константин Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Директор школы"

Эта публикация продолжает серию статей, посвященную исследованию структуры организаций. Она адресована тем руководителям, которые хотят управлять своей организацией не только на основании интуиции и субъективного понимания ситуации в организации, но и на основании данных.

Постановка такой задачи требует разговора о реальной структуре организации. [Под реальной структурой организации мы будем понимать прежде всего характер и интенсивность профессиональных связей ее членов.]

Понимание реальной структуры становится принципиально важным моментом и требует в том числе адекватного инструментария исследований. Поговорим об этом далее, но сначала два небольших отступления.

ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ

Базовый тезис предлагаемого подхода заключаются в следующем: организацию можно рассматривать как социальную сеть, качество которой определяется количеством и качеством устойчивых профессиональных связей между ее членами.

Проще говоря:

- если в вашей организации много таких устойчивых профессиональных связей, то в рамках этого подхода будем считать ее условно "хорошей";

- если в вашей организации устойчивых профессиональных связей мало, т.е. каждый работает сам по себе, в меру собственного понимания целей и задач, если профессиональные взаимодействия редки, то такую организацию будем считать... "не очень хорошей".

Если так случится, что диагноз окажется неблагоприятным, то, собственно, возникает реальная управленческая задача: как это изменить?

Задача непростая, но у вас на руках будут конкретные данные, которые помогут начать планомерную работу. Что это за данные, будет ясно позднее, а сейчас - к основам той дисциплины, которая называется сетевым анализом.

стр. 55
ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ

Анализ сетей базируется на очень простом представлении, которое можно сформулировать следующим образом:

Вы то, с кем и как вы взаимодействуете.

Поясню: специалиста организации обычно характеризуют его достижениями, квалификацией, образованием, полом, возрастом и пр. Однако не это будет основным в рамках сетевого подхода (хотя мы этого тоже не упустим).

Основным объектом интереса в сетевом анализе будут его профессиональные (не личные!) связи, которые можно обнаружить и формализовать, т.е. зафиксировать в математической форме пригодной для анализа.

ИНСТРУМЕНТЫ ФИКСАЦИИ СЕТЕВЫХ СВЯЗЕЙ

Для простоты и наглядности модели того, как устроена организация как сеть, давайте представим себе, что вам интересно, каким образом распространяются в вашей организации сплетни и слухи (в какой организации этого нет?).

Для этого членам вашей организации нужно задать примерно такой вопрос: "С кем на работе вы делитесь конфиденциальной информацией?", и при этом мы попросим их называть не больше двух имен. Обозначим всех участников опроса цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и 6.

Предположим, что 1-й назвал 2-го, 2-й выбрал 1-го и 3-го, 3-й - 2-го и 4-го, 4-й - 3-го и 5-го, 5-й - 4-го и 6-го, 6-й - 5-го и 1-го. Если вы еще читаете, ответьте, не возвращаясь назад: кто выбрал третьего?

Простой вопрос оказывается непростым. Анализировать эти данные очень трудно даже если участников немного. Запишем ответы в виде матрицы, и все становится понятнее.

Чтобы составить матрицу:

1) нарисуем таблицу, количество строчек и столбцов которой = число опрошенных + 1 (в нашем случае 7×7);

2) в левый столбец (начиная со второй строки!) запишем опрошенных по порядку (в нашем случае 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6);

3) в верхнюю строку (начиная со второго столбца!) запишем их в том же порядке (1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6);

4) выбор каждого человека будем записывать в его строке, отмечая тех, с кем человек поделится информацией - единицей, а с кем не поделится - нулем.

Шизофреническую ситуацию, когда человек делится информацией сам с собой, мы принимать во внимание не будем, поэтому диагональ этой матрицы пуста.

Получим, например, такую матрицу:

Таким образом, чтобы посмотреть, кого выбрал первый участник, нужно взглянуть на первый ряд и увидеть, что он выбрал 2-го (в столбце второго стоит единица), нули означают, что с этими людьми опрашиваемый не находится в доверительных отношениях.

Эту матрицу можно и нарисовать, будем называть этот рисунок графом (хотя математики называют графом и матрицу). Граф выглядит следующим образом:

стр. 56
Получился круг, а могла быть и любая другая фигура, о них в следующих материалах. Здесь же договоримся о терминах, которые приняты в этой области и которые мы будем использовать в дальнейшем.

Кружки, которые обозначают людей, называются узлами графа.

Линии, соединяющие узлы, - связи, или ребра, графа.

Линии имеют направление (стрелки) - это направление связей.

Граф, в котором учитывается направление связей, называют направленным.

Теперь посмотрим внимательнее на матрицу или граф. Например, 1-й выбрал 2-го, а второй первого. Ребро, соединяющее первого и второго, имеет стрелки с обеих концов (т.е на самом деле это две связи: туда и обратно). Такие связи будем называть взаимными, или симметричными.

Теперь, обратите внимание, что между 1-ми 6-м нет взаимности. Шестой выбрал первого, но первый, увы, не ответил. Такую связь будем называть односторонней, или несимметричной.

На сегодня это все. Мы смогли формализовать какую-то часть сложных человеческих отношений в организации. У нас появились данные, а, следовательно, возможность анализа.

Ну а если вам все понятно, вы легко сможете перевести в табличную форму вот такой граф.

Продолжение следует.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВЫ-СЕТЕВОГО-АНАЛИЗА-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ушаков Константин Михайлович, ОСНОВЫ СЕТЕВОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОСНОВЫ-СЕТЕВОГО-АНАЛИЗА-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ-ОРГАНИЗАЦИИ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ушаков Константин Михайлович:

Ушаков Константин Михайлович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1277 просмотров рейтинг
10.03.2017 (2603 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОСНОВЫ СЕТЕВОГО АНАЛИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android