Libmonster ID: RU-15008
Автор(ы) публикации: В. М. КУЛИШ

Организация Варшавского Договора (ОВД) - первый в истории оборонительный союз социалистических государств - уже более 30 лет служит делу развития и укрепления сотрудничества между социалистическими государствами, обеспечению их суверенитета, национальной безопасности и нерушимости границ, совместной борьбе за прочный мир и расширение международного сотрудничества. Оценивая значение этого союза, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев подчеркнул: "История не знала другого такого союза, как наш, где отношения основаны на полном равенстве и товарищеской взаимопомощи суверенных государств. Союза, который в подлинном смысле слова является союзом народов. Союза, который никому не угрожает, а всецело посвящен защите мира"1 .

Принятое в 1985 г. решение государств - участников Договора продлить срок его действия еще на 20 лет с последующей пролонгацией на 10 лет само по себе является показателем единства и сплоченности входящих в него государств и их народов, их воли укреплять дружбу и сотрудничество, сообща проводить согласованную политику в международных делах, добиваться и в дальнейшем надежного обеспечения международной безопасности, гарантий прочного и длительного мира в Европе и во всем мире. Продление Договора без каких-либо изменений его текста свидетельствует о том, что он был выработан с учетом коренных и длительных интересов братских стран и на основе тщательного анализа состояния и определяющих тенденций развития современных международных отношений.

Многие аспекты деятельности ОВД уже получили отражение в литературе. В данной статье речь пойдет об исторических предпосылках создания оборонительного союза социалистических государств в Европе, его роли в борьбе за укрепление международной безопасности и предотвращение угрозы войны в 50 - 70-х годах, а также в период обострения международной обстановки в первой половине 80-х годов.

Варшавский Договор был заключен десять лет спустя после окончания второй мировой войны. Одним из важнейших ее уроков было доказательство исторической бесперспективности стремлений агрессоров завоевать мировое господство. Война еще раз подтвердила, что в мире нет сил, которые могли бы повернуть вспять процесс, начало которому было положено Великим Октябрем, сокрушить социализм, сломить волю народов, отстаивающих свою свободу и независимость. Попытка агрессивных сил мирового империализма, развязавших вторую мировую войну, силой оружия остановить этот процесс и расправиться с социализмом привела к совершенно противоположному результату: от капиталистической системы отпали многие государства, образовалась мировая


1 Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М. 1985, с. 31.

стр. 41


социалистическая система. В результате национально-освободительной борьбы был сокрушен колониализм, образовалось много новых независимых государств. Империализм - виновник двух мировых войн - утратил свое господство над значительной частью человечества, сфера его влияния резко сузилась. Мировой социализм усилил свое влияние на развитие международных событий.

Другой, не менее важный урок минувшей войны состоит в том, что народы должны постоянно сохранять бдительность в отношении происков империалистических кругов, создающих опасность новой мировой войны. С этой целью необходимо и вполне возможно активное сотрудничество государств, в том числе и принадлежащих к разным социальным системам, в борьбе за мир и всеобщую безопасность.

Решающая роль Советского Союза в войне против фашизма, освободительные, демократические цели, преследуемые им в этой войне, наконец, рост его могущества и международного престижа способствовали тому, что ленинский принцип мирного сосуществования нашел отражение в решениях конференций глав правительств и государств антигитлеровской коалиции. Это было закреплено в Уставе ООН, где записано, что члены этой международной организации обязываются "избавить грядущие поколения от бедствий войны", "проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи", разрешать все споры "мирными средствами", "осуществлять международное сотрудничество". В Уставе ООН зафиксированы также "суверенное равенство" и "территориальная неприкосновенность" всех ее членов, запрещение вмешательства "в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства"2 .

После окончания второй мировой войны СССР оказывал разностороннюю политическую поддержку и экономическую помощь народам Центральной и Юго-Восточной Европы, вступившим на путь строительства социализма. Важную роль в укреплении мира и создании системы международной безопасности на континенте играли договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные между государствами этого региона. Китайский народ использовал благоприятную обстановку, которая сложилась после второй мировой войны, помощь и поддержку СССР для достижения победы народной революции. Советский Союз, выполняя свой интернациональный долг, оказал также активную поддержку национально- освободительному движению в колониях и зависимых от империалистических держав странах.

В своих отношениях с развитыми капиталистическими странами СССР преследовал цель установить прочный мир и создать надежную систему безопасности в Европе и других регионах мира, а также развивать разностороннее сотрудничество, основы которого были заложены участниками антигитлеровской коалиции в годы войны. Советский Союз вел упорную борьбу за принятие демократических принципов мирного урегулирования в Европе на Парижской мирной конференции, что способствовало заключению в феврале 1947 г. справедливых мирных договоров с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. В своей политике Советский Союз исходил из того, что важнейшим условием сохранения мира и обеспечения международной безопасности является разоружение. Именно поэтому он неустанно боролся и борется за запрещение ядерного оружия, за сокращение обычных вооруженных сил и вооружений и устранение тех причин, которые порождают недоверие и подозрительность в отношениях между государствами с различным общественным строем. Все советские инициативы подкреп-


2 Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. М. 1945, с. 7.

стр. 42


лялись практическими действиями. В тех же направлениях развивалась и внешнеполитическая активность других социалистических государств.

Правящие же круги империалистических держав независимо от того, переоценивалось или недооценивалось ими значение происходивших в мире изменений, в своей международной политике полагались на традиционные методы и средства, которые капитализм использовал на протяжении всей своей истории, хотя архаизм отношений господства и подчинения с образованием мировой системы социализма стал еще более очевидным. Новые условия настоятельно требовали развития равноправного сотрудничества между государствами и народами. Однако правящие круги империалистических держав в решении сложных международных проблем, и особенно в отношениях с Советским Союзом и другими странами, вступившими на путь социалистического развития, как и прежде, предпочитали полагаться на силу.

Конечно, имелись и другие настроения, реально учитывающие происходящие в мире изменения. Еще в августе 1943 г. помощник президента США Ф. Рузвельта Г. Гопкинс привез в Квебек на конференцию руководителей США и Великобритании документ, озаглавленный "Позиция России". Он был подготовлен для президента не названным "весьма высокопоставленным военным стратегом США". В документе говорилось: "Поскольку Россия является решающим фактором В войне, ей надо оказывать всяческую помощь и надо прилагать все усилия к тому, чтобы добиться ее дружбы... После поражения держав оси... еще более важно поддерживать и развивать самые дружественные отношения с Россией"3 . Но правительства США и Великобритании не последовали этому совету, взяв курс на проведение политики "с позиции силы".

Запад исходил из необходимости постоянной демонстрации силы, готовности и решимости применить ее. Эти тенденции проявились уже во время второй мировой войны, например, путем демонстрации военно-воздушной мощи США и Англии. Ожесточенные бомбардировки с воздуха немецких и японских городов, зачастую не оправданные военной необходимостью, представляли собой одну из форм такой демонстрации силы. По словам английского военного историка Б. Х. Лиддел-Гарта, это "стало явно выраженной политикой английского правительства"4 . Командующий английской бомбардировочной авиацией А. Гаррис признал, что одной из целей бомбардировок немецких городов было "показать русским, на что способно бомбардировочное командование"5 . Ту же политику проводило в последние месяцы второй мировой войны и американское правительство. 13 - 14 февраля 1945 г. 900 английских и 400 американских тяжелых бомбардировщиков разбомбили крупнейший центр мировой культуры Дрезден, который не имел никакого военного значения, был беззащитен в противовоздушном отношении и к тому же находился в зоне действий Советской Армии.

В августе 1945 г. США продемонстрировали новое оружие, сбросив атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. С этого момента политика запугивания и демонстрации силы приняла форму ядерного шантажа. Президент США Г. Трумэн считал, что в связи с обладанием Соединенными Штатами атомным оружием "баланс силы в мире был кардинально изменен"6 в их пользу. Антикоммунистически и антисоветски настроенные деятели США уверовали, что монопольное обладание атомной бомбой позволит им диктовать свою волю другим народам, ослабить международные позиции СССР, социализма, всех


3 Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. Т. 2. М. 1958, с. 431 - 432

4 Лиддел-Гарт Б. Х. Вторая мировая война. М. 1976, с. 558.

5 Stern, 1983, N 10, S. 121.

6 Цит. по: Правда, 15.XII.1980.

стр. 43


прогрессивных сил, упрочившиеся в результате победы над фашизмом. Речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в американском городе Фултоне 5 марта 1946 г. в присутствии Г. Трумэна, обнародование "доктрины Трумэна" положили начало новому, антисоциалистическому и главным образом антисоветскому внешнеполитическому курсу обоих государств, предусматривавшему применение всех видов и средств давления на социалистические страны, главным образом военных. Все это привело к крайнему обострению международной напряженности - "холодной войне".

Исключительно по политическим мотивам правительство США прекратило в 1948 г. выдачу лицензий на вывоз промышленного оборудования в Советский Союз. Затем правительства Великобритании и некоторых других западных стран запретили экспорт ряда важных для восстановления народного хозяйства СССР и других социалистических стран товаров, и прежде всего машинного оборудования. В результате торговля социалистических стран с развитыми капиталистическими странами значительно сократилась. Одновременно развернулась кампания политического, идеологического, дипломатического давления на социалистические страны как в двусторонних, так и многосторонних отношениях, включая и ООН.

Главное место в системе мер давления на социализм отводилось военной силе и даже войне. Всего через 51 день после капитуляции Японии в США был разработан план атомной бомбардировки 20 советских городов. Затем Пентагон подготовил ряд вариантов плана ядерной войны против СССР, целью которой было "отбросить в границы 1939 г. советскую военную и политическую силу из всех районов, находящихся под его влиянием и военным контролем", для чего предпринять "стратегические авиационные операции.., нацелив сосредоточенные удары авиации с использованием атомных бомб против правительственных, политических и административных центров, густонаселенных индустриальных районов, отдельных центров по производству нефти и нефтепродуктов на территории Советского Союза с баз, находящихся в Западном полушарии и Великобритании". Ставились и такие задачи, как "ликвидация влияния" Коммунистической партии в СССР, расчленение нашей страны с тем, чтобы "любой режим или режимы, которым будет после войны позволено существовать на традиционной русской территории, не располагали бы военной силой", а если "какой-либо большевистский режим останется на какой-то части Советского Союза", не допустить того, чтобы он сохранил в своем распоряжении военно-промышленный потенциал, "достаточный для того, чтобы вести войну на равных условиях с любым другим режимом или режимами, которым будет позволено существовать на традиционной русской территории"7 .

Эти агрессивные планы сначала разрабатывались как англо-американские, а затем, по мере восстановления военно-экономического потенциала стран Западной Европы, для участия в их осуществлении вовлекались и эти государства. В 1949 г. была завершена разработка плана мировой ядерной войны против СССР и других социалистических стран, который был назван "Дропшот". Одновременно велась интенсивная подготовка к этой войне, начало которой намечалось на 1 января 1957 года. Наращивался военный потенциал США и Великобритании, производились и накапливались вооружения, прежде всего новейшие - стратегические бомбардировщики и атомные бомбы. Была проведена подготовка к тому, чтобы сбросить на СССР 200 атомных бомб, которые должны были уничтожить 30 - 40% советской промышленно-


7 См. Dropshot. The United States Plan for War with the Soviet Union in 1957. N. Y. 1978, pp. 3, 6, 13, 44 - 45.

стр. 44


сти, в том числе все нефтяные предприятия, и убить около 6 - 7 млн. рабочих8 . В 1948 г. на территории Великобритании размещаются 90 американских стратегических бомбардировщиков, несущих на борту атомные бомбы. Позже в Западной Европе были развернуты американские баллистические ракеты "Тор" и "Юпитер", также оснащенные ядерными зарядами9 .

Одновременно накапливались и развертывались также и обычные вооружения и вооруженные силы, сколачивались военно-политические блоки. 17 марта 1948 г. Великобритания, Бельгия, Франция, Люксембург и Нидерланды подписали Брюссельский договор, положив начало Западному союзу. Его военная организация была создана в июне 1948 года. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. Возник военно-политический блок, в который вошли, кроме вышеназванных государств, США, Канада, Италия, Исландия, Португалия, Норвегия, Дания. В его рамках была создана военная организация. В 1952 г. к ней присоединились Греция и Турция, а 5 мая 1955 г. в нее была включена ФРГ. В сентябре 1954 г. был сформирован военно- политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО), а в 1955 г. - такой же блок на Ближнем и Среднем Востоке (СЕНТО)10 . Еще в сентябре 1951 г. под давлением США был создан военный блок АНЗЮС (США, Австралия и Новая Зеландия). К американским и английским базам в Европе, Восточной и Юго- Восточной Азии, Новой Зеландии, Австралии, Африке, Исландии, Центральной Америке, оставшимся от времен второй мировой войны, добавились новые военные базы. Империалистическими военно-политическими блоками и двусторонними договорами, а также системой военных баз в 40 - 50-х годах оказался опутанным весь мир. Все они были направлены против социалистических стран и народов, освобождающихся от колониальной зависимости.

Империализм не ограничился этим, он предпринял открытые военные действия с целью остановить прогрессивные изменения в мире и испытать на прочность складывающуюся мировую систему социализма. 25 июня 1950 г. начались военные действия против КНДР, которые продолжались более трех лет. В войне против корейского народа участвовали в основном вооруженные силы США. Кроме них, в агрессии принимали участие войска еще 30 капиталистических государств. Французский империализм вел колониальные войны вплоть до марта 1962 года. В войну в Индокитае, которую он вел прежде всего против ДРВ, начиная с 1950 г. стали вмешиваться США, взявшие на себя основную тяжесть этой войны, а затем ставшие главным агрессором в этом регионе. Одновременно развертывается активная подрывная деятельность против стран, в которых победили социалистические революции.

Социалистические государства полагали, что лучшим средством обеспечения мира в Европе является создание системы коллективной безопасности, в которой участвовали бы все ее государства и США. Но предложения, направленные на создание такой системы, исключавшей раздел континента на противостоящие блоки, были отвергнуты западными державами. Между тем затяжка с созданием системы безопасности создавала серьезную опасность для социалистических стран. Хотя двусторонние договоры о дружбе и взаимопомощи, заключенные между ними, сохраняли свое значение для обеспечения безопасности в Европе, но в новой обстановке их уже было недостаточно. В этих усло-


8 Op. cit., pp. 6 - 7, 202.

9 Правда, 20.VI.1985.

10 СЕНТО прекратила свое существование в 1979 г. после выхода из нее сначала Ирака (1958 г.), а затем Ирана и Пакистана (1979 г.). Решение о роспуске СЕАТО было принято в сентябре 1975 г., а в июне 1977 г. она прекратила свое существование.

стр. 45


виях они после неоднократных консультаций и предупреждений западным державам об опасности их политики подписали Варшавский Договор, т. к. сочли необходимым принятие совместных мер по обеспечению своей безопасности и сохранению мира в Европе. Варшавский Договор был заключен социалистическими государствами "для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе"11 . Такое обязательство стран - участниц ОВД определяется социально-политической природой входящих в нее государств, прежде всего тем, что в социалистических странах нет классов и социальных групп, заинтересованных в завоевании господства над другими народами и, следовательно, в войне и вооруженной силе как средствах для его достижения.

До появления социализма в мире не было силы, способной последовательно вести борьбу против агрессии. С установлением социализма как государственно организованной системы, располагающей растущей материальной и морально- политической мощью для реализации нового подхода к международным делам, возникла сила, способная дать решительный отпор империалистическим агрессорам. Под влиянием социализма и происшедших в мире коренных перемен изменилось и само отношение к агрессии: мировая война уже не рассматривается прогрессивными и миролюбивыми силами как нечто фатально неизбежное. "Агрессивная природа империализма не изменилась. Однако сложились реальные силы, способные сорвать его агрессивные планы... Прошло то время, когда империалисты имели возможность определять по своему произволу - быть или не быть войне", - отмечалось в заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве в ноябре 1960 года12 .

Содержание первого 20-летнего периода деятельности ОВД (1955 - 1975 гг.) - это борьба входящих в него стран за укрепление европейской безопасности, смягчение международной напряженности, сокращение вооруженных сил и вооружений, за разоружение. Страны - участницы Варшавского Договора исходят из того, что обеспечение их собственной безопасности и сохранение мира во всем мире неразрывно взаимосвязаны. В отличие от капиталистических держав страны социализма не считают, что война - неизбежное следствие образования двух противостоящих социально-политических систем. Принцип мирного сосуществования, которого они придерживаются, означает, что противоречия современной эпохи, в том числе между капитализмом и социализмом, могут быть разрешены без применения силы. Мирное сосуществование, указывается в проекте новой редакции Программы КПСС, - "это не просто отсутствие войны. Это такой международный порядок, при котором господствовала бы не военная сила, а добрососедство и сотрудничество, происходил широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями культуры на пользу всех народов". Осуществление политики мирного сосуществования сопряжено с обязательным соблюдением следующих принципов всеми государствами: "Отказ от войны, от применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой; строгое уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключен-


11 Организация Варшавского Договора. Документы и материалы. 1955 - 1980 (далее - ОВД). М. 1980.

12 Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М. 1961, с. 56.

стр. 46


ных международных договоров"13 . Такая политика составляет основу деятельности ОВД.

Оказывая решительное противодействие империалистической экспансии, ОВД последовательно добивалась прекращения "холодной войны", укрепления международной стабильности на основе развития взаимовыгодного сотрудничества между странами с различным общественным строем, ликвидации наиболее опасных очагов международной напряженности и создания системы коллективной безопасности сначала в Европе, а затем и в других регионах мира. Страны - участницы ОВД выдвинули программу перестройки системы международных отношений с тем, чтобы исключить возможность возникновения ситуации, в которой политические, экономические, идеологические и другие противоречия и конфликты между двумя мировыми системами, накапливаясь, расширяясь и обостряясь, доходили бы до превращения их в войну.

Страны - участницы ОВД обязались, во-первых, "воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой и ее применения", разрешать свои международные проблемы таким образом, чтобы "не ставить под угрозу международный мир и безопасность". Во-вторых, они заявили "о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности". В-третьих, они поставили своей целью добиваться принятия (по соглашению с другими государствами) "эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения"14 .

Уже в первой совместной декларации, принятой государствами - участниками ОВД 28 января 1956 г. в Праге, отмечалось, что "мирные условия развития европейских народов могут быть лучше всего обеспечены созданием системы коллективной безопасности в Европе, которая заменила бы существующие в Европе военные группировки"15 . Борьба за создание системы европейской безопасности, а затем распространение ее на другие регионы мира составила основное направление внешнеполитической деятельности стран социалистического содружества. Эта линия последовательно проводилась в предложениях государств - участников ОВД западным странам, в активной деятельности, направленной на их реализацию.

Спустя два месяца после подписания Варшавского Договора СССР при полной поддержке других стран - участниц ОВД внес на рассмотрение совещания глав государств и правительств СССР, США, Англии и Франции, состоявшегося 18 - 23 июля 1955 г. в Женеве, проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе. В нем предлагалось принять меры, чтобы не допустить дальнейшего углубления раскола Европы на противостоящие военно- политические союзы и создать условия для совместных действий всех государств континента и США в интересах укрепления мира и безопасности европейских народов. На первом этапе предполагалось, что государства- участники существующих в Европе военных группировок впредь до создания системы коллективной безопасности в Европе возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу друг против друга и решать все спорные вопросы мирными средствами. На втором этапе вступали бы в силу обязательства, предусмотренные договором о коллективной безопасности, и одновременно должно было прекратиться действие Североат-


13 См. Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект. М. 1985, с. 21, 67.

14 ОЗД, с. 7.

15 Там же, с. 17.

стр. 47


лантического пакта и Варшавского Договора. Делегации западных держав отклонили советский проект.

Разрабатывая новые варианты ядерной войны против СССР и других социалистических стран, империалисты продолжали вести подготовку к ней. Несмотря на это, КПСС и Советское правительство сохраняли твердую уверенность в том, что имеются реальные возможности для предотвращения мировой войны и смягчения международной напряженности, что "фатальной неизбежности войн нет"16 . Этот вывод подтвержден всем последующим развитием международных отношений. Он снова зафиксирован в новой редакции Программы КПСС.

Социалистические государства не могут не считаться с тем, что империализм в решении международных вопросов делает основную ставку на силу, главным образом военную. Наряду с международными политическими и другими мерами, направленными на устранение создаваемой этим постоянной опасности миру, они вынуждены обладать достаточной военной мощью для эффективной защиты своих интересов и отпора агрессивным действиям империализма. Они никогда не стремились к военному превосходству над западными державами, но и не могут допустить, чтобы последние добились военного превосходства над ними. СССР, другие государства социалистического содружества, проводя политику мирного сосуществования и сознавая свою ответственность за судьбы мира, считают, что для укрепления международной безопасности и сохранения мира необходимо не военное превосходство, а укрепление потенциала мира, объединяющего страны социализма, международное коммунистическое и рабочее движение, десятки молодых независимых государств, широкие антивоенные демократические движения.

Во второй половине 40-х годов преимущество США в ядерном оружии, военно- воздушных силах и военно-морском флоте уравновешивалось мощью Советской Армии и благоприятным для социализма развитием международных процессов, главным образом социалистических революций и национально- освободительного движения. В 50-х годах стремление империалистических держав добиться военного превосходства над содружеством социалистических стран путем создания и накопления ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки к целям, сколачивания региональных военных блоков было нейтрализовано социалистическими государствами посредством заключения Варшавского Договора, создания ядерных вооружений и развертывания межконтинентальных баллистических ракет. В результате к 60-м годам в Европе сложился примерно одинаковый по мощи уровень вооруженных сил и вооружений ОВД и НАТО. К тому же времени установился примерный паритет военных сил СССР и США.

Военно-стратегическое равновесие между миром социализма и миром капитализма - это завоевание принципиального, исторического значения. Однако процесс осознания этого факта правящими кругами США и их союзниками отставал от реального положения дел. Иллюзии военного, в основном ядерного превосходства США над другими странами и связанная с ними уверенность в военной безнаказанности в 40 - 50-х годах создавали и поддерживали ложное убеждение агрессивных сил империализма, что единственный язык, на котором они могли бы вести диалог с СССР, другими социалистическими странами, освободившимися государствами, - это язык силы и угроз. Многочисленные провалы планов и действий империализма "с позиции силы" в двусторонних отношениях с социалистическими странами, в ООН и на других международных форумах, поражения в войнах против на-


16 XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стеногр. отч. Т. II. М. 1956, с. 414.

стр. 48


ционально-освободительных сил, в особенности столь разительные, как в Корее, Индокитае, Алжире и др., каждый раз заставляли творцов этой политики пересматривать свои планы и доктрины.

Примерно с середины 60-х годов в американской и западноевропейской печати стали публиковаться статьи, в которых делались попытки выяснить влияние равновесия военных сил Востока и Запада на отношения между государствами с различным общественным строем и на международную обстановку. И только в 70-х годах капиталистические страны, прежде всего США, вынуждены были признать наличие такого равновесия, а вместе с ним - и принцип равенства в отношениях с Советским Союзом. При этом признание равновесия сил и равенства в отношениях между странами с различным общественным строем было крайне нежелательным для империализма. Один из американских советологов, Р. Дж. Кайзер, пытается даже представить это признание не более как "символический" жест со стороны США. Но и он отмечает: "Баланс военной мощи значительно изменился в пользу Советского Союза, навсегда закрывая эру решительного американского военного превосходства"17 .

Наличие военно-стратегического паритета между СССР и США, ОВД и НАТО служит фактором, сдерживающим агрессивные устремления империализма, что отвечает интересам всех народов мира, оказывает все более эффективное воздействие на развитие международных процессов. В результате уже в 50-е годы, а тем более в 60-е, сложились реальные предпосылки для смягчения международной напряженности, ликвидации "холодной войны" и разрешения международных проблем путем переговоров. Сторонники политики "с позиции силы" оказывались перед необходимостью пересмотра своего отношения к ее главному средству - военной силе. Касаясь этого вопроса, американский исследователь Э. Дж. Джордан писал: "Похоже, что традиционная роль военной силы как высшего вершителя судеб межгосударственных отношений в какой-то мере изменилась"18 .

Государства - участники ОВД в декларации, принятой 24 мая 1958 г., предложили конкретные меры, направленные на смягчение международной напряженности, укрепление безопасности в Европе и устранение взаимного недоверия между государствами с различным общественным строем. Они предложили западным державам договориться о безотлагательном прекращении испытаний атомного и водородного оружия; отказе от его применения, заключении соглашения о ненападении между государствами, входящими в Североатлантический союз, и государствами - участниками Варшавского Договора; мерах по расширению международных торговых связей; прекращении пропаганды войны; запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в его изучении; ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях и т. д.19 .

Эти и другие инициативы стран - участниц ОВД не были тогда поддержаны западными державами. Однако настойчивая борьба СССР и других социалистических государств за их реализацию и перемены в соотношении и расстановке сил в мире оказали серьезное воздействие на поведение руководителей крупнейших западноевропейских стран. Если в середине 50-х годов президент США Д. Эйзенхауэр согласился участвовать в созванном по предложению Советского Союза в Женеве совещании глав правительств СССР, США, Англии, Франции, только "не желая выглядеть бессмысленно упрямым в своей позиции по отно-


17 Kaiser R. G. US-Soviet Relations; Goodbye to Detente. -Foreign Affairs, 1981, N 3, vol. 59, p. 504.

18 Issues of National Security in 1970's. N. Y. 1967, p. 36.

19 ОВД, с. 30 - 31.

стр. 49


шению к встрече глав правительств"20 , хотя и был против ее проведения, то уже десятилетия спустя благодаря правильности внешнеполитического курса СССР и других стран социалистического содружества обстановка в мире изменилась к лучшему. Западноевропейские государства проявили большую готовность позитивно реагировать на предложения о нормализации отношений с Советским Союзом и другими восточноевропейскими странами. Помощник президента США Р. Никсона по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджер так изобразил в своих мемуарах настроения, царившие в правительствах ряда западноевропейских стран: "В Европе проявилась тенденция... дистанцироваться в какой-то мере от американской политики в отношении Советского Союза... Чем жестче была позиция США в отношениях с Советским Союзом, тем сильней становился соблазн союзных лидеров играть роль "моста" между Востоком и Западом... Союзные страны нашли благоразумным проявить интерес к взаимному сокращению вооруженных сил и давнишнему советскому предложению о созыве общеевропейского совещания по безопасности"21 .

Тенденция к разрядке международной напряженности и развитию сотрудничества между странами с различным общественным строем стала в 60- е годы преобладающей в международных отношениях на европейском континенте. Государства - участники ОВД в декларации, принятой на совещании в Бухаресте 5 июля 1966 г., заявили: "Сознавая свою высокую ответственность перед народами, правительства европейских государств должны предпринять шаги, способные обеспечить поворот в сторону разрядки напряженности в Европе, упрочения безопасности, развертывания мирного взаимовыгодного сотрудничества между европейскими государствами". В декларации содержалось предложение созвать "совещание для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества"22 .

Подготовка к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе и само Совещание заняли длительное время - почти десять лет. Это был период напряженной политической борьбы и дипломатической активности, массовых выступлений общественности всех стран Европы и Северной Америки в поддержку процесса международной разрядки. США, Англия, ФРГ были вынуждены маневрировать. Обстоятельства складывались так, что США, продолжая упорствовать в проведении политики конфронтации, могли оказаться в стороне от развития европейских событий и выпустить из-под контроля поведение своих европейских союзников, вставших на путь нормализации отношений между Востоком и Западом. Кроме того, затянувшаяся война американского империализма против вьетнамского народа вызывала в западноевропейских странах опасения, что США своей авантюристической политикой могут втянуть их в новую мировую войну. В самих США поднялась волна массовых антивоенных выступлений.

Чтобы не допустить дальнейшего неблагоприятного для США развития международных и внутренних событий, Никсон еще до избрания его президентом в 1968 г. провозгласил, что эра переговоров с Советским Союзом должна сменить эру конфронтации. 18 декабря 1968 г. Киссинджер сообщил советскому представителю, что Никсон вполне серьезно "говорил об эре переговоров. Советское руководство увидит, что новая администрация готовится обсуждать с ним вопросы длительного урегулирования на основе учета подлинных интересов". Киссинджер также сказал, что новая администрация "готовится к переговорам


20 Eisenhower D. D. Mandate for Change. 1953 - 1956. Lnd. 1963, p. 506.

21 Kissinger H. White House Years. Boston-Toronto. 1979, pp. 131 - 132.

22 ОВД, с. 90, 94.

стр. 50


об ограничении вооружений"23 . Конечно, это не было изменением существа политики США в отношении социалистических стран. Менялись лишь формы ее проведения. В 1970 г. в послании конгрессу, громко названном "Новая стратегия мира", Никсон изложил три принципа политики его администрации в Европе: укрепление партнерства с союзниками, поддержание военной силы, достаточной для обеспечения интересов США и их союзников, и готовность к ведению совместно с союзниками переговоров с социалистическими государствами (именуемыми им противниками)24 .

В процессе подготовки и проведения общеевропейского совещания было достигнуто международно-правовое закрепление установившихся в Европе в результате войны и послевоенного развития границ ПНР, Чехословакии и ГДР, сложившихся территориальных и политических реальностей, признание политической и юридической недействительности мюнхенского диктата, систематизация и признание принципов международных отношений - нерушимости границ, территориальной целостности государств, их суверенного равенства, неприменения силы или угрозы силой, мирного урегулирования международных споров, невмешательства во внутренние дела государств, уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами. Признание западными державами принципа мирного сосуществования, который составляет основу всех вышеназванных принципов, свидетельствовало об успешном развитии процесса международной разрядки, явилось важным показателем эффективности усилий государств - участников ОВД в борьбе за международную безопасность и сотрудничество. Нормализация отношений между социалистическими и капиталистическими странами в Европе, широкое признание ГДР как суверенного государства способствовали стабилизации обстановки на континенте.

Международное сотрудничество в области экономики, науки и техники стало набирать темпы. Увеличивался объем торговли между социалистическими и капиталистическими странами, получили развитие новые формы экономических связей - долгосрочное торгово-производственное и научно-техническое сотрудничество.

В тот же период были созданы более благоприятные предпосылки для прекращения гонки вооружений, ослабления военной конфронтации в Европе, сокращения вооруженных сил и вооружений, уменьшения угрозы ядерной войны. Весьма обнадеживающими в этом отношении были соглашения, договоры и договоренности между СССР и США в области ограничения стратегических вооружений, а также начавшиеся переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Важную роль в достижении взаимного доверия между государствами с различным общественным строем были призваны сыграть принятые участниками общеевропейского совещания меры по укреплению доверия: уведомление о военных учениях, крупных передвижениях войск, обмен наблюдателями на маневрах и др. Однако результаты в области политической разрядки не привели к снижению уровня военного противостояния НАТО и ОВД. Оценивая итоги развития международной разрядки в Европе, государства - участники ОВД в ноябре 1976 г. подчеркнули, что "политика разрядки не имеет разумной альтернативы, она необходима в равной мере всем государствам, независимо от их общественных систем". Задача состоит в том, чтобы придать ей "необратимый характер"25 .


23 Kissinger H. Op. cit., p. 27.

24 См.: US Foreign Policy for the 1970's. A New Strategy for Peace. A Report to the Congress by Richard Nixon, President of the United States. February 18, 1970, pp. 8, 28.

25 ОВД с. 193, 195.

стр. 51


Государства-участники Варшавского Договора, поставив вопрос о необходимости углубить процесс международной разрядки, сделать его непрерывным, всесторонним и всеобщим по охвату, наметили конкретные мероприятия, направленные на его решение, и развернули активную деятельность, чтобы их осуществить. Они изложили свою концепцию дальнейшего развития международной разрядки в совместной декларации, принятой 26 ноября 1976 г. в Бухаресте26 . По их мнению, оно могло идти в двух основных направлениях. Первое состояло в том, чтобы общими усилиями стран - участниц общеевропейского совещания совершенствовать мирные, взаимовыгодные, равноправные отношения, в особенности между государствами, относящимися к различным социально-политическим системам. Второе, не менее важное, состояло в распространении процесса разрядки на другие регионы мира, прежде всего на те, в которых напряженность находится на уровне конфликта или приближается к нему.

Создание климата взаимного доверия в отношениях между государствами страны - участницы ОВД считали важнейшим условием сохранения и дальнейшего углубления разрядки. Осуществление этой задачи - дело не только правительств, хотя они несут главную ответственность за поддержание нормальных отношений между государствами, но всех политических партий и групп, общественных сил и организаций, средств массовой информации, всех людей. Массовость общественных движений в поддержку процесса разрядки не только способствует созданию благоприятных условий для сохранения мира, укрепления международной безопасности и сотрудничества, но является эффективным препятствием, ограничивающим свободу деятельности противников разрядки.

Самой острой и неотложной проблемой остается устранение угрозы мировой войны, снижение уровня военного противостояния, развитие международных отношений в духе мирного сосуществования и разрядки. Социалистические государства на заключительном совещании в Хельсинки выдвинули конкретные предложения о том, как дополнить политическую разрядку мерами военной разрядки. К последним они относят: прекращение гонки вооружений, прежде всего ядерных, сокращение и последующую ликвидацию всех видов ядерного оружия, запрещение всех видов его испытаний, укрепление режима его нераспространения, запрещение и уничтожение химического оружия, запрещение создания новых видов и систем оружия массового уничтожения, сокращение вооруженных сил и обычных вооружений, создание безъядерных зон в ряде районов Европы, зон мира и сотрудничества на Балканах, в районе Индийского океана и других, отвод иностранных войск в свои национальные границы, ликвидацию военных баз на чужих территориях, сокращение военных бюджетов, ограничение продажи и поставок обычных вооружений другим государствам и др. Чтобы преодолеть разделение мира на противоположные военно-политические союзы, страны социалистического содружества выразили и неоднократно подтверждали готовность к роспуску ОВД одновременно с роспуском Североатлантического блока и в качестве первого шага предложили приступить к ликвидации их военных организаций. Кроме того, государства - участники ОВД вновь призвали все государства не предпринимать действий, которые могли бы привести к расширению существующих или к созданию новых замкнутых группировок и военно-политических союзов.

В целях дальнейшего смягчения международной напряженности и укрепления климата доверия государства - участники ОВД предложили заключить Всемирный Договор о неприменении силы в между-


26 Там же, с. 192 - 208.

стр. 52


народных отношениях, а государствам - участникам общеевропейского совещания взять на себя обязательство не применять ядерное оружие первыми и принять меры по укреплению гарантий неядерных государств. В 1983 г. они предложили заключить с НАТО Договор о взаимном неприменении силы и поддержании отношений мира27 .

За время существования ОВД входящие в нее государства выдвинули свыше 100 инициатив и предложений, направленных на сокращение вооруженных сил и вооружений, укрепление всеобщего мира28 . Они заявили о готовности вести переговоры по всем аспектам проблем прекращения гонки вооружений и устранения угрозы мировой войны, "будь то в европейском или общемировом масштабе, применительно к отдельным районам или ко всей планете... Нет такого вида вооружений, которые социалистические государства... не были бы готовы ограничить или сократить на основе строгого соблюдения принципа ненанесения ущерба безопасности ни одной стране"29 .

Социалистическое содружество не только выработало оптимальную программу дальнейшего углубления международной разрядки и ее распространения на другие регионы мира, но принимает практические меры по ее осуществлению. Последовательные действия стран - участниц ОВД придают устойчивость международным отношениям, способствуют мобилизации широкой мировой общественности на борьбу за укрепление международной безопасности и предотвращение войн. "Самый крупный успех прошедших десятилетий состоит в том, что удалось разорвать трагический цикл, когда мир оказывался лишь передышкой между мировыми войнами, развернуть в широчайших масштабах борьбу за то, чтобы навсегда исключить войну из жизни человеческого общества", - отметили государства - участники ОВД в декларации, принятой 15 мая 1980 г. в Варшаве30 .

В политике западных государств со второй половины 70-х и тем более в первой половине 80-х годов определились два основных направления. Сторонники первого подвергают резкой критике результаты общеевропейского совещания, квалифицируя их как капитуляцию западных держав, прежде всего США, перед Советским Союзом. Это направление объединяет наиболее агрессивные силы империализма, представителей влиятельных монополий, связанных с военным бизнесом, различные правые, реакционные политические организации и группы, заинтересованные в поддержании и обострении международной напряженности, в противопоставлении одних государств другим, в гонке вооружений. Второе направление представляют те буржуазные круги, которые занимают более реалистические позиции в отношении международной разрядки и пытаются практически использовать ее в своих интересах. Однако сторонники этого направления в ряде случаев солидаризируются с приверженцами первого направления, которые в последние годы задают основной тон в области международной политики капиталистических государств.

Эта тенденция проявилась в попытках США и НАТО добиться военного превосходства над социалистическим содружеством. Еще в первой половине 70- х годов США хотели изменить баланс стратегических сил в свою пользу путем развертывания нового поколения стратегических межконтинентальных ракет и ракет, базирующихся на ядерных подводных лодках, оснащенных разделяющимися и самонаводящимися ядерными боевыми частями (РГЧ). Это привело к тому, что в течение 70-х годов число американских ядерных зарядов, обеспеченных достав-


27 Правда, 7.I.1983.

28 Правда, 21.X.1985.

29 ОВД, с. 231.

30 Там же, с. 267.

стр. 53


кой к целям, увеличилось примерно в 2 раза. Принятые Советским Союзом контрмеры не позволили США нарушить установившееся равновесие стратегических сил обеих стран. Более того, военно-стратегический паритет был закреплен рядом согласованных мер, уменьшивших опасность ядерной войны. Договорами и соглашениями между СССР и США ограничивалось количество пусковых установок и носителей ядерного оружия, ограничивались противоракетные системы. Многосторонними договорами запрещалось распространение ядерного оружия, размещение его на морском дне и в космосе. Но опасность ядерной войны не была устранена. Созданная ранее система ядерных вооружений и средств их доставки оставалась нетронутой.

Используя научно-технический задел, осуществленный в 60 - 70-х годах, США предприняли создание и развертывание нового поколения ядерного оружия и его носителей, модернизацию и замену устаревших систем более эффективными, разработали и производят нейтронное оружие. Развертывание его в Европе увеличивает опасность ядерной войны. Важное место в планах достижения военного превосходства над социалистическим содружеством отводится развертыванию ядерных ракет средней дальности ("Першинг-2" и крылатых) в Европе. Проводится перевооружение военных сил НАТО и входящих в нее государств. Наконец, в США фактически началась подготовка к созданию систем ударных и других космических вооружений.

С интенсивным наращиванием военной мощи были связаны изменения во внешнеполитическом курсе США и ряда западноевропейских стран уже во второй половине 70-х годов. Американский империализм вновь (в который раз после второй мировой войны!) заявил претензию на руководство миром и на создание мирового порядка, основанного на силе. Это проявилось в отношении к разрядке, которую реакционная пропаганда на Западе изображает как "ловушку", "обманный маневр Москвы", "улицу с односторонним движением". Еще в 1977 г. Дж. Шлессинджер, министр энергетики в администрации Картера, решительным образом высказался против идеи мирного сосуществования и международной разрядки, заявив: "Теперь, когда Америка снова здорова и обрела прежний национальный дух, мы по-новому осознаем эту неизбежную реальность и готовы предпринять необходимые меры, чтобы вдохнуть в нее жизнь. В ходе своего возрождения мы выбросили за борт необоснованные надежды, связанные с разрядкой"31 . В начале 80-х годов в США стало распространяться мнение, что "с американской стороны история разрядки является историей путаницы, замешательства, самообмана и самонанесения себе дипломатических ран"32 . Президент США Р. Рейган, сославшись на результаты принятых его администрацией мер по наращиванию американской военной мощи, 6 апреля 1984 г. заявил: "Американское лидерство восстановлено. Мир, основанный на силе, - теперь не лозунг, а жизненный факт"33 .

США и их европейские союзники развернули ожесточенную пропагандистскую камланию против социалистических стран на встрече представителей государств-участников общеевропейского совещания, проходившей в Белграде в 1978 году. На три года они затянули аналогичную мадридскую встречу, превратив ее в арену для пропагандистских упражнений и выпадов в адрес социалистических государств. США при поддержке других государств - участников НАТО дезорганизовали начавшийся в 70-е годы процесс ограничения и сокращения ядерных во-


31 Defending America. Towards a New Role in the Post-Detante World. N. Y. 1977, p. XIII.

32 Kaiser R. G. Op. cit., p. 506.

33 Realism, Strength, Negotiation: Key Foreign Policy Statesments of the Reagan Administration. Washington. 1984, p. 11.

стр. 54


оружений, отказавшись ратифицировать договор об ОСВ-2, соглашение об ограничении ядерных взрывов, сорвав переговоры по ядерным вооружениям в Европе и стратегическим вооружениям, отказавшись продолжать переговоры о запрещении ядерных испытаний всех видов. США не возобновили также переговоры об ограничении продажи и передачи обычных вооружений другим государствам, блокировали достижение соглашений на Конференции по разоружению в Женеве, загнали в тупик переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, делали все от них зависящее, чтобы такая участь постигла и другие переговоры по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению. На советско-американских переговорах в Женеве США не хотели по-деловому обсуждать и решать вопросы, как предотвратить гонку вооружений в космосе, как прекратить ее на Земле, как ограничить ядерные вооружения и приступить к их радикальному сокращению вплоть до полной ликвидации.

Комбинированный натиск империализма не достигает, однако, ожидаемого силами международной реакции эффекта. Об этом свидетельствует то, что западные державы все же подписали итоговый документ мадридской встречи, в котором выражена решимость государств - участников общеевропейского совещания "прилагать новые усилия к тому, чтобы сделать разрядку эффективным, а также непрерывным, все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, в соответствии с обязательством по Заключительному акту"34 . Они приняли предложение социалистических государств о проведении конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе, которая продолжает свою работу в Стокгольме. Кроме того, был намечен ряд мер по сотрудничеству в гуманитарных и других областях.

Тем не менее в последние годы резко усилилась международная напряженность. "Мир приблизился к такой черте, за которой события могут выйти из-под контроля", - отмечается в Заявлении государств - участников ОВД, принятом на совещании Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского Договора, состоявшемся в Софии 22 - 23 октября 1985 года35 . Темпы гонки вооружений растут. Развертывание американских ядерных ракет средней дальности в ряде стран Западной Европы создает новую опасную ситуацию на континенте, что вынудило Советский Союз и некоторые другие социалистические страны принять ответные меры. Особую тревогу вызывает угроза распространения гонки вооружений на космическое пространство. Государства - участники ОВД выступили с новыми инициативами, которые развивают их концепцию европейской безопасности. Они вновь призвали западные державы покончить с политикой силы и конфронтации, твердо придерживаться принципов, изложенных в Заключительном акте общеевропейского совещания, не допускать проведения клеветнических кампаний, в искаженном свете представляющих положение в социалистических странах и их политику, прекратить вмешательство во внутренние дела других стран и политику государственного терроризма. Они еще раз указали на то, что "европейская безопасность, как и международная безопасность в целом, не может быть обеспечена военными средствами, военной силой. Прочного мира на континенте можно достичь только на пути разрядки, разоружения, укрепления доверия и развития международного сотрудничества"36 .

Государства - участники ОВД считают, что необходимо полностью освободить Европу от ядерного оружия как средней дальности, так


34 Правда, 19.IX.1983.

35 Правда, 24.X.1985.

36 Там же.

стр. 55


и тактического. На пути к этой цели требуется от всех государств - участников общеевропейского совещания приостановить дальнейшее размещение ядерного оружия на континенте и приступить к его сокращению. Страны социалистического содружества предложили всем ядерным державам последовать примеру Советского Союза и взять на себя обязательство не применять ядерное оружие первыми; заморозить ядерные арсеналы всех ядерных держав - на первых порах СССР и США - в количественном и качественном отношениях с тем, чтобы незамедлительно перейти в дальнейшем к сокращению этих вооружений, вплоть до полной их ликвидации; приостановить все работы по созданию, испытанию и развертыванию ударных космических вооружений; прекратить любые ядерные взрывы и договориться о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия и т. д.

Государства - участники ОВД поддержали инициативу Советского Союза, направленную на практическое решение задачи предотвращения гонки вооружений в космосе и прекращения ее на Земле. Они поддержали советское предложение о том, чтобы СССР и США договорились о полном запрете на ударные космические вооружения и осуществление действительно радикального, на 50% сокращения своих ядерных сил, достигающих территории друг друга. В своей согласованной политике государства - участники ОВД исходят из того, что мир неделим, что любой локальный конфликт в современной напряженной обстановке имеет тенденцию к перерастанию в столкновение крупного, даже глобального масштаба. Они считают, что для устранения такой опасности необходимо покончить с империалистической политикой силы и вмешательства во внутренние дела других стран, включая освободившиеся от колониальной и другой зависимости, покончить с политикой и актами агрессии и решать споры между государствами мирным путем, полностью уважать право народов на самостоятельное определение своего социального и политического строя.

Чтобы облегчить ведение переговоров и достижение соглашения по всем намеченным вопросам, СССР, поддержанный другими государствами - участниками ОВД, ввел с 7 апреля вплоть до ноября 1985 г. мораторий на развертывание ракет средней дальности и осуществление других ответных мер37 и принял решение прекратить в одностороннем порядке любые ядерные взрывы с 6 августа 1985 г. до 1 января 1986 года38 . Этот срок продлен еще на три месяца. США дается дополнительное время на то, чтобы они по достоинству оценили советское предложение о прекращении ядерных взрывов.

Крупнейшим событием международной жизни стала встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве 19 - 21 ноября 1985 года. В совместном советско-американском заявлении выражено мнение, что ядерная война не должна быть развязана, подчеркнута важность предотвращения любой войны между СССР и США - ядерной или обычной. Руководители СССР и США обязались не стремиться к достижению военного превосходства. Они согласились, что работа на советско- американских переговорах по ядерным и космическим вооружениям будет ускорена, чтобы решить задачи предотвращения гонки вооружений в космосе и прекращения ее на Земле, ограничения и сокращения ядерных вооружений и укрепления стратегической стабильности39 . Итоги встречи вновь убедительно подтвердили правильность политики КПСС, Советского государства, партий и правительств братских социалистических стран.

Советский Союз выдвинул новый комплекс инициатив, направлен-


37 Правда, 15.V.1985.

38 Правда, 30.VII.1985.

39 Правда, 22, 26.XI.1985.

стр. 56


ных на устранение угрозы ядерной войны. В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС, сделанном 15 января 1986 г., изложен конкретный, развернутый план полной ликвидации ядерного оружия в течение 15 лет. Уже на первом этапе, в ближайшие 5 - 8 лет, предложено вдвое сократить стратегические вооружения СССР и США, достигающие территории друг друга; и ликвидировать все ракеты средней дальности (баллистические и крылатые) в европейской зоне. На втором этапе к ликвидации ядерного оружия подключаются Франция, Англия и КНР и, кроме того, все ядерные, державы ликвидируют тактическое ядерное оружие. На третьем этапе весь процесс завершается, и к концу 1999 г. на Земле не должно оставаться никакого ядерного оружия. Кроме того, СССР предлагает к 2000 г. полностью устранить химическое оружие и промышленную базу его изготовления. Советским планом предусматривается также введение запрета на подготовку и развертывание оружия в космосе, создание неядерных вооружений, основанных на новых физических принципах, укрепление мер доверия и достижение результатов на переговорах в Женеве, Вене и Стокгольме40 .

В новой редакции Программы КПСС указывается, что "в условиях, пока существует империалистический военный блок НАТО, партия считает необходимым всемерно содействовать совершенствованию деятельности Организации Варшавского Договора как инструмента коллективной обороны против агрессивных устремлений империализма, совместной борьбы за прочный мир и расширение международного сотрудничества"41 . Советский Союз, другие государства социалистического содружества, обладая потенциалом и опытом, достаточными для решительного отпора агрессивным силам империализма, не видят ни смысла, ни пользы в силовом противоборстве. Они готовы к значительному снижению уровня политической и военной конфронтации, уменьшению, а затем и полному устранению военной опасности в мире. Курсу империалистических держав на обострение международной обстановки, интенсификации гонки вооружений, политике военных угроз и вмешательства в чужие дела, подавления народов государства социалистического содружества противопоставляют курс на прекращение гонки вооружений, на защиту суверенных прав и свободы народов, ликвидацию региональных конфликтов коллективными усилиями на справедливых началах, укрепление международной безопасности во всем мире.


40 Правда, 16.I.1986.

41 Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Новая редакция). Проект, с. 61 - 62.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Организация-Варшавского-Договора-ОВД

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. КУЛИШ, Организация Варшавского Договора (ОВД) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.10.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Организация-Варшавского-Договора-ОВД (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. КУЛИШ:

В. М. КУЛИШ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1080 просмотров рейтинг
30.10.2018 (1996 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Организация Варшавского Договора (ОВД)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android