Libmonster ID: RU-13501

Астафьева Наталья Георгиевна, доктор педагогических наук, начальник управления образования и науки Тамбовской области

Шешерина Галина Александровна, кандидат педагогических наук, ректор ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"

Кирсанов Игорь Николаевич, доцент кафедры управления развитием образовательных систем ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют серьезной модернизации образования. Особое значение в этой связи приобретает проблема повышения квалификации педагогических кадров. Традиционная модель повышения квалификации не обладает ключевым фактором обновления содержания образования - мобильностью.

Кроме того, она недостаточно ориентирована на учет индивидуальных образовательных потребностей, разнообразие которых растет и продолжит расти как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.

Согласно Концепции модернизации региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, разработанной в Тамбовской области, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки должна обеспечивать:

- выявление перспективных потребностей системы образования в повышении квалификации и переподготовке педагогических и руководящих кадров;

- разработку на основе выявленных потребностей широкого спектра образовательных программ и модулей для различных целевых групп;

- эффективное формирование государственного заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров;

- возможность выбора работником содержания, сроков и форм повышения квалификации и переподготовки;

- фиксацию ожидаемых результатов повышения квалификации по каждой программе и организацию мониторинга их достижения.

Реализация этих задач требует организационно-финансовых изменений, которые следует рассматривать в общем контексте государст-

стр. 43

венной образовательной политики, которая ориентирована на расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги. [Эти принципы заложены, например, в Закон "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года.]

Это должно стимулировать формирование конкурентной среды, способствующей повышению качества дополнительного профессионального образования.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Алгоритм функционирования региональной модели повышения квалификации, создаваемой в соответствии с Концепцией, включает следующие этапы.

1. Выявление заказчиками и производителями образовательных услуг образовательных запросов потребителей к системе повышения квалификации и профессиональной подготовки (далее - ПК и ПП). [Под образовательным запросом в рамках модели понимается такая потребность в образовательных услугах, которая не может быть реализована внутри самого ОУ или системы образования муниципального уровня и передается в учреждения системы ПК и ПП.]

Субъектами формирования образовательных запросов выступают педагогические и руководящие работники образовательных учреждений (непосредственные потребители образовательных услуг); образовательные учреждения; органы, осуществляющие управление в сфере образования.

Источником информации для выявления образовательных запросов является анализ:

- затруднений в профессиональной деятельности, выявляемых в рамках контроля внутри образовательного учреждения;

- итогов аттестации педагогических и управленческих кадров;

- деятельности образовательных учреждений в рамках процедур лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля (надзора) в области образования;

- результатов ЕГЭ, ГИА, мониторингов образовательных достижений обучающихся;

- анкетирования педагогических и руководящих кадров и т. д.

Важная роль в осуществлении анализа профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников отводится консалтинговой службе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО).

2. Формирование государственного образовательного заказа учреждениям, реализующим программы ПК и ПП.

Формирование государственного заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку подразумевает определение приоритетных направлений и конкретных видов образовательных услуг, которые будут оказываться в рамках региональной системы ПК и ПП с последующим размещением их в сети учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

стр. 44

3. Реагирование системы ДПО на запросы потребителей и заказчиков через предложение имеющихся или создание новых образовательных программ (их модулей).

В рамках реализуемой нами модели проектируется индивидуализация процесса повышения квалификации.

Основой образовательного процесса выступает модульная образовательная программа.

Инвариантная часть программы состоит из базовых модулей, содержание которых обеспечивает необходимую основу освоения выбранной проблематики. Вариативная часть включает набор альтернативных модулей практико-ориентированного характера, позволяющих приобретать компетенции, связанные с решением частных задач профессиональной деятельности. Неотъемлемой частью программы является стажировка по тематике, актуальной для слушателя. В целях трансляции инновационного опыта создана сеть стажерских площадок на базе лучших образовательных учреждений региона.

При проектировании индивидуальной программы повышения квалификации обеспечивается возможность комбинирования модулей с учетом уровня профессиональной компетентности слушателя.

Образовательные программы общего уровня соответствуют уровню квалификации, необходимому для прохождения аттестационных процедур на соответствие занимаемой должности.

Образовательные программы повышенного уровня предусматривают включение модулей, формирующих компетенции в области освоения актуальных, готовых к внедрению новшеств.

Образовательные программы продвинутого уровня предполагают включение модулей, направленных на формирование компетенций в области собственной исследовательской и проектной деятельности педагога.

Использование модульного подхода расширяет возможности удовлетворения разнообразных образовательных запросов и помогает формировать способность к управлению собственным профессиональным развитием.

4. Осуществление профессионально-общественной экспертизы и аккредитации образовательных программ и их модулей.

Основанием для включения модульных образовательных программ и модулей в региональный банк является их государственно-общественная экспертиза. Она представляет собой совместную деятельность учреждений, реализующих программы ПК и ПП, органов управления образованием, представителей научной обще-

стр. 45

ственности, заказчиков образовательных услуг по оценке качества программ и определению направлений их совершенствования.

Такая экспертиза приобретает особое значение в связи с ожидаемым приходом в сферу дополнительного профессионального образования организаций, ранее не имевших опыта подобной деятельности.

5. Осуществление процесса обучения в системе ПК и ПП по модульным образовательным программам.

Обучение по модульным программам осуществляется на основе механизмов сетевого взаимодействия, позволяющих концентрировать ресурсы, имеющиеся в регионе, а при необходимости - и за его пределами.

Модульная образовательная программа обеспечивает возможность организации обучения на основе накопительного принципа. Он позволяет слушателям конструировать индивидуальный образовательный маршрут путем изучения модулей в различной последовательности.

Повышение квалификации осуществляется в регионе на основе индивидуальных учебных планов (далее - ИУП). ИУП слушателя и прилагаемый к нему учебный план-график содержат перечень обязательных модулей и модулей по выбору, которые предстоит освоить слушателю в течение определенного времени с указанием количества учебных часов и количества зачетных единиц, информацию о сроках освоения и форме итоговой аттестации. ИУП разрабатывается работником совместно с работодателем.

Оценка прохождения слушателями модулей программы осуществляется учреждениями образования, проводящими подготовку кадров.

Результаты прохождения каждого отдельного модуля или программы фиксируются в зачетной книжке. Эти результаты суммируются. По окончании реализации индивидуального учебного плана учреждение, организующее выполнение сетевых образовательных программ, на основании этих результатов выдает слушателю документ о повышении квалификации.

6. Сертификация специалистов по результатам ПК и ПП.

Реализуемая в регионе модель повышения квалификации подразумевает, что по результатам курсов выпускники смогут в добровольном порядке пройти сертификацию. [Сертификация специалистов представляет собой процедуру выявления, оценки и подтверждения независимой стороной наличия у специалиста, завершившего обучение, знаний и практического опыта, необходимых для самостоятельной работы и соответствующих определенной квалификации.]

Процедура сертификации основывается на системе оценивания достигнутых уровней компетенции в заявленной области. Нормы, определяющие процедуру сертификации специалиста, создание и функционирование органа, осуществляющего сертификацию, разрабатываются управлением образования и науки.

7. Осуществление оценки качества образовательных услуг системы ПК и ПП.

Критериями и показателями качества образовательных услуг в рамках предлагаемой модели выступают:

- актуальность и востребованность программ ПК и ПП;

- наличие действенной системы формирования государственного заказа;

- наличие возможности выбора содержания, сроков и форм повышения квалификации;

- степень удовлетворенности потребителей оказанными услугами;

- степень включения инновационного опыта, лучших педагогических практик в деятельность педагогических работников и образовательных учреждений.

Таковы основные подходы к построению региональной модели системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Комплекс мер по обеспечению перехода на эту модель повышения квалификации был осуществлен в августе-октябре 2011 года. Он включал разработку и принятие положений:

стр. 46

- о накопительной системе повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования области;

- об организации сетевого взаимодействия при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- о государственно-общественной экспертизе образовательных модульных программ (образовательных модулей) повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- о региональном банке образовательных модульных программ и образовательных модулей; порядка организации повышения квалификации работников образования Тамбовской области на основе именного образовательного сертификата;

- порядка расчета стоимости именного образовательного сертификата на повышение квалификации работников образования Тамбовской области.

В целях максимально полного информирования заказчиков и потребителей о спектре образовательных услуг, которыми они могут воспользоваться в рамках региональной системы образования, в области создан открытый банк программ (модулей) повышения квалификации.

На специализированном сайте [http://rgb.68edu.ru] обеспечен открытый доступ к его материалам, содержащим перечень программ и учебных модулей с краткой характеристикой.

В течение 2011 - 2012 годов в банке размещены 52 программы повышения квалификации и 165 учебных модулей, что создает достаточно широкую основу для гибкого учета индивидуальных образовательных запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг.

Содержание банка периодически обновляется, причем основой инициирования разработки новых модулей выступает прежде всего анализ профессиональных дефицитов педагогических работников, система диагностики которых в настоящее время выстраивается Институтом повышения квалификации работников образования.

Доля педагогов, прошедших обучение по данной модели ПК, составила в 2012 году 35 % от общей численности слушателей ТОИПКРО.

Итоги анкетирования и анализ качества работ слушателей, выполненных в рамках курсов, указывают, что новая модель ПК положительно оценивается педагогами и обладает более высокой эффективностью в силу ориентации ее на учет интересов обучающихся.

Дальнейшие перспективы развития данной модели повышения квалификации связаны с расширением масштабов ее применения, совершенствованием методик диагностики образовательных потребностей, оптимизацией содержания банка учебных программ и модулей, автоматизацией процесса формирования индивидуальных образовательных программ, введением тьюторского сопровождения части обучающихся, а также с развитием сетевого (в том числе межрегионального) взаимодействия в реализации программ дополнительного профессионального образования педагогов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ-МОДЕЛЬ-ПОВЫШЕНИЯ-КВАЛИФИКАЦИИ-РАБОТНИКОВ-ОБРАЗОВАНИЯ-ТАМБОВСКОЙ-ОБЛАСТИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Астафьева Наталья Георгиевна, Шешерина Галина Александровна, Кирсанов Игорь Николаевич, ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ-МОДЕЛЬ-ПОВЫШЕНИЯ-КВАЛИФИКАЦИИ-РАБОТНИКОВ-ОБРАЗОВАНИЯ-ТАМБОВСКОЙ-ОБЛАСТИ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Астафьева Наталья Георгиевна, Шешерина Галина Александровна, Кирсанов Игорь Николаевич:

Астафьева Наталья Георгиевна, Шешерина Галина Александровна, Кирсанов Игорь Николаевич → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1037 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2591 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android