ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЕННОЙ КИНОЛОГИИ
И РОЛЬ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ
В.П. Ветров
Начальник Ветеринарно-санитарной службы
Вооруженных Сил Российской Федерации (1989-1998),
академик МАИ, генерал-майор ветеринарной службы запаса
Исторически сложившаяся деятельность военного ветеринарного врача заключалась в непосредственной близости к служебным животным (лошади, собаки и др.), постоянной работе с ними. В военном деле собаки использовались с давних времен. В русской армии они впервые начали применяться с 40-х годов XIX в. (русско-турецкие кампании, экспедиции в Средней Азии и на Кавказе, оборона Севастополя в 1854-1855 гг.). В это время собак с успехом использовали в качестве сторожевых, караульных, для несения дозоров и преследования нарушителей на границе. В годы русско-японской войны в русской армии насчитывалось более 1 тыс. обученных собак, которые находили также применение как розыскные, санитарные и собаки связи. Первые питомники по разведению и дрессировке военно-полевых собак были созданы в 1912 г. в Москве при Измайловском гвардейском полку, а затем в Царскосельском гусарском гвардейском полку. В Красной Армии делу разведения служебных собак уделялось серьезное внимание. В 20-е гг. XX в. формируются Центральная и окружные питомники-школы служебного собаководства, в деятельности которых роль военно-ветеринарной службы была весьма значительна. Военно-ветеринарное управление РККА не только определяло принципы ветеринарного обслуживания этих питомников, но и принимало участие в разработке для них заданий по проведению опытов по изысканию наилучшей породы, методов содержания, воспитания и дрессировки собак и др.
Не случайно, созданная в июле 1943 г. Центральная школа собаководства ВМФ, была подчинена начальнику ветеринарного отдела ВМФ, а школа-питомник служебного собаководства, организованная в 1944 г. на полуострове Де-Фриз (впоследствии 87-я школа младших специалистов караульной службы), подчинялась (до 1992 г.) начальнику ветеринарной службы Тихоокеанского флота. В 1990 г. заместитель Министра обороны - начальник Тыла ВС СССР генерал армии В.М. Архипов, в ответ на просьбу командования ТОФ о переподчинении этой школы службе войск сказал: «По роду своей деятельности, ближе всех из военных к лошади и собаке стоит военный ветеринар, ему ими и заниматься! Никаких переподчинений!». Это решение было верным и глубоко продуманным, оно отражало точку зрения руководства Министерства обороны страны на роль и значение деятельности военной ветеринарии в области служебного собаководства.
В Военно-воздушных силах военно-ветеринарная служба до 1996 г. курировала школу младших специалистов служебного собаководства в г. Туле и п. Усть-Белая.
На рубеже 80-90-х гг., в условиях сокращения войск и в связи с созданием баз хранения вооружения и техники (БХВТ), возникла острая необходимость усиления караульной службы за счет увеличения количества служебных собак, штатная численность которых в Вооруженных Силах составляла более 13 тыс. В соответствии с планом мероприятий по развитию служебного собаководства в Вооруженных Силах и требованиями приказа Министра обороны от 18 июня 1991 г. № 289 предусматривалось введение в штаты военно-ветеринарных учреждений ветеринарных врачей-кинологов в количестве 105 человек и открытие в 1993-1994 гг. отделения по подготовке ветеринарных врачей-кинологов на Военно-ветеринарном факультете при МВА им. К.И. Скрябина. Подготовку военных ветеринарных фельдшеров (до 30 человек ежегодно) предусматривалось проводить в центральной школе служебного собаководства. По сути, кинолог – это квалифицированный специалист, знающий анатомию, физиологию, внутренние незаразные и инфекционные болезни, гигиену содержания и правила эксплуатации собак, владеющий современной методикой дрессировки и испытания служебных собак. Все перечисленные дисциплины, за исключением дрессуры собак, изучаются на ветеринарных факультетах вузов, в ветеринарных колледжах, а более детально - на Военно-ветеринарном факультете при МГАВМ и Б им. К.И. Скрябина (ныне Военно-ветеринарный институт).
Однако, в силу ряда причин, в т.ч. и из-за недооценки роли ветеринарно-санитарной службы и отсутствия у ряда командиров разных уровней понимания важности вопросов содержания и применения служебных собак, запланированные мероприятия были осуществлены не полностью и не принесли желаемых результатов. В частности в состав организационно-мобилизационных органов военных округов (флотов) были введены должности ветеринарных врачей-кинологов. Они, в основном, занимались лишь вопросами учета командиров отделений, вожатых и движения поголовья служебных собак. Как правило, эти вакансии занимали офицеры-отставники, не имеющие ни о кинологии, ни о ветеринарии никакого представления, и какой-либо организаторской деятельности ожидать от них не приходилось. Большим упущением было и то, что подчинялись они не специалисту, как это было определено в плане основных мероприятий, а весьма отдаленному от этих вопросов начальнику. К тому же начальники ветеринарных служб округов (флотов) не осуществляли взаимодействия с этими специалистами, а некоторые даже и не знали об их существовании.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 191 р/п «О национальной системе кинологической деятельности и собаководства в Российской Федерации» федеральным органам исполнительной власти, в том числе и Министерству обороны Российской Федерации, использующим собак в служебной деятельности, предписывалось внести в установленном порядке предложения о мерах по развитию служебного собаководства.
В Вооруженных Силах Российской Федерации на тот момент имелось до 6,5 тыс. служебных собак. Значительная их часть поступала в войска из 470-го Методико-кинологического Центра (МКЦ) служебного собаководства Вооруженных Сил Российской Федерации, где было организовано ветеринарное обеспечение штатными военными ветеринарными врачами, в задачи которых входило:
организация и осуществление ветеринарного обслуживания строевых и племенных собак и щенков. Участие в организации и ведении племенной работы;
преподавание во всех учебных группах дисциплин: организация ветеринарного обслуживания; анатомия; физиология; гигиена содержания, кормления и эксплуатации собак;
профилактика и терапия заразных и незаразных болезней;
контроль за ведением племенной работы в питомниках;
участие в решении вопросов с военными комиссариатами о призыве на действительную военную службу солдат-выпускников ветеринарных академий (ветеринарных факультетов сельскохозяйственных вузов) и ветеринарных колледжей страны;
осуществление взаимодействия с клубами служебного собаководства, племенными питомниками других министерств и ведомств (МВД, ФПС), с частными владельцами (заводчиками) по вопросам закупки здоровых служебных собак с высокими рабочими качествами.
Руководством Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации за прошедшие годы неоднократно предпринимались попытки усилить свое влияние на организацию служебного собаководства в Вооруженных Силах, укрепить позиции ветеринарной службы 470-го МКЦ ВС РФ. Но все доклады и обоснованные доводы по вопросам улучшения ветеринарного обеспечения служебного собаководства не были услышаны и не дали нужных результатов, причинами чего, вероятнее всего, была как видовая разобщенность по подчиненности, так и нежелание ВВС, Главного штаба Сухопутных войск сдавать позиции Тылу Вооруженных Сил, в состав которого организационно входила Ветеринарно-санитарная служба.
Анализ состояния служебного собаководства непосредственно в войсках показывал, что оно находилось в неудовлетворительном состоянии. Оборудование питомников, дрессировочных городков (площадок) в большинстве воинских частей не соответствовало установленным требованиям. Отсутствие пономерного учета приводило к подменам ценных собак беспородными и необученными. Организация закупок специального инвентаря и снаряжения, оборудования для приготовления пищи и кормления не позволяла осуществлять содержание и применение служебных собак в соответствии с зоогигиеническими нормативами. Кормление служебных собак в ряде воинских частей осуществлялось за счет отходов солдатских столовых, что обуславливало высокий процент их заболеваемости, приводило к потере остроты чутья и к неспособности несения службы.
Изучение организации подготовки специалистов служебного собаководства и обучения служебных собак, а также результатов их использования по предназначению, в том числе в ходе проведения контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе показало, что отсутствует необходимый опыт и знания в решении вопросов закупки, содержания, обучения, транспортировки, поддержания работоспособности военных собак, обеспечения несения службы в различных климатических условиях, выбраковки и списания. В войсках (силах) за неимением специалистов-кинологов этой работой поручено заниматься должностным лицам, не имеющим специальной подготовки и не отвечающим за эту работу. Все это негативно отражается на выполнении боевых задач с применением военных собак.
При существующей специфике служебного собаководства во Внутренних войсках МВД России, Федеральной пограничной службе, в кинологической службе Министерства юстиции Российской Федерации этой деятельности уделялось самое серьезное внимание. В этих министерствах и ведомствах со специалистами кинологической службы регулярно проводились учебно-методические сборы, а со служебными собаками постоянно проводились тренировки. Совершенствовалась учебно-материальная база служебного собаководства и организационно-штатная структура. Повышалась эффективность применения служебных собак и за счет этого достигался значительный экономический эффект, покрывающий затраты на содержание кинологической службы.
В то же время в Министерстве обороны Российской Федерации численность поголовья служебных собак и их качество неуклонно снижалось. Только за 1991-1999 гг. она сократилась на 25 %, одновременно неуклонно снижалась численность командиров отделений и вожатых служебных собак.
Отсутствие в войсках предусмотренных штатами ветеринарных фельдшеров, из расчета один на 25 животных, привело к практическому запустению воспроизводства щенят, профилактики и лечения больных собак, несоблюдению зоогигиенических норм и требований. А порочная практика замены убывших животных беспородными, необученными собаками привела к тому, что на охраняемых объектах (БХВТ, обато аэродромов ВВС и др.) караульную службу, сплошь и рядом, несли неподготовленные собаки.
Эти факты свидетельствуют о низкой роли должностных лиц всех степеней в методическом руководстве этим важным участком работы и отсутствии должностей кинологов со специальным ветеринарным образованием в главных штабах видов ВС, штабах военных округов (флотов), армий (флотилий), корпусов.
При формировании в 1924 г. Центральной школы младших специалистов служебного собаководства (в 1992 г. она была переименована в 470-й Методико-кинологический центр служебного собаководства) в ней для проведения научно-исследовательской работы была организована научная лаборатория, которая в 50-е годы в результате реорганизации Советской Армии была расформирована. Эта лаборатория, сотрудниками которой являлись ветеринарные врачи, за годы своей деятельности издала свыше 200 научных трудов в области военного собаководства, из которых важнейшими были такие как «Руководство по использованию военно-служебных собак и собаководству в РККА», «Генетика собак», десятки инструкций по борьбе с гельминтозами и кормлению собак. Все эти труды дали положительные результаты при использовании служебных собак в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В наши дни, при разработке и внедрении современных методик дрессировок, тренировок и испытания служебных собак, научная работа в области военного собаководства не потеряла своей актуальности.
В Вооруженных Силах Российской Федерации штатные специалисты служебного собаководства имеются только в 470-м Методико-кинологическом центре ВС РФ (офицеров и прапорщиков до 200). Возможности МКЦ ВС РФ позволяют осуществлять подготовку и переподготовку офицеров и военнослужащих, проходящих службу по контракту. В нем разработаны уникальные методики подготовки и применения служебных собак: поиск раненых, поднос боеприпасов и легких грузов в труднодоступные места под огнем противника, подрыв бронированных объектов и оборонительных сооружений, поиск замаскированных складов с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, розыск и задержание укрывающихся диверсантов, предупреждение от внезапного нападения противника, а также для своевременного оповещения о пребывании противника в полосе разведки и охраняемом районе. Однако эти методики почти не применяются в Вооруженных Силах РФ, но в то же время успешно используются в кинологической работе других министерств и ведомств.
Существующие формы докладов о состоянии служебного собаководства, в том числе и по ветеринарно-санитарной службе, позволяют проводить анализ эффективности применения служебных собак (количество задержанных нарушителей, разысканных минно-взрывных устройств, спасенных людей, предотвращенных террористических актов, подноса грузов, участие служебных собак в разведывательных группах, состояние работоспособности, физиологические показатели и др.).
Что же касается специалистов служебного собаководства, то, например, в кинологической службе Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) численность специалистов, в том числе и ветеринарных, составляет около 11 тыс. человек, во Внутренних войсках МВД РФ, количество вожатых составляет более 2 тыс. человек, причем за каждой служебной собакой закреплен конкретный вожатый, в Федеральной службе пограничных войск на две служебные собаки приходится по одному вожатому.
Еще один показательный пример плачевного положения служебного собаководства в Вооруженных Силах. Если закупочная цена одной собаки в Федеральной службе пограничных войск составляла около 5 тыс. руб., в кинологической службе ГУИН достигала 10 тыс. руб., то затраты на покупку одной собаки для 470-го МКЦ ВС РФ составляли всего 1 тыс. руб., то есть, по такой низкой цене могли приобретаться только выбракованные или непородистые животные.
Руководящих документов по вопросам применения служебных собак в Вооруженных Силах не имеется, за исключением «Наставления по дрессировке и применению военных собак», не утвержденного Министром обороны РФ и Генеральным штабом, а, следовательно, не являющегося официальным документом; и специальных инструкций и наставлений, разработанных специалистами ветеринарно-санитарной службы в области защиты служебных собак от поражений отравляющими, химическими веществами и, утвержденными заместителем МО – начальником Тыла ВС РФ, или начальником Главного управления Сухопутных войск. Над решением проблем защиты служебных собак от поражений плодотворно работали и сейчас продолжают работать полковники в/с в отставке И.Т. Ковба и профессор Л.С. Михайлов, генерал-майор в/с запаса В.П. Ветров, полковник м/с И.С. Колесниченко, подполковники м/с А.С. Бояринов, Г.Н. Зыбенко, майор м/с К.Ю. Агафонов.
О неудовлетворительном состоянии дел в служебном собаководстве Вооруженных Сил свидетельствовало и то, что программы боевой и специальной подготовки специалистов служебного собаководства в войсках (силах), как правило, отсутствовали. Учебно-методические сборы со специалистами не проводились. Отсутствие должностей специалистов-кинологов, самих специалистов, в том числе ветеринарных фельдшеров, ветеринарного состава, методических пособий приводило к тому, что в Военно-воздушных силах большинство служебных собак не проходили общий и специальный курсы дрессировки и были не подготовлены для выполнения задач охраны военных объектов. Только на кормлении неподготовленных собак терялось до 3 млн. руб. в год, что в пять раз больше суммы, выделяемой на год для закупки служебных собак в Вооруженные Силы РФ.
Сложность организации ветеринарного обеспечения служебного собаководства в Вооруженных Силах РФ состояла в том, что содержать ветеринарных специалистов в разрозненных, удаленных друг от друга объектах с малым количеством служебных собак (до 5-10 голов) экономически нецелесообразно. С этим благополучно справляются ветеринарные организации по зонам их обслуживания. Возникает необходимость усиления этих организаций специалистами-кинологами, что неоднократно предпринималось центральным органом управления службы.
В связи со спецификой решаемых задач в силовых структурах: ВВ МВД России, ФПС России, ГУИН Минюста России, МЧС России Кинологическая служба была создана во всех органах управления, что экономически оправдано.
В Вооруженных Силах Российской Федерации служебное собаководство имеет узкоспециализированные задачи: обеспечение охраны объектов караульными собаками и минно-розыскное направление. Создание же кинологической службы в Вооруженных Силах Российской Федерации экономически нецелесообразно. Как показали расчеты, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности работы существующих структур ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил РФ во всех ее звеньях. Только за счет правильной организации племенной работы в питомниках 470-го МКЦ ВС РФ и непосредственно в войсках, получения полноценного приплода, его сохранения и обучения экономический эффект, по среднерыночным ценам, составит до 50 млн. руб. в год. При выполнении всех лечебно-профилактических, противоэпизоотических мероприятий и соблюдении норм кормления и содержания собак в количестве до 1000 голов экономический эффект может достичь 10 млн. руб., а в целом за все поголовье служебных собак - 35 млн. руб. Применение одной подготовленной собаки дает экономию 60 тыс. руб. в год, а в целом по Вооруженным Силам – 24 млн. руб. Кроме того, замена только 200 часовых служебными собаками дает экономический эффект около 12 млн. руб. в год.
В целом при правильной постановке и организации вышеперечисленных вопросов экономический эффект может достичь 86- 100 млн. рублей ежегодно.
Учитывая опыт применения служебных собак в боевой обстановке, в условиях проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, в зонах локальных вооруженных конфликтов, в том числе в Приднестровье, Республике Таджикистан, и в целях повышения эффективности применения собак, целесообразно организовать обучение специалистов-кинологов на базе Военно-ветеринарного института. Обучение специалистов данного профиля обойдется Министерству обороны в 4 раза дешевле, чем в других учебных заведениях подобного профиля. Ежегодный выпуск до 20 офицеров-кинологов с высшим ветеринарным образованием позволит удовлетворить имеющуюся потребность в них в Вооруженных Силах;
В целях научного сопровождения кинологии возникла необходимость создания научной лаборатории в Методико-кинологическом Центре служебного собаководства ВС РФ на базе ветеринарного лазарета с возложением на нее функций экспериментальной работы. Главное направление при этом будет заключаться в изучении патологии, терапии, профилактике, изыскании новых медикаментозных средств лечения при воздействии на собак оружия массового поражения (отравляющие вещества, бактериальные средства, радиоактивные вещества). Большое значение будет иметь научная работа по проблемам реанимирования и восстановления рабочих качеств собак при получении травм, увечий, контузий; по изысканию эффективных биологических стимуляторов при переутомлении (особенно сторожевых, санитарных, ездовых и собак минно-розыскной службы) и физических недостатках организма.
Давно назрела необходимость подготовки среднего ветеринарного состава – ветеринарных фельдшеров-прапорщиков на базе МКЦ ВС РФ.
Последние годы общество сосредотачивает свои усилия на борьбе с терроризмом. Учитывая вероятность биологического и химического терроризма, ветеринарно-санитарная служба должна быть готова к ликвидации последствий этих видов нападений. В данной ситуации возникла необходимость всесторонней научной проработки этого важного вопроса.
Оценивая перспективы развития военной кинологии и роль ветеринарной службы можно сказать, что в развитии служебного собаководства военная ветеринария играла главенствующую роль. На современном этапе, в новых условиях назрела необходимость осуществления кардинальных организационных, методических и специальных мероприятий, направленных на эффективное и рациональное использование наших четвероногих помощников в военной сфере их применения.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |