Libmonster ID: RU-7234
Автор(ы) публикации: Л. ИВАНОВ

Опыт изучения общественного строя и сословных отношений" в Смутное время. Соцэкгиз. 1937.

Работа покойного акад. С. Ф. Платонова посвящена одному из острых моментов истории русского государства. В общеисторической концепции автор стоит на позициях дворянско-буржуазной историографии XIX в. и изложение "смуты" дает в плане политической борьбы вокруг "самодержавия". Но, как указано в предисловии к 1-у изданию книги, стремление "сосредоточить все свое внимание на изображении деятельности руководивших общественной жизнью кружков и на характеристике массовых движений в смутное время" выгодно отличает эту работу от посвященных данному вопросу работ других буржуазных историков.

Платонов ставит начало и конец "смуты" в связь с пресечением старой династии и выборами новой. Период междуцарствия и представляет, собственно, "смуту". Рушатся скрепы, сковывающие государство, отсутствует сильная организующая власть. Случайные личности, попадавшие на российский трон, не представлявшие интересов средних слоев, "земщины", не могли быть серьезными претендентами на престол. Недостаточность этого объяснения чувствуется самим автором, в этом надо искать причину включения им опричнины как "введения" в смуту. Политика Ивана IV расшатала устоявшийся строй государства, что привело к "сложному внутреннему кризису". Борьба с родовитой аристократией повлекла за собой образование новой знати. В этом была политическая сторона кризиса. Борьба между старой и народившейся знатью шла по линии борьбы за рабочие руки с "общей тенденцией к закрепощению трудовой массы" (стр. 475). Это привело к тому, что "тяглые люди чувствовали себя гонимыми и угнетенными. Их недовольство направлялось на всех землевладельцев одинаково, даже на государственный порядок вообще" (стр. 138). В этом была социальная сторона кризиса.

В совпадении конца бывшей династии с "государственным расстройством" Платонов видит главные условия возникнове-

стр. 153

ния смуты. "Сильная власть" и в этих условиях могла бы "бороться с общественным брожением", но "преемник (Ивана IV) был неспособен к практической деятельности" (стр. 142 - 143).

Ход "смуты" Платоновым расчленен на три периода: династическая борьба, борьба социальная и борьба национальная. "Первый обнимает собой время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период смуты обнимает собой время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с Михаилом Федоровичем Романовым во главе" (стр. 143).

В первом периоде борьба идет среди различных групп правящего класса за власть; между собой враждуют различные кружки боярства, за ними в эту борьбу втягивается сначала столичное дворянство и, наконец, провинциальное. С воцарением Бориса эта борьба принимает острую форму. Боярство, обессиленное репрессиями, выпускает против Бориса самозванца. К самозванцу пристает служилая масса московского юга, крестьянство, недовольное правительственной политикой и ожесточенное голодом, поражавшим страну в течение 3 лет подряд (стр. 191 - 195). Поддержка социальных низов обеспечила самозванцу победу над Борисом (стр. 225). После победы Лжедмитрия I Москва была наводнена польскими панами, приехавшими сюда за наживой. Это вызывало озлобление "московского простонародья", чем воспользовались бояре. Лжедмитрий I был уничтожен. На этом кончается первый период.

Второй период - с момента воцарения Василия Шуйского до его низложения - период обостренной классовой, а по терминологии Платонова, социальной борьбы. Крестьянская масса, украинское казачество, пришедшие в движение в первом периоде, во втором ставят самостоятельные дели. Наиболее отчетливо это проявилось в движении И. Болотникова, направленном на "низвержение крепостного строя". Он "первый поставил целью народного движения не только политический, но и общественный переворот" (стр. 245). Движение Болотникова слилось с движением рязанских служилых людей, дворянства. Под Москвой эти две струи разошлись: "месяц совместного пребывания у стен столицы показал дворянам-землевладельцам и рабовладельцам, что они находятся в политическом союзе со своим социальным врагом" (стр. 253). Платонов в этом видит причину гибели движения, возглавленного И. Болотниковым. За ним выступил Лжедмитрий II. "который зависел от польско-литовских вождей и их дружин" (стр. 268).

К нему присоединились" избежавшие разгрома отряды войск Болотникова. "Неудача не могла изменить их настроения, и к вору они явились с тем же протестом и с той же жаждой переворота" (стр. 271). Борьбой между московским и тушинским правительствами воспользовался польский король Сигизмунд III, организовавший интервенцию в Россию. Его вмешательство приводит к падению обоих правительств.

Третий период посвящен захвату Москвы польскими интервентами, хозяйничанью их в государстве и попыткам создания аппарата управления. В ответ на это приходят в движение "средние слои", "земщина", выступившие на смену боярству и крестьянству, с их попыткой захвата власти во имя своих классовых интересов. Сперва выступает первое земское ополчение, объединившее ранее враждовавшие группы, но не сумевшее примирить эту вражду, что привело это ополчение к гибели. На смену первому ополчению выступает второе, имевшее центром Н. Новгород, где цементирующей силой выступили "средние слои". "Их силами (т. е. земледельческого служилого класса и торгово-промышленного тяглого) создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки" (стр. 144).

Такова схема "смуты" и содержание ее в изложении Платонова. Уже суммарное перечисление вопросов, вошедших в изложение темы, говорит о невозможности расчленения этого времени на периоды. Огромный материал, в значительной части посвященный классовой борьбе, народным движениям изучаемой эпохи, не укладывается в рамки периодизации Платонова. Крестьянские движения против закрепощения, прикрепления к земле, начались задолго до "смуты". Начало XVII в. приводит к дальнейшему ухудшению положения крепостных, в ответ на это растут массовые движения, осложненные борьбой внутри правящего класса. Этой борьбой между крестьянством и правящим классом, с одной стороны, и, с другой - борьбой дворян с боярами воспользовалась Польша, выдвинувшая Лжедмитрия и оказавшая ему поддержку. Неудача Лжедмитриев I и II и вмешательство Швеции вызвали открытую интервенцию Польши. Правящие классы готовы идти на сговор с Сигизмундом, рассчитывая при помощи польских войск расправиться с народом. Поляки, взяв Москву, готовы оказать поддержку правящим классам в деле подавления народа, но в вопросе государственного устройства имеют свои задачи. Этому сговору помешал русский народ, который в минуту нашествия врага показал себя подлинным патриотом, поднялся до общегосударственных задач, нашел себе вождей в лице К. Минина и Д. М. Пожарского, поднял борьбу с польскими захватчиками и очистил страну от интервентов. Но результатами этой победы

стр. 154

воспользовались дворяне. Борьба крестьян с феодальным гнетом не могла привести к захвату власти. "Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, к если рабочие руководят крестьянскими восстаниями"1 .

Платонов движение масс народа первого периода "смуты" сводит к династическим проискам. Вовлеченное в общественную борьбу, крестьянство не ставит самостоятельных целей: "общественные стремления еще не проснулись в них" (стр. 189). Во втором периоде крестьянская борьба с помещиками и с польскими захватчиками находит свое признание. Но там, где борьба идет во - имя собственных задач (восстания в Пскове, народов Поволжья, крестьянства), она оценивается Платоновым как "анархия", "мятеж" (стр. 249), а отсутствие серьезного претендента на престол в войсках И. Болотникова делало, по мнению Платонова, это движение беспочвенным. Движение в замосковных областях, Клязьминском крае против польских захватчиков дается достаточно полно, но цель и смысл это движение, по Платонову, приобретает тогда, когда оно подхватывается воеводами и направляется на защиту московского правительства. В третьем же периоде народ, явившийся подлинным освободителем Москвы от интервентов, автором не признается ведущей силой; но мнению Платонова, народное движение представляет лишь почву, на которой выросло "земское ополчение". В то же время сам Платонов, подводя итоги опричнины, говорит о "тенденции к закрепощению трудовой массы", что вызывает недовольство этой массы не только землевладельцами, но и всем государственным строем. Эта же тенденция получила свое продолжение и при Борисе в указах 1601 и 1602 гг. (стр. 166) и при Шуйском в указе 1 февраля 1606 года. Из изложенного видно, что борьба за рабочие руки продолжалась и в "смуту" и что крестьянство, уже недовольное своим положением при Иване IV, должно было продолжать борьбу против закрепощения и после. Поэтому сведение первого периода к династической борьбе, а всей "смуты" - к политической борьбе вокруг самодержавия противоречит фактическому материалу, которым оперирует сам автор.

Лжедмитрий I, по Платонову, - ставленник бояр: "самозванец мог достичь успеха и пользовался властью только потому, что его желали привлечь в Москву владевшие положением дел бояре" (стр. 190).

Помощь Полыни и польской шляхты Лжедмитрию I сводится Платоновым к борьбе вокруг этого дела иска гелей приключений (стр. 191), и, по его мнению, победа Лжедмитрия I была обеспечена не помощью из-за границы, а поддержкой "московского люда Северской Украины", Сам Лжедмитрий I "имел вид серьезного и искреннего претендента на престол. Он умел воодушевить своим делом воинские массы, умел подчинить их своим приказаниям и обуздать дисциплиной" (стр. 267 - 268). Социальные низы, шедшие за Лжедмитрием I, якобы не имели собственных интересов и целиком служили идее возвращения "царевичу" прав, отнятых Борисом (стр. 189). Сам же Платонов в своей книге приводит свидетельства, говорящие против него. Так, он сам говорит, что московское правительство считалось с возможностью поддержки Лжедмитрия I Польшей (стр. 199). Далее, он подтверждает зависимость Лжедмитрия I от польской военной помощи: когда поляки, рассорившись с ним, собрались его покинуть, "царь" ездил между польскими ротами, умоляя их остаться, и даже бил челом до земли, падал "крыжем" перед ними (стр. 200). Не укладывается в схему и попытка подчинить движение народа чуждому ему делу - династическим притязаниям Лжедмитрия I. Платонов сам указывает, что недовольство народных масс направлялось на "государственный порядок вообще", и они "вправе были ждать от самозванца, как воздаяния за оказанную ему помощь, льгот и облегчений" (стр. 225). Этих ожидаемых облегчений народные массы не получили, и "московское простонародье" оказалось в рядах недовольных Лжедмитрием I.

Тема о польской интервенции нашла у Платонова более ясное освещение при изложении истории Лжедмитрия II. "Вор же во время своего похода к Москве и пребывания в Тушине зависел от польско-литовских вождей и их дружин" (стр. 268), сам "король не только попустил Сапеге набрать несколько тысяч войска, но и следил за его походом" (стр. 269); но и здесь, как и в оценке открытого выступления Сигизмунда в 1609 г., не раскрываются полностью политические и иные причины заинтересованности польских магнатов в интервенции. Выяснение действительных причин польской интервенции вскрыло бы ее наличие значительно раньше, чем это считает Платонов, и привело бы его к признанию патриотизма не только "средних слоев", но и народа.

Платонов не дает правильной оценки борьбе русского народа против "иноземщины". "Земское ополчение" у Платонова - не движение широких народных масс, а "средних слоев". Но приводимый им в тексте фактический материал позволяет восстановить истинное положение вещей. Замосковные области, столкнувшись с тушинскими отрядами, вскоре уяснили истинный характер тушинского "царька" и начали борьбу с ним. Во главе этой борьбы стояли тяглые, "черные люди". "В Устюжне и отчасти Галиче и Костроме тяглые и служилые люди бились одной


1 И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. М. 1937.

стр. 155

ратью; в прочих волжских городках движение шло от "черных людей", которые "начата собиратися по городом и по волостем" с выборными представителями, вроде губного старосты Беляя Наговицина, "сотника" (стрелецкого) Федора Красного в Юрьевце, "крестьянина" Гришки Лапши на Решме и т. п." (стр. 291). "Заволжские мужики" помогали и Скопину-Шуйскому в освобождении Москвы от тушинцев. Такой же характер носило движение в Клязьминском крае, начавшееся с конца 1608 года. "Мужики", т. е. крестьяне дворцовых, боярских и монастырских сел, стали собираться в своих волостных центрах и, выбрав себе вожаков, начали борьбу с тушинцами" (стр. 307). Так вырисовывается национальное движение русского народа, положившее начало земскому ополчению, и конец польской интервенции. Как видим, материал, который содержит работа Платонова, не укладывается в рамки его схемы, а выводы, следующие из изложения, совершенно расходятся с теми, которые делает сам автор. Книга С. Ф. Платонова - ценный и полезный труд, обилие фактического материала позволяет читателю, как отмечает предисловие издательства, познакомиться со сложной обстановкой классовой борьбы этого времени и отмести те выводы, которые делает автор. С внешней стороны книга поражает своей филигранной отделкой.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАТОНОВ-С-Ф-ОЧЕРКИ-ПО-ИСТОРИИ-СМУТЫ-В-МОСКОВСКОМ-ГОСУДАРСТВЕ-XVI-XVII-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. ИВАНОВ, ПЛАТОНОВ, С. Ф. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVII ВЕКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЛАТОНОВ-С-Ф-ОЧЕРКИ-ПО-ИСТОРИИ-СМУТЫ-В-МОСКОВСКОМ-ГОСУДАРСТВЕ-XVI-XVII-ВЕКОВ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. ИВАНОВ:

Л. ИВАНОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
5261 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЛАТОНОВ, С. Ф. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI-XVII ВЕКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android