В N 1 журнала "Вопросы истории" за 1990 г. опубликована рецензия С. А. Мезина на мою книгу "Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства" (М. Высшая школа. 1988. 416 с). Свою работу я рассматривал, как комплексное исследование процесса введения христианской религии в Киевском государстве, уделив главное внимание вопросу о том, как, почему и когда насаждалась новая религия в различных регионах Руси в течение IX - первой трети XII века. К сожалению, рецензент только слегка коснулся этой основной проблемы и предпочел остановиться на отдельных аспектах, которые его не удовлетворили.
Касаясь причины принятия Русью христианства, С. А. Мезин утверждает, что в книге недооцениваются внешние факторы. На самом же деле в монографии на с. 58 говорится о том, что языческое мировоззрение пагубно сказывалось на связях Руси с другими государствами, поскольку мешало заключению родственных союзов.
стр. 189
"А ведь с помощью династических браков в средние века и утверждались близкие отношения между отдельными странами. Эти браки способствовали заключению мирных договоров и военных союзов, развитию торговых и культурных Связей". В книге говорится и о том, как конкретно языческая религия задерживала развитие торговых связей, привлечение на Русь иностранных специалистов.
Рецензент уверяет читателя: "По мнению Рапова, христианство начинает широко распространяться на Руси уже в первой половине IX в." (с. 166). Однако в моей книге говорится о том, что в это время возникают первые очаги христианства на Руси, появляется немногочисленная группа русов, исповедующих христианскую религию, а отнюдь не о широком распространении новой религии среди населения (с. 73 - 76 и 392).
С. А. Мезин возражает против моего утверждения, что в 866 и между 874 и 877 годами имели место два массовых крещения русов. Он считает, что данные источников могут иметь другую интерпретацию, то есть, что речь идет лишь "об отдельных случаях крещения славян, главным образом дружинников и купцов" (с. 166). Мне не известны источники, свидетельствующие об обращении в христианство в указанные годы именно русов-купцов и дружинников, а вот в "Окружном послании" константинопольского патриарха Фотия, в хронике Георгия Кедрина, у Продолжателя Феофана прямо говорится о крещении в 60 - 70-е годы IX в. "народа россов". Эти данные упомянутых авторов и приведены в моей книге (с 78, 87, 91).
Рецензент ошибается, утверждая, что "об обязательности сожжения жены (после смерти мужа. - О. Р.) не говорит ни один известный историкам источник" (с. 166). Вот что, например, писал выдающийся арабский географ X в. ал-Масуди: "Славяне и русы... сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою... Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ними (мужьями) в рай"1 . Можно привести и другие Примеры.
С. А. Мезин заявляет, что я "всю политическую историю Руси второй половины X в. (до 980-х годов)" изображаю "как историю борьбы язычества и христианства" (с. 166). Однако в своей книге я касаюсь только сюжетов, относящихся к взаимоотношениям язычников и христиан в Киевском государстве.
Рецензент ставит под сомнение выявленную мною дату крещения киевлян, но никаких аргументов, отвергающих эту датировку, не приводит. С. А. Мезину представляются "фантастическими" подробности крещения новгородцев, содержащиеся в Иоакимовской летописи, однако эту свою оценку он не подкрепляет соответствующими соображениями.
Я вовсе не утверждаю, что в правление Владимира завершился процесс христианизации Руси. На с. 402 моей монографии говорится: "Итак, можно констатировать факт, что в правление князя Владимира огромное большинство населения Руси подверглось христианизации. Тем не менее, осталось немало и язычников. Одни из них бежали из городов в глухие места, другие (например, ростовцы или муромцы) продолжали исповедовать язычество даже в областных центрах, оказывая серьезное сопротивление церкви и христианизации". А на с. 404 я говорю о том, что христианство на Руси впоследствии фактически слилось с язычеством, возникло двоеверие, которое было характерным даже для XIX столетия.
1 Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Я. Гаркави. СПб. 1870, с. 129.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |