Libmonster ID: RU-8467
Автор(ы) публикации: А.А. БЕНДИЦКИЙ

В современной психологии к подсознательным процессам относят все то, что было осознаваемым или могло им стать в определенных условиях. В эту группу входят хорошо автоматизированные навыки, а так же те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, предполагая лишь использование ранее накопленного опыта(1). Мы попытаемся на простых и очевидных примерах показать, что некоторые физические теории родились в том числе и на основе знаний, находящихся на уровне подсознания.

При этом мы совершенно не будем касаться собственно научной интуиции, которая относится к процессам, порождающим новую информацию, к сверхсознанию. Эти вопросы подробно исследованы многими авторами (см. например, работы Симонова П.В(2,3) и Фейнберга Е.Л.(4)).

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА.

Для успешной жизнедеятельности человек должен совершать достаточно сложные перемещения в пространстве самого себя и различных предметов. Соответствующие действия либо являются врожденными, либо рано приобретенными, автоматическими (схватывание предметов, мигание, ходьба и т.п.). Обучение обычно происходит методом проб и ошибок: для осуществления точных


1 Гиперрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.

2 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. М., 1975.

3 Симонов П.В. Изучение процесса творчества и "психический мутагенез" // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С. 277.

4 Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М., 1961.

стр. 201


движений включается обратная связь (преднастройка движений). Но встречаются случаи, когда обратная связь может не сработать, а обучение не позволяет воспроизвести заранее всю совокупность возможных условий движения, например бросания камня. Вес камня и значения требуемой дальности броска принимают непрерывный ряд значений (в достаточно широких пределах). Поэтому с помощью тренировки можно лишь определить зависимость дальности от силы и направления броска. Но такая зависимость есть не что иное, как закон движения, который в процессе обучения организм узнал.

Другой пример - процедура определения веса объектов. Предмету (если он не слишком тяжелый) всегда придается ускорение (обычно направленное вверх), когда он подбрасывается. Простой анализ показывает, что здесь для определения массы тела используется второй закон Ньютона, информация о котором находится в подсознании.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА.

Впервые идею квантово-психической аналогии высказал Н. Бор. Он обратил внимание на то, что некоторые аспекты работы мозга схожи с основными принципами квантовой механики. Суть дела заключается в том, что и в психике и в квантовой теории есть неустранимая непредсказуемость результатов эксперимента. В качестве примера приводится аналогия между процессом контроля человеком за своим собственным мышлением (чем жестче контроль, тем более искажается основная мысль) и принципом неопределенности (чем более точно определяется координата частицы, тем больше увеличивается неопределенность в значении импульса)(5).

Можно привести и другие примеры. Так, известная в квантовой механике задача о прохождении частицей потенциального барьера очень напоминает ситуацию, когда человек успешно решает математическую задачу, не имея для этого достаточного объема знаний.


5 Бом Д. Квантовая теория. М? 1961.

стр. 202


Идеи Н. Бора были развиты современными авторами(6). В настоящее время вероятностный подход к психической деятельности стал общепринятым(7). Является ли эта вероятность квантового типа, т.е. принципиальной или статистической, неясно. Здесь хотелось заметить, что, по нашему мнению, принципиально непредсказуемое поведение человека и животного обеспечивает большую выживаемость как одного члена общества, так и сообщества в целом. Действительно, в ситуациях типа "хищник -жертва" спонтанное поведение последней дает ей шанс уйти от более сильного преследователя. Так же и при неожиданных природных катастрофах (взрывах вулканов, землетрясениях и т.п.) жестко детерминированное поведение всех членов общества снижает вероятность остаться в живых хотя бы одному индивиду.

На определенную преемственность квантовой механики по отношению к психологии указывает следующее сопоставление. В психологии второй половины XIX в. господствовал метод интроспекции, который состоит в том, что основные результаты исследования получались с помощью наблюдения за деятельностью своего ума. В начале XX в. этот метод был подвергнут жесткой и справедливой критике за то, что в ходе таких исследований происходит грубое вторжение в психическую деятельность. И тогда же зарождается квантовая теория, где вопрос о взаимодействии измерительного прибора и объекта измерения становится центральным.

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

В теории относительности показано, что интервалы времени между какими-то событиями и значение длин не есть величины постоянные, а зависят от системы отсчета, в которой находится наблюдатель (движущийся или неподвижный, находящийся, в гравитационном поле или вне его). По-видимому, одним из первых, кто связал эти положения теорий А. Эйнштейна с психологией восприятия был П. Флоренский. В своей работе(8) он показывает


6 Чавчаиидзе В.В. Проблемы управления. Тбилиси, 1974.

7 Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1988.

8 Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М.

стр. 203


на конкретных примерах результатов психологаческих исследований, что интервалы реального физического времени могут быть намного меньше, чем соответствующий сюжет, увиденный во сне. Специальные эксперименты, проведенные в наши дни? показали, например, что десятисекунцный интервал времени может преобразовываться в сновидение, события в котором развиваются в течение двух суток(9). В этой же работе Флоренский обращает внимание на искажение законов перспективы (соотношение длин на древнерусских иконах). Хотя прямой ссылки на А. Эйнштейна у П. Флоренского нет, весь стиль изложения и терминология не вызывает сомнений в знакомстве автора с теорией относительности. В любом случае можно утверждать, что мыслительный процесс предполагает перемещение по психологической оси времени, искажение физических интервалов времени. Это относится и к работе памяти, и к планированию, и к обучению. Данный тезис достаточно тривиален по отношению к психологии. Однако в применении к физическим явлениям потребовалось создание теории относительности для того, чтобы понять, что не существует абсолютного пространства и времени.

По поводу связи гравитации с подсознанием можно предположить следующее. Гравитационное взаимодействие, как причина периодического движения небесных тел, на начальном этапе развития психики сыграло значительную роль в осознании человеком понятия времени. Отсутствие регулярных перемещений осложнило бы развитие цивилизации, так как для понимания некоторой закономерности нужна повторяемость, которую гравитация и обеспечивает. Само функционирование живых организмов подчиняется биоритмам, напрямую связанным с гравитационным взаимодействием. Гравитация играла и играет огромную роль в человеческой психике. Именно гравитация обеспечивает предсказуемость, ориентацию в пространстве. Она играет роль даже в плане эмоциональной оценки человеком событий - путь наверх (хорошо), падение (плохо).


9 Уолтер Дж. Живой мозг. М., 1966.

стр. 204


Заметим еще, что в уравнениях движения, которым подчиняется человек и которые, по- видимому, неосознанно решает, учитывается равенство тяжелой и инертной масс, что, как известно, явилось для А. Эйнштейна важнейшим экспериментальным результатом, который привел его к созданию общей теории относительности.

Таким образом, нервно-психическая деятельность человека несет в себе черты, которые можно рассматривать как неосознаваемые фрагменты информации о некоторых фундаментальных законах природы.

Вопросы, рассмотренные в этой статье, близки к теме исследований Н.Н. Поддъякова, который вводит понятие "неясные знания". В качестве доказательства существования таких знаний приводятся результаты экспериментов, из которых следует, что дети в возрасте 4-5 лет могут успешно решать задачи по физике, предлагаемые в 3-4 классах(10). Работы Поддъякова направлены на развитие творческих способностей у детей. Не вызывает сомнения, что содержание неясных знаний взрослого человека представляет значительный интерес для научных исследований не только в области психологии.

В связи с этим естественно поставить следующий вопрос. Поскольку в подсознании находится информация, которая может оказаться полезной для познавательной деятельности, нет ли возможности извлечения этой информации, этих неясных знаний. Фактически речь идет о том, что в дополнение к традиционным методам исследований предлагается несколько иной путь. Путь от психики к физике. Обычно двигаются в обратном направлении,


10 Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ-ПСИХИЧЕСКИЕ-ПРОЦЕССЫ-КАК-ЭТАП-ВОЗНИКНОВЕНИЯ-НАУЧНЫХ-ЗНАНИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А.А. БЕНДИЦКИЙ, ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ-ПСИХИЧЕСКИЕ-ПРОЦЕССЫ-КАК-ЭТАП-ВОЗНИКНОВЕНИЯ-НАУЧНЫХ-ЗНАНИЙ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А.А. БЕНДИЦКИЙ:

А.А. БЕНДИЦКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
993 просмотров рейтинг
08.09.2015 (3125 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ КАК ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android