Libmonster ID: RU-14651
Автор(ы) публикации: В. А. Хрулева

Оккупация Израилем арабских территорий является ключевой проблемой ближневосточного конфликта. Неразрешенность ее мешает ближневосточному урегулированию. "Мы, - говорил на XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев, - по-прежнему убеждены: для подлинного мира на Ближнем Востоке должна быть прекращена израильская оккупация всех захваченных в 1967 году арабских территорий. Должны быть реализованы неотъемлемые права арабского народа Палестины, вплоть до создания собственного государства" 1 . Без рассмотрения политики Израиля на захваченных им в 1967 г. арабских территориях, проводимой оккупантами с целью закрепиться на них и присоединить их к Израилю, трудно понять глубину данного конфликта.

Все, связанное с оккупированными территориями, тщательно скрывается израильскими правящими кругами. В израильской печати публикуются в основном пропагандистские материалы, носящие тенденциозный характер. Однако некоторые сведения, касающиеся планов Израиля и его политики на оккупированных территориях, все же просачиваются в израильскую и западную прессу. Значительно больше информации содержат арабские источники, прежде всего журнал "Шуун Филастинийа", издаваемый Центром палестинских исследований в Бейруте и печатающий серьезные, насыщенные фактами статьи, разоблачающие захватнические устремления Израиля.

В результате июньской войны 1967 г. Израилем были захвачены Голанские высоты (принадлежащие Сирии), Западный берег р. Иордан и Восточный Иерусалим (принадлежащие Иордании), сектор Газа и большая часть Синая (принадлежащие Египту). Общая площадь захваченных арабских земель (с населением около 1 млн. человек) составила более 88 тыс. кв. км, т. е. в четыре раза превысила размеры самого Израиля. Политика Израиля по отношению к захваченным территориям была направлена на организацию здесь системы специального управления, их колонизацию и создание на них еврейских поселений, принятие мер по их включению в экономику Израиля и т. д.

Деятельность израильских властей на оккупированных арабских территориях в течение 12 лет сводится к реализации главной цели - как можно прочнее обосноваться на них и в будущем присоединить их к Израилю. Министр обороны Израиля М. Даян еще в 1967 г. так определил задачу своего правительства: "Мы должны рассматривать себя как постоянное правительство оккупированных территорий... В нашем распоряжении теперь время, территории и власть. Мы должны использовать все эти три фактора" 2 . Внутри Партии труда (находившейся у власти до июня 1977 г. и входившей с 1968 г. в блок нескольких иоли-


1 Материалы XXVI съезда КПСС. М. 1981, с. 15.

2 Шуун Филастинийа, 1972, N 8/с. 12; N 10, с. 141.

стр. 54


тических партий Маарах) наиболее экстремистская группировка, получившая название "ястребов" и представленная М. Даяном, И. Аллоном и др., высказывалась за полную аннексию большей части оккупированных Израилем территорий. Так, Даян требовал сохранения за Израилем района Шарм аш-Шейха (на Синае), в отношении которого он заявил: "Лучше Шарм аш-Шейх без мира, чем мир без Шарм аш-Шейха". В отношении Западного берега Даян настаивал на том, чтобы "впредь' граждане Израиля могли с полным правом (а не из милости) посещать этот район, селиться в нем и колонизировать его; чтобы Израиль мог создать здесь свои военные базы для использования их как в малой войне - против партизан, так и в случае большой войны, и воспрепятствовать вводу на территорию Западного берега войск любой арабской страны" 3 . Что касается второй группировки, получившей название "голубей", то она выступала за частичную аннексию оккупированных арабских земель. Ее члены высказались за готовность возвратить часть Западного берега, но настаивали на том, чтобы "даже в случае подписания мира с Иорданией... обеспечить права Израиля на создание еврейских поселений на Западном берегу" 4 . Сектор Газа, по их мнению, должен был навсегда остаться частью Израиля, а по поводу Голанских высот выражалась готовность вести переговоры с Сирией. Среди всех выдвинутых в тот период планов и проектов обращают на себя внимание документ Галили 5 , опубликованный Партией труда в августе 1973 г. в связи с предстоявшими выборами в кнессет, и соглашение Сапира - Даяна, достигнутое в результате переговоров между министрами - членами партий, входившими в правящую коалицию 6 . Оба эти документа являлись своего рода частью предвыборной платформы блока Маарах и определяли политику Израиля в отношении "управляемых Израилем арабских территорий" на последующие четыре года. Основные положения этих документов сводились к следующему:

1) ускорение темпов и расширение масштабов колонизации оккупированных территорий; создание новых еврейских поселений на Голанских высотах и в долине Иордана; проведение дальнейшей колонизации Иерусалима и его окрестностей; поощрение приобретения Земельным департаментом Израиля, израильскими компаниями и частными лицами земель на Западном берегу и в секторе Газа для их колонизации;

2) выработка и реализация экономических планов в оккупированных районах с целью привязать их к экономике Израиля; предоставление льгот израильскому капиталу при создании новых предприятий на захваченных землях.

Арабо-израильский вооруженный конфликт в октябре 1973 г. заставил правящую партию несколько изменить тон. В конце ноября 1973 г. в связи с предстоявшими выборами в кнессет Партия труда провозгласила "новые принципы политики" в отношении оккупированных арабских территорий (они вошли в ее предвыборную программу, названную политикой 14 принципов) 7 . Основу этой политики составили положения, изложенные в упомянутых выше документах. Новым является то, что если в период, предшествовавший войне 1973 г., представители израильских правящих кругов исключали необходимость решения будущего статуса оккупированных районов, поскольку считали эти районы собственностыо Израиля, то в предвыборном документе блока Маарах 1973 г. впервые официально был поставлен вопрос о необходимости решения палестинской проблемы и выдвинута идея создания иордано- израильского палестинского государства из части Западного берега и сек-


3 Jerusalem Post, 27.X.1969.

4 Шуун Филастшшйа, 1972, N 10, с. 145.

5 New Outlook, Tel-Aviv, 1973, vol. 16, N 7, pp. 55 - 57.

6 Шуун Филастпнпна, 1974, N 29, с. 71 - 72.

7 Там же, 1975, N 48, с. 14.

стр. 55


тора Газа. В этой программе подчеркивалось, что Израиль по-прежнему требует присоединения Голанских высот, района Шарм аш-Шейха и полосы между ним и Эйлатом и, исходя из того, как будут восприняты эти требования, будет строить свою дальнейшую политику.

Особую остроту вопрос о будущем оккупированных территорий приобрел после прихода к власти в Израиле в 1977 г. правого блока Ликуд, сформировавшего новое правительство во главе с М. Бегином. Принципиально курс Ликуда в отношении оккупированных территорий не отличается от политики блока Маарах. Цель осталась прежней - удержать арабские земли и. не допустить создания палестинского государства. Разница заключается в том, что теперь Западный берег и сектор Газа стали рассматриваться не как "управляемая Израилем территория", а как "освобожденная еврейская земля, юридически и исторически являющаяся неотъемлемой частью Израиля" 8 . И если многие представители блока Маарах в последние годы пребывания у власти склонялись к тому, чтобы отказаться от части Иудеи и Самарии (т. е. Западного берега), то Ликуд подчеркивает, что он "не отдаст ни пяди территории Иудеи и Самарии" не только потому, что они являются, по его убеждению, законной территорией Израиля, но и потому, что их потеря якобы поставит под угрозу его безопасность 9 . Лидеры Ликуда считают, что не может быть и речи о территориальном компромиссе, а политическая программа этого блока гласит, что "между Средиземным морем и р. Иордан может быть только израильский суверенитет" 10 .

Синай и Голанские высоты Ликуд вначале рассматривал как земли, "удерживаемые Израилем, значительная часть которых может быть возвращена Сирии и Египту в случае достижения мирного урегулирования с ними" 11 , и допускал, что в отношении этих территорий можно найти "определенную линию в контексте мирного договора с арабами" 12 . В данном случае легко усмотреть стремление блока Ликуд отделить вопрос о будущем палестинских земель (Западного берега и сектора Газа) от вопроса о будущем сирийских и египетских территорий (Голанские высоты и Синай). Это .стремление оказало влияние на характер "мирного" плана Бегина (декабрь 1977 г.), который предусматривает предоставление автономии Западному берегу и сектору Газа.

Основные положения этого плана, состоявшего вначале из 26 пунктов, сводились к следующему 13 : 1. Администрация военного управления в Иудее и Самарии (т. е. в Палестине) и в секторе Газа ликвидируется; население данных районов избирает Административный совет в составе 11 членов сроком на 4 года со дня избрания. 2. Административный совет будет ведать вопросами: образования, религии, финансов, коммуникаций, коммунального и жилищного строительства, промышленности, беженцев, судопроизводства; на него возлагается руководство местной полицией. Вопросы безопасности и общественного порядка в Иудее и Самарии и в секторе Газа входят в компетенцию только израильских властей. 3. Жителям Иудеи и Самарии и сектора Газа предоставляется возможность свободного выбора в получении израильского или иорданского гражданства. Жители Израиля получают право покупать земли и селиться на территории Иудеи и Самарии и в секторе Газа. Арабы, живущие в Иудее и Самарии и в секторе Газа и выбравшие израильское гражданство, получают право покупать земли, и селиться


8 Там же, 1977, N 70, с. 215.

9 The Times, 30.V.1977.

10 Предвыборная программа блока Ликуд. Тель-Авив. 1977 (на иврите).

11 Шуун Филастинийа, 1977, N 70, с. 215.

12 The Times, 30.V.1977.

13 Шуун Филастинийа, 1978, N 76, с. 182 - 183.

стр. 56


на территории самого Израиля 14 . 4. Израиль настаивает на своем праве на суверенитет над Иудеей, Самарией и сектором Газа, но во имя достижения соглашения о мире с арабами оставляет вопрос о суверенитете над этими областями открытым. Израиль оставляет за собой также право сохранить на этих землях войска, считая, что это необходимо для того, чтобы "евреи могли жить в данных районах" 15 .

Анализ данного документа показывает, что блок Ликуд полностью отвергает достижение соглашения о мире посредством территориального компромисса и считает, что в районе Иудеи и Самарии, а также в секторе Газа "следует создать форму совместного существования без применения, с одной стороны, израильского господства, а с другой - без присоединения какой- либо части Западного берега или сектора Газа к Иордании или любому другому арабскому государству" 16. Иными словами, речь шла о принципе "неделимости Палестины". Кроме того, формулировка "самоуправление для местного населения" оставалась лишь фразой, не имеющей практической основы, поскольку Бегин в принципе отверг идею наделения Административного совета серьезными функциями, а отмена военного управления теряла свой смысл, т. к. эвакуация израильских войск из этих районов не предполагалась. Тот факт, что вопрос о будущем статусе Западного берега и сектора Газа был оставлен открытым, свидетельствует о намерении Израиля сохранить за собой право на дальнейшую колонизацию оккупированных территорий. Подтверждением этого явились последующие события.

Сама по себе идея создания гражданского управления на оккупированных территориях не нова. Еще до октябрьской войны 1973 г. Даян предложил план "функционального компромисса", предполагавший предоставление местному населению Западного берега большей самостоятельности в решении внутренних вопросов при сохранении израильского военного оккупационного режима. Кроме этого, И. Галили предложил свой план, который признавал относительную самостоятельность арабского населения Западного берега и сектора Газа в области образования, религии и социального обслуживания и допускал возможность назначения арабов на высшие гражданские посты в аппарате военного управления на этих территориях. Однако тогда эти идеи не получили своего развития. Лишь после арабского совещания в верхах в Рабате (1974 г.), признавшего Организацию освобождения Палестины (ООП) в качестве единственного законного представителя палестинского народа, израильские правящие круги заговорили о "заполнении вакуума" и выдвинули план создания гражданского управления. В одном из выступлений тогдашнего министра обороны Израиля Ш. Переса это обосновывалось тем, что "созрели условия для предоставления жителям Западного берега самоуправления... Вакуум, возникший после совещания в Рабате,., должен быть заполнен самоуправлением" 17 .

Инициаторами возрождения проекта создания гражданского управления на Западном берегу и в секторе Газа (т. е. районов возможного, по мнению блока Маарах, "территориального компромисса" между Израилем и арабами) выступили в 1975 г. И. Аллон и Ш. Перес 18 . При всех существующих между ними разногласиях по данному вопросу оба они солидаризировались в категорическом непризнании ООП и неже-


14 Руководство Израиля считало, что предоставление жителям этих районов израильского или иорданского гражданства помешает им в будущем бороться за свое независимое государство. Предоставление жителям Иудеи, Самарии и сектора Газа права приобретать земли в Израиле, по существу, являлось чистой демагогией, поскольку более 90% земель в Израиле - это государственные земли, а остальные, частные, - практически полностью заселены.

15 Шуун Филастинийа, 1978, N 76, с. 175.

16 Ал Хамишмар, Тель-Авив, 25.VI. 1977.

17 Шуун Филастинийа, 1976, N 55, с. 55.

18 Гаарец, Тель-Авив, 21.Х.1975.

стр. 57


лании пойти на создание третьего государства между Израилем и Иорданией. После длительных дискуссий в 1975 г. был принят план Переса, касающийся будущего статуса оккупированных арабских территорий. Он предусматривал выборы в местные органы власти (муниципалитеты), расширение их полномочий, передачу им прерогатив израильской военной администрации и по возможности наименьшее вмешательство военных властей в работу гражданской администрации. В дальнейшем предполагалось создание организации местного управления из числа членов избранных муниципалитетов с тем, чтобы этот орган формально можно было признать представляющим палестинский народ на оккупированных территориях 19 . Истинные намерения израильского правительства заключались в том, чтобы создать на оккупированных территориях произраильскую группировку во главе с руководством, способным заниматься административными и гражданскими вопросами и добиться "взаимопонимания" с оккупационными властями, а в дальнейшем представлять (вместо ООП) интересы палестинского народа.

Однако результаты проведенных в 1976 г. на основе плана Переса выборов в муниципалитеты на Западном берегу не оправдали надежд израильских властей: 80% избранных были сочувствующие ООП, члены Палестинского национального фронта и сторонники сирийской партии Баас 20 . Во избежание превращения избранных муниципалитетов в политическую силу, влияющую на события в этом районе, израильские власти постарались превратить их в придаток оккупационного режима.

С первых дней оккупации израильские правящие круги уделяли большое внимание созданию своего административного аппарата на оккупированных территориях. Начатое правительством Л. Эшкола (1967 - 1968гг.), оно было оформлено правительством Г. Меир (1968- 1973гг.). В целом администрация представляет собой военный аппарат, созданный по принципу "косвенного управления", по определению тогдашнего министра обороны Израиля Даяна, - "управление без администрирования". В соответствии с этим принципом прежним административным органам оккупированных территорий формально были переданы вопросы образования, здравоохранения, социального обслуживания, водных ресурсов и др. Администрация обязана была строго следовать политической линии Израиля.

Оккупированные арабские территории были разделены на следующие административные единицы 21 : область Голанских высот, Западный берег Иордана; сектор Газа и Северный Синай; "Соломонова" территория и область Шарм аш-Шейха в южной части Синайского полуострова. Область Голанских высот, возглавляемая израильским военным губернатором, с первых дней оккупации была неофициально включена в территорию Израиля; действующие здесь сирийские законы были отменены, а денежные знаки заменены израильскими. 14 декабря 1981 г. кнессет принял закон о распространении израильской юрисдикции на территории Голанских высот, что означает официальную аннексию их Израилем. Область Шарм аш-Шейха с момента ее оккупации израильское правительство рассматривает как часть Израиля; управляет ею израильский военный губернатор. Восточный Иерусалим сразу же по окончании войны 1967 г. был присоединен к западной части города. 29 июня 1967 г. кнессет принял закон об объединении обеих частей Иерусалима с распространением на восточную его часть юрисдикции Израиля и введением израильского денежного обращения.


19 Ад-Дустур, Аммдн, 20.Х. 1975.

20 Zarhi Sh. The Occupied Territories. -New Outlook, 1977, vol. 20, N 1.

21 Military Government in the Occupied Territories. - The Middle East Journal 1969 vol. 23, N 2, pp. 177 - 190.

стр. 58


Западный берег Иордана и сектор Газа (с Северным Синаем) - это территории, "находящиеся под израильской военной администрацией", объединившей гражданские и военные органы управления. Персонал израильской военной администрации на этих территориях состоял из военнослужащих израильской армии и резервистов, израильских чиновников и местных служащих. Западный берег был разделен на 6 округов: Вифлеем, Хеброн, Рамаллах, Наблус, Тулькарм и Дженин. Каждый из них возглавляет израильский военный губернатор, подчиненный командующему израильскими вооруженными силами на данной территории. Последний, в свою очередь, ответствен перед верховным командованием израильской армии. Военному губернатору переданы в подчинение все гражданские административные службы данных округов. Аппарат военного губернатора включает представителей местных гражданских властей и израильского военного командования, а также израильской гражданской администрации.

При командующем созданы отдел администрации и служб и отдел по экономическим вопросам. Командующий отвечает за работу чиновников, представляющих соответствующие израильские министерства на данной территории, и обеспечивает проведение в жизнь военного управления.

Управление сектором Газа и Северным Синаем возложено на командующего израильскими вооруженными силами, размещенными на данной территории. Он осуществляет руководство через военных губернаторов трех округов: Газа, Хан Юниса и аль-Ариша. Округ Газа по своей административной структуре отличается от двух других. Он разделен на два района ("представительства военного командования"): Дейр аль-Балаг и Бейт аль-Ханум. При военном губернаторе округа Газа создано Управление гражданской администрации, возглавляемое военным. Последний наделен всей полнотой власти в области гражданских дел, входящих в сферу деятельности управления (финансово-экономических вопросов, деятельности муниципальных служб, поддержания общественного порядка и пр.).

При Совете министров Израиля созданы специальные органы, занимающиеся выработкой и реализацией общей политики на оккупированных территориях: министерский комитет по безопасности (возглавляемый премьер-министром) и министерский комитет по экономическим вопросам. В свою очередь, этим комитетам подчинены два других - Комитет по координации общей политики и вопросам безопасности, Комитет генеральных директоров по экономическим вопросам, а также административные учреждения более низкого уровня. Руководство Комитетом по координации общей политики возложено на главу одного из управлений министерства обороны. Комитет своим составом обеспечивает деловую связь между министерством обороны, начальником штаба вооруженных сил и всеми теми организациями, которые непосредственно занимаются соответствующими вопросами. Работой Комитета генеральных директоров фактически руководит старший армейский офицер, представляющий министерство обороны, одновременно он является членом Комитета по координации общей политики. Таким образом, наиболее важным органом выработки и претворения в жизнь политики на оккупированных территориях является министерство обороны, т. к. почти каждый вопрос, касающийся этих районов, связывается Израилем с безопасностью, не говоря уже о том, что именно оно направляет деятельность не только военных, но и гражданских органов.

Анализ организации управления на оккупированных арабских территориях свидетельствует о намерении израильского правительства сосредоточить всю полноту власти там в своих руках, чтобы проводить политику, отвечающую интересам сионистских кругов. Однако местные специфические условия, сопротивление населения и другие факторы вы-

стр. 59


нудили оккупационные власти проводить более гибкую политику на этих территориях. Во главу угла оккупационные власти ставили задачу "умиротворения", т. е., говоря языком одной израильской газеты, "приведения побежденного народа от стадии активной вражды к пассивному послушанию" 22 . С помощью "умиротворения" они стремились добиться контроля над захваченными территориями, подавить очаги сопротивления, предотвратить саботаж и поставить местное население под контроль. Эти задачи осуществлялись как путем применения силы, так и более гибкими, замаскированными методами подавления.

Одним из методов достижения "умиротворения" явилось "неприсутствие" и "невмешательство" в деятельность местных гражданских органов, если она не направлена против оккупантов. Израильские власти понимают, что любое проявление прямого диктата может привести к обострению взаимоотношений с населением. Поэтому и было принято решение - "по возможности скрываться" 23 . Принцип "невмешательства", как выражение системы "косвенного управления", был сформулирован в общих чертах Г. Мекр: "Основная линия нашей политики должна сводиться к тому, чтобы жители новых управляемых территорий сами занимались своими гражданскими делами по возможности, без вмешательства военного правления" 24 . Формально "невмешательство" означало, что органы местной администрации опирались на законы, действовавшие здесь до войны 1967 г.: иорданские на Западном берегу; британские мандатные, модифицированные египтянами, -в секторе Газа; специальные египетские для Синая. Исключением являлись Голанские высоты, подчиненные израильским законам. Однако и оставленные в силе законы со временем в значительной степени были изменены теми указами и законодательными актами, которые издавались военной администрацией под предлогом "поддержания должного управления и безопасности, обеспечения необходимых служб и защиты прав местного населения" 25 .

"Невмешательство" подразумевало сохранение муниципалитетов и сельских советов, культурных, образовательных, медицинских и прочих учреждений и их персонала. Исходя из этого, израильская администрация старалась работать при очень ограниченном количестве собственных чиновников, максимально используя представителей местной администрации. Так, на март 1970 г. на Западном берегу из 8400 чиновников лишь около 400 были израильтянами; в секторе Газа и на Северном Синае работали 2097 местных служащих и 145 израильтян 26 . Однако "невмешательство" и "неприсутствие" осуществлялось ровно настолько, насколько действия органов местной администрации не затрагивали интересов израильских властей.

Израильские власти проводили на оккупированных арабских территориях (особенно в секторе Газа) политику террора и репрессий. Военные части были рассредоточены по всем городам, деревням и лагерям для беженцев. Проводились массовые обыски и аресты среди населения. По израильским (заниженным) данным, к концу октября 1971 г. в тюрьмах и концлагерях на оккупированных территориях находились 3687 человек, а к июню 1976 г. -3012 человек 27 . По сведениям арабской прессы, в тюрьмах и концлагерях на оккупированных территориях насчитывалось в то время (1977 г.) около 7 тыс. заключенных 28 .


22 Nahum i M. Israel as Occupyin Power. - New Outlook, 1972, vol. 15, N 5, p. 2G.

23 Шуун Филастинийа, 1972, N 8, с. 10.

24 Common Market in the Making? - New Middle East, Lnd., 1970, N 26, .p. 34.

25 Ibid., p. 35.

26 Ibid.

27 Zarhi Sh. Op. cit.

28 Ад-Дустур, 12.VI.1977.

стр. 60


"Умиротворение" арабского населения рассматривалось правящими верхами Израиля как важнейшее политическое условие всестороннего экономического "освоения" захваченных земель. В политике "освоения" и колонизации оккупированных территорий наиболее ярко проявились экспансионистские устремления Израиля. Эта политика сводилась к созданию на всех оккупированных арабских землях еврейских поселений. В 1967 - 1973 гг. министр обороны Даян считал, что Израиль должен направлять все усилия на создание стратегических военных поселений на оккупированных территориях и еврейских городов на Западном берегу. В ходе опроса общественного мнения, проведенного в Израиле в апреле 1973 г. Институтом общественного мнения, эта позиция получила поддержку 58% опрошенных 29 . Экстремистской точки зрения придерживался также другой израильский министр, И. Галили, который в свое время заявил: "Израиль не оставит никакого вакуума на этих землях. Нет территории, закрытой для еврейских поселений" 30 . Министр финансов П. Сапир возглавлял группировку, настаивавшую на том, чтобы Израиль не закреплялся на оккупированных территориях 31 , выступая за "чистоту" еврейского общества и высказываясь против включения в состав Израиля захваченных земель, населенных арабами. Третью группировку возглавлял заместитель премьер-министра И. Аллон, который еще в 1967 г. выработал известный план еврейской колонизации оккупированных территорий. Хотя официально этот план не был утвержден правительством, практически, по выражению самого Аллона, он "в своей оперативной части выполняется" 32 . Основа плана Аллона - "максимум безопасности и минимум прироста арабского населения в Израиле". К Израилю должна была отойти треть территории Западного берега. Планом предусматривалось создание т. -и. пояса безопасности вдоль всей долины Иордана (шириной от 14 до 24 км) с проходом вокруг Иерихона в качестве связующего звена арабской части Западного берега с Восточной Иорданией. Его создание предполагало строительство израильских оборонительных поселений.

Несмотря на различный подход к решению вопроса о колонизации оккупированных территорий, все правительства блока Маарах неизменно исходили из "нужд безопасности и требований развития", иначе говоря, стремились прочнее закрепиться на оккупированных территориях 33 . Платформа блока Ликуд в отношении колонизации оккупированных территорий, по существу, повторяет программу блока Маарах. В одной из первых деклараций правительства Бегина говорилось, что оно будет "планировать создание городских и сельских поселений на землях отчизны в соответствии с целями сионистского государства и требованиями его безопасности" 34 . Практически блок Ликуд полностью воспринял план Галили о "полувоенных и гражданских поселениях" (1973 г.), где говорилось: "Будут создаваться новые поселения и укрепляться сеть существующих. Правительство разработает бюджет для ассигнования средств, необходимых для новых поселений в соответствии с рекомендациями Управления колонизации" 35 . Министерский комитет по управляемым территориям, реорганизованный правительством Бегина и возглавленный представителем крайне экстремистских кругов А. Ша-роном, констатировал, что "правительство Ликуда готово целиком реализовать план колонизации, выработанный прежним Комитетом колони. зации" 36 .


29 Daily Star, Lnd., 2.VII.1973.

30 New York Times, 25.VII.1972.

31 Daily Star, 2.VII.1973.

32 Nahumi M. Op. cit., p. 26.

33 Ibid., p. 29.

34 Шуун Филастинина, 1977, N 71, с. 220.

35 Там же, с. 221.

36 Маарив, Тель-Авив, 29.VII.1977.

стр. 61


Правительство Бегина заметно активизировало мероприятия в этом направлении, о чем свидетельствует появление большого числа различных планов колонизации. Особое внимание при этом было уделено Иудее и Самарии, поскольку правительство намерено при всех обстоятельствах сохранить эти районы за Израилем. Шарон еще в июле 1977 г. заявил: "Мы призываем к началу широкой и быстрой колонизации в Самарии и Иудее с тем, чтобы здесь появились городские, промышленные и сельские поселения, и мы сможем превратить этот район в самый крупный по населенности район в Израиле. Если мы захотим, то мы добьемся успеха, и этот район навечно останется за Израилем" 37 . Конкретно вопросами колонизации оккупированных арабских территорий в Израиле занимаются такие организации., как министерский комитет по управляемым территориям, а также Управление колонизации при Еврейском агентстве. Управление - в основном оперативный орган и действует в соответствии с политическим курсом правительства, координируя свою деятельность с министерским комитетом по управляемым территориям. Однако и здесь главная роль отводится министерству обороны, без которого не решается ни один вопрос, касающийся данных районов (даже их обеспечение водой, электроэнергией, вопросы торговли и пр.).

Среди многих проектов колонизации захваченных земель отметим план Шарона, касающийся создания еврейских поселений "в Иудее и Самарии" 38 . Этот план был объявлен в августе 1977 г. и стал известен как карта Шарона. Он предусматривает строительство поселений тремя параллельными полосами: одна вдоль долины Иордана, две другие - по обе стороны горного хребта Шомрон. Предполагается также создание тесного кольца поселений вокруг Иерусалима. Характерен также "план городских и сельских поселений вне "зеленой линии" (линия перемирия 1948 г.), подготовленный группой членов Ликуд и ставший в свое время чем-то вроде предвыборной платформы этого блока 39 . Планом предусматривается строительство в течение четырех лет (1977 - 1981 гг.) 27 новых поселений на оккупированных землях, а также 6 городов и 6 поселений городского типа на Западном берегу. Только в городах предполагается расселить по 150 тыс. человек. Планом намечено строительство пяти скоростных магистралей, связывающих район Иудеи и Самарии с главными городами Израиля 40 . Этот план является частью 15-летней программы колонизации (1977 - 1992 гг.) 41 , разработанной министерским комитетом по управляемым территориям. В августе 1978 г., накануне совещания в Кэмп-Дэвиде, глава отдела колонизации при Еврейском агентстве Р. Вейц представил Бегину и Шарону еще один план колонизации оккупированных арабских районов на ближайший пятилетний срок (1979 - 1983 гг.) 42 . План предусматривал создание 17 поселений в долине Иордана, 14-в районе г. Ямит (на Синае), 16-вдоль "зеленой линии", 16-на Голанских высотах. Помимо этого, предполагалась дальнейшая иудеизация Иерусалима и его окрестностей. Именно этот план большей частью и осуществляется в настоящее время.

Итогом проводимой правительством Израиля колонизации и строительства еврейских поселений должна стать искусственно созданная обстановка "свершившихся фактов". С 1967 г. на оккупированных арабских землях создано более 180 еврейских поселений, в которых, по ут-


37 Шуун Филастнцпйа, 1977, N 70, с. 215.

38 Ад-Дустур, 5.III.1979.

39 Шуун Филастшпша, 1977, N 71, с. 224; N 72, с. 189 - 197.

40 Маарив, 3.VII.1977.

41 Шуун Филастинпйа, 1977, А" 72, с. 189 - 197.

42 Ад-Дустур, 8.IX.1978.

стр. 62


верждению Шарона, проживает более 27 тыс. еврейских поселенцев 43 . Не следует забывать, что каждое еврейское поселение - это база для развертывания войсковых частей. По сути дела, на Голанских высотах и на всем протяжении р. Иордан создана самая сильная линия укреплений 44 .

Голанские высоты занимали центральное место в политике колонизации блока Маарах, затратившего в течение 10 лет на их освоение около 2 млрд. изр. фунтов. К концу 1981 г. здесь создано 30 еврейских поселений (более 7 тыс. жителей), построены три водохранилища для орошения земель дождевой водой, животноводческие и птицеводческие фермы, создаются предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. За 10 лет построено более 360 км дорог, главным образом стратегического назначения 45 . Не менее важное значение в планах правящих кругов Израиля отводилось Западному берегу Иордана: к 1981 г. здесь создано более 125 еврейских поселений, в которых проживает около 18 тыс. человек. На Западном берегу создано три пояса поселений 46 . Первый, самый важный, охватывает долину Иордана в целом и создан по плану Аллона. Второй начинается от дороги Иерусалим - Иерихон и соединяется ("дорогой Аллона") с поселениями в долине Иордана. Оба пояса предназначены для того, чтобы создать кольцо вокруг районов с арабским населением. В настоящее время правительство Израиля ускоренными темпами насаждает третий пояс: цепь поселений на всем протяжении западных горных районов. Создание этого пояса, по мнению деятелей блока Ликуд, должно привести к изменению прежней линии перемирия, которая сейчас проходит внутри палестинских районов. В секторе Газа и на оккупированной части Синая с 1967 г. по 1978 г. создано 21 еврейское поселение 47 , из них 12-на Синае. Проводилась колонизация района Шарм аш-Шейха, где только в строительство нового еврейского квартала Офира было вложено до 1977 г. 220 млн. изр. фунтов. В районе высоты Рафах создан военно-промышленный центр Я миг (затраты составили 180 млн. изр. фунтов). Между портом Эйлат и Шарм аш-Шейхом вдоль побережья Акабского залива построена дорога стратегического значения (около 290 км) 48 .

Поселения на оккупированных арабских землях наиболее активно строились после прихода к власти блока Ликуд. Так, если с 1967 по 1975 г. было создано немногим более 60 поселений, а за три года правления И. Рабина (1975 - 1977 гг.)-33 поселения, то в течение первого года пребывания у власти блока Ликуд было создано 21 еврейское поселение, а за два года (1977 - 1979 гг.) только на Западном берегу - 30 новых поселений 49 .

Одновременно с колонизацией оккупированных арабских земель осуществлялось массовое выселение арабов, конфискация и незаконная скупка их земель. Грабеж арабских земель ведется с согласия и благословения израильских властей. Основная масса их земель покупается и конфискуется через посредство таких организаций, как Еврейский земельный фонд, Керен Каямит, Земельный департамент Израиля и др. По данным на декабрь 1978 г., на Западном берегу из общей площади 5,5 млн. донумов (1 донум - 1 га) израильские власти изъяли "в военных целях, в интересах безопасности и для реализации проектов коло-


43 Гаарец, 1.III. 1981; 4.IX. 1981.

44 Ад-Дустур, 11.VI. 1977.

45 Ад-Дустур, 12.XI.1977; 22.11.1978; Гаарец, 15.XII.1981.

46 Шуун Филастншша, 1981, N 114; Ад. -Дустур, 11.III.1979.

47 Middle East International, 1978, N 82, p. 11.

48 Шуун Филастпшша, 1978, N 84, с. 194; Давар, Тель-Авив, С.1.1978; Ат-Талиат, Каир, 1973, N 7, с. 52.

49 Ад-Дустур, 23. IX. 1978; 22.IX.1979.

стр. 63


низации" 1030 тыс. донумов государственных земель и более 450 тыс. донумов земель "отсутствующих владельцев" (27% всей территории). В секторе Газа из общей площади 350 тыс. донумов было изъято около 120 тыс. 51 .

Оккупированные территории, помимо того, что они превращены в военный плацдарм и стали сферой колониальной экспансии, служат целям эксплуатации местного арабского населения. Самым важным аспектом политики его экономического ограбления стали использование труда арабских рабочих с оккупированных территорий в Израиле и политика экономической "интеграции" этих земель с Израилем. Экономические мероприятия его властей на захваченных землях преследуют единственную цель - подчинение местной экономики интересам и нуждам Израиля. Следуя программе, выработанной в 1967 г. Комитетом по координации экономической деятельности на оккупированных территориях, израильские Власти провозгласили "политику открытых мостов", которая заключалась в расширении экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции из этих областей в Восточную Иорданию при значительном сокращении импорта продукции последней. В проведении этой политики оккупированным территориям (главным образом Западному берегу) отводилась роль "перевалочной базы", обеспечивающей транзит израильских товаров и сырья в Восточную Иорданию, и в меньшей степени - роль производителя продукции из израильского сырья. Целью "политики открытых мостов" в тактическом плане являлась "интеграция" экономики оккупированных территорий и экономики Израиля, а в стратегическом - захват прочных позиций на арабском рынке путем регулярных поставок через оккупированные районы израильской продукции. Не случайно бывший министр торговли Израиля X. Барлев в свое время откровенно заявил, что "оккупированные территории - это путь проникновения Израиля в арабские страны" 52 . В то же время, разрешив населению Западного берега продавать Восточной Иордании излишки сельскохозяйственной продукции, Израиль частично разрядил напряженность, возникшую в экономике оккупированных территорий после июньской войны 1967 года.

В сентябре 1968 г. Комитет генеральных директоров принял решение, позволившее израильским и иностранным инвеститорам вкладывать свои капиталы на оккупированных землях. В августе 1969 г. было принято решение предоставить здесь помощь иностранному и местному капиталу. Она выражалась в освобождении от налогов, предоставлении гарантии безопасности и поставках сырья по льготным ценам. В октябре 1972 г. закон о "поощрении капиталовложений" был расширен. Среди новых привилегий, полученных инвеститорами на оккупированных территориях, следует отметить получение каждым новым предприятием займа до 50% от вложенного капитала и освобождение от подоходного налога сроком на 5 лет 53 . Эти меры способствовали росту частных и государственных капиталовложений на оккупированных территориях. На Западном берегу в 1968 - 1975 гг. их объем возрос в 4,7 раза, а в секторе Газа - в 3,4 раза 54 . Увеличились капиталовложения в банки и размеры кредитов на развитие сельского хозяйства, промышленности и сферы обслуживания.

Израильские правящие круги, устанавливают свой контроль над экономикой оккупированных территорий. В Восточной части Иерусалима, на Синае и Голанских высотах в качестве единственной официальной валюты был введен израильский фунт, с августа 1967 г. он был пущен в обращение и на Западном берегу наряду с иорданским динаром.


51 Ар-Рай, Амман, 18.IV.1978; Шуун Филастинийа, 1974, N 37, с. 93 - 94.

52 Jerusalem Post, 29.VIII. 1973.

53 Шуун Филастннийа, 1974, N 41/42, с. 318.

54 Zаrhi Sh. Op cit., p. 38.

стр. 64


Английские и арабские банки на Западном берегу и в оккупированной части Иерусалима были закрыты, их место заняли отделения израильских банков. По данным на 1977 г., на оккупированных территориях функционировал 51 филиал израильских банков - Леуми, Хапоалим, Дискант и др. В конце 1978 г. в г. Газа было открыто первое отделение израильского банка Леуми 55 .

Израильскими властями в 1973 г. был разработан план экономического освоения оккупированных территорий, который предусматривал создание трех промышленных центров для еврейских поселенцев в Латруне, Дженине и Калькилийе. В ноябре 1978 г. началось строительство крупного торгового центра в поселении Карьят Арба близ Хеброна. В Ямите к 1978 г. было построено 28 промышленных предприятий; капиталовложения составили 50 млн. изр. ф. 56 . С 1971 г. строится торгово-промышленный центр в северной части сектора Газа. Владельцы всех строящихся предприятий - израильтяне, получившие от своего правительства займы в размере 40 - 50% от вложенного капитала. В секторе Газа сооружена электростанция, местная электросеть с конца 1969 г. подключена к единой энергетической системе Израиля 57 .

В первой половине 70-х годов израильские власти провели ряд экономических мероприятий на оккупированных территориях, стремясь теснее привязать их к Израилю. Ведущее место в их экономике занимает сельское хозяйство.

В 1968 - 1969 гг. израильские власти разработали программу его развития на оккупированных землях. Она отражала стремление приспособить сельскохозяйственное производство Западного берега к нуждам Израиля. Здесь стали внедрять культуры, способные обеспечить Израиль необходимым сырьем. Согласно данным министерства сельского хозяйства, только за первый год оккупации площадь земель, занятых под кунжутом и табаком на Западном берегу, возросла на 100%, в то время как площадь под традиционными бахчевыми культурами сократилась почти на 50%. Для поощрения хлопководства, выращивания сахарного тростника и других культур, в которых нуждается экономика Израиля, его власти даже предоставляли арабским крестьянам займы и ссуды 58 .

Правительство блока Ликуд, продолжая курс предыдущих правительств, разработало программу поощрения производителей товарных культур, экспорт которых может дать большие доходы. Плантации олив на Западном берегу заменяются цитрусовыми; в секторе Газа посевы жизненно важных для населения продовольственных культур вытесняются цветоводством. Проведенные израильскими властями меры увеличивали зависимость оккупированных территорий от израильских поставок: в земледелии - удобрений, семян, рассады и т. д.; в животноводстве - фуража, специальной техники и пр.

Промышленность на оккупированных территориях была развита слабо. В 1976 г. ее продукция составляла на Западном берегу лишь 7% национального дохода, а в секторе Газа - менее 3%. В основном местная промышленность была ориентирована на обработку сельскохозяйственной продукции. Преобладали мелкие и средние частные мастерские. На Западном берегу есть только два предприятия с числом занятых более 100 человек; в секторе Газа таких предприятий вообще нет. На оккупированных территориях производилась такая продукция, как оливковое масло, пищевые продукты, напитки, табачные изделия, текстиль, одежда, изделия из дерева, строительные материалы 59 . Оккупа-


55 Ад-Дустур, 19.IX.1977: 11.1.1979.

56 Шуу.ч Филастшшйа. 1978, N 83, с. 1G3; Ад. -Дустур, 23.XI.1978.

57 Шуун Филастинина, 1974, N 38, с. 148; Давар 19.1.1972.

58 Карманный статистический ежегодник. Израиль. 1970, с. 203 (на иврите); Аль-Иттихад, Хайфа, 31.111.1972; Statistical Abstract of Israel, 1975, Tel-Aviv. 1976 p 170

59 Шуун Филастинийа, 1980, N 100, с. 7 - 40.

стр. 65


ционные власти принимали меры по восстановлению и расширению тех предприятий, продукция которых прежде всего интересовала Израиль, - текстильных, обувных, ковровых, мебельных и пр. Все они являлись традиционными, и их расширение не требовало больших капиталовложений. Израильские предприниматели заключали контракты с местными арабскими предпринимателями (особенно в таких отраслях, как производство текстильных товаров, мебели, пластика, резиновых изделий). Делается это для того, чтобы меньше вкладывать и использовать дешевую арабскую рабочую силу. По сведениям газеты "Маарив", на оккупированных территориях, например, в 1970 г. 65 предприятий произвели для промышленности Израиля продукции на сумму 2,9 млн. изр. фунтов 60 .

Политика "открытых мостов" и внедрение Израиля в экономику оккупированных территорий привели к кардинальному изменению характера их экономических отношений с внешним миром. До 1967 г. они были ориентированы на соседние арабские страны и их экономических партнеров. На межарабской арене отношения с Израилем были полностью заморожены. Но уже с 1968 г. доля Израиля в торговле оккупированных территорий составила около 60%, а с 1970 г. импорт из Израиля составляет в среднем 85% всего их импорта. В свою очередь, оккупированные территории направляют в Израиль около 50% своего экспорта. Западный берег частично направляет свою промышленную продукцию и в другие страны (главным образом в Иорданию) и частично импортирует промышленную продукцию из Иордании и других арабских стран; сектор Газа экспортирует свою промышленную продукцию только в Израиль и импортирует оттуда 35% закупаемой за рубежом продукции. За 1972 - 1976 гг. импорт израильской промышленной продукции в сектор Газа и экспорт его промышленной продукции в Израиль возрос более чем вдвое. Несмотря на то, что экспорт в оккупированные районы составлял лишь 4 - 5% всего израильского экспорта, торговый обмен с ними приносит выгоду Израилю, который, помимо прочего, обогащается за счет соответствующих налогов и таможенных пошлин. Недаром только в торговле с оккупированными территориями Израиль имеет положительное сальдо.

Израиль широко использует в своих интересах транзит через "открытые мосты". Он снабжает Западный берег только израильским сырьем, ставшим основой местного производства; он вынуждает предпринимателей и производителей этого района использовать только израильские машины и оборудование, контролирует его снабжение химическими удобрениями, электроэнергией, водой, нефтью и пр. В результате такие предприятия, как кирпичные, обувные и фармацевтические фабрики в секторе Газа и на Западном берегу, предприятия по производству различного рода продукции из пластика в Бейт Сахоре и Иерусалиме, завод растительных масел в Наблусе, завод по производству спиртных напитков в Бейт Джала, кондитерская фабрика в Рамал-лахе 61 и другие, регулярно закупают у Израиля сырье и оборудование, снабжаются электроэнергией из Израиля и выплачивают его правительству соответствующие налоги. Свою продукцию они экспортируют в Восточную Иорданию и другие арабские страны. С 1968 по 1975 г. экспорт промышленной продукции Западного берега в Восточную Иорданию возрос более чем в три раза. Таким образом, установив контроль над экономикой оккупированных территорий и способствуя увеличению экспорта промышленной продукции из этих районов в арабские страны, Израиль смог проникнуть на рынки последних.


60 Шуун Филастинийа, 1975, N 41/42, с. 318; Маарив, 25.III.1971.

61 Шуун Филастинийа, 1972, N 15, с. 64.

стр. 66


Израиль широко использует труд арабских рабочих, проживающих на оккупированных территориях. В июне 1968 г. арабским рабочим Западного берега, а с апреля 1969 г. и сектора Газа было разрешено "работать на территории Израиля по мере необходимости" 62 . После принятия этого решения оккупационные власти через Гистадрут (Всеобщая федерация профсоюзов Израиля) открыли на Западном берегу и в секторе Газа биржи труда, которые вербовали арабских рабочих и выдавали им специальные разрешения и свидетельства на получение работы в Израиле. Постепенно эти биржи стали направлять в Израиль большую часть зарегистрированных рабочих в ущерб экономическим интересам оккупированных территорий, где стала ощущаться нехватка рабочих 63 . Наряду с организованным наймом через биржи труда существовали и неорганизованные формы найма арабов для работы в Израиле. Широко практиковалась вербовка рабочих через арабских подрядчиков; допускалось и индивидуальное трудоустройство без официального разрешения. Неорганизованные формы найма получают все более широкое распространение.

В 1972 г. в Израиле работало более 50 тыс. арабов (в основном из сектора Газа и Северного Синая), в 1977 г. -65 тыс. (из которых только 42 тыс. человек были наняты через биржи труда) 64 . В последующие годы число арабов, завербовавшихся для работы в Израиле, достигло примерно 65 - 70 тыс. человек. В строительстве из общего числа занятых 40% составляли арабы из сектора Газа. 57% - с Западного берега, в сельском хозяйстве (соответственно) -40% и 13%, в промышленности - 10% и 17%, в сфере обслуживания - 10% и 13% 65 . В целом в течение последних 12 лет около 10% всего дееспособного арабского населения Западного берега, сектора Газа и Северного Синая работало в Израиле. В то же время число рабочих, занятых на самих оккупированных территориях, неуклонно уменьшалось.

Арабские рабочие, занятые в Израиле, подвергаются усиленной эксплуатации. Им запрещают создавать свои организации или профсоюзы, которые защищали бы их интересы. Гистадрут отказывается принимать их в свои члены. Официально рабочий с оккупированных территорий получает зарплату по тарифам, установленным в Израиле. В действительности же зарплата его составляла в 1979 г. 40% средней зарплаты еврейского рабочего, занятого на той же работе66 . Хотя номинально зарплата рабочих на оккупированных территориях и арабских рабочих, занятых в Израиле, увеличивалась, рост цен сводит это увеличение на нет, и положение трудящихся, особенно на оккупированных территориях, ухудшается. По данным Управления по социальным делам оккупированных территорий, в среднем расходы семьи из пяти человек составляли здесь в 1975 г. 3800 изр. ф. в месяц, в то время как ее среднемесячный доход - лишь 1500 изр. фунтов 67 .

На рабочих с оккупированных территорий, даже нанятых через биржи труда, не распространяются такие положения израильского трудового законодательства, как право на медицинское обеспечение, оплаченный отпуск, льготы по социальному страхованию. Большинство арабов занято на самых тяжелых и трудоемких работах. Кроме того, рабочие с оккупированных территорий не обеспечиваются жильем. Правящие сионистские круги делают все для того, чтобы арабы но оседали в Израиле, поскольку считают их носителями "национальной и социаль-


62 Розал-Юсеф, Каир, 12.VI.1978.

63 Common Market in the Making?, p. 36. 04 Иом-Иом, Тель-Авив, 14.VII. 1977.

65 Statistical Abstract of Israel. 1975, p. 707; Шуун Филастиаийа, 1974, N 38, с. 143 - 144.

66 MERIP Reports, Lnd., 1979, N 74.

67 Аль-Иктисад, Багдад, 1975, N 54, с. 80.

стр. 67


ной опасности". Во имя сохранения "чистоты" еврейского общества введены правила, которые запрещали арабам оставаться на ночь в еврейских поселениях, где они работали в дневное время. В результате им приходится затрачивать значительную часть заработка на транспорт, что также пагубно сказывается на семейном бюджете. Экономическая политика правительства в этих районах отвечает интересам израильской буржуазии, которая получила широкие возможности для эксплуатации оккупированных территорий. В результате оккупированные территории превращены в придаток израильской экономики, а полная экономическая зависимость их от израильской экономики - это как бы залог сохранения их за Израилем.

Если правительства блока Маарах (1967 - 1977 гг.) "аргументировали" свои планы и проводимую ими политику прежде всего соображениями "безопасности" и выступали против создания еврейских поселений в густонаселенных арабских районах Западного берега и сектора Газа, то правительство блока Ликуд занимает по данным вопросам более экстремистскую позицию, которая свидетельствует о том, что оно не намерено вносить никаких, даже частичных, изменений в существующий на этих землях режим. Кабинет Бегина не скрывает своих намерений превратить оккупированные территории в неотъемлемую часть "Эрец Израэль" ("Земли Израилевой"). Доказательством этого служит пресловутый "план автономии" Бегина, основные положения которого носят ярко выраженную антипалестинскую направленность. Этот план лег в основу документа "Рамки мирных переговоров по Ближнему Востоку", принятого в сентябре 1978 г. участниками трехстороннего совещания в Кэмп-Дэвиде по ближневосточному урегулированию. Именно после Кэмп-Дэвида и особенно после заключения мирного договора с Египтом (март 1979 г.) Израиль занял крайне жесткую позицию по отношению к оккупированным территориям и по вопросу о строительстве там еврейских поселений. Уже в мае 1979 г. Бегин заявил, что по прошествии пятилетнего переходного периода (установленного соглашением) над Западным берегом и сектором Газа будет установлен израильский суверенитет 68 . 21 мая 1979 г. правительством Израиля была утверждена новая модификация "плана автономии". Согласно ему, "автономия" распространялась теперь не на территорию, а на жителей Западного берега и сектора Газа. Кроме того, подтверждается право Израиля создавать поселения на оккупированных территориях и официально утверждается, что "после завершения пятилетнего периода автономии Израиль потребует признания своего права на суверенитет над Западным берегом и сектором Газа" 69 . Только в 1979 - 1980 гг. на оккупированных территориях Израилем создано более 75 еврейских поселений, из них 60- на Западном берегу 70 .

Жесткая позиция блока Ликуд по вопросу колонизации оккупированных земель явилась одним из главных факторов его победы на выборах в кнессет в 1977 и в 1981 годах. Однако, учитывая недовольство и резкую критику в свой адрес, лидеры Ликуда последнее время пытаются несколько ослабить политику "железного кулака", проводимую на оккупированных территориях. План Шарона, предложенный летом 1981 г. и являющийся официальным документом второго правительства Бегина, предусматривает установление контактов с "умеренными" арабами, хотя основная причина такой политики кроется в попытках односторонне ввести "автономию" ля Западном берегу. Устанавливая контакты с отдельными арабскими деятелями на Западном берегу, прави-


68 Le Monde, 5. V. 1979.

69 Ар-Рай, 23.VI.1979.

70 Зо Гадерех, Тель-Авив, 4.IX.1981.

стр. 68


тельство Израиля по-прежнему запрещает какие бы то ни было публичные выступления в поддержку ООП и установление контактов с ней.

С 1 ноября 1981 г. Израиль в одностороннем порядке, не дожидаясь завершения зашедших в тупик переговоров по "палестинской автономии", начал готовиться к введению гражданской администрации на Западном берегу, которая официально начала функционировать с 1 декабря 1981 года. Это является еще одним проявлением политики "кнута и пряника", широко применяемой правящими кругами Израиля на оккупированных арабских территориях.

Новым грубым нарушением Устава ООН и международного права, в частности резолюций Совета Безопасности по вопросам ближневосточного урегулирования, явилось решение Израиля о распространении своей юрисдикции на принадлежащую Сирии территорию Голанских высот. Эта акция Израиля ведет к еще более опасному обострению обстановки на Ближнем Востоке. Как отмечается в Заявлении ТАСС от 19 декабря 1981 г., "новый агрессивный акт Израиля тесно связан с милитаристским курсом США, является прямым следствием антиарабского кэмп- дэвидского сговора и политики сепаратных сделок. Это - конкретное проявление американо- израильского "стратегического сотрудничества", результат срастания империалистических интересов США и экспансионистских амбиций Израиля" 71 .

Подведем итоги. На захваченных в 1967 г. арабских землях Израилем установлен режим военной оккупации. Созданная здесь система управления предоставила военным неограниченную власть во всех областях политической и экономической жизни. Вся деятельность оккупационных властей направлена на то, чтобы присоединить захваченные земли к Израилю. Изучение политики Израиля на оккупированных арабских территориях свидетельствует о его явном и упорном нежелании достичь урегулирования ближневосточного конфликта на основе справедливого решения палестинской проблемы.


71 Известия, 19.XII.1981.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ИЗРАИЛЯ-НА-ОККУПИРОВАННЫХ-АРАБСКИХ-ТЕРРИТОРИЯХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. А. Хрулева, ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ НА ОККУПИРОВАННЫХ АРАБСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.03.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИКА-ИЗРАИЛЯ-НА-ОККУПИРОВАННЫХ-АРАБСКИХ-ТЕРРИТОРИЯХ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. А. Хрулева:

В. А. Хрулева → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
816 просмотров рейтинг
14.03.2018 (2229 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ НА ОККУПИРОВАННЫХ АРАБСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android