Libmonster ID: RU-7848
Автор(ы) публикации: А. ФОХТ

1

Выступая на Первом всесоюзном совещании работников высшей школы 15 мая 1938 года, тов. В. М. Молотов в своей речи "О высшей школе" особенно выделил значение идейно-политического воспитания. "Мы, большевики, считаем, - говорил тов. Молотов, - что верным компасом в исторических событиях может служить ленинизм, раскрывающий их действительную сущность. Овладеть ленинизмом - в этом важнейшая задача работников высшей школы, в этом важнейшая задача советского студенчества". И далее: "Без усвоения такого учения, как марксизм-ленинизм, освещающего генеральный путь исторического развития, раскрывающего смысл современных событий, нельзя быть сознательным участником исторических событий нашего времени". (Разрядка моя - А. Ф. ).

Громадное значение преподавания гражданской истории в школах СССР как раз и заключается в том, что оно помогает раскрыть генеральный путь исторического развития и подготовляет учеников к сознательному усвоению ленинизма - великого учения Ленина - Сталина.

Мы живем в обстановке напряженной борьбы двух систем: системы социализма, господствующей в СССР, и системы капитализма, господствующей в остальных странах. Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала - стремится к войне против СССР. Товарищ Сталин в своем ответе тов. Иванову писал: "Нужно весь наш народ держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакая "случайность" и никакие фокусы наших внешних врагов не могли застигнуть нас врасплох".

Преподаватели гражданской истории должны использовать все средства для выполнения этой чрезвычайно важной и ответственной задачи. Для этого нужно, во-первых, всячески развивать горячее стремление нашей молодежи защищать свою прекрасную социалистическую родину. Нужно при изучении истории уделять большое внимание фактам героической борьбы народа за независимость своей страны и особенно изучению истории революций и гражданской войны в СССР.

Во-вторых, на уроках истории необходимо разоблачать обман и предательство со стороны господствующих классов, ту маскировку и те приемы, к которым они прибегают для того, чтобы скрыть от трудящихся свое истинное разбойничье лицо, свои захватнические планы.

Наконец, в-третьих, для этой цели необходимо на уроках истории показать героическую вооруженную борьбу трудящихся против своих эксплоататоров в революциях и гражданских войнах прошлого.

Часто можно встретить указание, что политическое воспитание будто бы возможно только на материале истории нового времени, с того момента, как началась классовая борьба индустриального пролетариата. Это глубоко неверно, как показывает опыт.

Возьмем историю древней Греции. Излагая историю греко-персидских войн, учитель должен прежде всего указать, что они были попыткой отсталой страны (Персии) подчинять себе самый передовой и культурный народ того времени (греков). Несмотря на господствовавшее в Греции рабовладение борьба греков за свою независимость носила прогрессивный характер. Афинская демократия привела к расцвету (в V - IV веках до нашей эры) культуры древней Греции, ставшей на долгие, столетия образцом для всех стран и народов. По нужно при этом подчеркнуть классовый рабовладельческий характер тогдашней греческой культуры, чтобы учащиеся не идеализировали древнюю Грецию. Рабовладельческий характер греческой демократии можно вскрыть, указав, что в демократических Афинах среди свободных граждан, господствовало отношение к труду как к делу, недостойному свободного человека. При подлинной же социалистической демократии

стр. 91

в СССР, труд есть дело чести, доблести, славы и геройства, труд, есть обязанность всех граждан СССР. Пренебрежительный взгляд на труд - это взгляд рабовладельцев.

Для того чтобы показать ограниченность даже передовой афинской культуры, можно остановиться на том, что и в Афинах всячески преследовалось безбожие. Следует привести пример процесса Сократа, который был присужден к казни, в частности за свое отрицание традиционных богов.

Далее, учитель обращает внимание учеников на напряженную классовую борьбу, которая развертывалась в древней Греции. Он делает элементарный, доступный пятиклассникам, анализ событий того времени и приводит учащихся к выводу о классовой основе рабовладельческой культуры. Древнегреческие граждане относились с презрением не только к рабам: они свысока смотрели на все народы, говорившие на других языках, об'единяя их под общим презрительным названием "варваров". Даже наиболее передовым представителям того времени было абсолютно чуждо чувство интернациональной солидарности. Наоборот, каждый грек был уверен, что только его город (полис) является лучшим городом-государством в Элладе.

Изучая с учениками события древнегреческой истории, мы воспитываем в них понимание классового характера тогдашнего строя. Ученики должны знать, что и демократия Афин, и аристократия Спарты, и монархия Филиппа Македонского имели одну и ту же классовую базу, а именно - рабовладение. На учащихся всегда производит громадное впечатление указание на то, что на одного свободного гражданина в Афинах приходилось примерно десять рабов, за счет эксплоатации которых он существовал.

В результате анализа истории всех государств древнего мира, изучаемых в 5-м классе (Египет, Междуречье, Греция), учитель подводит учеников к тому обобщению, которое дает Ленин в своей лекции "О государстве". "В рабовладельческом государстве, - пишет Владимир Ильич, - мы имеем монархию, аристократическую республику или даже демократическую республику. В действительности формы правления бывали чрезвычайно разнообразны, но суть дела оставалась одна и та же: рабы не имели никаких прав и оставались угнетенным классом, они не признавались за людей"1 . Задача преподавателя заключается в том, чтобы дать это чрезвычайно важное обобщение марксизма-ленинизма в форме, доступной пониманию пятиклассников.

2

В VI и VII классах в 1938 - 1939 учебном году учащиеся будут изучать историю древнего Рима. История эта полна войн; среди них выделяются три крупных шины: пунические войны, в частности поход Ганнибала в Италию, война рабов под предводительством Спартака против Рима и завоевание Галлии Юлием Цезарем. На военной истории Рима, как показал опыт, можно провести чрезвычайно важную политико-воспитательную работу.

Пунические войны были войнами двух крупнейших тогдашних рабовладельческих государств из-за господства на Средиземном море. Но Рим по сравнению с Карфагеном был более прогрессивным государством и имел лучшую военную организацию, поэтому он вышел из этой борьбы победителем. Рим вышел победителем, несмотря на то что у Карфагена был такой талантливый полководец, как Ганнибал, который проделал выдающийся поход из Испании в Италию через Альпы и уничтожил всю римскую армию при Каннах. Рим в то время был еще республикой с демократическим строем, опять-таки рабовладельческим. Римский народ в войне против Ганнибала, в частности римские крестьяне, боролся за свою независимость. Для карфагенских же наемных войск поход Ганнибала не носил характера борьбы за родину. В этом главная, причина поражения Карфагена.

Переходим к войне Рима против Спартака, в которой Рим выступал уже как открыто контрреволюционная сила, охраняя господство рабовладельцев. В этой героической войне рабов против своих поработителей революционной силой являлись рабы. Впоследствии именно революция рабов и уничтожила Римскую империю. На уроке о восстании Спартака учитель должен подробно остановиться на военной организации восставших, на сознательной дисциплине войска Спартака, на интернациональном характере армии рабов, в которой была уничтожена национальная рознь. Нужно также подчеркнуть замечательный военный талант Спартака и его героическую храбрость. Только вследствие измены и предательства части подкупленных рабов Риму удалось подавить великое восстание спартаковцев.

На последнем обстоятельстве, на предательской, подрывной работе римских шпионов в стане восставших рабов, следует остановить внимание учащихся.

Третья война - завоевание Галлии талантливым полководцем Юлием Цезарем - является типично завоевательной со стороны Рима. В этой войне предки совре-


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 370.

стр. 92

менных французов, галлы, боролись за свою независимость. И мы понимаем, почему вождь галлов в этой войне Верцингеторикс и до сего времени считается одним из национальных героев Франции. Ему сооружен памятник в Алезии, где он потерпел поражение и был взят в плен Цезарем, после чего Галлия и потеряла свою независимость. В этой войне на стороне Рима было политическое и военно-техническое превосходство, и это обусловило его победу над разрозненными галльскими племенами, боровшимися за независимость. Об'единение галлов, созданное Верцингеториксом, было еще слишком слабо, чтобы противостоять централизованному Риму.

Таким образом, на детальном разборе и обобщении трех качественно различных войн, которые вел Рим, можно провести чрезвычайно важную политико-воспитательную работу.

Изучение этих римских войн учит ребят конкретно подходить к каждой войне, определять прежде всего ее классовую сущность и отсюда уже выводить свое отношение к ней. Об этом писал Ленин: "Выяснение характера войны является для марксиста необходимой предпосылкой, чтобы решить вопрос о своем к ней отношении. Для такового же выяснения необходимо, прежде всего, установить, каковы об'ективные условия и конкретная обстановка данной войны"1 .

Проходя историю Рима, учителя останавливаются также на национальной политике Рима, на его принципе - разделяй и властвуй, - который лежит в основе и современной национальной политики буржуазных государств.

Изучение тем о гибели Рима вследствие революции рабов и о возникновении на его развалинах крепостнического общества подводит учеников к пониманию значения революций рабов в мировой истории. При этом очень важно усвоить то обобщение о революциях рабов, которою сделал товарищ Сталин в своей "Речи на I с'езде колхозников-ударников"2 .

Изучение войн имеет еще и то громадное воспитательное значение, что именно в военном деле наиболее ярко проявляется зависимость техники от экономики, наиболее быстро отражаются изменения в классовой структуре общества. Об этой зависимости военной техники от экономики писал Энгельс в "Анти-Дюринге" (II отдел. Гл. III. "Теория насилия"). Поэтому при изучении войн на протяжении всей истории учитель обращает внимание учащихся на зависимость армии от классовой структуры данного общества, на зависимость военной техники от развитая промышленности.

3

В VIII классе в 1938 - 1939 учебном году учащиеся будут проходить вторую часть история средних веков. Гуситские войны XV столетия являются типично крестьянскими войнами. Поднявшиеся чешские крестьяне восстали против феодальной крепостнической монархии. Крестьянская пехота под руководством Яна Жижки наносила поражение за поражением тяжелой рыцарской коннице. Этим было положено начало созданию пехоты и артиллерии, которые вскоре стали основными видами буржуазной армии.

Помимо чисто военных вопросов, о которых сказано выше, судьба гуситских войн ярко показывает основную причину поражения всех без исключения прежних крестьянских войн, именно отсутствие пролетарского руководства. Исторически типична измена чешской буржуазии, которая сперва было присоединилась к восставшим крестьянам, пытаясь использовать крестьянскую войну в своих классовых целях, а затем повела переговоры с германским императором и предала восставших. Диверсионно-шпионские методы германских императоров XV столетия очень схожи с методами современных фашистов. Против восставших чешских крестьян совместно с немецкими феодалами выступала международные псы-рыцари, призванные папой римским на Крестовый поход против чешских крестьян. Этот факт дает возможность учителям снова показать учащимся реакционную роль церкви.

Курс истории средних веков дает громадный материал для антирелигиозной работы. Бесчисленные сожжения еретиков, преследование святейшей инквизицией свободной науки, сожжение великого ученого Джордано Бруно, чешского патриота Яна Гуса, тюремное заключение Галилея и Кампанеллы, бесчисленные списки, запрещенных книг - все это используется учителем для антирелигиозного воспитания учеников.

При изучений английской революции XVII столетия необходимо обратить внимание учеников на то, что революционная английская армия "круглоголовых" во главе с Кромвелем создала новую военную


1 В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 49.

2 См. И. Сталин. "Вопросы ленинизма", стр. 527.

стр. 93

тактику благодаря которой она и разгромила сторонников реакции. При изучении революции в Англии в XVII столетии необходимо указать ученикам на то, что французская монархия всячески помогала английским роялистам в их контрреволюционных заговорах и мятежах. Французский абсолютизм помогал английским контрреволюционерам и деньгами и оружием и т. п.

В курсе "Новой истории" (VIII класс) большое воспитательное значение имеет изучение французской буржуазной революции 1789 - 1794 годов. Одним из ярких эпизодов ее было участие марсельцев во взятии Тюильри - королевского дворца в Париже. Рассказ учителя о марсельском батальоне волонтеров показывает ученикам новый классовый состав армии революционной Франции. Вместо дворян-офицеров и иностранцев - наемных солдат - народ в своем революционном под'еме создал в 1792 - 1793 гг. народную армию из крестьян и ремесленников, В своей "Марсельезе" эта армия обращалась с пламенным призывом к народу образовать батальоны против кровавых тиранов, стремившихся задушить революцию. Французская революция создала и новую армию и новую военную тактику, которые привели в скором времени к победе революции над контрреволюционной Европой. "Мир хижинам, войну дворцам" несла эта армия на остриях своих штыков. Только революция дала возможность выдвинуться целому ряду блистательных военных талантов. При королевской власти ни один выдающийся военачальник не имел никаких шансов сделать военную карьеру, если он не был дворянином, так как при старом режиме во Франции командирами могли быть только дворяне.

Но как только французская буржуазия с помощью революции добилась своего господства, она тотчас изменила революции и предала ее. Могильщиком революции явился Наполеон I.

Изучение французской буржуазной революции 1789 г. должно дать учащимся конкретное представление о всей глубине различия между французской революцией (буржуазной революцией) и Октябрьской социалистической революцией в России. Чтобы уяснить учащимся это различие, учителя должны обратить внимание учеников на рабочую политику французской революции (запрет союзов и стачек) и буржуазный способ разрешения аграрного вопроса.

Далее, ученики усваивают то важное обобщение, что успех революции прямо зависел от непосредственного участия масс в революции. В частности учитель отмечает, что армия санкюлотов, которая взяла в августе 1792 г. Тюильри и уничтожила монархию, состояла в своем подавляющем большинстве из плебейских элементов Парижа. Много материала изучение французской революции 1789 г. дает также для антирелигиозного воспитания учащихся как ее политикой в области религии, так и разоблачением роли католического духовенства в заговорах против революции.

Изучение французской буржуазной революции 1789 г. дает возможность вскрыть перед учениками диверсионную, подрывную работу Англии, которая всячески помогала роялистам, в частности шуанам, засылала шпионов и диверсантов, печатала и распространяла, во Франции фальшивые ассигнации с тем, чтобы подорвать курс франка.

При изучении дальнейших тем "Новой истории" нужно показать возникновение промышленного пролетариата, начало его классовой борьбы против буржуазии. Выделяются такие всемирноисторические события, как лионское восстание ткачей 1831 г., чартизм, которые дают возможность учителям еще резче запечатлеть в сознании учеников коренную противоположность между пролетарской социалистической революцией и буржуазной революцией. Для этого особенно важно изучение июньского восстания парижских рабочих в 1848 году. Особенно выделяется учителями вопрос о возникновении революционной теории пролетариата - научного коммунизма, созданного Марксом и Энгельсом. Изучение французской революции 1830 и 1848 гг. и английской парламентской реформы 1832 г. еще раз дает учителям возможность показать предательство буржуазии по отношению к народу.

4

Из курса истории СССР VIII классе практика преподавания выделила следующее.

При изучении монголо-татарского ига учителя с помощью учебника под редакцией профессора А. Шестакова добились ясного понимания учащимися того, что коренной причиной монголо-татарского завоевания Руси была ее феодальная раздробленность, в силу которой народ не в состоянии был отразить насильников. Учителя также особо отмечают и подчеркивают, что именно в момент нашествия монголо-татар русский народ отразил две другие попытки поработить его: со стороны шведов, разбитых Александром Невским в 1240 г., и немецких псов-рыцарей, разбитых им же в 1242 г. на Чудском озере.

стр. 94

Уже тогда намечалось совместное нападение и немцев и монголов на Россию.

Вся история СССР дает материал для воспитания любви к нашей социалистической родине. Особо выделяется борьба русского народа против польской и шведской интервенции в XVII столетии, закончившейся изгнанием поляков из пределов России. Во главе этого могучего народного движения стояли Минин и Пожарский. При изучении неудачных войн Москвы в XVI - XVII столетиях надо указать, что основной причиной поражений была отсталость Московского государства (экономическая, техническая, политическая и культурная) и что перед Русским государством стояла задача преодоления этой отсталости, так как в противном случае ему угрожала гибель. В частности и в особенности нужно было преодолеть военную отсталость. Это было сделано Петром I.

Время Петра I входит уже в курс истории СССР в IX классе. Разгром шведов в результате 20-летней великой северной войны обеспечил независимость русскому народу. За изменником Мазепой пошла только небольшая кучка, предателей, весь же украинский народ боролся совместно с русским народом против нашествия шведов. Этот момент дает возможность снова разоблачить диверсионно - изменнические методы врагов.

Учителя при этом напоминают о предательстве украинских буржуазных националистов во время войны 1914 - 1917 гг. и во время гражданской войны (петлюровщина и разоблаченные фашистские, украинские буржуазные националисты, входившие в антисоветский "право-троцкистский блок").

Громадное воспитательное значение имеет изучение бироновщины, принесшей русскому народу неслыханное порабощение и угнетение.

Очень большое значение имеет также изучение войны 1812 года. Славная борьба всего русского народа против иностранных завоевателей и бесславный разгром "великой армии" Наполеона дают громадный материал для политического воспитания учащихся. Учителя отмечают, что если задавленный рабством русский народ смог в 1812 г. разгромить лучшую армию того времени, то можно себе легко представить, что ждет всякого, кто посмеет посягнуть на свободу народов СССР. Важно также отметить, что только силою русских штыков Германия, порабощенная Наполеоном, была освобождена в 1813 г. от этого позорного ига. Немецкие фашисты очень не любят вспоминать тот факт, что когда в Москву после войны 1812 - 1815 гг. приехал прусский король Фридрих-Вильгельм III, то он земно поклонился Москве и русскому народу за освобождение Пруссии от ига французов.

Героизм русских солдат и матросов не смог спасти Севастополь, который пал вследствие страшной отсталости царской России. На примере севастопольской осады учителя показывают ученикам неразрывную связь военной отсталости с общей отсталостью страны. Под стенами Севастополя была окончательно бита истинно немецкая крепостническая военная система Фридриха II.

Эту устаревшую фридриховскую крепостническую военную систему усиленно насаждали цари Павел I, Александр I и в особенности Николай I.

Политическая отсталость сказалась и в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и в особенности в дипломатическом поражении царской России на берлинском конгрессе.

При изучении истории СССР в IX классе учителя ставят во главу угла борьбу крестьян за уничтожение крепостного права и рабочее движение в России. Уже первые рабочие организации России - "Южно-Российский Рабочий Союз", "Северо-Русский Союз Рабочих" - отводили рабочему движению самостоятельную роль. Особенно важно отметить то, что уже эти рабочие организации стали под идейное знамя международного рабочего движения - под знамя социал-демократии.

Исключительно большое значение в воспитательном отношении имеют темы о В. И. Ленине и И. В. Сталине. В этих темах учителя рядом фактов иллюстрируют слова товарища И. В. Сталина о Ленине - корифее современной науки. Педагоги приводят учащихся к осознанию того, как глубокий научный анализ истории России дал возможность Ленину и Сталину наметить стратегический план нашей революции и бороться за его осуществление.

Основной воспитательной задачей курса "Новой истории" в IX классе является изучение борьбы рабочего класса за социалистическую революцию и руководящей роли Маркса и Энгельса. Одновременно учителя разоблачают прислужников буржуазии, ее агентуру в рабочем движении, оппортунистов всех видов. Учителя рассказывают о непримиримой борьбе Маркса и Энгельса за социалистическую революцию, за диктатуру пролетариата, за пролетарскую партию. На конкретных фактах необходимо показать, как Маркс и Энгельс уточняли свое учение о диктатуре пролетариата на основании исторического опыта, в частности на основе опыта Парижской коммуны. Ученикам нужно об'яснить причины того, что, как пишет товарищ И. В. Сталин, "между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и

стр. 95

между Лениным - с другой, лежит целая полоса безраздельного господства оппортунизма II интернационала, беспощадная борьба с которым не могла не составить одной из важнейших задач ленинизма"З.

В IX классе в курсе "Новой истории" учителя особенно выделяют героическую борьбу парижских рабочих против пруссаков во время осады Парижа, героическую борьбу всего французского народа против прусского нашествия. Следует остановиться на роли французских партизан, или вольных стрелках, как их называли, в этой борьбе против чужеземных захватчиков. И как полную противоположность героизму французских рабочих надо показать предательство и измену французской буржуазии, которая заключила позорный, бесчестный франкфуртский мир со своим врагом, чтобы обрушиться вместе с ним на геройских парижских коммунаров. Защита независимости республиканской Франции рабочими и крестьянами, с одной стороны, и измена и предательство буржуазии, с другой стороны, - таковы уроки войны 1870 - 1871 года.

Учителя подробно останавливаются на геройской революционной борьбе итальянского народа за свое национальное воссоединение под руководством Джузеппе Гарибальди как на ярком примере революционного метода национально-освободительной борьбы. Затем, ввиде контраста, они показывают на династическое разрешение воссоединения Италии, проведенное Кавуром. Следует также остановиться на воссоединении Германии, проведенном Бисмарком, кровью и железом2 .

Товарищ Сталин в ответе пропагандисту Иванову еще раз показал громадное значение мобилизационной готовности народов СССР перед лицом опасности военного нападения. Преподавание истории должно ставить своей задачей воспитание мобилизационной готовности подрастающего поколения граждан СССР. В основу своей работы по преподаванию марксистско-ленинской исторической науки учителя должны положить указание товарища Сталина на ее революционный характер. Во время приема в Кремле работников высшей школы, 17 мая 1938 г., товарищ Сталин сказал: "Наука знает в своем развитии не мало мужественных людей, которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия, вопреки всему. Такие мужи науки, как Галилей, Дарвин и многие другие общеизвестны. Я хотел бы остановиться на одном из таких корифеев науки, который является вместе с тем величайшим человеком современности. Я имею в виду Ленина, нашего учителя, нашего воспитателя (аплодисменты). Вспомните 1917 год. На основании научного анализа общественного развития России, на основании научного анализа международного положения Ленин пришел тогда к выводу, что единственным выходом из положения является победа социализма в России. Это был более, чем неожиданный вывод для многих людей науки того времени. Плеханов, один из выдающихся людей науки, с презрением говорил тогда о Ленине, утверждая, что Ленин находится "в бреду". Другие, не менее известные люди науки, утверждали, что "Ленин сошел с'ума", что его следовало бы упрятать куда нибудь подальше. Против Ленина выли тогда все и всякие люди науки как против человека, разрушающего науку. Но Ленин не убоялся пойти против течения, против косности. И Ленин победил (аплодисменты). Вот вам образец мужа науки, смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки".

Воодушевленные этими замечательными словами товарища Сталина преподаватели истории должны построить все преподавание мировой истории таким образом, чтобы подвести учеников к выводу Ленина: "единственным выходом из создавшегося положения является победа социализма в России". Одновременно педагоги должны показать, что революционер науки В. И. Ленин является образцом новатора науки, который смело ломает устаревшие положения и пролагает пути новой науки. В результате политико-воспитательной работы учителя на уроках гражданской истории ученикам должен стать еще более близким и дорогим величайший корифей передовой науки наших дней товарищ Сталин. Преподаватель истории должен научить своих воспитанников усвоить в своей работе ленинско-сталинский метод работы.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 2.

2 О воспитательной работе в курсе истории СССР в X классе см. нашу статью в "Историческом журнале" N 12 за 1937 год.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ФОХТ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ-НА-УРОКАХ-ИСТОРИИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ФОХТ:

А. ФОХТ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
1214 просмотров рейтинг
26.08.2015 (3137 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
24 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android