Libmonster ID: RU-13611

В рубрике говорим о том, в какой мере ЕГЭ оценивает качество образования, а также представляем работу наших постоянных партнеров - команды Российского тренингового центра ИУО РАО, предлагающих включиться в обсуждение принципов построения рейтинга образовательных учреждений.

ПАРТНЕР РУБРИКИ Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО

Директор Центра кандидат педагогических наук Вальдман Игорь Александрович

Вальдман Игорь Александрович, к.п.н., заведующий лабораторией контроля и мониторинга в образовании Института управления образованием Российской академии образования

Боченков Сергей Анатольевич, эксперт Независимого агентства оценки качества образования "Лидер"

Иванова Екатерина Борисовнанаучный сотрудник лаборатории контроля и мониторинга в образовании Института управления образованием Российской академии образования

ВВЕДЕНИЕ

Рейтинги в образовании становятся все более популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

Сегодня актуальная и достоверная информация о результатах работы образовательных учреждений и системы образования далеко не всегда является доступной для широкого круга пользователей. Поэтому существуют высокая потребность в систематизированной и наглядно представленной информации о системе образования.

Одной из наиболее удобных форм представления такой информации являются различные рейтинги.

Следует отметить, что грамотный рейтинг очень важен для потребителей образовательных услуг - учащихся и их родителей, он является своеобразным навигатором для желающих дать своим детям достойное образование.

Кроме того, рейтинги - это инструмент, стимулирующий конкуренцию между образовательными организациями и служащий целям подотчетности перед обществом.

Рейтинг - это своеобразный "бенч-маркинг" - равнение на лучшего.

Результаты рейтинга заставляют организации образования вносить коррективы в стратегию своего развития. Практика построения рейтингов школ становится все более массовой.

Во многих регионах России органы управления образованием используют имеющиеся данные о результатах работы школ (результаты ЕГЭ и ГИА, итоги предметных олимпиад, статистика, данные различных мониторингов и т.п.) для составления тех или иных ранжированных списков общеобразовательных учреждений. [С примерами некоторых из них можно ознакомиться в материалах учебных мероприятий Российского тренингового центра URL: http://www.rtc-edu.ru]

При этом нель-

стр. 32

зя не отметить, что многие из рейтингов пока еще далеки от совершенства. Зачастую они составляются без научно обоснованной методики и предварительной ее локальной апробации, не проходят внешнюю экспертизу, используют не самые надежные и достоверные источники данных, не обеспечивают корректное сопоставление образовательных учреждений с учетом контекстных условий, в которых они работают, и т.п.

С целью преодоления указанных недостатков авторы сформулировали набор базовых принципов, которые могут использоваться при создании самых различных рейтинговобщеобразовательных учреждений. Данная работа была проделана с учетом признанного международного опыта и опиралась на такие документы, как Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений, [Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений. URL: http://www.ireg-observatory.org] разработанные международной экспертной группой по ранжированию (IREG) в 2006 году, и Правила аудита рейтингов (IREGRankingAuditRules), [IREG-Ranking Audit. Purpose, Criteria and procedure. IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence, 2011. http://www.ireg-observatory.org/pdf/IREG_audit.pdf] принятые в 2011 году. Эти материалы были критически проанализированы и доработаны с учетом специфики деятельности школы.

Представляем их для критического анализа и замечаний, которые будут учтены в дальнейшей работе и, возможно, послужат основой для широкого профессионального обсуждения проблематики использования рейтингов в образовании.

Рейтинги должны удовлетворять следующим принципам, которые следует учитывать при их проектировании.

ЦЕЛИ И КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЙТИНГОВ

1. Рейтинг - один из подходов к оценке деятельности школы.

Любой рейтинг дает представление об ограниченном спектре условий и результатов работы школы. Наряду с рейтингом существуют другие процедуры и способы получения информации об эффективности деятельности школы - аккредитация ОУ, опросы потребителей образовательных услуг, статистика, результаты обучения школьников и др. Все они должны приниматься во внимание для составления целостной картины о работе школы.

2. Ясное понимание целевой аудитории

Рейтингование должно осуществляться в строгом соответствии с информационными запросами целевой аудитории. Индикаторы, разработанные для удовлетворения информационных потребностей одной целевой аудитории, далеко не всегда пригодны по отношению к другой целевой аудитории.

3. Учет разнообразия общеобразовательных учреждений и условий их работы

Неправомерно сравнивать результаты образования всех школ по единой шкале без учета их специфических характеристик и факторов, оказывающих влияние на результаты работы (территориальное расположение, особенности контингента обучаемых и их семей, направленность образовательных программ и др.).

Результаты работы школ повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов) существенно отличаются от результатов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы "базового уровня" и (или) работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями (дети-инвалиды, ученики коррекционных классов, дети-мигранты и т.п.).

Также следует добавить, что различие образовательных учреждений связано не только с их статусом и направленностью образовательных программ, но и особенностями контингента школьников, которые в них учатся. При оценке и рейтинговании школ нужно учитывать долю детей с определенным уровнем социально-экономического статуса семьи (определяется доходом семьи, образованием родителей, их профессией и рядом других характеристик). Такой учет возможен при кластерном подхо-

стр. 33

де к анализу и представлению результатов рейтинга.

4. Опора на различные информационные источники

Следует опираться на несколько информационных источников, представляющих данные по тем аспектам работы школы, на основе которых строится рейтинг. К таким источникам могут относиться: государственная статистика, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п. Каждый из источников имеет собственный фокус в описании оцениваемого аспекта деятельности образовательного учреждения.

5. Систематичность проведения

Рейтинг не является одноразовым срезом существующего положения дел. Его цель - задание приоритетов деятельности ОУ и стимулирование к развитию по направлениям, заложенным в рейтинг. Происходит ли такое развитие, можно судить только после проведения нескольких циклов рейтингования.

6. Наличие экспертного органа, обеспечивающего достоверность рейтингования

Для повышения достоверности и объективности результатов рейтинга следует предусмотреть создание профессионального органа (такого как, например, экспертный совет), оказывающего методическую помощь и осуществляющего контроль на ключевых этапах проведения рейтинга (разработка методологии, организация и проведение рейтинга, представление и интерпретация результатов). Предпочтительно, чтобы такой орган работал с участием признанных в профессиональном сообществе специалистов и авторитетных экспертов.

7. Использование результатов

Рейтинг имеет свои возможности и ограничения в использовании результатов. Как правило, он позволяет принимать решения относительно верхней и нижней части объектов рейтингования. В случае рейтингования школ, например, рейтинг позволяет выявлять школы-лидеры и "неуспешные" ОУ. Возможные решения по отношению к лидерам - поощрение, пропаганда и распространение успешного опыта, информирование родителей, создание позитивного имиджа данного ОУ. Возможные решения по отношению к "неуспешным" ОУ - оказание целевой помощи и поддержки, наложение санкций, стимулирование улучшения работы, информирование родителей.

РАЗРАБОТКА ИНДИКАТОРОВ И ИХ ВЕСОВ

1. Прозрачность методологии составления рейтинга

Выбор методов, используемых в ходе рейтингования, должен быть ясным и однозначным. Прозрачность должна охватывать как источники данных, так и методику подсчета индикаторов.

2. Релевантность и валидность индикаторов

Возможность включения каждого из индикаторов в комплекс должна определяться его способностью отражать суть и свойства оцениваемых процессов и измеряемых результатов. Выбор показателей должен быть основан не только и не столько на их доступности, сколько на способности отображать качество и результаты работы ОУ. Должно быть понятно, почему были включены именно эти показатели, для расчета каких индикаторов они используются и что они отображают.

3. Обеспечение достоверности данных

Индикаторы должны рассчитываться на основе результатов внешних по отношению к объекту рейтингования оценочных процедур. Исходная информация должна быть количественной, проверяемой и не носить характер общих суждений, по возможности опираться на источники, не связанные напрямую с объектом рейтингования. Рейтинг заслуживает большего доверия, если он использует данные, полученные от организаций и специалистов, не заинтересованных в итоговых результатах.

стр. 34

4. Ориентация на показатели результатов

При рейтинговании по возможности следует отдавать предпочтение показателям достигнутых результатов, а не имеющихся ресурсов, информация о которых зачастую более доступна. Именно показатели результатов обеспечивают более точную оценку состояния и (или) качества учебного заведения или образовательной программы. При выборе показателей результатов необходимо учитывать представления о результатах образования для каждой из групп потенциальных пользователей рейтинга.

5. Неизменность методов оценки

Следует четко определять методы оценки различных индикаторов и по возможности ограничить изменения в них. Перемены в методах оценки вводят в заблуждение всех, кто пользуется рейтингами. Пользователям трудно понять, в чем причина того, что статус образовательного учреждения или программы в рейтинге изменился, - связано ли это с самим объектом оценки или вызвано переменами в методологии проведения рейтингования. Кроме того, изменения в методах оценки затрудняют корректное сравнение результатов работы образовательных учреждений в динамике.

СБОР И ОБРАБОТКА ДАННЫХ

1. Соблюдение этических стандартов

Чтобы рейтинги пользовались доверием, лица, ответственные за сбор, обработку данных и их проверку, должны сохранять объективность и беспристрастность, неукоснительно следовать рекомендациям, сформулированным в данных Принципах.

2. Обеспечение надежности данных

Следует использовать по возможности проверенные и уточненные данные, такие как данные статистического наблюдения, результаты внешних оценочных процедур (экзамены, мониторинга учебных достижений), данные мониторинговых исследований, результаты социологических исследований и т.п. Эти данные известны и понятны общеобразовательным учреждениям, затраты по их сбору незначительны.

3. Использование данных исследований

Если необходимо использование данных, собранных в ходе специальных исследований, то важно, чтобы были соблюдены все требования, предъявляемые к научным исследованиям, включая репрезентативность и достоверность полученной информации.

ПУБЛИКАЦИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Доступность для пользователей

Рейтинг должен быть доступен для пользователей в течение определенного периода либо в печатном виде, либо в Интернете.

2. Открытость информации о методике рейтингования

Публикация рейтинга должна содержать: а) описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга учебных заведений; б) информацию о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора. Это необходимо для того, чтобы пользователи могли самостоятельно проверить подсчет результатов рейтингования.

Также крайне важно, чтобы в тех случаях, когда это возможно, методика рейтингования публиковалась заблаговременно - до того момента, как будет обнародован рейтинг.

3. Получение обратной связи от пользователей рейтинга

Рейтинг, опубликованный в печати или представленный в электронном виде в Интернете, должен содержать контактный адрес, по которому отдельные пользователи или общеобразовательные учреждения, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, а также направить свои комментарии о рейтинге или об обнаруженных неточностях.

стр. 35

4. Конструирование вариантов представления результатов

Желательно, чтобы при представлении рейтинга в Интернете у пользователя была возможность проводить сортировку образовательных учреждений по произвольному набору базовых индикаторов, изменять веса индикаторов в зависимости от своих предпочтений. Это позволит пользователям принимать индивидуальные решения относительно релевантности и весов индикаторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные выше принципы разработаны на основе примеров из зарубежного опыта, таких как: [С подобным рассмотрением примеров можно ознакомиться на сайте журнала http://obr.direktor.ru]

- SchoolReportCards. Рейтинг школ от Института Фрейзера, Канада;

- Рейтинг школ интернет-портала SchoolDigger.com (США).

Авторы статьи будут признательны за любые замечания и предложения относительно предложенных принципов рейтингования. Свои предложения можно посылать на имя зав. лабораторией мониторинга в образовании ИУО РАО Вальдмана Игоря Александровича, e-mail: iavaldman@gmail.com.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИПЫ-РЕЙТИНГА-ШКОЛ-МАТЕРИАЛЫ-ДЛЯ-ОБСУЖДЕНИЯ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ-СООБЩЕСТВЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Вальдман Игорь Александрович, Боченков Сергей Анатольевич, Иванова Екатерина Борисовна, ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГА ШКОЛ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРИНЦИПЫ-РЕЙТИНГА-ШКОЛ-МАТЕРИАЛЫ-ДЛЯ-ОБСУЖДЕНИЯ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ-СООБЩЕСТВЕ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Вальдман Игорь Александрович, Боченков Сергей Анатольевич, Иванова Екатерина Борисовна:

Вальдман Игорь Александрович, Боченков Сергей Анатольевич, Иванова Екатерина Борисовна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1569 просмотров рейтинг
10.03.2017 (2575 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
23 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГА ШКОЛ. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android