Libmonster ID: RU-8472
Автор(ы) публикации: Д.Д. РАЧИНСКИЙ

Проблема взаимоотношения духа и материи является фундаментальной философской проблемой, имеющей дискуссионный характер. Ее решения зачастую носят односторонний, абсолютизирующий характер. В большинстве случаев она решается в духе абсолютизированной первичности-вторичности, при этом, как правило, не рассматриваются иные, важные фундаментальные формы взаимоотношения между духом и материей, что значительно обедняет сложную, противоречивую, развивающуюся картину их взаимоотношения.

В настоящее время вопрос о соотношении материи и духа решается тремя основными способами: материалистически, идеалистически и дуалистически. Материалисты и идеалисты, в рамках монистического подхода, провозглашают в качестве единственной субстанции, соответственно, либо дух, либо материю. Разные формы идеалистического монизма мы находим в учениях Платона. Ф. Аквинского. Гегеля; Беркли, Юма. Фихте, Маха и др. Разнообразные формы материалистического монизма обосновываются в философии Ибн-Сины, Дунса Скота, Гоббса, Ф. Энгельса, Бюхнера, Фохта и др. В противоположность материализму и идеализму дуализм не признает существование единой субстанции. Так, Р. Декарт говорит о двух самостоятельных субстанциях, противоположных по свойствам друг друга. Анализ этих подходов довольно широко представлен в историко-философских исследованиях(1).

В отечественной философской литературе преобладает материалистический подход к решению рассматриваемой проблемы. Вкратце его можно выразить словами Ю.Н. Мячина: "Сознание есть "инобытие" материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии (воображение, например). В то же время это идеальное невозможно без материального (человек, общество) и неотделимо


1 Краткий очерк истории философии / Ред. М.Т. Иовчук, Т.И. Ойзерман, И.Я. Щипанова. М.. 1981: Рассел Б. История западной философии. Ростов-н/Д.. 1998.

стр. 5


от мозга и языка. Вне человека, например, в компьютере, моделирующем процесс мышления, его нет"(2).

На наш взгляд, в каждом из вышеназванных подходов есть доля истины и доля заблуждения, и задача современной онтологии синтезировать, по возможности, все ценное, соответствующее действительности, находящее подтверждение в науке. Потребность в таком синтезе ощущается многими сторонниками разных подходов. Так, характеризуя степень разработки проблемы взаимоотношения духа и материи, П.В. Алексеев и А.В. Панин пишут: "В настоящее время сторонниками гуманистического материализма необходимо, вероятно, скорректировать свой взгляд на проблему противоположения материи и духа.

Проблема взаимоотношения материи и духа требует новых обсуждений с новых позиций. Освоение данной проблемы, нацеленное на ассимилирование всего ценного в нематериалистических концепциях, только начинается(3).

В соответствии с этим при исследовании отношения духа и материи имеет смысл учитывать ряд предметно-предикативных и методологических принципов онтологии вообще, онтологической теории отношений, в частности. Особенно важными в данном случае являются принцип субстанциально-релятивной всесторонности и противоречивости, а также принцип моноплюрализма. Первый принцип требует полного, всестороннего охвата субстанциальных форм отношений. Принцип моноплюрализма заключается в том, что весь универсум и любая вещь в нем есть неразрывное единство одного и многого в разных смыслах этого выражения. Во-первых, во всякой вещи есть разные части и их общая основа и вещь есть одно и многое, при этом одно впитано многим, а многое погружено в одно. Во-вторых, во всякой вещи есть моносвойства (однозначные) и варьирующиеся свойства (многозначные). Причем эта многовариантность свойств может проявляться как незначительное различие и доходить до единства противоположных свойств, до полярности в рамках одной переменной. Полярная пара - это только частный случай возможного разнообразия, хотя и очень важный. В принципе, возможны не только полярные пары, но и противоположные тройки, четверки и т.д. Это может быть предметом дальнейшего специального исследования. Суть этого принципа в том, чтобы брать универсум в единстве его единства и разнообразия, причем понимать это единство разноаспектно: и как взаимопроникновение и как взаимодополнение одного и многого;


2 Мячин Ю.Н. Новые представления о мире, материи и нашей Вселенной // Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. Материалы Первого Российского философского конгресса. СПб., 1997. Т. 3. С. 101.

3 Алексеев П.В., Панин А.В. Дух и материя, предел противоположности // Философия. М., 1997. С. 365.

стр. 6


в разнообразии же находить и слабое различие и противоположность (и полярную и неполярную), находить и парные формы противоположности и непарно-множественные.

Важной формой проявления фундаментального принципа моноплюрализма является принцип альтернативно-антиномического дополнения. Согласно этому принципу, исследуя универсальные характеристики, ученый должен допускать возможность наличия как простых свойств, не сочетающихся в данном предмете с иными или противоположными характеристиками, так и сложных, варьирующихся свойств данного рода, представляющих собой сочетания различных (разных и противоположных) однородных характеристик предмета. При этом предмет должен предстать как сочетание множества простых и множества сложных свойств. Так, все части некоторого предмета могут иметь, например, одинаковый вес (т.е. вес не варьируется), а по цвету, каждая часть может быть разной, и в частности, противоположной. В данном смысле объект исследования сочетает в себе одновременно и противоречивость, и непротиворечивость. Исследователь не должен исключать ни противоречивости вещей, ни их непротиворечивости, а познавать их в сочетании противоречивых и непротиворечивых характеристик. Диалектический подход в жесткой интерпретации, взятый только как изучение неразрывных полярных пар, есть только один из важных аспектов рассматриваемого принципа.

Принцип альтернативно-антиномической дополнительности требует от исследователя разрешающего научное противоречие допускать, что в разных контекстах, в разных ситуациях оно может стать полностью истинным (истинно- истинным), полностью ложным (ложно-ложным) или частично-истинным (истинно-ложным). Исследователь должен определить границы полной неприемлемости противоречия, альтернативной ситуации (выбора только одного из противоположных суждений) и границы антиномичности противоречия. Суть этого подхода заключается в том, чтобы "вовремя и к месту" уйти от альтернативности к антиномичности и наоборот, не забывая о том, что если есть антиномичность, то она всегда дополняется альтернативностью в одно и то же время, но в разных моментах объективной ситуации и соответствующих им контекстах, смыслах, интерпретациях.

Согласно принципу субстанциально-реляционной противоречивости все основные, фундаментальные отношения бытия распадаются на противоположные формы, существующие одновременно друг с другом. В соответствии с этим формулируемые в онтологии принципы носят антиномический характер: все изменяется и все неизменно, все связано с чем- либо, все не связано с чем-либо, все сходно с другим, все не сходно с другим. Таким образом, все основные типы отношений (компаративные, позиционные, сигнетические) распадаются на противоположные

стр. 7


роды. Например, компаративные - на сходство и различие, а последние на разнообразные, доходящие до противоположности виды. Например, противоположность может быть полярной и неполярной.

Метапринцип антиномичности настраивает теоретика - универсолога в основу субтеории полагать полярные принципы и вокруг них развивать антиномическо- синтетические концепции. Наш подход, в этом смысле, близок идее диалектического противоречия, примененной к построению онтологических теорий и принципов, и принципу антиномического монодуализма, о котором говорил С.Л. Франк. Он писал, что сущность этого принципа заключается в ориентации на неразрывное единство раздельности и взаимопроникновения, что в этой связи перед нами двоица, которая "вместе с тем есть исконно- нераздельное единство", или единство, которое "обнаруживает себя как конкретное, подлинно внутреннее все пронизывающее единство именно в неразрывной сопринадлежности, в неудержимом переливании друг в друга тех двоих, на что оно разделяется"(4). С.Л. Франк отмечал также, что "мы вправе понять или взять это трансрациональное единство единства и двойственности, тождества и различия, слитности и раздельности как особый высший принцип..."(5). Мы распространяем отмеченный подход на все объектно- теоретические принципы универсологии, а не только на то, о чем говорится в приведенных высказываниях. Кроме того, этот подход является только частным случаем более широкого принципа моноплюрализма, но на нем иногда следует делать акцент.

Таким образом, при определении соотношения духа и материи, следует рассмотреть его во всех субстанциальных формах отношения, а именно: в компаративном, позиционном (пространственно-временном) и сигнетическом (связь-несвязанность), при этом следует обращать внимание на противоречивый характер отношений, не сводя их к какой-либо одной из полярных форм. И, кроме того, исследуя отношение духа и материи, согласно принципу моноплюрализма, необходимо рассматривать его как одно и многое, как сочетание противоречивых и непротиворечивых форм отношений.

В целях многоаспектного сравнения духа и материи, установления их сходства и различия по важнейшим показателям, многостороннего исследования взаимоотношения духа и материи определим предварительно их понятия. Начнем с определения духа. Философская категория "дух", "духовное" обозначает бесконечное множество ощущений, восприятий, представлений, фантазий, мыслей, идей, целей, желаний, чувств. Сфера духа при всей ее непосредственной данности человеку остается достаточно непознанной и загадочной. Определение духа задается


4 Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Соч. М., 1990. С. 403.

5 Там же. С. 315-316.

стр. 8


пока преимущественно перечислением его феноменов. Само же общее понятие, отражающее суть и специфику духовных явлений, еще, как нам кажется, окончательно не сформулировано. В религиозной и светской философской литературе используется ряд субкатегорий, входящих в категорию дух. В нее входят абсолютный, субстанциальный дух, дух-бог, дух объективный, небожественный и нечеловеческий в разных формах (духи), дух человеческий, душа человека, его сознание. Душа, как правило, понимается как дух, воплотившийся и реализующий себя в каком-либо теле, или мире в целом (мировая душа). Душа хранит, сохраняет и контролирует внутреннюю структуру, системные качества целого. Душа творится духом, дух вечен и несотворим. Душа ограничена и зависима, дух свободен в вечном развитии(6). В отечественной философской литературе наряду с понятием дух, душа активно используется понятие сознание. Определяя сознание. Б.В. Марков и Ю.М. Шилков пишут: "Сознание - сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов - мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемонических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, - достигается за счет таких качеств, как его связанность и согласованность"(7).

Понятие дух иногда определяется в меньшей степени абстрактно, всеобще и связывается с более конкретными духовными явлениями, с ценностями. Так, в персоналистском экзистенциализме в составе признаков духа указываются разум, чувство долга, совесть, милосердие. добротолюбие, стыд и др. Н. А. Бердяев писал, что дух на земле "выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности"(8). Между всеми этими формами воплощения абсолютного духа, духа субстанции, имеется непростое, многоплановое взаимоотношение. В разных философских школах большее внимание уделяется какой-либо одной из названных форм, но в некоторых учениях делаются попытки сформулировать целостное понимание духовной формы бытия, которая в целом противостоит материальному бытию, материи.

Понятие материи прошло несколько этапов в своем развитии. На первом этапе материя понималась как нечто, субстанциально-вещественное, как природная стихия: вода, воздух, огонь (Фалес, Анаксимен, Гераклит); в некоторых случаях как сочетание взаимопревращающихся стихий. В дальнейшем материя понимается как бесконечное


6 Современный философский словарь. Лондон-М., 1998. С. 260.

7 Марков Б.В., Шилков Ю.М. Философские проблемы сознания // Основы современной философии. СПб., 1997. С. 114.

8 Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. М., 1994. С. 456.

стр. 9


множество атомов (Демокрит, Ламетри, Гельвеций, Гольбах). Такой субстратный подход определяет одни формы материального через другие, что затрудняет понимание сути и специфики материи.

Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии материального мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, особенно, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Таким образом, остается только один способ определить материю, выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство существовать вне любого сознания. Определяя материю посредством этого признака, неявно предполагается бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. Такое понимание материи характерно для второго этапа его развития. Оно характерно для марксистского мировоззрения.

Философская категория материи обозначает все то, что является небытием сознания, что отрицательно соотносится с ним по существу, что находится за его субстанциальными логическими пределами. Здесь не имеется в виду пространственно-временная внеположность. Материя представляет собой все то, что находится за пределами любого индивидуального сознания. Такое определение не позволяет относить к материи, например, сознание человека, с которым вы разговариваете. При определении материи просто как объективной реальности сознание другого человека попадает в разряд материального. В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость различения и разведения таких понятий как объективность в смысле материальность и объективность в смысле трансрефлексивности, нахождения за пределами какого-либо определенного сознания, и наличия свойств, независимых в своем возникновении и существовании от процесса познания. Такой объективностью обладает и дух, и душа, и мышление как объекты познания.

Определение материи как объективной реальности, носящее предельно обобщающий и абстрактный характер, имеет значительную ценность, но это только первичное определение, которое необходимо, но не достаточно, и на котором не следует останавливаться, а следует искать и находить многие, различные атрибуты материи. В настоящее время категория проходит третий этап своего развития, который характеризуется тем, что в материи пытаются увидеть систему многих атрибутов и при ее определении применить также и аксиологический подход. В этой связи А.Ф. Лосев писал: "Последовательный материалист, а в особенности диалектический материалист (как не боящийся выводить любые категории), должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности...

стр. 10


Это вовсе не равносильно олицетворению или одушевлению материи"(9). Полиатрибутивный, аксиологический подход, на наш взгляд, является весьма плодотворным, но он может быть применен не только к определению материи, но и духа. Сравнивая дух и материю по разнообразным основаниям, как раз и можно выявить специфические атрибуты духа и материи. При этом аксиологическое отношение, отношение значимости присуще духу и материи и при наличии человека и без него. Ведь одно явление природы может быть благоприятным или неблагоприятным для другого явления независимо от того, знает об этом человек или не знает, хочет он этого или не хочет.

Рассмотрим сходство и различие духа и материи с точки зрения пространственно-временных характеристик. Традиционно дух и материя различаются по пространственно-временной сфере. В материалистических учениях дух является производной частью и моментом бесконечного, безграничного материального бытия, в идеалистических учениях - наоборот. Кроме того, и в материалистических и в идеалистических учениях материальное необходимо связано с пространственностью и временными характеристиками, в противоположность этому дух, душа, духовное, как правило, полагаются лишенными таких характеристик или, как минимум, эти характеристики считаются несущественными для духовных явлений. Так, B.C. Соловьев отмечая, что для материи, вещественного бытия характерна двойная непроницаемость: непроницаемость во времени и непроницаемость в пространстве, подчеркивает, что дух лишен этой двойной непроницаемости(10). О том, что духовные явления не характеризуются пространством и временем говорили также С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев. Например, С.Н. Булгаков, указывая на то, что каждая идея имеет свою индивидуальную красоту, свое особое тело, все же подчеркивал, что к духовной телесности не могут быть применимы ни пространство ни время(11).

На наш взгляд, с точки зрения позиционных отношений дух и материя в своей основе равновечны и равнобезграничны, взаимноотделены и взаимопроникают друг в друга. В духе и в материи, в пространственно-временном смысле есть неизменная сторона и изменчивая, есть потенциальная форма бытия и актуальная. Дух так же глубок и неисчерпаем, как и материя, в нем, можно предполагать, есть свои субстраты-носители и особые свойства, есть поверхностная сторона и есть скрытая, внутренняя; в нем есть структурная бесконечная сложность и иерархичность уровней. Духовные процессы, явления определенным образом локализуются, обладают временными характеристиками. Причем эти характеристики могут быть не только несущественными для этих явлений,


9 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990. С. 508-509.

10 Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 540-541.

11 Булкагов С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 233. 235.

стр. 11


но и носить существенный характер. Так, нарушая пространственно-временную структуру мысли можно прийти к бессмысленности. Языковое мышление, тело мысли имеет очень сложную и вполне определенную пространственно- временную структуру, в разных языках разную. Отсутствие данной структуры равносильно отсутствию данной мысли на данном языке. Не лишены существенной пространственно-временной определенности и чувства и эмоции. Все они в большей или меньшей степени определенно локализуются и обладают временными характеристиками. Есть менее устойчивые, есть более устойчивые чувства, эмоции. Так для настроений существенна устойчивость. Изучение этих сторон духовной реальности может стать предметом специальных научных исследований. Чем же отличается дух от материи в составно-элементарном смысле и функционально? Материя состоит из вещественных и невещественных образований. По мере анализа в материи выделяются все более тонкие формы: атомы, кварки, глюоны; адроны, лео- топы, микролептоны; разнообразные формы полей. Дух, сознание не состоит ни из полей, ни из атомов, ни из каких-либо более тонких форм материи. В духе есть свой собственный материал, и есть свои уровни глубины анализа относительного расчленения. Элементарными формами духовных образов являются ощущения, более сложными - восприятия и т.д.

Исследование материи показывает, что она существует в самых разных и даже противоположных формах, которые взаимопревращаются друг в друга (вещество и поле). Любая часть материи бесконечно делима, а любые самые малые, тонкие части способны соединяться, последовательно образуя все более крупные системы с их взаимоотношениями, но в том же объеме. В этой связи образуются многоуровневые структуры.

Исследование духа также показывает разнообразие форм его бытия. Вместе с тем глубже таких форм, как ощущение, познание пока не идет. Не ясно, из чего возникает ощущение, есть ли в нем какие-либо элементы, а также структура, обеспечивающая ощущение изнутри как данное нам явление духа. Даже если ощущение возникает под влиянием материального процесса, оно есть соответствующий результат самодвижения, самоорганизации духа. Ощущение возникает, на наш взгляд, из предощущения, которое тоже является духовным состоянием, своеобразным духовным зародышем.

Таким образом, духовные и материальные явления существенно различаются по их составу, субстрату, "материалу". С точки зрения структуры между ними имеется сходство - структурность есть и в тех и в других явлениях, а вот что касается различия по структуре - это должно быть еще открыто, найдено. Предположительно, специфика духовной и материальной структурности должна быть, как, например, есть структурное

стр. 12


различие между живым и неживым. Познание этой специфики, как нам кажется, дело будущего.

Материальные и духовные явления сходны и различны между собой не только в составно-субстратном смысле, но и в сигнетическом. функционально- реактивном. Традиционно рассматривая этот аспект отношения, материалисты подчеркивают активность материи, оставляя в тени активность духа; идеалисты - акцент делают на универсальной активности духа, материю считая пассивным, послушным материалом. В дуализме подчеркивается взаимная независимость духа и материи, а их соответствие, зачастую, квалифицируется как результат деятельности бога, подлинной субстанции. На наш взгляд, такое понимание несколько упрощает действительное сигнетическое отношение между духом и материей.

С точки зрения сигнетических отношений между духом и материей имеет место противоречивое отношение. Они обоюдно связаны друг с другом и не связаны или, по крайней мере, достаточно самостоятельны. В этом смысле материалистические и идеалистические односторонние выпячивания самостоятельности духа и зависимости материи и, наоборот, на наш взгляд, являются неправомерными крайностями, которые имеют довольно вредные последствия для организации человеческой жизни.

Дух и материя достаточно самостоятельны, они субстанциально не порождают друг друга. И дух и материя способны к самодвижению, к развитию, оставаясь субстанциально независимы. Вместе с тем, в своей акцидентальной части и дух, и материя оказываются взаимозависимыми. Они способны к взаимоотражению. Под влиянием материальных изменений осуществляются изменения в духе: смена желаний, эмоций, мыслей; и наоборот - под влиянием новых духовных явлений возникают и новые материальные явления: новое общение, новая техника, новая материальная культура. Сама же материя или сам дух в данном случае не создается и не уничтожается. Кроме того, есть основания предполагать и наличие непосредственного влияния духа на материю. В этой связи биофизик А.П. Дубров отмечает: "Исходя из имеющихся к настоящему времени твердо установленных фактов, следует признать, что есть виды (или формы) материи, зависящие от сознания, мысли. Энергоинформационный дуализм представляет собой не просто умозрительное философское понятие, а становится объективной реальностью..."(12).

Таким образом, в сигнетическом смысле дух и материя сходны и они в определенной мере самостоятельны, независимы и в определенной мере взаимозависимы. Помимо этого между ними в функционально реактивном


12 Дубров А.П., Пушкин В.H. Парапсихология и современное естествознание. М., 1990. С.244.

стр. 13


смысле следует искать и существенное различие. Нахождение такого различия, равносильно нахождению существенного функционального определения духа и материи. В этом смысле полезно рассмотреть способность духа и материи к отражению. Сравним дух и материю с точки зрения этой способности. И дух и материя, как показывают наблюдения, наделены этой способностью, но здесь есть и различие. Дух способен воспроизводить отражение объекта без его непосредственного действия; он способен комбинировать отражения, "манипулировать" ими; он способен отражать то, чего еще нет, но будет или уже нет, но было; он способен "проецировать" отражения на отражаемый объект; так, сам кусок сахара кажется белым и сладким, хотя ощущение белизны, сладости как духовные явления находятся за пределом этого материального тела, как говорят нейрофизиологи, "в чувствительных клетках". Материальные явления, в отличие от духовных, не обладают перечисленными способностями отражения вне опосредования духом. В этой связи важно отметить, что дух, духовные явления, могут занимать более высокое положение в иерархии творческой активности. В этом смысле дух и материю целесообразнее различать не как активное и пассивное, а как более активное и менее активное.

Важным аспектом сигнетического отношения является отношение транзитивности и интранзитивности перехода и невозможности перехода, превращения явлений друг в друга. Как же относятся дух и материя с точки зрения возможности их взаимопревращения? В материалистических и идеалистических учениях зачастую говорится, соответственно, о превращении материи в дух или о превращении духа в материю в процессе их развития. Так, в рамках объективного идеализма. Гегель говорил о превращении духа в материю и порождении духом материи, которая в своем развитии порождает человеческое сознание - тем самым дух возвращается в себя. В противоположность этому диалектический материалист Ф. Энгельс говорил о том, что материя в своих превращениях "с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время"(13). Как видно из этого, диалектические идеалисты и материалисты говорят о возможности взаимопревращения, взаимопорождения духа и материи.

На наш взгляд. дух не превращается в материю, а материя в дух. поскольку это две субстратно противоположные сущности. Порождение и превращение предполагает трансструктуризацию при сохранении субстрата. В этой связи, говоря о духе и материи, мы вынуждены будем говорить о том, что либо дух состоит из атомов или пептонов и т.д., либо материя состоит из духовных элементов, что будет противоречить


13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 546.

стр. 14


исходным установкам соответственно материализма и идеализма. Кроме того, говоря о вышеназванных порождениях и превращениях, мы вынуждены будем признать наличие у духа и материи единой субстратной основы. Эта же гипотеза, с одной стороны, не опирается на научный материал, а с другой - противоречит тезису о различии и противоречивости бытия, универсума на его самых тонких структурных уровнях. На наш взгляд, в этой связи более верной будет концепция интерактивного дуализма, согласно которой дух и материя активно взаимодействуют, взаимоотражаются, но не превращаются друг в друга и не порождают друг друга. Они равновелики в пространственно- временном отношении, но не равноценны. Здесь мы только кратко обозначим эту концепцию. В целом же эта тема может быть предметом специального исследования.

Таким образом, взаимоотношение духа и материи носит многоаспектный противоречивый, динамический характер, и поэтому в полной мере оно может быть отражено в концепциях, синтезирующих в себе разумные моменты материалистических и идеалистических, монистических и плюралистических концепций. Автор надеется, что предлагаемые методология и контур решения проблемы позволят сделать значительные шаги по пути формирования синтетического видения взаимодействия духа и материи в универсуме. Как нам кажется, такая методология и такое решение проблемы не ставит абсолютных преград ни для одного из полярных подходов в понимании взаимоотношения духа и материи, не закрывает ни одного направления их исследования.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-ДУХА-И-МАТЕРИИ-И-СИНТЕЗ-ПОЛЯРНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д.Д. РАЧИНСКИЙ, ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХА И МАТЕРИИ И СИНТЕЗ ПОЛЯРНЫХ КОНЦЕПЦИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ВЗАИМООТНОШЕНИЯ-ДУХА-И-МАТЕРИИ-И-СИНТЕЗ-ПОЛЯРНЫХ-КОНЦЕПЦИЙ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Д.Д. РАЧИНСКИЙ:

Д.Д. РАЧИНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
4509 просмотров рейтинг
08.09.2015 (3125 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
23 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХА И МАТЕРИИ И СИНТЕЗ ПОЛЯРНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android