Libmonster ID: RU-8730
Автор(ы) публикации: А. А. АЛЕКСАНДРОВ

"Индивид имеет бесконечную ценность"1 , - провозглашает Гегель в "Философии религии". "Человек обладает бесконечной ценностью"2 , - зеркальное отражение этой фразы мы находим в "Истории философии". "Человек является целью в себе самом благодаря своему божественному началу"3 , - указывается в "Философии истории". "Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке"4 , - пишет немецкий мыслитель в "Философии духа", почти уравнивая в правах индивида и Абсолют.

Эти принципы и этот пафос не могли не получить отражения в творчестве ведущих отечественных и зарубежных гегелеведов. "Тому, кто стремится постигнуть философию Гегеля в ее основной сущности, необходимо вскрыть его концепцию человека"5 , - писал И. А. Ильин. Далекий от него и по времени, и по идеологии марксист Д. Лукач, указывал: "Гегель решал вопрос, как придать индивидуальной жизни смысл, сохранив его до конца дней"6 . В философии Гегеля "впервые в человеческой истории противоречивость самого человеческого существования осознается как центральная проблема философии"7 , - уточнял тот же автор.


1 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1975. Т. 2. С. 297.

2 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1935. Т. XI. С. 86.

3 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1935. Т. VIII. С. 33.

4 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 2. С. 389.

5 Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., 1994. С. 271.

6 Лукач Г. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987. С. 218.

7 Там же. С. 442.

стр. 187


"Дух существует только как единичное действительное сознание"1 , - этот постулат гегелевской философии автоматически распространяет все многочисленные награды, раздаваемые в гегелевской системе абсолютной идее, на человека - вне его она ничто. В этой связи даже не питавший к Гегелю пиетета Р. Гайм признавал приоритетное значение антропологической проблематики в творчестве мыслителя и указывал, что "философия Гегеля возникает из поэтического толчка, из желания построить мир по идеальной схеме"2 . По мнению Гайма, Гегель "хотел восстановить человека из его разрозненного состояния"3 и именно для этого предпринимал создание своей глобальной системы.

Многие ученые полагали, что интерес Гегеля к человековедению, как и вся его философия в целом, выросли из религиозных исканий мыслителя. Широко известна концепция Дильтея; в русской философии данной позиции придерживался уже упоминавшийся И. А. Ильин, высказывавший, в частности, идею о том, что гегелевская философия является синтезом двух начал: греческой мысли и христианской любви4 . Известный западный гегелевед Т. Херинг писал, что понятие духа в гегелевской философии происходит от Евангелия от Иоанна5 . Хинрикс называл гегелевскую философию "высшим мыслительным продуктом в христианстве".

Подобная позиция не лишена оснований. "Задача - внятно объяснить, что значит приблизиться к богу... Царство божие пусть придет, и будем действовать для этого"6 , - эти фразы молодого Гегеля звучат как программные заявления. Известно, сколь серьезное внимание мыслитель, особенно в юношеские годы, уделял религии; да и в период апогея его творчества религия всегда соседствовала на Олимпе знания с философией, с Абсолютным знанием. Гегель много раз говорил, что религия и философия изучают один и тот же предмет, но разными средствами.

Специфика антропологии немецкого мыслителя в том, что к проблеме человека он подходит через фундаментальную онтологию. Он не считает правильным и возможным решать основные антропологические проблемы напрямую, простыми дефиниция-


1 Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1974. С. 431.

2 Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861. С. 65.

3 Там же. С. 66.

4 См.: Ильин И. А. Указ. соч. С. 475.

5 Haering Th. Hegel. Eine chronologische Entwicklungsgeschichte der Gedanken und der Sprache Hegels. Bd.l. Leipzig und Berlin, 1929. S. 5.

6 Цит. по: Фишер Куно. Гегель: его жизнь, сочинения и учение. М. -Л., 1933. С. 38.

стр. 188


ми. Всякий раз выявление антропологических воззрений Гегеля предстает как экспликация из целостного концептуального каркаса, созданного мыслителем.

Сущность человека в гегелевской концепции - дух, и эта короткая посылка ведет к весьма развернутым следствиям. Человек бесконечно внутренне глубок и сложен, так же сложен, как сам мир, как сам абсолют. И потому его нельзя объяснить, не объяснив самого мира и абсолюта. В этой связи антропология расширяет свои привычные пределы и простирается на все социально-историческое пространство, на весь смысловой универсум. Антропология превращается в онтологию.

"Формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее"1 , - эта знаменитая фраза из "Феноменологии духа" присутствует во всех учебниках по истории философии. Данный принцип в полной мере применим к антропологии мыслителя. Только из целостной системы знания о природной и социально-духовной действительности может быть получен ответ на вопрос о человеке, его природе и смысле бытия.

Подход Гегеля в какой-то мере схож с подходом Хайдеггера. При всем различии их теоретических концептов в обоих случаях за основу принят принцип: человека нельзя объяснить из самого человека; для этого нужно объяснить все бытие2 . Хайдеггер ставил знак равенства между проблемой Сущности и проблемой человека; аналогична методология Гегеля. И потому оба мыслителя подходят к человеку через всеобщую онтологию.

Указанная специфика гегелевской методологии была замечена целым рядом зарубежных и отечественных философов. Еще Гадамер отметил, что человек у Гегеля мыслится "через разлитую действительность духа"3 . "У Гегеля все антропологические проблемы утрачивают самостоятельность, так как включаются в контекст всей системы"4 , - указывает Н. В. Мотрошилова.

При этом гегелевская антропология (здесь и далее, если не оговорено иное, этот термин будет браться в классическом смысле, а не в качестве обозначения одноименного раздела в "Филосо-


1 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. IV. М., 1959. С. 3.

2 Ср.: "Для онтологической попытки обосновать человека должна быть фундирующая попытка, эксплицирующая Бытие как целостную модель" // Хайдеггер М. Афоризмы. Минск, 1998. С. 119.

3 Гадамер Г. -Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 40.

4 Мотрошилова И. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990. С. 23.

стр. 189


фии духа") имеет своим предметом не разнообразие типов человеческой субъективности, а понятие человека, "человека вообще". В центре внимания - вопрос о природе человека, его сущностных всеобщих чертах.

При этом Гегель рассматривает человека как сложнейшее, многомерное существо, детерминация деятельности и сама деятельность которого развертывается не в одной плоскости, а на многих уровнях. В человеке есть и субъективное, и объективное, и абсолютное. Он и конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы общественных отношений, продукт социализации, и часть Абсолютного, медиум бога. В знаменитой гегелевской триаде - "субъективное - объективное - абсолютное" - нашлось место для рассмотрения почти всех значимых социально-исторических и природных феноменов, но нигде нет отдельной ступеньки, которая так и называлась бы "человек". Нет и не может быть, потому что человек глобален; он "вмещает в себя все, но сам не вмещается ни во что", как гласит известный афоризм. Человек вбирает в себя всю указанную триаду и предстает как сложный конгломерат различных сущностей и природ. В этой связи справедлива та точка зрения, что Гегель во многом переосмыслил само понятие человеческого индивида, качественно усложнив его по сравнению с предшествующими этапами немецкой классической философии, впрочем, как и по сравнению с предшествующей философией вообще1 .

Одновременно вся гегелевская система необходимо центрирована на человеке. Каждая ступень восхождения - это определенный уровень развития человеческого сознания. Все "гештальты" (наиболее короткий термин для обозначения определенной ступени развития духа в системе Гегеля2 ) - это, как писал И. А. Ильин, "определенные видоизменения человеческой природы"3 , "состояния внутренней энергии человека - божественной по сути и конкретно-эмпирической по явленности"4 .

Указанную методологию подхода к антропологической проблематике нельзя назвать ни тривиальной, ни простой. Именно поэтому ее многие не понимали, а многие не принимали, обвиняя


1 См. подробнее: Быкова М. Н. Гегель - философ модерна? // Судьбы гегельянства. М., 2000. С. 97.

2 О термине см. подробнее: Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1984. С. 135.

3 Ильин И. А. Указ соч. С. 271.

4 Там же. С. 277.

стр. 190


Гегеля во всех грехах. Прибавим к этому ставшую притчей во языцех сложность гегелевских текстов, трудность их интерпретации (еще с Гайма пошли жалобы на то-де, что "Гегель труден, так как соединяет мышление и записывание"1 - тексты, которые писались без применения рефлексивных функций, читать, безусловно, проще; если же говорить серьезно, то данный тезис верен лишь отчасти, так как Гегель многократно правил записанное; полного тождества мыслительного экспромта с письмом нет). Данный коктейль причин, к которому нужно прибавить тот тривиальный факт, что каждый оценивающий субъективен, и породил то многообразие оценок его философской системы, которое было приведено.

Действительно, философа можно по-разному оценивать в зависимости от того, становится ли оценивающий на одну точку зрения с ним или нет. Гегеля нельзя адекватно воспринять, если придерживаешься иной смысловой парадигмы. Гегель требует: кто хочет его понять, тот должен его принять.

Исходя из этого, мы в настоящей статье будем, по мере наших возможностей, придерживаться этого принципа, т.е. не менять тех смысловых рамок и систем координат, в которых шел рефлексивный процесс самого мыслителя. В ином варианте вообще вряд ли возможна системная работа о его творчестве. Иной вариант - это, скорее, авторски-современная, чем историко-философская работа, претендующая на аутентичность толкования.

Суть гегелевской методологии, как указывалось, - вплетение антропологии в онтологию. Анализ проблемы человека невозможен без включения ее в предельно широкий контекст - в общее понимание мира, его природы и его абсолюта. Антропология в своем развитии необходимо выливается в онтологию, а онтология всегда имплицитно содержит антропологию. Философия человека Гегеля вплетается в его общую "космологию" мира, в широкий пласт параллельных тем - тем свободы, сознания, социальных отношений, природы, истории, отчуждения, религии и т.д. Вне их философия человека не может состояться, потеряет свой органический элемент.

"Человек... есть дух"2 , "Человек, конечное сознание, есть дух в определении конечности"3 , - указывает Гегель. Поэтому в его методологии человек единосущностен с абсолютом и миром. Весь мир превращается в модификации человеческого "я"; с другой сто-


1 Гайм Р. Указ соч. С. 69.

2 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. М., 1977. С. 231.

3 Там же. С. 81.

стр. 191


роны, само "я" - всего лишь один из модусов абсолюта, духа, претворяющего себя в пространстве и времени.

Человек, имеющий единую сущность с миром, столь же внутренне глубок и многообразен, как и сам этот мир. Поэтому гегелевская антропология выступает как некая сущность с бесконечной периферией: все многообразные формообразования духа - это ее живые частицы, по-разному раскрывающие природу человеческого существа и способы его бытия.

В этой парадигме анализа все антропологические проблемы выступают не изолированно, а включаются в единый контекст поступательного развития духа. Человек - часть той нити развития, которая началась вне времени и пространства, в чистой логике, царстве абсолютных сущностей. Эта нить проходит через природу, через историю, общество, право, мораль, культуру, религию, во всем находя модус своего существования. В парадигме гегелевского подхода человек - часть вселенной, не больше и не меньше. Проблема человека - это проблема вселенной. Ключи к тайне человеческого бытия нужно искать, настолько же углубляясь в бездны сознания, насколько и простирая свой взор вовне - на весь порожденный бытием смысловой ряд.

О принципе системности в гегелевской философии немало написано в отечественной литературе. Это важнейший методологический принцип Гегеля, основа его творчества. Системность гегелевского подхода имеет много измерений, речь не идет только о количественном охвате различных областей знания. Эта системность проявилась в качественном отношении, а именно: в том, что Гегель, и это во многом впервые в истории философии, подошел к человеку как к многомерному существу. Человеческая личность рассматривалась им как комплексное понятие, в котором есть различные пласты детерминации и деятельности: субъективный, объективный, абсолютный. Человек живет одновременно в нескольких мирах: мире своих субъективных склонностей и природных особенностей, мире социальных отношений и зависимостей, мире всеобщего содержания и абсолютных сущностей. В разные периоды жизни над ним властвуют различные силы его многообразной природы; а когда-то и он сам властвует над ними, если имеет волю применить свой разум, имеющий верховенство над детерминациями всех природ. Но в любом случае человек не исчерпывается только субъективно-личностной составляющей своего существа; он многообразен, как сам мир, и в нем живут силы не только объективной, но и абсолютной природы.

стр. 192


В связи со сказанным нужно еще раз подчеркнуть, что Гегель во многом переосмыслил само понятие человеческого индивида по сравнению с тем, как это понятие понималось в философии ранее. Человек стал рассматриваться как многоуровневое существо, как сложнейший социально-природный и, вместе с тем, абсолютный феномен, в котором сошлись воедино различные пласты детерминации.

При этом Гегель исследовал человека как такового, "усредненного", говоря с долей условности. Конкретная субъективность в своем бесконечном многообразии не была интересна философу, в центре его исследований находилось понятие человека, человеческая сущность.

А человеческая сущность проявляется в общих закономерностях развития Рода в ходе истории. Гегель центрирует внимание именно на социально-исторических проблемах. В соответствии с его программными принципами развитие индивида повторяет развитие Рода. Раскрытие человеческой сущности проявляется в ходе исторического процесса; равным образом человек, чтобы соответствовать своему родовому понятию, должен усвоить уроки истории.

Сущность человека проявляется также наиболее ярко "в великих характерах"1 . Этот принцип един с предыдущим. В "великих характерах" и "всемирно-исторических личностях", по Гегелю, находит свое выражение дух - та же всеобщая сущность, которая реализуется в процессе исторического развития Рода. В этой связи крайне огрубленной является распространенная оценка творчества Гегеля как "философии цезарей и чингисханов". Кумиром Гегеля является не великий правитель - сколько их было! - а развивающийся дух. Если деятельность правителя соответствует назревшей тенденции развития духа и выражает собой необходимость, он занимает место в пантеоне великих формообразований сознания, если нет - исчезает во тьме времен, как простой смертный.

На типичный упрек к гегелевской философии - о забвении темы человека - можно ответить не менее кардинальным возра-


1 Данный подход присутствует не только в "Философии истории", но и во всем творчестве мыслителя. Так, во Введении к "Философии духа" Гегель призывает философию подняться "к пониманию великих человеческих характеров, в которых подлинная природа человека проявляется в ничем не искаженной чистоте" (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 2. С. 8). Вместе с тем, гегелевская методология, как будет показано далее, не исчерпывается указанным принципом, более диверсифицирована и диалектична.

стр. 193


жением: в гегелевской философии вообще нет ничего, кроме человека. Все формообразования сознания - это определенные модусы духа, того же духа, который является сущностью человека. Поэтому человек находит "свое иное" во всем, что составляет главные характеристики мира, во всех ступенях, которые прошел в своем восхождении дух. И. А. Ильин справедливо указывал, что все формы сознания выступают в гегелевской системе "как видоизменения природы человека"1 .

Гегелевская методология имеет еще ряд особенностей, которые необходимо учитывать при анализе антропологической тематики. Одна из наиболее характерных - теснейшее переплетение логических, психологических и исторических методик. При анализе явлений философ рассматривает их одновременно и с позиции "движения чистых сущностей", и используя исторические аналогии и иллюстрации из примеров реальных человеческих отношений. Такая методология никогда не воспринималась однозначно: так, еще Гайм считал ее абсурдом и эклектикой2 . Тем не менее, избрав ту парадигму исследования, о котором сказано выше, Гегель уже не имел иного пути. Сделав приоритетом логику движения содержания, он вынужден был постулировать ее в качестве стержня анализа. Но эта логика развертывается не в вакууме, а в реальном эмпирическом мире, и потому у нее не может быть "беспримесного" движения, не содержащего элементов единичности и случайности. Более того, у "чистой логики" и нет никакой другой сферы для самораскрытия, кроме эмпирического мира, в этой связи ее явленность "с примесью" психологизма и историзма - единственная, никакой другой нет и существовать не может. Поэтому он и выстраивал своеобразный "психо-космо-логос" своей Системы: иного пути синтеза высокой логики и реальной практики просто не существовало.

Сущность мира в гегелевской системе - дух. Это вселенское, космическое начало, которое берет свой старт во вневременном пространстве чистой логики, сквозной нитью проходит через все природное развитие со всеми его неживыми, а потом живыми формами, осью пронзает все социальное развитие и историю, устремляясь в абсолют, продолжает творить вневременное и - его эхом - реальное будущее. Весь универсум гегелевская философия трактует как иерархию форм диалектически развивающегося духа. Человек - одна из таких форм, нанизанная на общий


1 Ильин И. А. Указ. соч. С. 271.

2 См.: Гайм Р. Указ соч. С. 185.

стр. 194


стержень диалектического движения. "Одна из" и особенная - но об этом особый же и разговор.

Формулу "сущность человека - дух" Гегель повторяет, как речитатив, много раз. "Содержание человека - свободный дух"1 , - заявляет он в "Философии духа". "Человек в себе есть дух, разумность"2 , - отмечается в "Философии религии". "Дух, или человек как таковой, в себе свободен"3 , - провозглашается в Предисловии к "Философии истории". "Человек есть дух"4 , - говорил Гегель, выступая перед студентами в Гейдельберге.

Но, имея такую сущность, как дух, происходя из столь "знатного рода", человек обладает правом быть записанным в "королевскую семью" - в родственники абсолюта, бога. Ведь бог суть дух и человек суть дух. "Чтите дух, живущий в вас, он научит вас понимать волю божества; он роднит вас с божеством"5 , - так звучит речь Иисуса в интерпретации молодого Гегеля. И несмотря на все отличия творчества зрелого мыслителя от юношеских произведений, этот пафос не изменится и далее. Гегель продолжит считать сущностью человека абсолют, сохранит понимание единородности бога и человека. Это станет определяющей характеристикой всей антропологии мыслителя.

Более того, сам абсолют не мыслится Гегелем (как молодым, так и зрелым) вне человеческой жизни и вне истории. Через человека и только через человека он получает самосознание. Так, в "Философии духа" Гегель пишет: "Бог есть бог лишь постольку, поскольку он знает самого себя; его знание самого себя есть, далее, его самосознание в человеке, а знание человека о боге развивается, далее, до знания себя человеком в боге"6 ; "На дух следует смотреть, как на подобие бога, как на божественное в человеке"7 .


1 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. С. 353.

2 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. С. С. 256.

3 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. VIII. М., 1935. С. XLVI.

4 Данная речь Гегеля опубликована в девятом томе сочинений философа (Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 9. М., 1932. С. 5). Впрочем, отрывок столь характерен, что достоин полной цитаты: "Так как человек есть дух, то он смеет и должен считать себя самого достойным величайшего, и его оценка величия и силы своего духа не может быть слишком преувеличенной, как бы высоко он не думал о них; вооруженный этой верой, он не встретит на своем пути ничего столь неподатливого и упорного, что не открылось бы перед ним" (там же). А еще говорят о принижении Гегелем человеческой личности!

5 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т.1. С. 89.

6 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3. С. 389.

7 Там же. С. 254.

стр. 195


Это своего рода гимн человеку. Человек - высшее из того, что есть в мире; сам абсолют находит в нем ипостась своего бытия.

Человек - это бог, принявший земное бытие и конечную форму. "Человек есть Божественное в эмпирической, конечной форме"1 , - указывает И. А. Ильин. Он становится медиумом бога, творя его законы и его волю в земном. И сам абсолют не вне его, за ним не нужно устремляться в недостижимые космические дали - этот абсолют в нем самом. "Царствие божие внутри вас", - Гегель всегда был сторонником этого библейского принципа, многократно повторяя его в своих произведениях. Существом и корнем человеческой души является бог.

Человек - это бог, принявший конечную форму. Гегель сочувственно пересказывает Гераклита: люди - смертные боги, боги - бессмертные люди2 .

А коль скоро в человеке получает выражение абсолютное, человек не просто формообразование сознания, не просто гештальт, он особый гештальт. "Истинное явление духа есть... дух человека"3 , - пишет Гегель в "Философии религии". Именно в человеке дух, который до этого целую вечность развивался в миллионах разных форм, впервые обретает свой истинный облик бытия. В человеке (напомним, следуя методологии Гегеля, мы используем этот термин как родовое понятие) дух предстает таким, каким он сущностно есть. Человек - это истинная форма духа, а потому - сам дух, а не просто его модус. Мировая сущность впервые приоткрывает свой истинный лик.

Человек - дитя многих природ и факторов: социальных и биологических, связанных с личными обстоятельствами и общеисторическими законами и т.д. Но важнее всего, что он дитя природы абсолютной - самого божества. А божество же в рамках гегелевской философии предстает как Понятие - диалектическая логика, в-себе и для-себя сущий Смысл. Именно этот пласт внутреннего мира человеческого существа является его основанием и конституирует его в качестве единосущего абсолютной форме.

Эту мысль Гегель повторяет во многих произведениях. "Человек - предмет, сущий в себе как понятие"4 , - пишет он в "Философии религии". "Логическое... есть сама его (человека. - Авт.)своеобразная природа"5 , "Задача состоит в том, чтобы осознать


1 Ильин Н. А. Указ соч. С. 280.

2 см.: Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 9. С. 261.

3 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. С. 97.

4 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. С. 97.

5 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. V. М., 1937. С. 6 - 7.

стр. 196


эту логическую природу, одушевляющую дух, орудующую и действующую в нем"1 , - отмечается в "Науке логики".

В этой связи и человек предстает как ипостась понятия. В человеке обнаруживается своего рода "сверхчеловеческая" сфера, которая живет по ритму абсолютной логики, в которой правят те же законы, что и в "царстве чистых сущностей", "царстве божием", на языке Системы. Когда-то Шелер характеризовал человека как "самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира"2 . О таком же сущностном зерне внутри человека, в котором, как в микрокосме, скрыт весь мир, ведет речь Гегель. И это не просто зерно, крупинка, это главное. Наоборот, сам человек - скорее, видимость; подлинное не он - как субъективность, индивидуальность, - а тот всеобщий закон, который породил мир и который живет и реализуется в нем, имея его формой своего бытия.

Но человек не просто форма духа. Индивидуализация, очеловечивание, в модусе которых являет себя Понятие, диалектический Логос, - это абсолютно необходимая для него форма. Только пройдя через человеческое и "слишком человеческое", говоря словами Ницше, дух может прочувствовать всю ту гамму переживаний и эмоций - да вообще, жизнь как таковую, которая необходима ему, чтобы стать собой, ожить, выйти из слепой тьмы состояния в-себе к свету для-себя. Духу нужно жить человеком, чтобы жить вообще.

Из приведенных формулировок рисуется некий идеализированный, далекий от реалий практики образ. Но если человек берется Гегелем как родовое понятие, то такой человек и должен отражать ту необходимость и те законы, которые диктуются человеку Родом, а его род - это весь мир, это дух и Абсолют. И не вина гегелевского идеализированного образа, что в реальной эмпирии у него не так много материальных носителей, скорее, это вина самой эмпирии.

Подводя итоги предпринятому анализу, надлежит отметить, что сущность человека в гегелевской философии - это дух, но само понятие духа понимается настолько сложно и многоуровнево, что любые попытки идентифицировать его с какой-либо конкретной формой или каким-либо конкретным качеством оказываются неудачны. Дух не исчерпывается ни одной своей характеристикой. Он всегда способен быть иным, способен на диалектическое пре-


1 Там же. С. 12.

2 Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 13.

стр. 197


ображение и самотворчество. Любая дефиниция фиксирует лишь отдельный его модус, но не его самого.

Как отмечал по этому поводу сам Гегель, "каждый человеческий индивидуум, хотя и есть нечто бесконечно своеобразное, все же имеет в себе priiis всего своего своеобразия, priiis, состоящее в том, что он в этом своеобразии есть человек"1 . Дальше этого определения, пусть тавтологичного, идти, конечно, можно, причем можно и в бесконечность; но его никогда не следует забывать в качестве своего рода "маяка", исходной точки. Человек не имеет сущности как чего-то предзаданного и однозначно детерминированного; его сущность в том, что он человек, и в том, что он дух. Это оставляет ему свободу.

При этом сущность человека, мира и абсолюта в гегелевской философии тождественны. А потому свобода дополняется бесконечностью возможности ее реализации, бесконечным значением и мощью человеческого "я".


1 Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. V. С. 12.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ЧЕЛОВЕКА-В-ФИЛОСОФИИ-ГЕГЕЛЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Polina YagodaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Yagoda

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. АЛЕКСАНДРОВ, ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМА-ЧЕЛОВЕКА-В-ФИЛОСОФИИ-ГЕГЕЛЯ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. А. АЛЕКСАНДРОВ:

А. А. АЛЕКСАНДРОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Polina Yagoda
Kaliningrad, Россия
1330 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3149 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android