Libmonster ID: RU-9273
Автор(ы) публикации: Г. ПОПОВ

Г. ПОПОВ, доктор экономических наук, профессор, президент Международного университета в Москве

Задача выявления общих проблем выхода из социализма в достаточном объеме, к сожалению, не ставилась ни в бывших социалистических странах, ни в странах Запада, ни в рамках ООН и других международных организаций. В этом, на мой взгляд, заключается одна из причин того, почему при выходе из социализма страны столкнулись с серьезными трудностями.

Необходимость выхода из социализма

В XIX в. капитализм продемонстрировал выдающиеся достижения в развитии производства, науки и техники. Но его экономические и социальные противоречия, как показал анализ ряда исследований, особенно работ К. Маркса, привели этот строй к глубочайшему кризису, итогом которого стала Первая мировая война. Гибель миллионов людей, гигантские по масштабам разрушения материальных ценностей неизбежно поставили перед человечеством задачу преодоления капитализма как способа производства. Были предложены, а затем реализованы на практике три модели устройства мира:

- ленинская модель интернационального социализма - переход всех стран мира к социализму;

национал-социалистическая модель Гитлера и Муссолини, в которой достойными социализма признавались только некоторые страны, отобранные по расовому признаку;

- "новый курс" Рузвельта - модель постиндустриального строя.

И интернациональный, и национальный социализм свое будущее связывал с мировой войной и победой в ней. Но Вторая мировая война завершилась тотальным поражением национал-социализма. Эта победа потребовала объединения всех антифашистских сил и тем самым позволила интернациональному социализму не только сохраниться, но и осуществить экспансию как в Европе, так и в Азии. А внутренняя логика развития стран Запада и давление социалистического лагеря предопределили в развитых странах курс на формирование постиндустриального общества.

стр. 114


Экономическим механизмом постиндустриального развития становится сочетание рыночного и государственного регулирования; политическим механизмом в условиях плюрализма форм собственности может быть только демократия особого, постиндустриального типа; демократия предполагает свободное голосование граждан, следствием чего является социальная ориентация и рынка, и всего экономического развития.

В конце XX в. постиндустриальные страны демонстрировали все большие экономические и социальные достижения. Напротив, в странах социалистического толка быстрое исчерпание резервов общественного строя приводило к обострению противоречий. Развернулся кризис государственного социализма. Вывоз в страны Запада сырья, прежде всего энергетического, и ввоз оттуда продовольствия, заимствование (часто просто кража) научно-технических достижений только продлили этот кризис. Стало вполне очевидным, что страны социалистического мира также должны перейти к постиндустриальному обществу.

Обсуждались несколько направлений выхода соцстран из существующего социализма.

1. Отмежевание от реального социализма: и от его практики, и от его теории. Были предприняты попытки возродить "настоящий социализм", то есть вернуться к "подлинному" Ленину или даже к "подлинному" Марксу.

2. Построение "развитого социализма", что предполагало совершенствование социализма для его приспособления к новым условиям. Это направление претворялось в жизнь прежде всего брежневским руководством КПСС.

3. "Обновление социализма", которое предлагали реформаторы в СССР, в первую очередь руководители КПСС. Последний из них - М. Горбачев. Обобщенно эти представления можно определить как "капитальный ремонт" реального социализма.

4. "Китайский социализм", или "социализм с китайской спецификой".

В целом же в соцстранах отсутствовала концепция выхода из социализма. Исторический поворот, подводивший итоги государственно-социалистического эксперимента XX века, оказался без сколько-нибудь цельной идеологической базы. Такая же ситуация сложилась не только в соцстранах, но и на Западе. Во-первых, выработанные там предложения не содержали какой-либо законченной системы, так как в случае военной победы Запада социализм не реформировали, а устраняли. Во-вторых, перспективу самораспада социализма в результате внутренних противоречий относили к далекому будущему. В-третьих, появившиеся идеи еврокоммунизма сводились к тому, чтобы доказать, что западноевропейским странам нужен "свой" вариант социализма, отличный от советского. В-четвертых, рецепт "реставрации", близкий к западному, предложили эмигранты из стран социализма: восстановление досоциалистической политической и экономической систем, возвращение собственности, в первую очередь земли, прежним ее владельцам, изгнание коммунистических бюрократов из всех властных структур, проведение суда над коммунистами.

стр. 115


Социалистические страны по условиям и уровню развития можно было разделить на несколько групп.

Первая группа - социалистические страны Восточной Европы, для которых общим было относительно недавнее утверждение социализма. Но сохранились традиции прошлого строя и поколения людей, готовых их возродить.

Вторая - Китай. Руководство Китая отличалось чрезвычайным динамизмом и прагматизмом. Независимый курс потребовал создания мощной военной промышленности с ракетно-ядерным потенциалом. Значительная часть населения страны - крестьянство - сохраняло традиции старого строя.

Третья - страны социалистической ориентации в Азии, Африке и Америке. Их объединяет то, что они возникли на базе бывших колоний или зависимых стран, что не могло не повлиять на характер их проблем.

Четвертая. Советский Союз - главная страна социализма с почти вековым опытом жизни при этом строе. Целые поколения и руководителей, и населения полностью утратили традиции предпринимательства, экономической заинтересованности. Главной чертой советского социализма была глубоко монополизированная экономика, сердцевину которой составлял централизованный военно-промышленный комплекс. Другая черта - зависимость всей жизни страны от экспорта сырья, прежде всего нефти и газа.

Однако внутреннее устройство страны не было однородным. Россия по преимуществу воплощала то, что символизировал СССР. К России были близки Украина и Белоруссия. Входившие в состав СССР республики Прибалтики по типу развития были ближе к странам Восточной Европы, была своя специфика в трех республиках Закавказья, четырех республиках Средней Азии. Поэтому проблемы выхода из социализма этих бывших республик СССР существенно различались между собой.

Россия в столь ответственный исторический момент не имела стратегической концепции реформ. Когда Межрегиональная депутатская группа (МДГ) первого демократически избранного советского парламента попыталась сформулировать платформу перемен, она утонула в дебатах и спорах. Выход предложил академик А. Сахаров: раз мы не в состоянии сформулировать то позитивное, что нас может объединить, давайте ограничимся тем негативным, что нас не разъединяет. Таким всеобщим, общепринятым "негативом" был лозунг отстранения КПСС от власти, устранения из Конституции страны статьи 6 - о руководящей роли КПСС. И МДГ, и появившаяся затем "Демократическая Россия" пошли по этому пути - по пути минимизации требований. Этого оказалось достаточно для объединения всех противников КПСС - от либералов до анархо-коммунистов - и свержения советского строя. Но в первые дни после победы был предопределен раскол среди тех, кто одержал верх над КПСС.

Еще в 1950-е годы работавший на Западе российский мыслитель И. Ильин достаточно полно раскрыл всю сложность и противоречивость проблемы преодоления социализма. В своих многочисленных

стр. 116


трудах (собрание его сочинений - более 30 томов) в качестве главной трудности он выдвинул проблему отсутствия кадров для формирования любого варианта несоветской системы. Как создавать антисоветскую систему с советскими кадрами?

Отдельные концепции выхода из социализма, разумеется, в СССР были. Был проект новой Конституции А. Сахарова, была разработка, подготовленная мною как сопредседателем Межрегиональной группы и председателем Моссовета. Она включала следующие основные блоки. Разгосударствление, денационализация - переход значительной части государственной собственности в частную или коллективную. Демократизация - ликвидация механизма однопартийной демократии и отстранение КПСС от власти. Десоветизация - переход от советского устройства к традиционному демократическому устройству с четким выделением трех ветвей власти: представительной, исполнительной и судебной. "Дефедерализация" национального устройства СССР предполагала, что, поскольку народы СССР в ходе свободных выборов приобретут реальную самостоятельность, республики сами будут решать, оставаться в составе СССР или нет.

Применительно к четырем названным основным блокам преобразований социалистической системы мною был предложен народно-демократический путь. Например, приватизацию следует осуществлять демократически - путем распределения собственности на началах равенства между всеми гражданами страны и бесплатно (как делили западные земли в США после Гражданской войны). Два других пути - либеральный и номенклатурный. Первый из них предполагал ведущую роль частных собственников, а второй - бюрократии. Номенклатурный вариант наиболее реализуемый, однако сама номенклатура или вообще не решится на реформы, или будет идти к ним крайне медленно. Поэтому в 1990 г. мною была предложена схема, названная "историческим компромиссом": власть исполнительная остается в руках номенклатуры, проводящей реформы, а контроль над ними осуществляет представительная власть, в которой демократические силы будут значительными или даже доминирующими. К сожалению, ни на уровне СССР, ни на уровне России концепция не была даже обсуждена.

Опыт выхода соцстран из социализма и перспективы их развития

Первой существенной особенностью выходящих из социализма европейских стран стал запрет на участие в политической жизни главных категорий социалистической бюрократии - прежде всего кадров партаппарата и органов государственной безопасности. Европейские страны смогли провести декоммунизацию, потому что в их распоряжении были некоммунистические кадры и внутри страны (из бывших собственников, политиков и бюрократов), и из рядов эмигрантов. Наличие некоммунистического резерва кадров для новой бюрократии - характерная черта выхода европейских стран из социализма. К специфике следует отнести также широкую реституцию - возврат

стр. 117


собственности (в том числе и земли) бывшим ее владельцам или их наследникам. Та собственность, которая была вновь создана за годы социализма, подлежала приватизации.

Что ждет европейские соцстраны? Одна из главных перспектив состоит в том, что вместо приобретения независимости они вновь окажутся в блоке НАТО и ЕС, которые потребуют от них выполнения стандартов, выработанных его членами, что непросто.

После вступления новых стран в ЕС обострится проблема кадров. Уровень оплаты труда в нынешних странах ЕС существенно выше, что приведет, во-первых, к оттоку из бывших соцстран и квалифицированных, и неквалифицированных кадров, во-вторых, к их возвращению на родину с запасом денег, существенно большим, чем у тех, кто не уезжал.

Разрыв в уровнях экономического развития стран, входящих в ЕС, очень велик. Даже ФРГ, истратив десятки миллиардов марок, не "ассимилировала" ГДР. Включение же других бывших соцстран в Европейский союз создаст более сложные проблемы. К тому же усиливаются этнические и межнациональные столкновения внутри ведущих стран Западной Европы.

Что касается Китая, то формально он не декларировал ни выхода из социализма, ни перехода к постиндустриальному обществу, хотя фактически в нем эти процессы налицо. Первая характерная черта перехода Китая от социализма к постиндустриальному обществу - руководство компартии, которая подавила попытки оппозиции участвовать в управлении страной. Итог - стабильность руководства, позволившая реализовать последовательную программу реформаторских мер. Достижения Китая впечатляют - и по темпам экономического роста, и по привлечению иностранных инвестиций, и по достижениям во внешней торговле и в международных экономических связях.

Платой за экономический рост стали: усиление напряженности внутри страны, регионы которой резко различаются по уровню развития; низкая зарплата рабочих; недостаточные меры по безопасности труда. Велик разрыв между селом и городом: крестьянство по уровню жизни существенно отстает от городских жителей.

Но главная проблема китайского пути - взаимоотношения частных собственников и партийно-государственной бюрократии. С одной стороны, частные собственники допускаются в ряды КПК. Но, получив определенную "долю" в членстве партии, они рано или поздно хотят иметь свою "долю" и в руководящих органах, и среди руководителей. С другой стороны, представители коммунистической бюрократии вводятся в правления и смешанных, и частных компаний. При этом возникает вероятность угрозы лоббирования этими представителями интересов "своих" частных структур.

Следовательно, стабильность и темпы, достигнутые при китайском варианте реформ, чреваты потенциальными опасностями. Ведь в СССР ленинский нэп был замедлен, а затем и вообще отвергнут именно из-за опасений советской бюрократии потерять свое руководящее положение в партии и в государстве.

В СССР - стране, десятилетиями жившей в условиях социалистического строя, единственно возможным переходом явились реформы,

стр. 118


осуществляемые коммунистической бюрократией. Однако сторонники реформ в ее среде оказались в меньшинстве. Чтобы встать на путь постиндустриальных преобразований, им пришлось обратиться за помощью к народу, к массам, "к улице". Фактически в стране произошла революция. Народ обеспечил отстранение от власти консервативного большинства коммунистической бюрократии, но никаких серьезных шансов на победу своего, народно-демократического, варианта постиндустриальных реформ в России не было. В результате народной революции страна вступила на путь номенклатурно-бюрократических реформ.

На первом этапе - примерно одно десятилетие - реформаторы от номенклатуры, чувствуя свою слабость, в качестве союзников привлекали нарождающийся капитал, а для прикрытия своей деятельности - некоторые группы либералов. Этот этап можно назвать номенклатурно-олигархическим. На втором этапе, с 2000 г., номенклатура, отказавшись и от союзников-олигархов, и от союзников-либералов, начала править страной, формировать систему управляемой демократии. Это предполагает сочетание внешних форм демократии с господством бюрократии. Сокращается обязательный процент явки на выборы, поэтому избранные меньшинством представительные органы теряют свое влияние. Усиливается исполнительная власть, захватившая контроль и над судебной системой, и над четвертой ветвью власти - средствами массовой информации, прежде всего электронными. Наконец, внутри исполнительной власти непрерывно сокращается удельный вес избираемых руководителей и растет масса назначаемых.

Захват власти номенклатурой позволил ей осуществить преобразования в экономике по выходу из социализма в выгодных для бюрократии формах. Народ вообще был отстранен от приватизации земли и от использования природной ренты. А в приватизированных отраслях был реализован вариант, ничего не давший обладателям ваучеров, но передавший бюрократии - прямо или через олигархов - контроль над приватизированной собственностью. Основные расходы были переложены на большую часть населения, например его многомиллиардные денежные накопления, которые могли бы послужить базой развития малого и среднего предпринимательства, попросту обесценились.

Неизбежными и логичными спутниками бюрократических реформ стали коррупция и криминализация. Коррупция питается: всевластием бюрократии и отсутствием демократического контроля над ней; нечеткостью и недоработанностью законов; возможностью их истолковывать и даже обходить, что создает питательную среду для произвола бюрократии в зависимости от масштаба взяток; неумением номенклатуры работать в условиях конкуренции; ее большевистской склонностью к методу прямого грабежа. Криминализация связана со слабостью нового государственного аппарата, оказавшегося неэффективным при защите интересов частных собственников, особенно малого бизнеса, в силу социалистических традиций. Криминализация становится спутницей коррупции, так как криминал или прямо охраняет коррупцию, или "кормится" за счет ее грабительских доходов.

Вместе с тем осуществляемые в России постиндустриальные преобразования за прошедшие 15 лет дали весомые позитивные результаты.

стр. 119


В стране появились политические партии, оппозиция. Начал формироваться частный сектор - от крупного до малого бизнеса. Миллионы людей получили возможность жить независимо от государства, приватизация жилья позволила им приобретать недвижимость в собственность. Эти и другие изменения в совокупности создали условия, при которых реставрация государственного социализма как строя невозможна.

Но одновременно нарастали противоречия, связанные с самой природой номенклатурного выхода из социализма:

- демократия, опирающаяся на голосование, в котором большинство составляют избиратели, полностью зависимые от государства, по существу, становится инструментом власти бюрократии. В стране отсутствует главная база демократии - гражданское общество;

- экономические реформы, прежде всего приватизация, не создали самого главного - рынка, функционирующего по законам конкуренции;

- номенклатура, как и при социализме, в условиях управляемой демократии становится хозяином предприятий и целых отраслей со всеми вытекающими отсюда последствиями, известными по прошлому опыту;

- реализация номенклатурного варианта перехода к постиндустриальному обществу усиливает социальную напряженность в стране. Миллионы граждан, доходы которых в госсекторе существенно ниже прожиточного минимума, не получают возможности реализовать себя в частном секторе, прежде всего в малом бизнесе;

- не сформирована перспективная программа развития страны в XXI веке, обеспечивающая позиции России в качестве одной из ведущих стран постиндустриального мира.

Вполне очевиден вывод: при сохранении нынешнего варианта развития постиндустриальные преобразования будут идти медленно и с высокими экономическими издержками. При нарастании социальной напряженности возникает угроза сохранению России в XXI веке как единого государства.

Уроки прошлого

Уроки выхода из социализма могут послужить основой теории переходного периода от социализма к постиндустриальному обществу. Исходным является формирование целейпостиндустриальных преобразований.

И в качестве первой приоритетной цели речь идет о выборе того пути постиндустриального развития, на который та или иная бывшая социалистическая страна собирается встать. Например, цель России - оставаться великой державой и в постиндустриальном мире. Либеральные реформы первых лет после краха социализма неявно (порой и явно) исходили из отсутствия у России перспектив быть великой державой. На новом этапе, напротив, от такой идеи отказались. Точно так же желание бывших соцстран войти в европейское сообщество не может не предопределить всего процесса постиндустриальных реформ.

стр. 120


Вторая цель - формирование гражданского общества как первоосновы всех постиндустриальных реформ. Социализм опирался на общество нанятых государством граждан. Такое общество может быть плацдармом только тоталитаризма. Хребет гражданского сообщества - экономически независимые от государства граждане, затем - состоящие из этих экономически независимых граждан независимые общественные структуры.

Третья цель - мобилизация движущих сил переходного периода. В начале выхода из социализма необходимы объединение всех противников госсоциализма и мобилизация народных масс. Но в дальнейшем главной движущей силой становится реформаторская часть нации: реформаторская часть бюрократии, реформаторские силы интеллигенции, нарождающийся бизнес, особенно малый, и т.д. Эта часть прогрессивных сил общества долгие годы составляет его меньшинство. Но требуется создание такой системы, в которой оно будет руководить процессом развития.

Особенность выхода из социализма - это руководство данным процессом со стороны номенклатурной бюрократии: или старой, досоциалистической, или части новой номенклатуры социализма. Трудность заключается в том, что господствующая бюрократия должна строить общество, в котором она уже не будет руководить. Чтобы двигаться в таком направлении, необходимо мощное давление на бюрократию. И давление прежде всего тех, кто представляет интересы будущего: интеллигенции, ее негосударственных организаций, предпринимателей и их организаций, малого бизнеса и его организаций, частного сектора образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения.

Как поступить с бывшей номенклатурной бюрократией коммунистической системы? Возможны три варианта решения этого вопроса:

- оставить за ней руководство в переходном периоде, что упростит сам переход. Но возникают трудности превращения одной части социалистической бюрократии (привыкшей быть командным звеном общества) в постиндустриальную бюрократию, представляющую собой скорее сферу обслуживания общества, а другой части - в частных собственников;

- полное исключение коммунистической бюрократии из государственной и политической жизни переходного периода. Опыт чистки политической жизни страны от прошлых ее хозяев (в ФРГ от нацистов, в ряде восточноевропейских стран от коммунистов) показал преимущества такого решения, но при наличии альтернативных коммунистам кадров для создания аппарата нового государства;

- некая комбинация первого и второго решений.

Уроки реформ государства. Главный урок - необходимость формирования гражданского общества, без которого невозможна демократия в государстве. Без гражданского общества нет базы и для независимости третьей и четвертой ветвей власти.

Другой урок касается национальных проблем. Здесь первичным должно быть формирование национальных сообществ, не зависимых от административно-территориальных структур. Главной должна стать национально-культурная автономия. А из устройства государства следует устранить национально-территориальное деление по примеру США.

стр. 121


В постиндустриальном обществе необходим комплекс мер по обеспечению действительной независимости и третьей ветви власти - судебной, и четвертой - средств информации. Основами их независимости являются, с одной стороны, особые источники финансирования в виде специальных налогов, с другой - формирование всех структур внутри этих властей самими судьями и самими журналистами.

В переходный период надо обеспечить дополнительное влияние тех, кто вначале оказался в меньшинстве, но с кем связаны надежды на будущее развитие и устройство постиндустриального общества. Особенно важно усилить роль интеллигенции (как было предпринято на первом Съезде народных депутатов в СССР) и малого бизнеса.

В этот период требуется не популистская демократия, пригодная для экономически процветающих развитых постиндустриальных стран, а система своего рода демократического авторитаризма, власти реформаторских сил, остающихся на основном отрезке переходного периода в меньшинстве. Если обеспечить преобладание в государстве реформаторов, тогда можно идти на отступление от популистской демократии. Небюрократические силы гражданского общества должны контролировать реформаторскую бюрократию.

Уроки экономических реформ. Можно ли оставить характерную для социализма общегосударственную собственность на землю, обеспечив функционирование на ней частного сектора? Или необходимо выделить какую-то долю земли в частную собственность? Надо ли приватизировать недра? Если не приватизировать, то кто ими должен распоряжаться: особые (созданные только для этого) органы общества или органы действующего государства (центральные, региональные, местные)? Если распоряжаются государственные органы, то какая из ветвей власти - законодательная или исполнительная?

При всех вариантах решения перечисленных проблем встает вопрос о ренте. Из экономической теории известно, что рента возникает из общей системы экономических отношений. Спрос на нефть и цена на нее зависят от ситуации в мире. Какую часть ренты должна получить страна, добывающая продукт, какую - мировая система, создавшая условия для возникновения ренты? Например, уже сейчас преобладают тенденции сохранить космос как межнациональный объект; основная часть Мирового океана - общая; схожая ситуация с Антарктидой. Не исключено, что мировое сообщество когда-нибудь примет решение о межнациональном характере и недр планеты - в той или иной форме.

Следующий блок экономических реформ можно обозначить понятием "приватизация". Какая часть экономики должна остаться государственной? Государственный сектор постиндустриального общества - качественно новое образование, выполняющее две главные функции: развивать те отрасли, которые частный сектор или игнорирует, или которые ему опасно доверять; быть опорой государства в его деятельности по регулированию экономики. Серьезная ситуация возникает тогда, когда все постиндустриальное государство начинает считать госсектор своим детищем. Поэтому выделение в аппарате постиндустриального государства именно аппарата госсектора - еще одна важнейшая задача.

стр. 122


Одной из главных функций государства постиндустриального общества является регулирование экономики, которое принципиально отличается от существовавшего при социализме административного командования, поскольку теперь его основой служат финансовые рычаги.

В ходе приватизации должен возникнуть не просто частный сектор, а рыночный с реальной конкуренцией, с отбором лучших, с разорением худших.

Как приватизировать госсобственность: за плату или бесплатно? Если за плату, то возникает проблема многолетнего кредита, поскольку граждане социализма не имеют необходимых средств для выкупа собственности? Далее, кто и почему получит такой кредит? Если бесплатно, то необходимо раздавать собственность всем гражданам страны поровну. Но тогда возникает проблема перехода собственности от участников раздела к тем, кто хочет и готов реально вести хозяйство на приватизированных объектах. При бесплатной приватизации участники дележа перепродают свои доли (чеки) будущим хозяйствующим субъектам.

Структура экономики социализма принципиально отличается от структуры рыночной экономики. Социализм повсеместно насаждал монополизм, искореняя саму основу конкурентной экономики - дублирующие друг друга производства. Еще одна проблема старта в экономике - значительный удельный вес военно-промышленного комплекса. Поэтому на старте необходимы демилитаризация и демонополизация.

Переход к постиндустриальному обществу связан с реформой всей системы доходов и налогообложения. Возникает потребность в согласовании уровней оплаты, условно говоря, "бюджетников и рыночников". С одной стороны, повышение уровня оплаты труда бюджетников необходимо, с другой - оно может полностью подорвать рынок. Поэтому бюрократия, заботясь о бюджетниках, должна начинать не с подтягивания зарплаты, а с выявления требуемого количества бюджетников.

От капитализма и социализма постиндустриальное общество получает прогрессивное налогообложение. Между тем весомых доводов в его пользу, кроме заявлений о вредности богатства и пользе уравнительности, нет. Если доли граждан в создании общего фонда государства разные, то в расходовании доходов необходимы дополнительные права для тех, кто платит больше. Возможен и другой путь - две системы налогов. Гражданин одну часть налога, равную для всех, уплачивает государству, а другую часть отдает на развитие науки или культуры, на помощь судам или больницам и сам решает, в какой пропорции она будет истрачена.

Уроки реформ непроизводственной сферы. Серьезный комплекс проблем старта связан с социальной сферой. Реформы непроизводственной сферы включают следующие блоки: жилище и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ); поддержку социально незащищенных слоев и членов общества; здравоохранение, образование, науку и культуру.

Жилищная реформа и реформа ЖКХ являются базовыми постиндустриальными реформами. Рыночная экономика требует свободного рынка труда. Смена места работы должна определяться уровнем зарплаты и включать все расходы, необходимые для покупки или аренды жилья. Приватизация того жилья, которым располагает

стр. 123


гражданин, является первоочередной социальной реформой при выходе из социализма. Приватизация может происходить бесплатно, платно или в комбинированном варианте. Вслед за этим создается рынок жилья - покупка жилья сразу или в рассрочку.

Вместе с появлением рынка жилья реформируется и жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь должны быть решены две взаимосвязанные проблемы перехода к рыночному хозяйству: ликвидация монополизма в предоставлении коммунальных услуг и доведение цен на коммунальные услуги до рыночных. При этом ликвидация монополизма первична, так как попытки довести цены на услуги до рыночных в условиях монополизма обязательно превращаются в произвол бюрократии в этой отрасли.

Постиндустриальные реформы должны быть направлены на поддержку социально незащищенных слоев и групп общества: инвалидов, оставшихся без родителей детей, малочисленных народностей, тяжело больных людей и т.п. Поскольку постиндустриальное общество предполагает ограничение роли государства, то эта система поддержки должна включать как государственные, так и негосударственные системы. Идеальным является вариант, когда государство выделяет ресурсы на поддержку указанных слоев населения, а распоряжаются ими особые общественные структуры, в которые входят представители самих опекаемых.

Среди социальных программ надо выделить те, которые поддерживают особые группы общества: молодежь, пожилых людей, в частности старших возрастных групп, женщин. В России, например, требуется программа увеличения рождаемости, а в странах с восточным менталитетом - программа равноправия женщин. В переходный период необходима программа поддержки тех пенсионеров, которые большую часть своей жизни проработали при социализме и не имеют накоплений.

Объектами постиндустриального реформирования непроизводственной сферы являются здравоохранение и образование. Общее этих отраслей заключается в том, что раз они касаются практически всех граждан, то в них должен быть блок, равнодоступный и бесплатный для всех граждан. Но так как эти отрасли обслуживают и состоятельные слои общества, то в них должен быть платный сегмент, организованный в соответствии со спросом и его масштабами в денежном выражении.

И наконец, в постиндустриальном реформировании нуждаются сферы науки и культуры. Наука, как и экономика, в ходе этих преобразований тоже должна стать трехсекторной - государственной, частной и коллективной. Государственная часть науки преимущественно будет включать оборонные исследования; частная - то, что финансируется и организуется частным сектором. Наконец, в науке постиндустриального общества должен быть сформирован значительный сектор независимой негосударственной науки, финансируемый и из бюджета, и частным сектором, но направление исследований должны определять сами ученые. Это - фундаментальные исследования в области естественных наук, теоретические исследования гуманитарных наук, прикладные гуманитарные исследования (типа археологии или филологии), для которых трудно найти частных инвесторов. Формирование такого негосударственного сектора науки - важнейшая задача постиндустриальных реформ.

стр. 124


Сходные преобразования должны произойти и в сфере культуры. Только тут государственно организуемая часть культуры практически не нужна. Частные учреждения культуры целиком функционируют как частные, а основная часть культуры постиндустриального общества - независимый общественный сектор. Государство имеет обязательства по обеспечению его ресурсами как сектора в целом. Распределение ресурсов - дело самих деятелей культуры. В этот же общий фонд культуры поступают и пожертвования от частных лиц. Только при такой организации науки и культуры постиндустриального общества эти отрасли станут самостоятельными сферами, поскольку будут выведены за пределы представлений, пристрастий и произвола как бюрократов, так и частных собственников.

Уроки выхода из социализма для постиндустриального общества. Анализ опыта и уроков такого всемирно-исторического процесса, как выход из социализма одной трети человечества, представляет огромный исторический интерес. В систематизированном виде уроки выхода из социализма можно рассматривать как особого рода теоретические обобщения. Но уроки выхода из социализма, несомненно, представляют интерес и для всего постиндустриального общества, для его дальнейшего развития.

Теперь об уроках, касающихся облика всей нашей планеты при постиндустриальном обществе. Существование постиндустриального общества только на Западе дало пирамидальную модель устройства этого западного мира - во главе с США. Эта модель сыграла важную историческую роль, позволив Западу во главе с США выиграть в схватке с госсоциализмом.

Но попытки распространить эту пирамидальную модель на всю планету создали огромные трудности и противоречия: Ирак, Иран, Афганистан, талибы, террористы и т.д. Если выделить первооснову, то проблема в самой пирамидальной модели. Мир не готов к такому типу взаимодействия, поэтому нужен поиск других, не пирамидальных вариантов глобализации.

* * *

Прошлое, госсоциализм - в каждом из нас, в каждой нашей клетке, в каждом нашем гене. Поэтому проблема выхода из социализма - это не только проблема страны, экономики, государства. Это проблема и каждого из нас. Суть подобного рода проблем хорошо выражает название книги Бруно Ясенского "Человек меняет кожу". Суть подобного рода проблем концентрированно выразил Антон Чехов: "Я по каплям выдавливал из себя раба". Вот и в наше время выйти из социализма - значит выдавить из себя по каплям неприемлемое для нас наше прошлое, "сменить кожу".

Надо каждому из нас преодолеть социальное иждивенчество (ожидание того, что кто-то преподнесет нам новую жизнь), политический и административный фарвартеризм (не командование бюрократии, а следование за начальством) и нехватку индивидуализма (чувства самоуважения и собственного достоинства).


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМЫ-ВЫХОДА-ИЗ-СОЦИАЛИЗМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Elena CheremushkinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Cheremushkina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. ПОПОВ, ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА ИЗ СОЦИАЛИЗМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОБЛЕМЫ-ВЫХОДА-ИЗ-СОЦИАЛИЗМА (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Г. ПОПОВ:

Г. ПОПОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Elena Cheremushkina
Актобэ, Казахстан
967 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3116 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
18 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОБЛЕМЫ ВЫХОДА ИЗ СОЦИАЛИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android