Зимой 1942 г. фашистское командование приступило к подготовке операции под кодовым наименованием "Айсштосс" ("Ледовый удар"), рассчитанной на уничтожение кораблей Краснознаменного Балтфлота (КБФ), дислоцировавшихся в районе блокированного Ленинграда, на Неве и в Финском заливе. Гитлеровцы воспроизвели контуры кораблей в натуральную величину на одном из замерзших озер. Макеты наших кораблей в учебных целях неоднократно бомбардировали немецкие 1-я эскадра пикирующих бомбардировщиков и 4-я эскадра бомбардировщиков, штурмовала 54-я эскадра истребителей. В марте 1942 г. фашистская авиация начала вести усиленную воздушную разведку, стремясь выявить систему противовоздушной обороны Ленинграда для лучшего нанесения бомбового удара по кораблям. О подготовке операции и ее целях западногерманский военный историк Г. Хюммельхен писал: "26 февраля 1942 г. штабом 1-го воздушного флота (командующий генерал-полковник авиации Келлер) было дано указание 1-му воздушному корпусу (командир генерал авиации Хельмут Ферстер) перед самым вскрытием льда в Финском заливе уничтожить массированным налетом штурмовиков под прикрытием истребителей находящиеся там главные боевые силы русского флота"1 . Он подчеркивал далее, что "22 марта 1942 г. штаб 1-го воздушного флота вновь обратил внимание 1-го воздушного корпуса на уничтожение главных сил русского Балтийского флота до вскрытия льда в Финском заливе, ссылаясь на указания Геринга, в которых сообщалось, что Гитлер ожидает уничтожения кораблей"2 .
Учитывая активизацию деятельности фашистской авиации, командование Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота предприняло меры, направленные на усиление противовоздушной обороны города. Ее осуществляла Ленинградская армия ПВО (командующий - генерал-майор береговой службы Г. С. Зашихин, члены Военного совета - председатель Ленгорисполкома П. С. Попков, бригадный комиссар Ф. Ф. Веров и полковой комиссар А. А. Иконников). В ее состав входили батареи среднекалиберной и малокалиберной зенитной артиллерии, зенитные пулеметы, прожекторные полки, полки аэростатов заграждения, служба ВНОС, служба связи и др.; в подчинении армии находился истребительный авиационный
1 G. Hummelchen. Unternehmen "Eisstoss". "Marine Rundschau", August 1959, S. 226.
2 Ibid., S. 227.
стр. 211
корпус3 . Непосредственно противовоздушная оборона КБФ осуществлялась зенитной артиллерией и истребителями трех авиабригад4 . Все эти средства и силы подчинялись начальнику ПВО флота, а в оперативном отношении - командующему Ленинградской армией ПВО5 . Истребительная авиация флота, зенитная артиллерия кораблей и Кронштадта были включены в общую систему ПВО Ленинграда6 . В конце марта 1942 г. Управление ПВО ВМФ организовало проверку боевой готовности частей ПВО КБФ, в том числе зенитных полков, и констатировало, что "подразделения представляют собой сколоченные, боевые организмы. Они подготовлены к отражению самолетов противника всеми видами огня"7 .
Принятые меры облегчали борьбу с вражеской авиацией. 4 апреля 1942 г. она совершила массированный налет на корабли КБФ и средства ПВО Ленинграда. Основная масса бомбардировщиков несколькими эшелонами и с различных направлений пыталась прорваться к городу, а группа истребителей атаковала наши аэродромы. Одновременно гитлеровцы произвели сильный артиллерийский обстрел, стремясь подавить огневые позиции зенитных батарей Ленинградской армии ПВО и КБФ. Однако уже в начале налета активными действиями нашей истребительной авиации и зенитной артиллерии план фашистского командования был в значительной степени сорван. Мощный заградительный огонь на подступах к городу вынудил фашистских летчиков изменить боевой порядок. Часть вражеских машин была рассеяна и к стоянкам кораблей не допущена. Сорвалась ставка гитлеровцев и на блокирование наших аэродромов. В воздух своевременно поднялись истребители КБФ и ПВО, которые вели бой вне зоны огня зенитной артиллерии, главным образом над Финским заливом и на юго-западных подступах к Ленинграду. Летчики 7-го истребительного авиакорпуса сбили 6 бомбардировщиков противника. Зенитная артиллерия уничтожила 19 вражеских машин8 . Из 100 немецких бомбардировщиков и штурмовиков к Ленинграду прорвалось 58. Кораблям они не причинили существенных повреждений.
В ночь на 5 апреля фашистская авиация вновь совершила налет 18 бомбардировщиками. Прорвалось к Ленинграду 8. Огонь зенитной артиллерии помешал прицельному бомбометанию, и вражеские самолеты беспорядочно сбросили бомбы в южном секторе города. КБФ не пострадал. Писатель В. Вишневский, непосредственный свидетель событий, записал в дневнике: "Корабли после вчерашних и ночных налетов стоят нерушимо... Военная цель налета - разрушение кораблей и удар по аэродромам - не достигнута"9 .
Командование Ленинградским фронтом и КБФ наметило меры, которые должны были воспрепятствовать дальнейшим попыткам гитлеровцев уничтожить наши корабли. Предполагалось изменить места их стоянки. Однако крепкий лед Невы и отсутствие достаточного количества топлива для буксиров и ледоколов помешали сразу осуществить этот план. Была увеличена огневая мощь 9-го зенитного артполка, непосредственно прикрывавшего стоянки кораблей на Неве10 . Велась разведка аэродромов фашистского 1-го воздушного флота. 15 апреля, после получения данных о том, что в районе Красногвардейска сосредоточено большое количество самолетов врага, 11 машин 26-го истребительного авиаполка произвели штурмовку вражеского аэродрома, уничтожив 12 и повредив 10 самолетов11 .
Повторные налеты на Ленинград и КБФ фашистская авиация совершила 24 и 25 апреля. В первом участвовало 72 бомбардировщика, из них прорвалось к городу 18; во втором участвовало 63, прорвалось 1212 . За два дня воздушных боев было уничтожено в небе Ленинграда 35 вражеских самолетов. Наши потери составили 5 боевых машин13 . К концу апреля Нева в значительной части очистилась от ледяного покрова, что позволило передислоцировать
3 Архив Министерства обороны СССР (АМО СССР), ф. 742, оп. 48522, д. 3, лл. 56, 59.
4 Центральный Военно-морской архив (ЦВМА), ф. 78, оп. 1, д. 18, л. 254; АМО СССР, ф. 362, оп. 6169, д. 6, л. 160.
5 ЦВМА, ф. 78, оп. 1, д. 18, л. 387.
6 "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота". М. 1967, стр. 309.
7 ЦВМА, ф. 78, оп. 1, д. 18. л, 388,
8 АМО СССР, ф. 742. оп. 595874, д. 1, л. 58.
9 "Вестник противовоздушной обороны", 1960, N 12, стр. 75.
10 "Военно-исторический журнал", 1964, N 1, стр. 43.
11 "Вестник противовоздушной обороны", 1968, N 12, стр. 86.
12 АМО СССР, ф. 217, оп. 1258, д. 71, л. 103.
13 "Красная звезда", 26. IV. 1942.
стр. 212
корабли. Крейсер "Киров" перевели к набережной Красного флота, крейсер "Максим Горький" встал у одного из заводов. Рассредоточили эскадренные миноносцы, введя некоторые в Малую и Большую Невки. Осуществили маскировочные мероприятия: на месте стоянки "Кирова" поставили учебный корабль "Свирь", на "Оке" срубили фокмачту, произвели защитную окраску кораблей. Все это затрудняло фашистским летчикам выбор объектов для атаки и свело на нет их фотосъемочные работы. Новые налеты состоялись 27 и 30 апреля со стороны Тарковичи - Красногвардейск. В первом участвовало около 60 бомбардировщиков, прорвалось к городу 19; во втором участвовало 14. прорвалось 314 . Только зенитной артиллерией кораблей было сбито 10 и подбито 7 самолетов врага15 .
В целом результаты операции "Айсштосс" оказались ничтожными. Если верить гитлеровским сообщениям16 , то корабли КБФ были выведены из строя. В действительности же повреждения получили лишь крейсер "Киров" (выведены из строя обе кормовые зенитные батареи), крейсер "Максим Горький", эскадренные миноносцы "Сильный", "Гремящий" (мелкие пробоины) и один надводный заградитель (два прямых попадания артиллерийских снарядов). Эти повреждения были в короткий срок ликвидированы корабельными экипажами. КБФ по-прежнему продолжал оказывать артиллерийское и авиационное содействие Красной Армии; оборонять базы и объекты флота с моря, суши и воздуха; вести борьбу за расширение противо- блокадной зоны; ремонтировать корабли и вооружение для весенней навигации.
В шести апрельских воздушных налетах врага участвовало около 400 бомбардировщиков и штурмовиков. Они сбросили 611 фугасных авиабомб. ПВО Ленинграда сбила 63 и подбила 28 самолетов врага17 . Даже Г. Хюммельхен вынужден признать, что "поставленная 1-му воздушному флоту задача по уничтожению главных сил Балтийского флота, несмотря на многократные налеты в течение апреля 1942 г., не была полностью достигнута... вследствие чрезвычайно активной противовоздушной обороны русских"18 . Так закончилась операция "Айсштосс" (после 4 апреля 1942 г. ее новое кодовое наименование - "Гётц фон Берлихинген"). Она потерпела провал, и в этом большая заслуга ПВО Ленинграда и КБФ. Мастерство и мужество советских воинов спасли корабли от уничтожения, уменьшили наши потери и в самом городе, наконец, способствовали сохранению боевых сил флота для последующего совместного с наземными войсками участия в операциях по прорыву и снятию блокады Ленинграда.
14 АМО СССР, ф. 217, оп. 1240, д. 95, л. 38.
15 "Боевой путь Советского Военно-Морского Флота", стр. 322.
16 "Marine Rundschau", August 1959, S. 231.
17 АМО СССР, ф. 217, оп. 1240, д. 95, лл. 37 - 38; д. 104, л. 11.
18 G. Hummelсhen. Op. cit., S. 232.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |