Libmonster ID: RU-7484
Автор(ы) публикации: С. БРАЙНИН, Ш. ШАФИРО

Идеализация Алаш-орды как форма сопротивления классового врага

Иные подходят к вопросу борьбы против идеализации исторического прошлого алашского движения как к вопросу чисто академическому, мало связанному с сегодняшними задачами социалистического строительства. Конечно, это глубоко неверно. Так можно думать, лишь забывая об особенностях данного этапа социалистического строительства в Казакстане, игнорируя необходимость борьбы на два фронта - с великодержавным шовинизмом и местным национализмом и уклонами к ним.

"Надо иметь в виду, - говорил т. Сталин на январском (1933 г.) пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), - что рост мощи советского государства будет усиливать сопротивление последних остатков умирающих классов. Именно потому, что они умирают и доживают последние дни, они будут переходить от одних форм наскоков к другим, более резким формам наскоков, апеллируя к отсталым слоям населения и мобилизуя их против советской власти. Нет такой пакости и клеветы, которую эти бывшие люди не возвели на советскую власть и вокруг которой не попытались бы мобилизовать отсталые элементы. На этой почве могут ожить и зашевелиться разбитые группы старых контрреволюционных партий эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов центра и окраин, могут ожить и зашевелиться осколки контрреволюционных оппозиционных элементов из троцкистов и правых уклонистов".

Для казакстанской партийной организации эти указания т. Сталина приобретают особое значение. Всем известна та вредительская, контрреволюционная работа, которую разгромленное байство и его идеологи - осколки алаш-ордынцев - провели в последние годы в казакских кочевых и полукочевых районах. Используя ошибки бывшего руководства крайкома и всей парторганизации в вопросах коллективизации и проведения ленинской национальной политики, байство провоцировало и организовывало массовую откочевку и вело подрывную работу в колхозах.

Исправление ошибок бывшего руководства крайкома, первые успехи в борьбе за подъем животноводства и превращение Казакстана в передовой отряд социалистического животноводства на востоке, развертывание культурного строительства, - все это, нанося сокрушительный удар по остаткам разгромленного классового врага, вызывает и не может не вызвать его дальнейшей активизации, усиления его сопротивления мероприятиям партии и советской власти. Ориентируясь на интервенцию, байство и алаш-ордынские элементы, смыкающиеся с разгромленным кулачеством, всячески стараются использовать националистические предрассудки отсталых слоев трудящихся. Чтобы окончательно добить клас-


Сокращенная и переработанная стенограмма доклада и заключительного слова по вопросу об историческом прошлом алашского движения. Доклад зачитан в Казакском научно-исследовательском институте марксизма-ленинизма 8 декабря 1933 г.

стр. 76

сового врага, необходимо значительно усилить нашу борьбу на два фронта в национальном вопросе. "Мы указывали на то, - подчеркнул т. Молотов в своем заключительном слове на 3-й сессии ЦИК Союза ССР, - что ввиду обострения классовой борьбы на ряде участков в период развертывания борьбы за ликвидацию капиталистических элементов будет усиливаться великодержавный шовинизм и местный национализм и поэтому необходимо усилить борьбу против шовинистов, в первую очередь великодержавных, антисемитов и т. п., а также против шовинистов местного типа - петлюровцев, алаш-ордынцев, муссаватистов и др.".

Опыт борьбы с национализмом и уклоном к нему на Украине со всей очевидностью подтверждает, что идеализация прошлого контрреволюционных националистических группировок является не чем иным, как формой сопротивления классового врага, прикрытием для его практической контрреволюционной интервенционистской работы, своеобразной разновидностью классово враждебной работы тихой сапой на идеологическом фронте.

"Самого серьезного внимания всех партийных организаций, - читаем мы в постановлении ЦК КП(б)У по национальному вопросу, - требует работа на теоретическом фронте (история, философия, политическая экономия, аграрный вопрос). Мы имели на этом фронте совершенно недостаточную борьбу с буржуазно-националистической контрабандой (теория безбуржуазности украинской нации, прикрашивание деятельности буржуазно-националистических украинских партий, проповедь буржуазно-идеалистической философии, вредительские теории в области сельского хозяйства и т. д.). Работа теоретического фронта, всех его участков, должна быть поднята на большевистскую высоту" (разрядка наша - Б. и Ш. ).

Задача усиления борьбы на два фронта в национальном вопросе против великодержавного шовинизма, задача сосредоточения огня против местного казакского национализма требуют помимо всего прочего решительного и беспощадного разоблачения прошлого алаш-ордынского движения, ибо идеализация этого прошлого помогает классовому врагу цепляться за националистические предрассудки, сохранившиеся еще среди отсталой части трудящихся, и тормозит ленинское интернациональное воспитание масс.

Надо иметь в виду, что в идеализации Алаш-орды заинтересован не только местный национализм, но и великорусский шовинизм. И тому и другому эта идеализация нужна для того, чтобы отрицать творческую, революционную роль казакских трудящихся масс и вести борьбу против некапиталистического пути развития Казакстана, за реставрацию старых дореволюционных отношений.

Вот почему вскрытие классовой сущности алаш-ордынской историографии, установление правильного, ленинского понимания исторической роли алашской интеллигенции, вооружение этим пониманием широчайших масс приобретают исключительное значение для того, чтобы "покончить с этими элементами быстро и без особых жертв" (Сталин).

О возможности объективно-революционной роли национальной буржуазии

Товарищи, которые продолжают упорно доказывать объективно-революционную роль алашского движения в прошлом, забывают указания Ленина и Сталина о том, при каких условиях роль национальной буржуазии в национальном движении колоний и зависимых стран может оказаться объективно-революционной.

В эпоху империализма разрешение национально-колониального вопроса возможно лишь через антиимпериалистическую борьбу в непосредственной связи с пролетарской революцией. Отсюда ясно, что расценивать объективную роль и характер каждого данного национального движения необходимо "не с формаль-

стр. 77

ной точки зрения, не с точки зрения абстрактных прав, а конкретно, с точки зрения интересов революционного движения"1 .

Говоря о необходимости решительной и активной поддержки со стороны пролетариата национально-освободительного движения угнетенных и зависимых народов, т. Сталин пишет:

"Это не значит, конечно, что пролетариат должен поддерживать всякое национальное движение, везде и всегда, во всех отдельных конкретных случаях. Речь идет о поддержке таких национальных движений, которые направлены на ослабление, на свержение империализма, а не на его укрепление и сохранение"2 .

Таким образом, о революционном характере национального движения может итти речь лишь в том случае, если оно действительно антиимпериалистично, если оно действительно направлено на ослабление и свержение империализма.

Далее, следует различать империалистическую буржуазию, с одной стороны, и национальною буржуазию колоний и зависимых стран - с другой.

"Революция в империалистических странах - это одно, там буржуазия является угнетателем других народов, там она контрреволюционна на всех стадиях революции... Революция в колониях и зависимых странах - это нечто другое, там гнет империализма других государств является одним из факторов революции, там этот гнет не может не задевать также и национальную буржуазию, там национальная буржуазия на известной стадии и на известный срок может поддержать революционное движение своей страны против империализма"3 .

Тов. Сталин разъяснил, как нужно понимать объективно-революционную роль национального движения. "Революционный характер национального движения в обстановке империалистического гнета, - писал т. Сталин, - вовсе не предполагает обязательного наличия пролетарских элементов в движении, наличия революционной или республиканской программы движения, наличия демократической основы движения. Борьба афганского эмира за независимость Афганистана является объективно-революционной борьбой, несмотря на монархический образ взглядов эмира и его сподвижников, ибо она ослабляет, разлагает, подтачивает империализм... Борьба египетских купцов и буржуазных интеллигентов за независимость Египта является по тем же причинам борьбой объективно-революционной, несмотря на буржуазное происхождение и буржуазное звание лидеров египетского национального движения, несмотря на то, что они против социализма"4 .

Из приведенных указаний т. Сталина со всей очевидностью вытекает, во-первых, что под объективно-революционной ролью национальной буржуазии в национально-освободительном движении мы понимаем то, что ведет к ослаблению и подтачиванию империализма и поддерживает антиимпериалистическую борьбу масс.

Глубоко неверно эту объективно-революционную роль обусловливать классовым характером тех задач, которые национальная буржуазия ставит себе в национальном движении. Имению потому, что мы ограничиваем классовые устремления национальной буржуазии от тех объективных результатов, которые ее борьба в определенных исторических условиях может иметь для ослабления империализма, мы, и признаем возможность объективно-революционной роли национальной буржуазии в национальном движении. С другой стороны, ясно и то, что


1 Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 1933 г., стр. 48 - 49.

2 Там же, стр. 48.

3 Сталин, Об оппозиции, стр. 645; разрядка наша.

4 Сталин, Вопросы ленинизма, стр. 40.

стр. 78

нельзя реформистские потуги национальной буржуазии выдавать за объективно-революционные действия и подменять, таким образом, антиимпериалистический критерий национал-реформистским. Кто поступает так, кто национал-реформизму как таковому приписывает объективно-революционную роль, тот неизбежно скатывается в национальном вопросе на позиции II Интернационала и неизбежно будет идеализировать контрреволюционное прошлое различных националистических группировок.

Второй вывод из указаний т. Сталина заключается в том, что объективно-революционная роль национальной буржуазии в данном национальном движении исторически возможна, но исторически не неизбежна. Это положение следует особо подчеркнуть, ибо многие, цитирующие т. Сталина в подтверждение якобы объективно-революционной роли алашского движения, забывают, что т. Сталин нигде и никогда не говорил о том, что объективно-революционная роль национальной буржуазии является законом для любой национальной буржуазии и для любого национального движения. Тов. Сталин лишь допускал возможность того, что "национальная буржуазия на известной стадии и на известный срок может поддержать революционное движение своей страны против империализма", но это отнюдь не означает, что данная национальная буржуазия обязательно и при всех условиях поддержит национально-революционное движение. "Примкнет ли хотя бы и временно к национально-революционному лагерю национальная буржуазия той или иной колонии, например часть индийской буржуазии? Проект тезисов отвечает на этот вопрос: по всей вероятности нет". Так ставит вопрос т. Куусинен на VI конгрессе Коминтерна5 .

Таким образом, объективно-революционную роль данной национальной буржуазии нельзя устанавливать a priori, выводить из абстрактных теоретических положений. Только конкретный анализ данного национального движения и роли в нем национальной буржуазии может решить вопрос, действительно ли буржуазия играла в данном случае объективно-революционную роль. Кто отмахивается от этого анализа, кто вместо возможности признает неизбежности объективно-революционной роли национальной буржуазии, тот неминуемо будет идеализировать историческое прошлое националистических группировок, тот по-меньшевистски будет оценивать роль буржуазии в колониальной революции.

Третий вывод, к которому обязывают указания т. Сталина, состоит в том, что даже в тех случаях, когда мы имеем дело с национальной буржуазией, действительно играющей или игравшей на определенном этапе объективно-революционную роль в национальном движении, то и тогда необходимость борьбы с идеализацией и той объективно-революционной роли не только не снимается, но, наоборот, приобретает величайшую остроту. Наша партия и Коминтерн всегда, на всех стадиях колониальной революции предостерегали и предостерегают против каких-либо иллюзий насчет революционной роли буржуазии.

Нужно иметь в виду, что "между буржуазией эксплоатирующих и колониальных стран, - как указывал Ленин на II конгрессе Коминтерна, - произошло известное сближение, так что очень часто, пожалуй, даже в большинстве случаев, буржуазия угнетенных стран, хотя она и поддерживает национальное движение, в то же время в согласии с империалистической буржуазией, т. е. вместе с ней, борется против всех революционных движений и революционных классов"6 .

Это ленинское положение развил т. Куусинен на VI конгрессе Коминтерна. "Речь здесь идет вовсе не о том, - говорил он, - что, мы приписываем национальной буржуазии или какой-либо части ее революционный характер, либо


5 Стенографический отчет VI конгресса Коминтерна, вып. 4, стр. 523.

6 Ленин, т. XIX, изд. 1-е, стр. 242.

стр. 79

изображаем ее в лучшем свете, чем контрреволюционную компрадорскую буржуазию. Речь идет кое о чем более важном, о том, чтобы обрисовать нашим товарищам действительную опасность, которая возникает в тот момент, когда часть национальной буржуазии временно приближается к национально-революционному лагерю. Для того чтобы это не явилось неожиданностью для нас, наши товарищи должны учитывать эту опаснейшую возможность, они никогда, но должны забывать, что эта буржуазия будет играть всегда определенную роль, такую же роль палача, какую сыграла китайская буржуазия, и что величайшая опасность возникает тогда, когда буржуазия еще до этого попытается с помощью революционных фраз склонить массы на свою сторону. Это должны постоянно учитывать наши товарищи в колониях"7 .

Таким образом, момент возможного временного приближения национальной буржуазии к революционному лагерю, момент, когда она начинает играть объективно-революционную роль, таит в себе действительную опасность для революции: в этих условиях ничего не может быть вреднее, как питать иллюзии насчет революционности буржуазии и идеализировать ее роль в национальном движении. Задача заключается в том, чтобы предвидеть эту опасность, чтобы быть готовым встретить ее во всеоружии и правильной большевистской политикой, не забегая вперед и не отставая от движения масс, систематически разоблачая половинчатость, непоследовательность и предательство национальной буржуазии, оторвать от нее слои трудящихся, которые еще идут за ней, и подготовить массы к восприятию большевистских лозунгов".

Этапы борьбы с идеализацией прошлого алашского движения

Борьба партийной организации против идеализации прошлого алашского движения началась не с сегодняшнего дня. Эта борьба имеет свою крайне поучительную историю. Одно время приходилось иметь дело с людьми, которые отрицали самый факт существования партии "Алаш" и всего алаш-ордынского движения, а историю "правительства" Алаш-орды сводили к случайному и чисто эпизодическому выступлению кучки казанских интеллигентов в 25 чел. Классовый смысл такой постановки вопроса заключался в том, чтобы отрицанием алашского движения в прошлом замазать контрреволюционную работу алаш-ордынцев в настоящем.

Потребовалось опубликование ряда документов самого алашского движения, для того чтобы вдребезги разбить эту, с позволения сказать, точку зрения. Сейчас мало найдется охотников открыто выступить в защиту такого взгляда.

Более живучей оказалась легенда о якобы объективно-революционной роли алашского движения в прошлом. Имела известное распространение в нашей среде даже открытая идеализация контрреволюционного "правительства" Алаш-орды, характеристика этого "правительства" как органа национального освобождения. Эта "теория", пущенная в обращение алаш-ордынцем Байтурсуновым, проникла и в работы отдельных авторов-коммунистов, в частности в работу т. Бочагова. Особенно много легенд нанизывалось на алаш-ордынские съезды 1917 г.

Обсуждение в КНИИМЛ доклада об алаш-ордынском движении показало, что и сейчас еще живучи взгляды о якобы революционном значении этого движения на всем протяжении 1917 года вплоть до Октябрьской революции. И это несмотря на то, что алаш-ордынцы выполняли в казанской степи в 1917 г. роль агентов и проводников хищнической колониальной политики российской империалистической буржуазии, роль палачей казанских трудящихся масс.

С первых дней Февральской революции лидеры алашской интеллигенции сразу же не на страх, а за совесть впряглись в работу, колониального аппарата рос-


7 Стенографический отчет VI конгресса Коминтерна, вып. 4, стр. 523 - 524.

стр. 80

сийской империалистической буржуазии. Букейханов с Танышпаевым вошли в состав туркестанского комитета Временного правительства. Букейханов кроме того взял на себя роль комиссара Временного правительства по Тургайской области. Танышпаев работал комиссаром Временного правительства по Семиреченской области. Председатель семиреченского областного киргизского съезда, алаш-ордынец Джайнаков, действовал в роли помощника семиреченского областного комиссара. Альджанов был уездным комиссаром в Лепсинске, Омаров - уездным комиссаром в Кустанае и т. д. и т. п.

Имеющийся фактический материал дает возможность с достаточной полнотой судить о том, как протекала и в чем выражалась деятельность этих "радетелей" казанского народа. Букейханов подавлял восстание казанских трудящихся в Тургайской области, Танышпаев организовал совместно с Шкапским погромное движение против казанских и киргизских масс в Семиреченской области. Можно привести много других фактов того же характера. Напрасно искать во всей политической деятельности алашской интеллигенции хотя бы намек на борьбу с Временным правительством. Анализ решений алашских съездов 1917 г. и программы партии "Алаш" показывает, что все они были направлены на увековечение в ауле варварских институтов феодальной старины и байской эксплоатации и на сохранение в казакских областях власти российской империалистической буржуазии. Характерно, что требований национально-территориальной автономии впервые выставляется алашским движением только после Октябрьской революции в борьбе против пролетарской диктатуры как "популярный флаг, удобный для прикрытия контрреволюционных замыслов национальной буржуазии" (Сталин).

Что касается деятельности "правительства" Алаш-орды и всего алашского движения в период 1918 года и позднее, то ее контрреволюционный характер может оспариваться только классовым врагом.

Под давлением огромного разоблачительного материала многие из товарищей, приписывавших прошлому алашского движения объективно-революционную роль, вынуждены были отказаться от включения периода между Февралем и Октябрем 1917 г. в революционный актив алашской интеллигенции.

Более глубокие корни пустила идеализация поведения алашской интеллигенции и байства в восстании 1916 г.

Легенда о руководстве байства восстанием 1916 г., несмотря на свою абсолютную фактическую несостоятельность, приобрела характер живучего предрассудка. Эту "теорию" усиленно развивает в частности и т. Федоров в своей работе по истории казаков, помещенной в сборнике "Весь Казакстан" (за 1931 г.).

Между тем известна та широкая кампания, которую развернула алашская интеллигенция на страницах своей газеты "Казак" в пользу поддержки империалистической войны "до победного конца", за массовое привлечение казаков к службе в царской армии. Известна та неустанная и методическая подготовка общественного мнения к мобилизации казаков и разработка организационных вопросов призыва, которую она проводила с первых дней войны и, особенно со второй половины 1915 г.

Известна далее та предательская, контрреволюционная роль, которую алаш-ордынцы играли в период самого восстания. После того как приказ о наборе на тыловые работы был объявлен и массы пришли в движение, Букейхановы, Дулатовы, Байтурсуновы всей силой обрушились на восставших и всячески помогали царскому правительству подавлять восстание.

Достаточно напомнить хотя бы о таких фактах, как об алашском воззвании, в первые же дни восстания призывавшем подчиниться приказу о наборе; о совещании при тургайском губернаторе, на котором лидеры алашского движения келейно совещались с царской администрацией и разрабатывали совместно с ней план подавления восстания; о поездке по Семиречью в полосе восстания Таныш-

стр. 81

паева совместно с туркестанским генерал-губернатором Куропаткиным формально в качестве переводчика последнего, а фактически в качестве советника и помощника по расправе с поднявшимися массами и по производству набора на тыловые работы. Тов. Асфендиаров в своей работе, изданной в 1932 г. заочным сектором КАЗПИ ("История национально-революционных движений на Востоке", задание 1-е), сводит роль алашской интеллигенции в восстании 1916 г. к тому, что она "лишь пыталась смягчить ужасы царской экзекуции; Танышпаев обратился с письмом к генералу Куропаткину, где пытался по-"чиновничьи" выпросить некоторое смягчение участи для казаков своего района"8 .

Эта точка зрения хотя и разнится от взглядов т. Федорова, но и она не выдерживает критики фактов и по существу играет наруку тем, кто пытается идеализировать роль алашской интеллигенции в восстании 1916 г. Не в качестве аполитичных обывателей или сердобольных ходатаев за казакский народ выступали алашские интеллигенты в 1916 г. Они всеми средствами дезорганизовывали повстанческий фронт, сеяли пораженческие лозунги и служили надежной опорой для царского самодержавия в деле подавления восстания. Иначе расценивать роль алашских интеллигентов и приписывать им какие-либо черты объективной революционности - значит действительно насиловать историю.

Таким образом, ни восстание 1916 г., ни весь период империалистической войны в целом не знают ни одного акта алашского движения, который хотя бы в малейшей степени ослаблял империализм и имел объективно-революционное значение. Наоборот, алашская интеллигенция в ту пору занималась подкрашиванием империализма и его укреплением.

Нам остается еще рассмотреть период с 1905 по 1913 г., период зарождения и начального оформления алашского движения, чтобы проверить на анализе фактического материала, насколько правдоподобно утверждение об объективно-революционной роли алашской интеллигенции в то время. Нужно сказать, что именно этот начальный период особенно сильно обволакивается туманом идеализации национальной интеллигенции. Об этом, между прочим, свидетельствует ряд выступлений при обсуждении в КНИИМЛ доклада об алашском движении. Некоторые товарищи договаривались до того, что отрицали допустимость самой постановки вопроса о том, действительно ли играла алашская интеллигенция в тот период объективно-революционную роль. При этом они безапелляционно заявляли, что "невозможно доказать, что национальная буржуазия и феодальная верхушка были не против самодержавия, а поддерживали его".

Ход рассуждений этих товарищей примерно таков. Казакстан в прошлом являлся колонией российского империализма, и в нем развертывалось национально-революционное движение. А раз это так, то освободительное движение должно было возглавляться алашской интеллигенцией, и последняя играла в нем объективно-революционную роль. Свое утверждение товарищи даже не пытаются обосновать конкретными фактами политической деятельности алашской интеллигенции; это, по их мнению, было бы упрощенчеством. Достаточным доказательством объективно-революционной роли алашской интеллигенции они считают самое наличие национально-революционного движения в Казакстане. Таким образом, конкретный марксистско-ленинский анализ алашского движения подменяется абстрактными схоластическими рассуждениями об объективно-революционной роли, якобы присущей всякой национальной буржуазии.

Сознательные и бессознательные идеализаторы прошлого алаш-ордынского движения, однако, понимают или догадываются, что одними схоластическими рассуждениями не обойдешься, что нужен некий минимум фактического материала, чтобы идеализация приобрела видимость правдоподобия. Не будучи в состоянии привести факты политической практики алашской интеллигенции, они обычно ар-


8 Асфендиаров, История национально-революционных движений на Востоке, стр. 131.

стр. 82

гументируют доводами от художественной литературы алаш-ордынцев. В ней пытаются они найти подтверждение объективно-революционной роли Алаш-орды в прошлом. Между тем более или менее тщательный анализ художественно-литературной продукции алаш-ордынских авторов целиком подтверждает правильность положения, выдвинутого т. Тогжановым в его работе "О Байтурсунове и байтурсуновщине": "Ни в одном литературном документе дореволюционной националистической интеллигенции (речь идет об алаш-ордынской интеллигенции - Б. и Ш. ) не найти призыва к революционной борьбе, к революционному свержению царя. Не было такого призыва"9 .

Важно подчеркнуть и другое. Аргументация от художественной литературы превращает утверждение об объективно-революционной роли алашской интеллигенции в утверждение об ее революционной роли вообще, ибо революционное значение придается уже не только объективным результатам алашского движения, но и системе взглядов и идеологии алаш-ордынцев, нашедших свое выражение в литературной продукции алаш-ордынских писателей. Идеализация объективной роли алашской интеллигенции в революции сочетается и дополняется, таким образом, прикрашиванием тех "классовых задач, которые алашская интеллигенция ставила себе в национальном движении.

Направление политической деятельности алашской интеллигенции в революции 1905 года и в последующие годы, вплоть до начала империалистической войну, не дает никаких оснований для оценки ее роли и в тот период как объективно-революционной. Алашское движение с первых же своих шагов встало на путь самого тесного союза с российской либеральной буржуазией и в революции 1905 года ограничилось робкими требованиями крайне урезанных реформ. Оно начало, выражаясь словами Ленина, с того, что просило у начальства реформы "по возможности" и продолжало тем, что клянчило "ну хоть что-нибудь"... Об этом свидетельствует и характер петиционной кампании, развернутой алашской интеллигенцией, и те лозунги и требования, с которыми она выступала на выборах в Государственную думу, и, наконец, ее работа по организации филиала кадетской партии в казакской степи10 .

Конечно, было бы неправильно отождествлять деятельность алашской интеллигенции в период революции 1905 года с ее деятельностью в годы империалистической войны, в восстании 1916 г. и позже. Тут, несомненно, определенная разница есть.

В восстании 1916 г. революционная активность казанских трудящихся масс поднялась на значительную высоту, непосредственно угрожая установившимся "отношениям в казакской степи. В этих условиях алашская интеллигенция без всяких колебаний встала на сторону самодержавия и, словом и делом помогала ему в подавлении восстания.

В 1905 г. революционное брожение среди казанских трудящихся не приняло характера массового открытого выступления. С другой стороны, алашская интеллигенция тогда еще жила надеждами, что в союзе с российской либеральной буржуазией ей удастся добиться определенных уступок от самодержавия и расширить эксплоататорские возможности байства.

В тех условиях она проявляла известные шатания и колебания, сила которых была, однако далеко недостаточна, чтобы поднять роль алашского движения того периода на высоту объективно-революционного фактора. И в тогдашнем своем положении алашская интеллигенция была далека от того, чтобы на деле примкнуть к национально-революционному лагерю. Феодальное происхождение и кадетская прирученность сказались со всей силой в ее политической деятельности.

Эти отдельные шатания и колебания среди алашской интеллигенции того периода следует иметь в виду марксисту-исследователю, когда он ставит перед


9 Тогжанов, О Байтурсунове и батурсуновщине, стр. 7.

10 См. нашу статью в "Большевик Казакстана" N 6 за 1933 г.

стр. 83

собой задачу дать очерк алашского движения на всем протяжении его развития. Между тем именно эти шатания и колебания были широко использованы, для того чтобы создать ореол вокруг алашских интеллигентов. Эти колебания в свое время питали иллюзии среди мелкобуржуазных казакских интеллигентов насчет якобы национально-освободительного характера алашского движения. На них и сейчас основываются идеализация и упрощенческое понимание прошлого Алаш-орды. Тем настоятельнее необходимость борьбы со всякого рода попытками идеализации алашского движения того периода.

Классовая природа алашской интеллигенции

Идеализация прошлого алашского движения питается путаным извращением, а порой и прямо алаш-ордынским пониманием экономики и классовой структуры дореволюционного казанского аула.

В одних случаях мы сталкиваемся со взглядами, которые грешат явной переоценкой развития капитализма в ауле. При этом алашская интеллигенция представляется выразительницей интересов казакской буржуазии, а последняя изображается как буржуазия довольно зрелая и оформленная, отпочковавшаяся от феодальных элементов и противостоящая им по своему классовому положению. Находятся даже отдельные товарищи, которые изображают казанский аул в начале нашего столетия таким, в котором будто бы целиком и полностью господствуют капиталистические отношения, в котором для феодализма собственно и места не остается. Яркой иллюстрацией этих взглядов может служить выступление т. Федорова в КНИИМЛ при обсуждении доклада об алашском движении.

По мнению т. Федорова в дореволюционном казанском ауле байство делилось на две категории: 1) байство, владевшее по 100 и выше голов скота на хозяйство; это была "группа производственной казакской скотоводческой феодальной буржуазии, занимающаяся непосредственно воспроизводством"; "эти хозяйства являются вообще нанимающими рабочую силу"; "характер их - капиталистический"; 2) байство, владевшее от 25 до 100 голов скота на хозяйство, представляло собой группу "казанской феодальной буржуазии, которая занималась скупкой и перепродажей скота в казанском ауле", она "целиком должна быть отнесена в разряд компрадорской буржуазии" (цитировано по выправленной стенограмме выступления - Б. и Ш. ).

Тов. Федорова видимо мало смущает то обстоятельство, что в конструированную им капиталистическую группу байства попали наиболее матерые представители казакских полуфеодалов и почти вся феодальная верхушка казакского аула, что все его построение находится в непримиримом противоречии с ленинским положением о некапиталистическом пути развития советского Казакстана. Мы уже не говорим о том, что сама терминология ("производственная скотоводческая феодальная буржуазия!"), созданная т. Федоровым, ничего общего с марксизмом не имеет и в лучшем случае заимствована у Рожкова.

Чтобы распутать противоречивое понимание т. Федоровым экономики дореволюционного аула, нужно проследить весь ход его мысли, все ее логические зигзаги. Тов. Федоров знает решение VI конгресса Коминтерна о "коммунистической стратегии и тактике в Китае, Индии и подобных им колониальных странах", в котором, между прочим, говорится, что так называемая "компрадорская буржуазия" непосредственно служит интересам империалистического капитала и что "она, в общем, и целом более или менее последовательно защищает антинациональную империалистическую точку зрения, направленную против всего национального движения, подобно феодальным союзникам империализма и более высоко оплачиваемым туземным чиновникам". Тов. Федоров знает далее, что остальная часть туземной буржуазии, "в особенности часть, отражающая инте-

стр. 84

ресы туземной промышленности, стоит на почве национального движения и представляет при этом особо колеблющееся, склонное к компромиссам течение, которое можно назвать национал-реформизмом"11 .

Механически распространяя эти указания Коминтерна на дореволюционный Казакстан и оставаясь в плену идеализации прошлого алашского движения, т. Федоров пытается найти в казанской степи прослойку национальной буржуазии, стоящую на почве национального движения. Сказать прямо, что в ту пору имелась национальная буржуазия или часть ее, отражающая интересы туземной промышленности, т. Федоров не решается. Он предпочитает поэтому, жонглируя статистическими данными обследования переселенческого управления, "открыть" в казакском ауле группу "производственной скотоводческой феодальной буржуазии", хозяйство которой имеет-де "капиталистический характер". Алашская интеллигенция выражает интересы именно этой капиталистической буржуазии, и таким образом тезис об объективно-революционной роли алашского движения представляется оправданным.

Тов. Федоров не замечает, куда клонит весь его "анализ". Цитированное решение Коминтерна определяет феодальные элементы колоний как союзников империализма и приравнивает к их позиции антинациональную позицию компрадорской буржуазии. Иначе поступает т. Федоров. Прикрывая казанское феодальное байство псевдонимом "производственной буржуазии", он приравнивает позиции этого байства к позиции той туземной промышленной буржуазии, которая стоит на почве национального движения. Тем самым переоценка "степени проникновения капитализма в казакский аул и идеализация прошлого алашской интеллигенции сочетаются у него с идеализацией феодального байства и господствовавших в казакской степи институтов феодальной старины. Не случайно поэтому, что т. Федоров в своем выступлении в КНИИМЛ характеризовал институт волостных управителей не как опорное звено колониального господства в ауле, а как организацию буржуазно-демократического порядка.

Другие в попытках обосновать объективно-революционную роль алашской интеллигенции дооктябрьского периода относят к ней всю казакскую интеллигенцию и изображают алашское движение как движение, выражающее интересы "мелкой национальной буржуазии" (Бочагов).

Если тщательнее проанализировать эту точку зрения и проследить за тем, как она проникла в нашу литературу, то нетрудно обнаружить, что такая оценка алашского движения воспроизводит, правда, в несколько смягченном и завуалированном виде ту самую оценку, которую алаш-ордынцы дают сами себе, а именно - что алашское движение носило якобы "общенародный" характер и охватывало всю казакскую интеллигенцию.

Эта формула алаш-ордынской "общенародности", перенесенная в плоскость экономики казакского аула, означает "теорию бесклассовости", "теорию самобытности" и отрицание социальной диференциации в казанской степи.

Не давая здесь развернутого социально-экономического анализа дореволюционного аула, считаем лишь необходимым, остановиться на некоторых моментах, помогающих выяснению вопроса о классовой природе алашской интеллигенции.

Необходимо, прежде всего, установить, что алашское движение зародилось в обстановке, когда в казанском ауле в связи с проникновением торгового капитала начался и развивался процесс разложения феодальных отношений. Складывавшиеся тогда капиталистические отношения, выражаясь словами Ленина, имели первичную, зародышевую форму, целиком, опутанную прежними докапиталистическими отношениями. Все своеобразие ка-


11 Стенограмма VI конгресса Коминтерна, вып. 6, стр. 136.

стр. 85

закского аула заключалось в том, что здесь в условиях колониального режима и колонизаторского захвата земель развитие надолго задержалось на этой первичной, зародышевой форме капиталистических отношений, что здесь особенно сильно сказалось сочетание купеческого капитала, капитала типа первоначального накопления с господством феодальных отношений и сохранившимися патриархальными пережитками при применении феодально-средневековых методов эксплоатации и угнетения крестьянства. Налицо в казанском ауле бай-кулак, бай-скотопромышленник и бай-феодал. Но это не три самостоятельные экономические категории, не противоположные экономические типы, а лишь три формы одного и того же экономического явления, а именно - феодального байства.

Здесь уместно будет напомнить высказывание т. Сталина по вопросу об, экономике китайской деревни: "Существует ли торговый капитал в китайской деревне? Да, существует и не только существует, но сосет из крестьянина соки не хуже всякого феодала. Но этот торговый капитал типа первоначального накопления своеобразно сочетается в китайской деревне с господством феодала, с господством помещика, заимствуя у этого последнего средневековые методы эксплоатации и угнетения крестьян".

И дальше: "То, что некоторые милитаристы, владея поместьями, являются вместе с тем владельцами промышленных предприятий, это обстоятельство не меняет в основном дела. Многие русские помещики тоже имели в свое время фабрики и прочие промышленные предприятия, что, однако не мешало им оставаться представителями феодальных пережитков"12 .

В условиях казакского аула, куда более отсталого, чем китайская деревня, феодально-средневековые методы эксплоатации и угнетения крестьянства были еще сильнее. Бай-скотопромышленник и бай-кулак не оторвались еще от своей феодальной пуповины, они целиком использовали средневековые методы эксплоатации.

Этот характер дореволюционной экономики казакского аула надо иметь в виду при определении социальных корней алашского движения. Алашская интеллигенция выражала интересы всего байства как класса с феодальными чертами, байства, находящегося в стадии разложения феодальных отношений. Это, конечно, не исключает того, что при известных условиях она выдвигала в своей политической деятельности на первый план интересы той или иной группы байства, продолжая в то же время оставаться верной задачам защиты интересов байства в целом. Этим, между прочим, объясняется тот факт, что алашская интеллигенция даже в самые лучшие свои времена, когда она проявляла некоторую оппозиционность по отношению к самодержавию, в вопросах внутреннего устройства казакской степи выступала защитницей кочевья и всех варварских институтов феодальной старины. Являясь плотью от плоти и кровью от крови феодального байства, алашское движение с самого начала выступает в качестве цементирующей силы феодальных элементов казанского аула; оно не стало и не могло стать, объективно-революционной силой в национальном движении.

* * *

Установление правильного понимания классовой природы алашского движения должно помочь раз и навсегда покончить с той путаницей понятий, которая встречается в отдельных работах о национально-освободительном движении в Казакстане, где вся казанская интеллигенция отождествляется с алашской, а национально-революционное движение подменяется алашским движением.


12 Сталин, Об оппозиции, стр. 562.

стр. 86

Ленин еще в 1913 г. писал: "Азиатские революции показали нам ту же бесхарактерность и подлость либерализма, то же исключительное значение самостоятельности демократических масс, то же отчетливое размежевание пролетариата от всяческой буржуазии. Кто после опыта и Европы и Азии говорит о неклассовой политике и о неклассовом социализме, того стоит просто посадить в клетку и показывать рядом с каким-нибудь австралийским кенгуру"13 .

К сожалению, это указание Ленина об обязательном для марксиста разграничении между верхушечным движением и движением действительно демократических масс очень часто забывается товарищами, работающими на историческом фронте в Казакстане.

Идеализация прошлого алашского движения дополняется отрицанием (революционных выступлений и умалением революционных возможностей казанских трудящихся. Пытаются представить историю казакского народа в таком свете, будто против империализма, за освобождение от колониального гнета боролась одна алашская интеллигенция.

С этой точки зрения вполне понятно, почему абсолютно правильная мысль о том, что алашская интеллигенция никогда не играла объективно-революционной роли, воспринимается многими как отрицание вообще всякого национально-революционного движения в казакской степи в первые десятилетия XX в. Влияние алаш-ордынской историографии выступает здесь довольно отчетливо.

Из многочисленных высказываний, отождествляющих всю казакскую интеллигенцию с алашской, приведем лишь следующее место из вышецитированной работы т. Асфендиарова:

"Первые зачатки революционного движения в Казакстане, начавшие развиваться после 1905 г., - пишет т. Асфендиаров, - носили характер буржуазно-демократического движения. Развивалось это движение под влиянием главным образом татарской прогрессивной буржуазии, так называемых "джадидов"... Джадиды являются предшественниками "Алаш-орды"... Несомненно, буржуазно-демократическое движение, которое начало проникать в казакскую степь и возглавлялось казакской национальной интеллигенцией, было объективно-революционным. Однако по мере развития этого движения и оформления в известной степени казакской буржуазии соглашательская роль национальной интеллигенции все более и более начинает выявляться, а в 1917 г., в Октябрьскую революцию, переходит в контрреволюционную"14 .

Не девая здесь полного разбора всех ошибочных положений, которые содержатся в этом отрывке, считаем лишь необходимым обратить внимание на то, что т. Асфендиаров, во-первых, отождествил всю казакскую интеллигенцию с алашской и, во-вторых, эту свою ошибку усугубил тем, что, мягко говоря, облыжно приписал всей казакской интеллигенции соглашательскую, а затем и контрреволюционную роль.

Между тем имеющийся фактический материал с несомненностью показывает, насколько необосновано и ошибочно отрицание какой бы то ни было политической диференциации казакской интеллигенции уже в период до Октябрской революции.

Несмотря на огромное влияние, которое в то время имело среди демократической интеллигенции алашское движение, в политических течениях Казакстана все же довольно отчетливо выступает струя революционно настроенной мелкобуржуазной демократической интеллигенции.

Не создавая вредных иллюзий вокруг прошлого этой революционно настроенной мелкобуржуазной интеллигенции и


13 Ленин, т. XVI, изд. 3-е, стр. 333.

14 Асфендиаров, цит. соч., стр. 12 - 13.

стр. 87

решительно борясь с такими иллюзиями, нужно изучить ее подлинную роль в национально-революционной борьбе, и это изучение, несомненно, даст еще больший материал для разоблачения всех и всяческих легенд о прошлом алашского движения.

Борьба с идеализацией алашского движения для полной ее успешности требует от марксиста-исследователя ленинского разграничения между верхушечным движением и действительно массовым национально-революционным движением в Казакстане. При этом нужно иметь в виду, что национально-революционное движение казакских масс развивалось в самой тесной связи с общероссийским революционным движением, испытало на себе силу воздействия революции 1905 года, росло и крепло в окружении мощного рабочего движения, руководимого самой передовой в мире большевистской партией. То обстоятельство, что в ту пору в самом Казакстане были лишь малочисленные группы рабочих и слабые организации нашей партии, абсолютно не говорит еще о том, что влияние нашей партии и воздействие общероссийского революционного движения не проникли в степь. Через целый ряд каналов, далеко еще нами не изученных, это воздействие проникало в Казакстан и революционизировало массы.

Задача заключается в том, чтобы показать действительное движение масс и дать настоящую марксистско-ленинскую историю национально-революционного движения в Казакстане. Для этого необходимо помимо всего прочего решительно покончить с идеализацией и упрощенческим пониманием прошлого алашского движения.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ИДЕАЛИЗАЦИИ-И-УПРОЩЕНЧЕСКОГО-ПОНИМАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОШЛОГО-АЛАШСКОГО-ДВИЖЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. БРАЙНИН, Ш. ШАФИРО, ПРОТИВ ИДЕАЛИЗАЦИИ И УПРОЩЕНЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО АЛАШСКОГО ДВИЖЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-ИДЕАЛИЗАЦИИ-И-УПРОЩЕНЧЕСКОГО-ПОНИМАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ПРОШЛОГО-АЛАШСКОГО-ДВИЖЕНИЯ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - С. БРАЙНИН, Ш. ШАФИРО:

С. БРАЙНИН, Ш. ШАФИРО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
609 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3141 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОТИВ ИДЕАЛИЗАЦИИ И УПРОЩЕНЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО АЛАШСКОГО ДВИЖЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android