Libmonster ID: RU-10896

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза подвёл итоги борьбы партии и советского народа за годы, протекшие со времени XVIII съезда, и наметил пути дальнейшего движения советского общества к коммунизму. Теоретической основой работы съезда и его решений послужил гениальный труд И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР", открывший величественные перспективы постепенного перехода советского общества от социализма к коммунизму.

Важнейшим программным документом нашей эпохи является речь товарища Сталина на XIX съезде партии. В этой речи и в труде "Экономические проблемы социализма в СССР" рассматриваются наиболее жизненные проблемы современности.

В книге "Империализм, как высшая стадия капитализма" В. И. Ленин исследовал закономерности экономического развития монополистического капитализма, капитализма паразитического и умирающего. Открыв закон неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма, Ленин сделал величайшей важности вывод о новой эпохе всемирной истории - эпохе империализма и пролетарских революций - и создал новую теорию социалистической революции.

Глубокое творческое разрешение коренных проблем переходного периода от капитализма к социализму, задач строительства социалистического общества содержат произведения Ленина, посвященные анализу экономики нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1921 г. Ленин указывал, что уже первые четыре года истории советского общества по своему содержанию богаче, чем все предшествующие сорок лет истории революционного движения в России1 .

Великие идеи этих ленинских произведений, развитые товарищем Сталиным, явились могучим оружием Коммунистической партии, советского народа в борьбе за создание социалистической экономики, за построение социализма. Товарищ Сталин, обобщая опыт социалистического строительства в СССР, раскрывая законы социалистической формации, неустанно двигает вперёд марксистско-ленинскую теорию, обогащая её новыми положениями и выводами.

Гениальным продолжением и развитием экономического учения марксизма-ленинизма является труд И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В этом труде И. В. Сталин дал гениальный анализ экономических законов социалистического общества, определил научные основы развития социалистической экономики, пути и условия постепенного перехода от социализма к коммунизму. Труд И. В. Сталина представляет собой замечательный образец творческого марксизма, неразрывного единства теории и практики, образец партийности марксист-


1 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 32, стр. 407 - 408.

стр. 3

ско-ленинской теории, непримиримости ко всем и всяким проявлениям буржуазной идеологии, к попыткам вульгаризации марксизма.

В отчётном докладе XIX съезду партии о работе Центрального Комитета Г. М. Маленков определил значение трудов И. В. Сталина в следующих словах: "Огромное значение теоретических трудов товарища Сталина состоит в том, что они предупреждают против скольжения по поверхности, проникают в глубь явлений, в самую суть процессов развития общества, учат видеть в зародыше те явления, которые будут определять ход событий, что даёт возможность марксистского предвидения"2 .

Победоносно развивающемуся в нашей стране процессу перехода от социализма к коммунизму соответствует невиданный подъём в идейной жизни партии и всего советского народа. Великая честь первыми строить коммунизм, которая выпала на долю нашей страны, и успехи, достигнутые на этом пути под руководством партии Ленина-Сталина, вызывают чувство законной гордости у трудящихся нашей Родины. Великий основатель Советского государства В. И. Ленин говорил:

"Мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни, к победе над буржуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению человечества от ига капитала, от империалистских войн"3 .

Эти бессмертные слова Ленина с особенной силой звучат теперь, когда для всего мира становятся зримыми черты коммунизма в СССР. Советские люди достойно выполнили роль зачинателей социалистического преобразования общества и оправдали надежды эксплуатируемых и трудящихся масс всего мира, создав в лице Союза ССР могучую базу мирового коммунизма.

За срок короче одной человеческой жизни неузнаваемо изменился облик нашей Родины. Огромный путь борьбы и труда прошли за это время советские люди. То был путь народа-строителя, народа-воина, народа-победителя, ведомого великой Коммунистической партией. То был путь самоотверженного претворения в жизнь научно обоснованной Лениным и Сталиным программы социалистического преобразования России.

История советского общества - это живой источник ценнейшего опыта борьбы трудящихся масс, обобщённого партией. Изучение истории советского общества питает силы и уверенность советских людей в победе, рождает у них благородные чувства безграничной любви и преданности своей Родине, делу партии Ленина - Сталина.

Но научное освещение истории советского общества, обобщение опыта социалистического строительства в СССР имеют значение не только для народов Советского Союза. История советского общества - это научный коммунизм в действии. Она указывает всем народам мира практический путь уничтожения капитализма и утверждения социалистических общественных порядков. Изучение истории Советского государства - замечательная школа для всего международного пролетариата, для трудящихся стран народной демократии. История Советского государства учит искусству побеждать врагов, преодолевать трудности.

"Наши зарубежные товарищи, - указывал И. В. Сталин, - хотят знать, каким образом мы вырвались из капиталистической неволи, каким образом преобразовали мы экономику страны в духе социализма, как мы добились дружбы с крестьянством, как мы добились того, что наша недавно ещё нищая и слабая страна превратилась в страну богатую, могущественную, что из себя представляют колхозы, почему мы, несмотря на обобществление средств производства, не уничтожаем товарного про-


2 Г. Маленков. Отчётный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), стр. 107. Госполитиздат. 1952.

3 В. И. Ленин. Соч. Т. 33, стр. 32 - 33.

стр. 4

изводства, денег, торговли и т. д. Они хотят знать всё это и многое другое не для простого любопытства, а для того, чтобы учиться у нас и использовать наш опыт для своей страны"4 . Пропаганда истории социалистического строительства в СССР - это могучее орудие революционного просвещении эксплуатируемых и угнетённых масс всего мира.

Научное освещение истории советского общества имеет важнейшее общегосударственное, внутриполитическое и международное значение. Оно составляет первейший научный, патриотический долг советских историков. В современных условиях, в период постепенного перехода от социализма к коммунизму, нет у советских историков более важной, более почётной задачи.

*

Гениальный труд И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" и решения XIX съезда партии открыли широкие перспективы перед советской исторической наукой, поставили перед ней большие новые задачи. Более отчётливо стали видны теперь и серьёзные недостатки, присущие советской исторической науке, и прежде всего одному из важнейших её разделов - разработке истории советского общества, - призванному обобщать опыт социалистического строительства в СССР.

За последние годы в области изучения истории советского общества, несомненно, достигнуты некоторые успехи. Над изучением вопросов истории Коммунистической партии Советского Союза, Советского государства, советского народа-победителя работает большое число историков. Лишь одних кандидатских диссертаций по истории советского общества защищено за послевоенные шесть лет более тысячи. Особенно важным является то, что историки советского общества уже не ограничивают свои исследования рамками Великой Октябрьской социалистической революции, иностранной военной интервенции и гражданской войны, а обращаются к темам периода сталинских пятилеток, к событиям Великой Отечественной войны Советского Союза, к послевоенной истории нашей страны.

Выполнение задач, поставленных перед советскими историками, в огромной мере облегчается тем обстоятельством, что все важнейшие проблемы истории партии и Советского государства получили исчерпывающее освещение в трудах величайших корифеев науки, В. И. Ленина и И. В. Сталина. Гением Сталина создан классический научный труд - "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс". В нём изложен и обобщён гигантский опыт Коммунистической партии, равного которому не имела и не имеет ни одна партия в мире. Партией и правительством созданы все условия для развёртывания плодотворной научной работы в области исследования истории советского общества и государства.

При всём этом работа историков над вопросами истории советского общества всё ещё нетерпимо отстаёт от потребностей советского народа, стран народной демократии и прогрессивных людей всего мира. Советские историки находятся в большом долгу перед народом. Чтобы с успехом решить стоящие перед ними задачи, им предстоит коренным образом перестроить свою работу.

Наша печать, рассматривая труды по истории советского общества, в качестве главного их недостатка справедливо указала на "фактологичность", на слабость научных обобщений. В критической статье "О журнале "Вопросы истории", опубликованной в журнале "Большевик", было справедливо указано, что напечатанные в журнале статьи по истории советского общества носят фактологический, описательный характер5 .


4 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 45. Госполитиздат. 1952.

5 См. "Большевик" N 13 за 1952 г., стр. 61.

стр. 5

Особенно ясно этот недостаток проявился в работе историков над большими трудами, которые невыполнимы без научного обобщения. Речь идёт об учебнике по истории СССР советского периода для высших учебных заведений, над которым вот уже много лет работают историки Московского государственного университета и Института истории Академии наук СССР, о томах истории советского общества в многотомной "Истории СССР", подготовляемой Институтом истории, о третьем и последующих томах "Истории гражданской войны в СССР", о соответствующем томе "Истории Москвы". Историки, работающие над перечисленными трудами, собрали огромный фактический материал, который они пока что не сумели научно обобщить.

Основным теоретическим недостатком исследований в области истории советского общества являются субъективистские, волюнтаристские взгляды на развитие советского общества, на процесс строительства социализма в СССР, что не означает, разумеется, что от этих ошибок свободны груды, посвященные другим разделам исторической науки.

В течение многих десятилетий творцы научного коммунизма Маркс и Энгельс, а позднее Ленин и Сталин, наша партия вели беспощадную борьбу против идеалистических, субъективистских взглядов на историю человеческого общества. Образцом борьбы против субъективистских взглядов на историю является разоблачение Лениным и Сталиным антинаучных взглядов либеральных народников, эсеров, анархистов. Несмотря на ценнейший опыт борьбы нашей партии против субъективизма в объяснении исторических явлений, со стороны значительной части советских экономистов и философов была допущена большая путаница в освещении коренных проблем социализма, заключающаяся главным образом в субъективистском, волюнтаристском истолковании закономерностей социалистической экономики. Эти экономисты и философы считали, что Советское государство по своей воле, своими хозяйственными планами и всей своей политикой может "преобразовать", "формировать", "создавать" и "уничтожать" экономические законы социалистического общества. Именно таких горе-теоретиков имел в виду товарищ Сталин, когда он указал в своём труде "Экономические проблемы социализма в СССР" на следующее:

"Ссылаются на особую роль Советской власти в деле построения социализма, которая якобы даёт ей возможность уничтожить существующие законы экономического развития и "сформировать" новые. Это также неверно". Особая роль советской власти, как указал И. В. Сталин, заключалась в том, что она разрешила труднейшую историческую задачу: ликвидировала всякую эксплуатацию и создала новые, социалистические формы хозяйства.

"Задача эта безусловно трудная и сложная, не имеющая прецедентов, - указывает И. В. Сталин. - Тем не менее Советская власть выполняла эту задачу с честью. Но она выполнила её не потому, что будто бы уничтожила существующие экономические законы и "сформировала" новые, а только лишь потому, что она опиралась на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил"6 .

Субъективистскими взглядами на роль Советского государства и государственного планирования в СССР была проникнута антимарксистская книжка Н. Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны"7 , послужившая одним из источников распространения идей волюнтаризма. В течение 1950 - 1951 гг. вышли в свет две книги И. Гладкова по вопросам планирования советского хозяйства. Автор рассматривает хозяйственные планы Советского государства как экономиче-


6 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 7.

7 См. статью М. Суслова "По поводу статей П. Федосеева". "Правда" от 24 декабря 1952 года.

стр. 6

ские законы советского общества, а Советское государство - как творца этих законов. Конечно, такие взгляды не имеют ничего общего с марксизмом.

Историки советского общества также нередко были носителями немарксистских, субъективистских взглядов. Многие из них также считали, что советское общество развивается не согласно объективным законам общественного развития, а по воле Советского государства, которое якобы в силах преобразовать общественную жизнь независимо от объективно существующих законов. Свои исследования многие историки ограничивали поэтому лишь коллекционированием фактов, они скользили по поверхности явлений, не вникая в суть процессов развития общества.

В субъективистских ошибках историков несомненно сказалось не выкорчеванное до конца влияние порочной антимарксистской "школы" Покровского. Известно, что Покровский не смог освободиться от влияния богдановской философии; на всех его работах, в том числе и на работах по истории Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в СССР, лежит печать богдановского субъективизма. Покровский утверждал, что мы "прорвались" к социализму "наперекор узко-экономическим законам"8 .

В работах советских историков, посвященных истории советского общества, экономические преобразования в жизни нашей страны нередко изображаются только как результат политики государства. При этом не вскрывается экономическая обусловленность и объективная необходимость этих преобразований. Историки забывают, что политика есть "концентрированное выражение экономики", что политика Советского государства потому и правильна, что она правильно выражает назревшие экономические потребности общества.

При освещении истории коллективизации сельского хозяйства, перехода от индивидуально-крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю в деревне, некоторые историки, правильно подчёркивая, что этот переход совершился по инициативе советской власти, при поддержке основных масс крестьянства, не вскрывают, однако, объективной закономерности этого переворота в деревне, не выясняют экономическую необходимость его. Между тем "самая насущная экономическая потребность, народная нужда, требовала перехода на путь коллективизации. И партия большевиков под руководством Сталина правильно поняла эту насущную экономическую потребность, сумела повернуть миллионные массы крестьянства на путь коллективизации"9.

Серьёзным недостатком страдают в этом отношении опубликованные недавно лекции Э. Б. Генкиной "СССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства". Автором собран в этих лекциях ценный фактический материал, но в анализе его автор скользит по поверхности явлений, не вскрывает объективных, не зависящих от воли людей закономерностей в развитии социалистического общества10 . Аналогичным недостатком страдает книга С. Трапезникова11 . Автор не показывает коллективизацию сельского хозяйства как объективно закономерный процесс.

В 1952 г. Московский университет выпустил серию лекций по истории советского общества, которая представляет собой макет будущего учебника для высшей школы. Начинается эта серия лекциями О. Н. Чаадаевой, посвященными подготовке Великой Октябрьской социалистической революции, и заканчивается лекциями Б. С. Тельпуховского о Великой


8 "Историческая наука и борьба классов". Вып. 2, стр. 269.

9 "Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография", стр. 115.

10 Э. Генкина. Лекции под общим названием "СССР в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930 - 1934 гг.)". МГУ. 1952.

11 С. Трапезников. Борьба партии большевиков за коллективизацию сельского хозяйства в годы первой сталинской пятилетки. Госполитиздат. 1951.

стр. 7

Отечественной войне Советского Союза. Авторы этих лекций изображают историю советского общества так, как будто бы никаких объективных законов не существует.

Обратимся к лекциям О. Н. Чаадаевой "Подготовка Великой Октябрьской революции" (изд. МГУ. М. 1952). В этих лекциях прежде всего следовало дать анализ глубоких экономических причин революции, того несоответствия между развитием производственных отношений и характером производительных сил, которое могло быть разрешено лишь революционным путём. Социальная революция есть закономерный результат развития материальных условий жизни общества, развития общественного производства, результат обостряющихся в нем антагонистических противоречий между производственными отношениями и характером производительных сил. Это марксистское положение полностью относится и к революции пролетариата. Обосновывая объективную неизбежность социалистической революции в России в 1917 г., Ленин писал:

"Империалистская война есть канун социалистической революции. И это не только потому, что война своими ужасами порождает пролетарское восстание, - никакое восстание не создаст социализма, если он не созрел экономически, - а потому, что государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет"12 .

В этом положении В. И. Ленина заключается та мысль, что для социалистической революции, как и для всякой иной социальной революции, необходимы материальные предпосылки, складывающиеся независимо от воли и сознания людей.

Лекции О. Н. Чаадаевой далеки от такой постановки вопроса. Подготовка Великой Октябрьской социалистической революции рассматривается в книге в отрыве от состояния производительных сил и производственных отношений в стране.

Подобными же ошибками страдает лекция О. М. Лукашовой, посвященная истории советского общества в 1921 - 1925 годах13 . Автор освещает историю социалистического строительства в отрыве от анализа социалистического способа производства. Переход к новой экономической политике автор объясняет исключительно хозяйственными и политическими трудностями молодой Советской республики, в то время как в основе этого перехода лежали более глубокие экономические процессы. В лекции не раскрыта последовательность и преемственность экономической политики советской власти. Допущен разрыв в характеристике новой экономической политики и ленинского кооперативного плана. Не показано, как раскрыл содержание ленинского кооперативного плана И. В. Сталин.

В статье М. П. Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция", помещённой в седьмом томе нового издания "Большой Советской Энциклопедии", содержится такой же недостаток. Лишь в начале статьи автор упоминает о закономерности и неизбежности победы пролетарской революции. В дальнейшем он забывает об этом важнейшем обстоятельстве и рассматривает историю революции, полностью абстрагируясь от экономических вопросов. Субъективистские ошибки присущи и лекциям А. А. Матюгина14 . Такого рода ошибки присущи многим работам по истории советского общества, в том числе ряду статей, опублико-


12 В. И. Ленин. Соч. Т. 25, стр. 333.

13 О. Лукашова. Советская страна в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. Образование СССР (1921 - 1925). Изд-во "Знание". М. 1952.

14 А. Матюгин и Д. Чугаев. СССР в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. Изд-во МГУ. 1952.

стр. 8

ванных в журнале "Вопросы истории". В журнале не подвергались критическому рассмотрению книги по истории планирования советского хозяйства в 1918 - 1920 гг., материалы по истории государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО) и многие другие произведения. Субъективистские взгляды проникли и в среду этнографов, занимающихся изучением колхозного крестьянства. П. И. Кушнер в статье "Об этнографическом изучении колхозного крестьянства" договорился до утверждения, что "в советском социалистическом обществе сама экономика подчиняется человеческому сознанию (социалистическому сознанию!) - на этом основано наше плановое хозяйство"15 . Словом, не "общественное бытие определяет общественное сознание", а как раз наоборот - социалистическое сознание определяет бытие! Дальше, как говорится, уже и ехать некуда.

*

Товарищ Сталин вскрыл всю ошибочность и вредность субъективистских, волюнтаристских взглядов на исторический процесс, означающих на деле разрыв с марксизмом и переход на позиции субъективного идеализма.

В своём гениальном труде "Марксизм и вопросы языкознания" И. В. Сталин высказал одно из важнейших положений исторического материализма: "История вообще не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости"16 . Историки обязаны строго руководствоваться этим сталинским положением, чтобы не допускать волюнтаристских ошибок в объяснении фактов и событий истории. Основное и важнейшее требование в деле изучения истории советского общества, вытекающее из сталинских указаний, - это требование подходить к развитию социалистического общества как к объективно-закономерному процессу.

В своих гениальных трудах И. В. Сталин не только подчеркнул, что советское общество развивается по законам, независимым от воли людей, но и указал на эти законы. Товарищ Сталин развил и конкретизировал впервые сформулированный К. Марксом закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, которому социалистическое общество подчиняется с такой же необходимостью, как и все предыдущие социально-экономические формации. Историки советского общества должны решительно покончить с нигилистическим отношением к этому объективному закону общественного развития.

Крупнейшим вкладом в марксистскую общественную науку является открытие товарищем Сталиным основного экономического закона социализма. Его существенными чертами и требованиями, указывает товарищ Сталин, является "обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники"17 .

Открытие товарищем Сталиным основного экономического закона социализма имеет огромное научное и практическое значение. Это открытие создаёт прочную основу для всесторонней разработки истории социалистического общества. Историки советского общества должны показать этот закон в действии, его великую преобразующую силу, показать, как политика партии и государства даёт широкий простор действию этого закона.

Товарищ Сталин в труде "Экономические проблемы социализма в СССР" дал решение таких важнейших вопросов экономики социализма,


15 "Советская этнография" N 1 за 1952 г., стр. 140.

16 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 10. Госполитиздат. 1950.

17 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 40.

стр. 9

как вопрос о товарном производстве и о законе стоимости при социализме. Он научно решил такие великие социальные проблемы и программные вопросы коммунизма, как уничтожение противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, а также разработал новый в марксистской науке вопрос о ликвидации остающихся ещё в социалистическом обществе существенных различий между ними. Перед историками советского общества развёрнута широкая программа научных исследований.

Товарищ Сталин указал, что для достижения высшей фазы коммунизма "нужно пройти ряд этапов экономического и культурного перевоспитания общества, в течение которых труд из средства только лишь поддержания жизни будет превращен в глазах общества в первую жизненную потребность, а общественная собственность - в незыблемую и неприкосновенную основу существования общества"18 .

Впервые в истории марксизма товарищ Сталин сформулировал программное положение о трёх основных предварительных условиях подготовки перехода от социализма к коммунизму, указав, что для этого, во-первых, необходимо обеспечить непрерывный рост общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства, во-вторых, необходимо постепенно и с выгодой для колхозов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение заменить системой продуктообмена и, в-третьих, нужно добиться серьёзного культурного роста всех членов общества.

Здесь перед всем советским народом намечена конкретная перспектива движения вперёд, к коммунизму. Историки советского общества должны исследовать процесс возникновения и развития всех этих явлений, которые будут определять ход нашего движения к коммунизму.

Итак, задача историков советского общества - научных работников и преподавателей - заключается в том, чтобы решительно и навсегда покончить с субъективистским, волюнтаристским истолкованием закономерностей в развитии социалистического общества, с нигилистическим отношением к этим закономерностям. Их задача - овладеть теми теоретическими высотами, на которые поднял марксизм-ленинизм величайший учёный современности И. В. Сталин.

Путь для решения этой ответственной задачи нам указан партией, товарищем Сталиным. Это путь критики и самокритики, путь критического рассмотрения уже проделанной работы и выявления ошибок и недостатков. Наша элементарная обязанность состоит в том, чтобы не замалчивать и не замазывать допущенных ошибок, а честно и открыто выявлять их и исправлять. Только такое отношение к ошибкам, учит наша партия, обеспечит успешное их преодоление и даст простор науке для движения вперёд.


18 И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 66.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-СУБЪЕКТИВИСТСКИХ-ОШИБОК-В-ИЗУЧЕНИИ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОГО-ОБЩЕСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена ГерчиковаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gerchikova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ПРОТИВ СУБЪЕКТИВИСТСКИХ ОШИБОК В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.12.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОТИВ-СУБЪЕКТИВИСТСКИХ-ОШИБОК-В-ИЗУЧЕНИИ-ИСТОРИИ-СОВЕТСКОГО-ОБЩЕСТВА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Герчикова
Калининград, Россия
987 просмотров рейтинг
21.12.2015 (3020 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОТИВ СУБЪЕКТИВИСТСКИХ ОШИБОК В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android