Libmonster ID: RU-10885

Учебник для учительских институтов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Учпедгиз. 1951. 424 стр.

Учебник проф. В. Ф. Семёнова в первом издании подвергся основательной критике в рецензии З. В. Мосиной и З. В. Удальцовой1 . Они вскрыли в нём много существенных недостатков, но дали в общем положительную оценку, не вполне соответствующую их критическим замечаниям. Между тем учебники, по которым учатся десятки тысяч студентов, требуют особой осторожности и строгости в оценке. И. В. Сталин, А. А. Жданов и С. М. Киров в своих замечаниях по поводу конспекта учебника по истории СССР указывали, что в учебнике "должно быть взвешено каждое слово и каждое определение"2 .

Вторая часть учебника (составляющая треть книги), посвященная периоду с конца XV до середины XVII в., гораздо полнее, глубже, более научна и лучше продумана и изложена, чем первая. Можно считать, что, несмотря на некоторые недостатки, в основном она отвечает требованиям, предъявляемым к советскому учебнику для высших учебных заведений.

В настоящей рецензии речь будет идти о первой части учебника и о тех недостатках, которые не были отмечены в рецензии З. В. Мосиной и З. В. Удальцовой и, к сожалению, сохранились во втором издании, несмотря на то, что на них было обращено внимание издательства.

Наиболее крупный недостаток учебника состоит в том, что при объяснении некоторых очень важных вопросов средневековой истории проф. Семёнов следует за буржуазными историками.

Маркс и Энгельс происхождение феодализма в Западной Европе объясняли из синтеза начал, имевшихся в Римской империи, - колоната, патроната, наличия латифундий и пр., и германских начал, главным образом наличия у германцев общины3 .

Исходным моментом происхождения феодализма во Франции Энгельс считал разложение общины (марки), которую германцы принесли в Галлию, причём ближайшей его причиной было наделение германских воинов аллодами4 .

"Аллодом, - говорит Энгельс, - создана была не только возможность, но и необходимость превращения первоначального равенства земельных владений в его противоположность. ...с того момента, как возник аллод, свободно отчуждаемая земельная собственность, земельная собственность как товар, возникновение крупного землевладения стало лишь вопросом времени"5 . Разло-


1 См. "Вопросы истории" N 11 за 1950 год.

2 Сборник "К изучению истории", стр. 24. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937.

3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 126 - 127, 390.

4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 64.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 392.

стр. 141

жение общины вызвало её ослабление, чем воспользовались феодалы; они захватили общинные земли, а крестьян прикрепили. Свободная община таким образом превратилась в крепостную, а общинная земельная собственность - в феодальную. "Марка, - говорит Энгельс, - погибла вследствие разграбления почти всей крестьянской земли, как поделенной, так и неделенной, - разграбления, произведенного дворянством и духовенством при благосклонном содействии правителей страны"6 .

Энгельс, приводя многочисленные данные источников о насильственном захвате земель и прикреплении крестьян феодалами7 , говорит, что "хитростью, обещаниями, угрозами, силой они подчинили своей власти еще больше крестьян и крестьянской земли"8 . Представители духовенства склоняли людей к клятвопреступлению и лжесвидетельству, "пользовались обманом, жульническими трюками, явлениями усопших, особенно святых, и, наконец, и даже главным образом, подделкой документов"9 .

Как же изображает процесс феодализации во Франции проф. Семёнов? Он просто констатирует: "Земля к этому времени (VI в. - Г. М. ) превратилась в свободную, отчуждаемую частную собственность (аллод), которая продавалась, обменивалась, покупалась, дарилась, завещалась по воле собственника" (стр. 35).

Такая точка зрения на превращение всей земли в VI в. в полную частную, т. е. буржуазную, собственность противоречит основному положению марксизма. Феодальная собственность, по словам Маркса и Энгельса, подобно племенной и общинной собственности, "также покоится на коллективе, которому, однако, противостоят в качестве непосредственно производящего класса не рабы, как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне"10 .

Объясняя процесс феодализации во Франции, проф. Семёнов о классовой борьбе даже не упоминает.

В учебнике нет критического анализа вопроса о происхождении христианства и ислама. Между тем раскрытие условий происхождения религии - наилучший способ борьбы с ней. Как известно, критику религии Маркс считал предпосылкой всякой другой критики11 . Но проф. Семёнов и в решении вопроса о происхождении ислама также игнорирует указания классиков марксизма. Придерживаясь буржуазной точки зрения, он преувеличивает личную роль Мухаммеда в создании ислама.

Такое объяснение недопустимо и является шагом назад по сравнению с тем, как трактуется этот вопрос в учебнике по истории средних веков для высших учебных заведений под редакцией Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина.

Отсутствие критики и разоблачения фальсификации исторических явлений средневековья фашистами, на которой они строили свою человеконенавистническую, расовую теорию, делает учебник объективистским. Так, при описании быта древних германцев проф. Семёнов не опровергает фашистских историков, заявлявших, что германцы были творческой силой в образовании современных европейских наций и европейской культуры, что германцы вообще "омолодили Европу своим духом". Для опровержения этой фашистской лжи автору достаточно было бы привести известные слова Энгельса по поводу "духа германцев": "...омолодили Европу не их: специфические национальные особенности, а просто их варварство, их родовой строй"12 .

Говоря о древнеславянском обществе, автор не делает никаких выводов о том, что славяне по уровню развития культуры, экономики, политическому строю стояли не ниже германцев, как это видно даже из немецких хроник Гельмольда, Видукинда. Адама Бременского и других.

В учебнике полностью отсутствует историография наиболее важных проблем средневековья, давно решённых марксистской исторической наукой, но по поводу которых в буржуазной науке существует много теорий и споров (причины падения Римской империи, происхождение феодализма, возникновение городов, цехов и т. д.).

По нашему мнению, в вузовском учебнике критика буржуазных теорий необходима, так как она вырабатывает у студентов умение самостоятельно разбираться в научных вопросах и показывает со всей очевид-


6 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 638.

7 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 395, 410.

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 639.

9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI, ч. I, стр. 395.

10 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 14.

11 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 399.

12 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 161. Госполитиздат. 1950.

стр. 142

ностью несравненное превосходство марксистской методологии над буржуазной.

Классовой борьбе в средневековых городах проф. Семёнов уделяет слишком мало внимания, в частности, упускает из виду борьбу подмастерьев и учеников с мастерами. А ведь эта борьба была одним из важнейших этапов классовой борьбы в средневековых городах, непосредственной предшественницей борьбы между пролетариатом и буржуазией при капитализме. Говоря о зарождении и развитии буржуазии (стр. 280), проф. Семёнов не считает даже нужным указать на зарождение и развитие пролетариата. Вообще о классовой борьбе, этой движущей силе истории, и героях этой борьбы проф. Семёнов или не упоминает или описывает их очень коротко и сухо, в то время как яркие и прочувствованные слова о народных вождях и героях могут иметь огромное воспитательное влияние на молодёжь, на развитие у неё патриотизма, мужества, стойкости, ненависти к угнетателям и сочувствия к угнетённым.

Крупнейшим недостатком учебника является также неоправданная краткость изложения некоторых весьма важных исторических разделов. Так, средневековой инквизиции, этому страшному орудию духовного и политического террора, наводившей ужас и трепет на всю Европу, автор уделяет всего семь строчек (стр. 219), не вскрывая ни сущности инквизиции, ни её пагубного влияния на развитие Западной Европы.

Другому событию средневековья - иконоборству в Византии, длившемуся более ста лет, очень сложному по политическому, экономическому и идеологическому содержанию и важному по последствиям, в учебнике отведено только пять строк (стр. 85), в которых даётся очень узкое определение иконоборства как "идеологии", прикрывавшей секуляризацию монастырских земель.

Великому гуманисту Томазо Кампанелле, одному из представителей итальянского Возрождения, эпохи, "которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру"13 , посвящено лишь девять строк (стр. 293), Томасу Мору - десять (стр. 359). При этом, конечно, невозможно правильно охарактеризовать их самих и их произведения, оказавшие столь большое влияние на развитие социальных идей не только в средние века, но и в новое время. Такая чрезмерная краткость не может быть оправдана тем, что учебник предназначен для учительских институтов, так как в них на курс средних веков отводится столько же лекционных часов, сколько и в педагогических.

Сокращая до минимума изложение крупнейших исторических явлений, проф. Семёнов не скупится приводить мелочные факты, совершенно лишние в учебнике. Так, он сообщает, что "в 1422 г. в конце августа неожиданно умер в возрасте 36 лет Генрих V. В октябре того же года умер старый Карл VI" (стр. 174). Говоря на стр. 138 о последствиях крестовых походов и пропуская очень важное из них - создание условий для падения крепостного права в Европе, - что особенно подчёркивает Энгельс14 , автор считает нужным отметить, что рыцари "начали более тщательно ухаживать за своим телом, лицом, волосами" и т. п. Таких мелочей в учебнике немало.

Наряду с этим в учебнике не освещены многие значительные и характерные для средних веков исторические факты и события. Ничего не говорится о влиянии реконкисты на историю Испании, которая, по словам Маркса, в процессе почти 800-летней упорной борьбы получила характер, "совсем отличный от тогдашней Европы"15 . Не упоминается об изобретении пороха и компаса, имевших огромное значение в истории средних веков.

При обзоре арабской культуры, поверхностному описанию которой проф. Семёнов посвятил всего одну страницу, ничего не сказано о величайшем арабском историке XIV в. Ибн-Халдуне, очень близко подошедшем к материалистическому пониманию истории. Крупнейшего арабского историка Табари автор почему-то относит к "летописцам" (стр. 109).

Проф. Семёнов игнорирует некоторые гениальные высказывания классиков марксизма-ленинизма, которые дают исчерпывающее объяснение многим сложным и важным историческим явлениям средневековья. Нести эти высказывания в массы - прямой долг советского историка. Автор не привёл, например, важнейших высказываний Маркса и Энгельса - о происхождении цехов, о влиянии крестовых походов на падение крепостного права, о происхождении феодализма, о классовом характере политики Карла Великого, об эксплуатации городом


13 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 4. Огиз. Госполитиздат. 1952.

14 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XV, стр. 640.

15 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. X, стр. 719.

стр. 143

деревни, о характере гуситского движения и многих других. В результате некоторые события остались неразъяснёнными или не совсем правильно объяснёнными.

Изложение носит большей частью описательно-догматический характер и притом по сухости сходно с изложением энциклопедических словарей, и то кратких. Очень мало критики, анализа, объяснений, что делает учебник в значительной степени объективистским и непедагогичным.

Такой учебник (во всяком случае, первая часть его) не вполне соответствует требованиям, предъявляемым к вузовским учебникам. Нам следует помнить указание В. М. Молотова: "...решающая задача заключается в том, чтобы обеспечить высшую школу хорошими учебниками, достойными нашего великого дела, дела социализма. Тогда мы безусловно поднимем нашу высшую школу на новую, более высокую ступень"16 .

Г. А. Максимович

-----

16 В. М. Молотов. О высшей школе, стр. 13. Госполитиздат. 1938.

----------

Во втором издании учебник истории средних веков проф. В. Ф. Семёнова до некоторой степени улучшен. Дополнен материал об образовании народностей и наций в свете работы И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания". Введены новые главы по истории Венгрии и скандинавских стран, а также по истории южных славян в VI - XI вв.; дополнен материал о ересях и нищенствующих орденах. Значительно улучшены главы о Византии и славянах путём исправления ошибок и редакционных погрешностей. Таким образом, при том же объёме учебник получился более полным по содержанию17 .

Однако в остальном все, вплоть до опечаток, осталось по-старому. Между тем учебник нуждается в коренной переработке, как об этом заявлялось и в опубликованной в "Вопросах истории" рецензии (N 11, 1950) и в многочисленных отзывах на учебник, присланных с мест в редакции исторических изданий.

Наряду с несомненными достоинствами учебника он страдает коренными пороками методологического, характера. В этом нетрудно убедиться, подвергнув книгу анализу по основным методологическим вопросам, освещение которых составляет главную задачу всякого учебника по истории. В настоящей рецензии мы остановимся на освещении в учебнике двух проблем, а именно роли народных масс в период феодализма и явлений политической и идеологической надстройки.

*

О роли народных масс в период феодализма в учебнике сказано недостаточно. Народ на страницах учебника появляется только тогда, когда он возмущается, восстаёт. Но и восстания не всегда показаны с достаточной глубиной. Некоторые, как, например, восстание под руководством Дольчино (стр. 210) и восстание под руководством Г. Бегайма (стр. 297), изображаются" как возмущения, инспирированные речами пламенных проповедников. В изложении учебника получается так, как будто роль народных масс заключалась только в том, что они восставали, боролись и разрушали старое, отжившее. Как известно, народ всей своей созидательной деятельностью творил настоящую историю. История развития общества есть история трудящихся масс, история народов18 . Но в учебнике об этом умалчивается.

В учебнике говорится о развитии производительных сил феодального общества, о совершенствовании орудий труда, но дело изображается таким образом, будто орудия труда, производительные силы, составлявшие основу развития всего феодального общества, развивались сами по себе, без участия трудящихся масс.

Не показана историческая роль и не прослежена историческая судьба крестьянской общины как у германских, так и у славянских народов. Говоря об итогах варварских завоеваний, автор утверждает, что "пришедшие в пределы Римской империи варвары-крестьяне отличались от римских рабов и колонов только большей свободой и независимостью" (стр. 30), но не отмечает, что у варваров был общинный строй, которого не было у рабов и колонов Римской империи.

О формировании народностей упоминается только в связи с распадом империи


17 Добавления в тексте произведены за счёт иллюстраций, опущенных, к сожалению, в новом издании учебника.

18 См. "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 116.

стр. 144

Карла Великого ("Страсбургская клятва", стр. 40), как будто кроме французской и немецкой народностей других народностей в Европе и не существовало. Подобное освещение обедняет историю народов в средние века.

Если в первой части учебника ещё так или иначе говорится о народе (племенах, классах и т. п.), то во второй излагается только история государств, переходящая местами в историю королей. Возьмём для примера главы о Франции (XXII и XXIV). Здесь одни подзаголовки говорят сами за себя: "Людовик VI и Людовик VII", "Филипп II Август", "Людовик IX Святой и его судебно-административные реформы", "Филипп IV Красивый" и т. д. Похоже, что излагается не история Франции, французского народа, а история французских королей, "знаменитых" Капетингов и Валуа, "облагодетельствовавших" французский народ и так "счастливо" объединивших раздробленную страну в единое французское королевство.

Но может быть, это только форма? Вчитаемся в содержание, например, заключительной части главы XXII: "Людовик XI. Завершение объединения Франции". Непосвящённый читатель вправе сделать вывод, что не будь во Франции такого короля, как Людовик XI, в столь критический момент её истории, французское государство раздробилось бы или было бы поглощено могущественной Бургундией. Так ли нужно освещать роль личности и роль народных масс в истории? В ожесточённой борьбе французского королевства с "промежуточным" Бургундским государством, начавшейся ещё со времени Столетней войны, не "хитрый" Людовик XI победил "рыцарственного" Карла Смелого, а стремящийся к национальному единству французский народ одержал победу над разнородным в этническом отношении Бургундским государством.

Не вполне удовлетворительно составлен и последний раздел главы - "Формирование французской нации". Следовало указать, что процесс образования нации был ускорен победоносным исходом Столетней войны как в смысле достижения территориального единства, так и в смысле формирования национального самосознания французов, что особенно ярко проявилось в патриотическом движении во Франции в конце Столетней войны.

Изменения в строе феодального государства в учебнике не раскрыты, а отдельные институты феодальных государственно-правовых отношений не объяснены, а только описаны. В учебнике не показан рост государственной (сеньориальной) власти феодалов на основе закрепощения крестьянства, недостаточно охарактеризовано поместье-государство. Не раскрыта природа иммунитета (стр. 45, 85, 67): непонятно, на чём вырастала эта привилегия и почему король "уступал" её феодалам. Феодальная раздробленность изображается как следствие "захвата феодалами власти на местах", как "ослабление их зависимости от центра" (стр. 48), а королевская власть приходит в упадок якобы вследствие того, что она лишается поддержки "важнейшей социальной силы - французского крестьянства", разорившегося в результате войн и попавшего в крепостную зависимость (стр. 48).

В том, что именно так проф. Семёнов представляет себе королевскую власть, нетрудно убедиться по приведённой в учебнике характеристике сословной монархии во Франции. Автор замечает: "В результате создания генеральных штатов государственное развитие Франции сделало шаг вперёд, так как появился новый важный орган, связывавший короля с широкими и влиятельными слоями населения" (стр. 157). Генеральные штаты связывали короля всего лишь с привилегированными сословиями, с дворянством и с верхушкой городской буржуазии. При чём же здесь "широкие слои населения"?

Классовая суть феодального государства в учебнике не раскрыта, смысл той или иной его формы читателю не разъяснён. Королевская власть выступает в трактовке автора учебника как самодовлеющая сила, служившая неизвестно какому классу и защищавшая неизвестно чьи интересы.

То же следует сказать и об идеологии. В учебнике не всегда раскрывается классовая суть тех или иных идей, того или иного мировоззрения. Это относится в первую очередь к характеристике гуманизма и Возрождения. Говоря о зарождении гуманизма, автор указывает прежде всего на формальную преемственность от античности, но недостаточно показывает буржуазный характер культуры гуманизма. Следовало указать на зарождение в итальянских городах буржуазных форм производства и появление буржуазных элементов как предпосылки нового буржуазного мировоззрения.

Не лучше обстоит дело и с характеристикой различных революционных учений. Автор преувеличивает влияние идей Виклефа на Яна Гуса. Нельзя согласиться, на-

стр. 145

пример, с такой формулировкой: "Церковные и социально-политические взгляды Гуса развились в значительной мере под влиянием современного ему английского реформатора Дж. Виклефа" (стр. 229). Социально-политические взгляды Гуса развились прежде всего под влиянием чешской действительности начала XV в.; они являлись идейным выражением той освободительной борьбы чешского народа, о которой автор говорит несколькими строками выше.

Не раскрывается также классовая природа учения Томаса Мюнцера и других хилиастических систем - идеологии плебейства, этого единственного класса, стоявшего "совершенно вне официального общества"19 . Без связи с жизненным положением данной прослойки феодального общества утопическая система Мюнцера представляется пустой фантазией. Следует сказать, что в учебнике заметно влияние пресловутой "теории филиации идей". Автор не раскрывает в достаточной мере классовые корни реформационного движения, не объясняет идей реформаторов, вследствие чего у читателя невольно создаётся представление, что движение реформации было вызвано только идеями Лютера, Кальвина и других реформаторов. Говоря о реформированной церкви, необходимо было раскрыть её классовую природу, показать, что реформированная религия не хуже, чем старая католическая, служила интересам эксплуататорских классов. Маркс говорит о лютеранстве: "...Лютер победил рабство по обету, потому что на его место он поставил рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, потому что реставрировал авторитет веры. Он обратил попов в мирян, потому что обратил мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, потому что сделал религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, потому что надел оковы на сердце"20 .

Недостатки учебника этим не ограничиваются. Вот их дополнительный неполный перечень.

Нет объяснения завоевательной политики Каролингов и причин успеха этой политики. Не объясняется смысл феодальной иерархии, дававшей феодалам власть над крепостными21 . Не показаны причины борьбы городов с сеньорами, не раскрыты причины объединения ремесленников в цехи. Автор допускает ошибку, утверждая, будто положительная роль цехов заключалась в том, что они защищали городское ремесло от конкуренции со стороны "крепостного поместного ремесла" (стр. 147). Односторонне объяснены причины экономического упадка Испании. Автор цитирует высказывание Маркса о сходстве испанского абсолютизма с азиатскими формами правления, но не раскрывает его смысл.

То, что подобные недостатки имеют место во втором, "исправленном и дополненном издании, свидетельствует о том, что автор не ставил перед собой цели серьёзно пере" работать учебник. В этом убеждает наличие в книге многих неудачных выражений, ошибок и опечаток, в том числе и в заголовках (стр. 144, 267, 393).

Рецензируемый учебник и в новом издании не отвечает в полной мере своему назначению. В нём нет обобщений, которые необходимы для взрослого читателя. Даже во вводных и итоговых главах книги дано лишь описание исторических явлений, без проникновения в их суть, без достаточного научного анализа. На это должен обратить внимание автор при дальнейшей работе над совершенствованием учебника.

Н. Ф. Колесницкий


19 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии, стр. 43. Огиз. Госполитиздат. 1939.

20 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. I, стр. 407.

21 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. IV, стр. 14.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОФ-В-Ф-СЕМЕНОВ-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена ГерчиковаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gerchikova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. А. МАКСИМОВИЧ, Н. Ф. КОЛЕСНИЦКИЙ, ПРОФ. В. Ф. СЕМЕНОВ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 21.12.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПРОФ-В-Ф-СЕМЕНОВ-ИСТОРИЯ-СРЕДНИХ-ВЕКОВ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. А. МАКСИМОВИЧ, Н. Ф. КОЛЕСНИЦКИЙ:

Г. А. МАКСИМОВИЧ, Н. Ф. КОЛЕСНИЦКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Герчикова
Калининград, Россия
1875 просмотров рейтинг
21.12.2015 (3021 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПРОФ. В. Ф. СЕМЕНОВ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android