Libmonster ID: RU-13803
Автор(ы) публикации: А. П. Каждан

Павликиане в византийских источниках

"Travaux et memoires". Paris. 1973, N 5.

После того как группа французских исследователей во главе с П. Лемерлем опубликовала свод греческих источников по истории еретического движения VII - IX вв., известного под именем павликианства 1 , Лемерль предпринял в журнальной статье попытку систематизировать и критически пересмотреть все данные о павликианах, сохранившиеся у византийских авторов.

До последнего времени оставалось неясным соотношение между основными источниками по истории павликиан, их атрибуция и хронология 2 . Лемерль считает главным источником сочинения Петра Сицилийского, которого он (расходясь, в частности, с Р. М. Бартикяном) идентифицирует с другим автором, известным под именем Петра Игумена. Среди этих сочинений "Полезная история", написанная после возвращения Петра Сицилийского из поездки в павликианскую столицу Тефрику в 869 - 870 годах. К "Истории" примыкают "Слова" Петра (из шести "Слов" сохранилось два первых и начало третьего). Краткое сочинение Петра "О павликианах, они же манихеи", написанное около 871 - 872 гг., помимо нескольких известных списков, было включено в состав хроники Георгия Амартола, где было пополнено интерполяциями. Близкое по материалу к "Полезной истории", это сочинение Петра содержит некоторые дополнительные данные. Последнее сочинение, приписываемое ему, - "Повествование о новоявленных манихеях", Лемерль считает принадлежащим перу патриарха Фотия и


жуазной революцией конца XVIII в. "Вестник" МГУ. Серия история. 1966, N 3; его же. Крестьянские движения и продовольственный вопрос во время Французской буржуазной революции. "Проблемы новой и новейшей истории". М. 1972.

3 Думается, прав Ж. Рюдэ, называя продовольственный "бунт" "типичной формой народного выступления в прединдустриальный период" (G. Rude. The Crowd in History. N. Y., 1964, p. 5). Из 275 сельских бунтов, которые Ж. Рюдэ насчитал в Англии между 1735 и 1800 гг., две трети носили продовольственный характер (ibid., pp. 33 - 46).

-------

1 Ch. Astruc, W. Conus-Wolska, J. Gouillard, P. Lemerle, D. Papachryssanthou, J. Paramelle. Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure. "Travaux et memoires", 1970, N 4.

2 См. об этом: Р. М. Бартикян. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван. 1961, стр. 55 - 104.

стр. 186


датирует примерно 871 - 872 годами. Фотий затрагивал павликианскую тему и в некоторых других своих произведениях; сохранилось также одиннадцать посланий Фотия Иоанну Хрисохиру, но в каком отношении Фотий находился с вождем павликиан Хрисохиром, сказать трудно.

Историю павликианства Лемерль начинает со второй половины VII в., с сомнением относясь к сообщению об осуждении павликиан на соборе в Двине в 554 году. Первая община павликиан, по мнению Лемерля, была основана в Кивосе (близ малоазийского города Колония) выходцем из Армении Константином-Сильваном, который был казнен византийскими властями, по предположению автора, в 682 году. Постепенно павликианство стало распространяться в греческой среде: один из павликианских учителей конца VII в., Симеон-Тит, был даже константинопольским чиновником. Центр павликианской пропаганды переместился затем в Эписпарис, который Лемерль локализует в обширной пограничной арабо-византийской зоне в верховьях Евфрата; впоследствии павликиане переселились в фему Арменик. Поворотным моментом в истории павликианства Лемерль считает первую треть IX в., когда во главе павликиан стал Сергий-Тихик. В это время павликиане вступают в резкий конфликт с властями Византии. Павликианам пришлось покинуть византийские владения и бежать в Аргаун, на территории халифата. Хотя сам Сергий-Тихик (около 800 - 835 гг.) был сторонником мирной проповеди, в это время возникает полувоенная организация "астатов" и начинаются спорадические вооруженные выступления павликиан. Однако Лемерль категорически отрицает их связь с восстанием Фомы Славянина (820 - 823 гг.).

Сергием-Тихиком завершается, по Лемерлю, "миссионерский" период истории павликиан и начинается полоса их ожесточенной борьбы с Византийской империей. Преемники Тихика Карвеас (умер в 863 г.) и его племянник Хрисохир создали независимое государство, центром которого стала Тефрика (основана, по-видимому, до 856г.). Войска павликиан доходили до берегов Эгейского моря. Императору Василию I удалось нанести им поражение: в 872 г. погиб Хрисохир, затем, по Лемерлю, только в 878 г. пала Тефрика. Лемерль касается также судьбы павликианского учения после падения независимого государства: в некоторых житиях святых Х-XI вв. говорится о борьбе монахов с павликианами.

В статье содержится тщательный разбор скудных сведений о вероучении павликиан. При этом Лемерль отказывается от представлений в духе "филиации идей" и, подобно американской арменистке Н. Гарсоян 3 , отвергает возможность вывести учение павликиан непосредственно из манихейского или даже из ереси маркионитов, сходство с которой он считает более заметным. Социальную сторону павликианства Лемерль не рассматривает вовсе. Если Гарсоян полемизировала с оценкой павликианской ереси как "пролетарской", то Лемерль вообще умалчивает об этом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Павликиане-в-византийских-источниках

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий СмогоржевскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. П. Каждан, Павликиане в византийских источниках // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.04.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Павликиане-в-византийских-источниках (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. П. Каждан:

А. П. Каждан → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий Смогоржевский
Минск, Беларусь
1101 просмотров рейтинг
27.04.2017 (2528 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
18 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Павликиане в византийских источниках
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android