Павликиане в византийских источниках
"Travaux et memoires". Paris. 1973, N 5.
После того как группа французских исследователей во главе с П. Лемерлем опубликовала свод греческих источников по истории еретического движения VII - IX вв., известного под именем павликианства 1 , Лемерль предпринял в журнальной статье попытку систематизировать и критически пересмотреть все данные о павликианах, сохранившиеся у византийских авторов.
До последнего времени оставалось неясным соотношение между основными источниками по истории павликиан, их атрибуция и хронология 2 . Лемерль считает главным источником сочинения Петра Сицилийского, которого он (расходясь, в частности, с Р. М. Бартикяном) идентифицирует с другим автором, известным под именем Петра Игумена. Среди этих сочинений "Полезная история", написанная после возвращения Петра Сицилийского из поездки в павликианскую столицу Тефрику в 869 - 870 годах. К "Истории" примыкают "Слова" Петра (из шести "Слов" сохранилось два первых и начало третьего). Краткое сочинение Петра "О павликианах, они же манихеи", написанное около 871 - 872 гг., помимо нескольких известных списков, было включено в состав хроники Георгия Амартола, где было пополнено интерполяциями. Близкое по материалу к "Полезной истории", это сочинение Петра содержит некоторые дополнительные данные. Последнее сочинение, приписываемое ему, - "Повествование о новоявленных манихеях", Лемерль считает принадлежащим перу патриарха Фотия и
жуазной революцией конца XVIII в. "Вестник" МГУ. Серия история. 1966, N 3; его же. Крестьянские движения и продовольственный вопрос во время Французской буржуазной революции. "Проблемы новой и новейшей истории". М. 1972.
3 Думается, прав Ж. Рюдэ, называя продовольственный "бунт" "типичной формой народного выступления в прединдустриальный период" (G. Rude. The Crowd in History. N. Y., 1964, p. 5). Из 275 сельских бунтов, которые Ж. Рюдэ насчитал в Англии между 1735 и 1800 гг., две трети носили продовольственный характер (ibid., pp. 33 - 46).
-------
1 Ch. Astruc, W. Conus-Wolska, J. Gouillard, P. Lemerle, D. Papachryssanthou, J. Paramelle. Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure. "Travaux et memoires", 1970, N 4.
2 См. об этом: Р. М. Бартикян. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван. 1961, стр. 55 - 104.
стр. 186
датирует примерно 871 - 872 годами. Фотий затрагивал павликианскую тему и в некоторых других своих произведениях; сохранилось также одиннадцать посланий Фотия Иоанну Хрисохиру, но в каком отношении Фотий находился с вождем павликиан Хрисохиром, сказать трудно.
Историю павликианства Лемерль начинает со второй половины VII в., с сомнением относясь к сообщению об осуждении павликиан на соборе в Двине в 554 году. Первая община павликиан, по мнению Лемерля, была основана в Кивосе (близ малоазийского города Колония) выходцем из Армении Константином-Сильваном, который был казнен византийскими властями, по предположению автора, в 682 году. Постепенно павликианство стало распространяться в греческой среде: один из павликианских учителей конца VII в., Симеон-Тит, был даже константинопольским чиновником. Центр павликианской пропаганды переместился затем в Эписпарис, который Лемерль локализует в обширной пограничной арабо-византийской зоне в верховьях Евфрата; впоследствии павликиане переселились в фему Арменик. Поворотным моментом в истории павликианства Лемерль считает первую треть IX в., когда во главе павликиан стал Сергий-Тихик. В это время павликиане вступают в резкий конфликт с властями Византии. Павликианам пришлось покинуть византийские владения и бежать в Аргаун, на территории халифата. Хотя сам Сергий-Тихик (около 800 - 835 гг.) был сторонником мирной проповеди, в это время возникает полувоенная организация "астатов" и начинаются спорадические вооруженные выступления павликиан. Однако Лемерль категорически отрицает их связь с восстанием Фомы Славянина (820 - 823 гг.).
Сергием-Тихиком завершается, по Лемерлю, "миссионерский" период истории павликиан и начинается полоса их ожесточенной борьбы с Византийской империей. Преемники Тихика Карвеас (умер в 863 г.) и его племянник Хрисохир создали независимое государство, центром которого стала Тефрика (основана, по-видимому, до 856г.). Войска павликиан доходили до берегов Эгейского моря. Императору Василию I удалось нанести им поражение: в 872 г. погиб Хрисохир, затем, по Лемерлю, только в 878 г. пала Тефрика. Лемерль касается также судьбы павликианского учения после падения независимого государства: в некоторых житиях святых Х-XI вв. говорится о борьбе монахов с павликианами.
В статье содержится тщательный разбор скудных сведений о вероучении павликиан. При этом Лемерль отказывается от представлений в духе "филиации идей" и, подобно американской арменистке Н. Гарсоян 3 , отвергает возможность вывести учение павликиан непосредственно из манихейского или даже из ереси маркионитов, сходство с которой он считает более заметным. Социальную сторону павликианства Лемерль не рассматривает вовсе. Если Гарсоян полемизировала с оценкой павликианской ереси как "пролетарской", то Лемерль вообще умалчивает об этом.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |