Libmonster ID: RU-7387
Автор(ы) публикации: Б. ГОРЕВ

I

Советская общественность широко отмечает столетнюю годовщину со дня рождения великого русского просветителя, одного из виднейших представителей революционной крестьянской демократии шестидесятых годов прошлого столетия, ближайшего друга и соратника Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В лице Добролюбова мы имеем одного из тех "просветителей", которых имел в виду Ленин в своей знаменитой статье "От какого наследства мы отказываемся".

Принимая наследство "просветителей" 60-х годов, к которым он в первую очередь относил Чернышевского (хотя по цензурным условиям и не упоминал его имени в своей легальной статье), и отказываясь от наследства народников, Ленин в следующих словах формулировал отношение "просветителей", народников и марксистов к процессу капиталистического развития России: "Просветитель верит в данное общественное развитие, ибо не замечает свойственных ему противоречий. Народник боится данного общественного развития, ибо он заметил уже эти противоречия. "Ученик" верит в данное общественное развитие, ибо он видит залоги лучшего будущего лишь в полном развитии этих противоречий. Первое и последнее направление стремится поэтому поддержать, ускорить, облегчить развитие по данному пути, устранить все препятствия, мешающие этому развитию и задерживающие его. Народничество, наоборот, стремится задержать и остановить это развитие, боится уничтожения некоторых препятствий развитию капитализма. Первое и последнее направление характеризуется тем, что можно бы назвать историческим оптимизмом: чем дальше и чем скорее дела пойдут так, как они идут, тем лучше. Народничество, наоборот, естественно ведет к историческому пессимизму: чем дальше дела пойдут так, тем хуже"1 .

Добролюбова Ленин считал таким же революционным демократом, таким же идеологом крестьянской революции, как и Чернышевского. Если Чернышевский, по словам Ленина, проводил "через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей"2 , то и Добролюбов для него - "писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против "внутренних турок" - против самодержавного правительства"3 .

Добролюбов знаменит, прежде всего, как литературный критик и публицист. В этом смысле литературное наследство Добролю-


1 Ленин. Соч. Т. II, стр. 330.

2 Ленин. Соч. Т. XV, стр. 144.

3 Ленин. Соч. Т. IV, стр. 346.

стр. 91

бова имеет для нас огромное и неоспоримое значение и изучается нашей молодежью с не меньшим интересом чем в эпоху самого Добролюбова, с тем лишь различием, что в то время каждое слово Добролюбова, каждая его боевая статья имели непосредственное пропагандистское, революционно-демократическое значение, тогда как теперь мы изучаем Добролюбова с исторической точки зрения. Но Добролюбов по своему образованию и по своим интересам был не только литературным критиком и публицистом и даже не только историком литературы, но и историком вообще. Между тем, эта область деятельности Добролюбова до сих пор обычно оставалась в тени и нам кажется, что нашей исторической общественности, перед которой стоит задача критического освоения и использования, особенно в свете критических замечаний товарищей Сталина, Жданова и Кирова на исторические учебники, в научной и в преподавательской работе всего, не только марксистского, но и домарксистского исторического наследства, - в столетнюю годовщину рождения Добролюбова уместно поставить вопрос о Добролюбове как историке.

II

Уступая Чернышевскому в глубине и разносторонности своей исторической эрудиции, Добролюбов, тем не менее, был историком и оставил значительный след в русской исторической науке. Правда, для него, как, впрочем, и для Чернышевского, история в не меньшей степени чем литературная критика являлась средством пропаганды его революционно-демократических взглядов. Тем не менее, разбирая тот или иной исторический вопрос, ту или иную эпоху, критикуя взгляды своих политических противников в области истории, Добролюбов основательно, с научной добросовестностью и глубиной, изучал рассматриваемые им исторические вопросы.

В этом отношении чрезвычайно характерной является уже первая его большая статья - "Собеседник любителей российского слова", напечатанная в "Современнике" за 1856 г., т. е. тогда, когда Добролюбов был еще студентом, причем самая статья явилась переработкой для органа революционной демократии студенческой работы Добролюбова. Вот как впоследствии, уже вернувшись с каторги, вспоминал Чернышевский о впечатлении, которое произвела на него эта статья: "Прочитав две-три страницы, я увидел: статья написана хорошо" взгляд автора сообразен с мнениями, какие излагались тогда в "Современнике", и читать больше нет надобности"1 . В введении к этой статье Добролюбов издевается над крохоборством "библиографов", считающих своей важнейшей задачей собирать мелкие, внешние факты, относящиеся к разбираемым литературным произведениям. При этом он пишет с явной иронией: "Пусть библиографы с презрением отвернутся от моего труда; пусть люди, ищущие все только фактов, голых сырых фактов, - пусть они обвиняют меня в недостатке научного мозольного исследования, в пристрастии к общим взглядам, - пусть мой труд покажется им неосновательным, пустым, легким. Я не боюсь этого обвинения и надеюсь найти защиту перед читателями именно в легкости моего обозрения. Я всеми силами старался скрыть черную работу, которая положена в основание здания, снять все леем, по которым лазил я во время стройки, потому что почитаю их совершенно излишними украшениями. Я старался представить вы-


1 Чернышевский "Литературное наследие". Т. III, стр. 499.

стр. 92

Н. А. ДОБРОЛЮБОВ

стр. 93

воды, результаты, итоги, а не частные счеты, не множителей и делителей. Может быть, от этого мой труд потеряет научное достоинство, но зато его можно будет читать, а я хочу лучше служить для чтения, нежели для справок. Впрочем, чтобы неверующие не вздумали усомниться во всех моих выводах, я решаюсь дать им примечания. Эти примечания довольно обширны, и потому я отношу их к концу сочинения под особым названием - "Библиографические заметки"1 .

И действительно, вчитываясь в эти обширные примечания, помещенные в конце статьи, прямо поражаешься той огромной эрудиции и той научной добросовестности и кропотливости, какие проявил в них двадцатилетний студент Добролюбов, причем не только в области истории литературы в узком смысле слова, т. е. в данном случае в работе над журналами времен Екатерины II, но и во всей исторической эпохе. Эта тема настолько интересовала Добролюбова, что три года спустя, по поводу книги А. Афанасьева "Русские сатирические журналы 1769 - 1774 гг.", он написал обширную статью "Русская сатира в век Екатерины", представляющую собой самостоятельное, серьезное, насыщенное конкретными фактами и отличающееся меткой революционно-демократической критикой исследование. Научная добросовестность характерна для всех критических статей Добролюбова, посвященных не только истории литературы, но и истории, вообще.

При этом основательность общей исторической подготовки Добролюбова, знание важнейших иностранных языков и исключительная талантливость всей его творческой натуры позволяли ему чрезвычайно быстро приспособляться в своих исторических рецензиях и критических статьях к потребностям срочной журнальной работы. Так, уже в 1857 г., откликаясь на знаменитое восстание сипаев в Индии, Добролюбов по просьбе Чернышевского, который был занят другой срочной работой, заменил его и написал для "Современника" обширную статью "Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии". В этой статье он обнаружил основательное знакомство с предметом (хотя раньше никогда этим вопросом специально не интересовался), и она сохранила свое значение до настоящего времени и вполне может быть рекомендована для первого фактического ознакомления с проблемой истории Индии и английского владычества в ней. Тогда лее Добролюбов напечатал довольно значительную по размерам рецензию на известную книгу историка Ирвинга "Жизнь Магомета", в которой высказал ряд интересных и оригинальных мыслей.

Большой интерес для русской историографии представляет работа Добролюбова "Первые годы царствования Петра Великого" (напечатана в "Современнике" за 1858 год). Являясь по форме критическим разбором трехтомной работы Устрялова "История царствования Петра Великого", статья Добролюбова, по объему своему представляющая довольно компактную брошюру, в сущности, носит все черты самостоятельного исторического исследования, богатого фактами, новыми для того времени мыслями об исторической роли Петра и историческими обобщениями, на которых мы еще остановимся. Это же можно сказать и об издевательском разборе Добролюбовым двухтомной работы некоего Жеребцова, изданной по-французски для иностранцев и посвященной истории русской цивилизации. Эта


1 Добролюбов. Полное собрание сочинений. Т. I, стр. 31. Изд. 1934 (Разрядка Добролюбова).

стр. 94

статья, носящая ироническое название "Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым", посвящена главным образом полемике с славянофилами по всем вопросам русской истории. Следуя за автором по всем этапам истории, обнаруживая на каждом шагу его невежество, Добролюбов пользуется случаем, чтобы высказать ряд свежих и ярких мыслей об историческом процессе вообще и о русской истории в частности.

Громкую и продолжительную известность приобрела статья Добролюбова "Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ". Эта статья не только впервые обстоятельно знакомила читателей "Современника" с жизнью и деятельностью знаменитого английского утописта, но целый ряд десятилетий являлась для революционной молодежи одной из любимейших работ по истории утопического социализма.

В статье дан перевод с подлинника, изданного в 1840 г. "Манифеста Роберта Оуэна, основателя системы разумного общества". Читателям, которые хотели бы более глубоко изучить взгляды Оуэна, Добролюбов рекомендует особенно две его книги: "Об образовании человеческого характера" и "Книгу нового нравственного мира" (в английском оригинале). Статья заканчивается, согласно любимой манере Добролюбова и Чернышевского издеваться над цензурой, следующим ироническим замечанием об утопизме и непрактичности Оуэна, который, вместо того чтобы создать себе личную карьеру и богатство, растратил все свое состояние на свои утопические затеи: "А к этому прибавьте еще его претензии - преобразовать целый мир по своим идеям, доказать, что все ошибались, а он один нашел правду. Это уже такая дерзкая химера, которой благоразумные противники Оуэна даже в толк взять никак не могут. И благо им, что не могут."1 .

Помимо собственно исторических работ Добролюбова огромное значение в качестве исторического материала имеют его работы, посвященные событиям и лицам в Италии 1860 года. Поехав в Италию для лечения туберкулеза, Добролюбов использовал пребывание в этой стране в бурный период борьбы за ее воссоединение для основательного изучения ее политической жизни. Подобно тому как знаменитые иностранные обзоры Чернышевского в "Современнике", печатавшиеся под названием "Политика", до настоящего времени являются ценнейшим историческим материалом (ибо по глубине исторического анализа и революционному подходу к описываемым событиям в Европе и в Америке они уступали только статьям-корреспонденциям Маркса и Энгельса), - "итальянские" статьи Добролюбова до сих пор с большой пользой могут быть рекомендованы студентам. Не даром Кареев в пятом томе своей семитомной работы не только ссылается на статьи Добролюбова в библиографическом указателе к главе об Италии 50 - 60-х годов, но в самом тексте этой главы чрезвычайно широко использует статьи Добролюбова, местами (характеристика Кавура) почти буквально списывая их, на этот раз без ссылки на источник. Три статьи: "Непостижимая странность" (посвященная неаполитанской революции), "Из Турина" и "Жизнь и смерть графа Камило Бензо Кавура" - были напечатаны в "Современнике" за 1860 и 1861 годы. Четвертая же статья - "Отец Александр Гавацци и его проповеди" - по цензурным условиям не могла быть напечатана при жизни Добролюбова и попала только в собрание его сочинений.


1 Добролюбов. Полное собрание сочинений под редакцией Лемке Т. II, стр. 792.

стр. 95

Характерен при этом тот вой, который подняла либеральная журналистика, особенно "Отечественные записки", против статей Добролюбова, посвященных развенчанию либеральной политики Кавура. Позднее, уже в 1868 г., в своих воспоминаниях о Белинском Тургенев вспомнил об этих выступлениях Добролюбова против Кавура и других либеральных политических деятелей Европы и писал: "Белинский никогда бы не позволил себе такой ошибки, в которую впал даровитый Добролюбов: он не стал бы, например, с ожесточением бранить Кавура, Пальмерстона, вообще парламентаризм как неполную и потому неверную форму правления"1 . Если вспомнить при этом, как относился Маркс и к Кавуру и особенно к Пальмерстону, которого он разоблачал беспощадно и язвительно, то отношение Добролюбова и Чернышевского к современному им европейскому правительственному "либерализму" приобретает для нас особый интерес. Впрочем, здесь следует отметить, что в то время как для революционных демократов Чернышевского и Добролюбова Гарибальди был подлинным революционным вождем, Маркс относился и к нему в достаточной степени критически.

Наконец, большой педагогический интерес сохранили рецензии Добролюбова, посвященные историческим учебникам для детей.

III

Обращаясь к общим историческим взглядам Добролюбова, приходится указать, что они мало отличаются от взглядов Чернышевского. Правда, непоследовательность, слабые стороны мировоззрения (исторический идеализм, утопический социализм и т. д.), в значительной мере свойственные Чернышевскому, пожалуй, проявляются у Добролюбова в еще более подчеркнутом виде. Не даром впоследствии народники прикрывались именем Добролюбова, как и именем Чернышевского. - В то же время и у Добролюбова мы встречаем ряд мыслей, которые свидетельствуют о частичном приближении его к историческому материализму, хотя еще весьма смутном и неосознанном. Прежде всего Добролюбов пытался за сословными, кастовыми и мнимо-расовыми перегородками в человеческом обществе искать их классовую основу, хотя самое понятие класса для него далеко еще не выяснено. В упоминавшейся уже нами статье "Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым" Добролюбов писал: "Конечно, борьба аристократии с демократией составляет все содержание истории, но мы слишком бы плохо ее поняли, если бы вздумали ограничить ее одними генеалогическими интересами. В основании этой борьбы всегда скрывалось другое обстоятельство, гораздо более существенное, нежели отвлеченные теории о породе и о наследственном различии крови в людях благородных и неблагородных. Массы народные всегда чувствовали, хотя смутно и как бы инстинктивно, то, что находится теперь в сознании людей образованных и порядочных (цензурный псевдоним революционных демократов и социалистов. - Б. Г .). В глазах истинно образованного человека нет аристократов и демократов, нет бояр и смердов, браминов и парий, а есть только люди трудящиеся и дармоеды. Уничтожение дармоедов и возвеличение труда - вот постоянная тенденция истории"2 .


1 Тургенев. Соч. Т. XII, стр. 30. Изд. 1898 года.

2 Добролюбов. Полное собрание сочинений под редакцией Лемке, Т. II, стр. 458. Изд. 1911 года.

стр. 96

Развенчивая в своих критических статьях, особенно в статье "Что такое обломовщина", вызвавшей сильнейшее негодование Герцена, либеральных и прекраснодушных "героев" из дворянской среды, Добролюбов в статье: "Когда же придет настоящий день?" давал понять, что он вообще не верит в исторических "героев", вышедших из привилегированной среды. Освобождения России он ждал от крестьянского восстания, и вождями этого восстания, по мнению Добролюбова, могли быть только люди, вышедшие из самого народа или из близкой к нему разночинной, плебейской, демократической интеллигенции. В своих исторических статьях Добролюбов неоднократно возвращается к проблеме так называемых великих людей и доказывает, что они являются не столько творцами истории, сколько ее орудием, причем их дела могут быть успешными лишь в том случае, если они вытекают из исторической обстановки и тесно с ней связаны. В статье "Первые годы царствования Петра Великого" мы читаем: "Главная задача истории великого человека состоит в том, чтобы показать, как умел он воспользоваться теми средствами, какие представлялись ему в его время... Известно всем и каждому, что человек не творит ничего нового, а только перерабатывает существующее; значит, история приписывает человеку невозможное, как скоро намеренно уклоняется от своей прямой задачи - рассмотреть деятельность исторического лица, как результат взаимного отношения между ним и тем живым материалом (если можно так выразиться о народе), который подвергался его воздействию... Значение великих исторических деятелей можно уподобить значению дождя, который благотворно освежает землю, "о который, однако, составляется все-таки из испарений, поднимающихся с той же земли"1 .

Как видим, чтение исторических работ Добролюбова обнаруживает в нем недюжинного историка и до сих пор будит и обогащает нашу мысль. Если ценность Чернышевского как историка ни в ком из нас не вызывает сомнений, то и Добролюбов заслуживает того, чтобы занять почетное место в рядах тех демократических историков домарксистского периода, наследство которых мы принимаем и критически перерабатываем в духе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.


1 Добролюбов. Полное собрание сочинений под редакцией Лемке. Т. II, стр. 13.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Памяти-Добролюбова-Н-А-ДОБРОЛЮБОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Б. ГОРЕВ, Памяти Добролюбова. Н. А. ДОБРОЛЮБОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Памяти-Добролюбова-Н-А-ДОБРОЛЮБОВ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Б. ГОРЕВ:

Б. ГОРЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
1403 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3142 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Памяти Добролюбова. Н. А. ДОБРОЛЮБОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android