Мыслители (Андрей МИРОШКИН.)
Его называли "русским Леонардо", и это не было большим преувеличением. Философ, священник, богослов, поэт, теоретик искусства, естествоиспытатель, электротехник - вот далеко не полный перечень ипостасей Павла Александровича Флоренского. Универсализм, достойный Возрождения. Фантастическая работоспособность. Феноменальная эрудиция. Несгибаемая сила творческого духа.
За последние десять лет в нашей стране переизданы все главные сочинения Флоренского - философские, богословские, искусствоведческие. Вышло множество воспоминаний и исследований. Проведены научные конференции, посвященные деятельности ученого. Московское издательство "Мысль" в серии "Философское наследие" с 1994 года том за томом выпускало монументальные "Сочинения" Флоренского. Нынешней весной увидел свет последний, четвертый том собрания - "Письма с Дальнего Востока и Соловков".
Бурная научная деятельность Флоренского была впервые прервана "органами" в 1928 году. Ученый попал в ссылку в Нижний Новгород, но вскоре благодаря хлопотам влиятельных друзей смог вернуться в Москву. Однако в начале 30-х в прессе началась грубая травля философа. В чем его только не обвиняли: в национализме, в монархизме, в религиозном мракобесии... В феврале 1933-го последовал арест. С этого дня началась четырехлетняя тюремно-лагерная одиссея Флоренского, завершившаяся приговором Ленинградского
ОСО и чекистской пулей в декабре 1937 года.
Первый год заключения он провел на Дальнем Востоке, среди природы, чем-то напоминавшей ему кавказскую (Флоренский родился в Азербайджане, а детство провел в Грузии). Времена были еще сравнительно "вегетарианские", и ученому удается вести научную деятельность на мерзлотоведческой станции. Он, как бы невзирая на трагические перипетии судьбы, продолжает писать научные труды, которые посылает на "большую землю" в надежде на публикацию. И некоторые из его "лагерных" работ действительно выходят в свет,
правда... без указания имени автора.
В середине 1934 года Флоренский этапирован на Соловки - в лагерь, имя которого еще с середины двадцатых стало нарицательным. "Здесь власть не советская, а соловецкая!" - гласила мрачная лагерная поговорка. Здесь, на холодном беломорском острове, украшенном - словно в насмешку над о.Павлом Флоренским - старинными храмами и кремлем, философ провел самые тяжелые в своей жизни годы. После 1 декабря 1934-го "гайки" в ГУЛАГе были "завинчены" до отказа. Политзаключенные терпели неслыханные унижения. Лагерное
начальство натравливало на "врагов народа" уголовников. Пища становилась все более скудной, в бараках процветали воровство, избиения. Порой случались и убийства... Несмотря на это, Флоренский и здесь находит в себе силы заниматься наукой. Он заведует лагерной библиотекой, а в редкие свободные часы изучает флору и фауну Беломорья. Вскоре начальство, заинтересованное промышленной пользой научных опытов высокообразованного зека, позволяет ему открыть лабораторию по исследованию водорослей. Однако эти
опыты Флоренскому не суждено было довести до конца...
За годы заключения ученый отослал родным и знакомым более полутора сот писем. Подавляющее большинство их адресовано жене и детям. Впервые опубликованные в полном объеме, в хронологической последовательности, они производят эффект уникального литературного произведения, построенного по законам романа-трагедии, но трагедии оптимистической (в древнеэллинском смысле слова). Это произведение симфоническое, ибо с каждым из адресатов Флоренский вел отдельный разговор со своим особым "сюжетом". Но все
эти авторские "голоса" сливаются в стройную систему мыслей, чувств, наблюдений, предвидений. Флоренский всегда интересовался проблемами семьи, рода, преемственности поколений. При всей своей огромной занятости он отдавал немало времени воспитанию детей (их у него было пятеро). Этот процесс не прерывался и после ареста ученого. Письма Флоренского из лагерей - своего рода педагогическая поэма, сочиненная великим мыслителем и великим знатоком человеческой души. По мнению составителей тома, в своих лагерных
письмах ученый старался "передать свой жизненный опыт детям, утвердить в них выработанное им мировоззрение".
Это не было дидактизмом и морализаторством "школярского" типа. Флоренский старается увлечь детей красочными описаниями природы, глубокими размышлениями об искусстве, о высшем предназначении человека. Он рисует на страницах писем изучаемые им водоросли (некоторые из этих рисунков воспроизведены в книге). В занимательной форме, с глубоким знанием дела описывает закономерности атмосферных явлений. Рассказывает о тайнах вечной мерзлоты и жизни морских рыб. Наконец, сочиняет для младшего сына натурфилософскую
"Оро", ритмически и сюжетно восходящую к лермонтовскому "Мцыри". Собранные воедино письма Флоренского к детям - это настоящий гимн человеческому духу, шедевр научно- педагогической мысли. Не сразу удается поверить, что их писал один человек: настолько потрясающ универсализм знаний! Кто еще мог на страницах одного письма с равным профессионализмом рассуждать о новом романе Юрия Тынянова, о ритмических особенностях стихов Тютчева - и о конструкции аппарата для фильтрации иода, о проблемах грунтоведения
в условиях Крайнего Севера? (О религии и других метафизических материях писать не дозволялось цензурой.) "Русский Леонардо"? Да, безусловно. Но еще и российский "Невтон и Платон" в одном лице, ученый такого масштаба знаний, какого не знала наша страна со времен Ломоносова.
И, как стало теперь ясно из полного свода писем, не только великий ученый, но и Человек. С самой большой, какая только есть, буквы.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |