СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ, СРЕДНЯЯ ШКОЛА N 57, Г. МОСКВА
Обломов и Штольц
Кадр первый
Оживлённый разговор в классе.
Мальчик номер один (почти кричит):
- Да никто уже не думает о смысле жизни! Уже понятно, что незачем его искать! Потому что его нету.
Мальчик номер два (чуть тише, но с азартом):
- Да уже никто не думает о смысле жизни! Уже понятно, что незачем его искать! Потому что все его нашли.
Учитель (устало, но мягко):
- Хорошо, давайте блиц-опрос. Поднимите руки те, кто а) хоть раз в жизни задавался вопросом о смысле этой самой жизни и б) независимо от того, нашёл ответ или нет, предполагает, что этот вопрос ещё перед ним когда-то встанет во всей своей силе.
Поднимают руку все (!) десятиклассники. Мальчики номер один и два оглядываются и замолкают. Нечастая картина.
Кадр второй
Учитель:
- Припомните что-нибудь из взаимоотношений Штольца с отцом, что вас как-то зацепило.
Хор:
- Ну это когда отец деньги даёт за работу - и в амбарную книгу записывает. Как нанятому чу- жому. Или когда Штольц где-то пропадает, а когда возвращается, отец спрашивает только: "Уроки сделаны? Ах, не сделаны. Тогда вали отсюда и не воз- вращайся, пока не сделаешь".
Учитель:
- Ну и? Как на ваш взгляд?
Хор:
- А чего, нормально. Отец ведь его любит и хочет приготовить к жизни. Воспитать. Так и надо.
Учитель:
- А вы своих так же будете воспитывать?
Хор (улыбаясь):
- Ну, это когда ещё будет!
Учитель:
- Вообще-то - вот посмотрите сейчас внимательно друг на друга - вообще-то через три года после окончания школы уже у кого-то из вас появятся жены, мужья, дети. Так происходит с каждым выпуском. Через три года будет первый.
Хор безмолвствует. Озирает друг друга с сомнением, но как бы проснувшись и как бы в первый раз:
- То есть вы хотите сказать, что через четыре года (десятый ведь класс - прим. авт.) вот кто-то из нас уже сам станет родителем?
Учитель:
- Увы. Деваться некуда.
Мальчик номер три (выпаливает):
- Я не женюсь никогда!
Учитель (устало, но мягко):
- Я тоже так думал.
Даже поспорил со своей учительницей литературы на (намекающим тоном) бутылку коньяку...
Мальчик номер три: - Я не буду с вами спорить!!!
Кадр третий
Смотрим фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова". Сцена в бане. Спор Обломова и Штольца. Обломов задаёт жгущий его вопрос о смысле жизни и, волнуясь и плача, рассказывает притчу о дереве и листьях, каждый из которых вроде и не нужен - но всё же нужен, всё же не бесцельно на ветру трепещет. И с надеждой смотрит на умного Штольца - помоги! Объясни, зачем я живу? Почему я такой? Умный Штольц курит трубку, дым заволакивает лицо. Молчание. Вот и вся помощь.
Учитель (между прочих разговоров об этом фрагменте):
- А кстати, кто из вас знает, как помочь человеку, с которым вы вдвоём, с глазу на глаз - и вдруг он говорит о важном для себя, нервничает, открывает душу, плачет, платок комкает?..
Девочка номер один:
- Надо попытаться его понять.
Учитель:
- Как именно?
Молчание.
Мальчик номер четыре (начиная кипятиться):
- Надо ему объяснить. Надо сказать: "Ты неправ. Ты не так понимаешь жизнь. И вообще!"
Мальчик номер пять (задумчиво):
- Ну можно сказать что-нибудь типа "Хватит плакать! Посмотрим на вещи спокойно".
Учитель (устало, но мягко):
- Хотите секрет, заработанный годами ошибок?
Самый главный секрет - совершенно задарма? Если вы его примените и он сработает, то я не зря прожил жизнь.
Хор (недоверчиво, но подняв все головы от парт):
- Ну?
Учитель:
- Надо просто подойти к человеку, обязательно подойти к нему, обнять его, обязательно обнять и начать ласково вытирать ему слезы, говоря что-то простое и ласковое. Поцеловать тоже можно. Главное - показать ему своё приятие. А разбираться будете потом.
Хор опять впал в безмолвие, в котором слышно, как переваривается в головах эта мысль...
Одно не пойму: почему в расписании всё это называется уроками литературы?
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |