Libmonster ID: RU-7936

1

27 ноября 1938 года в редакции "Исторического журнала" состоялось совещание, посвященное вопросу о задачах журнала, вытекающих из постановления ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)". На совещании, кроме работников редакции, присутствовал авторский и читательский актив журнала, представители исторических учреждений (Исторический музей, "История гражданской войны", Исторический кабинет Мосгороно, Пединститут, Историческая библиотека) и группа преподавателей истории средних школ города Москвы и области.

В своем вступительном докладе ответственный редактор журнала тов. Волин, подчеркнув исключительное значение для исторического фронта в целом и для "Исторического журнала" в частности выхода в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" и постановления ЦК ВКП(б) о постановке пропаганды, остановился на тех мероприятиях, которые редакция наметила в целях перестройки журнала в соответствии с этим постановлением.

Постановление ЦК подчеркивает решающую роль печати в деле пропаганды марксизма-ленинизма, специально останавливаясь в связи с этим на теоретических журналах, отмечая их недостатки и выдвигая перед ними целый ряд серьезнейших задач. Основными кадрами читателей "Исторического журнала" является советская интеллигенция, в первую очередь партактивисты и учителя, преподаватели истории, учащиеся высших учебных заведений. Поэтому центральной задачей "Исторического журнала" является помощь этим кадрам в их самостоятельном изучении истории ВКП(б), международного революционного движения, проблем гражданской истории, в их работе над глубоким усвоением основ диалектического материализма и применением этих основ при изучении истории общественной жизни.

В связи с этим редакция дополнила свой план статей по истории ВКП(б) и истории СССР с учетом тех тем, которые освещены в главах "Краткого курса истории ВКП(б)", и начала уже опубликование этого материала в журнале с N 10 за 1938 год.

Далее, редакция приступила к печатанию статей, посвященных основным произведениям основоположников марксизма-ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В этих статьях, задача которых - облегчить читателям журнала самостоятельное изучение произведений классиков марксизма, - должен быть дан анализ той исторической обстановки, в которой возникло соответствующее произведение, должны быть охарактеризованы те работы, которые атому произведению предшествовали, подготовляя его, должна быть дана характеристика самого произведения и указано значение, которое оно имело в истории развития революционного движения пролетариата.

Ряд статей по истории самой исторической науки, об ее задачах должен помочь читателям глубоко понять исторический материализм - этот единственно научный взгляд на историю. Журнал намечает статьи с критикой лжемарксистской, антиисторической концепции Покровского и его "школы", которая извращенно толковала исторические факты, вопреки историческому материализму, с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в которых те или иные исторические события происходили. До сих пор работа журнала в этой области была недостаточна. Перед журналом стоит задача разоблачения всяких проявлений вульгаризации, опошления исторической науки, задача поднятия идейно-теоретического уровня помещаемых в журнале статей.

Из постановления ЦК прямо вытекает, что обязанностью "Исторического журнала" как журнала теоретического является освещение не только тех исторических фактов, которые уже марксистски разработаны, но и выдвижение новых, еще не разработанных в марксистской литературе проблем. В этих случаях полезно открывать творческую дискуссию на страницах журнала; отсутствие таких дискуссий в предыдущей работе журнала является также одним из его недостатков. Двигать историческую науку вперед - прямая обязанность "Исторического журнала".

То же относится и к постановке методических вопросов. В отделе "История в школе" редакция в дальнейшем предполагает давать не только статьи, в которых отдельные преподаватели делятся опытом своей работы, но и обобщать этот опыт, выдвигать и ставить на обсуждение учительских кадров отдельные вопросы методики преподавания истории. Редакция должна приложить все усилия к тому, чтобы этот отдел журнала, как и всю работу

стр. 121

журнала, поднять на большую теоретическую высоту.

Перед журналом поставлена важнейшая задача - выращивание новых авторских кадров; работа журнала и в этой области далеко отстает от тех требований, которые перед ним стоят, и от тех возможностей, которыми он располагает. Редакция должна развернуть работу по консультированию авторов, по конкретной помощи своим авторам. С этой целью журнал открывает отдел консультации, в котором будут даваться ответы на вопросы читателей.

Редакция должна установить тесную связь с историческими учреждениями и освещать на своих страницах работу этих учреждений, подвергая ее критическому разбору.

Отдел библиографии ставит своей задачей отражать всю выходящую в свет историческую литературу.

Наконец, журналу необходимо добиться улучшения языка печатаемого материала, имея перед собой в качестве образца предельно ясный, научный и в то же время популярный и образный язык "Краткого курса истории ВКП(б)".

2

По докладу открылись прения, в которых приняло участие 20 человек. Выступавшие товарищи признавали критику, данную тов. Волиным, правильной и в свою очередь указывали на недостатки журнала, внося свои предложения по перестройке его работы.

Прежде всего был подвергнут критике теоретический уровень статей "Исторического журнала". Указывалось на то, что в журнале не разрабатывались новые вопросы с привлечением свежего исторического материала. В журнале замечалось неправильное понимание того, что собой должна представлять хорошая популярная статья. Популярность подчас граничила с упрощенчеством; есть неряшливо, небрежно написанные статьи. Неправильно думать, что популярная статья - это статья компилятивная, что она не требует глубокой работы над первоисточником, над архивным документальным материалом. Серьезное изучение темы, всестороннее знание вопроса - важнейшее условие научно-популярной статьи.

Серьезным недостатком журнала, по мнению участников совещания, является и то, что в нем имеются статьи, в которых события из гражданской истории описываются оторванно от условий, в которых они протекали, что в них перечисляются лишь конкретные факты без необходимого марксистского анализа.

В постановлении ЦК ВКП(б) подчеркнуто, что в исторической науке до последнего времени имели место антимарксистские извращения и вульгаризаторство, связанные с так называемой "школой" Покровского, а журнал, как указывали выступавшие в прениях, сделал недостаточно для борьбы с этими извращениями. Хотя в ряде статей на соответствующие темы и указывалось, что по данному, конкретному вопросу у Покровского неправильная историческая концепция, и давалась критика ее, однако не была до конца разоблачена методология Покровского.

Журнал не давал теоретических статей, ставящих большие проблемы. Вместо этого он в ряде случаев освещал мелкие исторические факты без широкого обобщения и необходимого анализа.

Товарищи настойчиво подчеркивали необходимость ряда статей, разрабатывающих теоретические темы (об исторической науке, ее задачах, о материалистической диалектике и исторической науке и т. п.). Такой материал крайне необходим читательским кадрам "Исторического журнала", основная масса которых - советская интеллигенция, учителя истории - с большой энергией и под'емом начала работу над изучением основ марксистско-ленинской теории, над изучением "Истории ВКП(б)", отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма и которые ждут в этом деле помощи от "Исторического журнала".

Особо был подвергнут критике отдел библиографии журнала, в котором даются случайные рецензии. Указывалось, что библиография тогда ценна и достигает своей цели, когда осведомляет читателя о всей выходящей исторической литературе.

Выступающие критиковали журнал и за то, что он боится смело обсуждать выходящую в свет историческую литературу, видимо, ожидая готовой оценки в других журналах.

Совещание внесло целый ряд дополнений в тематику, предложенную редакцией. Было отмечено, что вопрос об истории колониальных стран, особенно актуальный в свете сегодняшней международной обстановки, должен найти большее отражение в журнале. Необходимо также журналу расширить свой план и за счет освещения послеоктябрьского периода всеобщей истории, особенно тех вопросов, по которым нет почти никакой литературы, например период революции в Финляндии, Литве, Эстонии, революционное движение в 1923 году в Болгарии и т. п. Продолжает также оставаться важной и далеко еще не разрешенной журналом задачей разработка истории испанской революции 1931 года.

стр. 122

Выступавшие товарищи указывали также на необходимость усилить освещение вопросов международного революционного движения и дать больше статей по вопросам истории народов, входящих в состав СССР.

На совещании был поставлен вопрос о том, чтобы журнал в своей работе по освещению материалов в помощь изучающим "Историю ВКП(б)" не дублировал другие журналы. Все статьи в "Историческом журнале" должны появляться в специфически историческом разрезе: они должны давать развернутый конкретно-исторический, фактический материал. Так например "Исторический журнал", давая статью о работе Ленина "Что делать?", вскрывая все ее исключительное значение для идеологической подготовки большевистской партии, должен больше уделить внимания по сравнению с журналами общего типа той исторической обстановке, в которой она писалась.

Указывалось, что в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) журнал должен дать ряд статей, направленных против упрощенчества и вульгаризации в толковании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии (в вопросе о роли личности в истории, о большевистской оценке характера войн в современную эпоху, о неправильности трактовки большевиков как своего рода "пацифистов" и др.). При этом задачей редакции является освещение всех этих вопросов в специфическом для "Исторического журнала" разрезе. Так, в этом разрезе должен быть освещен вопрос о двух типах войн, справедливых и несправедливых, вопрос о построении социализма в одной стране, вопрос о государстве при социализме и коммунизме и др.

Был выдвинут вопрос и о форме подачи материала в журнале. Выступавшие товарищи указывали на то, что редакция неправильно добивается стандарта статей, как по размерам, так и по подходу к вопросам.

Журнал должен использовать разнообразные формы научно-популярной работы. Необходимо, в частности, наряду с научно-популярными статьями давать и историческую публицистику.

Особенно много внимания совещание уделило вопросу о кадрах, о необходимости редакции "Исторического журнала" проявить в этом отношении смелость и решительность. Выступавшие в прениях учителя средней школы говорили о том, что среди учителей-историков многие работают над отдельными вопросами истории и могли бы и хотели бы давать статьи в "Исторический журнал". Надо суметь разыскать эти кадры и помочь им. То же относится и к студенчеству и к аспирантуре, из среды которых может быть образован квалифицированный авторский актив.

Указывалось и на необходимость освещать на страницах "Исторического журнала" работу музеев и других исторических учреждений, давать сообщения о новых экспозициях и т. п.

Совещание показало, что читательский и авторский актив пред'являет журналу большие и серьезные требования. Состоявшееся после этого совещания заседание редакции наметило план работы журнала с учетом всех высказанных участниками совещания пожеланий, с тем чтобы в кратчайшие сроки реализовать те задачи, которые поставлены перед журналом, как и перед всей печатью, историческим постановлением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".

О. С.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/По-историческим-учреждениям-РАСШИРЕННОЕ-СОВЕЩАНИЕ-РЕДАКЦИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЖУРНАЛА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Анна СергейчикКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sergeichik

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

По историческим учреждениям. РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ РЕДАКЦИИ "ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 28.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/По-историческим-учреждениям-РАСШИРЕННОЕ-СОВЕЩАНИЕ-РЕДАКЦИИ-ИСТОРИЧЕСКОГО-ЖУРНАЛА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Анна Сергейчик
Vladikavkaz, Россия
414 просмотров рейтинг
28.08.2015 (3135 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
7 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
По историческим учреждениям. РАСШИРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ РЕДАКЦИИ "ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android