1
27 ноября 1938 года в редакции "Исторического журнала" состоялось совещание, посвященное вопросу о задачах журнала, вытекающих из постановления ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)". На совещании, кроме работников редакции, присутствовал авторский и читательский актив журнала, представители исторических учреждений (Исторический музей, "История гражданской войны", Исторический кабинет Мосгороно, Пединститут, Историческая библиотека) и группа преподавателей истории средних школ города Москвы и области.
В своем вступительном докладе ответственный редактор журнала тов. Волин, подчеркнув исключительное значение для исторического фронта в целом и для "Исторического журнала" в частности выхода в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" и постановления ЦК ВКП(б) о постановке пропаганды, остановился на тех мероприятиях, которые редакция наметила в целях перестройки журнала в соответствии с этим постановлением.
Постановление ЦК подчеркивает решающую роль печати в деле пропаганды марксизма-ленинизма, специально останавливаясь в связи с этим на теоретических журналах, отмечая их недостатки и выдвигая перед ними целый ряд серьезнейших задач. Основными кадрами читателей "Исторического журнала" является советская интеллигенция, в первую очередь партактивисты и учителя, преподаватели истории, учащиеся высших учебных заведений. Поэтому центральной задачей "Исторического журнала" является помощь этим кадрам в их самостоятельном изучении истории ВКП(б), международного революционного движения, проблем гражданской истории, в их работе над глубоким усвоением основ диалектического материализма и применением этих основ при изучении истории общественной жизни.
В связи с этим редакция дополнила свой план статей по истории ВКП(б) и истории СССР с учетом тех тем, которые освещены в главах "Краткого курса истории ВКП(б)", и начала уже опубликование этого материала в журнале с N 10 за 1938 год.
Далее, редакция приступила к печатанию статей, посвященных основным произведениям основоположников марксизма-ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В этих статьях, задача которых - облегчить читателям журнала самостоятельное изучение произведений классиков марксизма, - должен быть дан анализ той исторической обстановки, в которой возникло соответствующее произведение, должны быть охарактеризованы те работы, которые атому произведению предшествовали, подготовляя его, должна быть дана характеристика самого произведения и указано значение, которое оно имело в истории развития революционного движения пролетариата.
Ряд статей по истории самой исторической науки, об ее задачах должен помочь читателям глубоко понять исторический материализм - этот единственно научный взгляд на историю. Журнал намечает статьи с критикой лжемарксистской, антиисторической концепции Покровского и его "школы", которая извращенно толковала исторические факты, вопреки историческому материализму, с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в которых те или иные исторические события происходили. До сих пор работа журнала в этой области была недостаточна. Перед журналом стоит задача разоблачения всяких проявлений вульгаризации, опошления исторической науки, задача поднятия идейно-теоретического уровня помещаемых в журнале статей.
Из постановления ЦК прямо вытекает, что обязанностью "Исторического журнала" как журнала теоретического является освещение не только тех исторических фактов, которые уже марксистски разработаны, но и выдвижение новых, еще не разработанных в марксистской литературе проблем. В этих случаях полезно открывать творческую дискуссию на страницах журнала; отсутствие таких дискуссий в предыдущей работе журнала является также одним из его недостатков. Двигать историческую науку вперед - прямая обязанность "Исторического журнала".
То же относится и к постановке методических вопросов. В отделе "История в школе" редакция в дальнейшем предполагает давать не только статьи, в которых отдельные преподаватели делятся опытом своей работы, но и обобщать этот опыт, выдвигать и ставить на обсуждение учительских кадров отдельные вопросы методики преподавания истории. Редакция должна приложить все усилия к тому, чтобы этот отдел журнала, как и всю работу
журнала, поднять на большую теоретическую высоту.
Перед журналом поставлена важнейшая задача - выращивание новых авторских кадров; работа журнала и в этой области далеко отстает от тех требований, которые перед ним стоят, и от тех возможностей, которыми он располагает. Редакция должна развернуть работу по консультированию авторов, по конкретной помощи своим авторам. С этой целью журнал открывает отдел консультации, в котором будут даваться ответы на вопросы читателей.
Редакция должна установить тесную связь с историческими учреждениями и освещать на своих страницах работу этих учреждений, подвергая ее критическому разбору.
Отдел библиографии ставит своей задачей отражать всю выходящую в свет историческую литературу.
Наконец, журналу необходимо добиться улучшения языка печатаемого материала, имея перед собой в качестве образца предельно ясный, научный и в то же время популярный и образный язык "Краткого курса истории ВКП(б)".
2
По докладу открылись прения, в которых приняло участие 20 человек. Выступавшие товарищи признавали критику, данную тов. Волиным, правильной и в свою очередь указывали на недостатки журнала, внося свои предложения по перестройке его работы.
Прежде всего был подвергнут критике теоретический уровень статей "Исторического журнала". Указывалось на то, что в журнале не разрабатывались новые вопросы с привлечением свежего исторического материала. В журнале замечалось неправильное понимание того, что собой должна представлять хорошая популярная статья. Популярность подчас граничила с упрощенчеством; есть неряшливо, небрежно написанные статьи. Неправильно думать, что популярная статья - это статья компилятивная, что она не требует глубокой работы над первоисточником, над архивным документальным материалом. Серьезное изучение темы, всестороннее знание вопроса - важнейшее условие научно-популярной статьи.
Серьезным недостатком журнала, по мнению участников совещания, является и то, что в нем имеются статьи, в которых события из гражданской истории описываются оторванно от условий, в которых они протекали, что в них перечисляются лишь конкретные факты без необходимого марксистского анализа.
В постановлении ЦК ВКП(б) подчеркнуто, что в исторической науке до последнего времени имели место антимарксистские извращения и вульгаризаторство, связанные с так называемой "школой" Покровского, а журнал, как указывали выступавшие в прениях, сделал недостаточно для борьбы с этими извращениями. Хотя в ряде статей на соответствующие темы и указывалось, что по данному, конкретному вопросу у Покровского неправильная историческая концепция, и давалась критика ее, однако не была до конца разоблачена методология Покровского.
Журнал не давал теоретических статей, ставящих большие проблемы. Вместо этого он в ряде случаев освещал мелкие исторические факты без широкого обобщения и необходимого анализа.
Товарищи настойчиво подчеркивали необходимость ряда статей, разрабатывающих теоретические темы (об исторической науке, ее задачах, о материалистической диалектике и исторической науке и т. п.). Такой материал крайне необходим читательским кадрам "Исторического журнала", основная масса которых - советская интеллигенция, учителя истории - с большой энергией и под'емом начала работу над изучением основ марксистско-ленинской теории, над изучением "Истории ВКП(б)", отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма и которые ждут в этом деле помощи от "Исторического журнала".
Особо был подвергнут критике отдел библиографии журнала, в котором даются случайные рецензии. Указывалось, что библиография тогда ценна и достигает своей цели, когда осведомляет читателя о всей выходящей исторической литературе.
Выступающие критиковали журнал и за то, что он боится смело обсуждать выходящую в свет историческую литературу, видимо, ожидая готовой оценки в других журналах.
Совещание внесло целый ряд дополнений в тематику, предложенную редакцией. Было отмечено, что вопрос об истории колониальных стран, особенно актуальный в свете сегодняшней международной обстановки, должен найти большее отражение в журнале. Необходимо также журналу расширить свой план и за счет освещения послеоктябрьского периода всеобщей истории, особенно тех вопросов, по которым нет почти никакой литературы, например период революции в Финляндии, Литве, Эстонии, революционное движение в 1923 году в Болгарии и т. п. Продолжает также оставаться важной и далеко еще не разрешенной журналом задачей разработка истории испанской революции 1931 года.
Выступавшие товарищи указывали также на необходимость усилить освещение вопросов международного революционного движения и дать больше статей по вопросам истории народов, входящих в состав СССР.
На совещании был поставлен вопрос о том, чтобы журнал в своей работе по освещению материалов в помощь изучающим "Историю ВКП(б)" не дублировал другие журналы. Все статьи в "Историческом журнале" должны появляться в специфически историческом разрезе: они должны давать развернутый конкретно-исторический, фактический материал. Так например "Исторический журнал", давая статью о работе Ленина "Что делать?", вскрывая все ее исключительное значение для идеологической подготовки большевистской партии, должен больше уделить внимания по сравнению с журналами общего типа той исторической обстановке, в которой она писалась.
Указывалось, что в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) журнал должен дать ряд статей, направленных против упрощенчества и вульгаризации в толковании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и истории партии (в вопросе о роли личности в истории, о большевистской оценке характера войн в современную эпоху, о неправильности трактовки большевиков как своего рода "пацифистов" и др.). При этом задачей редакции является освещение всех этих вопросов в специфическом для "Исторического журнала" разрезе. Так, в этом разрезе должен быть освещен вопрос о двух типах войн, справедливых и несправедливых, вопрос о построении социализма в одной стране, вопрос о государстве при социализме и коммунизме и др.
Был выдвинут вопрос и о форме подачи материала в журнале. Выступавшие товарищи указывали на то, что редакция неправильно добивается стандарта статей, как по размерам, так и по подходу к вопросам.
Журнал должен использовать разнообразные формы научно-популярной работы. Необходимо, в частности, наряду с научно-популярными статьями давать и историческую публицистику.
Особенно много внимания совещание уделило вопросу о кадрах, о необходимости редакции "Исторического журнала" проявить в этом отношении смелость и решительность. Выступавшие в прениях учителя средней школы говорили о том, что среди учителей-историков многие работают над отдельными вопросами истории и могли бы и хотели бы давать статьи в "Исторический журнал". Надо суметь разыскать эти кадры и помочь им. То же относится и к студенчеству и к аспирантуре, из среды которых может быть образован квалифицированный авторский актив.
Указывалось и на необходимость освещать на страницах "Исторического журнала" работу музеев и других исторических учреждений, давать сообщения о новых экспозициях и т. п.
Совещание показало, что читательский и авторский актив пред'являет журналу большие и серьезные требования. Состоявшееся после этого совещания заседание редакции наметило план работы журнала с учетом всех высказанных участниками совещания пожеланий, с тем чтобы в кратчайшие сроки реализовать те задачи, которые поставлены перед журналом, как и перед всей печатью, историческим постановлением ЦК ВКП(б) "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)".
О. С.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |